Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 3 (55) 2024
Номер:
3
Год:
2024
Дата публикации на сайте:
2024-09-30 11:13:02
Полный журнал в PDF:
Влияние понятийного аппарата на освоение дисциплины БЖД студентами юридического вуза
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ильинична Аксенова ; Сергей Леонардович Пушенко; Любовь Александровна Рубижанская ;
Введение. Рассмотрены особенности формирования системы понятий безопасности жизнедеятельности. Приведены сравнительные данные количественных показателей взаимосвязи рейтингов освоения понятий и образовательной программы дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» по данным педагогических измерений до и после введения системного подхода к построению понятийного аппарата дисциплины. Приведены количественные показатели взаимосвязи и уравнения регрессии рубежного рейтинга понятий (ПАР) с промежуточными (ПАЗ и РЗ) и итоговыми (ПАИ и РИ) рейтингами освоения образовательной программы дисциплины. Цель. По данным педагогических измерений достижений студентов в освоении образовательной программы «Безопасность жизнедеятельности» сравнить тесноту связи рубежного рейтинга понятийного аппарата (ПАР) и рейтингов освоения дисциплины до и после введения системного подхода к построению понятий БЖД. Материалы и методы. Теоретическими методами исследования являются анализ научной литературы. Эмпирические методы включают сравнение тесноты связи рубежного рейтинга понятийного аппарата (ПАР) и рейтингов освоения дисциплины до и после применения системного подхода к его построению. Используются корреляционный и регрессионный методы анализа. Результаты исследования, обсуждения. Благодаря реализации системного подхода в построении понятийного аппарата БЖД, получено увеличение тесноты связи факторного (ПАР) и результативных (ПАЗ, ПАИ, РЗ, РИ) признаков. Заключение. Установлено наличие связи, ее характер и направление между рейтингами понятий БЖД, изучение которых проводили в рамках системного подхода, с промежуточным и итоговым рейтингами освоения образовательной программы дисциплины.
Ценность истоков развития потенциала личности в философии античности для современной педагогики
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Юрьевна Александрова ;
Введение. Интеграция информационно-коммуникационных технологий со сферой образования открывает новые направления развития цифровой педагогики, профессионально-личностного потенциала субъектов учебно-воспитательного процесса. Его осмысление и историко-аналитическая оценка позволили определить ценность антично-философских истоков развития потенциала личности для современной российской педагогики, что стало целью настоящего исследования. Материалы и методы. Реализации цели способствовали аналитические методы, абстрактно-логический и системный подходы. Результаты исследования, обсуждения. В статье раскрыты ценные для современной педагогики идеи о природе человека и представления о личности в античном измерении, факторах развития ее потенциала. Выявлены актуальные для современных условий цифровизации образования нравственные аспекты становления личности, созидательные аспекты ее развития и этические аспекты развития ее потенциала. Составлено древо потенциала личности в педагогическом измерении, включающее историко-философские «корни» (прошлое), действующий опыт актуализации личностных резервов (настоящее), перспективы раскрытия и расширения личностных возможностей (будущее). В заключении приведены результаты аналитической оценки истоков развития потенциала личности в философии античности в соответствии с критериями структурности и факторности.
Применение Google-форм в организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка
УДК: 378.881:004.9
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Валерьевна Колесова ;
Введение. Проведение олимпиад и викторин по иностранному языку является одновременно инструментом мониторинга, организации и совершенствования образовательного процесса в вузе. Важной задачей образовательной политики вуза является создание эффективных условий для реализации образования, которое будет соответствовать не только актуальным потребностям современной жизни, но и создаст крепкий фундамент для роста и саморазвития специалистов в будущем. Пандемия COVID-19 в 2020 году в России явилась для педагогов своеобразным толчком для осознания необходимости разработки более качественного цифрового продукта, позволяющего грамотно организовать как аудиторную, так и внеаудиторную работу студентов. В статье анализируются преимущества и недостатки создания и применения цифровых продуктов в Google-формах. Целью данной работы является разработка двух цифровых продуктов, созданных в Google-формах для проведения языковой олимпиады и страноведческой викторины среди студентов и школьников России в рамках внеаудиторной работы. Материалы и методы. Разработка и внедрение в учебный процесс данных тестирующих систем основаны на теоретических методах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, изучение продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах статистической обработки данных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура тестирующих систем «Online English Language Olympiad – 2023» и «Famous People of The UK and The USA – 2023» включает в себя информационно-методическую поддержку, практико-ориентированный модуль, модуль редактирования и модуль мониторинга. В статье рассматривается функциональное назначение данных систем; их технические, дидактические, методические, психолого-педагогические характеристики. Приведены и проанализированы результаты проведения олимпиады и викторины средствами Google-форм. Даны рекомендации по совершенствованию организации внеаудиторной работы студентов при изучении иностранного языка.
Организация научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного профессионального образования
УДК: 378.046.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Оксана Евгеньевна Кропотова; Елена Валентиновна Кондратенко ;
Введение. Значимую роль в развитии непрерывного профессионального образования педагогов играет научно-методическое сопровождение педагогических работников как комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи педагогу в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности. Цель исследования ‒ выявить и обосновать организационно-педагогические условия, способствующие эффективному управлению развитием региональной системы дополнительного профессионального образования педагогов. Материалы и методы: теоретический анализ, обобщение, моделирование, SWOT-анализ, анкетирование, тестирование, метод экспертной оценки. Результаты исследования, обсуждения. Выявлены, научно обоснованы и экспериментально подтверждены организационно-педагогические условия научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования: создание единого информационно-образовательного пространства научно-методического сопровождения педагогов средствами механизмов сетевого взаимодействия; проектирование и реализация индивидуальных образовательных маршрутов, обеспечивающих развитие профессионального мастерства педагогических работников с учетом социально-экономических характеристик региона и регионального образовательного пространства; выявление, систематизация, отбор и распространение эффективных региональных практик наставничества; системная оценка результативности научно-методического сопровождения педагогических работников в региональной системе дополнительного образования. Заключение. Эффективность выявленных организационно-педагогических условий в процессе реализации модели научно-методического сопровождения педагогических работников в условиях региональной системы дополнительного профессионального образования были подтверждены результатами проведенного нами педагогического эксперимента. В экспериментальной части исследования приняли участие 2178 педагогов из 249 образовательных организаций Республики Марий Эл. Показатель абсолютного прироста педагогических работников, получивших адресную методическую поддержку в разработке и реализации индивидуальных образовательных маршрутов, составил 5 %, обеспеченных персональным сопровождением в процессе повышения квалификации и педагогического мастерства при реализации индивидуальных образовательных маршрутов, ‒ 100 %, молодых педагогов, вовлеченных в различные формы поддержки и сопровождения, от общего числа молодых педагогов ‒ 98,5 %. Положительная динамика отмечена по всем показателям организации повышения квалификации педагогических работников в рамках реализации приоритетных федеральных программ.
Академический рисунок в современной системе непрерывного художественного образования
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Леонид Георгиевич Медведев ; Ксения Алексеевна Кравченко ;
Введение. В статье рассматриваются отдельные проблемы подготовки обучающихся по академическому рисунку в контексте современных условий реформирования системы образования. Реформированию подверглись все уровни образования, что вносит свои коррективы в содержание подготовки по специальным художественным дисциплинам не только на художественных факультетах педагогических вузов, но и в системе начального предпрофессионального образования. В частности, большим изменениям подверглись методические подходы к обучению учащихся и студентов академическому рисунку, поскольку именно эта дисциплина в первую очередь опирается на процессы восприятия и мышления в ходе создания любого изображения. Процесс освоения начальных профессиональных умений рисования базируется на восприятии и осмыслении закономерностей конструктивного строения изображаемых предметов и требует длительных упражнений по формированию образного восприятия, а также по освоению посильной техники рисунка, позволяющей передать сформированное представление об эстетической оценке, композиционном решении и выразительных особенностях изображаемых предметов. В условиях сокращения контактных учебных часов по академическому рисунку в вузе необходимо существенно переосмыслить содержание специальных художественных дисциплин, а также методическую систему обучения на всех уровнях непрерывного художественного образования. Цель исследования ‒ рассмотреть методические особенности формирования и развития умений рисования в системе дополнительного художественного образования, а также в системе высшего образования. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, наблюдения за учебно-творческой деятельностью студентов художественных факультетов педагогических вузов, анализ учебных работ абитуриентов на вступительных испытаниях, а также длительные наблюдения за учебным процессом по академическому рисунку и другим специальным художественным дисциплинам на базе детских художественных школ и школ искусств. Результаты исследования, обсуждения: выявление типичных ошибок и отдельных проблем в контексте освоения специальных умений рисования обучающимися на различных уровнях непрерывного художественного образования. Заключение: определение задач обучения академическому рисунку в системе дополнительного художественного образования, акцентирование задач обучения рисунку на понимании гармонии окружающего мира, поиск образных решений, изучение приемов и средств создания гармоничного образного изображения различными графическими материалами и средствами.
Модель и педагогические условия формирования культуры информационной безопасности у студентов технического вуза
УДК: 37.012
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Федорова ; Михаил Анатольевич Кулебяев ;
Введение. Актуальность исследования заключается в разработке и теоретическом обосновании модели и комплекса педагогических условий, направленных на формирование культуры информационной безопасности среди студентов технического вуза, включающего не только передачу технических знаний и навыков, но и развитие понимания значимости информационной безопасности как неотъемлемой части профессиональной компетентности будущих специалистов в сфере высоких технологий. Цель: апробация модели и педагогических условий формирования культуры информационной безопасности у студентов технического вуза. Материалы и методы: использован комплекс теоретических и эмпирических методов исследования, таких как изучение методологической, научно-методической, специальной литературы, по проблеме формирования и развития культуры информационной безопасности студентов; сравнение и обобщение фактического материала, наблюдение, тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ результатов деятельности студентов. Результаты исследования, обсуждения: результаты сравнительного анализа на статистически значимом уровне демонстрируют положительные трансформации в сформированности структурных компонентов культуры информационной безопасности среди студентов экспериментальной группы, в отличие от относительно стабильных показателей, зафиксированных в контрольной группе. Так, для формирования технического компонента культуры информационной безопасности достаточно эффективными являются педагогические условия: 1) включение в учебный процесс специализированного факультатива «Культура информационной безопасности»; 2) конкурс студенческих проектов по кибербезопасности; для формирования когнитивного компонента: 3) психодиагностика когнитивно-личностных особенностей студентов, 4) развитие критического мышления посредством использования интерактивных методов обучения; для формирования поведенческого компонента: 5) создание кибердружины университета, 6) внедрение системы мотивации и обратной связи за участие в учебном проекте «Моя кибербезопасность в цифровой среде»; для формирования ценностно-смыслового компонента: 7) интеграция этических аспектов информационной безопасности в учебные программы, 8) разработка и применение кейс-метода «Cyber Ethics – Этика в Цифровом пространстве». Заключение. Предложенная модель и педагогические условия демонстрируют свою эффективность в контексте повышения уровня технической подготовленности студентов в области цифровой информационной безопасности, способностей критически мыслить, обнаруживать причинно-следственные связи, развития соответствующих поведенческих компетенций, что подчеркивает значимость подобных образовательных инициатив.
Лингвистический аспект терминологической сферы киберпреступлений
УДК: 81'1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Викторовна Аликова ;
Цель исследования – анализ терминосферы киберпреступлений для выявления наиболее распространенных категорий лексики и словообразовательных моделей, определение наиболее типичных трудностей при переводе терминологических единиц с английского языка на русский. Актуальность данного исследования обусловлена тем, что киберпреступность является одним из самых популярных видов преступлений XXI века. Терминология и ее перевод, особенно в рамках узких сфер, таких как киберпреступность, играют важную роль в переводоведении и в лингвистике. Материалом данного исследования послужили 200 терминов в сфере информационных технологий, отобранных в процессе анализа словарных дефиниций из электронных тезаурусов и глоссариев, которые входят в учебно-методическое пособие для будущих сотрудников правоохранительных органов от Управления Организации Объединенных Наций по наркотикам и преступности, а также из научных статей в глобальной сети Интернет. Использовался сравнительно-сопоставительный метод при выявлении типов терминологии и типичных словообразовательных моделей. Рассматриваются лексические и словообразовательные особенности, и по аналогии с юридической лексикой терминология киберпреступлений подразделяется на пять категорий, за исключением латинизмов. Были определены типичные особенности терминосферы, представляющие трудности для переводчиков и сотрудников правоохранительных органов. Научная новизна работы состоит в акцентировании очевидности значимости объекта исследования в таких научных и практико-ориентированных сферах, как лингвистика, правоохранительная деятельность. В результате было выявлено, что одной из самых распространенных трудностей при переводе терминов киберпреступности, т. е. в сфере лексикографии и в практической деятельности сотрудников правоохранительных органов, являются аббревиатуры. В силу высокой продуктивности данного метода словообразования, аббревиатура становится препятствием на пути к правильному переводу, поскольку может иметь иное толкование в другом профессиональном языке или функциональном стиле английского и русского языков. В терминологии киберпреступности существует огромное количество многокомпонентных терминов. Грамматическое оформление в них может быть выражено различными способами, но с сохранением формальных и семантических функций, присущих национальному языку.
Особенности реализации мотива путешествия (женского квеста) в романе М. В. Семеновой «Лебединая дорога»
УДК: 398.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альмира Рашидовна Ахмедзянова ;
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме – исследованию природы женских образов в творчестве известной писательницы Марии Семеновой. Автор статьи показывает особенности реализации так называемого «женского квеста» на примере путешествия главной героини романа «Лебединая дорога» – словенской девушки, пережившей плен, спасение, адаптацию к чужой культуре и возвращение домой. Структурные элементы квеста связаны с мифологическим хронотопом и рассматриваются с опорой на методики В. Я. Проппа и Дж. Кэмпбелла. Методической базой исследования являются работы А. Я. Гуревича, В. В. Каратовской, М. Элиаде, Ц. Тодорова. Роман «Лебединая дорога» как отдельное произведение исследовано недостаточно, чаще его используют как пример сравнения и установления закономерностей в произведениях Марии Семеновой или в славянском фэнтези в целом. Вместе с тем роман представляет интерес именно с точки зрения особенностей пути героя в произведениях жанра фэнтези. Цель статьи заключается в попытке установления квестовой природы романа. Заключение. Автор приходит к выводу о том, что реализация мотива путешествия осуществляется с использованием как женской, так и мужской моделей. Женский квест героини, таким образом, инициирует начало мужских квестов, где она выступает либо в качестве награды, либо дарителя. Также показаны межкультурные связи в системе мифологем. Автор статьи утверждает, что Мария Семенова создает психологические портреты героев с использованием одной из определяющих в мифологических системах разных этносов оппозиции свой / чужой. В принятии «чужих» представлений о мире при верности «своим» и заключается уникальность квеста главной героини романа.
Тюркский пласт диалектной лексики татарского языка (на материале экспедиции в Ютазинский район РТ)
УДК: 811.512.145
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альфия Каримовна Булатова;
Введение. Диалекты обладают уникальной способностью сохранять в неприкосновенности в течение многих веков самые архаичные черты, которые по большей части были давно утрачены литературным языком, по этой причине диалектологический материал является ценнейшим источником для этимологических исследований. Диалектная лексика татарского языка включает большой пласт общетюркской лексики и диалектизмы разного времени, восходящие к древнетюркскому языку. Целью данного исследования является анализ этимологии лексических диалектизмов, характерных для диалектоносителей в Ютазинском районе РТ, с точки зрения сохранения в ней тюркского пласта. Материалы и методы: эмпирическую базу исследования составили лексические диалектизмы, зафиксированные нами в ходе полевых исследований в Ютазинском районе Республики Татарстан. В качестве основных методов исследования были использованы полевой метод сбора данных, описательный (изучение фактического материала, обобщение), сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный. Результаты исследования, обсуждения: в данной статье рассматриваются лексические диалектизмы, которые восходят к древне- или общетюркскому пласту. Проведенное исследование позволило конкретизировать и уточнить этимологию слов, бытующих в данном ареале, выявить диалектизмы общетюркского типа. Заключение: в речи жителей Ютазинского района РТ наличествуют диалектизмы, которые восходят к древнетюркскому языку, нередко данные лексемы имеют параллели и в других говорах, диалектах татарского языка, а также в других тюркских языках.
Интерпретация денотативной сферы «Внутренний мир человека» в книге О. Э. Мандельштама «Камень»
УДК: 81`37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вячеслав Александрович Глазырин ;
Введение. В статье освещаются принципы формирования поэтической идеографии – нового направления исследования поэтических текстов, которое развивается в настоящее время на пересечении теоретической и практической идеографии, а также авторской лексикографии. Целью исследования является описание структуры денотативной сферы «Человек и его внутренний мир» в авторском идеографическом словаре языка О. Э. Мандельштама, а также интерпретация фрагмента индивидуально-авторской картины мира поэта, репрезентированного лексикой анализируемой сферы. Материалы и методы. Работа выполнена на материале 203 лексем (230 словоупотреблений), относящихся к сфере «Человек и его внутренний мир» в идеографическом словаре языка О. Э. Мандельштама. Методом исследования выбран метод поэтической идеографии, который аккумулирует достижения отечественной филологической мысли в сферах теоретической и практической идеографии, в особенности достижения ученых Уральской семантической школы. Результаты исследования. В идеографической сфере «Человек и его внутренний мир» выявлено 203 лексемы (230). По частотности употребления лексем лидирует класс «Эмоции» (92/107), следом представлены классы «Оценка» (67/72) и «Интеллект» (44/51). В классе «Эмоции» по количеству лексем лидирует ДИГ «Интерес – равнодушие», «Радость – грусть» и «Смелость – трусость». В эмотивной картине мира О. Э. Мандельштама больше отрицательных эмоций: печали, тоски, страха. Класс «Оценка» состоит из ДИГ «Общая оценка» (18/20) и «Частная оценка» (49/52). В ДИГ «Частная оценка» доминирует лексика подгрупп «Эстетическая оценка» и «Прагматическая, утилитарная оценка», это объясняется акмеистическим пафосом «Камня». В классе «Интеллект» лидирует ДИГ «Интеллектуальная деятельность человека» (40/46). Лексика этого класса (бред, видение, зыбкий, полусон и др.) подчеркивает «пограничность» состояния героя, а также отражает «борьбу» в его поэтике принципов символизма и акмеизма. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны исследователям творчества О. Э. Мандельштама, а также преподавателям высшей школы.
Образ Китая в русском языковом сознании (по данным «Русского регионального ассоциативного словаря»)
УДК: 81.161.11
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Владимировна Григорьева; Ли Цичжэн;
Введение. Центральное место в образе страны занимает ассоциативный образ, который включает реакции, возникающие на стимул – название страны и наименование его жителя (или стимулы, вызывающие ассоциации ‒ название страны и наименование его жителя) и позволяющие выявить скрытые в сознании носителей языка представления о чужой стране. Цель статьи – на базе данных «Русского регионального ассоциативного словаря», включающего результаты двух этапов эксперимента – 2015 и 2022 гг., определить и описать структуру образа Китая в русском языковом сознании и проследить динамику изменения представлений о Китае и китайцах в разные периоды. Материалы и методы. Когнитивный, количественный и сопоставительный анализ стимулов, которые вызвали ассоциации Китай, китаец, китайский у реципиентов на первом и втором этапе эксперимента, позволил выявить структуру образа Китая и описать основные изменения, произошедшие в восприятии россиянами дружественной нам страны и ее жителей. Результаты исследования, обсуждения. В образе Китая можно выделить семь базовых концептуальных линий, отражающих знания о географических особенностях, экономическом развитии, технологических достижениях, специфике исторического развития, традициях, образовании, искусстве и характеристику его жителей. Увеличение и конкретизация ассоциаций по каждой из этих линий свидетельствует о направлениях развития интереса россиян к разным сферам жизни восточного соседа. Заключение. Исследование показало, что за восемь лет, прошедших между двумя этапами эксперимента, изменилось отношение россиян к Китаю: от восприятия его как страны, славящейся своей кухней и известной таким историческим объектом, как Китайская стена, до представления об этой стране как экономически развитом государстве, со своей историко-географической спецификой.
Афористичность авторского сознания в жанре «лирико-философской миниатюры» (В. В. Розанов и В. А. Солоухин)
УДК: 81.161.11
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова ; Татьяна Васильевна Рыбакова ;
Введение. В статье рассмотрена проблема дифференциации понятий афоризма как жанра и как отдельной семантической единицы, способной реализовать творческие потенции языковой личности в создании индивидуально-авторского стиля. Афористичность авторского сознания наиболее полно реализуется в жанре «лирико-философской миниатюры». Одним из создателей этого оригинального жанра является В. В. Розанов. Именно его лирико-философская проза «Уединенного» и «Опавших листьев» стала отправной точкой, породившей новую литературную традицию, новаторскую жанровую форму, отличающуюся насыщенной оригинальной образностью, парадоксальностью, афористичностью. В данной статье исследуется такая важная стилевая черта жанра «лирико-философской» миниатюры, как афористичность в сопоставительном ключе: «В. В. Розанов – В. А. Солоухин». Цель: изучить процесс формирования одной из важных стилевых особенностей жанра «лирико-философской миниатюры» ‒ афористичности авторского сознания на уровне сопоставления новаторского творчества В. В. Розанова, которое формирует литературно-жанровую традицию, и произведения В. А. Солоухина «Камешки на ладони». Материалами для исследования послужили новаторская лирико-философская проза В. В. Розанова и сопоставимое по содержательно-языковым особенностям произведение В. А. Солоухина «Камешки на ладони». Результаты исследования, обсуждения, заключение: на основе проведенного исследования был сделан вывод о том, что афористика XX‒XXI вв. в целом и творчество В. А. Солоухина в частности во многом продолжают жанровую и стилевую традицию новаторской прозы В. В. Розанова. Такая важная стилевая черта авторского сознания, как афористичность, свидетельствующая о высоких творческих потенциях языковой личности и отличающаяся оригинальной индивидуально-авторской эстетикой: образностью, парадоксальностью, экспрессией, ‒ способна продуцировать как философскую («бытийную») проблематику, так и прагматико-обиходную («бытовую»). Именно антитеза концептов «бытие» и «быт» становится языковой основой лирико-философских интенций творческих личностей В. В. Розанова и В. А. Солоухина.
Авторская интерпретация концепта «дом» в художественной картине мира Н. В. Гоголя
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова ; Наталья Николаевна Старыгина ;
Цель данного исследования – изучение авторской интерпретации концепта «дом» в творчестве Н. В. Гоголя. Материалом служат отдельные произведения Н. В. Гоголя: «Вечер накануне Ивана Купалы» (цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки»), повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба» (цикл «Миргород»), «Портрет» (цикл «Петербургские повести»), поэма «Мертвые души». Выбор произведений обусловлен стремлением проанализировать разнообразные типы домов-жилищ (малороссийские хаты, помещичьи усадьбы, казачьи курени, провинциальные дома, петербургские трущобы и пр.) в художественном наследии писателя и проследить повторяющиеся образы и их функции. Методы исследования: концептуальный, контекстуальный, интертекстуальный, также применяется структурно-функциональный подход при изучении авторской интерпретации концепта «дом». Обсуждения и результаты. Указываются основные признаки концепта: отображает специфику коллективного и индивидуально-авторского сознания, является системообразующим элементом художественной картины мира. Обозначается понимание концепта «дом», сформированное в сознании русского человека (жилище, убежище, семья, женщина, очаг, родина и т. д.). Основные смыслы концепта «дом» в творчестве Н. В. Гоголя традиционны: жилище (хата, небогатый провинциальный дворянский дом, казачий курень, петербургские трущобы и др.), родина, мать, женщина-хозяйка, любовь. Способы и приемы актуализации концепта «дом»: образы (различных видов жилищ, матери, женщины и др.), мотивы (стремление к дому, материнская любовь, супружеское уважение и любовь, защита родины, уюта и др.), противопоставление (сельская жизнь – Петербург, странствие – обретение дома и пр.). Определяются следующие функции авторской интерпретации концепта «дом» в творчестве Н. В. Гоголя: формирование локальных текстов, («малороссийский», «казачий», «петербургский» и т. д.), установление контекстуальных связей (например, с творчеством А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова и т. д.), способ выражения авторской позиции (дом – дорогое сердцу место, куда стремится душа человека). Выводы: изучение концептосферы творчества Н. В. Гоголя перспективно и позволяет приблизиться к постижению художественной картины мира писателя.
Лингвопрагматические особенности немецкого экологического медиадискурса
УДК: 81`37:811.112.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Викторовна Романова; Инна Валерьевна Казанцева ;
Введение. Важная социально значимая функция экологического медиадискурса обуславливает актуальность темы исследования, поскольку он оказывает значительное влияние на мировоззрение людей. Изучение экологического дискурса именно в немецких медиатекстах продиктовано тем, что Германия занимала и занимает лидирующие позиции в области охраны окружающей среды и пропаганды здорового экологичного образа жизни. Научная новизна исследования заключается в комплексном подходе к изучению прагматических особенностей экологического дискурса и описанию средств немецкого языка, использующихся в современных медиатекстах данной тематики. Цель: выявить языковые единицы с высоким прагматическим потенциалом и описать их функционирование в немецком экологическом медиадискурсе. Материалы и методы. Для данного исследования в материал выборки включены онлайн-версии статей за 2019‒2024 гг. крупного еженедельного немецкого журнала «Der Spiegel». В ходе исследования были использованы описательный метод и метод семантического, контекстуального и функционального анализа. Результаты исследования, обсуждения. Исследование немецких медиатекстов показало, что лингвистические особенности экологического медиадискурса напрямую коррелируют с его прагматической направленностью. С одной стороны важно, чтобы информация в текстах оставалась объективной и актуальной. Это достигается за счет включения терминов из различных областей науки, числительных и математических единиц измерения, названий научных центров и университетов, фамилий исследователей и экспертов. С другой стороны, текстам экологического дискурса присуща экспрессивность, что обусловлено необходимостью эмоционального воздействия на реципиента и побуждения к ответной реакции. Наибольший эмоциональный эффект достигается за счет использования номинаций с негативной коннотацией, сленга и разговорной лексики, слов-триггеров, слов-интенсификаторов, прилагательных в превосходной степени, игры слов, стилистических и грамматических средств. Заключение. В современном обществе экологический дискурс привлекает пристальное внимание СМИ в силу актуальности затрагиваемых проблем. Активную позицию в экологическом движении занимает Германия. В немецких медиатекстах данной тематики используются различные языковые средства, обладающие высоким прагматическим потенциалом.
Лексикографическая интерпретация лингвокультурной категории «чужесть» в русском и немецком языках
УДК: 81’ 373.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Юрьевна Фадеева ;
Введение. Дихотомия «свой – чужой» являет собой феномен, детерминированный антропологически и характеризующийся вариативным толкованием в зависимости от эпистемиологического направления на протяжении всей истории человечества. Категориальные представления о «чужести» разнятся в неродственных языковых картинах мира, что свидетельствует о лингвокультурном статусе исследуемой категории. Цель статьи – охарактеризовать семантические изменения категории «чужесть» / «Fremdheit», отраженные в лексикографических источниках русского и немецкого языков, и установить особенности интерпретации данной категории в разные хронологические периоды общественного развития. Материалы и методы. Эмпирическую базу исследования составили лексикографические источники и двуязычные словари привлекаемых языков, отражающие языковые факты различных хронологических периодов (средние века, XIX век, XX–XXI вв.). При разработке темы автор применял описательный метод, элементы метода компонентного анализа, метод дефиниционного анализа, а также метод сопоставительного анализа с учетом лингвокультурной парадигмы изучаемых языков. Результаты исследования, обсуждения. В русском языке выделяются три основных и два переносных лексико-семантических варианта значения слова «чужой»: 1) определение принадлежности, права владения, 2) идентификация степени кровного родства и соотнесенность с местом рождения, 3) готовность к познанию, знакомству, 4) и 5) значения описывают духовную дистанцию, нежелание к сближению. Наблюдается диахроническое изменение аксиологического параметра категории: переход от негативной коннотации к нейтральной. В немецком языке укоренились четыре семантических значения с дифференцирующими признаками локальности, принадлежности, узнаваемости, соответствия норме, ключевыми из которых являются категории пространства и лица. Заключение. Принадлежность к категории «чужесть» в двух лингвокультурах определяется локальным, притяжательным, эпистемическим, нормативным, эмоционально-флуктуирующим признаками. Ведущими для русской лингвокультуры при определении «чужого» выступают притяжательный, эпистемический и нормативный признаки, коннотация значений варьируется от нейтральной до умеренно-положительной; в немецкой лингвокультуре наиболее значим локальный признак. Эмоционально-флуктуирующий признак проявляется в меньшей степени как в русском, так и в немецком языках.
Экспрессивный потенциал инверсии в удмуртской публицистике
УДК: 811.511.131
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лариса Михайловна Чернышева;
Введение. Статья посвящена выявлению экспрессивного потенциала инверсии в удмуртской публицистике. Представляя собой одну из наименее исследованных областей удмуртской филологии, изучение данного вопроса востребовано для разработки теоретических вопросов стилистики пермских языков, написания учебно-методических пособий по синтаксису и стилистике удмуртского языка, а также для проведения междисциплинарных исследований, в том числе в рамках изучения проблем эмоционального интеллекта. Целью статьи является выявление экспрессивного потенциала инверсии в современном удмуртском языке. Материалами исследования послужили тексты публицистического характера, опубликованные на страницах республиканской газеты «Удмурт дунне» (букв. «Удмуртский мир») за 2020–2023 годы. Для реализации поставленной цели использованы следующие методы: описательно-аналитический, контекстуальный, метод сплошной выборки и функционального анализа. Результаты исследования, обсуждения. Активное употребление инверсии в современной удмуртской публицистике обусловлено стремлением автора к усилению экспрессивности текста. Экспрессивный потенциал инверсии отражается в возможности адресата акцентировать внимание реципиента на более значимом отрезке текста или предложения, оказывать воздействие, передавать определенную ритмичность, выразительность и эмоциональность, создавать эффект неожиданности, улучшать информативность и интерпретацию реципиентом статьи, отражая тем самым субъективное отношение к излагаемому материалу. Заключение. Инверсия в удмуртской публицистике может служить средством для выполнения различных интенций автора, что отражает наличие большого экспрессивного потенциала данного стилистического приема. Использование инверсии в тексте позволяет реализовать основные функции публицистического стиля.
Жизнь и творчество Михаила Пришвина в художественном восприятии Владимира Солоухина
УДК: 5.9.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кристина Александровна Якименко ;
Предметом исследования в статье является анализ влияния идей писателя Михаила Пришвина на мировоззрение и творчество Владимира Солоухина. Автор, опираясь на творческое наследие Пришвина и Солоухина, обращает внимание на духовную близость двух крупных художников русской литературы, прослеживает отношение Владимира Солоухина к своему учителю Михаилу Пришвину, творческий диалог с которым продолжался на протяжении всего литературного пути Солоухина. Введение. Авторитет Михаила Пришвина был для Владимира Солоухина непоколебимым. Пришвин повлиял на литературную судьбу Солоухина, который, чувствуя острую близость с Пришвиным, всегда обращался к его произведениям и справедливо считал Пришвина не только самобытным писателем, но и своим главным учителем. Целью данного исследования является установление закономерности использования Солоухиным литературного опыта Михаила Пришвина, а также на примере художественного, публицистического и эпистолярного наследия Михаила Пришвина и Владимира Солоухина выявить особенности их творческого диалога. Объектом и материалами нашего исследования стали произведения Михаила Пришвина «Кладовая солнца», «Золотой луг», рассказы 1938‒1953 годов, а также дневники Михаила Пришвина от 1905‒1947 годов. Рассмотрев произведения Владимира Солоухина о Пришвине: «Очарованный странник», «Прекрасная Адыгене», «Трава», «Письма из Русского музея», мы, опираясь на биографический и сравнительно-сопоставительный методы с учетом компаративистского анализа, попытаемся установить художественные параллели в творчестве Владимира Солоухина и Михаила Пришвина. По результатам исследования можно сделать вывод о том, что Владимир Солоухин неоднократно обращался к творчеству Михаила Пришвина, часто ссылаясь на него в своих произведениях как на неоспоримый авторитет в литературном мире. Пришвин помог выработать Солоухину свой индивидуально-авторский стиль, а также сформировать у Владимира Солоухина стойкое скептическое отношение к прогрессу и новой реальности, которые, по мнению Михаила Пришвина, отбирают у человечества способность к душевному порыву, умению чувствовать и созидать. В заключении мы делаем вывод о том, что самая близкая и созвучная Владимиру Солоухину мысль Пришвина о гибельном влиянии прогресса на человека была рассмотрена в очерке Солоухина «Письма из Русского музея». Именно в этом произведении Владимир Солоухин наиболее близок к пониманию принципа художественной философии Михаила Пришвина о содружестве человека и природы. Солоухин вслед за Пришвиным говорит читателю о том, что гармоничное существование человека возможно только в соподчиненности с природой, потому что именно она способна спасти человеческую душу от разрушительности силы прогресса.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ПОЭТИКА НЕРОМАННОЙ ПРОЗЫ И. А. ГОНЧАРОВА». ЙОШКАР-ОЛА : МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т, 2024. 296 С. ISBN 978-5-907622-93-7
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Светлана Анатольевна Васильева ;
Проза И. А. Гончарова на рубеже XX‒XIX вв. вызвала всплеск научных работ, что объясняется ее многолетним существованием на периферии исследовательских интересов. Новизна монографии Г. Г. Багаутдиновой определяется, прежде всего, предметом исследования – нероманной прозой И. А. Гончарова, создаваемой на протяжении всего творческого пути писателя: в отличие от романов и «Фрегата “Паллады”» «малая» и «средняя» проза писателя все еще изучены недостаточно.