ВЕСТНИК 1(37) 2020
- Название:
- ВЕСТНИК 1(37) 2020
- Номер:
- 1
- Год:
- 2020
- Дата публикации на сайте:
- 2020-03-17 12:25:24
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 19
УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
УДК: 371.13, 37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Людмила Валентиновна Курочкина;
Педагогическая практика занимает важное место в процессе обучения студентов. Являясь составной
частью структуры основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) вуза, она направлена на
закрепление теоретических знаний и формирование непосредственно на производстве профессиональных
умений и навыков. Цель исследования – определить роль учебной практики в формировании профессиональ-
ных компетенций студентов-первокурсников, обучающихся по направлениям подготовки «Педагогическое
образование». Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме
исследования, педагогическое моделирование учебной практики будущих педагогов, наблюдение за практи-
кантами в школе, изучение продуктов их деятельности в виде отчетной документации по практике и пред-
ставление результатов практики на итоговой конференции, анализ результатов анкетирования студентов
Марийского государственного университета, вычисление элементарных статистик. Учебная практика
по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков
научно-исследовательской деятельности, имеет ознакомительный характер, является логическим про-
должением процесса обучения студентов теоретическим дисциплинам, в том числе курсу «Педагогика».
Реализуется с учетом компетентностного, системного, деятельностного и интегративного подходов.
Системный подход предполагает взаимосвязь и единство цели, задач, структуры, содержания практики, пла-
нируемых результатов обучения студентов при прохождении практики. Деятельностный подход предполагает
выполнение определенных заданий, направленных на формирование готовности будущих педагогов осу-
ществлять профессиональную деятельность. Реализация компетентностного подхода представлена сово-
купностью разработанных и апробированных индивидуальных заданий, выполняемых студентами в ходе
учебной практики, которые проверяются с помощью конкретных критериев оценивания результатов
обучения бакалавров во время прохождения практики. Интегративный подход предполагает объединение
и реализацию практикантами прогностического, проектировочного, организаторского, коммуникативного
и рефлексивного видов педагогической деятельности, реализуемых ими в ходе выполнения индивидуальных
заданий с целью закрепления полученных ранее теоретических знаний, профессиональных умений и навыков.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ МАРИЙСКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО
УДК: 37 1174
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Оксана Николаевна Васенина;
Статья посвящена рассмотрению вопроса использования информационно-коммуникационных технологий
(далее – ИКТ) на уроках марийского языка как неродного в основной школе. ИКТ обладает большим педа-
гогическим и методическим потенциалом при обучении неродным языкам, в том числе марийскому языку.
Компьютер может выполнять как функции рабочего инструмента (средство подготовки тестов и их хране-
ния, текстовый редактор, графический редактор, средство моделирования и т. д.), так и функции учителя
(источник учебной информации, наглядное пособие, индивидуальное информационное пространство, сред-
ство контроля и т. д.). ИКТ на уроках становятся ведущими технологиями в образовательном процессе,
которые способствуют формированию умений самостоятельно пополнять знания, осуществлять поиск
и ориентироваться в потоке информации, а также способствуют повышению мотивации к изучению языка,
формируют коммуникативную культуру учащихся и их познавательную самостоятельность. Цель – рассмот-
реть особенности использования ИКТ в процессе преподавания марийского языка как неродного.
Материалы и методы исследования. Исследование основано на теоретическом анализе психолого-
педагогической, методической литературы, а также опыта работы педагогов марийского языка как неродного.
Научная новизна заключается в том, что изучен потенциал ИКТ как эффективного инструмента, применяемого
при обучении марийскому языку как неродному. Результаты исследования, обсуждения. Исходя из теорети-
ческого анализа проблемы исследования и раскрытия практического опыта по обучению марийскому
языку как неродному с использованием ИКТ, можно сделать вывод о том, что информационно-коммуни-
кационные технологии влияют, во-первых, на повышение мотивации к изучению предмета, во-вторых,
на владение марийским языком на уровне понимания и говорения. Материалы исследования могут быть использованы педагогами при подготовке и проведении уроков марийского (государственного) языка в школе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ФЕОДОСИЙСКОМ УЧИТЕЛЬСКОМ ИНСТИТУТЕ (1874–1918)
УДК: 377.36/.8:37.01/.018](477.75)“180/191”
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Владимировна Костылева;
Введение. В статье изучено и представлено содержание профессиональной подготовки в Феодосийском
учительском институте (1874–1918). Цель данного исследования – за счет привлечения новых архивных
источников определить содержание профессиональной подготовки в Феодосийском учительском инсти-
туте. Материалы и методы. В своем исследовании автор использует системный подход, а также анализ
широкого круга архивных материалов. Так, автором профессиональная подготовка рассмотрена как один
из уровней сложившейся в Таврической губернии системы педагогического образования. Даны характе-
ристики каждого уровня педагогического образования и названы учебные заведения, соответствующие
этим уровням. Также автор на основе изученных архивных материалов анализирует организацию
образовательного процесса в учительском институте, раскрывает содержание теоретической и прак-
тической подготовки, выделяет изменения, происходившие в нем. На примере связки «городские учили-
ща – учительский институт – педагогические курсы» автором продемонстрирована преемственность
уровней педагогического образования в Таврической губернии. Результаты исследования, обсужде-
ния. Феодосийский учительский институт (1874–1918) – учебное заведение, осуществлявшее професси-
ональную подготовку учителей. Об этом свидетельствует содержание обучения, включающее помимо
углубленного изучения учебных предметов, входящих в программу городского училища, освоение мето-
дик преподавания этих предметов, курс педагогики, а также педагогическую практику. Профессиональ-
ная подготовка в институте постоянно совершенствовалась за счет усиления курса педагогики и появле-
ния новых форм педагогической практики (дежурства, кураторство, составление характеристик
воспитанников и др.). В целом профессиональной подготовке в Феодосийском учительском институте
были присущи системность, постепенность, движение от простого к сложному, индивидуальный подход.
Материально-техническая база института способствовала успешному освоению учебной программы.
На примере работы Феодосийского учительского института удалось установить, что уровни педагогиче-
ского образования: допрофессиональный, профессиональный, повышение квалификации и самообразо-
вание – находились в преемственной связи, что можно характеризовать как сложившуюся систему.
Заключение. Цель исследования можно считать достигнутой.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ВНЕАУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЯХ В ВУЗЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Геннадьевич Коротков; Дмитрий Александрович Крылов; Евгения Сергеевна Бахтина;
Цель данной статьи состоит в обосновании педагогических условий совершенствования организации
научно-исследовательской деятельности студентов во внеурочной деятельности в вузе. Проанализирована
и охарактеризована сущность, содержание и структура научно-исследовательской работы студентов,
сформулированы задачи, стоящие перед системой научно-исследовательской деятельности студентов
(НИДС) в высших учебных заведениях. Рассматриваются основные направления научно-исследователь-
ской работы студентов и показатели оценки эффективности организации научно-исследовательской
работы в университете. Выделяются основные затруднения при формировании внутренней мотивации
студентов в научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются особенности организации науч-
но-исследовательской деятельности студентов в рамках инвариативного и вариативного компонентов
содержательного элемента предложенной структуры. Выявляются и обосновываются возможности орга-
низации научно-исследовательской деятельности студентов на внеаудиторных занятиях в вузе на приме-
ре рассмотрения методики организации и результатов работы студенческого конструкторского бюро.
Описываются этапы работы со студентами, содержание, виды и формы занятий в рамках студенческого
конструкторского бюро.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК: 376.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Асия Габдулмазитовна Мухаметзянова; Гузель Хайдаровна Гумерова;
Введение. Создание условий в Казанском национальном исследовательском технологическом универси-
тете для получения высшего, среднего профессионального и дополнительного профессионального обра-
зования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Цель. Формирование условий безбарьерного
доступа к получению высшего образования для лиц с ОВЗ. Материалы и методы. Для российского образо-
вания включение молодых людей с инвалидностью, с ОВЗ, с особенностями развития в образовательный
процесс в вузе – это сравнительно новый подход. В целях реализации инклюзивного образования и внед-
рения Федеральных государственных образовательных стандартов для лиц с ОВЗ в КНИТУ осуществ-
ляются мероприятия по формированию нормативно-правовой базы. В течение последних лет в КНИТУ
ведется активная работа по проблемам инклюзивного образования в направлении подготовки педагоги-
ческих кадров, исследовательском направлении, а также в направлении психологической поддержки.
На сайте университета представлена подробная информация об образовательных услугах и условиях обуче-
ния инвалидов и лиц с ОВЗ. Результаты исследования, обсуждения. Проводится изучение опыта вузов
в области инклюзивного образования и его внедрение в КНИТУ. Для повышения грамотности в вопросах
специфики работы со студентами с ОВЗ проводятся встречи сотрудников университета со специалиста-
ми по инклюзивному образованию. Для безбарьерного доступа к получению высшего образования лиц
с ОВЗ разрабатываются адаптированные образовательные программы (АОП). Разрабатывается индивиду-
альный план обучения, включающий график прохождения и объем дисциплин обязательной, вариативной
и факультативной части циклов АОП, индивидуальный пакет услуг и средства обучения. Заключение. Обучение
по АОП предоставляет широкие возможности для выбора специальности в соответствии со способностями
и потребностями личности, а также максимально способствует развитию интеллектуальных способностей,
профессиональному росту и полноценной социальной интеграции студента.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В УСЛОВИЯХ НЕПРЕРЫВНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 377.37.016.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. В статье рассмотрены основные положения преемственности профессионального образования
в целом и преемственности математической подготовки между ступенями среднего профессионального
и высшего образования. Цель: обобщение опыта организации преемственности математической подго-
товки на примере специальности СПО 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»
и ВО (уровень бакалавриат) по направлению подготовки 35.03.06 «Агроинженерия» на локальном уровне.
Материалы и методы. Данное исследование опирается на анализ федеральных государственных обра-
зовательных стандартов среднего профессионального и высшего образования и опыт организации преемст-
венности математической подготовки в практике профессиональной образовательной организации Йошкар-
Олинский аграрный колледж ФГБОУ ВО «ПГТУ». Результаты исследования. Исследование показало, что
преемственность образования реализуется на государственном, региональном и локальном уровнях. Преемст-
венность математической подготовки в Йошкар-Олинском аграрном колледже ФГБОУ ВО «ПГТУ» на ло-
кальном уровне обеспечивается в целевом, содержательном и методическом компонентах. Целевой компо-
нент преемственности в условиях непрерывного технического образования «колледж – вуз» заключается
в определении единой цели математической подготовки – формировании математической компетентности
студентов технического профиля средствами профессионально направленного обучения. Содержательный
компонент преемственности обеспечивается вариативной частью блока учебных дисциплин, позволяющих
на альтернативной основе дисциплины сочетать системность получаемых профильных знаний с их углубле-
нием и расширением, интеграцией со смежными предметными областями и практическим применением.
Методический компонент преемственности обеспечивается разработкой методической системы профессио-
нально направленного обучения математике будущих специалистов среднего звена, которая определяется со-
вокупностью объективных факторов, влияющих на процесс обучения, таких как: возрастные особенности
обучающихся, система государственных стандартов и общая концепция математического образования, особен-
ности содержательного наполнения программ по дисциплинам математического блока и уровень информатиза-
ции учебного процесса. Заключение. Таким образом, организация преемственности математической подготов-
ки в рамках непрерывного технического образования «колледж – вуз» обеспечивает обучающимся более
эффективную и оптимальную подготовку в системе среднего и высшего профессионального образования.
ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ В ФОРМАТЕ КУЛЬТУРНОГО ТУРИЗМА И ЭТНОЖУРНАЛИСТИКИ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ)
УДК: 070
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Александровна Ржанова;
В национальной республике в процессе социального взаимодействия, образования человек осознает
влияние этнокультуры. Сохранению культурного наследия финно-угорских народов на территории
Республики Мордовии, формированию национально-культурных ценностей способствует сотрудничест-
во краеведческих музеев и их филиалов с национальными средствами массовой информации (СМИ).
Целью исследования является анализ эффективности реализации инновационных подходов в практике
культурной жизни, описание результатов влияния массмедийного механизма на этнокультурные процес-
сы в регионе, изучение медийных форм в работе центров этнокультурной направленности. Материалы
и методы. Эмпирической базой исследования явились результаты многолетнего наблюдения за развити-
ем этножурналистики финно-угорских народов и деятельностью этнокультурных центров, региональных
центров народного творчества Республики Мордовия. Основой научного исследования послужили ра-
боты в области истории, культуры, этнопедагогики, этнической журналистики. Сопоставление теоре-
тических подходов в соотношении понятий «культурный туризм», «этнобрендинг», «медиапроект»
в контексте культурного наследия позволило автору выявить точки пересечения между этнокультурой
и журналистикой в социодинамике финно-угорской культуры. Получены результаты анализа состояния
национальной культуры в Мордовии, определены эффективные инструменты достижения интеграции
системы финно-угорских объединений с этножурналистикой. Поскольку журналисты участвуют не толь-
ко в информировании аудитории, но и общественно-политической жизни, этножурналистику можно
квалифицировать как вид профессиональной деятельности.
ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СТУДЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Леонидовна Сабирова;
Введение. В настоящее время юридическое образование нацелено на компетентностный подход, который
заменяет собой знаниевый. Выпускникам юридических специальностей необходимо не только обладать
юридическими знаниями, но более того, выпускник должен быть готов уметь применить соответствую-
щие знания на практике в различных областях юридической деятельности. Именно это дает предпосылки
для дальнейшего научного исследования, обобщения и поиска путей реализации юридического консуль-
тирования в системе профессионального образования. Кроме того, студенты, обучающиеся в образова-
тельной организации не по юридическим направлениям подготовки, нуждаются в оказании им юридиче-
ской помощи по вопросам, связанным с их жизнедеятельностью, получением образования, трудовыми
отношениями и так далее. Цель: на основе изучения теоретико-методологических основ юридического
консультирования студентов в системе высшего профессионального образования выявить особенности
данного процесса. Материалы и методы. Анализ и изучение юридической, а также психолого-педагоги-
ческой литературы, опыта организации юридического консультирования в вузах; анализ, синтез и сравнение
полученных результатов, индукция и дедукция, описание результатов, моделирование, анкетирование, качест-
венный и количественный анализ результатов исследования; изучение учебных программ и нормативных
документов образовательной организации. Результаты исследования, обсуждения. Новизна исследования
заключается в том, что автором выявлены особенности юридического консультирования в системе высшего
профессионального образования и построена модель организации юридического консультирования студентов
в системе высшего профессионального образования. Практическая значимость исследования заключается
в выработке конкретных рекомендаций для вузов по совершенствованию процесса юридического кон-
сультирования студентов в системе высшего профессионального образования. Заключение. Студенты
неюридических направлений подготовки нуждаются в организации бесплатного юридического консультиро-
вания в вузе, в связи с тем, что у них достаточно часто возникают вопросы, для решения которых требуются
специальные юридические знания. В настоящий момент в вузах не развита полноценная информационная
поддержка деятельности юридической клиники по консультированию студентов, а также не сформиро-
вана полноценная система по реализации юридического консультирования студентов в вузе.
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ АЛЖИРСКИХ УЧИТЕЛЕЙ
УДК: 377.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наима Си Насер; Елена Валентиновна Кондратенко;
Целью исследования является определение организационно-педагогических условий стандартизации
педагогического образования и профессиональной деятельности педагога в Алжирской Народной Демо-
кратической республике. Авторами проведен сравнительный анализ различных групп национальных
стандартов, определяющих содержание профессиональной подготовки и профессионального роста педа-
гогов: стандартов, связанных с деятельностью педагога и его профессиональной подготовкой: образова-
тельные стандарты, определяющие содержание профессиональной подготовки учителей в колледжах,
институтах и университетах; профессиональных стандартов педагогов, содержащих требования, которые
предъявляются к профессиональной компетенции уже работающего учителя; стандартов оценки качества
образования, которые определяют требования к результатам деятельности педагога, к соблюдению им
условий организации образовательного процесса в школе; стандартов программ профессиональной пере-
подготовки и повышения квалификации педагогов. Рассмотрен генезис стандартизации в системе про-
фессиональной подготовки алжирских педагогов. В статье сформулированы и обоснованы организаци-
онно-педагогические условия стандартизации профессиональной подготовки алжирских учителей:
ориентация на позиции компетентностного подхода и требования международных стандартов в области
образования и оценки его качества; учет кадровых потребностей национальной системы образования
Алжира и образовательных запросов различных категорий алжирских учителей; обеспечение реализации
принципа непрерывного профессионального образования педагогов через разработку и внедрение раз-
личных форм повышения квалификации и переподготовки алжирских учителей.
СИНКРЕТИЗМ КОНЦЕПТА ANXIETY
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виталия Валерьевна Калинина; Жанна Геннадьевна Сонголова;
Введение. Статья посвящена исследованию эмоционального концепта ANXIETY. Актуальность настоя-
щей работы определяется интересом современной лингвистики к эмоциональным концептам и внутрен-
нему миру человека. Цель: выявить концептуальные признаки и проанализировать структуру концепта
ANXIETY, а также его когнитивно-дискурсивные особенности. Материалы и методы. В исследовании
используются данные авторитетных англоязычных словарей, работы отечественных и зарубежных линг-
вистов, а также учебники по грамматике английского языка. Применение методов дискурсивного и линг-
вокогнитивного анализа позволило выявить когнитивные признаки изучаемого концепта. Результаты
исследования, обсуждения. Концепт в данной работе определяется как многомерная структура с опре-
деленным набором признаков, внутри которого сосуществуют несколько субконцептов. В частности,
концепт ANXIETY состоит из субконцептов «эмоциональное состояние» и «волеизъявление». Каждый
из выявленных субконцептов обладает определенным набором концептуальных признаков, коррелирует
с конкретной прототипической ситуацией, имеет различные концептуальные связи и вербализуется
в разных конструкциях с вербоидами. Диффузность исследуемого концепта проявляется в том, что в за-
висимости от дискурсивной цели высказывания говорящий акцентирует тот или иной признак, вслед-
ствие чего реализуется определенный субконцепт. Концепт ANXIETY обладает нерасчлененной семан-
тикой, то есть в его основе лежит синкретизм. В статье постулируется, что субконцепты представляют
собой единицы ментальной деятельности человека и конституируют синкретизм концепта ANXIETY.
Заключение. Концепт ANXIETY обладает синкретичным характером и включает в себя два субконцепта:
«эмоциональное состояние» и «волеизъявление». Субконцепты являются полноправными единицами речемыслительной деятельности, эксплицирующими определенные структуры знания.
ЛЕКСИКОГРАФИРОВАНИЕ НОМИНАТИВНЫХ ЕДИНИЦ С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ ЗНАЧЕНИЯ ‘КРЫМ’
УДК: 81`374
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Владимировна Лановая;
Введение. В статье поднимается проблема изучения и описания региональных вариантов русского языка.
В отечественной лексикографии появилось поколение словарей, которое через язык знакомит с культурой
страны, а также фиксирует лингворегиональные особенности целого субъекта Российской Федерации или
небольшого города. Сегодня, с одной стороны, стираются четкие границы между языками, а с другой –
наблюдается процесс фрагментации, оформление региональных особенностей в новые языковые образо-
вания – региолекты (В. И. Беликов, Т. Ю. Новикова, Е. А. Торохова и мн. др.). Этим объясняется внима-
ние к особенностям русского языка Крымского региона. Цель работы – описание лексикографической
модели представления номинативных единиц с региональным компонентом значения (семой ‘Крым’).
В работе на примере русского языка, функционирующего в Республике Крым и городе федерального
значения Севастополе, рассмотрена проблема лексикографирования номинативных единиц, отражающих
региональное своеобразие русского языка. В связи с отсутствием четких критериев определения степени
«региональности» языковых единиц в данной работе автор предлагает признаком региональности единиц
считать наличие имплицитно или эксплицитно выраженной семы ‘Крым’. Материал и методы иссле-
дования. На основе картотеки единиц, являющейся результатом выборки из региональных СМИ, худо-
жественной литературы, автор выделяет три тематические группы. Главным методом является описа-
тельный. Результаты исследования. Первая группа включает номинативные единицы, отражающие
географическое и биолого-географическое разнообразие региона. Вторая – этнографическое, третья –
общественно-политическое. В ядро регионально маркированной лексики вошли не только диалектизмы
и просторечия, но и единицы, относящиеся к общеупотребительной лексике, но не выходящие за преде-
лы литературного языка. Заключение. Лексикографирование регионально маркированных единиц явля-
ется одним из приоритетных направлений российской лингвистики в целом и крымской русистики
в частности. В работе предложена модель лексикографирования таких единиц, представлены принципы
описания и отбора единиц, приводятся примеры словарных статей.
ЛЕКСИКА ЛУГОВОГО ЛАНДШАФТА В УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 811.511.131#373:633.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Ракин;
Статья посвящена обозначениям лугового ландшафта в удмуртском языке, которые представляют собой
один из пяти компонентов ландшафтной лексики суши. Как самостоятельная микросистема данная лек-
сико-тематическая группа имеет свою структурную организацию, обладает индивидуальным составом
объектов номинации и предназначенным для их обозначения конкретным набором лексических единиц.
Анализ фактического материала, относящегося в основном к удмуртскому литературному языку, прово-
дится с применением как диахронических, так и синхронных методов лингвистического исследования.
На семантическом уровне в составе лексики лугового ландшафта различаются однозначные и многознач-
ные слова, которые все без исключения обладают прямым значением. Исходя из предметно-понятийного
содержания номинативных единиц, вся совокупность рассматриваемых названий, в соответствии с их
денотативными признаками, распределяется по пяти основным подгруппам. С помощью сравнительно-
исторического метода исследования представлена иерархия исконной части лексики лугового ландшафта
удмуртского языка, которая характеризуется наличием трех компонентов древней лексики: прауральско-
го, прафинно-пермского и прапермского. Часть исконной лексики, возникшей в период самостоятельно-
го существования удмуртского языка, не имеющей генетических соответствий в других родственных
языках, анализируется с учетом особенностей структурно-словообразовательной системы, состоящей
из однословных обозначений, двучленных образований в слитном написании и составных названий.
В качестве критерия классификации одночленных лексем в работе использована производность или не-
производность анализируемых слов, а для составных конструкций, состоящих из двух, трех и четырех
слов – их принадлежность к соответствующим частям речи. Иноязычный компонент удмуртской лексики
лугового ландшафта состоит из немногочисленных по своему составу заимствований, проникших из со-
седних тюркских языков.
ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРОВОЙ ДОМИНАНТЫ АНГЛИЙСКОГО ШПИОНСКОГО РОМАНА ПОСРЕДСТВОМ «ЭКСТРАЛИТЕРАТУРНЫХ» ФАКТОРОВ
УДК: 82-1/-9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Сергеевна Соина;
Введение. В работе рассматривается влияние внешних факторов на жанр шпионского романа XX века
в Британии: переосмыслены изученные факторы, добавлены предполагаемые новые. Изучается возникно-
вение жанровых доминант с опорой на упомянутые факторы. Предполагается возможность классификации
жанровых доминант по географическому признаку. Материал и методы. С помощью сравнительно-исто-
рического, социологического, биографического и историко-функционального методов были рассмотрены
шпионские романы «классиков» шпионского романа: Ф. Форсайт, Я. Флеминг, Дж Ле Карре, Гр. Грин,
К. Фоллет, что позволило нам увидеть тенденции развития жанра. Результаты и обсуждение. Внешними
факторами, воздействующими на формирование жанра шпионского романа, являются философский,
социальный, культурный, политический, нравственный, моральный, исторический, фактор творческой лич-
ности автора и географический «надфактор» как ключевой фактор при трансформации жанра. Литератур-
ный процесс в континентальной Европе и в Великобритании, вероятно, протекал по-разному под влияни-
ем географического «надфактора». Поскольку период «холодной» войны считается расцветом жанра
шпионского романа, то большая часть модификаций проявила себя в эту историческую эпоху. В рамках
жанровой доминанты английского шпионского романа мы выявили следующие предположительные
жанровые модификации: документальная, политическая, героическая, модификация о промышленном
шпионаже, фантастическая, патриотическая, трагическая, сатирическая, психологическая, которые нуж-
даются в дополнительном осмыслении. Заключение. В силу островного происхождения Британия вы-
нуждена вести определенную внешнюю политику, отличающуюся от политики материковых государств.
Кроме того, Британия долгое время являлась колониальной империей. Следовательно, английский шпион-
ский роман имеет свои национальные особенности. В перспективе возможно изучение английского шпион-
ского романа в сопоставлении со шпионским романом континентальной Западной Европы.
ТРАНСФОРМАЦИИ СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКОГО СЮЖЕТА ATU 325 “THE MAGICIAN AND HIS PUPIL” В ЗАРУБЕЖНОЙ МАССОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ЖАНРА ФЭНТЕЗИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛО-АМЕРИКАНСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)
УДК: 82.091
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Олеговна Трошкова;
Включение сказочно-мифологических мотивов в сюжетную канву произведений представляет собой
одну из моделей фольклоризации литературных текстов. Изучение возможности и степени включения
фольклорных мотивов в романы фэнтези, а также их трансформации, представляется одной из интерес-
нейших и актуальных задач. Цель: настоящая статья посвящена исследованию вопроса эксплуатации мо-
тивов сказочно-мифологического сюжета ATU 325 “The Magician and His Pupil” в произведениях фэнтези
британских и американских авторов. Материалы и методы. В качестве материалов для исследования
были взяты романы «Волшебник Земноморья» (1968) Урсулы Ле Гуин, «Ученик Чародея» (1982) Рэймонда
Фэйста, «Мор, ученик Смерти» (1987) и «Творцы заклинаний» (1987) Т. Пратчетта, «Гарри Поттер» (1997)
Дж. Роулинг, «Ученик Ведьмака» (2014) Дж. Дилейни. Особое внимание в статье уделяется интеграции
и трансформации мотивов ученичества, преодоления порога и поединка в литературных текстах. Сравнитель-
но-типологический метод исследования позволил выявить особенности интерпретации мотивов сюжета
ATU 325 в англо-американских произведениях фэнтези. Результаты исследования. Автор пришел к выводу,
что рассмотренные произведения структурно и сюжетно строятся по моделям волшебной сказки. Фольк-
лорные мотивы, лежащие в основе сказок ATU 325, активно ассимилируются и обыгрываются авторами
фэнтези. Мотив ученичества является одним из самых распространенных и активно включается в первый
из цикла романов, являясь завязкой для целой серии книг-продолжений. Трансформации мотива учени-
чества проявляются на следующих уровнях: место обучения; этапность обучения; гендерные признаки
учителя и ученика; устойчивость функций наставника в романах. Мотив преодоления порога присут-
ствует во всех романах, но он не настолько очевиден, как в сказках. Сказочный мотив поединка между
учителем и его учеником представлен в романе в трансформированном виде: происходит замена антаго-
ниста. Мотив трансформации, предшествующий поединку, представлен в романах в ослабленной форме.
ХАРАКТЕР ЧЕЛОВЕКА ВО ФРАЗЕОЛОГИИ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ (СТРУКТУРНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ)
УДК: 811.112.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Владимировна Филимонова; Светлана Валентиновна Владимирова; Лиана Фанзиловна Шкирта;
Введение. Фразеологические единицы отражают национальные особенности, менталитет, образ жизни,
обычаи и традиции. Фразеологизмы, характеризующие внутренние и внешние качества человека, назы-
вают антропономинантами (ФАН). Их компоненты имеют различные морфологические свойства и свя-
заны разнообразными синтаксическими отношениями. Цель исследования: определение и сопоставление
общих и специфических особенностей структурной организации фразеологизмов-антропономинантов
в русском и немецком языках. Материалы и методы: сравнительно-сопоставительный анализ ФАН
в русском (РФАН) и немецком (НФАН) языках, представленных в Национальном корпусе русского языка,
в корпусах Берлинской Бранденбургской Академии наук, Института немецкого языка (IDS) г. Мангейм.
Результаты исследования, обсуждения. ФАН является типом синтаксической конструкции, которая
образует ряд устойчивых словосочетаний. В исследовании описываются шесть структурных моделей,
семантически ориентированных на характер человека в русском и немецком языках. Они отличаются
типом синтаксической связи, местоположением главного и зависимого компонентов. Часто встречаемым
является атрибутивно-препозитивный тип с согласованием (180 РФАН, 272 НФАН), реже представлен
атрибутивно-постпозитивный тип с примыканием (1 РФАН, 11 НФАН). Заключение. Структурные мо-
дели характеризуют в обоих языках умственные, физические качества человека. В русском языке ФАН
первого типа отличаются большим структурным разнообразием по сравнению с немецким со строгим
порядком слов. Модели с примыканием шире представлены в немецком языке, что объясняется его меньшей
флективностью по сравнению с русским.
ФУНКЦИИ ПУШКИНСКОЙ ЭЛЕГИИ В РАССКАЗЕ А. И. КУПРИНА «СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ РОМАН»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Геннадьевна Чеснокова;
Целью исследования было изучение влияния творчества А. С. Пушкина на писателя конца ХIХ – начала
ХХ веков. А. И. Куприна, а именно элегии Пушкина «Безумных лет угасшее веселье» на рассказ Куприна
«Сентиментальный роман». Использовался сравнительный метод исследования художественных явле-
ний, рассматривавшийся в единстве содержания и формы. В литературоведении уже были попытки
наметить связи А. И. Куприна с А. С. Пушкиным. Но обычно внимание обращалось только на оптими-
стические мотивы их творчества, да и то в самом общем их виде. Сказывалась, думается, инерция
несправедливых по отношению к А. И. Куприну дооктябрьских суждений, по которым писатель оказы-
вался выразителем лишь стихийной радости бытия. Определяющей идеей является мысль, что элегия
А. С. Пушкина повлияла на создание рассказа «Сентиментальный роман», но в то же время А. И. Куприн
вложил в свой рассказ актуальное для его времени содержание: неприязнь к пошлости жизни, светлую
мечту о Прекрасном. Обозначена тематика, образная система рассказа, связь с произведением А. С. Пушкина.
Достаточное внимание уделено психологическому аспекту, умению А. И. Куприна показать человеческую
способность открыть возвышенную связь между людскими сердцами и сохранить ее навсегда. В заклю-
чение делается вывод о том, что рассказ А. И. Куприна «Сентиментальный роман» – это элегия в прозе,
и эта форма оказалась весьма продуктивной для всего творчества А. И. Куприна. Кроме того, мотивы
элегии А. С. Пушкина нашли свое отражение в рассказах Куприна 1910-х годов: «Гранатовый браслет»,
«Леночка» и других. Здесь снова слышны многие мотивы в пушкинском «повороте»: осознание жизни
вблизи со смертью, любви как силы, дающей веру в будущее.
ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ КАТЕГОРИИ ЭМОТИВНОСТИ В РУССКОМ РЕКЛАМНОМ ПОЛИКОДОВОМ МНОГОКАНАЛЬНОМ ТЕКСТЕ
УДК: 81`373:659.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Чжу Юньпин;
Введение. В статье представлены особенности реализации категории эмотивности в поликодовом много-
канальном рекламном тексте, анализ которого автор проводит с опорой на понятия эмотивный фон, эмотив-
ная тональность, эмоциональная окраска, эмоциональной тема. Цель данной статьи – на примере изучения
конкретного коммуникативного паралингвистически активного текста продемонстрировать особенности
реализации категории эмотивности. Материалы и методы. Для анализа выбран рекламный ролик конфет
«Раффаэлло» А как любите вы?, получивший на YouTube более 10 с половиной миллионов просмотров
и шквал позитивных комментариев. Выбранный когнитивно-коммуникативный подход, несомненно, со-
ответствует цели и объекту исследования. Результаты исследования, обсуждения. На примере мини-
фильма «Raffaello. А как любите вы?» автор демонстрирует, как зрительные образы эмотемы любовь
формируются при помощи русских стереотипных представлений о жестах, мимике, поступках влюблен-
ных в их романтической коммуникации, а также о символических значениях цветов, используемых
брендом «Raffaello». Вербальное выражение эмотемы любовь обеспечивает лексический повтор и усили-
вают анафора и параллелизм конструкций, при этом катафора и амбивалентность неполных предложений
способствуют слиянию в сознании адресата рекламируемого объекта с эмотемой любовь. Автор демонст-
рирует, что прием сопряжения рекламируемого объекта и позитивной эмотемы в невербальной и вербаль-
ной частях полимодального текста является неотъемлемым компонентом реализации стратегии презентации
в нативной рекламе. Заключение. Интерпретируя эмотему любовь, создавая слияние в эмоциональном
фоне рекламируемого объекта с эмотемой любовь, рекламодатель эффективно решает прагматическую
задачу: способствовать утверждению положительного образа бренда, повышению его узнаваемости,
стимулированию у адресата желания приобрести рекламируемый объект.
СКАЗКА КАК МАТРИЦА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА В. М. ШУКШИНА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Михаил Парфенович Шустов; Артём Сергеевич Степанов;
Введение. Статья посвящена изучению творчества В. М. Шукшина в аспекте сказочной традиции. Во введе-
нии дано понятие сказочной традиции, которая развивается по двум направлениям. Показана реализация
сказочной традиции в русской литературе XIX века. Если раньше сказка была уделом народной, пре-
имущественно крестьянской, аудитории, бытовала в устной форме, то, начиная с конца ХVIII – начала
ХIХ века, она, становясь достоянием образованного общества, проникает в литературу и обретает в ней
новую жизнь. Выявлены этапы изучения творчества В. М. Шукшина, основные направления исследо-
вательской мысли. Цель: выявить влияние жанра народной сказки на творчество В. М. Шукшина.
Материалы и методы: используя сравнительно-типологический, сравнительно-исторический и литера-
туроведческий методы исследования. Результаты исследования, обсуждения. В. М. Шукшин, наряду
с использованием сказочных мотивов и образов, восстанавливает в своих произведениях саму структуру
сказочного текста. Писатель перенимает сказочную традицию через призму творчества М. Горького, за-
имствует у него принцип живого стиля и симбиоз жанра рассказа и сказки, предлагая новые жанровые
формы устного рассказа. В. Шукшин, как близкий к народу писатель, следует сказочной традиции имен-
но для того, чтобы нагляднее передать народную психологию и отразить миропонимание простого чело-
века. Заключение. Писатель, как и его предшественники, с одной стороны, вводит сказочные элементы
в реалистические произведения, с помощью повторов ключевых слов восстанавливает структуру сказоч-
ного текста и создает свои авторские сказки, приспосабливая их к реалиям современной действительности.
Таким образом, сказка является «матрицей» авторского текста, раскрывая в доступной форме описываемые
автором происходящие или предполагаемые события.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА» / МАР. ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2018. 182 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Михаил Васильевич Отрадин;
подтверждение того, что книга Г. Г. Багаут-
диновой посвящена важной для науки о Гонча-
рове теме, можно привести мнение Б. М. Энгель-
гардта, который писал, что «содержание трех
романов можно рассматривать как постоянное
развитие, усложнение и углубление одной и той
же основной темы», и что эта тема – «философия
художественного творчества».
Александр Адуев, Обломов, Райский – трех
главных героев своих романов писатель наделил
общей чертой: они обладают художественным
видением мира. И эта черта, как показывает
автор книги, очень важна для понимания каждого
из этих героев. В каждом произведении Гончаров
дает возможность читателю сопоставить: это –
видение героя, его возможность передать в слове
восприятие мира и свои переживания, а это –
видение автора романа. Это сопоставление неиз-
бежно приводит, как показано в книге, к пробле-
ме гончаровского психологизма. Жаль, что в ре-
цензируемой книге не рассмотрено поэтическое
«творчество» Обломова: свои мечты он передает
в ярком образном слове.