Текущий журнал
- Название:
- ВЕСТНИК 2 (58) 2025
- Номер:
- 2
- Год:
- 2025
- Дата публикации на сайте:
- 2025-06-26 10:12:10
- Полный журнал в PDF:
-
Содержание всего 17
Развитие универсальных компетенций студентов вуза средствами технологии критического мышления
УДК: 378.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева ; Иван Сергеевич Чупряков ; Андрей Витальевич Рыбаков ;
Введение. В статье рассматривается проблема развития универсальных компетенций в учебном процессе вуза. Универсальные компетенции представляют собой комплекс индивидуальных характеристик личности, которые способствуют достижению успеха в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определил восемь групп универсальных компетенций (ФГОС ВО 3++): системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, межкультурное взаимодействие и др. В процессе развития универсальных компетенций особое внимание уделяется выбору учебного предмета и использованию педагогических технологий, именно тех, которые ориентируют студентов к получению не готовых знаний, а самостоятельному их поиску. Среди множества технологий приоритет отдается интерактивным: кейс-стадии, технологии развития критического мышления, технологии диалогового обучения, мозговому штурму, дебатам и др. Использование технологии развития критического мышления в системе подготовки будущих педагогов позволяет решить следующие задачи: формирование умений личности критически мыслить, анализировать, проводить критический анализ при решении учебных ситуаций; выявлять логические ошибки, давать критическую оценку педагогическому явлению или поведению; реализовывать на практике умения объяснять, предсказывать, доказывать, опровергать, аргументировать и др. Особое внимание авторы уделяют анализу структурных компонентов технологии развития критического мышления и использованию специальных методических приемов (бортовой журнал, инсерт, кейсы, кластеры, синквейн и др). Цель исследования ‒ теоретически обосновать и практически проверить роль технологии развития критического мышления как средства формирования универсальных компетенций студентов вуза. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование и их количественная и качественная обработка. Результаты исследования: изучены особенности развития универсальных компетенций студентов вуза, проанализированы показатели их сформированности. Теоретически обоснована роль технологии развития критического мышления в развитии универсальных компетенций студентов вуза, определена ее цель, задачи, принципы и структурные компоненты. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся вопросами развития универсальных компетенций студентов вуза.
Проект «Цифровая логопедия» в профессиональной подготовке будущих логопедов
УДК: 378 016
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Борисовна Волкова ; Светлана Николаевна Федорова ;
Введение. В свете цифровизации каждая научная область расширяет свое поле действия, включая логопедию – дисциплину, занимающуюся исследованием и коррекцией речи, языка и коммуникативных умений у людей всех возрастов. С развитием цифровых технологий возникают новые возможности для улучшения логопедической практики. Цифровые образовательные инструменты становятся важным средством в работе логопедов, помогая создавать персонализированные учебные ресурсы, повышая эффективность коррекции и развития речи. Применение цифровых технологий в логопедии значительно расширяется с использованием технологий виртуальной реальности, искусственного интеллекта и прочих инновационных разработок. В связи с этим необходимо обратить особое внимание на подготовку будущих логопедов к использованию современных цифровых технологий. Это подтверждается и исследованиями отечественных авторов, подчеркивающих эффективность использования цифровых технологий в профессиональной подготовке логопедов. Цель: оценить уровень владения цифровыми технологиями логопедов-практиков и обосновать значимость проекта «Цифровая логопедия» в профессиональной подготовке будущих логопедов. Материалы и методы: тестирование, количественный и качественный анализ данных. Результаты исследования, обсуждения. По полученным результатам исследования большинство логопедов-дефектологов активно применяют цифровые технологии в своей работе, начиная с MS Office и Power Point и заканчивая использованием искусственного интеллекта и нейросетей для создания учебных материалов. Они также используют различные платформы для разработки цифровых образовательных продуктов. Специалисты отмечают эффективность цифровых технологий на занятиях и их преимущества, но одновременно указывают, что тема цифрового образования в вузе требует дополнительного изучения. На основе выводов по данному исследованию разработан проект «Цифровая логопедия», целью которого является формирование знаний, умений и навыков студентов по созданию цифровых продуктов, предназначенных для использования на логопедических занятиях. Заключение. В эпоху цифровизации логопедия успешно интегрирует цифровые образовательные инструменты, повышая эффективность практики и обучения. Исследование показывает, что логопеды широко используют цифровые технологии и важно готовить будущих специалистов к их применению. Развитие инновационных методов обучения становится ключевым для улучшения качества работы в логопедии. Разработанный нами проект «Цифровая логопедия» может быть полезным для будущих логопедов в плане их профессионального становления.
Педагогическое консультирование будущих специалистов в сфере культуры и искусства при подготовке к профессиональной деятельности
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов ; Зоя Васильевна Медведева ;
Введение. Статья посвящена исследованию особенностей педагогического консультирования будущих специалистов в сфере культуры и искусства, а именно будущих артистов балета, что связано с необходимостью повышения качества их подготовки к профессиональной деятельности, интересом общества к театральному и балетному искусству. Выявлено противоречие между растущим интересом общества к хореографическому искусству и необходимости соответствия будущих артистов балета высокому уровню профессиональной подготовки в области балета. Целью работы является теоретическое определение и эмпирическое подтверждение использования в учебно-образовательном процессе колледжа наиболее результативных форм и методов педагогического консультирования будущих артистов балета. Материалами и методами научных изысканий послужил аналитический обзор современных научных трудов, как в области балетной педагогики, так и классической специальной литературы по теории, методике преподавания хореографии, синтез опыта ведущих российских и зарубежных школ по искусству классического танца. Результаты исследования, обсуждение. Результаты исследования подтверждаются проводимыми анкетными опросами обучающихся и преподавателей, групповыми интервью, наблюдениями, индивидуальными собеседованиями, творческими работами и т. д. Эмпирическая проверка кабинетных исследований проводилась в ходе реализации специально разработанного курса «мастерство актера в балетном искусстве» и реализованного в учебно-образовательном процессе ГБПОУ РМЭ «Марийского республиканского колледжа культуры и искусств имени И. С. Палантая». В ходе апробации спецкурса теоретически выявлена и экспериментально подтверждена результативность таких форм и методов педагогического консультирования будущих артистов балета, как: лекции-презентации, лекции с двумя участниками, кейсовые задания, метод ролевых игр, учебная дискуссия, групповые тренинги «мозговые штурмы» и т. д. В заключении делается вывод о том, что выявленные и апробированные формы и методы педагогического консультирования при подготовке к профессиональной сцене способствуют более глубокому, эмоциональному отражению создаваемых сценических образов, наиболее оптимальному решению возникающих затруднений, повышают внутренний потенциал будущих артистов балета.
Характеристика подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач как педагогической системы
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дмитрий Александрович Лисьих ;
Введение. В статье обосновывается актуальность проблемы подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач как педагогической системы, продиктованная необходимостью повышения качества профессионального образования. Социально-экономические изменения и научно-технический прогресс в современном российском обществе предъявляют новые требования к профессиональной подготовке специалистов. На первый план в профессиональной сфере выходит умение принимать компетентное решение, удовлетворяющее потребности и запросы всех заинтересованных сторон. Цель: выявить основные характеристики системы подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач, необходимые для успешного ее функционирования. Материалы и методы: понятийно-терминологический и системный анализ, сравнение, обобщение, моделирование и проектирование. Результаты исследования, обсуждения. Опираясь на справочную и психолого-педагогическую литературу, автор дает определения ключевых понятий данной проблемы: «система», «педагогическая система», «компетентное решение профессиональных педагогических задач», «подготовка будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач». В статье представлена модель системы подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач, включающая цель, условия, компоненты готовности к компетентному решению профессиональных задач, направления, этапы, блоки, методы и формы профессиональной подготовки будущих учителей. Выделение основных характеристик подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач как педагогической системы автор проводит в разных аспектах (методологическом, содержательно-деятельностном, процессуально-результативном). Заключение. Автором подчеркнута мысль о том, что наличие этих характеристик обеспечивает эффективность любой педагогической системы, в том числе и предложенной в данной статье. Результаты проведенной автором работы могут быть использованы для совершенствования подготовки будущих учителей к компетентному решению профессиональных задач.
Организационно-педагогические условия самоорганизации студентов-первокурсников вуза (теоретико-методологический аспект)
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Петрова ; Саидбоситхон Фахриддин Угли Турахонов;
Введение. В статье авторы обосновывают организационно-педагогические условия самоорганизации студентов-первокурсников и подтверждают эффективность внедрения их в образовательно-воспитательный процесс вуза. Актуальность. Проблема самоорганизации для современной учащейся молодежи весьма актуальна в связи с тем, что в системе высшей школы назрела необходимость разработки новой технологии (содержания, форм и методов и др.) педагогической работы по совершенствованию социальной и профессиональной подготовки будущих специалистов разной сферы, начиная с первых лет обучения в вузе. Методологическую основу исследования составили фундаментальные положения философии, психологии, педагогики о личности как саморазвивающейся системе (А. Маслоу, А. Я. Розин, В. Д. Шадриков и др.); психолого-педагогическая концепция о личностных качествах саморазвития и самоорганизации (А. Бандура) и др. Источниковая база: Национальный проект «Молодежь России», Стратегия реализации молодежной политики в Российской Федерации на период до 2030 года, Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» и др. Особую теоретическую и практическую значимость представляет рассмотрение сущности самоорганизации с позиции личностно ориентированного и системно-деятельностного подходов, в контексте которых самоорганизация представляет деятельность и умения субъекта самостоятельно ставить цели, планировать, организовывать, контролировать, оценивать, анализировать и корректировать процесс получения профессиональных и социальных знаний, умений и навыков. Методика и методы организации исследования. В процессе изучения теории проблемы нами были проанализированы научные работы отечественных психологов-педагогов А. Г. Асмолова, Л. С. Выготского, Э. Ф. Зеера, Д. Б. Эльконина и др. Цель исследования. Раскрыть теоретико-методологический аспект организационно-педагогических условий самоорганизации студентов-первокурсников и внедрить важнейшие вуза. Авторы гипотетически предполагают, что совершенствование самоорганизации студентов-первокурсников в процессе воспитательной деятельности в вузе будет эффективным, если соблюдаются конкретно определенные организационно-педагогические условия.
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» в профессиональной подготовке будущих педагогов ДОУ
УДК: 371.132
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Федорова ; Екатерина Игоревна Дождикова ;
Введение. Исследование по овладению цифровыми компетенциями в области дошкольного образования является актуальным, так как в современном мире цифровые технологии играют важную роль во всех сферах жизни человека. Все это раскрывается в нормативно-правовых документах Российской Федерации. А овладение цифровыми компетенциями помогает будущим педагогам ДОУ эффективно использовать цифровые технологии в образовательном процессе. На наш взгляд, цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» поможет будущим педагогам успешно овладеть цифровыми компетенциями для совершенствования своей профессиональной деятельности. Цель исследования: изучение процесса овладения студентам ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» компетенциями, связанными с использованием цифровых технологий в рамках работы в лаборатории «Цифровая дидактика» и оценка эффективности применения цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» для подготовки студентов к их будущей профессиональной деятельности. Материалы и методы исследования: среди слушателей дополнительной общеобразовательной программы «Цифровое оборудование: методика использования», реализованной в 2023‒2024 учебном году был проведен опрос, в котором слушателям предлагалось ответить на ряд вопросов, касающихся методики работы с цифровой лабораторией. Результаты исследования, обсуждения. Анализ результатов опроса подтвердил наше предположение о том, что цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии» повышает уровень овладения цифровыми компетенциями и влияет на уровень профессиональной готовности будущих педагогов системы дошкольного образования. Заключение. Результаты, полученные в ходе исследования, подтверждают гипотезу о том, что использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии» представляет собой эффективный метод подготовки будущих воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Использование данного оборудования способствует не только приобретению слушателями новых теоретических знаний, практических навыков и умений, но и оказывает положительное влияние на мотивационную сферу обучающихся в педагогической деятельности.
Формирование особого образовательного запроса
УДК: 376
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Аксар Альбертович Эльтемеров ;
Введение. Проблемы особого образовательного запроса и решение вопросов методологии индивидуализации или персонификации образовательного процесса широко обсуждаются в научном мире. Предложена группа общающихся с низкими показателями успеваемости, обоснована целесообразность обособления этой группы в категорию особого образовательного запроса для исследования целесообразности применения педагогических технологий и методик, разработанных для этой категории. Цель исследования: выяснить причины и факторы формирования особого образовательного запроса и вариативность применения научных решений, созданных для обучающихся категории особого образовательного запроса. Материалы и методы: теоретический анализ научной литературы и нормативных документов по проблеме исследования. Результаты исследования, обсуждения. Определено, что образовательные потребности выступают как предпосылки к формированию запроса. Предпосылки определяются негативными причинами, препятствующими педагогическому процессу. Ключевыми формирующими показателями в категории особого образовательного запроса является низкая успеваемость наряду с мотивированным стремлением к образовательному процессу. Заключение. Особый образовательный запрос для обособленных групп персонифицирован и зависит от особенности личности и его целей образования. Реализация задач образования для обучающихся по особому образовательному запросу, предполагает углубленную индивидуальную работу посредством педагогических моделей с применением традиционных и инновационных средств обучения, целесообразен для обучающихся с низкими показателями успеваемости наряду с мотивированным стремлением к обучению.
Функциональная специфика лексем трава и grass в оригинале и англоязычном переводе романа В. Набокова «Машенька»
УДК: 811.11-112
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Вадимовна Дайнеко ;
Введение. Понятие культуры ассоциируется с этническим самосознанием, мироощущением, нравами и традициями определенного народа. Являясь неотъемлемым компонентом культуры или ее инструментом, язык существует, развивается в культуре и отражает ментальность определенного этноса, особенно когда речь идет о литературных работах разных писателей. Прерогативой переводчика художественного текста является сохранение культурных маркеров, исторической окраски, идиостиля писателя, а также передача формы и содержания исходного текста при его иноязычной интерпретации. Цель: изучить особенности функционирования ключевых лексем трава и grass в романе В. Набокова «Машенька» и его англоязычной интерпретации «Mary» и сравнить контексты употребления ключевых лексем романа с цитатами из произведений XX века для понимания того, насколько русская и английская литературные традиции повлияли на закономерности функционирования лексем в романе «Машенька» и его англоязычной версии. Материалы и методы. Материалом данной научной статьи послужили роман В. Набокова «Машенька» и его англоязычная интерпретация “Mary”. В ходе исследования применялись метод общефилологического анализа, контекстологический и семный виды анализа лексического материала, а также анализ словарных дефиниций и корпусный анализ. Результаты исследования, обсуждения. При рассмотрении закономерностей функционирования лексем трава и grass в романе «Машенька» и его англоязычной версии, а также контекстов их использования в литературных работах авторов XX столетия в корпусах были найдены как общие черты, так и расхождения. Заключение. Таким образом, русская и английская / американская литературные тенденции отчасти повлияли на функциональную специфику указанных выше ключевых лексем в романе «Машенька» и его англоязычном варианте.
Жанровое новаторство удмуртского писателя Р. Г. Валишина в малой эпической прозе
УДК: 821.511.131
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Ивановна Зайцева ; Ольга Михайловна Максимова;
Введение. В статье описана специфика развития новой жанровой формы рассказа в удмуртской прозе 1960–1970-х гг. на примере творчества Р. Валишина, акцент сделан на рассмотрении проблемных доминант и структурных особенностей коротких «бессюжетных» валишинских рассказов, ориентированных на изображение внутреннего эмоционально-психологического состояния героя в драматические моменты его жизни. Цель исследования: выявить в рассказах Р. Валишина систему художественно-изобразительных средств и приемов, которые способствуют раскрытию авторской идеи, формируют структуру повествования. Материалы и методы: материалом анализа явились наиболее значимые в плане исследуемой темы рассказы Р. Валишина, позволяющие описать основные жанровые новации его малой прозы. Рассмотрены рассказы, вошедшие в книги «Вальс» (1966), «Выль лымы» («Свежий снег», 1971), «Тодметъёс» («Приметы», 1990); применен комплекс методов литературоведческого анализа: биографический, историко-литературный, структурно-описательный, проблемно-эстетический. Результаты исследования. Впервые охарактеризованы жанровые составляющие коротких валишинских рассказов, сделан вывод о том, что за видимой простотой в них скрыты глубина смысла и сложность художественного построения. Писателем разработана новая жанровая модель удмуртского рассказа и расширены его возможности. Существенным моментом в изображении внутреннего состояния персонажа явились для Р. Валишина интенсивность душевной жизни, показ человека в его частных проявлениях, обнаружение в этом социальной детерминированности нравственных качеств. Заключение. Жанровое новаторство рассказов Р. Валишина во многом обусловлено спецификой эпохи 1960–1970-х гг.; широкое ассоциативное поле его произведений создается приемом символизации художественной детали, развитием подтекста, перенесением сюжетного действия во внутренний план переживаний героев. Стремясь создать образы-ощущения и образы-переживания, писатель достигает глубины в раскрытии внутреннего психологического состояния человека.
Вербальные тексты интернет-сообществ как культурный феномен
УДК: 159.9.072.432:81’23+004.738.5
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова ; Алексей Викторович Антышев ;
В статье рассматриваются вербальные тексты, создаваемые участниками интернет-сообществ, как уникальный культурный феномен. Введение посвящено анализу актуальности изучения сетевой словесности и ее особенностей, включая полицентричность, фрагментарность и игровые элементы. Подчеркивается значимость междисциплинарного подхода к исследованию текстов, сочетающего филологические и культурологические методы. В разделе «Материалы и методы» авторы выделяют два ключевых направления анализа: документальность и мифологизм, которые рассматриваются как художественные приемы. Основным объектом изучения выступает интернет-сообщество SCP Foundation, характеризующееся оригинальными текстовыми формами, стилизованными под псевдонаучные документы. Осмысляются возможности собственно филологического подхода к изучению текстов интернет-сообществ. В разделе «Результаты и обсуждение» представлены основные находки. Тексты SCP Foundation сочетают элементы документального жанра mockumentary и мифологические мотивы, включая архетипические образы и мотивы бриколажа. Подробно анализируется объект SCP-002, демонстрирующий интеграцию фольклорных мотивов в современные нарративы. Заключение подводит итоги исследования, утверждая, что вербальные тексты интернет-сообществ являются не только способом самоидентификации, но и полноценными художественными фактами эпохи. Работа открывает перспективы дальнейших исследований сетевой литературы и ее взаимодействия с традиционными формами культуры.
Идеостилевое своеобразие лирика И. А. Калинкина в аспекте предикации
УДК: 821.511.152
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Егор Александрович Кежаев ;
Введение. В статье рассматриваются особенности функционирования предикативности как доминирующего маркера идеостиля в лирических текстах мордовского поэта, члена Союза писателей СССР, заслуженного работника культуры Российской Федерации И. А. Калинкина. Цель исследования – выявить и описать особенности употребления предикативных форм в ткани произведений автора. Реализация данной цели предполагает решение следующих задач: 1) рассмотреть мнения выдающихся исследователей относительно природы понятия «идиостиль» в современном литературоведении; 2) исследовать функционально-семантические особенности предикатива как доминирующего маркера идиостиля в трех основных тематических (пейзажном, любовном, патриотическом) пластах И. А. Калинкина; 3) проанализировать художественно-изобразительные и экспрессивные возможности личных форм предикатива, форм субъективной оценки и реализацию их в художественном тексте И. А. Калинкина. Материалом для исследования послужили текстовые фрагменты, извлеченные методом сплошной выборки из сборника И. А. Калинкина «Избранные труды». При анализе языкового материала использовались описательный, сравнительно-сопоставительный, структурно-семантический методы. Результаты исследования, обсуждения. Авторами были проанализированы функционально-стилистические характеристики предикатива, а также художественно-изобразительные и экспрессивные возможности личных форм предикатива и форм субъективной оценки в лирике И. А. Калинкина через призму трех тематических групп – пейзажной, любовной, патриотической. Отмечается, что в контексте анализа референциальной соотнесенности пропозиционального содержания художественного текста с реальностью предикативность проявляет себя как сложная, многокомпонентная система, которая структурирована на основе триады взаимосвязанных категорий: лица, художественного времени и персональности, что позволяет рассматривать предикативность в лирике И. А. Калинкина как идиостилевой инструмент установления связи между выражением авторской задумки и внеязыковым миром. Заключение. Подчеркивается, что в поэтическом дискурсе И. А. Калинкина категория предикатива выполняет функцию экспрессивного и сжатого выражения эмоционального состояния субъекта в определенном временном континууме, обеспечивая динамическое отображение флуктуаций его аффективной сферы.
Метаструктуры и образ автора в жанрах аннотации и тезисов (корпусный подход)
УДК: 81’42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Игоревна Конькова ;
Введение. В центре внимания данной статьи находится образ автора и способы его выражения в таких жанрах современного англоязычного научно-технического дискурса, как аннотации и тезисы с применением корпусного подхода. Значимость категории образа автора и метаструктур, которые передают эту категорию и способствуют корректной трактовке научной информации читателей, обуславливают актуальность данного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что впервые осуществляется анализ категории образа автора, передаваемой используемыми авторами аннотации и тезисов метаструктурами с использованием корпус-менеджера AntConc для предоставления более достоверных статистических данных. Цель статьи заключается в определении и сопоставлении способов отражения образа автора в жанрах англоязычной аннотации и тезисов. Материалы и методы. Материал исследования представлен корпусами современных англоязычных аннотаций и тезисов по теме «Робототехника». Основной метод исследования – метод корпусно-ориентированного дискурс-анализа. Результаты исследования, обсуждения. По результатам анализа категории образа автора в жанрах аннотации и тезисов делаются выводы о существующих способах выражения данного образа и степени распространенности каждого из них в указанных жанрах. Заключение. Было установлено, что в исследуемых жанрах присутствуют такие способы выражения образа автора, как имя существительное author (автор), личное местоимение we (мы) и притяжательное местоимение our (наш), личное местоимение I (я), конструкции it is worth (стоит) и note that (обратите внимание, что). Существуют как общие для обоих жанров способы отражения образа автора, так и характерные только для одного из исследуемых жанров.
Префикс de/де- в английских и русских неодериватах (дискурсивный анализ)
УДК: 81.373.43
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Сергеевна Соловьева ; Вероника Викторовна Катермина ;
Введение. Актуальность исследования обусловлена непрерывным расширением корпуса англоязычной и русскоязычной неологической лексики, постоянным интересом ученых к данной, наиболее востребованной части неологического дискурса, необходимостью научной интерпретации отображения коллективного опыта в анализируемом пласте лексики. Английские и русские неологические единицы с префиксом de/де- формируют информационную картину мира, отражая национально-культурные особенности мировосприятия и систему ценностных отношений. Цель исследования – рассмотрение английских и русских неодериватов с префиксом de-/де в неразрывной связи с видом дискурса, в котором они возникли и употребляются. Научная новизна заключается в рассмотрении английских и русских неодериватов с префиксом de-/де не только в жанрах научного дискурса, но и в других видах дискурса, что может служить проявлением как лингвистических, так и экстралингвистических факторов, раскрытие которых необходимо для понимания происходящих в общественном сознании изменений. Материалы и методы. Материалом исследования послужили 110 английских и 50 русских неодериватов, полученных методом сплошной выборки из открытых онлайн-источников, включающих как официальные издания (Guardian), так и различные тематические блоги на русском и английском языках. В работе применялись такие методы научного познания, как анализ литературы, обобщение опыта, классификация и дедукция. Результаты исследования, обсуждение. Анализ английских и русских неодериватов с префиксом de-/де позволяет говорить о преобладании неодериватов с префиксом de- в английском языке, при этом префикс участвует, главным образом, в образовании глаголов. В русском языке префикс де- вместе с суффиксом «-аци» используется для образования имен существительных в значении процессуальности или результата действия, названного мотивирующим словом. Семантика префиксов de- и де- в обоих языках совпадает в значении «отмены действия», которое наиболее ярко прослеживается в экономическом и политическом дискурсах в обоих языках. Заключение. Образование и существование данных неодериватов в английском и русском языках говорит об их значимости при отражении национально-культурных особенностей мировосприятия и системы ценностных отношений.
Изображение монастырского быта в рассказе Н. С. Лескова «Таинственные предвестия»
УДК: 821.161.1 Лесков
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ; Ирина Константиновна Давыдова ;
Введение. Изучение лесковского вещного мира ‒ одна из основных проблем лескововедения, так как писатель внимателен к материальным реалиям действительности и колоритен в их отображении в художественном тексте. Образы вещей в произведениях Лескова многофункциональны. Образы вещей являются важнейшим способом художественного изображения сословного социокультурного пространства. Авторами впервые подчеркивается необходимость изучения данной темы в качестве самостоятельной и значимой для современного лескововедения. Цель ‒ охарактеризовать содержание и поэтику образа вещного мира в рассказе «Таинственные предвестия». Материалы и методы. Основными методологическими принципами исследования являются историзм, объективность, комплексность и системность. Используется метод аналитического изучения источников. Комплексный подход к изучению заявленной темы обусловил использование социокультурологических, исторических, собственно филологических методов анализа художественных произведений. Основными методами анализа художественных текстов являются структурно-семантический, структурно-функциональный, сравнительно-исторический. Также реализуется методика комментирования текстов. Результаты исследования, обсуждения. Авторами предложено определение понятия «вещный мир», уточнено содержание понятия «вещь»; выявлены механизмы символизации образа действительности и образа вещи, создания образа повседневности; подтверждена продуктивность применения комплексного подхода к изучению художественных явлений.
Структура и лингвистические особенности спортивного телевизионного комментария олимпийских видов спорта (на примере английского языка)
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Михайловна Фокина ; Юлия Владимировна Минеева ;
Введение. В настоящей работе выявляются и подвергаются анализу особенности репрезентации лексических и стилистических средств, представленных в рамках дискурса профессионального олимпийского спорта на английском языке. В статье уточняется определение жанра «спортивный комментарий», приводится структура комментария спортивных игр в рамках Олимпийских игр, его тематическое наполнение и лингвистические особенности. Особое внимание уделено способам вербализации речевой оценки комментаторов. Цель: выявить и описать особенности языка спортивного комментария как самостоятельного телевизионного жанра. Материалы и методы. Материалом для исследования стали видеотрансляции игры групповых турниров по баскетболу, представленные на официальном сайте Международного Олимпийского комитета. Для выявления и описания особенностей языка спортивного комментария как самостоятельного телевизионного жанра были использованы такие методические приемы и методы, как дискурсивный анализ, наблюдение, аудиовизуальные исследования, лингвистический анализ и описательный метод. Результаты исследования: в ходе проведенного анализа было выявлено, что в дискурсе спортивного комментария наиболее значимыми лексическими единицами являются термины и профессионализмы. Авторская позиция выражена прямыми и косвенными оценочными высказываниями. Эксплицитная оценка представлена общеоценочными и частнооценочными прилагательными, часто сопровождающимися интенсификаторами. В качестве непрямых оценочных высказываний были рассмотрены выражения с модальными операторами, аппроксиматорами и предикативными интродукторами. Заключение: проанализировав материал англоязычного олимпийского дискурса на предмет выявления лингвистических особенностей преимущественно на лексическом, синтаксическом и фразеологическом уровнях, пришли к выводу, что для спортивного комментирования Олимпийских игр характерно наличие большого количества профессионализмов, аппроксимации. Авторская позиция выражена открыто с сохранением нейтралитета и представлена как эксплицитно, так и имплицитно.
Своеобразие хронотопа в романе «Повторение пройденного» С. Баруздина
УДК: 82-31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гуйюнь Ян ;
Введение. Статья посвящена актуальной проблеме – исследованию хронотопа в творчестве известного советского писателя С. А. Баруздина в романе «Повторение пройденного». Новизна настоящего исследования обусловлена недостаточной разработанностью проблемы хронотопа и связанного с ним мира детства и войны в прозе С. А. Баруздина. Целью работы является выявление сюжетно-тематических особенностей хронотопа романа «Повторение пройденного», а также особенности изображения персонажей в романе, их взросления. Результаты. По итогам проведенного исследования установлено, что роман С. А. Баруздина отражает автобиографичность: это подчеркивается воспоминаниями главного героя. Автор показывает хронотоп в сюжетно-композиционном, тематическом и образном плане, как он реализуется на этих уровнях, взросление подростков на войне. Выявлено, что хронотоп романа соотносится со сказочным, так как герой на протяжении всей войны ищет свою любимую, теряет и соединяется с ней. Также своеобразие хронотопа романа раскрывается в топосах Москвы, которые были близки герою в довоенное время, а также в топосах военных дорог. Автор показывает не только пути движения войсковых частей, но и пути взросления героя и его сверстников. С. Баруздин использует художественный прием «кольцевой хронотоп»: начинается и заканчивается роман современной жизнью героев, между этими точками – хроника военных событий, преломленных через призму жизненного опыта человека, прошедшего войну.
«НАЦИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА ЛИДЕРСТВА»: МОЛОДЕЖЬ ЗА СОХРАНЕНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО И КУЛЬТУРНОГО МНОГООБРАЗИЯ РОССИИ
УДК: 378.14
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Наталья Владимировна Кондратьева ; Татьяна Александровна Дятлова;
Молодежь представляет собой ключевой стратегический ресурс для любого государства. Она играет важную роль в обеспечении функции сохранения и развития общества, а также в поддержании его исторической и культурной преемственности. Не случайно общественное движение «Ассоциация финно-угорских народов Российской Федерации» в последние годы уделяет особое внимание под-готовке молодежных лидеров. Ярким примером здесь является проект «Национальная школа лидерства», реализуемая при поддержке Федерального агентства по делам национальностей России.