Текущий журнал
- Название:
- ВЕСТНИК 1 (57) 2025
- Номер:
- 1
- Год:
- 2025
- Дата публикации на сайте:
- 2025-03-26 13:44:15
- Полный журнал в PDF:
-
Содержание всего 18
Развитие поликультурной образовательной среды вуза средствами социально-педагогического консалтинга
УДК: 378.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Анастасия Александровна Булыгина;
Введение. Современное российское общество исторически сложилось и продолжает существовать как многонациональное государство, в котором с каждым годом увеличивается число этнически смешанных семей, многонациональных коллективов, что, несомненно, приводит к расширению рамок межэтнического общения и формирования у личности поликультурной грамотности. В связи с этим на первый план образовательной политики регионов выходят проблемы развития поликультурной образовательной среды. Поликультурная образовательная среда вуза рассматривается как специально организованное социально-психологическое пространство, в котором каждый субъект учебно-воспитательного процесса независимо от своей этнической принадлежности будет иметь равные возможности для личностной самореализации, социального развития и самосовершенствования. Опыт работы убеждает нас в том, что в качестве эффективного средства развития поликультурной образовательной среды вуза может быть использован потенциал социально-педагогического консалтинга, направленного прежде всего на оказание профессиональной педагогической помощи в процессе адаптации студентов к новым условиям жизни в поликультурном образовательном пространстве. Социально-педагогический консалтинг в системе высшего профессионального образования рассматривается нами как специально организованный процесс оказания квалифицированной педагогической помощи студентам в процессе их социализации в поликультурной образовательной среде вуза, выработки социальных норм жизнедеятельности, создания благоприятных условий для межкультурного общения и др. Цель исследования ‒ обоснование целесообразности использования социально-педагогического консалтинга как средства развития поликультурной образовательной среды вуза. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование. Результаты исследования. Изучены и проанализированы особенности организации поликультурной образовательной среды вуза, ее задачи, принципы и структурные компоненты. Теоретически обоснована роль социально-педагогического консалтинга в развитии поликультурной образовательной среды вуза. Социально-педагогический консалтинг в системе высшего образования направлен на решение следующих задач: оказание качественной профессиональной психолого-педагогической помощи студенту в ходе его адаптации к новым условиям обучения в поликультурной образовательной среде современного вуза; включение студентов в образовательную, научную, социальную, воспитательную жизнь вуза; создание благоприятных условий для развития дружеских и бесконфликтных отношений между студенческими коллективами и т. д. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся вопросами развития поликультурной образовательной среды.
Экскурсия как один из способов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков
УДК: 37.012
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Михайловна Коршунова;
Введение. В статье рассматривается этнокультурное направление в учебно-воспитательной работе вуза, проведение экскурсий на английском языке в рамках учебно-ознакомительной практики. Представлены виды экскурсий, которые организуются в ходе проведения ознакомительной практики. Цель: рассмотреть экскурсию как один из способов этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В работе используются методы анализа, синтеза, сравнения, наблюдения, беседы. Результаты исследования, обсуждения. Экскурсии на английском языке в рамках учебно-ознакомительной практики играют ключевую роль в этнокультурном воспитании студентов. Они позволяют не только познакомиться с историческими и культурными аспектами разных стран, но и развивать межкультурные коммуникационные навыки. Участники экскурсии имеют возможность применить иностранный язык на практике, что дает им уникальный опыт в общении и практической отработке языковых навыков. Студенты, выступавшие в роли экскурсоводов, учились подбирать объекты для показа, формировать маршрут, создавать технологическую карту и текст экскурсии, учились навыкам показа и рассказа, практиковали навыки перевода текста экскурсии на английский язык, разговорную речь на иностранном языке. Студенты, выступившие в роли экскурсантов, имели возможность оценить качество предлагаемой экскурсии, наблюдать за приемами и методами экскурсоводческой деятельности, практиковали навык аудирования. Изучены основные эффективные формы экскурсии, такие как квест-экскурсии, виртуальные экскурсии и т. п. Заключение. Анализ приведенных форм экскурсий показывает, что такая практика зарекомендовала себя как действенный инструмент для формирования общих и профессиональных компетенций будущих учителей иностранных языков. Студенты учатся анализировать культурные особенности, что в дальнейшем влияет на их педагогическую деятельность и способность передавать эти знания ученикам. В результате этнокультурное направление становится важным аспектом не только в учебном процессе, но и в личностном развитии будущих специалистов.
Семантические расстояния между понятиями микромира в физических и астрономических текстах
УДК: 37.02
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Роберт Валерьевич Майер;
Введение. Статья посвящена проблеме изучения семантического пространства текстов по физике и астрономии с помощью компьютерных технологий. Цель статьи заключается в: 1) определении семантических расстояний между ключевыми понятиями микромира в физических и астрономических учебных текстах; 2) построении графов, визуализирующих семантические пространства этих текстов, и их сравнении. Материалы и методы. Для анализа использовались тексты по физике и астрономии из школьных и вузовских учебников, а также статьи Википедии (всего более 100 тысяч слов). Обработка текста и вычисление косинусной меры близости понятий осуществлялись с помощью компьютерных программ, написанных в ABCPascal и электронных таблиц Excel; для построения графов использовался онлайн-ресурс Интернета. Результаты исследования. Получены два файла с текстами по физике и астрономии, выявлены ключевые понятия физики микромира, и для них определены косинусные меры близости и семантические расстояния. Построены графы, вершины которых соответствуют понятиям, а ребра характеризуют смысловые связи между ними. В результате их сравнения обнаружено, что семантические связи между ключевыми понятиями в физических и астрономических текстах имеют принципиальные различия. Для каждого текста может быть вычислена средняя косинусная близость некоторого понятия (например, «атом») c ключевыми понятиями «электрон», «протон», «нейтрон», «ядро» и т. д.; она является одной из характеристик учебного текста. Заключение. Предложенный метод позволяет получить объективные оценки степени близости ключевых понятий в учебных текстах, изучить и сравнить семантические пространства.
Стратегии обучения студентов-иностранцев на занятиях по русской литературе
УДК: 378.14:37.016:821.161.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Васильевна Поздина;
Актуальность проблемы определяется потребностью внедрения в современные методики преподавания русской литературы студентам-иностранцам новые стратегии в обучении, позволяющие выстроить учебный процесс на основе межкультурного взаимодействия, преодолеть шаблоны восприятия русской литературы, проявить творческий потенциал самих студентов. Перед преподавателем встает задача определения стратегий и разработки системы внедрения на занятиях по изучению студентами-иностранцами русской литературы. Целью исследования является разработка системы обучения иностранных студентов русскому языку на материале русской художественной литературы, демонстрация возможности использования художественных текстов в применении комплекса различных образовательных технологий: медленного чтения, комментированного чтения, выразительного чтения и использования технологий визуализации и драматургизации на занятиях по русской литературе. Материалы и методы. Исследование опирается на актуальные методы в области филологии и методики преподавания литературы: культурологический, историко-культурный, целостный анализ поэтического текста, метод творческого чтения, художественной интерпретации, наглядный и практический. В области методики преподавания для нас важна опора на современные стратегии медленного чтения, выразительного чтения, визуализации и драматизации занятия. Материалом для анализа предложен хрестоматийный художественный поэтический текст – стихотворение А. С. Пушкина «Анчар». Выбор определяется не только принадлежностью этого текста к шедеврам русской классической литературы, многослойностью его содержания, но и возможностью выхода в межкультурное пространство и использования визуальных приемов работы в иностранной аудитории. Результаты исследования, обсуждения В статье предложен авторский опыт проведения занятий по русской литературе со студентами-иностранцами: основные этапы работы над художественным произведением. Этот опыт может быть положен в практику проведения занятий по русской литературе в системе высшего филологического образования студентов-иностранцев. Заключение подтверждает, что внедрение таких стратегий, как медленное, комментированное чтение текстов-оригиналов, признанных шедеврами русской классики, с учетом внедрения принципа межкультурного диалога, стратегии выразительного чтения и драматургизации самого занятия, преодолевает имеющийся разрез в восприятии студентами-иностранцами базовых культурологических ценностей русской литературы, расширяет их творческие возможности.
Педагогические условия формирования готовности к самостоятельной работе студентов вуза посредством бенчмаркинг-технологии
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Алексеевна Темербекова; Лилия Рашитовна Зиязиева ;
Введение. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном образовательном пространстве высшего учебного заведения вопрос формирования готовности студентов к самостоятельной работе посредством бенчмаркинг-технологии не стал предметом специального педагогического исследования. Цель работы: рассмотрение теоретических основ формирования готовности к самостоятельной работе студентов вуза и обоснование педагогических условий, способствующих ее формированию. Материалы и методы исследования. В основной части содержатся авторские определения понятий «готовность к самостоятельной работе», «бенчмаркинг-технология». Раскрываются педагогические условия успешного развития процесса формирования готовности студентов вуза к самостоятельной работе. Результаты исследования и их обсуждение. Результаты исследования готовности студентов вуза к самостоятельной работе докладывались на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях. Итоги и выводы нашли отражение в научно-методических статьях и учебно-методических пособиях авторов, а также в рабочих программах учебных дисциплин. В статье приводятся сведения о внедрении результатов исследования в образовательный процесс вузов Казахстана. В заключении содержатся выводы по результатам проведенного исследования по формированию готовности к самостоятельной работе студентов вуза, рассматривается значение работы для использования предложенной бенчмаркинг-технологии при изучении студентами других учебных дисциплин в высшей школе.
Модель сетевого взаимодействия образовательных организаций
УДК: 378.1:004.588
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Кимовна Швецова; Андрей Андреевич Швецов;
Введение. Статья включает вопросы сетевого взаимодействия, реализуемые в организациях высшего образования. В процессе исследования представлены способы и возможности сетевого взаимодействия. Рассматриваются основные понятия, связанные с сетевым взаимодействием, сетевые образовательные модели. Система образования является сложным механизмом. Это обусловлено автономностью образовательных организаций, обеспечением открытости деятельности, цифровизацией образования. В связи с этим проявляется большой интерес к сетевому взаимодействию между участниками образовательных отношений для достижения целей, стоящих перед системой образования. Цель – совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций по программам дополнительного образования на основе повышения координации между образовательными организациями и предприятиями реального сектора экономики. Применены общенаучные методы исследования – анализ и синтез, индукция и дедукция. Заключение. По результатам исследования произведено совершенствование модели сетевого взаимодействия образовательных организаций, при реализации которой подразумевается проведение анализа уровня образования работников организаций реального сектора экономики и доведение их профессионального уровня до требований, предъявляемых работодателем.
Физкультурно-спортивная деятельность как условие формирования лидерских качеств студентов вуза
УДК: 37.013.42
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Антон Андреевич Яковенко; Елена Валентиновна Кондратенко ; Ольга Александровна Деминцева ;
Введение. Развитие лидерских качеств и социальной активности студентов является ключевым направлением работы с молодежью в современных вузах. Для успешной реализации этой задачи важно вовлекать студентов в разнообразные формы деятельности внутри образовательного пространства университета, способствующие личностному росту и профессиональному становлению каждого учащегося. Особое значение в воспитании лидерства среди молодежи приобретает физкультурно-спортивная активность, влияющая не только на физическое и психологическое состояние, но и на социальное развитие личности, в том числе формирование ее лидерских качеств. Целью исследования является определение потенциала физкультурно-спортивной деятельности для формирования лидерских качеств студентов университета. Материалы и методы: теоретический и сравнительный анализ, тестирование, педагогический эксперимент и метод математико-статистической обработки полученных данных с использованием U-критерия Манна ‒ Уитни. Результаты исследования, обсуждения. Авторы статьи раскрывают сущность физкультурно-спортивной деятельности и подчеркивают ее важность для развития личности современного студента, включая формирование его лидерских качеств. В работе проведен сравнительный анализ различных теоретических подходов к пониманию природы лидерства, а также уточнены специфические аспекты его формирования в рамках командных видов спорта. Авторы выделяют лидерские качества, которые развиваются у студентов вузов благодаря занятиям командными видами спорта, и определяют ключевые факторы, способствующие этому процессу. Эмпирическая часть исследования включает диагностику уровня сформированности лидерских качеств студентов, что позволяет выявить связь между участием в командной физкультурно-спортивной деятельности и развитием лидерских способностей. В заключении авторы делают вывод о значимости занятий физкультурой и спортом для формирования лидерских качеств у студентов, а также указывают на уникальные черты лидерства в командных видах спорта, подтверждая гипотезу о положительном влиянии такой деятельности на уровень развитости лидерских качеств у студентов, участвующих в командных спортивных соревнованиях.
Понятийная концептуализация удовольствия в английском и русском языках
УДК: 81'371
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Сергеевна Готуалт ;
Введение. Статья посвящена понятийной концептуализации удовольствия в английском и русском языках. Основной целью работы является описание лексических единиц, обозначающих удовольствие, и анализ их семантической структуры, результаты которого могут использоваться в сентимент-анализе, новом методе прикладной лингвистики, направленном на выявление эмотивной лексики в текстах. Исследование основано на методах дефиниционного, понятийного и интерпретативного анализа, а также на материалах толковых, синонимических и фразеологических словарей, включая определения, сгенерированные с помощью нейросети. Результаты исследования показывают, что в английском языке концепт «pleasure» охватывает широкий спектр значений, включая положительные эмоции и источники удовольствия. Анализ фразеологии показывает, что получение удовольствия для носителя английского языка может быть связано с потерей контроля над собой и имеет тесную связь с молодостью. Установлено, что концепты, входящие в тематическое поле «pleasure», могут отличаться по интенсивности и степени выраженности эмоций, по продолжительности и уровню субъектности лица, получающего удовольствие. Более детальная концептуализация этой сферы в английском языке указывает на большую важность идеи удовольствия для носителей этого языка. В русском языке удовольствие связано с радостью и удовлетворением, при этом акцент делается на компенсации за пережитые страдания. Соотношение синонимов и оттенки значения настолько различаются в двух изучаемых языках, что полностью эквивалентные концепты установить невозможно. Заключение. Эти выводы имеют значение для прикладных лингвистических исследований, в частности, при проведении сентимент-анализа. Различия в концептуализации удовольствия могут существенно повлиять на точность сентимент-анализа и, следовательно, должны учитываться при составлении тональных лексиконов и их переводе.
Русский литературный клуб в цифровую эпоху: инновации и традиции
УДК: 304
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова ; Андрей Владимирович Шурыгин ;
Введение. Целью исследования является определение способов трансляции поэтического творчества представителей Русского литературного клуба в Республике Марий Эл с использованием современных цифровых технологий. Материалы и методы. В работе использовались такие источники, как литературный портал «Стихи.ру», страницы авторов в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники», а также анкеты участников. Методы включают сравнительно-сопоставительный анализ и анкетирование. Результаты и обсуждение. Представлено определение понятия «виртуальное поэтическое сообщество», определена его структура и ключевые ценности. Литературный портал «Стихи.ру» проанализирован с точки зрения его архитектуры, возможностей публикации и взаимодействия между авторами и читателями. Особое внимание уделено деятельности Русского литературного клуба и его регионального отделения в Марий Эл. Исследованы формы виртуальной коммуникации участников клуба, включая литературный портал, социальные сети и блоги. В исследовании подчеркивается значимость портала «Стихи.ру» как основного канала взаимодействия, отмечена активная роль социальных сетей в расширении аудитории авторов. Заключение. Литературный портал «Стихи.ру» является основным инструментом трансляции творчества авторов Русского литературного клуба в Марий Эл. Социальные сети также способствуют установлению диалога с читателями. Исследование подчеркивает важность цифровых технологий для развития регионального литературного пространства.
Антитетичные мотивы в рассказе Н. С. Лескова «Человек на часах»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Борисовна Ильинская;
Введение. В последние годы рассказ «Человек на часах» рассматривается лесковедами не только в рамках цикла «Праведники», но и становится предметом монографического анализа. Можно отметить пристальный исследовательский интерес к неоднозначно интерпретируемой христианской семантике рассказа («доминирующий христианский гуманизм» рассказа у А. М. Елизаровой, «серия отчетливо “христианских” мотивов» у А. К. Жолковского, «крещенский рассказ» у А. А. Новиковой-Строгановой). Признавая ценность наблюдений вышеупомянутых коллег, хочется обратить внимание на ряд особенностей рассказа «Человек на часах», связанных с евангельскими идеями, сюжетами и образами, а также православными традициями. Цель исследования ‒ рассмотреть систему христианских мотивов рассказа «Человек на часах» и предложить новую концепцию христианской семантики произведения Лескова. Материалы и методы. Помимо канонического текста рассказа «Человек на часах», для исследования обозначенной в заглавии статьи проблемы был использован текст первой публикации данного произведения в журнале «Русская мысль» (1887. IV). В ходе анализа применялись сравнительно-сопоставительный, структурно-описательный и мотивный методы. Результаты исследования, обсуждения. Религиозно-гуманистическая проблематика рассказа реализуется через комплекс мотивов, имеющих явно христианский смысл или же антихристианский. Христианские мотивы спасения, милосердия, смирения, сердца как средоточия духовной жизни человека начиная с седьмой главки рассказа начинают вытесняться мотивами мнимохристианскими, формирующимися или на основе подмены христианских понятий, или профанирования христианских духовных практик. Авторская правка, внесенная в окончательный текст, укрупняет и типизирует действия честолюбцев, использующих христианские установления для карьерных успехов. Заключение. Итогом проведенного исследования стал вывод об антитетической структуре рассказа, построенного на противостоянии подлинно христианских и мнимохристианских мотивов.
К вопросу о синтаксических особенностях идиостиля поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков»
УДК: 81'367.7
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Александровна Калайдова;
Введение. Анализируются возможности коммуникативной (предложение-высказывание) и когнитивной (предложение-концепт) лингвистики применительно к тексту поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» (предложение-концепт). Цель: выявление и описание взаимосвязи между построением различных по структуре и наполнению предложений и организацией внутреннего пространства текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» с учетом ведущих особенностей его идиостиля: автофикциональности и синестезии. Материалы и методы. Материалом для исследования служит текст поэмы в прозе С. И. Шаршуна «Долголиков». Для достижения поставленной цели был использован описательно-аналитический метод. Результаты исследования, обсуждения. Выявлено влияние степени субъективности повествования на характер синтаксической организации предложений текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Показана роль сказовой стилевой манеры в деле установления жанрового своеобразия поэмы в прозе С. Шаршуна. В статье проанализирован характер и степень авторского присутствия в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Отражено своеобразие приемов самопостулирования Шаршуна в своем тексте. Исследована роль безглагольных конструкций в деле создания живописного образа в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Также рассматриваются возможности синтаксического инструментария для углубления метафористичности образов в тексте поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков». Заключение. Автор статьи приходит к выводу, что своеобразие художественного текста поэмы в прозе С. Шаршуна позволяет снять оппозицию понятий «текста» как статического объекта лингвистического исследования и «диалога» как динамично развивающегося речевого факта действительности в силу его высокой автофикциональности. В этом отношении синтаксис текста поэмы в прозе С. Шаршуна «Долголиков» способствует укрупнению формируемого автором впечатления от описываемого.
Робинзонада в русской и чувашской литературах: жанрообразующие признаки и особенности сюжетосложения
УДК: 82-311.3
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Федоровна Мышкина; Юрий Николаевич Исаев;
Введение. Статья посвящена актуальной для чувашской литературоведческой науки проблеме – раскрытию поджанра робинзонады в чувашской приключенческой прозе. Авторы статьи, проводя сравнительный анализ произведений русской и чувашской литератур, выявляют особенности и черты чувашской робинзонады, тяготеющей к классической форме. В силу внешних обстоятельств (географических особенностей места проживания, вида деятельности и т. д.) робинзонада чужда художественно-эстетическому и философскому мировоззрению чувашского народа. Однако существенные элементы ее поэтики (тема выживания, мотив странствия, психология противостояния внешним природным угрозам и приспособление к ним и т. д.) находят свое выражение и в чувашской литературе путешествий. Цель статьи – выявить жанро- и сюжетообразующие особенности робинзонады в чувашской литературе. Материалы и методы. Материалами исследования стали повести Федора Уяра «Где ты, море?» и Николая Внукова «Один», которых объединяет тема выживания человека в дикой природе. Методами исследования выступают биографический, структурный методы, метод сравнительного и теоретического анализа. Заключение. Авторы исследования приходят к выводу о том, что мировая классическая робинзонада имеет типичную схему построения сюжета: кораблекрушение – изоляция на острове – выживание – возвращение домой. При этом для чувашской робинзонады характерна сокращенная схема построения сюжета: изоляция в безлюдном месте – выживание – возвращение в социум. Чувашская художественная словесность приспосабливает поэтические особенности робинзонады к своим эстетическим традициям. В частности, к художественно-психологическому раскрытию характера героя, художественно-философскому познанию жизни и духовных ценностей.
Национальный язык и этническая культура в блогосфере (на примере Республики Мордовия)
УДК: 004.738.5:008=511.152(470.345)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Михайловна Пыреськина ;
Введение. В настоящее время интерес к национальному языку и этнической культуре малых народов России стремительно возрастает. Со стороны руководящих структур выдвигаются разработки по проблемам возрождения многих особенностей в этой сфере; блогосфера приобретает общенаучное социокультурное значение; посты с аудио- и визуальными элементами привлекают внимание разновозрастной аудитории. Все это обусловливает актуальность данной темы. Цель работы – выявить характерные языковые черты в блогах в процессе передачи этнокультурной информации на территории Республики Мордовия (РМ). Материалы и методы исследования. Теоретическая база научной статьи содержит наблюдения за работами исследователей по проблемам языка и этнической культуры – А. Ф. Казакова, С. В. Пивкиной, Е. М. Пыреськиной, З. Р. Хайруллина, Гао Шаопина; по рассмотрению блогосферы в информационном пространстве – Д. А. Бакеевой, Н. В. Кондратьевой, Н. И Пушиной, Э. А. Сулейманова и других авторов. Практическая часть отражает специфику деятельности региональных журналистов, создающих контент на этническую тему в блогах на национальном и русском языке, используя особенности переводческого мастерства. В процессе работы методами исследования являются такие, как анализ, синтез, обобщение, а также описательный метод. Результаты исследования, обсуждения. В статье особого внимания требуют следующие вопросы: изучение основных тенденций развития и сохранения национального языка и культуры; определение особенностей перевода при передаче информации на этнокультурную тему; рассмотрение блогосферы как современной информационной площадки региональными журналистами и творческими личностями. Материал научной работы наряду с сопоставлением теоретических подходов в соотношении понятий «национальный язык», «этническая культура», «перевод», «блогосфера» содержит примеры применения творческого подхода в форме создания блогов в подаче этнокультурной новости на русском и национальном языке на региональном уровне. Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены характерные черты функционирования национального языка и этнической культуры в блогосфере в период цифровизации, что может быть использовано при разработке вопросов языковой политики мордовского региона, а также при определении стратегии развития финно-угорских языков Российской Федерации. Заключение. Таким образом, были получены результаты анализа передачи информации на этнокультурную тему в Мордовии на русском и национальных языках в блогах, определены эффективные инструменты авторов, которые позволяют сохранить «национальную окраску» в структуре передаваемой новости.
Экфрасис в романе И. С. Тургенева «Накануне»
УДК: 821.161.1.
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Николаевна Сарбаш ;
Введение. Предмет исследования – экфрасис в идейно-художественной системе романа И. С. Тургенева «Накануне». Экфрасис как единица творческого процесса исследуется в современной филологической науке, однако экфрастические воспроизведения как определенная текстовая категория в романе И. С. Тургенева «Накануне» не являлись предметом специального рассмотрения, чему и способствует данное исследование. Цель предпринятого исследования – выявление и функционирование экфрасиса в художественной системе тургеневского романа. В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно-описательный методы анализа, которые позволяют анализировать разного вида экфрасис и его функциональное назначение в идейной структуре романа «Накануне». Экфрастический романный дискурс характеризуется интегрирующим свойством: предстает в соединении музыкального, архитектурного и живописного экфрасиса. Экфрасис оперы Верди органично входит в философский контекст романа, имплицируется в сюжетную динамику, вызывая определенную соотнесенность судеб героев «Накануне» со смысловой ситуацией музыкального текста. Синтезирующий характер описаний позволяет обнаружить скрытый смысл, дать расширительное проблемное толкование произведения. Музыкальный экфрасис способствует созданию философского контекста в романе, передаче внутреннего состояния героев, их сложной психологической драмы. Локальное пространство Венеции предстает как сложная семиотическая система, выполняющая миромоделирующую функцию. Архитектурный экфрасис является сакральным символом: в философском контексте романа он является источником выражения авторской сентенции о мгновенности человеческого бытия на фоне красоты бессмертной Венеции. В визуальное описание города органично включен живописный экфрасис: «вызываемые» полотна Каналетти и Гварди выступают как материально-образное воплощение культурно-исторического пространства Венеции.
Аксиологическая характеристика фразеологических единиц с компонентами head, mind, brain (на материале английского языка)
УДК: 81’373:811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алла Алексеевна Фокина ;
Введение. Фразеологический фонд любого языка является отражением народной мудрости, манифестирует своеобразие культуры, быта и жизни народа, обладает аксиологической направленностью с различным спектром оценок и выражает представления о ценностях, моральных и этических нормах, которые характерны для конкретного общества. Вопрос выражения аксиологической оценки, а также ценностей внутреннего и внешнего мира человека во фразеологии является актуальным в лингвистике на протяжении нескольких десятилетий. Цель данного исследования – выявить влияние лексических составляющих на аксиологический потенциал и стратегию оценивания, которые проявляются в семантической модели фразеологизма. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили фразеологические единицы с компонентами head, mind, brain, которые являются многочисленными и часто употребляемыми лексическими средствами в английском языке. Результаты исследования, обсуждения, заключение: Компоненты head ‘голова’, mind ‘ум’, brain ‘мозг’ в составе семантической модели исследуемых фразеологизмов английского языка способствуют пониманию характера оценки. Выражение аксиологической оценки во ФЕ может номинироваться эксплицитно или имплицитно, либо в синтезе этих форм. При этом роль лексически маркированных компонентов, входящих в структуру семантической модели ФЕ, является очевидной и выявляется либо на уровне первично-номинативного или переносного значения лексем, либо определение аксиологического значения возможно в процессе изучения словарной дефиниции лексем и лингвокультурологической информации. Во фразеологических единицах английского языка постулируются такие положительно маркированные ценности, как жизнь, здоровье, мудрость, ум, память.
Любовная лирика Марии Ереминой
УДК: 82.09:821.511.152
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Васильевна Шеянова ;
Введение. В мордовской литературе XXI столетия доминирует женское поэтическое творчество, разноаспектное изучение которого признается продуктивной исследовательской стратегией. Цель работы – раскрыть мотивно-образные кластеры любовной лирики эрзянской поэтессы Марии Ереминой. Материалом для анализа послужили ее стихотворения из сборника «Шка» («Время»). Для достижения цели использованы традиционные методы литературоведческого исследования (структурно-семантический, метод целостного анализа художественного текста), интерпретационный, гендерный подходы. Результаты исследования, обсуждения. В любовной лирике М. Ереминой репрезентированы различные вариации взаимоотношений женщины и мужчины, поэтому любовь в ее произведениях предстает в разных ипостасях – счастливая любовь и любовь-несчастье. Взаимная любовь воспринимается как удивительное, уникальное чувство, сила, гармонизирующая жизнь человека. В ряде произведений любовь осмысливается в онтологическом аспекте, воспринимается Божьим даром, который одухотворяет человека, развивает лучшие личностные качества. В стихотворениях о счастливой любви доминирует мотив единства влюбленных, преданности и верности, передаваемый посредством традиционных образно-ассоциативных рядов, а также оригинальной метафоризации явлений окружающей среды. Контекстуальными синонимами несчастной любви выступают наделяемые негативной коннотацией символические образы: соленые воспоминания, закрытая дверь, упавшая звезда, колючие ураганы, завядшие / растоптанные цветы и др. Заключение. К ключевым особенностям любовной лирики М. Ереминой относим оригинальное отражение эмоционально-психологического состояния влюбленной / нелюбимой / разлюбившей женщины, отказ от внешней индивидуализации возлюбленного, трансляция его роли, значимости в жизни женщины, восприятие героиней разрыва отношений как онтологически обусловленной, типичной жизненной ситуации, отсутствие вербально эксплицированного мотива расставания, вынесенного в подтекстовое пространство, доминирование традиционных образно-метафорических рядов в стихотворениях о взаимной любви, обилие авторских образных конструкций, ассоциативно соотносимых с понятием драматической любви.
Об одном подходе к изучению сложноподчиненных предложений в вузовском курсе современного русского языка
УДК: 378.1:811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Ярыгина ;
Введение. В вузовском курсе преподавания русского языка при описании и классификации сложноподчиненных предложений (СПП), как правило, отдается предпочтение принципу изоморфизма, который предполагает описание сложного предложения посредством проекции структуры простого предложения на структуру сложного. При таком подходе вне поля зрения оказываются те сложноподчиненные предложения, семантика и структура которых не соотносится с уровнем простого предложения. В статье рассматриваются основные типы сложноподчиненных предложений с причинно-аргументирующей семантикой. В стандартном курсе синтаксиса подобные предложения относятся к разряду СПП со значением обусловленности, а именно – причины. Показана роль модусного компонента в организации этого типа конструкций, связь разных союзов с определенными типами модуса. В статье предлагаются методы работы с этим материалом на занятиях, соединяющих системно-языковое описание с анализом текста. Заключение. Соединение системно-грамматического описания и текстового анализа создает объемное видение конкретного синтаксического объекта, позволяет построить курс русского синтаксиса по законам грамматики объяснительной.
45.04.01. «ФИЛОЛОГИЯ». МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА «ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ»
УДК:
Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Авторы: А. А. Малкова ; Е. С. Кукушкина; А. А. Заузолков; А. Э. Сергеев;
В Марийском государственном университете продолжается подготовка специалистов по направлению 45.04.01 Филология (профиль «Филология в системе современного гуманитарного знания»). В 2024–2025 учебном году по данному направлению подготовки завершают свое образование четыре человека. Среди них выпускники направления 45.03.05 Педагогическое образование (бакалавриат) и 42.03.02 Журналистика, имеющие необходимую подготовку в области филологии, поэтому в основе предложенной им программы находились достаточно сложные теоретические курсы по языкознанию и литературоведению, направленные на установление границ и вместе с тем форм взаимодействия филологии и смежных дисциплин, а также осмысление новых методов и подходов к изучению разных типов текстов. Большое внимание уделялось анализу произведений новейшей отечественной и зарубежной литературы. В течение двух лет обучающиеся приобретали навыки самостоятельно анализировать системы языка, фольклора и литературы; осуществлять оценку, реферирование, оформление и продвижение результатов собственной научной деятельности; редактировать научные публикации; совместно разрабатывать проекты в области филологии и др. Студенты в полной мере получили возможность апробировать свои знания в процессе прохождения учебной и производственных практик на базе лаборатории компьютерной лингвистики МарГУ. Знакомились с основными направлениями научно-исследовательской деятельности ведущих центров Российской Федерации, Марийского государственного университета, с опытом работы его ведущих специалистов, работали над созданием текстов статей, докладов, разрабатывали проекты, связанные с проблематикой выпускных квалификационных работ. В полном соответствии с направлением подготовки в центре внимания магистрантов данного выпуска находились проблемы современной филологии. Так, в работе А. Сергеева заявлен поиск новых подходов к исследованию классического наследия национальных региональных литератур (творчество Шкетана). А. Малкова показывает, как обращение А. Иванова к истокам «горнозаводской цивилизации», системе ее фольклорно-мифологической образности помогает писателю решать сложные вопросы современности (роман «Сердце пармы»). Какие новые творческие импульсы для читателей и начинающих писателей предлагает в серии «Transhumanism INC» В. Пелевин и какие для этого использует языковые средства, пишет Е. Кукушкина. Особенности интеграции политического и массмедийного дискурсов рассматривает в своем исследовании А. Заузолков. Его работа позволяет глубже понять, как в цифровую эпоху политический дискурс влияет на общественное сознание, а также какие риски и возможности он открывает для политической коммуникации. В очередной раз «Вестник Марийского государственного университета» знакомит читателей с концепциями выпускных работ.