ВЕСТНИК 3(27) 2017

Название:
ВЕСТНИК 3(27) 2017
Номер:
3
Год:
2017
Дата публикации на сайте:
2017-10-13 14:05:50
Полный журнал в PDF:
МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА В КОНТЕКСТЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
УДК: 378.18
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Васильевна Константинова ; Ирина Николаевна Андреева;
В данной статье рассматривается вопрос о формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов с помощью музейной педагогики. Целью исследования является определение значения музейной педагогики для формирования этнокультурной компетентности студентов в поликультурной студенческой среде российского вуза. Основными методами исследования являются теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета педагогического направления подготовки, обучающихся в поликультурном вузе. В статье анализируются результаты проведенной диагностической работы по этнокультурной компетентности студентов Марийского государственного университета и рассматриваются составляющие этнокультурной компетенции: содержательный, эмоционально-ценностностный и нравственно-патрио-тический компоненты. Подвергается анализу влияние музейной педагогики на воспитание подрастающего поколения в работах немецких ученых XIX века: А. Лихтварка, Г. Фройденталя, Г. Кершенштайнера. Дается анализ значения краеведческий музеев и музейной педагогики в формировании этнокультурной компетенции будущих педагогов. Рассматривается важная черта музейной педагогики – сначала показать и описать музейный предмет и только потом давать сведения о его истории, определить методы подготовки и проведения занятий. Музейная педагогика в настоящее время наиболее эффективно проявляет себя в условиях содружества вуза и музея, создавая педагогически целесообразно организованное культурно-обра¬зовательное пространство. Сегодня при таком многообразии музеев студент по собственному желанию может выбрать интересующий его музей, определить объем и содержание информации, которую хотел бы получить, выбрать формы и время общения с музейными ценностями. Музеи максимально и успешно должны удовлетворить, развить и обогатить эти интересы студента, будущего педагога
ОБУЧЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА ПРОЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОМУ ПОДХОДУ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК: 378.014.54
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Алексеевна Домрачева;
В статье рассматривается проблема обучения преподавателей вуза проектно-ориентированному подходу. Цель исследования: рассмотреть значимость и необходимость внедрения проектно-ориентированного подхода в образовательный процесс вуза, проанализировать результаты опросов преподавателей, обучающихся на курсах повышении квалификации по программе «Технологии реализации проектно-ориентированного подхода в образовательном процессе современного университета». Методы и методики исследования: использованы опросные методы, анализа и обобщения, анкета оценки результатов обучения. Рассмотрены особенности проектной технологии и ее применения в системе дополнительного образования взрослых: активная роль обучающегося взрослого; готовность обучающихся к взаимодействию и обмену опытом; мотивация на успех, повышение своего профессионального мастерства; активная творческая позиция, способность к самореализации. Показано, что успешное внедрение проектного обучения в работу высшей школы связано с модернизацией структуры и содержания образовательного процесса и преодоления существующих стереотипов вузовского обучения. Проанализированы результаты оценки предшествующего обучения слушателей курсов повышения квалификации по методу VPL – процессу оценки и проверки личных компетенций и его результатов. Представлены основные теоретические разделы дополнительной образовательной программы, эффективность программа оценена самими слушателями курсов, являющимися преподавателями вуза. Обсуждение проблемы исследования включает уровень знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть преподаватели вуза, чтобы грамотно оформлять заявки на конкурсы и гранты; применять технологии организации проектной деятельности в работе со студентами. В заключении приводятся результаты удовлетворенности курсами, предлагаются рекомендации по совершенствованию апробированной программы. Ключевые слова: проектирование, проектно-ориентированный подход, повышение квалификации, оценка предшествующего обучения, проектные компетенции.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ЭЛЕКТРОННОЙ СРЕДЕ ВУЗА
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Дмитрий Александрович Крылов ; Мария Владимировна Сайранова ;
Одной из фундаментальных задач стратегии развития образования является формирование конкурентоспособной личности, способной творчески, самостоятельно решать задачи, возникающие в различных сферах личной и профессиональной деятельности. В статье показано, что даже при достаточно высоком уровне организации самостоятельной работы традиционное обучение не обеспечивает ожидаемого обществом качества подготовки конкурентоспособного выпускника вуза. Дается краткая характеристика особенностей и ключевых индикаторов электронной обучающей среды. В работе представлен опыт организации самостоятельной работы как условия формирования конкурентоспособного специалиста с использованием модифицированной образовательной платформы LMS Moodle, позволяющей проектировать дистанционные электронные учебные курсы открытого ресурсного доступа. В качестве примера представлен электронный курс по дисциплине «Менеджмент и маркетинг в профессиональном образовании», для подготовки бакалавров по направлению 44.03.04 – Профессиональное обучение (по отраслям). Теоретически выявлено и экспериментально обосновано, что разработанные на базе LMS Moodle электронные учебные курсы значительно расширяют возможности эффективной организации самостоятельной работы, повышают уровень конкурентоспособности студентов современного вуза. Раскрыта роль и значение различных связанных между собой элементов электронной обучающей среды: тестовые задания, глоссарий, анкеты, лекции, семинары, wiki, базы данных, и т. д., при организации самостоятельной работы конкурентоспособного студента вуза. Достаточно высокий уровень интерактивности обучения в электронной среде LMS Moodle обеспечивает многообразие способов и форм представления учебных материалов, возможности модульного структурирования содержания курса, создания личностно ориентированного образовательного маршрута. Комфортность и конфиденциальность обучения способствуют существенному повышению уровня формирования конкурентоспособности, активизации самостоятельной работы студентов вуза.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
УДК: 377.37.016.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева; Дмитрий Александрович Крылов ;
В основу модернизации образования положен компетентностный подход, нацеленный на подготовку специалиста, сведущего во всех областях, в том числе и математической, отвечающего потребностям современного общества. Следовательно, у будущего специалиста среднего звена за время обучения в кол¬ледже должна быть сформирована математическая компетентность, но в то же время пока не определены пути ее формирования. К тому же этот процесс сопровождается рядом трудностей, среди которых можно отметить недостаточный уровень школьной математической подготовки, низкий уровень мотивации к обучению, неосознанный выбор специальности. Цель данной статьи состоит в обосновании модели формирования математической компетентности студента колледжа в процессе математической подготовки студентов колледжа. Представленная в статье модель есть некоторая четко фиксированная связь элементов, предполагающая определенную структуру, отражающая внутренние, существенные отношения реальности и состоит из четырех блоков: целевой, теоретико-методологический, содержательный и результативно-оценочный. Основополагающей идеей в процессе разработки данной модели является профессионально направленное обучение математике, реализация которого позволит преодолеть выше перечисленные трудности и комплексно оценивать и корректировать процесс формирования математической компетент-ности студентов колледжа. Проведенный анализ структуры и содержания представленной модели позволил выделить педагогические условия, которые должны обеспечить эффективность формирования математической компетентности будущих специалистов среднего звена посредством профессионально направлен¬ного обучения математике. К данным педагогическим условиям отнесены: 1) использование в процессе обучения математике студентов колледжа современных образовательных технологий; 2) использование в процессе математической подготовки студентов колледжа оптимальных методов, форм и средств обучения; 3) введение спецкурса «Математика в моей специальности»; 4) систематический мониторинг формирования математической компетентности студентов колледжа.
ИНТЕГРАЦИЯ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРЕДПОСЫЛКИ И УСЛОВИЯ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Борисовна Стукалова ;
Статья посвящена рассмотрению предпосылок и условий развития интеграционных процессов в сфере высшего образования. Актуальность темы определена стоящими перед Россией вызовами интеграции в глобальную образовательную среду посредством конкуренции на глобальном рынке образовательных услуг и экспорта российского образования. Целью статьи является исследование и классификация пред-посылок и условий интеграции российской системы высшего образования в глобальное образо¬ва¬тельное пространство. Автор обобщил теоретические основы интернационализации, глобализации и интеграции в сфере образования, проведя сравнительный анализ соотношения этих понятий. Интернационализация исторически и логически предшествует глобализации, которая представляет собой итог и высшую ступень интернационализации. Интеграция предполагает развитие международного сотрудничества в сфере образования на государственном уровне и представляет собой сближение национальных образовательных систем. Далее автор провел количественную оценку интернационализации высшего образования по критерию академической мобильности студентов и на ее основе сделал вывод о невысокой степени интернационализации российских университетов и недостаточной вовлеченности российских студентов в обменные процессы. Автором эмпирически доказано, что на степень интернационализации оказывают влияние факторы студенческого выбора станы и университета обучения, а язык преподавания является одним из важных факторов, определяющих выбор иностранными студентами страны и университета обучения. Автор сделал вывод, что в основе интеграционных процессов в сфере высшего образования лежат общесистемные и специфические (геополитические, социально-экономические и культурно-об¬разовательные) предпосылки. Они могут быть реализованы через создание системы соответствующих условий, способствующих развитию интеграционных процессов; которые, в свою очередь, должны базироваться на факторах студенческого выбора станы, вуза и программы обучения. Методы, используемые автором: дедукция, количественный и сравнительно-логический анализ.
ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ БИЛИНГВАЛЬНОЙ СРЕДЫ И СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ
УДК: 376.3+376.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Фёдорова ; Ирина Николаевна Андреева ; Вера Ивановна Токтарова ;
В статье рассматривается исследование языковой компетентности субъектов билингвальной среды и современных образовательных интернет-ресурсов. Целью работы стало выявление уровня языковой компетентности будущих педагогов, субъектов билингвальной среды. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, опрос, наблюдение, тестирование, анализ результатов. В работе анализируется понятие «языковая компетентность», выделяются ее структурные компоненты. Рассматриваются понятия составляющие фонологическую, лексическую, грамматическую, орфографическую компетенции. Анализируются подходы к определению языковой компетентности Д. Хаймза, М. Н. Вятютнева, И. Л. Бим, А. Р. Арутюнова, А. Н. Щукина. Выделяются компоненты языковой компетенции: знания (когнитивный компонент) и умения (деятельностный компонент) и делаются выводы, что языковую компетенцию можно рассматривать как знание единиц языка, правил их образования и употребления, а также умение пользоваться ими в процессе общения. В исследовании представлены результаты диагностики по выявлению уровня языковой компетентности (фонологической, лексической, грамматической и орфографической) студентов психолого-педагогического факультета Марийского государственного университета как субъектов билингвальной среды. Подробно анализируются итоги тестирования по нормам русского языка, т. к. именно по данной диагностической методике результаты оказались худшими их трех предложенных диагностических методик. Отмечаются типичные ошибки, совершаемые билингвами на русском языке, и объясняется их возникновение, в первую очередь, звукопроизносительными навыками, стилистическим оформлением речи родного языка. Дается анализ интерактивных программ и образовательных интернет-ресурсов, направленных на изучение наиболее популярных европейских языков и на изучение национальных языков народов России. Определяются возможности языкового виртуального пространства в коррекции речевых нарушений и повышении уровня языковой компетентности субъектов билингвальной среды.
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТИЛЯ УПРАВЛЕНИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ С НАПРАВЛЕННОСТЬЮ ЛИЧНОСТИ СОТРУДНИКОВ
УДК: 1.159.99
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Голованова ; Мария Владимировна Белова;
Направленность личности предопределяет основные закономерности в поведении человека и считается ведущим компонентом структуры личности. Это определенная система побуждений человека к жизнедеятельности (мотивы, цели, субъективное отношении к окружающей действительности). Осознание собственных целей и мотивов приходит к человеку под влиянием направленности личности и определяет его поведение. Статья посвящена взаимосвязи стиля управления руководителя с направленностью личности у сотрудников. Гипотеза исследования основана на предположении о том, что существует взаимосвязь между стилем управления руководителя и направленностью личности у сотрудников. Целью нашего исследования является выявление взаимосвязи стилей управления руководителя с направленностью личности сотрудников. Объектом нашего исследования выступил стиль управления руководителей. Предмет исследования: взаимосвязь стиля управления руководителя с направленностью личности сотрудников. Для достижения поставленной цели были использованы теоретические, эмпирические и статистические методы сбора и анализа данных. Кроме того, было проведено диагностическое исследование с применением тестирования. Выборку исследования составили 60 человек, трудоспособного возраста, работающие в организациях с различной сферой деятельности. Качественный и количественный анализ данных позволил констатировать отсутствие явно выраженной статистически значимой разницы (p > 0,05) в социально-психологических установках мотивационно-потребностной сферы личности сотрудников при оценке ими стиля управления организацией. В результате проведенного исследования, было установлено, что как при демократическом, так и при авторитарном стилях управления преобладающей мотивацией является мотивация, ориентированная на успех. Также в процессе проведения статистической обработки данных были выявлены значимые (p < 0,01) взаимосвязи в показателях направленности личности сотрудников. При демократическом стиле управления руководителя преобладает интернальный локус контроля и ориентация на результат. При авторитарном стиле управления более характерна ориентация на эгоизм и экстернальный локус контроля.
К ВОПРОСУ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 37.013.77
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Вячеславовна Данилова;
Введение. В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы реализации инклюзивного обра-зования в России на современном этапе и профессиональной готовности педагогов к внедрению модели инклюзивного образования в российскую образовательную систему. Также приводятся результаты пилотажного исследования, целью которого явилось изучение особенностей психологической готовности педагогов общеобразовательных учреждений к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Материалы и методы. Исследование основано на представлении о психологической готовности к профессиональной деятельности как структурном образовании, компонентами которого являются мотивационная, когнитивная и личностная готовность. В качестве респондентов выступали слушатели курсов профессиональной переподготовки по дефектологическим направлениям – педагоги общего образования и воспитатели дошкольных учреждений. Методом сбора данных в исследовании являлся анкетный опрос, также использовались качественный и количественный анализ при изучении полученных данных. Результаты исследования. Проведенное исследование позволило выявить особенности мотивационного, когнитивного и личностного аспектов готовности педагогов, позволяющие характеризовать психологическую готовность педагогов общеобразовательных учреждений к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования как недостаточную, а также свидетельствующие о несформированности у педагогов значимых профессиональных компетенций, необходимых для специалиста, работающего в инклюзивном образовательном пространстве. Обсуждение и заключения. В свете усиливающихся инклюзивных тенденций в развитии современной отечественной системы образования проблема психологической готовности педагогов к работе в инклюзивной школе приобретает особенную актуальность, поскольку выступает одним из главных условий эффективности педагогического процесса, в том числе инклюзивного. Приведенные в данной статье результаты исследования свидетельствуют о необходимости дальнейшего изучения и разработок в данном направлении.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ И УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ КРЕАТИВНОСТИ КАК ОБЯЗАТЕЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ-ДИЗАЙНЕРА
УДК: 37.013.77
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Азиза Салаватовна Иксанова ; Альфия Рафисовна Масалимова ; Эльмира Робертовна Хайруллина ; Ларианна Юрьевна Королева ;
Проанализировано состояние разработки понятия «креативность» в современной психологической лите-ратуре и определены компоненты развития креативности в творческой деятельности преподавателя-дизайнера. Креативность является интегративным качеством личности, которое формирует и определяет творческий процесс во всех сферах деятельности. Исходя из результатов анализа этого понятия, подобраны такие методы исследования творческой личности будущего преподавателя-дизайнера, которые дают возможность исследовать все аспекты, детерминирующие его формирование в процессе обучения в вузе и в процессе проектирования как основной продуктивной деятельности в дизайне. Феномену креативности люди на протяжении многих веков придавали оттенок мистического, сверхъестественного, усматривая в творениях и чертах личности талантливого человека печать перста Бога или когтя дьявола. Современные научные исследования творческих процессов, представленные комплексным и системным подходами к изучению креативности, анализируют разноплановых субъектов творчества от человекообразных обезьян до гениальных ученых, художников, музыкантов, а также создают модели креативных процессов в попытке заставить искусственный интеллект мыслить креативно. В статье указано, что педагогам необходимо обращать внимание на качества личности, которые должны быть сформированы для реализации творческой деятельности будущего специалиста, потому что сознательное применение инновационных технологий для развития креативности предполагается даже на базовом уровне. Если преподаватели и сами студенты будут продолжать совершенствовать свои качества и способности, мы можем надеяться на то, что выпускники будут способны создать собственную авторскую методику дизайн-проектирования, можем говорить об эффективности подготовки студентов в вузах, и это даст им широкое поле для профессиональной творческой деятельности. Развитие творческих спо-собностей требует сочетания множества соответствующих условий и факторов, главным из которых яв-ляется присутствие творческой доминантной цели, которая реализуется при наличии необходимых ка-честв: познания, владения интеллектуальными, творческими и физическими двигательными навыками. Еще одним необходимым условием для развития творческих способностей является разнообразие форм и видов деятельности, в которых человек участвует.
АНАЛИЗ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С УЧАЩИМИСЯ С ОВЗ
УДК: 376.3+376.4
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Фаварисовна Сайфутдиярова; Лидия Фаварисовна Фатихова ;
В статье дается анализ результатов апробации и внедрения зарубежными исследователями (Австралии, Великобритании, США, Испании, Кореи, Филиппин и Шри-Ланки) компьютерных технологий в системе образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), начиная с 80-х годов XX века. Осу-ществляется попытка выделить требования, предъявляемые к разнообразным типам компьютерных образовательных программ для учащихся с ОВЗ. Выявлены достоинства применения компьютерных технологий в обучении учащихся с ОВЗ, к которым относятся: возможность осуществления индивидуального подхода, усиление обратной связи, что особенно необходимо при повторении пройденного материала, возможность повышения концентрации внимания учащихся через визуальные и звуковые сигналы и др. В современной системе коррекционного образования активно разрабатываются и применяются разнообразные формы компьютерных технологий – презентации, обучающие игры, программы с применением 2D и 3D-технологий, которые содержат анимацию, звуковое и видеосопровождение, что значительно облег-чает и обогащает процесс ознакомления учащихся с нарушениями в развитии с новым материалом. Авторами статьи установлено, что во многих странах, несмотря на активное внедрение разнообразных компьютерных технологий для обучения лиц с ОВЗ, остаются проблемы, связанные с их дороговизной, соответственно, и недоступностью, как для педагогов специальных образовательных учреждений, так и родителей детей с ОВЗ. Кроме того, некоторые компьютерные программы не всегда учитывают осо-бенности учащихся данной категории, так как в большинстве своем разрабатываются программистами, не владеющими необходимыми теоретическими и методологическими знаниями.
МАРИЙСКИЕ ТАБУ В КОНТЕКСТЕ СВАДЕБНОГО ОБРЯДА
УДК: 811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Работа посвящена исследованию марийских запретов (ойöрö), функционирующих в марийском свадебном обряде. В запретах в сжатой форме отражаются религиозные, этические и эстетические представления народа. До настоящего времени они во многом определяют поведение представителей марийского этноса в быту, а также во время совершения обрядовых действ, ритуалов. Свадебный обряд выполнял важную социально-психологическую функцию, обеспечивая переход молодых в новый статус. В этот решающий момент в жизни новобрачных их могли подстерегать различные опасности, которые, по представлениям марийцев, исходили от злых духов, колдунов. Именно поэтому свадебным обряд обставлялся множеством предписаний и запретов. Кроме того, запреты, соблюдаемые в ходе свадебного обряда, были призваны создать условия для счастливого будущего молодой семье, облегчить переход девушки из одной семьи в другую. С запретов у марийцев начинается выбор жениха и невесты: соблюдается строгая экзогамия как по мужской, так и по женской линии. Большинство запретов свадебного обряда связано с невестой. Так, невесте на свадьбе не рекомендовали плакать из боязни, что вся ее жизнь в замужестве пройдет в слезах. Строго запрещалось примерять наряд невесты, говорили: крадешь счастье будущей семьи. Свадебный наряд впоследствии не надевался, его никому не отдавали. У башкирских мари головной убор невесты – тäкия – мог передаваться и другим невестам, особенно это практиковалось, когда такое украшение стало редкостью. Однако, возвращая головной убор владелице, молодая обязательно должна была пришить к нему монету. Родственники не должны наряжать невесту из опасения, что молодая заболеет. Существовал запрет оглядываться молодым при возвращении свадебного поезда в дом жениха. Одним из стро¬го соблюдаемых является запрет пропускать между женихом и невестой кого бы то ни было; полагают, что от этого испортится их жизнь, они могут развестись. В исследовании обращено внимание на аналогичные табу других финно-угорских народов, а также народов, с которыми марийцы контактировали и продолжают жить в добром соседстве (русские, башкиры, татары, чуваши). Соблюдение запретов является показателем того, что в марийской свадьбе многим элементам придается мистический и символический смысл.
СЕМАНТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ЕДИНИЦ, НОМИНИРУЮЩИХ ЭМОЦИИ В АНГЛИЙСКИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПОДЪЯЗЫКАХ
УДК: 811.111’276.6
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Игоревна Андреева ; Марина Ивановна Солнышкина ;
Исследование нацелено на изучение семантических моделей единиц, номинирующих страх (fear), храб-рость (courage), спокойствие (tranquility) в английских профессиональных подъязыках. Материал иссле-дования составили 39 единиц, номинирующих страх (fear) (и его гипонимы), храбрость (courage), спо-койствие (tranquility). Единицы были отобраны из словарей при помощи метода сплошной выборки. Анализ словарных дефиниций и метод компонентного анализа (далее КА) позволили выявить семантическую структуру, которая была изложена при помощи описательного метода. Представлен пример проведения КА как для многозначной единицы, так и для единицы с одним исследуемым значением. Установлено, что эмотивный компонент (далее ЭК) может содержаться как в буквальном, так и в переносном значении единицы. Данное основание легло в основу двух семантических моделей. Результаты проведенного КА позволили ввести авторскую маркировку изучаемых единиц. Основными компонентами семантических формул явились семы «эмоция» (Em), «лицо» (Pers), «действие» (Ac), «каузация» (Caus). Ядром группы исследуемых единиц является номинация эмоциональных состояний, что объективировано в семи единицах. Периферия группы выстроена номинациями пребывания лица в эмоциональном состоянии, дейст¬вий лица и факторами каузации эмоционального состояния. Далее изучаемый материал был классифицирован в соответствии с моделями метафоризации значения единиц. Предложенные модели базируются на номинации лица, пребывающего в (1) эмоциональном состоянии, (2) каузации состояния, и (3) номинации эмоции. В трех указанных параметрах моделей выявлены схожие источники метафоризации, а именно, действия, места, и стихии.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ В ДРАМЕ А. ПУДИНА «КАНАЗОР»
УДК: 821(470.345-25)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юрий Григорьевич Антонов ; Юрий Александрович Мишанин ;
В статье анализируется историческая драма А. Пудина «Каназор». Цель исследования – выявить особенности авторской интерпретации исторических событий начала XIII века, оказавших значительное влияние на дальнейшее развитие мордовского этноса; раскрыть особенности построения характеров основных персонажей произведения, являющихся подлинными историческими лицами; подметить место фольклорных элементов в произведении как важной художественной составляющей сюжета, построения образной системы и словесно-выразительных средств. Используется культурно-исторический метод, позволяющий выявить особенности художественного осмысления этнической истории, подметить особенности национального характера, являющегося предметом анализа в исследуемом произведении, а также контекстуальный и культурологический принципы герменевтического метода, позволяющие выделить этническую культурно-исто¬ри¬ческую составляющую в художественном построении образной системы произведения. Объектом художественного осмысления в драме становится историческая личность и ее деяния. Драматург, опираясь на подлинные исторические факты, художественно интерпретирует важный этап этнической истории. В центре конфликтной коллизии произведения образы двух мордовских князей, создавая которых автор использует как исторические факты, так и художественный вымысел, их не искажающий, и элементы устного народного творчества. В драме характеры Пуреша и Пургаса строятся на их отношении к исто-рическим обстоятельствам, через восприятие которых и формируются индивидуальные черты персонажей. Пьеса А. Пудина «Каназор», рассматривая истоки формирования национальной идентичности, средствами художественной литературы стремится выявить национальную специфику формирования характера исторической личности, оказавшей определенное влияние на развитие истории народа. Воссоздает подлинную атмосферу далекого прошлого, используя при этом не только достоверные исторические сведения, но и национальный фольклор, в котором сохранились многие аспекты жизни наших предков.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ГЛАГОЛОВ ДВИЖЕНИЯ В ЭРЗЯНСКОМ И ВЕНГЕРСКОМ ЯЗЫКАХ (НА МАТЕРИАЛЕ ЭПОСА «МАСТОРАВА»)
УДК: 81’367.625=811.511.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Павловна Арискина ; Наталья Сергеевна Попова ;
Актуальность исследования продиктована следующими факторами: на данный момент мало изучены семантические поля глаголов движения в эрзянском и венгерском языках, они недостаточно описаны как семантико-компонентная система; практически нет работ, посвященных функционированию глаголов движения в речи. Предметом исследования являются глаголы движения в эрзянском и венгерском языках. Цель исследования состоит в комплексном описании функционально-семантических особенностей гла-голов движения в эрзянском и венгерском языках в сравнительном аспекте. При создании работы ис-пользовались дефиниционно-семантический, семантико-компонентный, семантико-синтаксический, со-поставительный методы. Общетеоретическую и методологическую базу составили труды, посвященные системному изучению содержательных компонентов знакового значения слова, выявлению лексической семантики через понятие лексико-семантического варьирования, а также работы в области изучения се-мантических группировок глаголов. Материалом для анализа являются глаголы движения, встречающиеся в эпосе «Масторава». В данном исследовании проанализированы глаголы движения с точки зрения их лексико-семантических свойств и функционирования. Было выявлено структурное строение семантического поля глаголов движения, выделены и классифицированы их основные значения. Анализ употребления глаголов движения в тексте показал, что они, как правило, определяются контекстом. Глаголы движения в эрзянском и венгерском языках образуют особое семантическое поле, иначе говоря, лексико-семантическую систему, основанную на интегральных признаках этих глаголов. Поэтому их можно рассматривать в качестве синонимического ряда. Список глаголов движения (перемещения) не может быть полным и всегда остается открытым, так как в любом языке имеется множество фразовых глаголов движения со значением передвижения, перемещения в пространстве, изменения состояния и т. д. Глаголы движения в эрзянском и венгерском языках представляют собой микросистему, для которой характерны системные отношения при наличии ярко выраженного синонимического отношения.
ЯЗЫКОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ АНТИРОССИЙСКИХ НАСТРОЕНИЙ В ИТАЛОЯЗЫЧНОМ МАССМЕДИЙНОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
УДК: 811.131.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Львовна Зайцева ; Наталья Владимировна Кириллова ; Алексей Александрович Пушкин ;
В прессе находят отражение различные стороны межгосударственных отношений, которые представляют особый интерес с точки зрения использования языка. Общепризнанным считается мнение, что западная медийная система свободна от влияния на нее государственной власти, учитывает мнения всех слоев общества, пользуется полной свободой слова. Цель. Целью статьи является анализ языковой стороны политических текстов в итальянской прессе, традиционно считающейся свободной от политических влияний на нее при освещении международных событий. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили статьи из итальянских медийных изданий «La Stampa», «Corriere della sera», «La Repubblica» за 2014–2017 годы, посвященные России и, в частности, отношению к референдуму в Крыму. С учетом лингвистического критерия авторы разделяют статьи на «за референдум» и «против референдума», выделяют ключевые слова статей в соответствии с основными темами, через которые манифестируется отношение к референдуму в итальянской прессе. Результаты исследования. В ходе анализа языковых фактов было установлено количественное преобладание статей «против референ¬ду-ма»; доминирующей темой в освещении референдума стала политика. Языковые факты также пока-зывают, какие лингвистические средства являются ключевыми в итальянской прессе при освещении событий, связанных с Россией. В соответст¬вии с основным содержанием статьей о референдуме были определены сферы человеческой деятельности, на которые повлиял сам факт референдума и темы, че-рез которые происходит языковая репрезентация референдума: 1) политика, 2) экономика и внут-рикрымская ситуация, 3) армия, 4) медийные личности, чья деятельность не связана непосредственно с политикой. Обсуждение и заключения. Авторы приходят к выводу, что политические медийные тек-сты на итальянском языке односторонне трактуют такое событие мирового масштаба, как Крымский референдум, не избегая при этом искажения фактов, отражая в качестве язы¬ковых манифестаций «за референдум» преимущественно языковые практики российской стороны, при этом риторика запад-ных и украинских политиков объединяется под общим значением «против референдума».
АВТОР, ПОЭТИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ (НА МАТЕРИАЛЕ РУССКОЙ ПОЭЗИИ МАРИЙ ЭЛ)
УДК: 82.0
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов ; Мария Владимировна Сайранова ;
Цель исследования – соотнесение понятий «автор», «авторология», «поэтическая реальность», «художественность» в их направленности на анализ литературно-художественного произведения. Наука об авторе (авторология) исходит из понимания автора как субъекта литературно-художественной деятельности, а литературно-художественное произведение понимается как объективация экзистенциальных сил писателя. Поэтическая реальность – внутренняя форма литературно-художественного произведения. Поэтическая реальность имеет свою структуру: внешний уровень, который является событием изображения (словесно-субъектная организация, форма повествования); внутренний уровень, который можно рассматривать как событие изображаемое («картина мира»). Автор по отношению к поэтической реальности выступает организатором двух ее уровней: изображенная «картина жизни» является одновременно и «картиной» ее поэтического выражения. Художественность как качество литературно-художественно¬го произведения зависит от структуры поэтической реальности, авторских индивидуальных способностей, авторского поэтического видения мира. Материалом исследования являются стихотворные произведения русских поэтов Республики Марий Эл. Автор статьи использует метод авторологического анализа текста, приходит к выводу о зависимости качества литературно-художественного произведения от соблюдения законов поэтической реальности, от умения автора представить в своем произведении целостную картину бытия. Основные теоретические положения подтверждаются анализом стихотворений поэта-любителя и поэта-профессионала. В первом случае в тексте объективируется личностно-обыден¬ное восприятие мира, выражаемое в обыденном высказывании, во втором случае объективируется собственно поэтическое мировосприятие, выражаемое в метафорическом высказывании. Данное понимание исследуемых понятий позволяет провести классификацию текстов по признаку художест¬венности, тем самым более обоснованно подходить к отбору текстов для построения истории русской литературы, в том числе истории русской поэзии в Республике Марий Эл.
ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО В ЧУВАШСКОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ XXI ВЕКА: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ
УДК: 82.09
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Фёдоровна Мышкина ;
Взгляд на пройденный путь и подытоживание полученных результатов, способствующие выявлению дальнейших перспектив – это естественный процесс любой науки. Подведение промежуточных выводов является определенной необходимостью для движения вперед. Учитывая все это, автор статьи поставила перед собой цель подытожить научные изыскания молодых чувашских литературоведов последнего десятилетия (О. Г. Владимирова, Г. Г. Ильина, И. Ю. Кириллова, А. Ф. Мышкина, И. В. Софронова, Е. Р. Якимова и др.) и наметить пути их дальнейших исследований, а также выявить малоизученные вопросы совре-менного чувашского литературоведения. Естественно, в рамках одной научной статьи нет возможности охватить весь спектр современных литературоведческих трудов, поэтому для выявления объема исследуемого материала сделан определенный подбор работ, в основе которого лежит субъективное видение автора актуальности и дальнейшей перспективности того или иного направления исследования, конкретной научной статьи. Тем не менее такой подход дает достаточное представление о научных интересах чувашских литературоведов XXI века. В качестве научных методов исследования были избраны анализ и выборка, которые способствуют наиболее полному решению намеченной цели статьи. Результатом проведенного анализа стали обобщения автора по кругу современных литературоведческих проблем, в числе которых следует выделить: исследование поэтики отдельного писателя, сравнительно-сопоста-вительный анализ литератур региона, поиск генетических типологий и эстетических параллелей чуваш-ской и других тюркских литератур, решение проблемы подготовки истории чувашской литературы про-шлого столетия, общеэстетические и этнические элементы (философия, мировоззрение, психология, менталитет народа) национальной художественной словесности и т. д.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ЧУВАШСКОГО ВОСТОКОВЕДЕНИЯ В ТРУДАХ В. АБРАМОВА
УДК: 821.512.111Абрамов.04(1-11)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Владимировна Софронова ;
В данном научном исследовании поставлена цель – рассмотреть научные работы чувашского литературоведа и критика Валентина Александровича Абрамова (1958–2012), в которых он исследует как проявление восточного менталитета в творчестве определенных национальных авторов, так и влияние всей восточной классики на чувашскую литературу в целом. Здесь впервые целенаправленно рассматриваются вопросы чувашского востоковедения в научной деятельности конкретного ученого. Материалом для анализа послужили научные статьи названного исследователя. Методом исследования были избраны анализ, выборка, классификация. Научные изыскания В. А. Абрамова приводят к выводу о том, что восточные традиции используются одними чувашскими поэтами и писателями подсознательно. Другие авторы специально обращаются к образцам восточной литературы, так как имеют задатки восточного менталитета. Исследователь В. А. Абрамов для более точного разъяснения особенностей художественного произведения, поведения героев, философских размышлений автора использует знания о чувашском мире и восточной культуре. Ученый строит свои умозаключения на основе изучения особенностей пейзажной лирики Я. Ухсая, любовной лирики П. Хузангая, лиро-эпики К. Иванова. В результате проведенных исследований автор статьи приходит к заключению о том, что литературовед и критик В. А. Абрамов в какой-то степени отказывается от основ западной теории литературы в пользу национальной теории литературы. Он одним из первых в национальном литературоведении 1980–2000-х гг. указывает на необходимость изучения особенностей чувашской словесности через восточный ракурс.
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ КОМПАРАТИВИСТИКИ В ТРУДАХ Н. И. АШМАРИНА
УДК: 398(092)Ашмарин
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Владимировна Софронова ;
Целью данной научной статьи является исследование фольклористических и литературоведческих работ Н. И. Ашмарина, в которых используются методы и приемы компаративистики. Материалом для анализа стали те работы ученого («Введение в курс чувашской народной словесности», «Отголоски золотоордынской старины в народных верованиях чувашей», «Несколько слов о современной литературе казанских татар» и др.), которые направлены на выявление генетической, типологической, исторической общности в фольклорных текстах и произведениях художественной литературы народов Поволжья. В качестве методов исследования были использованы анализ, систематизация, описание и обобщение. В ходе анализа выявлено, что ученый одним из первых в поволжском регионе при изучении народных песен применил функциональный метод. Н. И. Ашмарин учитывает важность изучения содержания словесного текста, в сопряжении с народной культурой. Сопоставляя песенные тексты соседних и родственных народов, ученый приходит к выводу, что чувашский и татарский народы имеют историческую и генетическую общность; фольклор тюркских народов оказывал плодотворное влияние на словесность финно-угоров Поволжья. По его мнению, через татарское посредничество в чувашскую словесность проникают идеалы мусульманской культуры, а через русскую – христианской культуры. В научных трудах Н. И. Ашмарина, характеризующих развитие татарской литературы, подчеркивается наличие в них традиций турецкой и других мусульманских литератур, отмечается роль художественных произведений в распространении идей просвещения среди других тюркоязычных народов. Некоторые типологические параллели ученый наблюдает в произведениях татарских (Ф. Карим, З. Хади, Г. Исхаки) и французских (Г. де Мопассан) авторов, а также в художественных средствах, используемых декадентами Запада и в текстах чувашских песен. В заключение автор статьи делает выводы о том, что методы и приемы компаративистики позволили Н. И. Ашмарину доказать тюркское происхождение чувашского народа, объяснить причины влияния традиций восточной культуры на чувашскую.
СМЫСЛОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ВЫРАЖАЕМЫЕ ФОРМОЙ УСЛОВНОГО НАКЛОНЕНИЯ ГЛАГОЛА, В ТЮРКСКИХ ЯЗЫКАХ
УДК: 811.512.145’367+811.512.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лениза Газинуровна Хабибуллина ;
Введение. Современная лингвистическая наука проявляет интерес к семантической стороне языковых фактов, структурно-семантическому исследованию тех или иных отношений. Сложность разграничения разных смысловых отношений в тюркских языках связана в первую очередь с тем, что одни и те же фор-мальные показатели (средства связи) могут употребляться для выражения нескольких значений, и одна и та же семантика способна репрезентироваться разными средствами. Так, условная форма -са/-сә (непосредст-венно являющаяся формальным показателем кондициональности) может использоваться в конструкциях, выражающих различные смысловые отношения. Целью данного исследования является выявление смысловых отношений, выражаемых формой условного наклонения глагола, на материале тюркских языков. Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач: изучить семантику условно-го наклонения глагола в древнетюркских памятниках; выявить модели условного наклонения в тюркских языках; проанализировать структурные и семантические особенности конструкций с формой условного наклонения глагола. Исследование проводилось с использованием концептуального аппарата современных теорий языковых категорий, а также представлений о роли и функциях условной формы глагола как в самой системной организации языка, так и в контекстуальном дискурсе. Материалы и методы. Материал для ис-следования привлекался из древнетюркских памятников, малых жанров тюркского фольклора, разговорной речи. В ходе работы были применены методы лингвистического описания, моделирования и трансформа-ционного анализа. Результаты исследования. В результате проведенного исследования было установлено, что наиболее часто с помощью формы условного наклонения глагола, которая является специализиро-ванным средством репрезентации кондициональности, выражаются временные и каузальные отношения, активно проявляются структурно-семантические связи условных отношений с темпоральными и причин-но-следственными отношениями. Обсуждение и заключения. Перспективы дальнейшего исследования проблемы усматривается в создании современной семантической теории синтаксиса тюркских языков.
БАЗОВЫЕ МЕТАФОРИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ ПОНЯТИЙНОЙ СФЕРЫ «ЗАКОН» В АМЕРИКАНСКОМ ПАРЕМИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ
УДК: 81’1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Леонидовна Яковлева;
Введение. В статье рассматриваются вопросы выявления, описания и классификации метафорического моделирования понятийной сферы «закон» в американском паремическом дискурсе. Цель исследования – выявить, подвергнуть анализу и классифицировать метафорические (онтологические, пространственные, структурные) модели, репрезентирующие исходную понятийную сферу «закон» в американском пареми-ческом дискурсе. Методы исследования. Для решения поставленных задач используются описательный метод и метод концептуального анализа. Закон в данном случае рассматривается в широком смысле: как вся система правил, которым люди в определенной стране должные следовать, как свод обязательных норм, регулирующих общественные отношения. Результаты и обсуждение. Человек в своем сознании представляет модель ситуации и определенного фрагмента мира при помощи языка, при этом создать новый способ пред-ставления объекта ему помогает метафора, являющаяся феноменом как языковым, так и когнитивным. В работе выделены онтологические, пространственные и структурные метафоры различного вида. Метафо-рическая модель представляет собой своеобразную схему, некое соотношение между исходной и понятийной областями. Метафорическая модель представляется в виде схемы «А – это Б». Причем в любой метафориче-ской модели компоненты составляют подобие, а не прямое отождествление. Анализ фреймовой структу-ры метафорических моделей позволяет выделить наиболее характерные фреймы и слоты, типичные для каждой метафорической модели. Заключение. Анализ метафорических моделей американского пареми-ческого дискурса, репрезентирующих исходную понятийную сферу «закон», позволил выделить такие базовые модели, как: ЗАКОН – это ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОЦЕСС / ПРОСТРАНСТВО / СТОИМОСТЬ / ДЕТАЛЬ ТРАНСПОРТА / САМ ЧЕЛОВЕК.
ФОЛЬКЛОРНЫЙ АРХИВ МАРГУ: НОВЫЕ ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ МАТЕРИАЛА
УДК: 821.161.1
Раздел: ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ
Авторы: Наталья Игоревна Ефимова ; Татьяна Аркадьевна Золотова ; Е. А. Плотникова; В. И. Токтарова;
В настоящее время преподаватели и сотрудни-ки МарГУ работают над созданием электронной ба¬зы данных по фольклору РМЭ в виде двух уров-ней в зависимости от характера имеющегося материала, степени его сохранности, научной и социальной значимости: 1) полнотекстовой базой данных для исследований в области фольклористики; в основе ее – строго выверенные с научной точки зрения коллекции вербальных текстов, в том числе обря¬довых, с включением аутентичных аудио- и видеоматериалов (северо-восток РМЭ); 2) базой данных в виде виртуальных музеев фольклора. В процессе создания данного уровня сохраняется научный подход к формированию коллекций, но добавляются элементы, связанные с возможностью коммерческого их использования, а именно – демонст¬ра¬ции туристам, наравне с артефактами культуры районов (ареал марийского Поволжья). Оформление материалов обоих уровней базы данных осу¬ществляется на высоком техническом уровне, с ис¬пользованием элементов современного дизайна
ДИСКУССИЯ О ДИСКУРСЕ: СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Флёра Яхиятовна Хабибуллина ;
Значимым событием в научной жизни отечест-вен¬ных и зарубежных исследователей, занимаю-щихся актуальными проблемами дискурса, явился специальный выпуск журнала «Вестник Российского университета дружбы народов» (том 20, № 4 (2016), посвященный вопросам дискурс-анализа и современ¬ного состояния исследований в области политического дискурса.
РЕЦЕНЗИРУЕМЫЕ НАУЧНЫЕ ЖУРНАЛЫ. ТРЕБОВАНИЯ ДЛЯ АВТОРОВ
УДК:
Раздел: КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Авторы: Елена Валентиновна Кондратенко ; О. С. Крылова;
Уважаемые авторы, решением Президиума Высшей аттестационной комиссии Минобрнауки России научный журнал «Вестник Марийского государственного университета» ISSN 2072-6783 6.06.2017 г. включен в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Искренне поздравляем и благодарим вас за сотрудничество и активное участие в нашем общем деле!