ВЕСТНИК 1(29) 2018
- Название:
- ВЕСТНИК 1(29) 2018
- Номер:
- 1
- Год:
- 2018
- Дата публикации на сайте:
- 2018-03-27 15:37:13
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 23
ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ПРОФЕССИИ ЖУРНАЛИСТА В ВОСПРИЯТИИ СТУДЕНТОВ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКТИРОВКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК: 378.14.015.62
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Сергеевна Авдонина ;
В статье раскрывается понятие образа профессии в проблемном поле профессио-
нальной идентичности. Цель статьи – выявить и описать структуру образа профессии у студентов-
журналистов. В начале исследования были сформулированы две гипотезы: 1) определить, на каком курсе
студенты переживают первый учебно-профессиональный кризис профессиональной идентичности;
2) студенты видят в журналистике прежде всего творческую профессию и возможность для самореализа-
ции себя как творческой личности. Материалы и методы. В ходе исследования автор обращался к ис-
точникам по темам профессиональной идентичности, образа профессии и журналистской профессии.
Методологической основой исследования были избраны личностно ориентированный и компетентност-
ный подходы. Для проведения исследования была разработана методика из 34 вопросов с серией воз-
можных и развернутых ответов «Образ профессии». В ходе анализа результатов применения методики
обе гипотезы подтвердились. Обсуждение. На 3- и 4-м курсах преобладает количество студентов, неуве-
ренных в своей будущей карьере журналиста. Таким образом, подтверждается гипотеза – на 3-м курсе
студенты переживают сильный учебно-профессиональный кризис, который начинается еще на 2-м курсе.
В целом ответы подтверждают и вторую гипотезу – современные студенты видят в журналистике в основном
творческую профессию. При этом первый учебно-профессиональный кризис связан с необходимостью рабо-
тать в новостных СМИ, где написание текстов подчинено строгому алгоритму. Заключение. Анализ ре-
зультатов исследования образа профессии у студентов позволил нам уточнить структуру данного образа
и получить важные данные для корректировки рабочих программ и курсов по журналистике.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТА – БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
УДК: 371.13,37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Елена Валентиновна Кондратенко;
Современная Россия является полиэтническим государством, в связи с этим особенно актуальными ста-
новятся такие проблемы этнического характера, как предотвращение межнациональных конфликтов,
возрождение национальной культуры, воспитание уважения к традициям, истории и культуре народов,
населяющих Россию и другие. Целью исследования является разработка и апробация модели формиро-
вания этнокультурной компетентности студентов – будущих педагогов средствами музейной педагогики.
Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования,
анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этнокультурная
компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая
в себя высокий профессионализм, знания, умения и навыки, позволяющие свободно использовать куль-
турные средства и объекты в этнокультурной среде. Формирование этнокультурной компетентности
будущего педагога возможно в рамках вуза как открытого социально-воспитательного института, реали-
зующего систему деятельностей в трех взаимосвязанных важнейших областях – образовательной, воспи-
тательной и практической. В качестве эффективного средства формирования этнокультурной компетент-
ности будущих педагогов в статье рассматривается музейная педагогика. Современный музей является
не только местом хранения раритетов и реликвий, но и эффективной базой для общения и воспитания,
культурно-образовательной средой и местом формирования этнокультурной компетентности личности.
Важнейшими принципами современной музейной педагогики являются принципы интерактивности,
комплексности, программности, диалогичности, индивидуализации. Последовательная реализация этих
принципов позволяет сформировать такие компоненты этнокультурной компетентности, как представле-
ние об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах и формах культурной и социальной
жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомиться с ролью
этнических и национальных факторов в эволюции культуры и цивилизации, знать специфику полиэтни-
ческой среды; уметь использовать накопленный опыт для развития творческих способностей личности
и саморазвития и т. д.
ИСТОРИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МАРИЙСКОЙ АССР В 1940–1960 ГОДЫ
УДК: 377.3(470.343)"1940/1960"
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Петровна Береснева ;
В настоящее время профессиональные образовательные организации являются основным источником
подготовки образованных, интеллектуально и профессионально развитых, а также конкурентоспособных
рабочих кадров, востребованных на рынке труда. С целью повышения эффективности данного процесса
необходимо провести анализ, научное осмысление и обобщение исторического опыта профессионально-
технического образования Марийской АССР в 1940–1960 годы. Необходимость научного осмысления
вопросов теории и практики профтехобразования Марийской АССР в указанный период времени обуславли-
вает исследование исторических и социально-экономических предпосылок, теоретико-методологических
проблем − общей концепции развития профессионально-технического образования в его диалектических
связях с социально-экономическим и политическим развитием общества в целом, с развитием общего
образования, научно-технического прогресса. Эвакуация в годы Великой Отечественной войны промыш-
ленных предприятий страны на восток, в частности, в республику, послужила основой развития новых отрас-
лей промышленного производства. Приток на производство молодежи вызвал необходимость срочной подго-
товки квалифицированных рабочих, способных в кратчайшие сроки развернуть работу эвакуированных
предприятий. Активно использовались при их подготовке индивидуальное ученичество, всевозможные
курсы, ремесленные училища и школы ФЗО. Таким образом, централизованная планомерная система
обеспечения промышленности рабочими кадрами, созданная накануне войны, полностью оправдала себя
и доказала жизнестойкость в экстремальных условиях. Исторические и социально-экономические особенно-
сти развития республики выступали важным фактором становления и развития профессионально-техническо-
го образования, а также стимулом, побуждающим к его изменению. Качественные изменения на производстве
влекли за собой соответствующие изменения в содержании и методах обучения. Научно-технический прогресс
порождал новые отрасли производства, углубляя его специализацию. Это, в свою очередь, обуславливало
появление и развитие новых профессий и в то же время вело к удалению профессий, связанных с исчезаю-
щими видами производства. Послевоенное восстановление народного хозяйства потребовало прилива
квалифицированных рабочих и позволило вовлечь в профессионально-техническое образование более ши-
рокие слои молодежи. Одной из приоритетных задач в послевоенный период была необходимость привлечения
молодежи в производство, вооружив ее соответствующими трудовыми умениями и навыками. Следователь-
но, историко-педагогический анализ становления и развития профессионально-технического образования
Марийской АССР в 1940–1960 годы позволяет определить специфические особенности профтехобразова-
ния как целостной, динамически сложной системы, в которой осуществляются педагогические, экономи-
ческие, социальные и производственные процессы, отразить их взаимосвязь и взаимообусловленность.
ВЛИЯНИЕ МОТИВАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 37 1174
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Оксана Николаевна Васенина;
В статье рассматриваются вопросы формирования коммуникативных умений и навыков на уроках
марийского (государственного) языка в школах с русским (родным) языком обучения. Основной целью
обучения марийскому языку как неродному в школах является развитие способности обучающихся
к общению на марийском языке. Реализация этой цели связана с формированием ряда коммуникативных
навыков: понимать высказывания на марийском языке в различных ситуациях общения, вступать в ком-
муникацию в соответствии с особенностями и правилами общения изучаемого языка. Средствами общения
на уроках марийского языка являются тексты и речевые ситуации. Формирование коммуникативных
умений и навыков на марийском языке – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформиро-
ванности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социа-
лизации и развития личности в целом. Но для этого нужна постоянная диагностика мотивации к изучению
языка и сформированности коммуникативных умений и навыков. Цель исследования: изучение мотива-
ции к изучению марийского языка и выявление сформированности коммуникативных умений и навыков
обучающихся основной школы. Методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической
литературы по теме исследования) и эмпирические (анкетирование по выявлению уровня мотивации
к изучению языка и сформированности коммуникативных умений и навыков обучающихся). Содержа-
ние исследования направлено на выявление мнения обучающихся о важности и необходимости изуче-
ния марийского языка как одного из государственных языков в Республике Марий Эл; умения обуча-
ющихся самостоятельно организовывать свою работу на уроке и дома и на выявление трудностей,
возникающих у обучающихся при изучении марийского языка. Результаты исследования позволяют
сделать следующие выводы: интерес к изучению языка зависит от уровня мотивации, в связи с этим
актуальным становится необходимость поиска путей и форм совместной деятельности обучающихся
и учителей марийского языка как неродного для достижения высокого уровня мотивации и образова-
тельных результатов.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА «ДЕРЕВО РЕШЕНИЙ» В ОБУЧЕНИИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Николаевна Гаврилова ; Ирина Сергеевна Зимина; Владислав Алексеевич Кошкин ;
Введение. С увеличением выпуска автомобилей, возрастанием интенсивности движения на дорогах воз-
растает и ответственность всех участников дорожного движения: водителей, пешеходов, пассажиров.
Обеспечение безопасности движения является важной государственной задачей. Особое значение в ре-
шении данной проблемы имеет заблаговременная и правильная подготовка самых юных пешеходов –
детей. Цель работы – рассмотреть вариант использования метода «дерево решений» при изучении темы
«Безопасность на дорогах» в рамках школьного курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Материалы и методы. Дерево решений – это метод, который позволяет овладеть навыками выбора оп-
тимального варианта решения в экстремальной ситуации и оценить степень риска принятого решения.
Ствол дерева определяется основным вопросом темы занятия, в качестве ствола может выступать смоде-
лированная или реальная ситуация, которые возможно решить несколькими способами. Ветви дерева –
это предположения, которые начинаются со слов: «Возможно,…», «Вероятно,…». Количество ветвей
не ограничено. Листья дерева – обоснование, аргументы, которые доказывают правоту высказанного
предположения (указанного на ветви). Данный эксперимент проведен среди школьников 8-х классов
(14–15 лет). Нами были определены тип поведения школьников в случае возникновения неожиданной
опасности (Э. У. Уткин) и расчет времени реакции по тесту Иозефа Блока. В эксперименте приняли уча-
стие 100 учащихся. Результаты исследования, обсуждения. На контрольном этапе исследования отме-
чается положительная динамика: увеличилось количество подростков с рациональным типом поведения,
положительные сдвиги замечены и в скорости реакции учеников. Было установлено, что в эксперимен-
тальной группе произошло значительное изменение времени реакции у школьников. Количество детей
с высокой скоростью реакции увеличилось с 20 % до 50 %. Заключение. Таким образом, метод «дерево
решений» может быть широко использован в рамках курса ОБЖ, он позволяет систематизировать знания
школьников и проанализировать возможные экстремальные ситуации, оценить пути и способы их реше-
ния, оценить в спокойной обстановке степень безопасности выбранного решения.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ВЫПОЛНЕНИЮ ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ ПО МОЛЕКУЛЯРНОЙ ФИЗИКЕ
УДК: 348
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Владимировна Кузнецова; Алексей Валентинович Кузнецов ;
Введение. Статья посвящена решению проблем формирования навыков самостоятельной работы у сту-
дентов педагогических направлений подготовки в рамках дисциплины «Общий физический практи-
кум» на примере лабораторных работ по молекулярной физике. Цель. Разработка методики увеличения
самостоятельной работы студентов во время выполнения учебного исследования, практически форми-
рующего исследовательские навыки. Материалы и методы. На основе учения А. М. Новикова о методо-
логии научного исследования, нами была разработана структура лабораторных работ по молекулярной
физике, включающая в себя фазы (фаза проектирования, технологическая фаза, рефлексивная фаза) и этапы
подготовки, выполнения и сдачи работ по молекулярной физике. Результаты исследования. Нами разрабо-
тана рабочая тетрадь, включающая лабораторные работы, соответствующие данной структуре, что позволя-
ет отразить компоненты научного метода исследования при выполнении физического эксперимента.
Данная тетрадь успешно применяется нами при проведении лабораторного практикума при изучении
курса «Молекулярная физика». В статье приведен пример одной из лабораторных работ из рабочей тетради
с описанием выполнения работы. Заключение. Доля самостоятельной работы возрастает, студенты ставят
цель и задачи лабораторного эксперимента как физического исследования, формулируют гипотезу, пла-
нируют последовательность выполнения работы и анализа ее результатов, что настраивает студентов на от-
ветственную подготовку к занятиям. Это, в свою очередь, должно привести к освоению методов научного
познания физических явлений, приобретению умений и навыков их практического использования.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК: 378-057.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье, с учетом российских и общемировых тенденций развития общества, рассмотрена актуальная
проблема преодоления негативных последствий глобальных кризисов в экономике, политике, культуре
и образовании, где растущая конкуренция предъявляют особые требования к качеству высшего образо-
вания. В связи с этим, представители государственных структур, бизнес сообщества видят в выпускнике
современного университета социально зрелую, повышающую профессиональное мастерство личность,
а также компетентного, владеющего специальными знаниями, умениями в сфере инновационных техно-
логий, обладающего творческим мышлением и профессиональной мобильностью конкурентоспособного
работника. Целью исследования является выявление причин низкого уровня сформированности профес-
сионально-личностной конкурентоспособности студентов вуза и эмпирическое обоснование эффектив-
ных путей повышения качества обучения, когда конкурентоспособность определяется способностью
к активной мобилизации личных качеств и готовностью выстраивать стратегию профессиональной дея-
тельности в соответствии с системными целевыми установками образовательного процесса университе-
та. Методами исследования послужили: теоретико-педагогический анализ современного состояния
процесса формирования конкурентоспособности; включенное и невключенное наблюдение; контент-
анализ творческих работ студентов; диагностические методы, включая обобщение независимых характе-
ристик, данных взаимо- и самооценки. Выявлено несколько причин недостаточно высокого уровня про-
фессионально-личностного развития обучающихся: индивидуально-психологические; организационные;
учебные; материально-технические; социальные; материально-бытовые и т. д. Сформулировано опреде-
ление профессиональной конкурентоспособности – это готовность к компетентно выстроенной трудовой
деятельности, целенаправленному достижению планируемых результатов на основе эффективной реали-
зации творческого, интеллектуального и личностного потенциала. Делаются выводы о необходимости
поиска новых подходов к проектированию, теоретическо-эмпирической верификации цели и задач,
осмысления совокупности внутренних и внешних факторов формирования профессионально-личностной
конкурентоспособности студентов в образовательном процессе современного вуза.
ЭТНОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
УДК: 37.013.43:39
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валентиновна Мальцева ; Ольга Александровна Макарова ; Светлана Асановна Мухина ;
Статья посвящена проблеме формирования экологической компетентности школьников на основе этно-
культурного образования. Этнокультурное образование необходимо в настоящее время для преодоления
у подрастающего поколения потребительского отношения к природе, воспитанию нравственному и био-
этическому. В статье рассмотрены различные подходы к понятию «экологическая компетентность», тех-
нологии ее формирования. Использование элементов этнокультуры, являющейся отражением исторических
событий, эпических сюжетов, обрядов, мифологических представлений народа, значимо и в процессе
экологического образования и воспитания ребенка. Гуманное отношение к природе проявляется, в первую
очередь, в деятельности ребенка, в развитии его способности к проектированию и организации экологи-
ческой безопасной деятельности в окружающей среде. В статье раскрыты теоретические основы этно-
культурного образования, понятия «этнокультурная осведомленность». Показана важность формирования
у детей понимания и принятия этнического мира, значимость освоения культурного наследия народа.
Средства традиционной культуры, обладая высоким воспитательным потенциалом, учат умению жить
не только в гармонии друг с другом, но и в гармонии с природой. Целью исследования является теорети-
ческое и опытно-экспериментальное изучение роли этнокультурного образования в формировании эко-
логической компетентности школьников Республики Марий Эл. На основе подобранных и разработан-
ных методик исследования у большинства школьников определен низкий уровень сформированности
экологической компетентности и этнокультурной осведомленности. В статье представлены направления
работы по формированию экологической компетентности на основе этнокультурного наследия коренно-
го народа Республики Марий Эл. В силу психофизиологических особенностей дети особенно восприим-
чивы к фольклору, наполненному занимательностью, сказочностью, игровой и творческой деятельностью.
Включение в образовательный процесс сказок, пословиц, загадок способствует формированию знаний
школьников о культуре народа, о национальных героях, воспитанию любви к родному краю. Использо-
вание современных образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов дает уникаль-
ную возможность приобщить школьников к природным и культурным ценностям родного края.
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ КОГНИТИВНОГО, ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТОВ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378.14.06:811.111
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина ; Ильхамия Исхаковна Галимзянова;
Актуальность статьи определяется необходимостью формирования толерантности – важного качества
личности, которое способствует социализации будущего выпускника вуза в обществе. Целью исследова-
ния явилась апробация учебного пособия по английскому языку в процессе развития толерантности сту-
дентов; определение уровня критериев трех компонентов толерантности с помощью эмпирического ме-
тода анкетирования и описание результатов внедрения данного пособия в образовательный процесс
Казанского национального исследовательского технологического университета. Упражнения двух глав
пособия направлены на повышение уровня лингвистических и лингвокультурных знаний, эмпатии, ре-
флексии, коммуникабельности и преодоление агрессивности. Они способствуют развитию всех видов
речи – чтения, аудирования, письма, говорения с использованием как традиционных объяснительно-
иллюстративных и репродуктивных методов обучения, так и активных методов обучения, с использова-
нием интернет-ресурсов и аудиоресурсов в форме индивидуальной, парной и групповой работы студен-
тов. В основе аутентичного материала культуроведческой тематики и разработанных упражнений, пред-
ставленных в первой и во второй главе пособия, заложены принципы коммуникативного характера
обучения, воспитывающей рефлексии и диалога культур, творческого характера обучения, деятельност-
ного характера обучения, а также личностно-ориентированной направленности обучения.
РАЗВИТИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
УДК: 378.14.06:811.111
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина;
Актуальность статьи связана с формированием такой важной общекультурной компетенции выпускника
вуза, как межкультурная, которая подразумевает развитие толерантности. Развитие толерантности в учебно-
воспитательном процессе осуществляется как с использованием традиционной объяснительно-иллюст-
ративной технологии обучения, так и инновационной технологии развития критического мышления,
которая позволяет развивать самостоятельное, аргументированное, творческое мышление студентов.
Целью нашего исследования явилось внедрение технологии критического мышления на практических
занятиях английского языка в Казанском национальном исследовательском технологическом универси-
тете для повышения уровня трех компонентов толерантности; осуществление наблюдения за поведением
студентов для определения уровня данных компонентов, а также обобщение результатов внедрения дан-
ной технологии. Технология критического мышления, состоящая из трех стадий – «вызова», «осмысле-
ния», «рефлексии» – была апробирована в виде следующих приемов: «Кластер», «Концептуальное колесо»,
«Таблица “тонких и толстых вопросов”», «Мозговой штурм», «Инсерт», заполнение концептуальной
таблицы, написание творческой работы в виде «синквейна» и эссе. Внедрение данной технологии позволило
повысить уровень толерантности студентов: определив уровень критериев трех компонентов толерантно-
сти с помощью эмпирического метода наблюдения, мы выявили значительную динамику толерантности.
СОЗДАНИЕ УЧЕБНИКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ВУЗОВ
УДК: 372.881.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олег Владимирович Нефёдов; Ирина Петровна Ивановская ;
Данная статья посвящена рассмотрению проблемы создания единого двухуровневого мультимедийного
учебника по английскому языку для студентов-нелингвистов начального этапа обучения. Используемые
в настоящее время учебники по иностранному языку очень быстро морально устаревают и не обеспечи-
вают рациональные приемы, методы и стратегии обучения. В связи с этим целью проводимого нами ис-
следования явился выбор наиболее оптимальных программных средств для создания мультимедийных
обучающих комплексов и определение их наиболее существенных признаков и преимуществ. Нами были
рассмотрены требования, предъявляемые рядом исследователей к учебникам по иностранным языкам,
требования компьютерной лингводидактики к содержанию мультимедийных учебников и ряд программ
для компиляции мультимедийных приложений. И в традиционном печатном, и мультимедийном учебни-
ке должны быть отображены все компоненты содержания обучения: языковой и речевой материал; обла-
сти практического использования; коммуникативные ситуации; упражнения; задания для самоконтроля
и социокультурная информация. Из ряда протестированных нами компьютерных программ следует вы-
делить iSpring Suite, как оптимальную для преподавателей, не имеющих навыков программирования.
Результаты проводимых нами теоретических и опытных исследований позволяют прийти к заключению,
что мультимедийный учебник по иностранному языку для студентов начального этапа обучения неязы-
ковых направлений подготовки должен быть кроссплатформенным и включать базовую часть, охваты-
вающую содержание обязательной учебной программы и вариативную часть, содержащую дополнитель-
ный банк заданий и ссылок на интернет-ресурсы. Современный учебник по иностранному языку должен
быть самодостаточным и позволять студентам использовать содержащийся в нем учебный материал без
поддержки преподавателя, а основным критерием отбора содержания учебника должна быть направленность на формирование иноязычной коммуникативной компетенции.
К ВОПРОСУ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОГО ОСНОВАНИЯ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Ивановна Росенко;
Введение. Статья посвящена вопросам теоретико-методологического основания педагогической системы
формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов. Цель статьи. Теоретическое обоснование
комплекса методологических подходов, являющегося наиболее приемлемым для системы формирования
экономико-правовой культуры у студентов вузов. Материалы и методы. В рамках проведенного иссле-
дования выявлен и обоснован комплекс теоретико-методологических подходов, в который входят системный,
деятельностный и культурологический подходы. Установлена взаимообуславливающая и взаимодействую-
щая связь между обозначенными подходами. На основе методологического анализа исследования опре-
делена специально-научная методология, содержащая в себе базовые уровни: общенаучная основа, тео-
ретико-методологическая стратегия, практико-ориентированная тактика. Результаты исследования.
Представленный комплекс теоретико-методологических подходов обеспечивает достаточные условия кор-
ректности и постановки проблемы исследования, формулирования практического аппарата ее решения –
создания системы эффективной деятельности субъектов по формированию экономико-правовой культу-
ры у студентов вузов. Обсуждение и заключения. Подробный описательный анализ каждого теоретико-
методологического подхода в отдельности и, в целом, определение их внутреннего взаимодополнения
и взаимовлияния, позволили удостовериться в оптимальности представленного теоретико-методологического комплекса в рамках системы формирования экономико-правовой культуры у студентов вузов.
УПРАВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫМ ОБУЧЕНИЕМ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова;
Внедрение федеральных государственных стандартов высшего образования предполагает качественное
изменение организации обучения посредством широкого применения систем электронного обучения.
Актуальность исследуемой в данной статье проблемы обусловлена необходимостью реализации
и совершенствования эффективного управления электронным обучением. Целью исследования является
теоретическое обоснование и практическая реализация механизма управления электронным обучением
в условиях информационно-образовательной среды (ИОС) вуза. В работе были использованы методы
теоретического и эмпирического исследований. Приведено определение управления процессом обучения,
рассмотрено развитие теории автоматизированного управления обучением в исторической ретроспекти-
ве. Описана модель обучаемого в ИОС, дана характеристика ее составляющих параметров. Представлена
структура взаимодействия субъектов обучения в ИОС в виде дидактической системы с определенной
совокупностью взаимодействующих компонентов и функциями управления: управляющим выступает
преподаватель или модуль управления ИОС, управляемым – студент. Сформулирована задача управления
процессом обучения с учетом целевой установки, состоящей в совершенствовании учебного процесса,
повышении эффективности усвоения знаний, формировании компетенций, развитии мыслительных спо-
собностей обучающихся. Предложены этапы построения процесса управления учебно-познавательной
деятельностью студентов в условиях ИОС: изучение объекта управления, проектирование и разработка
программы управления, реализация разработанной программы, коррекция учебной деятельности студентов
и программы управления. Описана схема управления процессом электронного обучения, которая реали-
зована в программном модуле управления и построения сценариев обучения в условиях ИОС. В силу
актуальности поднимаемой в статье проблемы она может быть интересна и полезна преподавателям
и методистам высших учебных заведений как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ВУЗАХ
УДК: 658.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Григорьевна Филиппова ;
Автор в статье ставит перед собой конкретную цель: рассматривая сущность и содержание малых инно-
вационных предприятий, как в экономике, так и в условиях вуза, определить возможности коммерциали-
зации образовательной и учебно-методической базы преподавателя. Автор обращается к истокам возникнове-
ния малых инновационных предприятий, рассматривает особенности их деятельности на различных этапах
функционирования. Особое внимание автор уделяет созданию МИПов в вузах страны, основным направлени-
ям их деятельности. Обращает внимание на достаточно сложную процедуру и правила создания малых инно-
вационных предприятий в вузе. Более детальное изучение материалов функционирующих МИПов
в Поволжском государственном техническом университете позволяет автору выделить несколько проблем,
так или иначе препятствующих широкому распространению малых инновационных предприятий в сфере
образования. Научной новизной статьи является попытка выявить формы и методы научного содруже-
ства опытного педагога и молодого ученого в деле коммерциализации образовательной и учебно-
методической базы кафедры. Основные методы исследования: изучение специальной литературы по
проблеме, анализ интернет-ресурсов по функционированию МИПов – в вузах, беседы с представителями
научно-методических центров вузов республики, преподавателями – авторами патентов. Практическая
значимость работы, на наш взгляд, состоит в том, что преподаватели вузов будут иметь более объектив-
ное представление о МИПах, и на данном этапе участие в процессе их создания может осуществиться
через разработку проекта для получения гранта.
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИКУМОВ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 372
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Алексеевна Юкина ; Ирина Владимировна Вострикова;
Целью данной статьи является определение взаимосвязи и взаимообусловленности проектной деятельности
и развития познавательной активности и самостоятельности студентов через решение следующих задач:
анкетирование студентов и преподавателей техникумов республики, занимающихся проектной деятель-
ностью, сравнение и обобщение результатов; тестирование студентов СПО с использованием тестов
В. И. Андреева; изучение проектов студентов ГБПОУ РМЭ «Аграрно-строительный техникум» с целью
определения технологии организации проектной деятельности; разработка методических рекомендаций
по развитию познавательной активности и самостоятельности студентов в проектной деятельности.
Исследование проводилось с использованием тестов В. И. Андреева «Оценка уровня творческого потенциала
личности» и «Оценка способности к саморазвитию, самообразованию». Все методики апробированы самим
автором на базе Казанского государственного университета, в классе-лицее при школе – МЖК № 146 г. Каза-
ни и т. д. Оценены надежность, валидность и объективность тестов. Выбор тестов не является случай-
ным. Наивысшим уровнем характеристики познавательной активности считается творческий уровень, а
саморазвитие и самообразование студентов связаны с развитием познавательной самостоятельности
в обучении. Одним из стимулов познавательной самостоятельной деятельности является специальная
организация учебно-воспитательного процесса, ядром которого в настоящее время является проектная
деятельность. В ходе исследования авторы анализируют данные тестирования, студентов, занимающихся
проектами, и студентов, не разрабатывающих проекты. Небольшая выборка экспериментальной группы
объясняется особенностями состава проектных групп: от одного до микрогруппы (3–7 человек). Сравнитель-
ные показатели отражены в виде диаграмм. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение
психолого-педагогической и научно-теоретической литературы по проектному обучению и познаватель-
ной активности и самостоятельности); эмпирические (анкетирование, тестирование, анализ проектов
студентов). Новизна исследования: определен уровень творческого потенциала личности и способности
к саморазвитию и самообразованию студентов, отражающий реализацию познавательной активности
и самостоятельности в проектной деятельности. Подтверждена гипотеза исследования: регулярное вовлечение студентов в проектную деятельность и соблюдение технологии ее организации будут способствовать развитию познавательной самостоятельности и активности студентов техникумов.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОЛЛЕКТИВОВ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ
УДК: 378:59.9
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Борисовна Авакян;
Статья содержит результаты научного исследования по актуальной проблеме развития инновационной
готовности в условиях социально-психологического климата педагогических коллективов высших учеб-
ных заведений. Главная цель исследования – выявление особенностей развития инновационной готовно-
сти преподавателя и социально-психологического климата педагогических коллективов высших учебных
заведений. В процессе исследования был использован комплекс методов, взамообогащающих и допол-
няющих друг друга, в том числе и математико-статистические методы обработки полученных данных.
В состав психодиагностического инструментария входили различные методики, в том числе и авторская.
В качестве респондентов выступали профессорско-преподавательский состав девяти высших учебных
заведений России. Проведенное исследование позволило выявить наличие благоприятного социально-
психологического климата во всех представленных педагогических коллективах вузов, что позволяет
в условиях активного взаимодействия в совместной деятельности, атмосферы творческого поиска разви-
вать готовность к принятию, внедрению инноваций в образовательный процесс вуза, а также различный
уровень инновационной готовности педагогических коллективов. Исследование эмоционального, моти-
вационного, когнитивного, личностного (инструментальный), организационного компонентов готовности
педагогических коллективов к инновациям позволило выявить уровень инновационной готовности данных
педагогических коллективов, что характеризует психологическую готовность преподавателя к инновацион-
ной деятельности. В ситуации высокой неопределенности в системе высшего профессионального образования
проблема психологической готовности преподавателя в условиях оптимизации социально-психологического
климата педагогических коллективов вузов приобретает особую значимость и актуальность, поскольку высту-
пает главным и необходимым фактором развития инновационного потенциала современных образовательных
учреждений. Полученные результаты исследования, представленные в данной статье, свидетельствуют
о необходимости дальнейшего исследования и научных разработок в области педагогической психологии.
МАТЕРИНСКО-ДЕТСКОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОСОМАТИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
УДК: 159.922
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Александр Аркадьевич Баранов ; Роза Кашифовна Махмутова; Татьяна Викторовна Шрейбер ;
Введение. В статье представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению влияния
фактора материнско-детских отношений на формирование психосоматических расстройств у детей раннего
возраста. Цель исследования – изучение особенностей материнско-детского эмоционального взаимодей-
ствия как фактора формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста. Материалы
и методы. На выборке матерей здоровых детей и детей с психосоматическими расстройствами со сторо-
ны ЖКТ, дыхательной системы и кожи с помощью психодиагностических процедур, сбора медицинского
анамнеза изучены особенности эмоциональной стороны материнско-детского взаимодействия и определен
уровень психического развития детей 1,5–3 лет. Результаты исследования, обсуждения. Обнаружено, что
у детей с психосоматическими расстройствами реже диагностируется опережение и чаще встречается
задержка психического развития. Эмпирически доказано, что в характеристиках эмоционального взаи-
модействия матерей, воспитывающих детей с различными психосоматическими расстройствами значимо
ниже уровень безусловного принятия, способность воспринимать психоэмоциональное состояние ребен-
ка, оказывать ему эмоциональную поддержку и воздействовать на его эмоциональное состояние, но выше
стремление к телесному контакту, по сравнению с матерями, воспитывающими здоровых детей. Дана
сравнительная характеристика особенностей эмоционального взаимодействия матерей и детей раннего
возраста с расстройствами ЖКТ, дыхательной системы и кожными заболеваниями. Заключение. В ходе
исследования удалось выявить значимые различия в особенностях материнско-детского эмоционального
взаимодействия матерей, воспитывающих здоровых детей и детей с различными психосоматическими
расстройствами. Подтверждено, что низкий уровень безусловного принятия ребенка, стремления к телесному
контакту, умения оказывать эмоциональную поддержку, воздействовать на состояние ребенка со стороны
матери, выступают фактором формирования психосоматических расстройств у детей раннего возраста.
СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ НАИМЕНОВАНИЙ ЛИЦ ПО ПРОФЕССИИ В ФИНСКОМ И ВЕНГЕРСКОМ ЯЗЫКАХ
УДК: 81ʼ373.237(=811.511.1)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Михайловна Мосина; Нина Валентиновна Казаева;
Данная статья посвящена исследованию лексических единиц, представляющих собой наименования лиц
по профессиональной принадлежности в финском и венгерском языках с точки зрения их словообразо-
вательной структуры и функциональных особенностей. Наименования лиц по профессии – большой в ко-
личественном отношении и многообразный по структуре и семантическим особенностям фрагмент лексики
языка, который постоянно пополняется новыми элементами. Слова отражают факты действительности,
связанные друг с другом и образующие парадигмы. На протяжении последних лет лексика, обозначающая
наименования лиц, вызывает возрастающий интерес как отечественных, так и зарубежных лингвистов
и является предметом многих лингвистических исследований, основанных на материале разных языков.
Актуальность данного исследования обусловлена динамичностью изменений, происходящих в данном
пласте лексики и отсутствием подобных работ в финно-угорском языкознании. Материалом исследования
послужили лексемы – наименования лиц по профессии, выделенные методом сплошной выборки из дву-
язычных финско-русских, русско-финских, венгерско-русских, русско-венгерских словарей. В качестве
методов исследования при написании данной работы были использованы метод сплошной выборки, опи-
сательный, сравнительный и сопоставительный методы исследования. В результате проведенных иссле-
дований авторы статьи приходят к выводу о том, что наименования лиц по профессии в рассматри-
ваемых языках представлены, главным образом, сложными двух- и трехкомпонентными образованиями;
суффиксальный способ словообразования также сыграл большую роль в образовании лексем, обозначаю-
щих лиц по профессии, но на современном этапе представленные суффиксы не являются продуктивными
и не принимают активного участия в образовании новых слов данной тематической группы. Следует отметить
и то, что в венгерском языке важное место в сфере образования наименований лиц по профессии отводится субстантивации прилагательных и причастий.
УДАРЕНИЕ В ВОЛЖСКИХ И ДРУГИХ ФИННО-УГОРСКИХ ЯЗЫКАХ
УДК: 811.511.15’342.8/9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Осип Егорович Поляков ;
Волжские языки (мокшанский, эрзянский и марийский), а также другие финно-угорские языки (финский,
эстонский и другие прибалтийско-финские, саамский, венгерский, хантыйский, манский, удмуртский,
коми) – языки уральской семьи. Финно-угорские языки сохранили многие прауральские языковые черты,
например, отсутствие префиксов, наличие послеложных конструкций, отсутствие грамматической категории
рода, наличие грамматической категории притяжательности, но в них появились и различные особенности,
в том числе, и в употреблении ударения. В настоящей статье будут приведены сведения об употреблении
ударения в различных финно-угорских языках, но особое внимание уделяется его употреблению в волж-
ских (мокшанском, эрзянском и марийском) языках. В настоящем исследовании нами был применен не
только описательный метод, но и сопоставительный. Давая характеристику ударения в волжских языках,
автор исходит из положения, что ударение бывает словесным, синтагматическим и фразовым. Особым
видом ударения считается логическое, суть которого состоит в подчеркивании в предложении наиболее
важного слова. Таким образом, материалы нашей статьи свидетельствуют, что ударение в финно-
угорских языках, в общем, не является смыслоразличительным. В некоторых случаях в марийском языке
оно играет смыслоразличительную роль (шéрге «дорогой» – шергé «гребешок»). Самостоятельное сло-
весное ударение в большинстве финно-угорских языков падает на первый слог, в эрзянском оно разно-
местное, в мокшанском языке ударение также падает на первый слог. Но в определенных фонетических
условиях переходит на другой слог, в марийском и удмуртском языках ударение находится на последнем
или предпоследнем слоге, в коми-пермяцком – место ударения зависит от морфологического состава
слова. Известно, что гласный под ударение должен быть длиннее, однако, проведенный в фонетической
лаборатории Ленинградского университета экспериментальный анализ показал интересный результат:
в слове áва «женщина» длительность ударенного гласного 150 мск, а безударного – 190.
ФЕНОМЕН ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ИНТРИГИ В ЧУВАШСКОЙ ПРИКЛЮЧЕНЧЕСКОЙ ПРОЗЕ
УДК: 821.512-3
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Петровна Савирова;
Статья посвящена проблеме изучения приключенческих жанров в национальной литературе, проявления
элементов приключения в художественной практике, исследуется типология сюжета и типология героев.
Основной целью данной статьи является выявление роли интриги в поэтике приключенческого произве-
дения. В этих целях есть необходимость обратиться также к их сюжетно-композиционным особенностям,
к тем или иным чертам героя, характеру ситуаций и обстоятельств. Поэтика приключенческой прозы до-
статочно изучена во многих национальных литературах. Определенный вклад в изучение чувашской
приключенческой прозы внесены Г. И. Федоровым, Н. Н. Осиповым и автором данной статьи. Тем не ме-
нее на сегодняшний день многие вопросы в данном направлении остаются еще не решенными, особенно
в сравнительно-сопоставительном ракурсе. Сегодня важно учитывать изменившиеся отношения
к таким художественным стилям чувашской литературы, как фантастика, детектив, приключение, кото-
рые стали очень увлекательными для современных читателей. В жанровом отношении они являются рас-
сказами, новеллами, повестями и в малой степени романами. Они объединены общностью жизни героев,
конфликтных ситуаций и обстоятельств, способов сюжетосложения. В качестве научных методов
использованы сравнительный и историко-типологический анализы, которые позволили исследовать осо-
бенности феномена художественной интриги чувашской приключенческой прозы более разносторонне
и широко. Результаты исследования. В статье рассмотрена богатая и разнообразная природа интриги
как художественного приема, обращено внимание на специфику жанрообразующих факторов чувашской
приключенческой литературы, а также восполнен пробел в понимании национальных особенностей
приключенческих жанров. Следует отметить, что многообразие линий сюжета приключенческой лите-
ратуры, приемы повествования, феномен художественной интриги служат углублению психологизма,
повышению читательского интереса. Богатый опыт, накопленный литературой, заставляет исследова-
телей внимательно изучать традиции чувашских литераторов в области создания приключенческого
произведения.
СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗА И ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВНОГО КОМПЛЕКСА В РАССКАЗЕ «ПУГАЛО» Н. С. ЛЕСКОВА
УДК: 821.161.1.09“18”
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ;
В статье изучается структура и семантика образа постоялого двора, одного из важнейших в образной си-
стеме рассказа «Пугало» Н. С. Лескова. Создание образа основано на символизации локуса как гибельно-
го и одновременно спасительного места. В символизации локуса важная роль отводится внутреннему
контексту рассказа, содержанием которого является история отношений дворника Селивана (главного
героя), жителей и семьи автора-повествователя. Образы Селивана и постоялого двора развиваются па-
раллельно, что обусловлено восприятием окружающими человека и места его жительства: статус «раз-
бойника» сменяется статусом героя-спасителя, а «разбойничий» дом оказывается местом спасения.
Базовыми структурными элементами образа постоялого двора являются описание и повествовательный
фрагмент, включающие художественные детали, образы и мотивы. В создании пространственного образа
актуальными являются приемы контраста (постоялый двор – «пустой» двор), дублирования (спасенные
Селиваном люди вознаграждают его, предлагая стать дворником при постоялом дворе), сравнения
(различные условия аренды постоялого двора). Писатель расширяет пространство постоялого двора,
изображая «Селиванов лес» и описывая грозу. В контексте повествования конкретные детали символи-
зируются (например, число «шесть», «разновилье», лес). В мотивном комплексе, концентрирующимся
вокруг данного образа, выявляются архетипические, фольклорные, сакральные и профанные мотивы.
Образ постоялого двора является формой бытования мотива дарения: дважды героя-спасителя возна-
граждают таким своеобразным даром. Мотив спасения является сюжетообразующим в рассказе, при
этом он становится интертекстемой, вызывая у читателя ассоциации с текстом-прецедентом – «Капи-
танской дочкой» А. С. Пушкина. С образом постоялого двора соотнесены мотивы пути, выбора, дома.
Актуальный для образа первого постоялого двора (данного в аренду Селивану спасенным купцом)
комплекс бесовских мотивов сменяется христианскими мотивами спасения, просветления, милосердия,
даров Христовых. Образ постоялого двора сложно организован, семантически насыщен, многофункционален. В нем сосредоточены важные для писателя общекультурные и христианские смыслы.
ГОТСКАЯ БИБЛИЯ В АСПЕКТЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕРЕВОДЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ
УДК: 27-235=114.2.3:81’25
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Михайловна Трофимова;
В статье обосновывается приложение современных понятий девербализации и ревербализации к истори-
ческим текстам, которые еще не рассматривались в их континууме. Анализ проводится на базе текста
Готской Библии, которая неоднократно анализировалась с точки зрения техники перевода, однако выво-
ды, сделанные в этом русле, не позволяют увидеть весь спектр содержательных и формальных послед-
ствий для переведенного готского текста. Актуальность подобного рассмотрения объясняется необходи-
мостью постоянного совершенствования переводческой техники, в связи с чем своевременным
становится не только пересмотр существующей терминологии, но и обращение к материалу разных ис-
торических эпох, вскрывающих эволюционирующий характер различных переводческих приемов.
Цель статьи заключается в установлении эффективности понятий девербализации и ревербализации
в их приложении к историческому материалу и в обосновании соответствующей методики их примене-
ния. Исследование выполнялось с применением сопоставительного метода лингвистических исследова-
ний, и в данном исполнении может рассматриваться как еще один его ракурс, предполагающий сравне-
ние переводного и оригинального текста. В статье проводится мысль, что ориентация на приведенные
понятия объединяет в единый блок характерные для древней переводческой техники приемы, позволяя
сделать вывод о содержательных параметрах текста, видоизменившихся по сравнению с оригиналом,
а также о некоторых свойствах, характерных для языковой специфики древнего языка (в данном случае
готского), не выявляемых при традиционном подходе. В ходе анализа была выявлена специфика содер-
жательных параметров готского текста, а также некоторые особенности лексико-грамматического плана,
присущие готскому языку в его естественном бытовании.
ПРОБЛЕМНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ И ЖАНРОВОЕ МНОГООБРАЗИЕ ПРОЗЫ ЗАЙНАБ БИИШЕВОЙ
УДК: 821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
Объектом исследования является проза башкирской писательницы З. Биишевой в ее жанровом многообра-
зии. Предметом – проблемно-тематическое и содержательное наполнение жанровых форм. Цель исследо-
вания – выявить возможности различных жанровых форм в отражении авторского замысла. Автором
использованы следующие методы и подходы: биографический, предполагающий интерпретацию произ-
ведения как отражение биографических и личностных особенностей автора, проблемно-тематический
и сравнительно-сопоставительный. В статье прослеживается процесс обретения писательницей творче-
ской зрелости и воплощения ее замысла о создании широкомасштабного произведения, отражающего
основные вехи отечественной истории и неразрывность судеб жителей маленького аула и масштабных
исторических событий в жизни всей страны. Отмечены традиции русской литературы (Л. Н. Толстого,
М. Горького) в творчестве З. Биишевой и связь ее трилогии с другими крупномасштабными произведениями,
осмысляющими сложные и неоднозначные процессы, происходящие в стране, и в первую очередь с «Тихим
Доном» М. Шолохова. Отмечается, что важное место в трилогии занимает тема зарождения новой интелли-
генции, раскрытая на примере судьбы одной из главных героинь Емеш, образ которой во многом автобиогра-
фичен, и поэтому для более глубокого ее осмысления был использован биографический подход. Раскрывается
роль и значение обращения З. Биишевой к фольклору, что прослеживается как в романе-трилогии, так
и последующих произведениях писательницы (хикайят «Мастер и подмастерье»). Утверждается, что обра-
щение к фольклору расширяет границы литературного произведения, позволяет осуществить сопряжение
истории и современности, значительно обогащает художественный арсенал писательницы.