Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 1 (41) 2021
Номер:
1
Год:
2021
Дата публикации на сайте:
2021-03-23 08:54:07
Полный журнал в PDF:
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЗОЖ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН
УДК: 371.134:304.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Александровна Деминцева;
Введение. В статье представлены результаты исследования потенциала базовых дисциплин образовательных программ УГСН «Образование и педагогические науки» для формирования готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни в процессе обучения в вузе. Проведен анализ организационно-педагогических условий, повышающих эффективность реализации дидактического потенциала базовых учебных дисциплин, одним из которых является повышение компетентности преподавателей данных дисциплин в области здоровьесбережения. Цель: конкретизировать потенциал базовых дисциплин в формировании готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической литературы по проблеме исследования, опросе студентов − будущих педагогов, которые хотели бы заниматься самосовершенствованием физической формы и оздоровлением организма и результатах контрольного тестирования преподавателей вуза, прошедших обучение по дополнительной профессиональной программе «Тренерская деятельность и управление сервисов в сфере фитнеса». Результаты исследования, обсуждения. Результаты исследования подтвердили значение базовых дисциплин «Физическая культура и спорт», «Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности», «Педагогика», «Психология» и педагогической практики в школе в формировании готовности будущего педагога к здоровому образу жизни. Как показывает наш опыт, образовательный потенциал данных дисциплин может быть существенно повышен, если преподаватели получают систематические знания в области теории здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий. Эта задача была решена в рамках нашего исследования в процессе реализации дополнительной образовательной программы повышения квалификации «Тренерская деятельность и управление сервисов в сфере фитнеса». Заключение. Принимая во внимание теоретические исследования в области здоровьесбережения и результаты эмпирического исследования, полученные в ходе педагогического эксперимента, можно утверждать, что одним из условий формирования готовности будущих педагогов к ЗОЖ является системное использование дидактических возможностей базовых учебных дисциплин в процессе подготовки будущего педагога к ЗОЖ.
ПРОГРАММА ВНУТРИШКОЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ КАК МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ЭТНООРИЕНТИРОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК: 373.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Геннадьевна Иксанова; Светлана Николаевна Фёдорова;
Введение. В статье показана эффективность системы повышения квалификации педагогов по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Авторы знакомят с системой внутришкольного обучения педагогов в Национальной президентской школе-интернате, реализующей образовательную программу этнокультурной направленности. Цель исследования – выявить эффективность системы повышения квалификации педагогов в рамках внедренной модели управления деятельностью образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Материалы и методы. Повышение квалификации педагогов носит плановый и системный характер. В основном квалификация (квалификационная категория) повышается раз в пять лет, но в рамках этого срока есть дополнительное обучение (индивидуальное, групповое или коллективное). Индивидуализированная система повышения квалификации усиливает мотивацию учителя к своему профессиональному совершенствованию: он сам выстраивает образовательный маршрут в соответствии не только со своими образовательными потребностями, но и потребностями общества и государства. Результаты. В опросе участвовали 36 педагогов, в т.ч. 4 учителя начальных классов, преподающих марийский язык, 2 учителя марийского языка, 1 учитель ИКН. Проводилась экспертная оценка по квалификационной категории, повышению квалификации и курсовой подготовке. Обсуждение. Итоги внедрения программы повышения квалификации педагогов в рамках экспериментальной работы по управлению деятельностью ОО по УЯПиЭПО показали, что уровень реализации всех задач по УЯПиЭПО повысился. Заключение. Повышение квалификации учителей, осуществляющих этноориентированную деятельность по УЯПиЭПО, предполагает использование различных форм работы и целенаправленное управление этим процессом. Только персонифицированная модель повышения квалификации, обеспечивающая возможность выбора педагогами собственных индивидуальных образовательных траекторий, позволит повысить качество удовлетворения языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОДУКТИВНЫХ ГРАММАТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валентиновна Кондратенко; Татьяна Ивановна Чернова;
В статье рассматривается одна из актуальных проблем обучения английскому языку − формирование продуктивных грамматических навыков в процессе изучения английского языка в массовой общеобразовательной школе. Целью исследования является выявление, обоснование и апробация педагогических условий формирования продуктивных грамматических навыков при изучении английского языка в 4−5-х классах общеобразовательной школы. Теоретической основой исследования послужили: работы о формировании грамматических навыков (И.Л. Бим, Е.И. Пассов, Г.В. Рогова, С.Ф. Шатилов и др.); теория обучения иностранному языку в средней школе (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, Е.С. Соловова); психология изучения иностранных языков (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя, В.С. Мухина, В.В. Бадмаева); концепция коммуникативного иноязычного образования (Е.И. Пассов, Р.П. Мильруд). Методы исследования. Теоретические (анализ научных источников и синтез точек зрения, педагогическое моделирование); эмпирические (изучение опыта преподавания грамматики и обобщение собственного опыта работы с детьми 10–12 лет; анализ письменных работ обучающихся); диагностические (входные и итоговые срезы); опытная проверка предлагаемой модели формирования продуктивных грамматических навыков. С учетом конкретных педагогических условий определены принципы и разработана модель формирования продуктивных грамматических навыков в 4−5 классах, включая ее цель, задачи, содержание, технологию реализации (по работам Е.В. Яновицкой), а также критерии и показатели эффективности. Результаты апробации модели формирования продуктивных грамматических навыков полностью подтвердили гипотезу исследования о том, что организация педагогических условий формирования продуктивных навыков на уроках иностранного языка у обучающихся 4–5-х классов основной школы согласно разработанной модели повысит эффективность обучения и будет способствовать формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ШКОЛЬНЫХ ИНФОРМАЦИОННО-БИБЛИОТЕЧНЫХ ЦЕНТРОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
УДК: 027.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Корнева; Елена Васильевна Хазиева;
Концепция развития школьных информационно-библиотечных центров предполагает изменения функционирования школьных библиотек и преобразования их в информационно-библиотечные центры. От уровня профессионализма школьных библиотекарей, педагогов-библиотекарей во многом зависит формирование информационной и общей культуры подрастающего поколения, а также создание комфортной информационно-образовательной среды для всех участников образовательного процесса. Целью данной статьи послужило мониторинговое исследование, проведенное в рамках реализации Концепции развития школьных информационно-библиотечных центров для выявления состояния материально-технической базы школьных библиотек, обеспеченности электронными образовательными ресурсами, информации о кадровом составе, а также определении эффективности деятельности школьных библиотек. По результатам исследования были сформулированы рекомендации для развития библиотечного обслуживания в вопросах методической поддержки школьных библиотекарей в рамках дополнительных профессиональных образовательных программ повышения квалификации. Данный анализ позволил сделать выводы о состоянии системы школьных библиотек Республики Татарстан и наметить перспективы дальнейшей работы по дополнительному профессиональному образованию школьных библиотекарей. Использование в работе школьных библиотекарей информационно-коммуникативных технологий и современных интерактивных форм воспитательной работы – это одно из главных требований современной методики и ориентации на интересы и возможности учащихся.
МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Геннадьевич Коротков;
Введение. Данная статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности средствами педагогического консалтинга. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования. Рассматриваемая проблема требует разработки механизмов совершенствования организации научно-исследовательской работы в вузе, одним из которых выступает разработка и апробация модели исследуемого процесса средствами педагогического консалтинга как технологии активизации научно-исследовательской деятельности студентов. Цель статьи – выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты модели организации научно-исследовательской деятельности студентов университета в современных условиях. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам и перспективам реализации компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научно-исследовательской деятельностью. Результаты исследования по совершенствованию структуры подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности позволили конкретизировать модель исследуемого процесса, включающую взаимосвязанные ком-поненты, функционирующие на основе системы педагогического консалтинга являющегося ключевым фактором для достижения результата – повышения уровня сформированности научно-ис-следовательских компетенций студентов. Заключение. Таким образом, важным средством совершенствования процесса подготовки студентов к научно-исследовательской деятельности является разработка и внедрение в образовательный процесс научно обоснованной модели, направленной на формирование исследовательских компетенций на основе применения методов и форм педагогического консалтинга.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНОГО РОСТА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
УДК: 37.011.31-051:006
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Арюна Викторовна Халудорова; Любовь Енжаповна Халудорова;
Введение. Актуальность проблемы формирования карьерного роста будущего учителя в условиях внедрения профессионального стандарта педагога связана со всеми модернизационными процессами в системе современного российского образования. Это реализация федеральных целевых программ, входящих в национальный проект «Образование», внедрение национальной системы профессионального роста педагога, общественное обсуждение новой модели аттестации педагогических работников. Динамичное развитие системы образования способствует карьерному росту учителя, и для него появляется широкое поле возможностей. В этой связи впервые в профессиональном стандарте педагога появилось понятие «карьера». Цель написания статьи заключается в опережающей подготовке студентов как будущих учителей к пониманию, что в педагогическом профессиональном сообществе впервые появилось понятие «карьера» и профессиональный стандарт педагога является инструментом формирования карьерного роста. Материалы и методы. В статье представлен теоретический анализ разных подходов к определению понятия «карьера», «карьерный рост», «профессиональная карьера». Результаты и обсуждение. Дается ответ на вопрос о том, какова связь между профессиональным стандартом педагога и возможной карьерой педагога в образовательной организации. Карьерный рост рассматривается как рост карьерных возможностей и как интегративная характеристика профессиональной квалификации учителя. Проанализированы и осмысливаются такие виды карьеры, как «вертикальная карьера», «горизонтальная карьера», их особенности в профессиональной деятельности учителя. Дана авторская трактовка понятия «карьерный рост». В заключении сделан вывод о том, что карьерному росту будущего учителя может способствовать его стремление к гибкой адаптации к стремительно меняющимся условиям социума, постоянному самосовершенствованию, самообразованию, саморегуляции и самореализации.
ТЕКСТЫ МАРИЙСКИХ МОЛИТВ: АРХАИКА И СОВРЕМЕННОСТЬ
УДК: 811.511.151+25
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
Введение. Научные изыскания, посвященные анализу взаимоотношений языка и религии, религии и культуры, способствуют пониманию жизни общества, раскрытию его духовных ценностей, культурных предпочтений, мировоззренческих установок и ориентиров, а значит, решению актуальных проблем современности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений. Цель статьи – выявление и анализ в текстах марийских молитв отдельных древнейших культурных кодов. Материалы и методы. Материалы исследования – опубликованные тексты марийских молитв, а также материалы фольклорных и этнографических экспедиций МарНИИЯЛИ. В работе нашли применение описательный метод, лингвокультурологический анализ, компонентный анализ, элементы сопоставительного и сравнительно-исторического методов. Результаты исследования, обсуждения. Тексты марийских молитв, ритуалов и обрядов как целостная система до настоящего времени не изучались. Не исследованы марийские молитвы и в их отношении к системе жанров устного народного творчества, мифологии. Лингвокультурологический анализ текстов молитв позволяет выявить элементы религиозной картины мира марийского народа, смысл и значимость которых была утрачена в годы антирелигиозной пропаганды либо затемнена в силу естественных исторических процессов. В текстах марийских молитв сохраняются акциональный, предметный и вербальный культурные коды. Из акциональных кодов порядок совершения ритуала, отраженный в текстах молитв, является одним из древних пластов культуры. В различных вариантах он проявляет себя практически во всех молитвах. Заключение. В настоящее время наблюдается, с одной стороны, редукция текстов марийских молитв, с другой стороны, марийский религиозный дискурс обогащается новыми жанрами, такими как приветственные речи, поздравления. Традиционные жанры, например благословение, расширяют сферу функционирования, выходя на площадки общественной и даже политической жизни.
КЛАССИФИКАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ АНГЛИЙСКИХ СТОМАТОЛОГИЧЕСКИХ АББРЕВИАТУР
УДК: 81’33:811.111+616-00
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Сергеевна Барбашёва;
Введение. Интенсивное развитие российской стоматологии приводит к резкому увеличению числа новых терминов, в том числе и сокращенных лексических единиц, вошедших в основной состав стоматологической терминологии. Для улучшения профессиональной коммуникации медицинских специалистов возникла необходимость изучения, анализа, систематизации и грамотного перевода данных лексических единиц. Цель исследования – систематизировать современные стоматологические аббревиатуры, зафиксированные в англоязычных периодических медицинских изданиях и словарях. Научная новизна работы заключается в том, что исследованию подвергается практически не изученный класс лексических единиц и представляется первый опыт их инвентаризации. Материалы и методы. Метод сплошной выборки стоматологических аббревиатур, а также метод структурно-типологического анализа были использованы при подготовке данной работы. Оригинальные периодические стоматологические издания и медицинские словари послужили исследовательской базой. Результаты исследования, обсуждение. В результате автору удалось представить классификацию современных стоматологических аббревиатур, зафиксированных в англоязычных медицинских изданиях. Самой распространенной группой являются лексические аббревиатуры, представленные инициальными сокращениями, апокопой, а также акронимами. Отмечено, что среди акронимов наблюдается тенденция к омоакронимии, тем самым определяя необходимость специальных знаний и хорошей ориентации со стороны медицинских специалистов и переводчиков при работе с ними. Заключение. Современные стоматологические аббревиатуры широко представлены в англоязычных стоматологических периодических изданиях и представляют собой полноправные единицы медицинской терминологической системы. Было выделено двадцать шесть основных категорий стоматологических аббревиатур, среди которых самыми распространенными являются сокращения, обозначающие анатомические структуры, заболевания и методы лечения.
КОНИ В «СЛОВЕ О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» И КИТАЙСКОМ ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юй Ван;
Введение. «Слово о полку Игореве» – древнерусский шедевр, который с момента своей публикации в 1800 году вызывает научный интерес у ученых не только российских, но и китайских. В «Слове» мир фауны весьма насыщен описанием его многочисленных обитателей. В нем прослеживаются разные варианты изобразительного использования естественных примет и повадок особей природного ареала. Цель: исследовать образ коня в «Слове о полку Игореве» и китайском литературном и литературоведческом контексте. Материалы и методы. Базами исследования послужили оригинальный текст памятника, переводы и комментарии к ним китайских литературоведов Вэй Хуанну и Ли Сииня, древние китайские литературные произведения. В ходе исследования использовались методы: культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный, мифо-поэтический, историко-генетический и компаративизм. Результаты исследования, обсуждения. Из многообразно представленного мира фауны кони в «Слове» имеют определенный статус: это реальные боевые спутники русских витязей, участники военных походов. В китайских древних текстах образ коня, в отличие от «Слова», сохранил иную художественную функцию, прежде всего символико-метафорическую. Заключение. В поэтическом мире фауны в «Слове» только образ коня лишен художественной экспрессии. Неотъемлемый субъект батального дискурса – «бръзъ комонь» – выступает сугубо в качестве боевого соратника воина-всадника. В древней китайской литературе образ коня более широко используется в зоологическом мотивном комплексе: в единстве его реально-конкретной и символической изобразительности. Помимо боевых коней, которые воспеваются не менее ярко, чем их героические хозяева – воины-всадники, эти благородные представители фауны включены и в иной тематический контекст, обозначенный семантической амбивалентностью: конь – талантливая, ценная для общества, но не признанная и опальная личность.
ОБРАЗ И ФУНКЦИИ ЗМЕЯ В НАРОДНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ МОРДВЫ
УДК: 398.33(=511.152)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Петровна Девяткина; Серафима Сергеевна Панфилова;
Введение. В статье образ змея рассматривается на основе жанров устно-поэтического творчества мордовского народа. Исследуется бытование данного образа в мордовской традиционной культуре. Определяется уровень трансформации образа змея в современной культуре мордвы. Цель: осуществить анализ образа и функций змея в традиционных и современных представлениях мордвы. Материалы и методы. Исследование проводилось на материале имеющихся научных публикаций и полевых данных авторов с применением описательного и сравнительно-сопоставительного методов в синхронии и диахронии. Результаты исследования. В результате исследования выявлен многогранный образ змея и определены его функции в различных жанрах фольклора как в традиционной, так и современной культуре мордвы (заговорах, религиозно-магических обрядах, этике). В фольклорно-мифологических источниках змея представляют в двух образах: реальном и мифическом. В первом случае, это биологический вид пресмыкающихся. Во втором случае это многоголовое, крылатое, человекоподобное, огненное мифическое существо. Выявлена противоречивость в функциях мифического змея, которому были присущи как покровительствующие функции, так и вредоносные. Трансформация образа змея в мордовской культуре обусловлена двумя причинами. С одной стороны, змей вызывает страх у носителей мордовской культуры вследствие уникальных способностей, отсутствующих у человека. С другой стороны, наблюдается почитание змея как покровителя и защитника. В культуре мордвы зафиксированы такие функции змея, как защитная, магическая, дидактическая. Однако некоторые информанты не воспринимают образ змея как мифический. Заключение. Образ и функции змея в народной культуре мордвы многообразны и зависят от сложившихся представлений мордовского сообщества о змее в определенный исторический период.
ПРОБЛЕМА ПОСТИЖЕНИЯ СМЫСЛА ОБРАЗА ЧЕРЕЗ СИМВОЛЫ
УДК: 821.512.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Алексеевна Ермакова ; Марина Петровна Савирова; Надежда Ивановна Якимова;
Введение. В статье рассматривается проблема постижения смысла образа через символы, имеющиеся в тексте, на занятиях в вузах, техникумах, средних учебных заведениях. В качестве примера использован текст Валентина Распутина «Женский разговор». Исследователи приходят к выводу о том, что на занятиях по филологии, желая углубить знакомство с литературными героями, можно использовать новый угол зрения – видение образа через символы, потому что он, как считают авторы статьи, позволяет увидеть то, что при обычном восприятии текста не видится. При изучении дискурса художника слова познающее мышление − один из основных вопросов в системе образования. Проблема создания нестандартной ситуации, способствующей пробуждению мыслительных способностей, весьма актуальна в русле освещения отдельных методических приемов, способствующих саморазвитию. Тексты художников слова, анализ их произведений и путей постижения глубин дискурсов рассматривались отдельными исследователями и нашего региона [3; 4; 6]. Цель данной работы: представление путей постижения дискурса через создание условий, при которых к обучающемуся приходит осознание необходимости усвоения глубин текста. В качестве материала исследования использован рассказ В. Распутина «Женский разговор», который рассмотрен в ракурсе символов, способствующих постижению тайны текста, формированию ключевых компетентностей, духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения. В статье представлено, каким образом достигается главная цель современного образования – как обучающийся развивается как субъект в мире познания, как через рассказ В. Распутина «Женский разговор» осознаются ключевые ментальные качества своего народа – философски мыслить, чтить представителей своего рода.
ЧАСТНОЕ ПИСЬМО В ЭПИСТОЛЯРИИ С. ДОВЛАТОВА: СТИЛЕВОЙ АСПЕКТ
УДК: 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова; Екатерина Николаевна Бобыкина;
Введение. В последние два десятилетия творчество С. Довлатова продолжает привлекать внимание литературоведов и лингвистов. Статья посвящена стилистико-языковому анализу частной переписки как важной составной части эпистолярия автора. Материалом для исследования в данной статье послужили «Письма к отцу» С. Довлатова, так как именно в них обнаруживаются стилевые истоки и доминанты дальнейшего художественного творчества писателя. Целью статьи является изучение стилевых особенностей частной переписки С. Довлатова, выявление и систематизация используемых автором художественных приемов и языковых средств создания эффекта иронии и самоиронии, которые впоследствии станут стилевой доминантой художественного творчества автора. Материалы и методы. Материалом для статьи являются «Письма к отцу» С. Довлатова (около 100 единиц). В работе использованы общенаучные методы анализа, синтеза, наблюдения и частнонаучные методы сравнительно-сопоставительный и семантико-стилистический. Результаты исследования. В результате исследования выделены и систематизированы основные художественные приемы и продуктивные стилистико-языковые особенности частного письма, оказавшие влияние на формирование индивидуально-авторского стиля художественной прозы писателя. Заключение. Изучение и выполненный стилистико-языковой анализ «Писем к отцу» С. Довлатова позволил прийти к следующим выводам: частная переписка писателя структурно, композиционно и тематически соответствует традиционным канонам эпистолярия; тематика писем, с одной стороны, носит бытовой характер, с другой − литературно-художественный; именно в жанре частного письма впервые апробируются художественные приемы и стилистико-языковые средства создания иронического эффекта, которые в дальнейшем станут стилевой доминантой художественного творчества С. Довлатова.
КОНЦЕПТ «БОГ» В ПОВЕСТИ А.С. ПУШКИНА «КАПИТАНСКАЯ ДОЧКА»
УДК: 81.42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова; Юлия Михайловна Гардфельдер;
Аннотация. Введение. Статья посвящена исследованию религиозного концепта Бог в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на основе реализации антропоцентрической парадигмы, позволяющей репрезентировать связь сознания и мышления, художественной культуры и языка. Актуальность работы определяется тем, что, во-первых, проблема религиозности поэта сложна и до сих пор не имеет однозначных трактовок в научной традиции; во-вторых, тем, что концептуальный анализ повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» на примере концепта «Бог», одного из определяющих религиозных концептов, позволит объективировать новый взгляд на сущность религиозных взглядов поэта. Цель: рассмотреть языковую репрезентацию концепта Бог в повести, проанализировать его структуру и выявить основные концептуальные признаки. Материалы и методы. Материалом для исследования послужил текст повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Применялись методы концептуального анализа, сопоставительного анализа, контекстуального анализа, семантико-стилистический метод и метод сплошной выборки. Результаты исследования. Состав лексических единиц, представляющих концепт «Бог» в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, традиционен: он совпадает с составом вербализаторов данного концепта в традиционной русской православной религиозной картине мира. Заключение. Религиозные взгляды А.С. Пушкина имеют сложный характер. Две мировоззренческие тенденции − вера и сомнения − определяют эволюцию религиозного сознания Пушкина на протяжении всего его творчества. Рассмотрение религиозного концепта «Бог» в итоговом прозаическом произведении А.С. Пушкина позволило выявить глубокую внутреннюю связь поэта с православием, с тем духовным пространством, в котором существует русская культура.
ПЕРЕВОД КАК МЕЖЪЯЗЫКОВАЯ ЕДИНИЦА (НА ПРИМЕРЕ МЕДИАТЕКСТОВ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
УДК: 81’ 25:070(470.345)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Михайловна Пыреськина ;
Введение. В современных условиях, когда в сфере изучения национальных и межнациональных отношений на передний план выдвинулась разработка проблем возрождения культурных традиций народов России, переводоведение приобретает общенаучное социокультурное значение, а медийные тексты, в которых прослеживается переводческое мастерство, этому подтверждение. Цель данной статьи – изучение теории перевода и анализ его форм, видов, методов, жанров, тематики, образной системы в подаче информации региональных средств массовой информации (СМИ) Республики Мордовии на русском и мордовском (мокша, эрзя) языках. Материалы и методы. Теоретическая база научной статьи содержит наблюдения за работами исследователей по проблемам перевода В.Н. Комиссарова, Л.К. Латышева, Н.Ю. Северовой, Е.М. Пыреськиной; по рассмотрению этнокультурной темы в информационном пространстве региона – С.А. Ржановой, Л.Д. Дряхловой, Л.Н. Макаркиной, С.В. Пивкиной и других авторов. Практическая часть отражает результаты работы региональных журналистов в разных видах СМИ. В ходе исследования применялся метод сравнительно-сопоставительного анализа. Результаты исследования и обсуждения. В ходе исследования акцентировалось внимание на изучение тенденций развития переводческого процесса; определение особенностей перевода с русского на мордовские языки, с мордовских языков на русский язык; выделение типичных художественных средств, к которым обращаются журналисты-переводчики с целью осмысления и отображения действительности. Материал научной работы наряду с сопоставлением теоретических подходов в соотношении понятий «перевод», «переводческий процесс» содержит примеры применения переводческого подхода в подаче новости в разных СМИ региона. Заключение. Таким образом, были получены результаты анализа состояния переводческого процесса в Мордовии, определены эффективные инструменты журналистов-переводчиков, позволяющие сохранить «национальную окраску» в структуре передаваемой информации.
ЯЗЫКОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ (НА МАТЕРИАЛЕ САЙТОВ ИТАЛЬЯНСКИХ ТУРОПЕРАТОРОВ)
УДК: 811.131.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Олеговна Шаповалова;
Введение. Статья посвящена исследованию особенностей использования различных языковых инструментов при формировании туристической привлекательности регионов Италии. Работа имеет междисциплинарный характер, так как затрагивает вопросы, которые изучает как геобрендинг, так и лингвистика. Целью исследования является выявление эффективных языковых инструментов на различных языковых уровнях при формировании туристического имиджа региона на материале сайтов итальянских туроператоров. Материалы и методы. В качестве материала использовались сайты итальянских туроператоров (alltours.it, derentotravel.com.), где отбирались тексты, посвященные путешествиям в отдельные регионы Италии. В ходе анализа использовались следующие методы и приемы: контекстуальный анализ, дистрибутивный анализ, количественный метод, метод сплошной выборки. Результаты исследования, обсуждения. Подобному типу текстов, как и публицистическому стилю, характерно сочетание экспрессии и стандарта. С точки зрения морфологии было отмечено употребление личных и притяжательных местоимений второго лица (единственного и множественного числа), имен существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, имен прилагательных в превосходной степени. Синтаксические особенности заключаются в использовании побудительных, восклицательных и вопросительных предложений, инверсии, однородных членов предложения, в целом доминирование сложных, распространенных предложений и другие. Наиболее частотными средствами выразительности, выявленными в ходе анализа, оказались метафора, эпитет и олицетворение. Реже встречались сравнение, синекдоха и гипербола. Заключение. Все рассмотренные языковые инструменты помогали выделить преимущества отдыха в том или ином регионе, помочь туристам найти предложение, максимально отвечающее их требованиям. Результаты работы могут быть полезными при создании текстов для сайтов российских туроператоров, чтобы развивать внутренний туризм в различных регионах России.