Текущий журнал

Название:
ВЕСТНИК 3(31) 2018
Номер:
3
Год:
2018
Дата публикации на сайте:
2018-08-30 11:44:54
Полный журнал в PDF:
ИССЛЕДОВАНИЕ МЕТАКОГНИТИВНОЙ ОСОЗНАННОСТИ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Николаевна Бабикова; Ольга Амиджановна Мальцева ; Евгения Николаевна Старцева ; Марина Стефановна Туркина;
компетенцию − способность к самоорганизации и самообразованию. Важной составляющей данной компетенции является умение учиться – метакогнитивная осознанность. Актуальной проблемой образо- вательной практики является измерение уровня метакогнитивной осознанности студентов и изучение возможности эксплицитного включения метакогнитивных знаний в процесс обучения конкретным пред- метам, что и определило цель работы: исследование метакогнитивной осознанности студентов Сыктыв- карского государственного университета. Материалы и методы. В добровольном опросе приняли участие 186 студентов (около 85 процентов от общей численности) дневного отделения института экономики и финансов. Метакогнитивная осознанность измерялась при помощи опросника Metacognitive Awareness Inventory (авторы Г. Шроу, Р. С. Деннисон). Опросник состоит из 52 вопросов и позволяет измерять две компоненты метапознания: метакогнитивные знания и метакогнитивные процессы. Статистическая об- работка результатов выполнена в табличном процессоре Excel. Результаты. Средний показатель мета- когнитивной осознанности составил 37,2 балла из 52, т. е. 72 процента. Более половины студентов имеют показатель выше среднего значения. Установлены метакогнитивные умения (процессы), которые реже всего используются студентами. Обсуждение. Обсуждается вопрос применения данных о метапознании студентов в практической деятельности преподавателя. Заключение. Делается вывод о том, что измере- ние и анализ метакогнитивной осознанности могут быть для преподавателей инструментом, который позволит организовать деятельность по совершенствованию метакогнитивных знаний и умений с учетом индивидуальных особенностей студентов, обобщенных характеристик учебных групп.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА
УДК: 37.013.77
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анжелика Викторовна Гут;
Введение. В работе рассматривается актуальность формирования психолого-педагогической компетент- ности тренеров (спортивных педагогов), связанной с особенностями и рисками тренерской работы. Работа тренера в современных условиях определяется новым статусом: востребованность спортивных педагогов обретает социальный масштаб в рамках программ оздоровления населения, в рамках организации здоро- вого досуга молодежи, в рамках формирования новых ценностей и жизненных приоритетов подрастаю- щего поколения. Эта потребность зафиксирована во всех государственных образовательных стандартах в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Цель. Рассмотреть и сравнить процесс раз- вития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, информационных и развивающих умений студентов направления «Физическая культура» Поволжской академии физиче- ской культуры, спорта и туризма как основы формирования психолого-педагогической компетентности. Материалы и методы: анализ результатов анкетирования студентов 1 и 4 курсов направления «Физиче- ская культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, а также анализ экспертной оценки преподавателей академии и работодателей (учителей общеобразовательных и тренеров спортивных школ, за которыми студенты были закреплены на практике). Результаты исследования. Исследование демонстрирует положительную динамику развития по большинству показателей. Наблюдается качественный рост по показателям: проективные и прогностические умения; студенты подчеркивают необходимость развития проективных навыков как первичного показателя профессиональной зрелости молодых педагогов; рефлексивные и организаторские умения; эти умения являются показателями внутриличностного разви- тия, в том числе развития коммуникативных навыков; информационные и развивающие умения; разви- тию этих умений способствует насыщенность Поволжской академии электронно-информационными ре- сурсами; аналитические умения и оперативность знаний; эти умения связаны с научно-теоретической деятельностью, и наибольшее развитие получают при обучении в магистратуре. Заключение. Исследо- вание подтверждает практическую направленность бакалавриата по направлению «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Также наблюдается высокая потребность в дисциплинах психолого-педагогического профиля. Общим выводом является то, что вуз закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КЛЮЧЕВЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5–7 КЛАССОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УДК: 371.302.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Васильевна Демидова ;
Введение. В статье проведен анализ публикаций отечественных авторов на предмет организации и мето- дики формирования универсальных учебных действий обучающихся 5–7 классов. Получен вывод о зна- чительном интересе ученых и практиков в отношении вопроса формирования данных действий в условиях различных учебных дисциплин основного общего и дополнительного образования, также о недостаточ- ной изученности вопроса организации формирования универсальных учебных действий, в частности на уроках математики. Тем не менее федеральный образовательный стандарт основного общего образо- вания указывает не только на необходимость формирования УУД, но и предъявляет требования к усло- виям их формирования. В связи с этим обозначена проблема создания методической модели формирова- ния ключевых универсальных учебных действий обучающихся основной школы на уроках математики. Цель данной статьи состоит в разработке методической модели формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5–7 классов на уроках математики и обоснование каждого компонента, входящего в ее состав. Материалы и методы исследования составляют системно-деятельностный под- ход к обучению, основные требования к разработке образовательных моделей, методы анализа норма- тивных документов в сфере общего образования, анализа и обобщения научно-исследовательских работ по решаемой проблеме. Результаты исследования, обсуждения: проведенный анализ дидактических принципов, результатов исследований, уточнение сущности ключевых УУД (КУУД), формируемых при обучении математике, позволил сформулировать основные дидактические принципы формирования клю- чевых УУД: целесообразность, поэтапность, пооперационная полнота, преемственность. На основе этих принципов разработана методическая модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5–7 классов на уроках математики и обоснован каждый компонент, входящий в ее состав. Заключение. Предложенная в статье методическая модель формирования ключевых универсальных учебных действий обучающихся 5–7 классов на уроках математики определяет основные структурные и функциональные компоненты и предполагает создание кластера заданий, направленных на формиро- вание ключевых УУД, диагностического инструментария для последующей диагностики результатов.
АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ ПРОГРАММ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ В УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элеонора Валериевна Егорова ; Наталья Александровна Крашенинникова; Екатерина Ивановна Крашенинникова;
В статье рассматривается проблема обучения иностранному языку студентов неязыковых направлений подготовки. Цель исследования: проанализировать существующие программы по английскому языку для студентов неязыковых специальностей в соответствии с Федеральными государственными образова- тельными стандартами 3, 3+, сравнить общекультурные компетенции, которые формируются на занятиях по английскому языку в рамках неязыковых направлений подготовки. В качестве основного материала исследования выступают рабочие учебные программы по иностранному языку в Федеральном государст- венном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Ульяновский государственный университет», а также Федеральные государственные образовательные стандарты. Авторы используют методы анализа и обобщения. Они также сравнивают содержание компетенций, формируемых при изу- чении иностранного языка. В статье отмечается, что содержание некоторых компетенций, указанных в рабочих программах по иностранному языку, не соответствуют изучаемой дисциплине. На примере сущест- вующих программ по английскому языку в ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный университет» авторы демонстрируют распределение часов (зачетных единиц) по факультетам/институтам и семестрам. Обращается внимание на отсутствие промежуточного контроля в 1 и 2 семестре и на неравномерное распределение нагрузки преподавателей, что ведет к профессиональному выгоранию сотрудников. Учитывая общеевропей- ские компетенции владения иностранным языком, авторы вносят предложение о распределении нагрузки при освоении дисциплины в соответствии с ФГОС 3++. На основе проведенного анализа делается вывод о необходимости преемственности между тремя ступенями высшего образования (бакалавриат/специалитет, магистратура, аспирантура) при обучении иностранному языку.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОГО СЕРВИСА И ТУРИЗМА
УДК: 372.881.111.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Александровна Катекина; Наталья Сергеевна Морова;
Введение. Статья посвящена актуальным аспектам эффективного формирования поликультурной ино- язычной компетенции. Рассматриваются особенности иноязычной устной речи обучающихся в высшей школе и предлагается один из возможных вариантов организации работы над темой. Цель: выявить и экспериментально проверить особенности формирования поликультурной иноязычной компетенции студентов неязыкового вуза. Материалы и методы. Теоретико-методологическая основа исследования базируется на концепции гуманизации и гуманитаризации профессионального образования В. А. Коме- линой и концепции коммуникативного обучения Е. И. Пассова. В процессе экспериментальной проверки использовались эмпирические методы. Результаты исследования, обсуждения. Проведенная опытно- экспериментальная работа показала, что выявление особенностей формирования поликультурной ино- язычной компетенции будущего специалиста с применением трех этапов работы над устной темой поз- воляют повысить уровень поликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста социально- культурного сервиса и туризма. Результатом нашего эксперимента стало повышение уровня сформиро- ванности всех компонентов поликультурной иноязычной компетенции у студентов экспериментальных групп. Формирование поликультурной иноязычной компетенции студентов осуществлялось на основе реализации идей гуманизации, когда целью и смыслом образовательного процесса являются развитие и саморазвитие индивидуализации, самоактуализации личности будущего специалиста. Обучающийся изучает культуру через язык, через тексты, аутентичные аудио- и видеоматериалы, но для изучения культуры совершенно недостаточно простого объяснения какой-либо страноведческой реалии. Заключение. В условиях глобальных социально-культурных преобразований и формирования концеп- ций развития российского общества возрастает роль профессионального образования, ориентированного на культурологическую парадигму, поэтому перед высшей школой стоит задача сохранения непреходя- щих социокультурных ценностей российского образования и обновления его содержания в соответствии с требованиями XXI века. Результаты исследования показали, что не существует готовых рецептов, использование которых сразу решает все проблемы формирования поликультурной иноязычной компе- тенции будущего специалиста социально-культурного сервиса и туризма. Мы можем констатировать возможность и эффективность использования разработанных и проверенных условий формирования по- ликультурной иноязычной компетенции будущего специалиста в процессе изучения других образова- тельных дисциплин, имеющих свою специфику, что предполагает творческое освоение результатов нашего исследования. В перспективе представленная работа могла бы стать основой для дальнейших ис- следований возможностей формирования поликультурной иноязычной компетенции будущего специа- листа других профессиональных профилей.
ВЛИЯНИЕ ИНТЕНСИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ФИЗКУЛЬТУРОЙ НА ДИНАМИКУ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: 796.40:378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Иванович Кочетков;
В период обучения студент готовится к будущей профессии, интенсивно овладевает компетенциями, по- этому важно развить у него способности справляться с перегрузками интеллектуального и физического характера. Работоспособность, как важная часть общей профессиональной компетенции, определяется физическим строением и психологическими возможностями человека, как биологической системы. Актуаль- ность проблемы заключается в определении оптимального количества еженедельных регулярных заня- тий физической культурой, который позволит студентам достичь высокого уровня работоспособности. Физическая культура и спорт обеспечивают достижение высокого уровня умственной и физической рабо- тоспособности, при методически правильной организации учебного процесса. Объектом наших иссле- дований явились процессы организации физической подготовленности студентов МарГУ на занятиях по физической культуре. Предмет исследования – совершенствование процесса применения средств физической культуры для достижения и поддержания высокой физической и умственной работоспособ- ности студентов. Целью исследования явилось изучение влияние интенсивности тренировочных занятий на показатели развития работоспособности студентов МарГУ, что необходимо для разработки рекоменда- ций по повышению уровня физического развития студентов. Материалом для исследований послужили показатели физической работоспособности студентов, полученные в результате проведения тестов в начале и по окончании учебного года. Методика исследований заключалась в следующем: были сфор- мированы 4 экспериментальные и 1 контрольная группы студентов МарГУ. В группах проводились заня- тия по физической культуре с различной интенсивностью на протяжении учебной недели. Проведенные эксперименты по варьированию интенсивности занятий физической культурой среди студентов II курса Марийского государственного университета показали, что студенты в течение учебного года сущест- венно повысили уровень физической работоспособности, которая определяется интенсивностью недель- ной физической нагрузки на занятиях по физкультуре.
ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ САМОСОЗНАНИЯ У БЕГУНОВ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ И ГЕНДЕРНЫХ РАЗЛИЧИЙ
УДК: 13.00.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Айвика Сергеевна Маланова ;
В статье представлено исследование, направленное на выявление особенностей самосознания у бегунов на средние и длинные дистанции в зависимости от: а) роста спортивной квалификации; б) гендерных различий. Для получения данных использовались стандартизированные опросники, заполнение которых предполагает рефлексивный анализ, косвенно характеризующий содержательные особенности самосо- знания. Измерялись особенности осознания спортсменами эмоциональной сферы, личностных особенно- стей, отношений к себе, а также рефлексивные способности. В результате статистической обработки полученных результатов были выявлены значимые гендерные различия. Женщины I–II разрядов лучше, чем мужчины, осознают собственные эмоции и более эффективно справляются со своими эмоциональ- ными состояниями, а также имеют более выраженные показатели самомотивации и самообвинения. У спортсменов мужчин I–II разрядов более выражено, чем у женщин, осознание тех впечатлений, которое они производят на окружающих, а также выше показатели самоуважения. Женщины, имеющие разряд КМС, лучше, чем мужчины, осознают эмоции других людей. У мужчин МС/МСМК способность управлять своими эмоциями значительно превосходит женские показатели. У женщин выявлены корреляционные связи между уровнем спортивного мастерства и рядом содержательных особенностей самосознания: а) чем выше уровень спортивного мастерства, тем ниже способность к эмпатии, к осознанию эмоций других людей и интегральный уровень эмоционального интеллекта; б) чем выше уровень спортивного мастерства, тем выше осознание отношений со стороны других людей в адрес самого себя, а также выше способность к осознаваемой самоорганизации и последовательности в организации действий. У мужчин выявлена только одна значимая корреляционная связь: чем выше уровень спортивного мастерства, тем выше показатели осознания эмоциональных состояний и управления ими. Вместе с тем, полученные ре- зультаты могут также свидетельствовать о недостаточной «чувствительности» опросников к особенно- стям измеряемых показателей у спортсменов.
МАРКЕРЫ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЫ
УДК: 373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Дмитриевна Матюшкина;
Задача выявления характеристик (маркеров) школы, наиболее сильно связанных с показателями ее ре- зультативности, сегодня остается актуальной. В то же время результативность школы в значительной степени связана с особенностями контингента учащихся, с влиянием семейных факторов, поэтому необ- ходимо выявление вклада школы, чему соответствует понятие «эффективность», требующее специально- го разъяснения. Цель: теоретический и эмпирический анализ для выявления маркеров результативности и эффективности школ. Используемые методы: анализ понятий, анализ работ зарубежных и отече- ственных авторов, а также корреляционный анализ на массиве 59 школ Санкт-Петербурга, в которых было проведено комплексное социально-педагогическое исследование качества (анкетирование педаго- гов, учащихся старших классов и родителей). Результаты и обсуждения: рассматриваются различные трактовки понятий «результативность» и «эффективность» в отношении деятельности школы. Приводят- ся и обсуждаются модели эффективной школы, а также результаты метаанализа данных, выявляющие основные маркеры результативности. Анализируются и обсуждаются результаты автора по выявлению (на массиве данных социально-педагогического исследования школ) показателей-маркеров, наиболее связанных с достижениями школ на едином государственном экзамене. Сравниваются выявленные маркеры результативности школ Санкт-Петербурга с международными данными. Анализируются такие показатели, как инновационная активность учителей, использование компьютеров в школе, практика репетиторства и другие. Обсуждаются на конкретном примере различия между результативными и эффективными шко- лами и возможный способ количественной оценки эффективности. В заключение рассматриваются направления использования полученных результатов в управлении школой и перспективы дальнейших исследований по данной проблеме.
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ МАРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЫ: 1920–1930 ГГ.
УДК: 37.01(470.343)"19"
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виталий Тимраевич Михайлов;
В статье рассматриваются основные подходы к формированию содержания образования национальной школы в 1920–1930 гг. в зависимости от национальной и образовательной политики российского госу- дарства на примере Марийского края. В этот период были заложены основы национальной системы обра- зования и, как следствие, национальной учебной книги, ибо основное содержание образования выражается в учебной литературе: программах, учебниках и пособиях. В этой связи целью данного исследования явля- ется комплексное изучение, обобщение и анализ содержания образования национальной школы и вследствие этого содержания учебной книги в Марийском крае в 1920–1930 гг. Методы исследования: изыскание основывается на теоретическом анализе и синтезе исторических, культурологических научно-педагоги- ческих, этнографических источников, архивных материалов и рукописей, комплекса учебной литературы. В результате исследования выявлено: национальная учебная книга, в том числе и марийская, в исследу- емый период реализовывала двоякую функцию: 1) организации процесса усвоения содержания образо- вания, формирующего способность учащихся накапливать личный социальный опыт, оценивать явления и события окружающей действительности на базе марксистского учения о развитии человеческого общест- ва, определять свое место в окружающей среде; 2) формирования этнического самосознания учащихся, привития любви и уважения к родному народу и родному языку познания истории народа и его духовных ценностей. Одновременно в учебной литературе отразились процессы становления и развития марийско- го языкознания и литературного языка. В программах и учебниках нашли воплощение передовые мето- дические идеи отечественных педагогов, дидактические требования, направленные на развитие творче- ских способностей и самостоятельности, эмоционально-образного и абстрактно-логического мышления, коммуникативной компетентности учащихся. В этой связи эволюция марийской национальной учебной книги представляет интерес как историческое и культурное наследие, и в то же время как ценнейший опыт создания учебников для национальной школы.
ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
УДК: 376.37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Рафаэльевна Мустаева ; Лидия Фаварисовна Фатихова;
В статье представлен анализ научно-методических подходов к изучению эмоциональной лексики, вклю- чая лингвистические, психолингвистические, психологические и психофизиологические аспекты. Прове- денный анализ исследований позволил авторам выявить определенную фрагментарность в работах ряда авторов, касающихся вопросов изучения и развития эмоциональной лексики у детей с нарушениями ре- чи. Целью исследования стало определение оптимальных направлений психолого-педагогического ис- следования эмоциональной лексики дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. Применение диагностической методики Л. Ф. Фатиховой и А. А. Харисовой «Изучение способности к распознаванию эмоциональных состояний» на основе изучения такой группы детей, как дошкольники с общим недораз- витием речи III уровня, позволило выделить следующие особенности овладения ими эмоциональной лек- сики: дети испытывают бóльшие трудности при определении и назывании эмоциональных состояний по сюжетным картинкам, чем по портретным; необходимость определять и называть эмоциональные состо- яния с опорой на мимику (по портретным картинкам первой серии) у детей данной категории в целом выше, чем с опорой на речевой материал. Авторы пришли к выводу, что в процессе изучения эмоцио- нальной лексики у детей с нарушениями речи необходимо учитывать уровень развития импрессивного и экспрессивного словаря как эмоционально-нейтральной, так и экспрессивно-оценочной лексики, сте- пень владения паралингвистическими средствами общения и просодическими компонентами речи, со- стояние когнитивных функций и эмоционального интеллекта. Теоретический анализ проблемы и резуль- таты экспериментального исследования позволили выделить направления и содержание комплексной психолого-педагогической диагностики эмоциональной лексики данной группы дошкольников.
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УЧЕБНИКОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владислав Юрьевич Смирнов ;
Введение: ведущей целью отечественного образования на современном этапе развития школы является не накопление конкретных знаний и становление отдельных умений учащихся, а формирование универ- сальных учебных умений (УУД) и на их основе усвоение базовых знаний, а главное – умения само- стоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в условиях быстро меняющейся социо- культурной ситуации. Основным средством становления познавательных УУД на уроках русского языка являются учебники по русскому языку. Цель: в процессе анализа ведущих учебно-методических ком- плексов по русскому языку для среднего звена основной школы выявить особенности организации материа- ла, а также дидактические возможности учебников в аспекте формирования познавательных УУД совре- менных школьников. Материалы и методы: материалами исследования послужили учебники по русскому языку для 5–6 классов: учебники под редакцией М. Т. Баранова, В. В. Бабайцевой, П. А. Леканта и М. М. Разумовской; в процессе анализа использовались методы сравнения, классификации, система- тизации и обобщения. Результаты: был сделан вывод, что дидактические возможности современных учебников по русскому языку соответствуют требованиям образовательного стандарта, хотя авторы учебно-методических комплексов используют разнообразные подходы к развитию познавательных УУД в средних классах общеобразовательной школы. Одной из главных задач, стоящих перед учителем, является не только грамотное продумывание основных этапов урока и методов работы в соответствии с предлагаемой учебником логикой в изложении материала, но и поиск эффективных педагогических условий активизации процесса развития познавательных УУД на уроках русского языка. Заключение: веду- щими средствами познания в системе обучения русскому языку в качестве дополнения к учебно-мето- дическим комплексам могут стать творческие задания, а также средства аудиовизуальной наглядности, способствующие эффективному развитию познавательных УУД современных школьников.
ЗНАЧЕНИЕ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО АРТИСТА БАЛЕТА
УДК: 377
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ксения Александровна Царегородцева;
В настоящее время происходят значительные изменения в различных сферах жизни, в том числе и в об- разовании. Необходимость реформирования системы образования связана непосредственно с переходом к постиндустриальному, информационному обществу, где все более существенную роль играют не толь- ко уже приобретенные знания людей, но и возможный потенциал непрерывного развития профессио- нальных и личностных качеств на протяжении жизненного цикла человека. Современный образователь- ный процесс направлен на развитие самостоятельной, инициативной, творческой личности, готовой к выполнению своей профессиональной деятельности. Несмотря на то, что в России создана фундамен- тальная школа классического балета, реформы в образовании коснулись и профессиональных образо- вательных учреждений, поэтому главная задача, стоящая перед образовательной организацией, – идти в ногу со временем, сохраняя традиции русской балетной школы. В статье рассматривается значение тьюторского сопровождения в подготовке будущего артиста балета и раскрывается общее значение таких терминов, как тьюторство и тьюторское сопровождение, описываются способы, методы и под- ходы используемые педагогами в теоретической и практической части образовательного процесса. В ка- честве критериев определения значения тьюторсого сопровождения в подготовке будущего артиста ба- лета выбрана оценка сформированности его общих и профессиональных компетенций. Для этого была создана группа студентов из 32 человек, испытуемых, и группа экспертов из педагогов и ведущих соли- стов-артистов Марийского государственного театра оперы и балета им. Э. Сапаева, которые оценивали результаты. Анализ экспертных оценок о сформированности общих и профессиональных компетенций будущего артиста балета на начальном и конечном этапе исследования позволил констатировать, что тьюторское сопровождение в подготовке будущего артиста балета дает положительные результаты и способствует воспитанию высокообразованной творческой личности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 796.012:796.093
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Вадимовна Ямбаева; Ольга Леонидовна Шабалина ;
В статье проводится анализ нормативных показателей физической подготовленности, контрольно-пере- водных тестов в детской спортивной школе с эффективностью соревновательной деятельности спортсменов. Рассмотрены такие понятия, как соревновательная деятельность, физическая подготовленность, общая и специальная физическая подготовка. Соревновательная деятельность представляет собой специфическую двигательную активность, которая осуществляется, как правило, в условиях официальных соревнований на пределе физических и психических сил спортсмена, конечной целью которой является установление личных результатов. Конечным результатом соревновательной деятельности является спортивное до- стижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте. В спортивных играх соревнование носит сложный характер, обусловленный необходимостью взаимодействия с коллегами по команде, противодействия сопернику, широким спектром вариантов соревновательной борьбы и разнообразием игровых действий. Спортсмены выполняют большое количество технико-тактических действий, каждое из которых, в свою очередь, может повлиять на результат в матче. Неотъемлемой составля- ющей подготовки к соревновательной деятельности выступает физическая подготовленность спортсмена. Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма. Она отражает необхо- димый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. В нашей статье особый интерес представляют следующие виды спортивной подготовленности: общая и специальная физическая подготовка. Общая физическая подготовка – это процесс совершенст- вования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Специальная физическая подготовка – это процесс развития физических качеств и умений, которые являются предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приемами.
КОМПАРАТИВНЫЕ МОДЕЛИ И ОБРАЗЫ В ВОСТОЧНОМАРИЙСКИХ ВЕЛИЧАЛЬНЫХ ПЕСНЯХ
УДК: 811.511.151+398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
В величальных песнях восточных мари наиболее продуктивными средствами выразительности являются сравнения. Данная работа нацелена на анализ структурных и семантических особенностей сравнений, функци- онирующих в восточно-марийских величальных песнях. Структурными моделями сравнения в анализируе- мых текстах являются следующие: «существительное в именительном падеже + существительное в имени- тельном падеже + послелог гае / гане»; «имя существительное в именительном падеже + имя существительное в именительном падеже»; лексема кäм ‘меньше // меньший’) + отрицательная частица огыл ‘не’; «имя существительное в именительном падеже + послелог деч / дечат / дечын + имя прилагатель- ное». В восточно-марийской величальной песне функционируют три семантические модели сравнений: «природный объект – человек», «артефакт – человек», «природный объект – артефакт». В величальных в честь родителей обнаруживаются следующие образные сравнения: кугу тумын / олмапуын рÿдыжö ‘ствол огромного дуба / яблони’; дети – изи / ош куэн парчаже ‘веточки маленькой / белой березы’, олмапун сäскäже ‘цветы яблони’. Образ старшей сестры – ака – создается с помощью таких сравнений, как тÿнча ÿмбак лекше эр кече ‘взошедшее над миром утреннее солнце’, омарта гыч лекше мÿкш ава ‘вылетевшая из улья пче- линая матка’. Посвящая песни младшей сестре – шÿжар, старшие по возрасту песельницы используют такие сравнения: вÿд шавалын кушталме сäскä гае ‘словно цветок, который взращивают, поливая’; чевер кайык гане ‘словно прекрасная птица’. Собирательный образ родни в величальной песне репрезентируется яр-кими образами, среди которых наиболее продуктивны шÿшпык иге ‘птенцы соловья’, тÿрлö-тÿрлö сäскäн асылже – ‘прелесть разных-разных цветов’, эр нöлталтше чолпан ‘звезда, взошедшая утром’, суксо дене пуйырышын игыже гае ‘будто дитя ангела и пророка’. Образные сравнения носят символический харак- тер, подчеркивают отношение к адресату песни – от почтительно-уважительного преклонения до востор- га и восхищения. Сравнения из диалектного языка отражают народный взгляд на мир, демонстрируют характер проявления языкового творчества носителей диалектной речи.
ФАКТОРЫ «РИТМИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ» В «ОБЫКНОВЕННОЙ ИСТОРИИ» И. А. ГОНЧАРОВА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова ;
Введение. Для образования ритма необходимо, чтобы ритмические звенья повторились в тексте не менее трех раз. Ритмообразующие принципы различны: в стихотворной речи – это преимущественно метр, рифма, строфа; ритм художественной прозы более разнообразен и вариативен. Существует несколько видов ритмиче- ски организованной прозы: ритм художественной прозы, «ритмическая проза», «орнаментальная проза», мет- ризованная, рифмованная проза. Цель: выявить некоторые факторы ритмической прозы в романе «Обыкно- венная история» в контексте ранних произведений Гончарова. Материалы и методы. Предметом исследования являются ранние повести И. А. Гончарова и первый опубликованный роман «Обыкновен- ная история». Основной метод исследования – типологический, позволяющий выявить определенные закономерности использования художественных приемов на протяжении всего творчества писателя. Результаты исследования, обсуждения. Ритмическая организация произведений И. А. Гончарова – наименее изученный аспект поэтики писателя, к исследованию которого литературоведы обратились лишь в начале XXI века. Научная новизна статьи определяется исследованием новых ритмообразую- щих факторов в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова в контексте раннего творчества писателя. Заключение. В «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова обнаруживаются как традиционные для ран- него творчества ритмообразующие факторы, так и новые, присущие более стихотворной речи: хиазм, анафора, кольцо. Функция ритма состоит не только в том, чтобы композиционно структурировать текст, но и выявить комическое начало, заострить внимание читателя на важнейших смыслообразующих фраг- ментах текста. Ритм, наряду с юмором, определяется автором статьи как эстетический маркер художе- ственности прозы писателя.
ИНТЕГРАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СМИ С СОЦИАЛЬНЫМИ СЕТЯМИ (НА ПРИМЕРЕ СМИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
УДК: 070.23
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Васил Загитович Гарифуллин ; Линар Рустамович Закиров;
На фоне стремительного развития информационных технологий меняется новостная картина, а также восприятие информации в интернете. На сегодняшний день своего рода индикатором интересов общества стали социальные сети. Именно благодаря социальным сетям можно определить, какой информацион- ный продукт предпочитают интернет-пользователи. Цель исследования заключается в том, чтобы про- анализировать процесс интеграции национальных СМИ Татарстана с наиболее популярными социаль- ными сетями. В качестве основного метода исследования был использован и проведен сравнительный контент-анализ сообществ крупнейших национальных изданий Республики Татарстан в социальных сетях. На основе проведенного анализа мы положительно оценили процесс интеграции национальных СМИ республики с наиболее популярными социальными сетями, а также их адаптацию к новым реалиям. Если выделить основной недостаток, который прослеживается во всех рассмотренных нами национальных СМИ РТ, то для многих из них характерно прямое транслирование контента из сайта в социальные сети. По сути, сайт является единственным источником контента для сообществ в таких социальных сетях, как «Фейсбук», «ВКонтакте», «Твиттер», и лишь в «Инстаграме» наблюдается развитие уникального контента. Основным преимуществом использования социальных сетей традиционными СМИ является неограни- ченность аудитории. Вторая особенность работы национальных СМИ в социальных сетях – более широ- кие возможности в выражении плюрализма мнений. Анализ комментариев в сообществах национальных изданий в социальных сетях позволяет прийти к выводу, что пользователи имеют возможность почув- ствовать свою сопричастность в решении актуальных проблем общества. Третья особенность – зависи- мость пользователей от типа издания. Частные издания, по сравнению с государственными, по своей природе имеют меньше ограничений, и аудитория у них охотно идет на общение и легко поддается «про- вокации» модераторов. Аудитория официальных изданий больше склонна не к обсуждению, а к ознаком- лению с информацией, представленной на страницах периодики.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ДИСКУРС
УДК: 81.42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Динара Радиковна Кочемасова; Екатерина Борисовна Воронина;
Понятие «дискурс» появилось в связи с расширением лингвистических исследований за пределы пред- ложения – в сферу сверхфразового синтаксиса. Поэтому дискурс с лингвистической точки зрения – это совокупность, состоящая из логической цепи предложений, которые находятся в смысловой связи. Данная статья посвящена вопросу изучения профессионального дискурса. В статье описывается и опре- деляется понятие «профессиональный дискурс» в ряду смежных понятий. В данной статье изучается профессиональный дискурс, понимаемый как общение специалистов между собой или с теми, кто к ним обращается для получения консультации либо профессиональной помощи. Профессиональное общение противопоставлено непрофессиональному. Дискурс играет важную роль в профессиональной социализа- ции, которая является процессом, посредством которого люди приобретают специализированные знания, навыки, отношения, нормы и интересы, необходимые для эффективного выполнения своих профессио- нальных ролей. Профессиональный дискурс – это язык, созданный профессионалами со специальным обучением, чтобы выполнять действия на рабочем месте. Некоторые ученые считают, что это связано только с коммуникацией между писателем и читателем, оба из которых являются профессионалами. Другие утверждают, что, по крайней мере, один из участников должен быть профессионалом. Например, некоторые ученые утверждают, что одной из определяющих характеристик профессионального дискурса является важность статуса, в котором человек имеет профессиональную роль и, следовательно, более вы- сокий статус, чем непрофессионал, что является причиной того, что профессиональный дискурс обычно имеет место быть в учреждении. Поэтому далее в нашей работе мы попытаемся более подробно рассмот- реть вопросы профессионального дискурса. В статье будут рассмотрены и проанализированы работы российских и зарубежных ученых, занимающихся изучением данной проблемы.
РЕЛИГИОЗНЫЕ ИДЕИ В РОМАНЕ РИНАТА КАМАЛА «ТАЛАК»
УДК: 821.512.141,10.01.02
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульнур Мирзаевна Набиуллина ;
Рассматривается актуальная проблема поиска духовно-религиозных ценностей в современной прозе. Цель исследования – выявление религиозных идей в романе башкирского прозаика Рината Камала «Талак», которая требует решить следующие задачи: провести комплексное исследование романа; определить роль религии в формировании духовного мира героев произведения; показать влияние исламской аксио- логии на творчество писателя; выявить роль ислама в социально-культурной жизни героев романа и обо- значить основополагающую роль религиозного сознания в системе духовных ценностей народа. Материалом для анализа послужили роман «Талак» Р. Камала и произведения башкирских прозаиков, где преобладают типы демонических женщин, обозначенные Ю. Лотманом, наиболее глубоко отражающие морально-этичес- кие правила. Предметом исследования являются религиозные идеи, основанные на этических положениях Корана, сунны и шариата, рассматриваемые нами на примере современного романа «Талак». Для постав- ленной цели были использованы сравнительно-типологический и историко-генетический методы, а также структурно-семантический анализ романа. Религиозная идея является своеобразным источником и важ- ным компонентом в романе «Талак», которая получает художественное отражение в бытовых картинах в тесной связи с историческим процессом. Каждый эпизод, постепенно раскрывая характер центральной героини, убеждает переход ее на новый духовный этап жизни, усиливая гуманистические мотивы произ- ведения. Испытания, выпавшие на долю героини, выявляют ее греховные для мусульманки пороки, ко- торые воспринимаются как следствие общего упадка религиозной культуры в обществе. Анализ романа показал, что светская и религиозная идея находятся в диалектической взаимосвязи, при этом религиозная идея составляет основу произведения. Категоричность героини к морали, в чем-либо не отвечающая ее мировосприятию, разрушает судьбы родных и близких ей людей, в конце концов и судьбу самой герои- ни. Внутренний протест членов семьи приводит героиню к раскаянию.
ОТРАЖЕНИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СУБЪЕКТОВ ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА В ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ
УДК: 81'44
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Флёра Яхиятовна Хабибуллина ; Ираида Геннадьевна Иванова ;
Статья посвящена исследованию реализации языковой личности субъектов политического дискурса в институциональной коммуникации. Целью настоящей работы является выявление и описание дискур- сивных характеристик языковой личности политика в сравнительно-сопоставительном аспекте. В статье рассмотрены языковые личности В. В. Путина и Э. Макрона как лидеров ведущих мировых держав со- временности – Российской Федерации и Пятой Французской Республики. Предметом изучения являются особенности языкового поведения субъектов политической деятельности в институциональной коммуникации. Материалом исследования послужили тексты выступлений В. В. Путина (Совместная пресс-конференция с Президентом Франции Эммануэлем Макроном // http://kremlin.ru/events/president/news/57545) и Э. Макрона (Transcription de la conférence de presse conjointe du Président de la République, Emmanuel Macron avec Vladimir Poutine, Président de la Fédération de Russie à Saint-Pétersbourg // http://www.elysee.fr/conferences-de-presse) на совместной пресс-конференции на Петербуржском экономическом форуме (24–25 мая 2018 года, Санкт- Петербург). Задачи исследования: определить общее и индивидуальное в тематическом репертуаре текстов выступлений президентов; выделить ведущий тип коммуникативных стратегий ораторов; выявить доми- нантные свойства языковых личностей субъектов политического дискурса; проанализировать языковые средства воздействия на адресата. Методы и методики исследования: описательный, сравнительно- сопоставительный, интерпретации текста, классификации и систематики. Авторы приходят к выводу, что целью выступлений В. В. Путина и Э. Макрона на пресс-конференции явилось формирование пози- тивных взаимоотношений между Россией и Францией. Анализ выступлений ораторов позволил выделить ведущий тип коммуникативных стратегий – конвенциональный, который был обеспечен содержательным договором внутри следующих тематических блоков: развитие билатеральных отношений; обеспечение стабильной внешней политики; реализация инициатив франко-российского форума гражданского общества. Выявлены доминантные свойства речи В. В. Путина: логичность, последовательность, аргументирован- ность, лаконичность, которые достигаются использованием средств вербальной системы акцентирования (четкость, институциональность, эксплицитность, статистические данные). Языковая личность президен- та Франции реализуется посредством интенсивной самопрезентации; интерпретацией историко-культур- ных фактов; сверхобобщением и продвижением идеи мультилатерализма как ведущей стратегии мирного сосуществования; алогизмом; расширенным набором функций убеждения. Среди языковых средств выделяются лексико-синтаксические (номинативные, вербальные, адвербиальные, адъективные конструк- ции, повтор, анафора, эпифора) и стилистические средства (метафора, персонификация, афоризация).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТРУДОВОЙ МОТИВАЦИИ У РАЗЛИЧНЫХ КАТЕГОРИЙ БЕЗРАБОТНЫХ
УДК: 1-159.98
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Андреева; Татьяна Николаевна Голованова; Светлана Владимировна Бахтина;
Введение. В статье рассматриваются: понятие «мотивация», различные подходы к описанию мотивации деятельности, структура трудовой мотивации. Гипотезой является предположение о том, что существуют различия в трудовой мотивации безработных в зависимости от определенных факторов (пол, возраст, стаж трудовой деятельности). Цель: выявление особенностей трудовой мотивации у разных категорий без- работных. Материалы и методы. Исследуемая выборка – 60 безработных, проходивших переобучение в центре «Лидер». Выборка была разделена на 4 группы, по 15 человек каждая, по возрастному, гендерному признаку и стажу трудовой деятельности. Исследование осознаваемого уровня трудовой мотивации прово- дилось с помощью методики «Ценностные ориентации» М. Рокича, неосознаваемого уровня трудовой мотивации (скрытой мотивации) – с помощью психосемантической методики «Цветовой тест отношений» (ЦТО) А. М. Эткинда. Результаты исследования, обсуждения. Результаты исследования трудовой моти- вации представлены графически и описаны. На основе статистического анализа результатов сформулиро- ваны выводы о гендерных и возрастных различиях в трудовой мотивации безработных. Обнаружились не- которые различия между группами безработных, что позволяет говорить о перспективности дальнейшего исследования в этом направлении в свете профессиональной направленности, карьерной ориентации и трудовой мотивации у представителей разных поколений и ментальностей. Заключение. Таким обра- зом, были получены данные свидетельствующие о том, что для молодого поколения в настоящее время действительно более привлекательно такое понятие как «карьера» и менее всего привлекательно понятие «труд», что является определенным показателем современного развития общества и требует также даль- нейшего изучения и прогнозирования.
ПРОБЛЕМА ДЕПРЕССИВНЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЦ В ВОЗРАСТЕ ПОЗДНЕЙ ЗРЕЛОСТИ В СИТУАЦИИ УТРАТЫ ЗДОРОВЬЯ
УДК: 616.89-008.452.4-053.88
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элеонора Анатольевна Лоскутова ;
Введение. Проблема депрессивных состояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоро- вья достаточно актуальна за счет повышения личностной и социальной активности лиц предпенсионного и пенсионного возраста в последние годы. Утрата здоровья этими лицами часто приводит к развитию у них депрессивных состояний, которые, в свою очередь, нарушают процесс реабилитации и адаптации к новым условиям жизни лиц, перенесших утрату здоровья. Это требует поиска новых путей решения вопроса о профилактике и лечении депрессивных расстройств у людей в возрасте поздней зрелости в си- туации утраты здоровья. Цель: теоретическое и практическое изучение проблемы депрессивных состоя- ний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья и разработка программы психотерапев- тических мероприятий по снижению депрессии подобных пациентов. Материалы и методы. Основу исследования составляет аналитический обзор теоретических источников по проблеме депрессивных со- стояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья, эмпирическое исследование уров- ня депрессии кардиологических больных в возрасте поздней зрелости, находящихся в реабилитационном центре вследствие утраты здоровья. Получение точных количественных данных об уровне и наличии де- прессивных состояний было реализовано при помощи опросника «Шкала сниженного настроения – суб- депрессии». Результаты исследования, обсуждения. Определен круг проблем, связанных с развитием депрессивных состояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья, эмпирически под- твержден факт наличия депрессивных состояний у пациентов в ситуации утраты здоровья, предложены методические рекомендации по преодолению депрессивных состояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья. Заключение. В исследовании реализован не только аналитический обзор теоретических и практических работ по заявленной проблематике, но и представлены эмпирические дан- ные исследования депрессивных состояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья, сформулирована программа, направленная на комплексное медико-психологическое решение проблемы депрессивных состояний лиц в возрасте поздней зрелости в ситуации утраты здоровья.