Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 3 (43) 2021
Номер:
3
Год:
2021
Дата публикации на сайте:
2021-10-01 13:42:14
Полный журнал в PDF:
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК ИНОСТРАННОМУ СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
УДК: УДК 811.161.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Айгуль Нурулловна Габдрахманова; Ильхамия Исхаковна Галимзянова;
Введение. В статье освещаются подходы к реализации профессионально ориентированного обучения русскому языку как иностранному студентов неязыковых вузов, что приобретает особую актуальность в связи с возрастающим интересом иностранных студентов к получению образования в России. Целью ис-следования является обоснование способов и времени введения в активную коммуникацию профессио-нальной лексики на занятиях русским языком как иностранным (РКИ) на подготовительных факультетах технических и гуманитарных вузов. Материалы и методы. Основу исследования составляет теоретиче-ский анализ научно-педагогической литературы по проблемам исследования. Для достижения постав-ленных целей были использованы теоретические методы: обобщение и изучение научно-методической и специальной литературы по проблемам профессионально ориентированного обучения студентов подго-товительных факультетов неязыковых вузов русскому языку как иностранному. Индивидуализирован-ный подход к обучению студентов в зависимости от выбранной специальности повышает мотивацию и возможность успешного овладения изучаемым материалом, поддерживает высокую активность студен-тов на занятиях РКИ. По результатам исследования представлены различные подходы к обучению языку специальности в гуманитарном и техническом вузе. Заключение. Основным средством совершенствования процесса обучения РКИ студентов подготовительных факультетов является ориен-тация на будущую специальность студента, поддержание высокой мотивации к овладению материалом, возможность использовать полученные на языковых занятиях знания в своей профессиональной дея-тельности. В технических и гуманитарных вузах обучение языку специальности начинается на разных уровнях владения русским языком, происходит в малых группах и индивидуально, прослеживается зависи-мость скорости овладения языком специальности от наполняемости группы носителями разных языков.
НАУЧНАЯ ШКОЛА КАК ИНСТРУМЕНТ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК: УДК 378:001.895
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Алексеевна Домрачева; Людмила Васильевна Кузнецова;
Введение. В статье раскрыто значение научной школы и ее инновационного потенциала, рассмотрены функции научной школы и критерии, по которым оценивается эффективность научных школ России. Цель данной статьи: теоретическое обоснование и обобщение практического опыта одной из научных школ Республики Марий Эл «Социально-педагогическая реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья». Особенностью и характерной чертой научной школы, ока-завшей влияние на развитие инновационной деятельности вуза, является ее многогранность, которая вы-ражается в различных направлениях ее деятельности: подготовка научных кадров для самого вуза, инте-грация научной работы и практического опыта, проектная деятельность. Социальный характер данной научной школы в том, что она способствует развитию интереса студентов педагогического вуза к своей будущей профессии, к широкому взаимодействию представителей педагогической общественно-сти, к научному поиску путей решения педагогических проблем. Материалы и методы. Материалами ис-следования послужили публикации основателя и руководителя научной школы профессора Н.С. Моровой, в которых рассматривались вопросы становления и развития научной школы, изучающей проблемы соци-альной педагогики. Результатами теоретического исследования стали признаки, свидетельствующие о соответствии данной научной школы общепринятым в науке критериям оценки: наличие системы идей по значимой для науки и общества проблеме, системообразующая деятельность научного лидера, общность научных интересов, востребованность продуктов деятельности и их значимость для развития потенциала самого вуза и другие. Обсуждение подтвердило значимость научных исследований руководителя научной школы и его последователей, что свидетельствует о преемственности поколений в освоении образовательных технологий, используемых в работе с детьми, имеющими ограниченные воз-можности здоровья и их родителями. Приводятся примеры, свидетельствующие о социальной значимости результатов научной школы и иллюстрирующие вклад в развитие проектной и грантовой деятельности, что явилось одним из способов совершенствования международной деятельности университета. Заключение. Сформулированы условия, способствующие продвижению идей научной школы и реализацию наиболее успешных проектов в практическую деятельность педагогов. Были сделаны выводы о том, что научные школы в вузе создают особую среду, признающую носителей инноваций, превращаясь в механизм, регла-ментирующий его научную основу.
ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ ОЛИМПИАДЫ СРЕДИ МАГИСТРАНТОВ
УДК: УДК 378.881:004.9
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Валерьевна Колесова;
Введение. Проведение олимпиад по иностранному языку является одним из инструментов мониторинга образовательного процесса при обучении иностранному языку в университете. На этапе обучения в ма-гистратуре несомненную важность представляет собой выявление студентов, владеющих иностранным языком на высоком уровне, поскольку следующим уровнем обучения является аспирантура, где дисци-плина «иностранный язык» является обязательной. В современном глобальном мире выпускники маги-стратуры, свободно владеющие иностранным языком, могут применять свои профессиональные компе-тенции в любой точке мира. Целью данной работы является представление мультимедийной тестирую-щей системы English Olympiad – 2021 для проведения языковых олимпиад среди магистрантов неязыко-вых профилей на основе электронной образовательной площадки MOODLE с целью мониторинга обра-зовательного процесса университета при обучении иностранному языку. Материалы и методы. Разра-ботка и внедрение в учебный процесс данной тестирующей системы основаны на теоретических мето-дах педагогического исследования (теоретический анализ педагогических источников) и эмпирических методах педагогического исследования (наблюдение, изучение документации, продуктов деятельности обучаемых, тестирование, обобщение независимых характеристик), а также на методах обработки дан-ных. Результаты исследования, обсуждения. Модульная структура муль¬тимедийной тестирующей си-стемы English Olympiad – 2021 включает в себя информационно-методический модуль, практико-ориентированный модуль, практический подмодуль, подмодуль мониторинга и подмодуль редактиро-вания. Анализируются цели; структура; функциональное назначение данной системы; технические, ди-дактические, методические, психолого-педагогические характеристики данной тестирующей системы. Тестирующая система позволила выявить недостаточно усвоенные аспекты в изучении английского языка в конкретный период обучения и выработать возможные варианты решения данной проблемы.
ФИТНЕС-ТЕХНОЛОГИИ КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕМЕНТ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОК
УДК: УДК 378.172
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Иванович Кочетков;
Введение. Актуальность проблемы обусловлена тем, что состояние здоровья современных студентов ву-зов характеризуется низкими показателями физической подготовленности, в связи с чем необходим по-иск методов увеличения физической активности, разработки и реализации инновационных спортивных технологий. Цель исследования − изучение эффективности фитнес-технологий, как дополнительного элемента физической нагрузки при занятиях физической культурой, для повышения физической подго-товленности студенток. Задачи исследования – изучение эффективности применения фитнес-технологий в экспериментальных группах девушек на занятиях физической культурой, как метода повышения пока-зателей физической подготовленности студенток. Гипотеза исследования предполагает, что дополни-тельные элементы физической нагрузки из арсенала фитнес-технологий, применяемые на занятиях физи-ческой культурой у студенток вуза, дают положительный мотивационный эффект, улучшают показатели физической подготовленности. Материалы и методы. В педагогическом эксперименте участвовали сту-дентки 3 курса факультета иностранных языков педагогического института МарГУ. Методы исследо-вания: анализ научно-методической литературы и обобщение результатов исследования, статистиче-ский анализ результатов педагогического эксперимента. Обсуждение. Оздоровительно-профилактическая система физических упражнений «фитнес» становится перспективным направлением в комплексном подходе к физическому воспитанию современной студенческой молодежи, она включает инновационные по форме и содержанию фитнес-программы, имеющие ясные цели, задачи, требования и предполагаемый конкретный результат. Результаты исследования. Статистически достоверно в экспе-риментальных группах девушек увеличились показатели выносливости и силы, что проявилось в превос-ходстве студентов экспериментальной группы по отношению к контрольной к концу учебного года (к окончанию эксперимента). Заключение. В эксперименте доказана эффективность программы занятий, ос-нованной на применении фитнес-программ в качестве дополнительной физической нагрузки при занятиях физической культурой у студенток 3 курса факультета иностранных языков педагогического института МарГУ.
КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
УДК: УДК 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов; Линар Гимазетдинович Ахметов;
Введение. В исследовании на фоне обострения проблемы занятости, выбора профессии, инновационных процессов в образовании теоретически выявлены пути повышения эффективности карьерного консульти-рования обучающихся в процессе профессиональной подготовки. В соответствии с современными науч-ными представлениями о степени удовлетворенности профессиональной деятельности обучающегося, кризисными изменениями социально-экономической среды изложены подходы к решению проблемы карь-ерного консультирования. Целью исследования является изучение теорий поведения личности, объясняю-щих причину выбора профессии, и последующая выработка стратегии карьерного консультирования. Ма-териалы и методы исследования: методологическая литература по теории и практике поведения лично-сти, специальная литература по проблемам карьерного консультирования и мотивов профессионального выбора, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики разви-тия личности, сравнительный анализ и обобщение результатов исследований зарубежных теорий в области практической консультологии и систематизация практического опыта профессиональной подготовки обу-чающихся. Результаты исследования. Содержательно обосновываются предпосылки возникновения по-требности профессионального развития, отвечающей запросам обучающихся, с одной стороны, и требо-ваниями работодателей с другой. Для решения противоречия между структурным дисбалансом форм заня-тости населения, повышением требований работодателей к уровню компетенций работников предлагается использовать вариативные подходы в карьерном консультировании и проектирования личностно-профессионального развития обучающегося. Карьерный консалтинг рассматривается через призму систе-матизированной, планируемой организации профессиональной подготовки, направленной на проектирова-ние и управление образовательной траектории обучающегося колледжа, вуза в течение всей жизни. Ис-пользуются различные консалтинговые подходы, которые во многом обусловлены целевыми стратегиями профессиональной подготовки, мотивами выбора профессии, жизненными ценностями, работе по призва-нию, личностными смыслами. Особенность консультирования для карьеры состоит в системно выстроен-ном интерактивном взаимодействии участников среды должно направлено на реализацию интересов в со-ответствии с профессиональными требованиями, выдвигаемыми для каждого вида деятельности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ МАГИСТРОВ КАК ФАКТОР ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ
УДК: УДК 378.02:37.016
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Геннадий Иванович Макаренко; Наталия Васильевна Крюкова;
Введение. В статье представлены результаты изучения педагогического аспекта индивидуализации в про-цессе реализации образовательной деятельности уровня магистратуры. В исследовании подчеркивается, что индивидуализация реализуется в рамках общей трансформации образовательной парадигмы и отвечает современным тенденциям инновационных процессов, происходящих в системе высшего образования. Цель: доказать, что индивидуализация является эффективным фактором инновационной стратегии обуче-ния вообще, и обосновать применение в процессе обучения концепции индивидуализации профессиональ-ной подготовки, основанной на вариативно-рефлексивном подходе. Материалы и методы: исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической литературы по теме исследования и анализе собственного опыта подготовки магистрантов по направлениям подготовки 43.04.02 Туризм и 40.04.01 Юриспруденция. Результаты исследования, обсуждения: результаты проведенного исследования под-тверждают следующие постулаты: компетентностный подход и индивидуализированная образовательная программа обучающегося являются основой инновационных изменений, происходящих в высшем образовании в настоящее время; необходимо и целесообразно приме-нение в процессе обучения концепции индивидуализации профессиональной подготовки, основанной на вариативно-рефлексивном подходе. Как показывает опыт, использование в ходе преподавания таких форм, как ролевая игра, лекция-эвристическая беседа, веб-квест, индивидуальные задания, является эффективным способом индивидуализации в ходе преподавания отдельных дисциплин магистрантам по направлениям подготовки 40.04.01 Юриспруденция и 43.04.02 Туризм. Заключение: реализация данных форм и способов подготовки магистрантов отвечает современным требованиям и инновационным подходам к образователь-ной деятельности в вузе, а также способствует повышению профессионального уровня обучающихся, ро-сту их мотивации, качественному усвоению образовательных программ. Ключевые слова: инновации в образовательной деятельности, внешняя индивидуализация, внутренняя индивидуализация, вариативно-рефлексивный подход, индивидуальное образовательное пространство, тренинговые технологии
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ВЕБ-САЙТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФОРМА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УДК: УДК 377
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Дмитриевна Ржавина; Natalya G. Арзамасцева;
В последние годы в сфере информационно-консалтинговой системы колледжа возрастает потребность в предоставлении образовательных услуг, оказании интеллектуальной помощи личности в различных сферах ее жизнедеятельности. Не остается без внимания проблема организации педагоги-ческого взаимодействия с родителями обучающихся, которая требует поиска инновационных методов ее решения. В статье анализируются формы взаимодействия с родителями обучающихся в системе средне-го профессионального образования, рассматриваются направления, по которым может быть организо-вана работа с родителями, а также предлагается способ решения этой проблемы с помощью разработки специализированного веб-сайта, который обеспечивает информационную и методическую поддержку родителям обучающихся в системе среднего профессионального образования. Введение. Современная семья рассматривается как один из главных партнеров образовательной организации, от сотрудниче-ства с которой будут зависеть результаты учебно-воспитательной деятельности обучающихся. В по-следнее время в психолого-педагогической литературе все чаще говорят о проблемах, связанных с орга-низацией взаимодействия образовательной организации и семьи. Цель: описать информационный веб-сайт для родителей как форму организации педагогического взаимодействия субъектов образовательно-го процесса. Материалы и методы: в процессе исследования использовались теоретические методы (ана-лиз и обобщение научно-педагогической, психологической и методической литературы по теме исследо-вания) и эмпирические (диагностические (анкетирование, беседа), разработка веб-сайта, статистическая обработка данных).
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ СИСТЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: УДК 378.1
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Федорова; Наталья Алексеевна Корнилова;
Введение. В статье обозначена значимость использования интернет-ресурсов этнокультурной направ-ленности в профессиональной подготовке будущих педагогов системы дошкольного образования. В со-временном обществе много внимания уделяется вопросам использования интернет-ресурсов для реше-ния научных и образовательных задач. В системе высшего образования также предусматривается по-вышение информационно-коммуникативной компетентности как преподавателей, так и студентов, фор-мирование их навыков, связанных с использованием ИКТ. Владение ИКТ-компетентностью (общеполь-зовательской, общепедагогической, предметно-педагогической) предусмотрено на всех направлениях подготовки. Так, в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование предусмат-ривается формирование универсальной компетенции, связанной с поиском, критическим анализом и син-тезом информации (УК-1) и общепрофессиональной компетенции по разработке основных и дополни-тельных образовательных программ и их компонентов с использованием ИКТ (ОПК-2). Кроме того, преду-сматривается формирование универсальной компетенции по восприятию межкультурного разнообразия общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах (УК-5). Целью данной статьи является анализ результатов мониторингового исследования, проведенного на базе ФГБОУ ВО «Марий-ский государственный университет» по выявлению знаний студентов об интернет-ресурсах этнокультур-ной направленности и возможности их использования в будущей профессиональной деятельности. Мате-риалы и методы. В качестве основных методов исследования использовались наблюдение, беседа, анкет-ный опрос, педагогический эксперимент. В эксперименте приняли участие студенты очной и заочной форм обучения направления подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование профиля «Психология и педагогика дошкольного образования» в количестве 281 человек. Результаты исследо-вания, обсуждения. Обобщение полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что в целом у студентов имеются общие представления об интернет-ресурсах этнокультурной направленности и неко-торые из них используются ими в учебно-профессиональной деятельности. Заключение. В век информа-ционных технологий каждому педагогу, в том числе и системы дошкольного образования, необходимо владеть навыками использования разнообразных интернет-ресурсов в решении своих профессиональ-ных задач.
ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
УДК: УДК 378.147.88
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Николаевна Швецова; Майя Николаевна Швецова;
В статье представлены результаты эмпирического исследования готовности к педагогической деятель-ности, рассматриваемой авторами через уровни профессионально-педагогической активности студентов университета. Цель исследования: выявить и описать уровни готовности к педагогической деятельности. В выборку вошли студенты Марийского государственного университета в период непрерывной педаго-гической практики, всего 75 человек. Методы исследования: наблюдение и самонаблюдение, интервью, беседы, анктирование, анализ отчетов по практике и контент-анализ сочинений. Исследование проводи-лось в период прохождения студентами университета педагогической практики. Полученные результа-ты: была разработана и апробирована технология выделения уровней профессионально-педагогической активности. Было выявлено и описано пять уровней профессионально-педагогической активности: 1 группа – сильно развитая профессионально-педагогическая активность; 2 группа – развитая профессионально-педагогическая активность; 3 группа – индифферентное отноше-ние к профессии, которое может привести как к развитию профессионально-педагогической активности, так и к полному угасанию интереса, эта группа демонстрирует склонность к профессии и одновременно высокий уровень неопределенности на момент исследования; 4 группа – слабо развития профессио-нально-педагогическая активность; 5 группа – неразвитая профессионально-педагогическая активность. Группы различаются между собой не только по мотивационно-ценностному отношению к педагогиче-ской деятельности, но и интеллектуальному, эмоциональному и поведенческому компонентам. Обсуж-дение: результаты показали, что группы студентов отличает отношение к педагогической деятельности, мотивы, яркое проявление которых мы видим при прохождении педагогической практики. Личность, находящаяся на разных уровнях развития исследуемого нами качества, обладает системой своих спе-цифических свойств, имеющих практическое преломление в деятельности, поведении, поступках. Сти-хийно складывающихся интересов студентов для решения проблемы воспитания профессионально-педагогической активности недостаточно. Эти вопросы могут быть решены лишь посредством органи-зации в вузе планомерной и систематической работы, имеющей в своей основе широкое, всестороннее знакомство студентов с педагогической деятельностью.
СУБЪЕКТИВНАЯ МОДАЛЬНОСТЬ В НАУЧНОМ И НАУЧНО-ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
УДК: УДК 81’42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Викторовна Аксенова;
. Введение. В настоящее время все больше людей получает широкий доступ к знаниям ввиду развития информационно-коммуникационных технологий. Однако восприятие собственно-научного текста может быть затруднено из-за использования большого количества терминов и особенностей синтаксиса. В этом случае читатель может обратиться к научно-публицистической статье, которая информирует аудито-рию о научных открытиях и исследованиях в более доступной форме. Целью данной работы является изучение специфики выражения субъективной модальности в собственно-научных и научно-публицистических текстах, посвященных одному и тому же объекту исследования. Материалы и методы. Cобственно-научные и научно-публицистические статьи прошли качественный анализ с целью выявления примеров реализации субъективной модальности. Далее отобранные примеры подвергались контекстуаль-ному и сравнительно-сопоставительному анализу. Результаты исследования, обсуждения. Были проана-лизированы примеры использования субъективной модальности в обоих типах текстов. Выявлены виды модальности, типичные для собственно-научного и научно-публицистического дискурса. Описана прагма-тическая функция модальности в зависимости от контекста ее реализации. Сделан вывод о специфике упо-требления средств выражения субъективной модальности соответственно функциональному стилю и интенциям автора. Заключение. Научно-публицистический текст занимает промежуточное положение между собственно-научным текстом, предназначенным узкому кругу ученых, и публицистическим тек-стом, целью которого является привлечение и информирование широкой аудитории. В основном и соб-ственно-научные, и научно-публицистические статьи обращаются к эпистемологической, гипотетической и оценочной модальности. В то же время научно-публицистический текст за счет своей принадлежности к публицистическому стилю характеризуется использованием средств выражения эмотивности.
НОМИНАЛИЗАЦИЯ ГЛАГОЛЬНОГО СКАЗУЕМОГО В РУССКОЙ УСТНО-РАЗГОВОРНОЙ РЕЧИ
УДК: УДК 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Антонина Алексеевна Загороднюк;
Введение. Статья посвящена семантике и функционированию глагольных номинализаций в русской уст-но-разговорной речи, традиционно относимых к числу книжно-письменных синтаксических средств. Стилистический статус номинализаций, выраженных отглагольными существительными, в устно-разговорной речи варьируется от книжного до нейтрального и собственно-разговорного. Целью иссле-дования было выявить лингвистические и экстралингвистические основания функционирования книжно-письменных номинализаций в устно-разговорной речи. В качестве материала исследования были ото-браны фрагменты устной непубличной речи, зафиксированной в Национальном корпусе русского языка (ruscorpora.ru). В статье анализируются два класса значений номинализаций: пропозитивные и номина-тивные. В результате исследования было выявлено следующее: глагольные номинализации с пропозитивным значением редко встречаются в устно-разговорной речи, закономерности их функцио-нирования аналогичны функциям номинализаций с номинативным значением. В устно-разговорной речи для глагольных номинализаций наиболее характерны номинативные значения «событие», «процесс» и «состояние». В данных значениях номинализации выполняют функцию вторичной номинации по от-ношению к первичному способу номинации ситуации – простому предложению. Частотным случаем ис-пользования вторичной номинации является повторная номинация, когда ситуация сначала передается при помощи предложения с полным предикатом, выраженным личной глагольной формой, а затем при помощи номинализации. В связи с этим явлением особое внимание уделяется способности номинализа-ций тематизировать предыдущее высказывание. В случаях употребления вторичной номинации перед первичной речь зачастую идет о саморедактировании с учетом возможности конструирования даль-нейшего высказывания или фактора адресата. Употребление номинализации вне контекста первичной номинации свидетельствует об обусловленности номинации ситуацией. В заключение делается вывод о том, что набор данных ситуаций формируется СМИ, учебным и профессиональным дискурсами, при-надлежащими к сфере книжно-письменной речи. Вследствие этого возможным становится проникнове-ние книжно-письменных лингвокогнитивных структур в устно-разговорную речь.
ФЕНОМЕН РУССКОЙ КЛАССИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ Л.Е. УЛИЦКОЙ
УДК: УДК 811.161.1’276.1:279
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Екатерина Андреевна Плотникова; Наталия Станиславовна Прыгунова;
В центре внимания исследователей – выявление отношения современных писателей к мировой и нацио-нальной классической литературе и традиционной (фольклорной) культуре. Проблема ставится и реша-ется на материале романа Людмилы Улицкой «Лестница Якова». Данное произведение рассматривается авторами статьи как своего рода квинтэссенция размышлений Л.Е. Улицкой о месте и значении классического наследия в жизни отдельного человека и общества в целом. Принципиальную важность в данном контексте приобретают и включенные в текст произведения Л.Е.Улицкой интерпре-тационные модели произведений русской и мировой классики для постановки их на сцене. Среди них – тексты славянской мифологии и фольклора, а также шедевры А. Чехова, Н. Лескова, В. Шекспира, Д. Свифта и П. Мериме. В процессе анализа материала используются традиционные методы (сравни-тельно-исторический и типологический). Авторы статьи приходят к выводу о том, что тексты русской и мировой классики, а также традиционной (фольклорной) культуры занимают в романе «Лестница Яко-ва» центральное место: определяют его жанровую специфику (включение в повествование рассказов о театральных постановках), сюжетику (высказывания об отдельных авторах и произведениях в дневни-ках и письмах Якова Осецкого развертываются в полноценные нарративы театральных постановок), соб-ственно поэтику (прямая цитация оценок и отзывов героев об авторах и текстах; непринужденные диа-логи об искусстве близких по духу героев романа; соотнесение персонажами романами собственного поведения с моделями поведения литературных героев мировой и русской классики). В целом данное произведение – своего рода свидетельство огромного интереса, уважения и одновременно любопытней-ших экспериментов с классическим наследием в творчестве Л.Е. Улицкой.
АССИМИЛЯЦИЯ ЗАИМСТВОВАНИЯ «ТАУНХАУС» В РУССКОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ
УДК: УДК 81’371
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Амина Даниловна Караулова;
Введение. Статья рассматривает результаты процесса ассимиляции английского заимствования из архитек-турной сферы «таунхаус» в устном спонтанном дискурсе монолингвального и билингвального населения Астраханской области, в частности, студентов архитектурно-строительного вуза, которые представлены такими этническими группами, как россияне (монолингвальная группа), казахи, уругвайцы, гвинейцы, ка-мерунцы, туркмены, азербайджанцы, египтяне и синегальцы (билингвальная группа иностранных студен-тов) в сравнительном аспекте современного среза языка. Цель: исследование и анализ результатов ассими-ляции англицизма «таунхаус» в русскоязычном устно-спонтанном дискурсе моно- и билингвальных сту-дентов архитектурно-строительного вуза г. Астрахани Астраханской области. Материалы и методы. Ос-новными методами, использованными в ходе исследования, стали следующие: метод непрерывной выбор-ки, психолингвистический эксперимент, анкетирование и статистический анализ полученных данных. Ме-тодом, который позволяет судить об ассимиляции заимствования, стал этнолингвистический психологиче-ский эксперимент. Он позволил отслеживать семантические ассоциации респондентов с учетом различных факторов, от моно- и двуязычия до возрастных, языковых и гендерных факторов. Результаты исследова-ния, обсуждения. В ходе анализа были выявлены результаты окказионального расширения спектра семан-тического значения исследуемой единицы в речи монолингвов. Актуальность статьи прослеживается в несомненно новом сравнительном анализе одноязычного и двуязычного устного спонтанного дискурса народов, проживающих на территории Астраханской области в силу различных причин: от приезжих сту-дентов, которые, благодаря, интернационализации образования выбрали Астрахань местом получения ос-новного образования, до коренных жителей региона. С научной точки зрения новизна статьи заключается в том, что этот эксперимент является первым исследо-ванием в сравнительном аспекте специфического устного спонтанного дискурса территории Прикаспий-ского региона в архитектурно-строительной сфере. Заключение. Результаты исследования могут быть применены в теоретических исследованиях по анализу узуса единиц в различных типах дискурса, а также в деятель-ности образовательных отделов по построению индивидуального пути обучения для различных этниче-ских групп на русском языке с учетом фактора моно- и билингвальности.
ОБРАЗ АВТОРА КАК ТЕКСТООБРАЗУЮЩАЯ КАТЕГОРИЯ ПОВЕСТИ С. ДОВЛАТОВА «ЗОНА»
УДК: УДК 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова; Екатерина Николаевна Бобыкина;
Введение. Творческая личность и художественное наследие С. Довлатова оказались на пике популярно-сти у широкого круга читателей в конце 90-х гг. XX века. Повесть «Зона», работа над которой началась в 1965 г., считается одним из центральных произведений в творчестве С. Довлатова. Статья посвящена стилистико-языковому анализу категории образа автора как текстообразующей категории исследуемой повести. Цель статьи состоит в анализе и описании роли категории образа автора в стилистико-языковой организации повести С. Довлатова «Зона». Материалы и методы. Материалом для статьи послужила повесть С. Довлатова «Зона». В работе используются семантико-стилистический и сравнительно-сопоставительный методы. Результаты исследования, обсуждения. В результате ис-следования выделены особенности реализации образа автора в повести С. Довлатова «Зона», система-тизированы стилистико-языковые средства экспликации образа автора. Заключение. Образ автора в повести «Зона» имеет сложную «трехчастную» структуру: рассказчик, максимально приближенный к биографическому автору, но не тождественный ему; рассказчик в микроновеллах в форме «авторского всеведения» и рассказчик – Борис Алиханов. Такая оригинальная многокомпонентная структура образа автора обеспечивает стилистико-языковое своеобразие произведения, заключающееся в свободном пе-реключении «стилей» повествования, порождающем индивидуально-авторские стилевые особенности: легкость, ироничность, комизм, остроумие и парадоксальность, направленные на «живое» взаимодей-ствие с читателем.
ПОЭМЫ ФАТХИ БУРНАША: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД, ПРОБЛЕМАТИКА И МОТИВНАЯ СТРУКТУРА
УДК: УДК 821.512.145
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лейсан Радифовна Надыршина;
Введение. Статья посвящена изучению лироэпического наследия Фатхи Бурнаша, известного татарского поэта, писателя, драматурга и общественного деятеля. Целью исследования является анализ поэм Ф. Бурнаша с точки зрения художественного метода, проблематики и мотивики. Материалом для анализа послужили поэмы «Дулкыннар арасында» («Среди волн»), «Казакъ кызы» («Казахская девушка»), «Айсы-лу», «Габдельман», «Коркыт», все они были написаны автором в 1916 году. Для достижения цели исполь-зованы культурно-исторический, структурно-семантический методы, с применением контекстуального и культурологического принципа. Результаты исследования, обсуждения. Поэмы Ф. Бурнаша, одной из ключевых фигур татарской литературы начала ХХ века, в первую очередь, рассматриваются в контексте романтической парадигмы. Характерные для татарских романтических произведений этого периода идея национальной свободы, мотив служения нации и народу становятся сюжетообразующими в большинстве лироэпических произведений автора. Рассуждая об общечеловеческих ценностях, таких как справедли-вость, духовная свобода, уважение к своей истории и др., поэт создает свой национальный идеал. В то же время творческие искания Ф. Бурнаша развиваются и в русле модернистской парадигмы: в поэме «Коркыт» прослеживается экзистенциальная тенденция, характерная для многих татарских произведений начала ХХ века. Думы об обреченности и конечности бытия, философские умозаключения о жизни и смер-ти пронизаны осознанием трагедии человеческого существования. Заключение. Таким образом, в ходе анализа поэм Ф. Бурнаша выделены ключевые особенности изучаемого периода творчества поэта, харак-теризующие основные художественно-образные решения татарской литературы в целом.
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНТЕНЦИЙ РЕПЛИЦИРОВАНИЯ В ДИАЛОГЕ (ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ)
УДК: УДК 81-13
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Николаевна Шпильная; Виктория Анатольевна Моисеева; Мария Владимировна Воронец;
Введение. Статья выполнена в русле лингвистики реплицирования. Основное внимание в ней уделено ре-шению проблемы, связанной с оценкой вероятности реализации тех или иных интенций реплицирования на инициальные реплики, обладающие разной тональностью и актуализирующие различные интенции ад-ресата. Цель статьи – оценить корреляции между инициальной репликой, реализующей интенцию поде-литься и актуализирующей различные тональности, и ответными репликами адресатов. Материалы и ме-тоды исследования. В исследовании применены методы автоматического анализа текста, эксперимент, се-мантический анализ реплик и количественные методы. Цель эксперимента заключалась в том, чтобы опре-делить, влияет ли тональность инициальной реплики на реализацию интенции реплицирования адресатом. Результаты исследования, обсуждения. Установлено, что в диалогическом единстве, в котором иници-альная реплика реализует интенцию поделиться, ответная реплика реализует две интенции адресата: ин-тенцию комментирования и поддержания разговора. Выявлено, что доминирующей интенцией реплициро-вания на реплику с нейтральной тональностью является поддержание разговора, а доминирующей интен-цией на реплику с позитивной и негативной тональностью является интенция комментирования. Исследо-вание показало, что реализация интенций реплицирования в диалоге зависит не столько от тональности инициальной реплики, сколько от того, как интерпретирует данную тональность адресат сообщения. Уста-новлено, что если носитель языка воспринимает тональность инициального высказывания как его модус-ный компонент, то реализует интенцию комментирования. А если воспринимает тональность инициально-го высказывания как диктумный компонент, то реализует интенцию поддержания разговора. Полученные результаты адекватны для прогнозирования ответных реплик на реплику, актуализирующую интенцию по-делиться. Заключение. Представленные в статье результаты исследования показывают необходимость критического осмысления прагматической гипотезы реплицирования, объясняющей появление ответной реплики в диалоге в формате «стимул – реакция» и необходимости экспериментального изучения реализа-ции механизм реплицирования.
ЛЕКСИЧЕСКОЕ РАЗНООБРАЗИЕ ТЕКСТА КАК ПАРАМЕТР СЛОЖНОСТИ ТЕКСТОВ
УДК: УДК 811.161.1'075.8
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Борисовна Казачкова; Халида Нурисламовна Галимова;
Введение. В статье рассматривается проблема определения лексического разнообразия текста как одно-го из критериев сложности академического текста. Лексическое разнообразие трактуется как диапазон, вариативность словарного запаса, реализуемого в тексте заданной длины. Цель данного исследования − определить лексическое разнообразие учебных текстов как оценку уровня его сложности. Материалы и методы. В качестве материала использованы учебные тексты русскоязычных учебников «Окружающий мир» и «Экология» для начальной школы. Общий объем корпуса составил 115 806 словоупотреблений. Из каждого подкорпуса были отобраны по 10 равноудаленных текстовых единиц с суммарным объемом 50 % от общего количества слов. В данном исследовании использовались следующие методы: сравне-ние, количественный метод, лингвистический анализ текстов при помощи программы автоматического анализа RuText, разработанной НИЛ «Интеллектуальные технологии управления текстами» на базе Учебного корпуса русского языка. Результаты исследования, обсуждения. Сложность – базовая харак-теристика любого учебного текста, которая зависит от многих качественных и количественных пара-метров, одним из которых является его лексическое разнообразие (ЛР). Параметр ЛР, рассчитанный на учебных текстах объемом в 1000 слов незначительно увеличивается, что свидетельствует о постепен-ном, поэтапном усложнении академических текстов учебников «Окружающий мир» и «Экология» для начальной школы. Заключение. Сравнительное исследование лексического разнообразия учебных тек-стов общенаучного цикла продемонстрировало несущественное усложнение учебного материала, что делает доступным и посильным для учащихся его изложение, соответствие предыдущей подготовки и уровню развития школьников. Данное исследование по оцениванию сложности академических текстов и, при необходимости, адаптации уровня сложности конкретных текстов позволят повысить качество учебных материалов и уровень его усвоения учащимися.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ В.Т. МИХАЙЛОВА «МАРИЙСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ КНИГА: ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА» / МАРИЙСКИЙ ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2020. 355 С. ISBN 978-5-907280-08-3
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Валентина Васильевна Константинова;
Монографическое исследование В.Т. Михай¬ло¬ва посвящено всестороннему комплексному изучению, обобщению и анализу эволюции национальной учебной книги в Ма-рийском крае на основе трактовки исследуемой проблемы как феномена национальной культу-ры марийского народа, имеет исключительную актуальность, научно-теоретическую и прак-тическую значимость. Автором монографии осуществлен сравни-тельно-исторический, историко-культурный, ретроспективный анализ разнообразных ар-хивных, нормативных, государственных доку-ментов об образовании, материалов государ-ственной и ведомственной статистики, доку-ментации и отчетности общеобразовательных организаций, марийской национальной учеб-ной литературы, изданной в разные годы, ре-цензий на учебную литературу, трудов класси-ков педагогики, советских и современных пе-дагогов по исследуемой проблеме. Хронологические рамки исследования охва-тывают большой исторический период станов-ления и развития марийской национальной школы и марийской учебной литературы, начиная со второй половины XVIII в. и до со-временного периода развития национальной системы образования Республики Марий Эл. В монографии рассматривается историческая роль российского государства в формировании национальной политики, проведен сравнитель-ный анализ нормативно-правовой базы РФ и РМЭ по национальному образованию, а также дано описание современного состояния этно-культурного образования в субъектах РФ. Важ-ным в работе является и то, что определены теоретические основы содержания современ-ного этнокультурного образования, на основе чего разработана концепция марийской нацио-нальной учебной книги. Монография состоит из введения, 4 глав, за-ключения и библиографического списка. В первой главе «Теоретико-методологические основы национальной учеб-ной книги» проанализированы становление и развитие теории учебника в период классиче-ской педагогики (XVII–XIX вв.), теоретико-методологические подходы к разработке учеб-ной книги в советской педагогике 20–30 гг. XX в., а также развитие теории учебника в совре-менной отечественной педагогической науке. Во второй главе «Зарождение и становление марийской национальной учебной книги в эпо-ху царской России» выявлены социально-истори¬чес¬кие предпосылки зарождения и ста-новления марийской национальной учебной книги. Освещена образовательная политика царского самодержавия по просвещению ино-родческого населения Казанской губернии в XVIII – начале XX вв. Выявлен вклад марий-ских просветителей в становление и развитие марийской национальной учебной книги, опре-делены концептуальные подходы марийских просветителей к разработке национальной учебной книги. Автор монографии убедительно показывает, что основой педагогической си-стемы марийских просветителей, воплощенной в учебные пособия тех лет, стала опора на народный опыт воспитания марийского наро-да. В третьей главе «Советский период эволю-ции марийской национальной учебной книги» прослеживается поступательное развитие ма-рийской национальной учебной книги в годы советской власти (1917 – конец 1980-х гг.), вы-являются его концептуальные основы и дока-зывается необходимость преемственного ис-пользования позитивного опыта при разработ-ке современных учебников для национальной школы. В монографии отмечается, что марий-ская учебная книга этого периода − это исто-рическое и культурное наследие, ценнейший опыт создания учебников для национальной школы. В четвертой главе «Современное развитие марийской национальной учебной книги» все-сторонне рассматриваются тенденции нацио-нальной образовательной политики РФ и РМЭ. Одновременно характеризуется языковая ситу-ация, сложившаяся в начале XXI века в РМЭ в контексте исследу-емой проблемы. В соответствии с современны-ми требованиями, определяемыми ФГОС об-щего образования и социальным заказом об-щества на подготовку конкурентоспособного молодого поколения, дается авторская оценка програм¬мам, учебной литературе, реализую-щим содержа¬ние этнокультурного образования в Республике Марий Эл. Автор считает, что в основу содержания этнокультурного образова-ния должен быть заложен учет особенностей восприятия мира и мышления этноса (менталь-ность), строй языка, изменившийся его статус. Содержание современных учебников, по мне-нию В.Т. Михайлова, должно реализовать двоя-кую цель: 1) способствовать сохранению и развитию родного языка и культуры, формиро-ванию этнического самосознания и 2) содей-ствовать сохранению единого образовательно-го пространства, воспитанию общероссийско-го сознания, толерантной личности, патриота своей страны. Необходимо констатировать и то, что моно-графическое исследование выполнено при фи-нансовой поддержке Российского фонда фун-даментальных исследований (РФФИ) в рамках научного проекта № 18-013-00404. Как приложение к монографии необходимо рассматривать библиографический указатель «Марийская национальная учебная книга», где В.Т. Михайловым систематизирован весь ком-плекс изданной на марийском языке учебной литературы для марийской национальной шко-лы по хронологии с 1775 г. (год издания первой марийской грамматики) по настоящее время с последующей классификацией по видам в биб-лиографическом указателе. Указатель выполня-ет науч¬но-образовательную задачу: по его со-держанию (по количеству и ассортименту из-данной учебной литературы) можно судить о национальной и образовательной политике российского государства на различных перио-дах его функционирования, этапах развития марийского языка, особенностях его орфогра-фии, становления и развития марийской наци-ональной школы. В то же время указатель явля-ется важным источником по сохранению и вве-дению в научный оборот раритетных (редких, дооктябрьского периода) изданий, не извест-ных широкому кругу читателей. Работа В.Т. Михайлова представляет большой интерес и для изучения истории книжного дела в Рос-сии: развития издательского дела, типограф-ского искусства и мастерства оформления кни-ги, связанные с общим развитием русской и национальной художественной культуры. Основные положения и выводы исследова-ния могут быть использованы при формирова-нии национальной культурно-образовательной политики и при определении этнокультурного содержания образования на региональном уровне, при разработке концептуальных основ создания учебной литературы нового поколе-ния для национальной школы. Материалы ис-следования могут применяться при разработке программ спецкурсов для педагогических средне специальных и высших учебных заве-дений по проблемам школьного учебника, по методике его использования как основного компонента образовательного процесса.