Текущий журнал
- Название:
- ВЕСТНИК 3 (59) 2025
- Номер:
- 3
- Год:
- 2025
- Дата публикации на сайте:
- 2025-10-06 10:54:47
- Полный журнал в PDF:
-
Содержание всего 17
Консалтинговое сопровождение индивидуального развития будущих педагогов
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Витальевна Алексеева; Зинаида Очировна Кекеева ;
Введение. Современный рынок труда и требования ФГОС требуют от будущего педагога наличия не только профессиональных, но высоко развитых личностных качеств. В связи с этим в процессе профессиональной подготовки следует уделять внимание индивидуальному развитию будущих педагогов и организации консалтингового сопровождения, которое содействует реализации потенциала каждого студента, оказывает помощь в определении направлений развития и поддержки в процессе формирования профессиональных компетенций, содействует развитию «мягких навыков», необходимых для педагогической деятельности, оказывает помощь в адаптации к условиям профессиональной деятельности и преодолении профессиональных трудностей и др. Цель исследования: определить и проанализировать отношение преподавателей высших учебных заведений к консалтинговому сопровождению индивидуального развития будущих педагогов. Материалы и методы исследования. В исследовании принимали участие 135 респондентов (67 респондентов из числа профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, Россия), 68 – из числа профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВО «Калмыцкий государственный университет имени Б. Б. Городовикова» (г. Элиста, Россия)). Анкета состояла из 16 вопросов закрытого типа. Результаты исследования, обсуждения. Анализ результатов исследования показывает, что педагоги считают необходимым содействовать индивидуальному развитию будущих педагогов при помощи консалтингового сопровождения в формах индивидуальных консультаций и наставничества, согласны с тем, что консалтинговое сопровождение помогает будущим педагогам лучше понимать свои сильные и слабые стороны, способствует повышению мотивации к профессиональному развитию, помогает адаптироваться к условиям профессиональной деятельности и пр. Заключение. Результаты исследования подтверждают актуальность и значимость консалтингового сопровождения индивидуального развития будущих педагогов, большая часть респондентов осознают необходимость такого сопровождения и готовы участвовать в его реализации, однако для успешного внедрения и развития консалтингового сопровождения необходимо решить ряд проблем (например, нехватка времени и квалифицированных консультантов), а также обеспечить достаточное финансирование и поддержку со стороны руководства вузов.
Формирование готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере культуры и искусства средствами педагогического консультирования
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Дмитрий Александрович Крылов ; Линар Гимазетдинович Ахметов ;
Введение. Статья посвящена исследованию путей повышения готовности к профессиональной деятельности будущих специалистов в сфере культуры и искусства, а именно будущих артистов балета, средствами педагогического консалтинга. В исследовании показана актуальность и значимость формирования высокого уровня готовности к профессиональной деятельности обусловленного требованиями федеральных государственных стандартов, профессионального сообщества, социума в соответствии. К таким требованиям профессионально важных качеств относят: участие в выполнении репертуара театрально-балетной программы спектаклей; овладение актерскими навыками создания художественного образа героя литературного произведения, уметь создавать сценический облик в соответствии с различными фрагментами музыкального произведения. Противоречие заключается между необходимостью повышения уровня готовности к профессиональной деятельности будущего артиста балета и реальной готовностью выпускника колледжа к выходу на «большую» сцену. Целью исследования является выявление опытно-экспериментальным путем уровня готовности к профессиональной деятельности обучающихся колледжа по специальности «искусство балета». Материалами и методами исследования выступает диагностический комплекс, включающий анкетный опрос, тестовые и кейсовые задания, включенное и невключенное наблюдение; метод экспертных оценок; метод ранговой корреляции. Уточнена сущность и определено содержание понятия «педагогический эксперимент», который мы трактуем как запланированный научный опыт, способствующий поиску новых педагогических подходов, подтверждению либо опровержению гипотезы исследования, преобразованию точно фиксируемых условий учебно-воспитательного процесса. В ходе проведения педагогического эксперимента оценка уровня профессиональной готовности осуществлялась по следующим критериям: конгитивный; мотивационный; аффективный; практический. В ходе педагогического эксперимента доказали свою результативность спецкурс «мастерство актера в балетном искусстве» и специально разработанный образовательный маршрут как средство педагогического консультирования будущих артистов балета. В заключение делается вывод о том, что реализация средств педагогического консультирования при формировании высокого уровня готовности будущих артистов балета к профессиональной деятельности возможна в условиях единства операционно-деятельностного, эмоционально-волевого, потребностно-ценностного и информационно-знаниевого компонентов.
Цифровой компетентностный профиль педагога марийского языка и литературы в контексте проектной деятельности
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова ; Наталья Владимировна Матросова ;
Введение. Современная цифровая трансформация системы образования требует от педагогов нового уровня цифровых компетенций, особенно в условиях обучения языкам малочисленных этнических групп, таких как марийский язык. Проектная деятельность и разработка цифровых образовательных продуктов становятся ключевыми инструментами поддержки и сохранения этнокультурного наследия. При этом существующие образовательные программы не в полной мере обеспечивают формирование необходимых цифровых и проектных компетенций для учителей марийского языка и литературы, что создает вызовы для качественного преподавания и эффективного использования цифровых технологий. Цель статьи – разработка подхода к построению цифрового компетентностного профиля педагога марийского языка и литературы в контексте проектной деятельности в соответствии с приоритетными направлениями цифровой трансформации образования. В ходе работы применялись теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты исследования, обсуждения. В работе рассмотрены различные подходы к определению понятия «цифровой компетентностный профиль», подчеркнута его интегративная и многокомпонентная специфика. Предложена структура цифрового компетентностного профиля педагога в контексте проектной деятельности, выделены ключевые категории компетенций, параметры их оценки и индикаторы достижения. Выявлены и проанализированы особенности цифрового компетентностного профиля педагога марийского языка и литературы. Профиль выполняет диагностическую, целеполагающую, регулятивную и презентационную функции, позволяя наиболее полно оценить и развивать компетенции в условиях цифровой образовательной среды. Проведен анализ учебных планов и соответствия содержания учебных дисциплин в программах подготовки педагогов марийского языка и литературы. Обоснована потребность и целесообразность внедрения специализированных дисциплин и модулей, направленных на развитие цифровых и проектных компетенций у будущих педагогов. В заключение обосновывается вывод о том, что системное обновление содержания подготовки учителей с опорой на цифровой компетентностный профиль способствует не только повышению качества педагогического образования, но и развитию профессиональной идентичности преподавателя как современного цифрового специалиста. Данный подход выступает значимым элементом обеспечения устойчивого развития национальной системы образования и сохранения языкового многообразия в условиях цифровой трансформации.
Формирование мотивации к физическому самовоспитанию пациентов стационарного отделения медицинской реабилитации взрослых
УДК: 615.825.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элеонора Анатольевна Лоскутова ;
Введение. В последние годы наблюдается стремительное ухудшение здоровья населения, рост числа заболеваний, в том числе – кардиологического профиля. В связи с этим важно уделять большое внимание лечению и профилактике данного рода заболеваний. Важным этапом лечения пациентов кардиологического отделения, является их физическая реабилитация. Но для достижения стойких результатов лечения и профилактики повторных кардиологических заболеваний важно обеспечить оптимальный режим двигательной активности пациентов и после выписки из стационара, что возможно только в рамках физического самовоспитания пациентов. Цель: формирование мотивации к физическому самовоспитанию в процессе физической реабилитации пациентов кардиологического отделения. Материалы и методы. Исследование базируется на материалах разработки и экспериментальной апробации педагогической модели формирования мотивации к физическому самовоспитанию в процессе физической реабилитации пациентов отделения медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями, апробированной на базе ГБУ РМЭ «Медико-санитарная часть № 1 г. Йошкар-Олы». Для оценки эффективности разработанной педагогической модели были применены методы педагогического эксперимента, тестирования и анкетирования. Результаты исследования и обсуждения. В результате проведенного исследования была разработана педагогическая модель формирования мотивации к физическому самовоспитанию в процессе физической реабилитации пациентов отделения медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями. Проведенная оценка мотивационной готовности участников исследования к физическому самовоспитанию показала значительную динамику данного показателя в процессе педагогического эксперимента. Заключение. Была разработана педагогическая модель формирования мотивации к физическому самовоспитанию в процессе физической реабилитации пациентов отделения медицинской реабилитации взрослых для пациентов с соматическими заболеваниями и экспериментально доказана ее эффективность.
Функциональная модель управления формированием лидерских качеств студентов университета в процессе физкультурно-спортивной деятельности
УДК: 37.032
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Антон Андреевич Яковенко ; Елена Валентиновна Кондратенко ;
Введение. В статье представлена функциональная модель управления формированием лидерских качеств студентов университета в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Выявлено противоречие между требованиями современного общества к формированию лидерских качеств студентов и отсутствием системных исследований по оценке потенциала физкультурно-спортивной деятельности в их формировании. Целью работы является теоретическое обоснование и проектирование модели управления формированием лидерских качеств студентов университета в процессе физкультурно-спортивной деятельности. Материалами и методами научных изысканий послужил аналитический обзор современных научных трудов, как в области психолого-педагогических основ формирования лидерских качеств личности, так и оценки возможностей управления формированием этих качеств в процессе физкультурно-спортивной деятельности в современном вузе, а также метод моделирования. Результаты исследования, обсуждение. В результате исследования разработана функциональная модель управления формированием лидерских качеств студентов университета в процессе физкультурно-спортивной деятельности, объединяющая следующие взаимосвязанные друг с другом организационные блоки: теоретический, содержательно-деятельностный и оценочно-результативный. Конкретизированы педагогические условия реализации модели: создание благоприятной образовательной среды для формирования лидерских качеств студентов университета в процессе физкультурно-спортивной деятельности; развитие системы наставничества в процессе физкультурно-спортивной деятельности; реализация технологий формирования лидерских качеств студентов в процессе физкультурно-спортивной деятельности; мониторинг формирования лидерских качеств у студентов.
Когнитивно-семантические черты аллюзивного антропонимического концепта-эталона в романах бри-танских писателей первой половины XIX века
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Александровна Ананьина ;
Введение. В статье обобщаются характерные черты художественного концепта и рассматривается аллюзивный антропоним как средство репрезентации аллюзивного антропонимического концепта-эталона на материале романов “Nicholas Nickleby”, “Bleak House”, “David Copperfield” by Charles Dickens, “Vanity Fair” by W. M. Thackeray. Цель работы: выявление и описание когнитивно-сематических характеристик аллюзивного антропонимического концепта-эталона на материале романов “Nicholas Nickleby”, “Bleak House”, “David Copperfield” by Charles Dickens, “Vanity Fair” by W. M. Thackeray. Методы исследования. В работе принят структурно-системный подход к изучению художественного текста, использовался метод сплошной выборки для отбора корпуса примеров аллюзивных антропонимических концептов-эталонов из художественных текстов, метод контекстуального анализа для идентификации концепта-эталона, метод концептуального анализа для выделения и обобщения когнитивно-семантических признаков аллюзивных антропонимических концептов-эталонов. Результаты исследования, обсуждения. В слойной структуре аллюзивного антропонимического концепта-эталона в фокусе внимания находится понятийный слой, включающий обобщенные признаки информационно-образного слоя, лежащие в основе объединения обладателей признаков в класс. Аксиологический слой также акцентирован, поскольку ведущие признаки эталона всегда имеют положительные оценочные коннотации. Среди выявленных когнитивно-семантических признаков концепта-эталона были выявлены эталонные группы признаков, лежащие в основе объединения образов людей в классы, признаки, объединяющие неодушевленные качества людей в классы на основе метонимического переноса с имени человека на его качества, а также признаки, объединяющие неодушевленные предметы. Эталонными являются доброта, мудрость, красота, терпение и могущественность женщины; могущество, богатство, доблесть, ум и красота мужчины; миловидность и талант ребенка, а также наличие красивого дома и эстетики живописи. Заключение. Изучение структуры аллюзивного антропонимического концепта-эталона в английских романах первой половины XIX века позволяет понять когнитивные механизмы функционирования аллюзивного антропонима в художественном тексте, выявить духовные ориентиры в картине мира автора и национального лингвокультурного сообщества, рассмотреть уровень развития культуры. Наличие антиэталонов показывает отрицательную оценку ценностей, имеющих библейскую окраску. В структуре концепта-эталона доминируют понятийный и аксиологический слои, поскольку обобщенные признаки информационно-образного слоя позволяют сформировать класс объектов, имеющих высокий аксиологический статус в обществе.
Художественный феномен Антонины Кымытваль: этногендерный ракурс
УДК: 821.5
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Андреевич Арзамазов ;
Введение. Исследование литератур народов России представляет значительный интерес для самых разных областей гуманитарного знания. На общем фоне генетически, типологически разнообразных литературно-художественных традиций выделяются литературы народов Крайнего Севера и Дальнего Востока. Речь идет преимущественно о литературах миноритарных народов, в основе которых – уникально-подлинная этнокультурная выразительность, «ускоренное развитие» национальных языков. Чукотская литература занимает особое местоположение в системе литератур циркумполярной зоны. В ее истории были знаменитые писатели (Ю. Рытхэу), чукотский и русский языки примерно в равной степени функционируют в качестве инструментов письма, значительную роль в становлении чукотской словесности сыграли женщины. Творчество одной из них – Антонины Кымытваль – исследуется в данной статье. Материалы и методы. В статье применяется комплекс литературоведческих методов анализа художественного текста (мотивный метод, герменевтический метод, структурно-описательный метод, культурно-исторический метод). Материалом исследования послужили стихотворные произведения Антонины Кымытваль, вошедшие в книгу «Полярная муза». Результаты исследования, обсуждения. В статье предпринята попытка проанализировать художественные особенности произведений А. Кымытваль, выявлены основные мотивно-образные комплексы, проявлены ключевые в ее творческой концепции психологические контексты, аналитически подчеркнута этнокультурная составляющая художественного дискурса. Заключение. Осуществлено комплексное рассмотрение поэтического творчества А. Кымытваль с учетом его этногендерной природы.
Сравнительный анализ фразеологических единиц с зоокомпонентом в английском и марийском языках
УДК: 81’42 (811.111+ 811.511.151)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Петровна Астанкова ; Галина Николаевна Казыро ;
Введение. В статье проводится сравнительный анализ английских и марийских фразеологических единиц с зоокомпонентом в их составе. Сравнение данных единиц предусматривает обращение к их плану выражения и плану содержания. Цель работы – выявление и описание общих и различающихся свойств фразеологизмов с зоокомпонентами на материале английского и марийского языков. Методы и материал исследования. Отбор фразеологических единиц из словарей проводился с опорой на план выражения, то есть принималось во внимание наличие зоокомпонента в их структуре. Для достижения поставленной в статье цели был использован комплекс методов. Результаты исследования и их обсуждение. Лексическая система обоих языков содержит значительное число разнообразных фразеологических единиц с зоокомпонентом. Однако в количественном отношении корпус фразеологизмов английского языка превосходит аналогичный корпус марийского языка. В отличие от английских фразеологизмов, марийские фразеологические единицы характеризуются большим разнообразием структурных моделей, что не исключает наличие совпадающих структур. С учетом семантики, фразеологические единицы обоих языков объединены в одинаковые тематические группы за исключением группы «Речевое поведение», которая отсутствует в марийском языке. Кроме того, семантический анализ материала позволил выделить несколько групп частичных фразеологических соответствий, а также фразеологические единицы, не имеющие эквивалентов в другом языке. Заключение. В английских и марийских фразеологизмах заключены как одинаковые, так и национально-специфичные зооморфные образы, что свидетельствует о частичном совпадении фразеологических картин мира английского и марийского этносов.
Лексико-грамматические средства выражения дистрибутивности в английском языке
УДК: 811
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лилия Хабировна Габитова ;
Введение. Способы глагольного действия достаточно глубоко изучены в славянских языках, в частности в русской лингвистике. Однако вопрос о средствах выражения дистрибутивного способа действия в английском языке остается недостаточно изученным и требует новых исследований. Дистрибутивность описывает повторяющееся действие с некой группой субъектов или объектов, где группа рассматривается как единое целое, но действие применяется индивидуально к каждому элементу группы. Цель данной работы заключается в анализе лексико-грамматических средств выражения дистрибутивности в английском языке. Материалом для анализа послужили примеры из корпусов английского и русского (подкорпус параллельный «английский») языков. При анализе средств выражения дистрибутивности применялись корпусный метод, метод контекстуально-ситуативного и количественного анализов, метод сопоставления переводов. Результаты исследования, обсуждения. Согласно нашему исследованию, дистрибутивность в английском языке передается глагольными и неглагольными средствами. Существует ряд глаголов, изначально несущих в себе значение дистрибутивности, а также ряд глаголов, приобретающих данный признак из-за контекста. Значительную долю неглагольных средств выражения дистрибутивности занимают наречия и наречные выражения, детерминативы, распределительные местоимения. Имена существительные, прилагательные, имена числительные и предлоги не являются прямыми маркерами дистрибутивности, чаще они являются частью конструкции, которая выражает распределение. В определении лексико-грамматических средств выражения дистрибутивности решающую роль играет контекст, а также сочетание маркеров дистрибутивности друг с другом. Заключение. В английском языке неглагольные средства образуют ядро поля дистрибутивной аспектуальности. Дистрибутивность выражается практически любой частью речи: наречиями и наречными выражениями, детерминативами, именами прилагательными, именами существительными с участием предлогов и имен числительных.
Синтаксическая неоднозначность юридического текста как фактор его вариативной интерпретации носителями русского языка
УДК: 81-114.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Евгеньевна Камер ;
Введение. Данная статья посвящена проблеме выявления факторов, влияющих на вариативное понимание носителями русского языка (законоприменителями и рядовыми носителями языка) юридических текстов. Цель исследования – показать, что синтаксическая неоднозначность юридического текста может определять вариативность его толкования. Материалы и методы. Материал исследования – фрагмент юридического текста (фрагмент приказа). Методы исследования: аналитико-описательный метод, метод лингвистического эксперимента, количественный метод и метод сравнения. Результаты исследования, обсуждения. Для достижения поставленной цели исследования был проведен лингвистический эксперимент, направленный на проверку гипотезы, согласно которой синтаксическая неоднозначность юридического текста определяет вариативность его интерпретаций. В качестве участников эксперимента выступили две группы респондентов: носители профессионального языкового сознания, имеющие специальные знания и опыт работы с текстами юридической направленности (юристы и эксперты-лингвисты), и носители непрофессионального (обыденного) языкового сознания, заинтересованные в понимании юридических текстов, но не имеющие ни специальных знаний, ни опыта работы с данными текстами (студенты 1 и 2 курсов). В ходе проведения эксперимента респондентам было предложено задание, связанное с интерпретацией фрагмента юридического текста (фрагмента приказа). Заключение. На основании полученных результатов эксперимента было установлено, что и носители профессионального языкового сознания (юристы и эксперты-лингвисты), и носители непрофессионального языкового сознания (студенты) неоднозначно поняли смысл фрагмента приказа в процессе его интерпретации. Следовательно, проблема, связанная с интерпретацией юридических текстов и вариативным их пониманием, может быть обусловлена и синтаксической неоднозначностью интерпретируемого текста.
«Провинциальный» текст в русской литературе второй половины XIX века
УДК: 821.161.1"19"
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова ; Наталья Николаевна Старыгина ;
Цель: анализ образно-семантического наполнения «провинциального» текста в русской литературе XIX века. Материалом исследования выступают произведения русской литературы (Н. С. Лескова, Н. В. Гоголя, И. А. Гончарова, А. Н. Островского и др.) заявленного периода. Применяются методы сопоставительного анализа художественных текстов данного периода, выявления ключевых образов и мотивов, характеризующих провинцию, а также методика комментирования художественных текстов, исследование соотношения авторских интенций и культурных стереотипов эпохи. Обсуждение и результаты. Отмечается доминирование негативных характеристик провинциальной среды: скука, беспросветность, моральная деградация, разрушение семейных связей. Одновременно выделяются положительные аспекты провинциальной жизни: спокойствие, самобытность, патриархальные ценности. Присутствует оппозиция «свой – чужой», когда провинциальная жизнь противопоставляется жизни столичной. Символический характер образа провинциального города подчеркивается многочисленными вымышленными писателями топонимами. Выводы. «Провинциальный» текст включает в себя основные образы (типичные: город, дом, герой, пыль, и индивидуально-авторские: лужи, клопы) и мотивы (скука, одиночество, моральное угасание, заброшенность и др. и вместе с тем – ностальгия, патриархальность, наивность, искренность и т. д.). Важнейшим элементом «провинциального» текста, центрирующим пространство, является образ дома, также выполняющий сюжетообразующую функцию. Дома в «провинциальном» тексте различаются по своему эстетическому восприятию: одни символизируют комфорт и безопасность, другие – заброшенность, угнетенность и моральное падение обитателей. Важную роль играет тематика семейного дома, выступающего источником теплых воспоминаний и утраченной гармонии прошлого. Обобщенный образ провинциального города сохраняет преемственность традиций и народных представлений, передаваемых через литературу от поколения к поколению.
К вопросу об аблативе в марийском языке (на материале диалектного словаря Эдена Беке)
УДК: 81'366.547:811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Маргарита Нифонтовна Кузнецова ;
Введение. Статья является первым научным исследованием с историческим экскурсом в развитие аблатива на -леч в марийском языке, в которой дается подробный анализ семантической структуры на базе всех говоров марийского языка. Отделительный (исходный, отложительный) падеж не входит в падежную систему современного марийского языка, поэтому среди работ, посвященных аблативу и его форманту, можно назвать только работы Е. И. Коведяевой и Г. М. Тужарова. Если в первой работе падеж анализируется в рамках пространственных направительных падежей с коаффиксом -л-, то во второй раскрываются функции падежа на базе языкового материала йошкар-олинского говора лугового наречия. Цель исследования: на основе грамматического и семантического анализа аблативных форм показать, что аблатив является полноценным падежом в марийском языке. Материалы и методы: научные статьи и монографии по исследованию падежей в финно-угорских языках, «Марийский диалектный словарь», составленный венгерским академиком Э. Беке. При написании статьи использовались сравнительно-исторический, описательный, статистический методы. Результаты исследования, обсуждения. Развитие и становление аблатива на -леч, как самостоятельного падежа, прослеживается с первой грамматики марийского языка по настоящее время, включая грамматики российских и зарубежных авторов. На базе богатого языкового материала диалектного словаря Э. Беке устанавливается ареал падежа, выявляются основные функции, раскрывается его семантика. Заключение. Аблатив на -леч является продуктивным падежом в говорах марийского языка, наиболее широко он используется в восточном диалекте, хорошо сохранился в северо-западном говоре западного диалекта марийского языка. Падежу присущи как собственно пространственные, так и непространственные функции. В семантической структуре аблатива выделяются 17 значений.
Номинация маска ‘медведь’ и ее функции как объекта сравнения в марийской лингвокультуре
УДК: 82-31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Владиславовна Полякова ;
Введение. Статья посвящена рассмотрению зооморфных сравнений в качестве объекта сравнения в произведениях марийской литературы. В центре исследования находится образ маска ‘медведь’. На материале Национального корпуса марийского языка были отобраны и проанализированы компаративные конструкции, в которых субъектом сравнения выступают лексемы, обозначающие человека. В статье рассматривается их классификация на основе лексико-семантического распределения. Цель статьи – изучить зооморфные сравнения в марийском языке и на основе их анализа охарактеризовать номинацию маска ‘медведь’ в качестве объекта сравнения с точки зрения лингвокультурологии. Материалы и методы исследования. Материалы взяты из Национального корпуса марийского языка. Применены методы сплошной и частичной выборки, лингвистического описания, компонентного и семантического анализа, сопоставительный метод. Результаты исследования, обсуждения. В работе проведен анализ компаративных образов в фольклорных материалах и текстах художественного стиля. В ходе исследования было установлено, что они позволяют осуществить семантическое описание языка, в результате которого высвечиваются особенности сознания марийского народа. В марийском языке при сравнении кого- или чего-либо с медведем наиболее часто основанием сравнения выступают признаки, связанные с миром человека. В марийской языковой картине мира медведь воплощает в себе трудолюбие, физическую силу, отличается особенностями в поведении, в движении (неуклюжесть, косолапость). К образу медведя писатели прибегают для индивидуальной характеристики в описании роста и телосложения персонажей. Авторы художественных произведений используют этот образ для описания эмоций негативного характера, таких как злость, бешенство, недружелюбное и отчужденное отношение к социуму. Заключение. Медведь – это один из основных персонажей марийского фольклора в традиционном мировоззрении марийского народа. Характеристика зооморфизмов в марийском языке имеет большой потенциал для выявления в языке культурных кодов и для их расшифровки.
Эколингвистика и экологический дискурс: терминология, подходы и перспективы
УДК: 81’1-119:81’42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Викторовна Романова ; Елена Павловна Карташова ;
Введение. Рост антропогенного влияния на окружающую среду привел к экологизации различных сфер жизни, включая языкознание. В результате возникла новая дисциплина ‒ эколингвистика, которая изучает взаимосвязь языка и экологии, объединяя направления экологии языка и языка экологии. Актуальность темы обусловлена неупорядоченностью терминологического аппарата в этой области и необходимостью систематизации различных подходов к выделению направлений эколингвистических исследований. Цель – рассмотреть проблему неоднозначности термина «эколингвистика» и систематизировать подходы к изучению понятия «экологический дискурс» в лингвистике. Методы исследования – обобщение и анализ научно-исследовательского опыта изучения экологического дискурса в отечественной и зарубежной лингвистике. Материал исследования – работы отечественных и зарубежных исследователей, посвященные изучению экологического дискурса. Результаты исследования, обсуждения: анализ работ показал, что эколингвистика объединяет целый ряд различных подходов с совершенно разными целями, задачами и методологиями. Представляется целесообразным разграничить их следующим образом: лингвоэкология занимается исследованием условий существования языка, эколингвистика изучает специфику языка экологии. Экологический дискурс активно изучается как зарубежными, так и отечественными лингвистами. Наиболее проработаны такие аспекты, как типология и лингвопрагматические особенности текстов. Необходимо отметить большое количество работ на материале английского и немецкого языков и подчеркнуть перспективность исследования экологического дискурса на материале русского языка и языков народов России. Заключение. Объектом изучения эколингвистики является экологический дискурс, который объединяет лингвистические и экстралингвистические факторы, тексты различных функциональных стилей и жанров, обусловленные ситуацией общения на экологические темы. Исследования в этой области помогают анализировать влияние различных типов текстов на экологическое сознание, а также способствуют развитию эффективных стратегий по формированию ответственного отношения к окружающей среде в обществе.
«Художественное путешествие» Г. и Н. Чернецовых: специфика иллюстрированного волжского травелога
УДК: 82-31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Николаевна Сарбаш ;
Введение. Предмет исследования – идейно-художественная специфика волжского травелога братьев Г. и Н. Чернецовых. Волжский травелог как определенная структурно-жанровая дефиниция исследуется в современном литературоведении, однако «Путешествие по Волге» художников Г. и Н. Чернецовых не являлось предметом специального рассмотрения, что и показывает данное исследование. Цель предпринятого анализа – выявление проблемно-поэтического своеобразия такой разновидности травелога, как иллюстрированное «художественное путешествие». В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно-описательный методы анализа, которые позволяют анализировать оригинальность, отличительные черты произведения Чернецовых. Содержание «Путешествия по Волге» отличается характерной чертой: словесное описание волжских городов, исторических памятников и архитектурных сооружений неизменно сопровождается изобразительным рядом – рисунками авторов, совместно с которыми и создается литературный образ. Визуальная конкретизация русских «твердынь» – храмов, монастырей, соборов – значимая составляющая системы поэтического текста. В словесном описании авторы путешествия находят ту изобразительную художническую точку зрения, с которой и описываются волжские места. «Живописное путешествие» Чернецовых имеет характеристическую черту: все главы сочинения неизменно открываются визуальным изображением: они сопровождаются панорамным графическим рисунком волжской местности, за которым следует словесное описание. Своеобразный «вводный» пейзаж создает общую панораму волжского города, перспективу изображения и рождает определенную лирическую тональность, эмоциональный настрой. Заключение. Использование возможностей изобразительного искусства, внутритекстовые интегративные связи расширяют границы литературного произведения, создают новые смысловые коннотации. Соединение лексического с изобразительным рядом создает политекстуальный контекст, эмоциональный эффект восприятия и яркую зрительную «память места».
Поэтика изображения войны в «Слове о полку Игореве»: объективация военных действий и парадигма патриотизма
УДК: 82.09
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Роман Максимович Филимонов ; Екатерина Андреевна Плотникова ;
Введение. Статья посвящена анализу поэтики изображения войны в «Слове о полку Игореве» – одном из ключевых памятников древнерусской литературы, отличающемся глубиной художественного осмысления исторических событий. Цель исследования – выявить, каким образом в тексте осуществляется объективация военных действий, а также проследить формирование парадигмы патриотизма, связанной с гражданским и нравственным самосознанием древнерусского общества. Особое внимание уделяется изучению поэтических и стилистических средств, при помощи которых автор передает эмоциональное и смысловое напряжение происходящего, а также рассмотрению роли мифопоэтического мышления в интерпретации военной тематики. Важным аспектом работы становится соотнесение образа войны в «Слове» с представлениями об исторической памяти: показано, как древнерусский текст может восприниматься сквозь призму современных дискуссий о патриотизме, долге и коллективной идентичности. Методологической основой исследования выступают историко-генетический и сравнительно-сопоставительный подходы. Анализ проводится на основе стихотворного перевода Н. А. Заболоцкого, получившего высокую оценку Д. С. Лихачева за точность передачи интонации и духа оригинала. В результате авторы приходят к выводу, что поэтика «Слова» сочетает церемониальность, фольклорные элементы и символизм с приметами реалистичности, создавая цельный и многослойный образ военного конфликта.
Языковая репрезентация этической оценки в современных медиатекстах (на примере предикатов со значением греха)
УДК: 81'373
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ильмира Ильдаровна Шайхулова ; Лариса Айратовна Киселева ;
Введение. Одним из актуальных направлений лингвистического анализа медиатекстов является исследование оценочной семантики языковых единиц, при этом большой интерес представляет обращение к предикатам этической оценки, значимость которых связана с функциональной нагрузкой СМИ, выступающих инструментом формирования картины мира в сознании как отдельного индивида, так и всего языкового коллектива. Среди данных единиц важное место занимают лексемы со значением греха, отражающие аксиологические доминанты, а также культурные стереотипы, нормы и идеалы, существующие в социуме. Актуальность исследования обусловлена недостаточной изученностью семантической специфики предикатов этической оценки, представленных в текстах массмедиа. Цель исследования: на примере лексем и фразеологизмов, относящихся к семантическому микрополю «грех», выявить специфику функционирования предикатов этической оценки в современных русскоязычных медиатекстах. Материалы и методы. В качестве материала исследования были использованы онлайн-версии аналитических статей, размещенные на портале издания «Комсомольская правда» в 2014–2024 гг. В ходе рассмотрения фактического языкового материала применялись методы дефиниционного и контекстуального анализа. Результаты исследования, обсуждения. На примере лексем с семантикой греха выявлено, что в медиатекстах отражается изменение отношения социума к данному феномену, в связи с чем рассматриваемые предикаты прежде всего употребляются в тех значениях, которые связаны не с религиозными представлениями, а с морально-нравственной сферой. Семантические связи единиц микрополя «грех» в рамках газетных текстов демонстрируют акцентирование определенных аспектов данного понятия: избавление от греха, каузацию такого освобождения, неотвратимость наказания за грехи и т. д. Заключение. Категория этической оценки играет важную роль в репрезентации аксиологического содержания медиатекста, выступая своеобразным инструментом воздействия на массовую аудиторию. Понятие «грех» как важнейший компонент этической оценки предстает в современных газетных текстах как многогранный феномен и может быть по-разному интерпретировано в зависимости от контекста и целей автора.