ВЕСТНИК 1(29) 2018

Название:
ВЕСТНИК 1(29) 2018
Номер:
1
Год:
2018
Дата публикации на сайте:
2018-03-27 15:37:13
Полный журнал в PDF:
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК: 378.14.015.62
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Сергеевна Авдонина ;
В статье раскрывается понятие образа профессии в проблемном поле профессио- нальной идентичности. Цель статьи – выявить и описать структуру образа профессии у студентов- журналистов. В начале исследования были сформулированы две гипотезы: 1) определить, на каком курсе студенты переживают первый учебно-профессиональный кризис профессиональной идентичности; 2) студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию и возможность для самореализа- ции себя как творческой личности. Материалы и методы. В ходе исследования автор обращался к ис- точникам по темам профессиональной идентичности, образа профессии и журналистской профессии. Методологической основой исследования были избраны личностно ориентированный и компетентност- ный подходы. Для проведения исследования была разработана методика из 34 вопросов с серией воз- можных и развернутых ответов «Образ профессии». В ходе анализа результатов применения методики обе гипотезы подтвердились. Обсуждение. На 3- и 4-м курсах преобладает количество студентов, неуве- ренных в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза – на 3-м курсе студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается еще на 2-м курсе. В целом ответы подтверждают и вторую гипотезу – современные студенты видят в журналистике в основном творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью рабо- тать в новостных СМИ, где написание текстов подчинено строгому алгоритму. Заключение. Анализ ре- зультатов исследования образа профессии у студентов позволил нам уточнить структуру данного образа и получить важные данные для корректировки рабочих программ и курсов по журналистике.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК: 371.13,37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Елена Валентиновна Кондратенко;
Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными ста- новятся такие проблемы этнического характера, как предотвращение межнациональных конфликтов, возрождение национальной культуры, воспитание уважения к традициям, истории и культуре народов, населяющих Россию и другие. Целью исследования является разработка и апробация модели формиро- вания этнокультурной компетентности студентов – будущих педагогов средствами музейной педагогики. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этнокультурная компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать куль- турные средства и объекты в этнокультурной среде. Формирование этнокультурной компетентности будущего педагога возможно в рамках вуза как открытого социально-воспитательного института, реали- зующего систему деятельностей в трех взаимосвязанных важнейших областях – образовательной, воспи- тательной и практической. В качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетент- ности будущих педагогов в статье рассматривается музейная педагогика. Современный музей является не только местом хранения раритетов и реликвий, но и эффективной базой для общения и воспитания, культурно-образовательной средой и местом формирования этнокультурной компетентности личности. Важнейшими принципами современной музейной педагогики являются принципы интерактивности, комплексности, программности, диалогичности, индивидуализации. Последовательная реализация этих принципов позволяет сформировать такие компоненты этнокультурной компетентности, как представле- ние об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтни- ческой среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности и саморазвития и т. д.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ АССР В 1940–1960 ГОДЫ
УДК: 377.3(470.343)"1940/1960"
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Петровна Береснева ;
В настоящее время профессиональные образовательные организации являются основным источником подготовки образованных, интеллектуально и профессионально развитых, а также конкурентоспособных рабочих кадров, востребованных на рынке труда. С целью повышения эффективности данного процесса необходимо провести анализ, научное осмысление и обобщение исторического опыта профессионально- технического образования Марийской АССР в 1940–1960 годы. Необходимость научного осмысления вопросов теории и практики профтехобразования Марийской АССР в указанный период времени обуславли- вает исследование исторических и социально-экономических предпосылок, теоретико-методологических проблем − общей концепции развития профессионально-технического образования в его диалектических связях с социально-экономическим и политическим развитием общества в целом, с развитием общего образования, научно-технического прогресса. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны промыш- ленных предприятий страны на восток, в частности, в республику, послужила основой развития новых отрас- лей промышленного производства. Приток на производство молодежи вызвал необходимость срочной подго- товки квалифицированных рабочих, способных в кратчайшие сроки развернуть работу эвакуированных предприятий. Активно использовались при их подготовке индивидуальное ученичество, всевозможные курсы, ремесленные училища и школы ФЗО. Таким образом, централизованная планомерная система обеспечения промышленности рабочими кадрами, созданная накануне войны, полностью оправдала себя и доказала жизнестойкость в экстремальных условиях. Исторические и социально-экономические особенно- сти развития республики выступали важным фактором становления и развития профессионально-техническо- го образования, а также стимулом, побуждающим к его изменению. Качественные изменения на производстве влекли за собой соответствующие изменения в содержании и методах обучения. Научно-технический прогресс порождал новые отрасли производства, углубляя его специализацию. Это, в свою очередь, обуславливало появление и развитие новых профессий и в то же время вело к удалению профессий, связанных с исчезаю- щими видами производства. Послевоенное восстановление народного хозяйства потребовало прилива квалифицированных рабочих и позволило вовлечь в профессионально-техническое образование более ши- рокие слои молодежи. Одной из приоритетных задач в послевоенный период была необходимость привлечения молодежи в производство, вооружив ее соответствующими трудовыми умениями и навыками. Следователь- но, историко-педагогический анализ становления и развития профессионально-технического образования Марийской АССР в 1940–1960 годы позволяет определить специфические особенности профтехобразова- ния как целостной, динамически сложной системы, в которой осуществляются педагогические, экономи- ческие, социальные и производственные процессы, отразить их взаимосвязь и взаимообусловленность.
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 37 1174
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Оксана Николаевна Васенина;
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных умений и навыков на уроках марийского (государственного) языка в школах с русским (родным) языком обучения. Основной целью обучения марийскому языку как неродному в школах является развитие способности обучающихся к общению на марийском языке. Реализация этой цели связана с формированием ряда коммуникативных навыков: понимать высказывания на марийском языке в различных ситуациях общения, вступать в ком- муникацию в соответствии с особенностями и правилами общения изучаемого языка. Средствами общения на уроках марийского языка являются тексты и речевые ситуации. Формирование коммуникативных умений и навыков на марийском языке – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформиро- ванности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социа- лизации и развития личности в целом. Но для этого нужна постоянная диагностика мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков. Цель исследования: изучение мотива- ции к изучению марийского языка и выявление сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся основной школы. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование по выявлению уровня мотивации к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся). Содержа- ние исследования направлено на выявление мнения обучающихся о важности и необходимости изуче- ния марийского языка как одного из государственных языков в Республике Марий Эл; умения обуча- ющихся самостоятельно организовывать свою работу на уроке и дома и на выявление трудностей, возникающих у обучающихся при изучении марийского языка. Результаты исследования позволяют сделать следующие выводы: интерес к изучению языка зависит от уровня мотивации, в связи с этим актуальным становится необходимость поиска путей и форм совместной деятельности обучающихся и учителей марийского языка как неродного для достижения высокого уровня мотивации и образова- тельных результатов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Николаевна Гаврилова ; Ирина Сергеевна Зимина; Владислав Алексеевич Кошкин ;
Введение. С увеличением выпуска автомобилей, возрастанием интенсивности движения на дорогах воз- растает и ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров. Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей. Особое значение в ре- шении данной проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых юных пешеходов – детей. Цель работы – рассмотреть вариант использования метода «дерево решений» при изучении темы «Безопасность на дорогах» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности». Материалы и методы. Дерево решений – это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оп- тимального варианта решения в экстремальной ситуации и оценить степень риска принятого решения. Ствол дерева определяется основным вопросом темы занятия, в качестве ствола может выступать смоде- лированная или реальная ситуация, которые возможно решить несколькими способами. Ветви дерева – это предположения, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей не ограничено. Листья дерева – обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного предположения (указанного на ветви). Данный эксперимент проведен среди школьников 8-х классов (14–15 лет). Нами были определены тип поведения школьников в случае возникновения неожиданной опасности (Э. У. Уткин) и расчет времени реакции по тесту Иозефа Блока. В эксперименте приняли уча- стие 100 учащихся. Результаты исследования, обсуждения. На контрольном этапе исследования отме- чается положительная динамика: увеличилось количество подростков с рациональным типом поведения, положительные сдвиги замечены и в скорости реакции учеников. Было установлено, что в эксперимен- тальной группе произошло значительное изменение времени реакции у школьников. Количество детей с высокой скоростью реакции увеличилось с 20 % до 50 %. Заключение. Таким образом, метод «дерево решений» может быть широко использован в рамках курса ОБЖ, он позволяет систематизировать знания школьников и проанализировать возможные экстремальные ситуации, оценить пути и способы их реше- ния, оценить в спокойной обстановке степень безопасности выбранного решения.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКЕ
УДК: 348
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Владимировна Кузнецова; Алексей Валентинович Кузнецов ;
Введение. Статья посвящена решению проблем формирования навыков самостоятельной работы у сту- дентов педагогических направлений подготовки в рамках дисциплины «Общий физический практи- кум» на примере лабораторных работ по молекулярной физике. Цель. Разработка методики увеличения самостоятельной работы студентов во время выполнения учебного исследования, практически форми- рующего исследовательские навыки. Материалы и методы. На основе учения А. М. Новикова о методо- логии научного исследования, нами была разработана структура лабораторных работ по молекулярной физике, включающая в себя фазы (фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза) и этапы подготовки, выполнения и сдачи работ по молекулярной физике. Результаты исследования. Нами разрабо- тана рабочая тетрадь, включающая лабораторные работы, соответствующие данной структуре, что позволя- ет отразить компоненты научного метода исследования при выполнении физического эксперимента. Данная тетрадь успешно применяется нами при проведении лабораторного практикума при изучении курса «Молекулярная физика». В статье приведен пример одной из лабораторных работ из рабочей тетради с описанием выполнения работы. Заключение. Доля самостоятельной работы возрастает, студенты ставят цель и задачи лабораторного эксперимента как физического исследования, формулируют гипотезу, пла- нируют последовательность выполнения работы и анализа ее результатов, что настраивает студентов на от- ветственную подготовку к занятиям. Это, в свою очередь, должно привести к освоению методов научного познания физических явлений, приобретению умений и навыков их практического использования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК: 378-057.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье, с учетом российских и общемировых тенденций развития общества, рассмотрена актуальная проблема преодоления негативных последствий глобальных кризисов в экономике, политике, культуре и образовании, где растущая конкуренция предъявляют особые требования к качеству высшего образо- вания. В связи с этим, представители государственных структур, бизнес сообщества видят в выпускнике современного университета социально зрелую, повышающую профессиональное мастерство личность, а также компетентного, владеющего специальными знаниями, умениями в сфере инновационных техно- логий, обладающего творческим мышлением и профессиональной мобильностью конкурентоспособного работника. Целью исследования является выявление причин низкого уровня сформированности профес- сионально-личностной конкурентоспособности студентов вуза и эмпирическое обоснование эффектив- ных путей повышения качества обучения, когда конкурентоспособность определяется способностью к активной мобилизации личных качеств и готовностью выстраивать стратегию профессиональной дея- тельности в соответствии с системными целевыми установками образовательного процесса университе- та. Методами исследования послужили: теоретико-педагогический анализ современного состояния процесса формирования конкурентоспособности; включенное и невключенное наблюдение; контент- анализ творческих работ студентов; диагностические методы, включая обобщение независимых характе- ристик, данных взаимо- и самооценки. Выявлено несколько причин недостаточно высокого уровня про- фессионально-личностного развития обучающихся: индивидуально-психологические; организационные; учебные; материально-технические; социальные; материально-бытовые и т. д. Сформулировано опреде- ление профессиональной конкурентоспособности – это готовность к компетентно выстроенной трудовой деятельности, целенаправленному достижению планируемых результатов на основе эффективной реали- зации творческого, интеллектуального и личностного потенциала. Делаются выводы о необходимости поиска новых подходов к проектированию, теоретическо-эмпирической верификации цели и задач, осмысления совокупности внутренних и внешних факторов формирования профессионально-личностной конкурентоспособности студентов в образовательном процессе современного вуза.
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
УДК: 37.013.43:39
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валентиновна Мальцева ; Ольга Александровна Макарова ; Светлана Асановна Мухина ;
Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности школьников на основе этно- культурного образования. Этнокультурное образование необходимо в настоящее время для преодоления у подрастающего поколения потребительского отношения к природе, воспитанию нравственному и био- этическому. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «экологическая компетентность», тех- нологии ее формирования. Использование элементов этнокультуры, являющейся отражением исторических событий, эпических сюжетов, обрядов, мифологических представлений народа, значимо и в процессе экологического образования и воспитания ребенка. Гуманное отношение к природе проявляется, в первую очередь, в деятельности ребенка, в развитии его способности к проектированию и организации экологи- ческой безопасной деятельности в окружающей среде. В статье раскрыты теоретические основы этно- культурного образования, понятия «этнокультурная осведомленность». Показана важность формирования у детей понимания и принятия этнического мира, значимость освоения культурного наследия народа. Средства традиционной культуры, обладая высоким воспитательным потенциалом, учат умению жить не только в гармонии друг с другом, но и в гармонии с природой. Целью исследования является теорети- ческое и опытно-экспериментальное изучение роли этнокультурного образования в формировании эко- логической компетентности школьников Республики Марий Эл. На основе подобранных и разработан- ных методик исследования у большинства школьников определен низкий уровень сформированности экологической компетентности и этнокультурной осведомленности. В статье представлены направления работы по формированию экологической компетентности на основе этнокультурного наследия коренно- го народа Республики Марий Эл. В силу психофизиологических особенностей дети особенно восприим- чивы к фольклору, наполненному занимательностью, сказочностью, игровой и творческой деятельностью. Включение в образовательный процесс сказок, пословиц, загадок способствует формированию знаний школьников о культуре народа, о национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Использо- вание современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов дает уникаль- ную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378.14.06:811.111
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина ; Ильхамия Исхаковна Галимзянова;
Актуальность статьи определяется необходимостью формирования толерантности – важного качества личности, которое способствует социализации будущего выпускника вуза в обществе. Целью исследова- ния явилась апробация учебного пособия по английскому языку в процессе развития толерантности сту- дентов; определение уровня критериев трех компонентов толерантности с помощью эмпирического ме- тода анкетирования и описание результатов внедрения данного пособия в образовательный процесс Казанского национального исследовательского технологического университета. Упражнения двух глав пособия направлены на повышение уровня лингвистических и лингвокультурных знаний, эмпатии, ре- флексии, коммуникабельности и преодоление агрессивности. Они способствуют развитию всех видов речи – чтения, аудирования, письма, говорения с использованием как традиционных объяснительно- иллюстративных и репродуктивных методов обучения, так и активных методов обучения, с использова- нием интернет-ресурсов и аудиоресурсов в форме индивидуальной, парной и групповой работы студен- тов. В основе аутентичного материала культуроведческой тематики и разработанных упражнений, пред- ставленных в первой и во второй главе пособия, заложены принципы коммуникативного характера обучения, воспитывающей рефлексии и диалога культур, творческого характера обучения, деятельност- ного характера обучения, а также личностно-ориентированной направленности обучения.
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
УДК: 378.14.06:811.111
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина;
Актуальность статьи связана с формированием такой важной общекультурной компетенции выпускника вуза, как межкультурная, которая подразумевает развитие толерантности. Развитие толерантности в учебно- воспитательном процессе осуществляется как с использованием традиционной объяснительно-иллюст- ративной технологии обучения, так и инновационной технологии развития критического мышления, которая позволяет развивать самостоятельное, аргументированное, творческое мышление студентов. Целью нашего исследования явилось внедрение технологии критического мышления на практических занятиях английского языка в Казанском национальном исследовательском технологическом универси- тете для повышения уровня трех компонентов толерантности; осуществление наблюдения за поведением студентов для определения уровня данных компонентов, а также обобщение результатов внедрения дан- ной технологии. Технология критического мышления, состоящая из трех стадий – «вызова», «осмысле- ния», «рефлексии» – была апробирована в виде следующих приемов: «Кластер», «Концептуальное колесо», «Таблица “тонких и толстых вопросов”», «Мозговой штурм», «Инсерт», заполнение концептуальной таблицы, написание творческой работы в виде «синквейна» и эссе. Внедрение данной технологии позволило повысить уровень толерантности студентов: определив уровень критериев трех компонентов толерантно- сти с помощью эмпирического метода наблюдения, мы выявили значительную динамику толерантности.
СОЗДАНИЕ УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
УДК: 372.881.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олег Владимирович Нефёдов; Ирина Петровна Ивановская ;
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы создания единого двухуровневого мультимедийного учебника по английскому языку для студентов-нелингвистов начального этапа обучения. Используемые в настоящее время учебники по иностранному языку очень быстро морально устаревают и не обеспечи- вают рациональные приемы, методы и стратегии обучения. В связи с этим целью проводимого нами ис- следования явился выбор наиболее оптимальных программных средств для создания мультимедийных обучающих комплексов и определение их наиболее существенных признаков и преимуществ. Нами были рассмотрены требования, предъявляемые рядом исследователей к учебникам по иностранным языкам, требования компьютерной лингводидактики к содержанию мультимедийных учебников и ряд программ для компиляции мультимедийных приложений. И в традиционном печатном, и мультимедийном учебни- ке должны быть отображены все компоненты содержания обучения: языковой и речевой материал; обла- сти практического использования; коммуникативные ситуации; упражнения; задания для самоконтроля и социокультурная информация. Из ряда протестированных нами компьютерных программ следует вы- делить iSpring Suite, как оптимальную для преподавателей, не имеющих навыков программирования. Результаты проводимых нами теоретических и опытных исследований позволяют прийти к заключению, что мультимедийный учебник по иностранному языку для студентов начального этапа обучения неязы- ковых направлений подготовки должен быть кроссплатформенным и включать базовую часть, охваты- вающую содержание обязательной учебной программы и вариативную часть, содержащую дополнитель- ный банк заданий и ссылок на интернет-ресурсы. Современный учебник по иностранному языку должен быть самодостаточным и позволять студентам использовать содержащийся в нем учебный материал без поддержки преподавателя, а основным критерием отбора содержания учебника должна быть направленность на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Ивановна Росенко;
Введение. Статья посвящена вопросам теоретико-методологического основания педагогической системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Цель статьи. Теоретическое обоснование комплекса методологических подходов, являющегося наиболее приемлемым для системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Материалы и методы. В рамках проведенного иссле- дования выявлен и обоснован комплекс теоретико-методологических подходов, в который входят системный, деятельностный и культурологический подходы. Установлена взаимообуславливающая и взаимодействую- щая связь между обозначенными подходами. На основе методологического анализа исследования опре- делена специально-научная методология, содержащая в себе базовые уровни: общенаучная основа, тео- ретико-методологическая стратегия, практико-ориентированная тактика. Результаты исследования. Представленный комплекс теоретико-методологических подходов обеспечивает достаточные условия кор- ректности и постановки проблемы исследования, формулирования практического аппарата ее решения – создания системы эффективной деятельности субъектов по формированию экономико-правовой культу- ры у студентов вузов. Обсуждение и заключения. Подробный описательный анализ каждого теоретико- методологического подхода в отдельности и, в целом, определение их внутреннего взаимодополнения и взаимовлияния, позволили удостовериться в оптимальности представленного теоретико-методологического комплекса в рамках системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов.
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова;
Внедрение федеральных государственных стандартов высшего образования предполагает качественное изменение организации обучения посредством широкого применения систем электронного обучения. Актуальность исследуемой в данной статье проблемы обусловлена необходимостью реализации и совершенствования эффективного управления электронным обучением. Целью исследования является теоретическое обоснование и практическая реализация механизма управления электронным обучением в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. В работе были использованы методы теоретического и эмпирического исследований. Приведено определение управления процессом обучения, рассмотрено развитие теории автоматизированного управления обучением в исторической ретроспекти- ве. Описана модель обучаемого в ИОС, дана характеристика ее составляющих параметров. Представлена структура взаимодействия субъектов обучения в ИОС в виде дидактической системы с определенной совокупностью взаимодействующих компонентов и функциями управления: управляющим выступает преподаватель или модуль управления ИОС, управляемым – студент. Сформулирована задача управления процессом обучения с учетом целевой установки, состоящей в совершенствовании учебного процесса, повышении эффективности усвоения знаний, формировании компетенций, развитии мыслительных спо- собностей обучающихся. Предложены этапы построения процесса управления учебно-познавательной деятельностью студентов в условиях ИОС: изучение объекта управления, проектирование и разработка программы управления, реализация разработанной программы, коррекция учебной деятельности студентов и программы управления. Описана схема управления процессом электронного обучения, которая реали- зована в программном модуле управления и построения сценариев обучения в условиях ИОС. В силу актуальности поднимаемой в статье проблемы она может быть интересна и полезна преподавателям и методистам высших учебных заведений как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ
УДК: 658.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Григорьевна Филиппова ;
Автор в статье ставит перед собой конкретную цель: рассматривая сущность и содержание малых инно- вационных предприятий, как в экономике, так и в условиях вуза, определить возможности коммерциали- зации образовательной и учебно-методической базы преподавателя. Автор обращается к истокам возникнове- ния малых инновационных предприятий, рассматривает особенности их деятельности на различных этапах функционирования. Особое внимание автор уделяет созданию МИПов в вузах страны, основным направлени- ям их деятельности. Обращает внимание на достаточно сложную процедуру и правила создания малых инно- вационных предприятий в вузе. Более детальное изучение материалов функционирующих МИПов в Поволжском государственном техническом университете позволяет автору выделить несколько проблем, так или иначе препятствующих широкому распространению малых инновационных предприятий в сфере образования. Научной новизной статьи является попытка выявить формы и методы научного содруже- ства опытного педагога и молодого ученого в деле коммерциализации образовательной и учебно- методической базы кафедры. Основные методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по функционированию МИПов – в вузах, беседы с представителями научно-методических центров вузов республики, преподавателями – авторами патентов. Практическая значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что преподаватели вузов будут иметь более объектив- ное представление о МИПах, и на данном этапе участие в процессе их создания может осуществиться через разработку проекта для получения гранта.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 372
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Алексеевна Юкина ; Ирина Владимировна Вострикова;
Целью данной статьи является определение взаимосвязи и взаимообусловленности проектной деятельности и развития познавательной активности и самостоятельности студентов через решение следующих задач: анкетирование студентов и преподавателей техникумов республики, занимающихся проектной деятель- ностью, сравнение и обобщение результатов; тестирование студентов СПО с использованием тестов В. И. Андреева; изучение проектов студентов ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» с целью определения технологии организации проектной деятельности; разработка методических рекомендаций по развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в проектной деятельности. Исследование проводилось с использованием тестов В. И. Андреева «Оценка уровня творческого потенциала личности» и «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию». Все методики апробированы самим автором на базе Казанского государственного университета, в классе-лицее при школе – МЖК № 146 г. Каза- ни и т. д. Оценены надежность, валидность и объективность тестов. Выбор тестов не является случай- ным. Наивысшим уровнем характеристики познавательной активности считается творческий уровень, а саморазвитие и самообразование студентов связаны с развитием познавательной самостоятельности в обучении. Одним из стимулов познавательной самостоятельной деятельности является специальная организация учебно-воспитательного процесса, ядром которого в настоящее время является проектная деятельность. В ходе исследования авторы анализируют данные тестирования, студентов, занимающихся проектами, и студентов, не разрабатывающих проекты. Небольшая выборка экспериментальной группы объясняется особенностями состава проектных групп: от одного до микрогруппы (3–7 человек). Сравнитель- ные показатели отражены в виде диаграмм. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение психолого-педагогической и научно-теоретической литературы по проектному обучению и познаватель- ной активности и самостоятельности); эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ проектов студентов). Новизна исследования: определен уровень творческого потенциала личности и способности к саморазвитию и самообразованию студентов, отражающий реализацию познавательной активности и самостоятельности в проектной деятельности. Подтверждена гипотеза исследования: регулярное вовлечение студентов в проектную деятельность и соблюдение технологии ее организации будут способствовать развитию познавательной самостоятельности и активности студентов техникумов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
УДК: 378:59.9
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Борисовна Авакян;
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме развития инновационной готовности в условиях социально-психологического климата педагогических коллективов высших учеб- ных заведений. Главная цель исследования – выявление особенностей развития инновационной готовно- сти преподавателя и социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных заведений. В процессе исследования был использован комплекс методов, взамообогащающих и допол- няющих друг друга, в том числе и математико-статистические методы обработки полученных данных. В состав психодиагностического инструментария входили различные методики, в том числе и авторская. В качестве респондентов выступали профессорско-преподавательский состав девяти высших учебных заведений России. Проведенное исследование позволило выявить наличие благоприятного социально- психологического климата во всех представленных педагогических коллективах вузов, что позволяет в условиях активного взаимодействия в совместной деятельности, атмосферы творческого поиска разви- вать готовность к принятию, внедрению инноваций в образовательный процесс вуза, а также различный уровень инновационной готовности педагогических коллективов. Исследование эмоционального, моти- вационного, когнитивного, личностного (инструментальный), организационного компонентов готовности педагогических коллективов к инновациям позволило выявить уровень инновационной готовности данных педагогических коллективов, что характеризует психологическую готовность преподавателя к инновацион- ной деятельности. В ситуации высокой неопределенности в системе высшего профессионального образования проблема психологической готовности преподавателя в условиях оптимизации социально-психологического климата педагогических коллективов вузов приобретает особую значимость и актуальность, поскольку высту- пает главным и необходимым фактором развития инновационного потенциала современных образовательных учреждений. Полученные результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют о необходимости дальнейшего исследования и научных разработок в области педагогической психологии.
МАТЕРИНСКО-ДЕТСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
УДК: 159.922
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Александр Аркадьевич Баранов ; Роза Кашифовна Махмутова; Татьяна Викторовна Шрейбер ;
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Цель исследования – изучение особенностей материнско-детского эмоционального взаимодей- ствия как фактора формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Материалы и методы. На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со сторо- ны ЖКТ, дыхательной системы и кожи с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского анамнеза изучены особенности эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия и определен уровень психического развития детей 1,5–3 лет. Результаты исследования, обсуждения. Обнаружено, что у детей с психосоматическими расстройствами реже диагностируется опережение и чаще встречается задержка психического развития. Эмпирически доказано, что в характеристиках эмоционального взаи- модействия матерей, воспитывающих детей с различными психосоматическими расстройствами значимо ниже уровень безусловного принятия, способность воспринимать психоэмоциональное состояние ребен- ка, оказывать ему эмоциональную поддержку и воздействовать на его эмоциональное состояние, но выше стремление к телесному контакту, по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых детей. Дана сравнительная характеристика особенностей эмоционального взаимодействия матерей и детей раннего возраста с расстройствами ЖКТ, дыхательной системы и кожными заболеваниями. Заключение. В ходе исследования удалось выявить значимые различия в особенностях материнско-детского эмоционального взаимодействия матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с различными психосоматическими расстройствами. Подтверждено, что низкий уровень безусловного принятия ребенка, стремления к телесному контакту, умения оказывать эмоциональную поддержку, воздействовать на состояние ребенка со стороны матери, выступают фактором формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ В ФИНСКОМ И ВЕНГЕРСКОМ ЯЗЫКАХ
УДК: 81ʼ373.237(=811.511.1)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Михайловна Мосина; Нина Валентиновна Казаева;
Данная статья посвящена исследованию лексических единиц, представляющих собой наименования лиц по профессиональной принадлежности в финском и венгерском языках с точки зрения их словообразо- вательной структуры и функциональных особенностей. Наименования лиц по профессии – большой в ко- личественном отношении и многообразный по структуре и семантическим особенностям фрагмент лексики языка, который постоянно пополняется новыми элементами. Слова отражают факты действительности, связанные друг с другом и образующие парадигмы. На протяжении последних лет лексика, обозначающая наименования лиц, вызывает возрастающий интерес как отечественных, так и зарубежных лингвистов и является предметом многих лингвистических исследований, основанных на материале разных языков. Актуальность данного исследования обусловлена динамичностью изменений, происходящих в данном пласте лексики и отсутствием подобных работ в финно-угорском языкознании. Материалом исследования послужили лексемы – наименования лиц по профессии, выделенные методом сплошной выборки из дву- язычных финско-русских, русско-финских, венгерско-русских, русско-венгерских словарей. В качестве методов исследования при написании данной работы были использованы метод сплошной выборки, опи- сательный, сравнительный и сопоставительный методы исследования. В результате проведенных иссле- дований авторы статьи приходят к выводу о том, что наименования лиц по профессии в рассматри- ваемых языках представлены, главным образом, сложными двух- и трехкомпонентными образованиями; суффиксальный способ словообразования также сыграл большую роль в образовании лексем, обозначаю- щих лиц по профессии, но на современном этапе представленные суффиксы не являются продуктивными и не принимают активного участия в образовании новых слов данной тематической группы. Следует отметить и то, что в венгерском языке важное место в сфере образования наименований лиц по профессии отводится субстантивации прилагательных и причастий.
УДАРЕНИЕ В ВОЛЖСКИХ И ДРУГИХ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКАХ
УДК: 811.511.15’342.8/9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Осип Егорович Поляков ;
Волжские языки (мокшанский, эрзянский и марийский), а также другие финно-угорские языки (финский, эстонский и другие прибалтийско-финские, саамский, венгерский, хантыйский, манский, удмуртский, коми) – языки уральской семьи. Финно-угорские языки сохранили многие прауральские языковые черты, например, отсутствие префиксов, наличие послеложных конструкций, отсутствие грамматической категории рода, наличие грамматической категории притяжательности, но в них появились и различные особенности, в том числе, и в употреблении ударения. В настоящей статье будут приведены сведения об употреблении ударения в различных финно-угорских языках, но особое внимание уделяется его употреблению в волж- ских (мокшанском, эрзянском и марийском) языках. В настоящем исследовании нами был применен не только описательный метод, но и сопоставительный. Давая характеристику ударения в волжских языках, автор исходит из положения, что ударение бывает словесным, синтагматическим и фразовым. Особым видом ударения считается логическое, суть которого состоит в подчеркивании в предложении наиболее важного слова. Таким образом, материалы нашей статьи свидетельствуют, что ударение в финно- угорских языках, в общем, не является смыслоразличительным. В некоторых случаях в марийском языке оно играет смыслоразличительную роль (шéрге «дорогой» – шергé «гребешок»). Самостоятельное сло- весное ударение в большинстве финно-угорских языков падает на первый слог, в эрзянском оно разно- местное, в мокшанском языке ударение также падает на первый слог. Но в определенных фонетических условиях переходит на другой слог, в марийском и удмуртском языках ударение находится на последнем или предпоследнем слоге, в коми-пермяцком – место ударения зависит от морфологического состава слова. Известно, что гласный под ударение должен быть длиннее, однако, проведенный в фонетической лаборатории Ленинградского университета экспериментальный анализ показал интересный результат: в слове áва «женщина» длительность ударенного гласного 150 мск, а безударного – 190.
ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТРИГИ В ЧУВАШСКОЙ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ПРОЗЕ
УДК: 821.512-3
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Петровна Савирова;
Статья посвящена проблеме изучения приключенческих жанров в национальной литературе, проявления элементов приключения в художественной практике, исследуется типология сюжета и типология героев. Основной целью данной статьи является выявление роли интриги в поэтике приключенческого произве- дения. В этих целях есть необходимость обратиться также к их сюжетно-композиционным особенностям, к тем или иным чертам героя, характеру ситуаций и обстоятельств. Поэтика приключенческой прозы до- статочно изучена во многих национальных литературах. Определенный вклад в изучение чувашской приключенческой прозы внесены Г. И. Федоровым, Н. Н. Осиповым и автором данной статьи. Тем не ме- нее на сегодняшний день многие вопросы в данном направлении остаются еще не решенными, особенно в сравнительно-сопоставительном ракурсе. Сегодня важно учитывать изменившиеся отношения к таким художественным стилям чувашской литературы, как фантастика, детектив, приключение, кото- рые стали очень увлекательными для современных читателей. В жанровом отношении они являются рас- сказами, новеллами, повестями и в малой степени романами. Они объединены общностью жизни героев, конфликтных ситуаций и обстоятельств, способов сюжетосложения. В качестве научных методов использованы сравнительный и историко-типологический анализы, которые позволили исследовать осо- бенности феномена художественной интриги чувашской приключенческой прозы более разносторонне и широко. Результаты исследования. В статье рассмотрена богатая и разнообразная природа интриги как художественного приема, обращено внимание на специфику жанрообразующих факторов чувашской приключенческой литературы, а также восполнен пробел в понимании национальных особенностей приключенческих жанров. Следует отметить, что многообразие линий сюжета приключенческой лите- ратуры, приемы повествования, феномен художественной интриги служат углублению психологизма, повышению читательского интереса. Богатый опыт, накопленный литературой, заставляет исследова- телей внимательно изучать традиции чувашских литераторов в области создания приключенческого произведения.
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗА И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВНОГО КОМПЛЕКСА В РАССКАЗЕ «ПУГАЛО» Н. С. ЛЕСКОВА
УДК: 821.161.1.09“18”
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ;
В статье изучается структура и семантика образа постоялого двора, одного из важнейших в образной си- стеме рассказа «Пугало» Н. С. Лескова. Создание образа основано на символизации локуса как гибельно- го и одновременно спасительного места. В символизации локуса важная роль отводится внутреннему контексту рассказа, содержанием которого является история отношений дворника Селивана (главного героя), жителей и семьи автора-повествователя. Образы Селивана и постоялого двора развиваются па- раллельно, что обусловлено восприятием окружающими человека и места его жительства: статус «раз- бойника» сменяется статусом героя-спасителя, а «разбойничий» дом оказывается местом спасения. Базовыми структурными элементами образа постоялого двора являются описание и повествовательный фрагмент, включающие художественные детали, образы и мотивы. В создании пространственного образа актуальными являются приемы контраста (постоялый двор – «пустой» двор), дублирования (спасенные Селиваном люди вознаграждают его, предлагая стать дворником при постоялом дворе), сравнения (различные условия аренды постоялого двора). Писатель расширяет пространство постоялого двора, изображая «Селиванов лес» и описывая грозу. В контексте повествования конкретные детали символи- зируются (например, число «шесть», «разновилье», лес). В мотивном комплексе, концентрирующимся вокруг данного образа, выявляются архетипические, фольклорные, сакральные и профанные мотивы. Образ постоялого двора является формой бытования мотива дарения: дважды героя-спасителя возна- граждают таким своеобразным даром. Мотив спасения является сюжетообразующим в рассказе, при этом он становится интертекстемой, вызывая у читателя ассоциации с текстом-прецедентом – «Капи- танской дочкой» А. С. Пушкина. С образом постоялого двора соотнесены мотивы пути, выбора, дома. Актуальный для образа первого постоялого двора (данного в аренду Селивану спасенным купцом) комплекс бесовских мотивов сменяется христианскими мотивами спасения, просветления, милосердия, даров Христовых. Образ постоялого двора сложно организован, семантически насыщен, многофункционален. В нем сосредоточены важные для писателя общекультурные и христианские смыслы.
ГОТСКАЯ БИБЛИЯ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ
УДК: 27-235=114.2.3:81’25
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Михайловна Трофимова;
В статье обосновывается приложение современных понятий девербализации и ревербализации к истори- ческим текстам, которые еще не рассматривались в их континууме. Анализ проводится на базе текста Готской Библии, которая неоднократно анализировалась с точки зрения техники перевода, однако выво- ды, сделанные в этом русле, не позволяют увидеть весь спектр содержательных и формальных послед- ствий для переведенного готского текста. Актуальность подобного рассмотрения объясняется необходи- мостью постоянного совершенствования переводческой техники, в связи с чем своевременным становится не только пересмотр существующей терминологии, но и обращение к материалу разных ис- торических эпох, вскрывающих эволюционирующий характер различных переводческих приемов. Цель статьи заключается в установлении эффективности понятий девербализации и ревербализации в их приложении к историческому материалу и в обосновании соответствующей методики их примене- ния. Исследование выполнялось с применением сопоставительного метода лингвистических исследова- ний, и в данном исполнении может рассматриваться как еще один его ракурс, предполагающий сравне- ние переводного и оригинального текста. В статье проводится мысль, что ориентация на приведенные понятия объединяет в единый блок характерные для древней переводческой техники приемы, позволяя сделать вывод о содержательных параметрах текста, видоизменившихся по сравнению с оригиналом, а также о некоторых свойствах, характерных для языковой специфики древнего языка (в данном случае готского), не выявляемых при традиционном подходе. В ходе анализа была выявлена специфика содер- жательных параметров готского текста, а также некоторые особенности лексико-грамматического плана, присущие готскому языку в его естественном бытовании.
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРОЗЫ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
УДК: 821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
Объектом исследования является проза башкирской писательницы З. Биишевой в ее жанровом многообра- зии. Предметом – проблемно-тематическое и содержательное наполнение жанровых форм. Цель исследо- вания – выявить возможности различных жанровых форм в отражении авторского замысла. Автором использованы следующие методы и подходы: биографический, предполагающий интерпретацию произ- ведения как отражение биографических и личностных особенностей автора, проблемно-тематический и сравнительно-сопоставительный. В статье прослеживается процесс обретения писательницей творче- ской зрелости и воплощения ее замысла о создании широкомасштабного произведения, отражающего основные вехи отечественной истории и неразрывность судеб жителей маленького аула и масштабных исторических событий в жизни всей страны. Отмечены традиции русской литературы (Л. Н. Толстого, М. Горького) в творчестве З. Биишевой и связь ее трилогии с другими крупномасштабными произведениями, осмысляющими сложные и неоднозначные процессы, происходящие в стране, и в первую очередь с «Тихим Доном» М. Шолохова. Отмечается, что важное место в трилогии занимает тема зарождения новой интелли- генции, раскрытая на примере судьбы одной из главных героинь Емеш, образ которой во многом автобиогра- фичен, и поэтому для более глубокого ее осмысления был использован биографический подход. Раскрывается роль и значение обращения З. Биишевой к фольклору, что прослеживается как в романе-трилогии, так и последующих произведениях писательницы (хикайят «Мастер и подмастерье»). Утверждается, что обра- щение к фольклору расширяет границы литературного произведения, позволяет осуществить сопряжение истории и современности, значительно обогащает художественный арсенал писательницы.