Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 2 (46) 2022
Номер:
2
Год:
2022
Дата публикации на сайте:
2022-06-30 14:16:50
Полный журнал в PDF:
Особенности курсов повышения квалификации в вузах Германии и России
УДК: 37.018.46
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Анатольевна Герасимова; Наталья Михайловна Подпорина; Анна Ивановна Куклина;
Введение. Качественное образование характеризуется как знаниями, необходимыми в основной деятельности специалиста, так и различными вспомогательными навыками и умениями. Знание иностранного языка является необходимой образовательной составляющей для любого специалиста. Иностранный язык стал одной из важнейших дисциплин в неязыковых университетах. Изменилось от-ношение студентов к его изучению; как результат этого изменения появились дополнительные програм-мы обучения на иностранных языках. Цель работы – рассмотреть особенности продвижения курсов иностранных языков в неязыковом вузе на примере дополнительной программы профессиональной пе-реподготовки «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации» и предложить ряд мер по совер-шенствованию продвижения данных курсов. Материалы и методы. В процессе исследования применя-лись следующие методы: анализ и синтез, абстрагирование и конкретизация, изучение и обобщение пе-редового опыта работы в области продвижения образовательных услуг с использованием Интернет-сайтов высших учебных заведений. Результаты исследования. Показано, что в настоящее время ин-формационное наполнение сайтов языковых программ российских вузов уступает немецким по разнообразию предлагаемых услуг, широте и доступности предоставляемой информации. Было опрошено более 150 слушателей курсов с целью выявления причин и мотивации к изучению иностранного языка. Персо-нальные данные были собраны, сгруппированы и статистически обработаны. Выявлены основные фак-торы привлекательности таких языковых курсов для студентов и сформулированы предложения по улучшению продвижения языковых программ. Заключение. По результатам исследования можно сде-лать вывод, что на сегодняшний день существует достаточное количество языковых курсов, предлага-ющих дополнительные образовательные услуги. Все они имеют свои особенности и демонстрируют оригинальный подход к обучению. Установлено, что студенты и специалисты технических специально-стей составляют подавляющее большинство студентов языковых курсов. Предложены эффективные инструменты продвижения языковых курсов.
Качество профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы: критерии и показатели
УДК: 318.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гу Жун;
Актуальность. В условиях современности образовательная система переживает отнюдь не легкий пе-риод. Во многом это находит свое отражение как в природе обучения и воспитания, так и в администра-тивных установках, которые являются неотъемлемыми звеньями всей педагогической системы. В этом проявляется проблема исследования качества профессиональной деятельности педагогов профессио-нальной школы. Проблематика исследования. В настоящее время проблема профессионализма педаго-га, его развития и совершенствования становится приоритетной. Одной из граней ее решения выступает всесторонний анализ модели педагогической деятельности, как сложного и интегративного профессио-нального конструкта, а также оценка качества профессиональной деятельности педагогов профессио-нальной школы с учетом соответствующие критериев и показателей. Цель: исследование современных представлений о качестве профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы. Задачи исследования: описать феномен «качество профессиональной деятельности», охарактеризовать каче-ство профессиональной деятельности педагога с учетом вызовов современного мира. Материалы и методы исследования. В статье использовались методы сравнения, анализа научной ли-тературы, системно-логический метод. Материалами послужили публикации современных авторов, в которых проанализированы критерии и показатели качества профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы. Новизна исследования заключается в том, что в рамках статьи систематизи-рованы критерии и показатели качества профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы с учетом вызовов современности. Результаты теоретического анализа и обобщения структурных элементов качества профессиональной деятельности педагогов профессиональной школы показали, что исследователями оно рассматривается как аналитическая, рефлексивная, коррекционная природа про-фессиональной деятельности педагога, а также творческая самореализация личности преподавателя.
Роль военно-спортивных многоборий в подготовке допризывной молодежи к службе в армии
УДК: 796.093-053.67
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Станислав Иванович Кошкин;
Введение. В статье представлен опыт работы общеобразовательных организаций и организаций средне-го профессионального образования по использованию военно-спортивных многоборий в системе подго-товки молодежи к службе в вооруженных силах Российской Федерации. Акцентируется внимание на ро-ли и месте военно-спортивных многоборий в формировании физической подготовки, развитии патриоти-ческих чувств и боевого духа будущих защитников Отечества. Цель данной статьи: обобщение опыта практической работы, определение роли, места и значимости использования военно-спортивных много-борий в физической подготовке юношей к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Материалы и методы. Ведущим методом исследования заявленной темы является анализ, способству-ющий изучению роли военно-спортивных многоборий в подготовке юношей допризывного возраста к службе в армии, а также моделирование программного материала по определению содержания и места использования элементов военно-спортивных многоборий на уроках физической культуры и во внеучеб-ной деятельности. Результатом исследования стало определение роли, значимости и специфики ис-пользования военно-спортивных многоборий в подготовке обучающихся общеобразовательных органи-заций и организаций среднего профессионального образования к службе в армии. Обсуждение подтвер-дило состоятельность: практико-ориентированного исследования по изучению роли и места использо-вания военно-спортивных многоборий в практике физического воспитания в общеобразовательных ор-ганизациях и организациях среднего профессионального образования при подготовке молодежи к служ-бе в армии. Заключение. Проведен анализ практического опыта, роли и значимости использования во-енно-спортивных многоборий в системе физической подготовки обучающихся общеобразовательных организаций и организаций среднего профессионального образования к службе в армии. Данная статья полезна для педагогов по физической культуре, заместителей руководителей по воспитательной работе, сотрудников военных комиссариатов
Организация занятий по физической культуре и спорту для иностранных студентов
УДК: 378:796-054.68
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Витальевна Кудрявцева; Светлана Николаевна Федорова;
Введение. Современное состояние системы профессионального образования во всем мире характеризу-ется высокой академической мобильностью. Как показывает практика, начало обучения иностранных студентов в новых социокультурных условиях вызывает стресс, психофизиологические проблемы, сни-жение работоспособности, обострение хронических заболеваний и т. п., связанные с адаптацией к ново-му укладу жизни, к новой языковой среде, к новому климату, к новому социальному окружению. Основ-ные проблемы в организации занятий по физической культуре с иностранными студентами также связа-ны с наличием специфических религиозных и культурных традиций и особенностями адаптации ино-странных студентов к условиям проживания и обучения в новых социокультурных условиях. Цель дан-ной работы – выявление условий для эффективной организации занятий по физической культуре и спор-ту с иностранными студентами. Материалы и методы. В работе применялись методы анализа научно-методических трудов, обобщение передового практического опыта по теме исследования, позволяющие рассмотреть проблему организации занятий по физической культуре для иностранных студентов в рос-сийских вузах, а также количественно-качественный анализ результатов контрольных испытаний. Ре-зультаты исследования, обсуждения. Как показали результаты проведенного исследования, некоторые показатели физической подготовленности у иностранных студентов развиты статистически более высо-ко, чем у российских студентов, а некоторые, наоборот, более низко. Заключение. Особая роль курса «Физическая культура и спорт» в вузе, обусловленная его оздорови-тельной направленностью и обязательностью для всех без исключения вузов и факультетов, требует особого внимания к организации занятий по физической культуре и спорту для иностранных студентов. При организации и проведении занятий должны быть учтены факторы культурных и религиозных осо-бенностей иностранных студентов, исходного уровня их физической подготовленности, особенностей адаптации в новых социокультурных условиях.
Анализ методов управления качеством подготовки студентов вуза
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Линар Гимазетдинович Ахметов; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. В исследовании выявлены тенденции реформирования экономического, культурного, образо-вательного пространства, которые характеризуют переход от индустриального к постиндустриальному этапу развития социума, а техногенный характер модернизации направлен на повышение качества про-фессиональной подготовки студентов университета. Реализуемые в настоящее время национальные про-екты способствуют более эффективному использованию в университетской среде прогрессивных моде-лей и инструментов управления качеством системы образования, образовательных программ, реализуе-мых с непосредственным участием потребителей образовательных услуг и всех заинтересованных лиц. Целью исследования является изучение, сравнительный анализ моделей и инструментов менеджмента качества образования. Материалами и методами исследования послужили: методологическая научная литература в области теории и практики менеджмента качества образования, специальная литература, раскрывающая проблемы внедрения в учебный процесс вузов национальных стандартов качества. Сравнительный анализ и обобщение существующих российских, зарубежных моделей и инструмента-рия менеджмента качества способствуют систематизации практического опыта повышения эффективно-сти в профессиональной подготовке студентов современного вуза. Показано, что одной из главных целей учебно-воспитательной деятельности образовательной организации служит удовлетворенность каче-ством образовательных услуг со стороны потребителей, покупателей и заинтересованных лиц. Инстру-ментами достижения цели является комплекс мер по целенаправленному улучшению показателей дея-тельности образовательной организации. Рассмотрены наиболее используемые в современной россий-ской и зарубежной практике методы и модели, обеспечивающие менеджмент качества образования. Следовательно, для более гибкой адаптации к возникающим угрозам внешней среды образовательной организации, настройка системы менеджмента качества должна использовать возможности потенциала среды внутренней.
Особенности обучения китайскому языку на младших курсах российских гуманитарных вузов
УДК: 13.00.02
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ли Шулунь;
Постановка проблемы. Главная цель изучения иностранного языка – формирование межкультурной компетенции. Значительное отличие китайского и русского языков не позволяют обеспечить в современ-ных российских вузах обучение, результатом которого становится высокий уровень владения разговор-ным языком и письменностью. Это вопрос становится особо актуальным в ситуации общемировой инте-грации и укрепления отношений между Китаем и Россией. По этой причине необходимо выявить все особенности изучения китайского языка русскими студентами и найти методы их решений. В связи с этим цель исследования: выявление основных особенностей обучения китайскому языку на младших курсах российских гуманитарных вузов. Методология включает: изучение теоретической литературы и практического зарубежных и российских специалистов. Результаты исследования. Причина сложности обучения русских студентов заключается не только в многообразии и значительном отличии китайских иероглифов от европейских букв, но и в сложности восприятия всей языковой структуры. Китайский язык – язык образов и понятий, основная цель письменности которого – визуализация. Разо-браться в многообразии иероглифов во многом помогают ключи, которых в китайском языке насчитыва-ется 214 штук. На начальном этапе обучения студентов младших курсов российских вузов в первую очередь необходимо донести до них особенности языка и показать, что изучение китайского заключает-ся не столько в запоминании иероглифов и способа их написания, сколько в понимании особенностей языка, его структуры и сути. Выводы. На основании анализа теоретической литературы и практического опыта можно сделать выводы о том, что на начальном этапе необходимо выполнять целый ряд требова-ний, включающих правильный подбор упражнений и изучение культурных особенностей. Но основная особенность преподавания на начальном этапе заключается в том, что необходимо заинтересовать сту-дентов, показать им значение китайского языка, перспективы трудоустройства и развития.
Преемственность общих и универсальных компетенций в условиях непрерывного образования «колледж – вуз»
УДК: 377.37.016.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. В статье представлен результат сравнительного анализа сущности и содержания общих ком-петенций, формируемых у студентов среднего профессионального образования, и универсальных ком-петенций, формируемых в условиях высшей школы по следующим параметрам – назначение компетен-ции с позиций социального заказа, сущность и содержание компетенций и преемственный характер ком-петенций. Цель: сопоставление общих компетенций, формируемых в рамках среднего профессионально-го образования, и универсальных компетенций – в рамках высшего образования по направлениям бака-лавриата. Материалы и методы: данное исследование опирается на анализ федеральных государ-ственных образовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования с примене-нием метода экспертной оценки. Результаты исследования: исследование показало, что формирование общих и универсальных компетенций в условиях среднего профессионального образования и высшего образования принципиально имеют единую цель – развитие базовых характеристик, обеспечивающих решение социальных задач для будущих специалистов, возможность более эффективного использования профессиональных компетенций, профессионального роста и развития. Сопоставление общих и универ-сальных компетенций по категориям, выделенным в высшем образовании, показало, что в большинстве случаев можно говорить о высокой степени соответствия. Преемственность между общими и универ-сальными компетенциями прослеживается отчетливо, причем по каждой категории компетенций идет усложнение или углублении на уровне высшего образования по направлениям бакалавриата. На уровне среднего профессионального образования формирование общих компетенций предполагает развитие личностных качеств выпускника, обеспечивающих осуществление деятельности на определенном ква-лификационном уровне именно специалиста среднего звена. В высшем образовании (уровень бака-лавриата) категории универсальных компетенций по содержанию в большей степени конкретны. Это предопределяет большую свободу и активность всех участников образовательного процесса, возмож-ность выбора своего тренда в достижении результатов обучения. Заключение. Таким образом, органи-зация преемственности в формировании общих и профессиональных компетенций в условиях непрерыв-ного образования «колледж – вуз» обеспечивает более эффективную и оптимальную подготовку специа-листов при получении образования разного уровня квалификации.
Формирование правовой культуры студентов в условиях образовательной среды высшей школы
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Петрова; Марина Владимировна Павлова; Аркадий Максимович Курочкин; Ольга Валерьевна Тимофеева;
Введение. Признание личностью права социально-нравственной ценностью предопределяет характер социального поведения и уровень социальной активности студента. В вузе в процессе изучения психоло-го-педагогических, правовых, социально-гуманитарных дисциплин студенты осваивают системные ин-тегрированные социальные и правовые знания, которые формируют правовое сознание. Результаты освоения этого впоследствии проявляются в действиях и поступках. По определению авторов, формиро-вание правовой культуры студентов в образовательной среде вуза – это сложный и длительный процесс, зависящий прежде всего от уровня восприятия и осмысления основных социальных и правовых ценно-стей. В связи с этим положением авторы статьи вполне правомерно заявляют, что правовую культуру студентов определяет степень развитости их правового сознания. Целью данной статьи является выяв-ление педагогических условий формирования правовой культуры студентов и раскрытие педагогического потенциала рефлексивно ориентированной среды высшего учебного заведения. Методологической осно-вой исследования являются идеи отечественной философской мысли о человеке как социальной Самоцен-ности (Н. А. Бердяев, А. А. Вербицкий, И. А. Ильин и др.); различные аксиологические, юридические, пра-вовые аспекты правовой культуры; методологические подходы: системный, аксиологический; средовый, гуманистический, личностно ориентированный. Авторы опирались на следующий комплекс методов ис-следования: теоретические: анализ литературы по исследуемой проблеме, изучение и обобщение опыта организации педагогического процесса вуза, синтез и обобщение; эмпирические: анкетирование, тестиро-вание, экспертная оценка, педагогический эксперимент; количественная обработка результатов экспери-ментальной работы. Научная новизна исследования заключается в выявлении педагогического потен-циала рефлексивно ориентированной образовательно-воспитательной среды вуза, используемого в формировании у студентов правовой культуры. Заключение. Авторы гипотетически предполагают, что для эффективного формирования правовой культуры студентов в вузе необходимо создать рефлексивно ориентированную образовательно-воспитательную среду с целью активного включения студента в ка-честве субъекта в различные формы и виды правовой деятельности. Данные, полученные в ходе прове-дения эксперимента, подтвердили гипотезу исследования авторов.
Педагогические условия формирования эмоционального благополучия младших школьников на уроках вокала
УДК: 37.013
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Вячеславовна Синицина; Татьяна Николаевна Петрова;
Введение. Данная статья посвящена проблеме эмоционального благополучия школьников, развитию эмоциональной отзывчивости на уроках вокала в детской школе искусств, благотворному влиянию му-зыки на физическое и эмоциональное состояние ребенка, методам и приемам работы с младшими школьниками. В статье приведены различные точки зрения и мнения авторитетных авторов, связанные с вопросами эмоционального благополучия, его основными характеристиками и факторами, влияющими на положительное и комфортное эмоциональное состояние человека. Рассматривается вопрос о педаго-гических условиях, педагогических приемах и методах формирования эмоционального благополучия и о влиянии музыки на эмоциональную сферу ребенка и эмоциональной отзывчивости, познавательной ак-тивности, гармонизации творческого процесса. Приведены примеры практической деятельности как формы работы по формированию устойчивого положительного эмоционального состояния у младших школьников на уроках вокала в детской школе искусств. Цель исследования: обобщение теоретических исследований и опыта практической работы с младшими школьниками на уроках вокала в детской шко-ле искусств с использованием эффективных педагогических приемов и методов в решении вопроса эмо-ционального благополучия школьников. Материалы и методы. Материалами исследования послужила аналитическая работа с литературой и обобщение практики учебно-воспитательной музыкальной дея-тельности с детьми младшего школьного возраста. Методами исследования заявленной темы являются теоретический анализ (обзор педагогической, психологической и музыкально-педагогической литерату-ры), эмпирический метод (наблюдение, сравнение, опрос, беседа), универсальный метод (анализ, моде-лирование), позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный про-цесс по совершенствованию методики преподавания вокала в детской школе искусств. Результаты ис-следования: результатом исследования стал анализ педагогических приемов и методов, применяемых на уроке вокала в младших классах как способах формирования эмоционального благополучия школьни-ков. Обсуждение подтвердило значимость практико-ориентированных исследований, систематизации работы по внедрению эффективных педагогических подходов в практике музыкального и вокального воспитания. Заключение. Обобщен практический опыт использования эффективных педагогических условий, приемов и методов в системе вокальной (музыкальной) подготовки детей младшего школьного возраста. Данная статья полезна для преподавателей вокала, хорового и сольного пения и других дис-циплин, преподаваемых в детской школе искусств, учителей музыки, руководителей вокальных студий, музыкальных кружков и так далее.
Реализация компетентностного подхода дистанционного обучения китайскому языку студентов старших курсов российских вузов гуманитарных специальностей
УДК: 811.581
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Цзэн Юньтин;
Введение. Китайский язык является наиболее сложным для изучения. Особенно это относится к обуче-нию студентов нелингвистических вузов. Одним из современных подходов к обучению является подход, основанный на оценке уровня компетенций учеников. Подобный подход позволяет достигать основных целей педагогического процесса, увеличения эффективности обучения как каждого студента, так и учеб-ной группы. Данный подход особенно эффективен в условиях дефицита квалифицированных педагоги-ческих кадров. В целом компетентностный подход можно рассматривать в качестве основы системы до-стижения общих целей обучения. Целью настоящей работы является изучение особенностей применения компетентностного подхода в дистанционном обучении китайскому языку студентов старших курсов гуманитарных специальностей. Методологической основой работы являются общенаучные методы, ме-тоды сравнительного анализа, методы теоретического анализа, метод документального анализа, наблюдение. Результатом написания настоящей работы стало выявление особенностей применения компетентностного подхода при дистанционном обучении. Установлено, что важной функцией дистан-ционного обучения является развитие навыков самостоятельной организации процесса обучения сту-дентами. Дистанционное обучение направлено на применение информационных и интерактивных тех-нологий. Современная парадигма образования предусматривает активное применение подобных мето-дик. Данная компетенция сравнительно недавно появилась в образовательных стандартах, однако быстро подтвердила свою значимость. В ходе написания работы автором были сделаны выводы о том, что суть компетентностного подхода заключается в ориентации образовательного процесса на его ре-зультаты: формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопре-деление, социализацию, развитие индивидуальности и самоактуализацию.
Современный дискурс марийской традиционной религии как объект лингвистического анализа
УДК: 811.511.151 + 25
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
Введение. В условиях обращения верующих к утраченным традициям марийской этнической религии, возникновения в ней новых элементов, с одной стороны, и устаревания традиций, с другой стороны, тре-буется исследовать современное состояние текстов и обрядов марийской традиционной религии (МТР) в их целостности. Цель работы – изучить социальный контекст, который стоит за устной и отчасти пись-менной речью современных служителей культа МТР, и определить взаимосвязь между языком и соци-альными процессами. Методы и материал исследования. Материалы исследования – опубликованные тексты марийских молитв, а также материалы фольклорных и этнографических экспедиций МарНИИЯ-ЛИ, МарГУ, записи автора статьи. В работе использовался описательный метод и контекстологический анализ дискурса. Результаты исследования, обсуждения. Современный дискурс МТР представлен си-стемой текстов молитв, которые функционируют в контексте традиционных молений (семейных, родо-вых, сельских, молений в рамках религиозного союза, окружных, всемарийских), благословений и напутствий во время семейных и календарных праздников. Помимо этого, в религиозном дискурсе со-храняется развернутая система жанров, нацеленных на общение отдельного верующего с верховным бо-гом, богами, божествами и духами. Корпус марийских религиозных текстов обогащается за счет таких жанров, как саламлыме мут ‘поздравление’, сугынь ‘благословление, напутствие’ при проведении обще-ственно значимых мероприятий; обращение в каких-либо исключительных случаях, интервью и очерк, комментарий, разъяснение о смысловом наполнении обрядов и праздников, о деятельности общин. За-ключение. В условиях роста интереса к традиционной культуре, возвращения марийской этнической ре-лигии в публичное пространство, установления связи между общественно-политической и религиозной сферой жизни марийского народа претерпевают трансформацию религиозные обряды. Служители куль-та марийской религии с целью приобщения к религии и ее ценностям, единения верующих, передачи опыта проведения молений в настоящее время широко используют современные площадки СМИ, что приводит к расширению аудитории, появлению новых жанров. В качестве основных характеристик со-временного дискурса марийской этнической религии выступают сакральность, диалогичность, эмоцио-нальность, модальность просьб, желаний.
Провинциальные театральные сообщества России: проблемы изучения (на материале сообществ Республики Марий Эл)
УДК: 811.161.1’276.1:279
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Екатерина Андреевна Плотникова;
Введение. В статье рассматриваются специализированные представления, практики и тексты, бытующие в провинциальных театральных сообществах России. Показана их роль в формировании профессио-нальной идентичности и функционировании театральных сообществ в целом. Цель. Выявить и описать неформальные профессиональные традиции сообщества актеров Академического русского театра драмы имени Г. Константинова, показать их значимость во взаимодействии актеров и зрителей, социокультурной жизни коллектива в целом. Материалы и методы. Описание повседневных практик осуществляется с «по-зиций деятеля» (Т. Б. Щепанская). Соответственно используются фольклорно-этнографические методы анализа: анкетирование, наблюдение, глубинное интервью, автобиографические материалы, публика-ции в региональных СМИ. В центре внимания авторов – театральное сообщество Академического рус-ского театра драмы им. Г. Константинова (Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола). Результаты. В ста-тье произведен анализ, с одной стороны, субкультурных традиций актеров, с другой – зрителей. Выяв-лена оценка актерами уровня зрительской компетентности, ее способности понять значимые установки театрального сообщества. Она выражена в категориях поляризации, декоммуникации, особом знании и стигме, которые выделяют актера на фоне социума. Понятие «профессионализм» соотнесено также с ми-стическими представлениями: сакрализацией сцены, верой в существование духов театра, отрицатель-ными эмоциями, испытываемыми актерами при исполнении определенных ролей. Отмечено исключи-тельно важное значение в становлении актера посвятительных ритуалов. В свою очередь анализ взаи-модействия актеров и зрителей показал высокую оценку зрителями возможностей и перспектив развития Академического русского театра драмы им. Г. Константинова. Живой интерес зрителей вызывает репер-туар театра, соотношение в нем классических и современных пьес, яркая игра актеров, совпадает отноше-ние к возможностям интерпретации классики как актерами, так и зрителями. Заключение. В статье сделан вывод о том, что к настоящему моменту русский театр имеет своего зрителя, а его актеры – поклонников, заинтересованных в развитии театра, повышении его статуса как в РМЭ, так и в России; в целом подобный анализ способствует становлению и развитию межкультурного диалога и большей открытости общества. Авторы также приводят свидетельства об использовании профессионального (театрального) фольклора в деятельности образовательных учреждений Республики Марий Эл.
Понятие «совесть» как ценностная натурфикация в произведениях А. С. Пушкина
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов; Раисия Алексеевна Кудрявцева;
Введение. Обыденный человек, кроме слов с прямым значением, обслуживающих его непосредственные нужды, употребляет и ценностные слова и понятия, такие, как «прекрасное», «безобразное», «добро», «зло», «гармония», «совесть» и другие. Что делает автор как субъект литературно-художественной дея-тельности с ценностными натурфикациями? Ответить на этот вопрос было целью наших наблюдений над функционированием слова-понятия «совесть» в произведениях А. С. Пушкина. Материалы и методы. «Совести», сегодня именуемой в лингвокультурологии концептом, посвящено немало исследований, наиболее плодотворные представлены в аспектах логического анализа языка. Другое направление исследо-ваний определяется задачей понять особенности художественного мира. В нашем случае – значения поня-тия «совесть» для авторского мировидения и миропонимания. Мы, занимая логическую позицию, все-таки ориентируемся на автора и на литературно-художественное произведение как поэтическую реальность. Мы подходим к «совести» как ценностному понятию чисто логически, мысля в пределах аналитического метода: субъект деятельности – деятельность (средства деятельности) – предмет деятельности. Результа-ты исследования, обсуждения. Ценностные понятия содержат в потенции свое противоположное содер-жание (добро – зло), поэтому альтернативное мышление понимается нами в строго логическом смысле – как специфика любого суждения, которое или утверждает наличие чего-либо, или отрицает. Ценностные слова, с одной стороны, указывают на предмет, с другой – на личностную основу своего значения, на оценку: добрый человек – не вообще добрый, а для кого-то, в восприятии кого-то. В качестве исходного материала мы берем два монолога – Бориса Годунова и Скупого рыцаря, проводя наблюдения над альтер-нативностью мышления и конфликтностью, ценностной натурфикацией «совесть» и системой «автор и персонаж», натурфикацией и семантическим полем, натурфикацией и образом. Заключение. В художе-ственном тексте автор иллюстрирует возможность человеческого мышления бесконечно употреблять цен-ностные слова и ценностные понятия, потому что автор наделяет ими персонажей, которые выступают как обыденные субъекты, используют ценностные натурфикации как интуитивно ясные. Ценностные натурфикации наделяются метафорическими предикатами, часто сами выступают в роли метафор. Благо-даря развернутой предикации, ценностные натурфикации могут включать в себя огромное количество са-мых невероятных смыслов (сравнение совести с ведьмой, «От коей меркнет месяц и могилы / Смущаются и мертвых высылают...»). Ценностные натурфикации, существуя в системе альтернативного мышления, определяют конфликтную и шире образную структуру произведения. В нашем конкретном случае натурфикация «совесть» выводит автора (А. С. Пушкина) и нас, читателей, на проблему роли совести в жизни человека.
Генеалогическая линия рода богатыря Манаса в киргизском героическом эпосе «Манас» в вариантах разных сказителей
УДК: 398.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Чолпон Темирбековна Субакожоева;
Введение. В мировой фольклористике видное место занимает выдающийся памятник устного народного творчества киргизский героический эпос «Манас»  плод творения многих поколений народных певцов. Сказителей эпоса «Манас» в народе называют «манасчи». Эпос «Манас»  произведение многовариант-ное. Актуальной проблемой в настоящее время является проблема изучения эпоса «Манас» путем научно-го сравнения различных его вариантов. Цель данной статьи  сравнить генеалогическую линию рода бога-тыря Манаса в вариантах киргизского эпоса «Манас», принадлежащих сказителям Сагымбаю Орозбакову, Саякбаю Каралаеву и Жусупу Мамаю. Автором использовались комплексный, включающий текстологиче-ский, описательный, сравнительно-исторический, историко-типологический подходы. Методы исследова-ния дают возможность рассмотреть поставленную проблему бытования и развития эпоса «Манас». В результате исследования все три варианта эпоса «Манас» в полной мере охватывают традиционно устойчивые события, сложность и многообразие сюжетной канвы, богатство образов, красочность в опи-сании героев и окружающей среды, быт, традиции, верования, глубокие народные идеи. Можно сделать вывод, что варианты эпоса имеют ряд отличительных особенностей. Сравнивая генеалогическую линию в эпосе «Манас» в вариантах сказителей Сагымбая Орозбакова, Саякбая Каралаева, Жусупа Мамая, мы ви-дим, что они достаточно большое внимание уделяли описанию предков Манаса, хотя в каждом варианте названы разные имена предков. В заключение следует отметить, что версия эпоса «Манас» сказителя из Китая Жусупа Мамая и версия сказителей из Кыргызстана Сагымбая Орозбакова и Саякбая Каралаева имеют одно происхождение, общие древние мифологические корни, так как киргизский этнос в Кыргыз-стане и в Китае связан языковым родством, а в прошлом – ареальной близостью и единством историческо-го развития. Сравнительное изучение вариантов эпоса «Манас», бытующих в Кыргызстане и в Синьцзяне позволило определить степень сохранности и вариативности текста, разрешить ряд вопросов сложения и бытования эпических текстов в рамках национальных эпических традиций.
Воплощение мифоэпической картины мира в драматической поэме М. Джалиля «Алтынчеч»
УДК: 821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
Введение. Драматическая поэма «Алтынчеч» по праву занимает важное место в творчестве Мусы Джалиля и является его большой творческой удачей. Это повествование из древней татарской истории, рассказыва-ющее о борьбе народов Поволжья против угнетения и насилия и утверждающее мысль о непобедимости народа. «Алтынчеч» представляет собой серьезную попытку художественного осмысления исторического прошлого татарского народа. Цель статьи – проанализировать, как в своем произведении М. Джалиль во-площает мифоэпическую картину мира, в основе которой лежит мифоэпическое сознание, являющееся пе-реходным между сознанием мифологическим и эпическим. Материалы и методы: материалом исследования выступают драматическая поэма «Алтынчеч», преобразованная позже в либретто одноименной оперы. Основные методы исследования – сравнительно-сопоставительный, срав-нительно-исторический, аналитический, текстологический. Результаты исследования, обсуждения: в процессе анализа произведения выявлено, что мифоэпическая модель мира обусловлена особенностями мифоэпического мышления. В основе мифоэпической модели мира лежит особый тип мышления, отра-женный в различных семиотических воплощениях мифоэпического сознания. В связи с этим драматиче-скую поэму «Алтынчеч» целесообразно рассматривать как продолжение мифологической традиции, осно-ванной на синкретизме сознания, нерасчлененности времени и пространства, единства человека и приро-ды. Авторское произведение М. Джалиля «Алтынчеч», отражающее жизнь татарского народа, следует ис-следовать в контексте героических эпосов других народов России и Ближнего Зарубежья, а также других произведений авторского и народного героического эпоса. Заключение. В результате исследования автор приходит к заключению, что мифоэпическую модель мира, представленную в поэме М. Джалиля, следует трактовать как переходную, отражающую развитие сознания татарского народа от мифологического к эпи-ческому и его менталитет в период, изображенный в произведении.
Парцелляция и присоединение: критерии разграничения
УДК: [811.161.1+811.512.111+811.111]’367
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Ивановна Шпарева;
Введение. Термин «парцелляция» вошел в науку о языке лишь во второй половине XX столетия и, оче-видно, еще проходит путь научного осмысления. Теория присоединения послужила научно-теоретической базой для становления лингвистической категории «парцелляция». Однако научные изыскания последних десятилетий доказывают неправомерность отождествления парцелляции и присо-единения. Цель: определить критерии разграничения парцелляции и присоединения. Материалы и ме-тоды. Материалом для исследования послужили произведения художественной литературы XX века на русском, чувашском и английском языках. В ходе исследования были использованы системный подход и обобщение для обоснования принимаемых за основу критериев разграничения присоединения и парцел-ляции. Сопоставительный метод был применен для экспериментального подтверждения принятых в ка-честве основополагающих критериев разграничения парцелляции и присоединения на материале трех разноструктурных языков: русского, чувашского и английского. Результаты исследования, обсуждения. На основе анализа и системного обобщения критериев, предлагаемых современными ис-следователями, определены два основополагающих критерия разграничения парцелляции и присоеди-нения: функционально-семантический и структурно-грамматический. По функционально-семантическому критерию к присоединительным конструкциям мы относим синтаксические структуры, в которых отчленяемый компонент приводит к расширению семантики базового предложения и выполняет функцию добавочного суждения. В парцеллированных конструкциях парцеллят выполняет экспрессив-но-выделительную функцию, заключающуюся в логическом или экспрессивном выделении и смысловом подчеркивании отчленяемого компонента. Основным инструментом структурно-грамматического крите-рия предложено использовать прием реинтеграции, т.е. восстановления исходной синтаксической струк-туры путем ликвидации разделительных знаков препинания. Заключение. В данной работе обобщен опыт многолетних лингвистических изысканий, посвященных проблеме дифференциации парцелляции и присоединения. Приведены два основополагающих критерия, функционирование которых подтвержда-ется иллюстративным материалом из разноструктурных языков. Результаты данного исследования мо-гут быть использованы в научно-практической деятельности, посвященной проблемам функционирова-ния как парцелляции, так и присоединения.
Эндоцентрическая номинация англоязычных ихтионимов
УДК: 81’42:811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Леонидовна Яковлева;
Введение. В статье рассматриваются когнитивные основания природы номинации англоязычных терминов с общим интегральным семантическим признаком «рыба» в количестве 241 лексических единиц (ЛЕ). Цель исследования состоит в выявлении мотивировочных признаков эндоцентрической номинации ихтиони-мов. Материал исследования составляют термины-ихтионимы с прозрачной внутренней формой, ото-бранные методом сплошной выборки из специализированных словарей. Методы: метод компонентного анализа, метод семантического анализа, а также сопоставительный и статистический методы. Результаты исследования и обсуждение. Анализ морфологической структуры терминов выявил безусловное домини-рование многокомпонентных терминов (двух или более компонентов с раздельным написанием) над одно-компонентными, а также высоковалентные лексемы. Многокомпонентные термины с прозрачной внутрен-ней формой подразделяются на двухкомпонентные (46,95 %), трехкомпонентные (45,12 %) и четырехком-понентные (7,93 %) ихтионимы. Мотивировочные признаки детерминируются на основе прямой и косвен-ной номинации. Наименование мотивировочных признаков эндоцентрической номинации по шкале граду-альности детерминируется следующим образом: внешний вид тела рыбы в целом и отдельных органов (строение головы, плавников); окрас рыбы; ареал распространения (тип местности, наименование страны, характер водоема); характер производимых рыбой действий; наличие числительных в наименовании. В силу своей сложной структуры наименования рыб вербализуются и на основе метафорических переносов: животное → животное, животное → человек. Заключение. Анализ номинации англоязычных ихтионимов с прозрачной внутренней формой показал, что максимальная мотивационная информация содержится в эндоноцентрической номинации.