ВЕСТНИК 1(25) 2017

Название:
ВЕСТНИК 1(25) 2017
Номер:
1
Год:
2017
Дата публикации на сайте:
2017-03-27 13:47:44
Полный журнал в PDF:
XV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «ОНОМАСТИКА ПОВОЛЖЬЯ»
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Сергей Александрович Журавлёв;
С 13 по 16 сентября 2016 года в городе Арзамасе на базе Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского прошла XV Международная научная конференция «Ономастика Поволжья». На торжественном открытии конференции выступили ректор ННГУ, доктор физико-матема¬ти¬ческих наук, профессор Е. В. Чупрунов; мэр г. Арзамаса Т. Ю. Парусова; директор Арзамасско¬го филиала ННГУ, доктор филологических наук, профессор С. Н. Пяткин; председатель постоянно действующего организационного комитета конференции «Ономастика Поволжья»; доктор филологических наук, профессор Волгоградского социально-педагогического университета В. И. Супрун; председатель организационного комитета конферен¬ции «Ономастика Поволжья» в Арзамасе доктор филологических наук, профессор Л. А. Клим-кова, доктор филологических наук, профессор Витебского государственного университета им П. М. Ма¬шерова Республики Беларусь А. М. Мезенко. В адрес конференции поступили приветствия от участника первой конференции «Ономастика Поволжья», доктора филологических наук, почетного профессора Пензенского государственного педагогического университета, заслуженного дея¬теля науки РФ В. Д. Бондалетова; доктора филологических наук, профессора Российского университета дружбы народов, председателя правления Гильдии лингвистов-экспертов по документационным и информационным спорам М. В. Горба-невского. На конференции вспомнили ушедших за последнее время известных ономатологов, в том числе почтили память доктора филологических наук, профессора МарГУ Анатолия Николаевича Куклина, постоянного участника научных форумов на данную тематику. На заседаниях присутствовало около 100 участ¬ников конференции. Состоялись два пленарных заседания, 8 секционных (утренние и вечерние), в числе которых – «Ономастика в восприятии на¬чинающих исследователей», круглый стол «Арзамасский край в истории и культуре народов России», в работе которого приняли участие представители разных научных дисциплин: филологи (лингвисты и литературоведы), историки, географы, культурологи. Кроме того, в рамках общения участников конференции со студентами, магист¬рантами, аспирантами историко-филологического факультета вуза доктором филологических наук, профессором Белгородского государственного уни-верситета В. К. Харченко был проведен ма-стер-класс «Ориентиры лингвистического поиска на современном этапе», а также состоялась акция «Секреты ономастики» в рамках социально-про¬све¬тительского проекта «Арзамасский грамотей». В оргкомитет конференции было представлено 127 докладов 137 авторов-ономатологов из 41 го¬рода России, в числе которых: Анапа, Арзамас, Астрахань, Белгород, Борисоглебск, Великий Нов¬город, Волгоград, Вологда, Воронеж, Грозный, Екатеринбург, Иваново, Йошкар-Ола, Казань, Кострома, Махачкала, Москва, Набережные Челны, Нижний Новгород, Новозыбков, Орёл, Пенза, Пермь, Петрозаводск, Самара, Санкт-Петербург, Саранск, Симферополь, Смоленск, Сургут, Сыктывкар, Тамбов, Тверь, Тольятти, Улан-Удэ, Ульяновск, Уфа, Ханты-Мансийск, Шуя, Элиста, Якутск, Ярославль. Особенностью этого научного форума стало участие в нем учителей, краеведов, любителей родного языка из небольших городов и сел страны: Боровичи Новгородской области, Заборье Смоленской области, Княгинино Нижегородской области, Новые Параты Республики Марий Эл, Сухой Лог Свердловской области. Марийский государственный университет на конференции представлял кандидат филологических наук, доцент С. А. Журавлёв. Были представлены также 22 доклада зарубежных ученых (из Азербайджана, Белоруссии, Индонезии, Казахстана, Польши, Украины), в том числе начинающих (10 студентов и магистрантов из Китая, Вьетнама, Туркменистана, Франции, обучающихся в Ульяновском государственном пе-дагогическом университете им. И. Н. Ульянова). К началу работы конференции издан сборник ее материалов, объемом 30,7 п. л., содержащий 127 статей. В центре внимания участников XV Между-народ¬ной научной конференции «Ономастика Поволжья» находились проблемы теории и методологии ономастических исследований, антропонимики, топонимики (в том числе микротопонимики и урбанонимики), литературной, фольклорной и переводческой ономастики, вопросы изучения ономастической периферии и оно-мастического пограничья, педагогические аспекты ономастики, а также другие направления ономастических исследований. На закрытии конференции выступили руководители секций, члены оргкомитета конференции, была принята резолюция XV Международной научной конференции «Ономастика Поволжья». С приглашением на следующую конференцию поволжских ономатологов выступила председатель оргкомитета предстоящей XVI Международной на¬учной конференции «Ономастика Поволжья» – кан¬дидат филологических наук, доцент Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова С. В. Рябушкина (Ульяновск).
РОДНОЙ ЯЗЫК В ШКОЛАХ МАРИЙСКОГО КРАЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX – НАЧАЛЕ XX ВВ.
УДК: 811.511.151(470.343)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Витальевна Алметева ;
Статья посвящена внедрению в нерусскую среду «христианской» просветительской системы Н. И. Ильминского, законодательно оформленной в «Правилах о мерах к образованию населяю- щих Россию инородцев» от 26 марта 1870 года. Применительно к марийским начальным школам система Н. И. Ильминского включала следующие основные элементы: 1) создание разветвлен- ной сети «инородческих» марийских училищ; 2) подготовка кадров марийских учителей, через сеть вновь созданных учебных заведений; 3)организация переводов и создание учебной лите- ратуры на марийском языке. Выработанные Н. И. Ильминским, в течение многолетних опытов и тщательных наблюдений, принципы на территории Марийского края первоначально нашли применение в деятельности Казанского братства святителя Гурия, чуть позже – Вятского комите- та православного миссионерского общества, а затем и земства. Выявленные источники позво- ляют рассмотреть программу и методику обучения, перечень школьных предметов, организацию учебного процесса в целом в начальных школах Марийского края, которая мало чем отличалась от соседних регионов, где в нерусской среде активно внедрялась классно-урочная система школьного образования Н. И. Ильминского. Среди преподаваемых дисциплин на первом месте везде стоял закон божий, чтение и письмо на родном и русском языках, арифметика и чисто- писание. Несмотря на различие в сроках обучения и перечень преподаваемых дисциплин, уче- ники имели возможность получить первоначальную грамотность. Характерно, что учебная программа и методы преподавания давали прочные знания, а многие его ученики стремились к самообразованию и расширению своих знаний и после их завершения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Геннадьевич Коротков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена рассмотрению проблемы подготовки педагогических кадров – одной из наиболее актуальных проблем в условиях динамично меняющейся школы. И дело не в том, что в связи с низкими зарплатами в сфере образования не хватает педагогических кадров, а в том, что сущест- вует недостаток кадров, соответствующих новым условиям действительности. Вместе с тем прихо- дится констатировать, что педагогов, умеющих работать в условиях постоянно изменяющейся ситуации на рынке трудовых ресурсов, а также с возрастанием требований работодателей к качеству подготовки специалистов всех уровней, очень мало. Подготовка педагогических кадров к дея- тельности в условиях ускорения темпов развития общества и повсеместной информатизации среды предполагает формирование педагога принципиально нового типа с развитым стратегическим и инновационным мышлением; умеющего грамотно вырабатывать управленческие решения и принимать на себя ответственность за последствия; способного быстро адаптироваться к новым условиям. Обучение кадров, соответствующих новым условиям деятельности, должно сочетать профессиональную подготовку, направленную на получение новых знаний, на формирование личности современного педагога, развитие умений и навыков организационно-управленческой деятельности. Для решения этой задачи традиционных методов обучения оказывается недоста- точно. Существующая система подготовки, основанная на лекциях и практических занятиях, способна дать будущему бакалавру достаточно глубокие специальные знания. Но она принципи- ально не способна трансформировать профессиональные теоретические знания в практические навыки, научить педагога действовать. Средством решения задачи формирования облика совре- менного педагога, выработки и развития практических умений и навыков являются методы проблемного обучения и, в частности, наиболее эффективные из них – деловые игры.
МЕТОД ПЕРЕНОСА В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Иванович Кочетков ;
Общая физическая подготовка входит в перечень государственных программ для высших учебных заведений. В задачу наших исследований входило определение роли в подготовке ба- калавров и магистров дисциплин, которые формируют психологическую и физическую устойчи- вость в процессе формирования будущего профессионала. Теория переноса предполагает, что общая тренированность в одном виде деятельности переносится в неизменном виде как общая тренированность и на другой вид деятельности, с дальнейшей адаптацией к специфике. Уровень достижения определенных физических показателей проверяется контрольными заданиями. Набор средств для повышения уровня физической подготовки достаточно велик, поэтому из них необходимо отобрать те, которые способны дать лучший эффект, согласно теории переноса. В какой мере этот перенос стереотипов и психофизических свойств личности происходит в жизни на трудовую деятельность, определяется настоящая эффективность и успешность психологи- ческой и физической подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка вы- растает из ОФП и является частью ее, которая носит более совершенный вид. Для понимания успешности занятий, согласно теории переноса, необходима система контроля достигнутого уровня подготовленности студентов. Для этого вначале устанавливают исходный уровень раз- вития профессиональных качеств у студентов. Этот уровень проверяют несложными тестовыми заданиями по выполнению базовых упражнений с контролем времени. Профессионально-при- кладная физическая подготовка оставляет широкий простор тренеру для выбора методов и средств спортивной нагрузки, с целью оптимизации тренировочного процесса. В этом случае правильно подобранные упражнения и нагрузки дадут такой эффект, который недостижим при обычной трудовой деятельности. Навыки и умения, приобретенные на занятиях по программе ППФП, позволят учащимся выдержать тот двигательный режим, который присущ работникам данной профессии по энергозатратам и психофизическим характеристикам.
ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗА В ЭПОХУ ГЛОБАЛИЗАЦИИ: ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ;
В статье раскрыты приоритетные направления формирования конкурентоспособности выпуск-ников вуза в образовательном процессе высшей школы. Первая группа сопряжена с многогран-ным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетворяющей растущим потребностям личности и динамично раз-вивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения (innovative learning), например, технологии активного обучения (activity based learning) и воспитания. Вторая группа приоритетов связана с особенностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий и т. д. Третья группа возникает в связи с интеграционными процессами в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning), преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции и т. д. Четвертая группа приоритетов основана на решении проблем качества обра-зования (quality of education): усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности и т. д. Данные направления обусловлены глобальной конкуренцией, которая в возрастающей степени экстраполируется на все сферы профессионального образования. В статье доказано, что решение данных вопросов возможно при условии оптимального соотношения затрат и качества в образовательной сфере и научной деятельности, внедрению качественно новых механизмов, способствующих более экономному использованию материальных, финансовых, интеллектуальных, трудовых, информационных ре-сур¬сов и обеспечивающих привлечение дополнительных средств, организацию повышения качест¬ва предоставления образовательных услуг на базе обновления его структуры, содер¬жания и технологий обучения, усилению его инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности.
ПРОЦЕССУАЛЬНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ЭТАП ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Владимировна Онучина ; Николай Васильевич Котряхов ;
В статье автор представил модель процессуально-деятельностного этапа технологии формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы. Содержательное ядро модели включает: методические шаги педагога, психолого-педагогическую работу педагога и алгоритм дея¬тельности педагога и обучающихся. Раскрыты условия формирования универсальных учебных действий. Подробно рассмотрены техники и приемы деятельностного компонента технологии, а также целевая направленность психолого-педагогических упражнений по формированию универсальных учебных действий. В статье представлена психологическая составляющая деятельности обучающегося основной школы в условиях реализации технологии. Представлены результаты исследования эффективности деятельности педагогов в условиях реализации технологии. Методы исследования: теоретические (изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универсальных учебных действий у обучающихся основной школы); эмпирические (тестирование, анализ результатов учебной и внеучебной деятельности).
ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ В 60–80-Е ГГ. XX ВЕКА
УДК: 159.923
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владислав Юрьевич Смирнов ;
Главная задача российской образовательной политики ‒ обеспечение современного качества обра- зования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Формирование базовой культуры современной личности, развитие интеллектуальных способностей школьников, творческой индивидуально- сти, творческого мышления является одной из актуальных задач современного образования. Большое значение в этой связи приобретает формирование познавательных интересов совре- менных учеников. Как известно, познавательные интересы играют роль ценного мотива деятельности в становлении личности. Постепенно в ходе развития познавательные интересы становятся ее устойчивой чертой. Познавательный интерес связан не только с приобретением знаний, но и охватывает всю сферу деятельности человека, тесно связан с его жизненными установками. В процессе получения учащимися знаний, умений и навыков важное место зани- мает их познавательная активность. Развитие познавательной активности, способы и методы активизации учебной деятельности ‒ одна из актуальных проблем педагогики, так как формиро- вание активности в процессе познания является определяющим фактором в самоопределении, самореализации личности. К этой проблеме обращаются психологи, педагоги, даже философы, со временем она была обозначена как центральная педагогическая проблема. На протяжении второй половины ХХ века проблема формирования познавательной активности учащихся зани- мала одно из центральных мест в психолого-педагогических исследованиях ученых. Перед со- временным образованием стоит общая задача формирования всесторонне развитой личности, способной не только к усвоению системы знаний, но и к творческой переработке этих знаний, а также к самостоятельному поиску новых способов добывания знаний и их применения в не- стандартных жизненных ситуациях.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Алексеевна Юкина ; Ирина Владимировна Вострикова ;
Модернизация системы образования в России, связанная со сменой образовательной парадигмы под влиянием новых ценностных ориентаций общества и государства, новой законодательной базы, требует инновационного подхода в образовательной среде, и первостепенной задачей педагога становится внедрение новых педагогических разработок, уже опробованных, а чаще всего являющихся авторскими. Будущее наших образовательных учреждений стоит именно за новыми, инноваци¬онными методами в образовании. В данном исследовании раскрывается актуальность педагогического проектирования в инновационной образовательной среде вуза, рассматриваются особенности педагогических проектов, их составляющие, этапы реализации и факторы успешности. Определены признаки инновационной деятельности в образовании, определяющими из которых являются: желание педагога создавать и претворять в жизнь новые идеи с использованием проектирования и моделирования; гибкость мышления; наличие инновационного сознания. Отмечены основные ключевые моменты в инновационной деятельности, такие как проектирование и моделирова¬ние тех методик и процессов, которые приведут к конкретным, задуманным результатам. В данной статье определены факторы, от которых зависит успешность реализации инновационного педагогического проекта. К ним можно отнести: наличие стратегии инновационной деятельности; готовность педагогов к участию в проектной деятельности; обеспеченность различными ресурсами и умение их использовать; четкость постановки цели проекта и твердое движение к ней. Результатом статьи можно считать выявление отличительных особенностей педагогического проектирования в инновационной образовательной среде от проектирования, применяемого в других областях. Безусловно, проектирова¬ние в инновационной образовательной среде – сложная, необходимая и важная задача, которая каса¬ется любого образовательного учреждения. Этим и обусловлена актуальность данного исследования.
ОБЪЕКТЫ ПОЧИТАНИЯ В МАРИЙСКИХ ЗАПРЕТАХ
УДК: 811.511.151+398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Статья продолжает серию работ, посвященных марийским запретам – ойöрö, которые рассмат-риваются как особая форма почитания и уважительного отношения. В ней анализируются за-преты, в которых объектом табуирования выступает корова. Марийцы считают, что корова находится под покровительством Вÿчаоза (Вÿтаоза), то есть Хозяина хлева (или вÿтакува, вÿтакугыза – хозяйка (бабка) и хозяин (дед) хлева). Корова воспринималась не просто как кормилица, но и как своеобразная защита, символ благополучия и достатка. Категорически за-прещается наводить на корову порчу, говорить о достоинствах коровы, о качестве ее молока. Запреты создавались не только по отношению к объекту почитания, но и в отношении реалий, связанных с этим объектом или имеющих к нему косвенное отношение (продукты, которые дает корова; способы употребления ритуальной пищи): нельзя выбрасывать молочные продукты, мешать молоко с водой, есть вареники с творогом с помощью вилки и ножа. Нарушение этих запретов якобы повлечет за собой весьма нежелательные последствия: корову можно сглазить, она будет болеть. Считается также, что соблюдение запретов влияет на поведение животного. Соблюдение запретов, по представлениям мари, даст желаемый результат, а именно: обеспечит здоровье скота, устойчивые удои, нормальный приплод, а значит, благополучие в хозяйстве и достаток в доме. Не все ойöрö имеют под собой какие-либо реальные основания, однако запреты и предписания, определяя поведение людей, учат их следовать порядку, со-блюдать культуру поведения в быту и являются показателем того, что для мари домашний скот представляет собой особую ценность.
К ВОПРОСУ ОБ АКТУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗА ЮНОГО ГЕРОЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КИНОДРАМАТУРГИИ 1960-Х ГОДОВ
УДК: 82-293.7"196"
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Аркадьевна Артемьева ;
В статье рассматривается центральный образ отечественной кинодраматургии 1960-х годов – юный герой, задействованный не только в произведениях для детей и подростков этого периода, но и в киносценариях, экранизации которых предназначены для взрослой аудитории; исследу-ются возможные социально-исторические предпосылки возросшего внимания к этому герою в советской кинодраматургии 1960-х гг. Среди них называется идеализация военного времени, ставшего своеобразной точкой отсчета для персонажей отечественного послевоенного кинема-тографа. Вторая из возможных предпосылок – изменение роли ребенка в обществе, появление типа «ребенка играющего», которого не знала кинодраматургия 1930–1950-х годов. Наконец, третий фактор – готовность советского кинематографа освоить личные проблемы ребенка и под-ростка, ранее им отвергавшиеся. Изменение отношения к образам ребенка и подростка повлияет на подход к рассмотрению темы воспитания и отношений между представителями старшего и младшего поколений в кинодраматургических текстах выбранного десятилетия.
ХРОНОТОП В ЛИРИЧЕСКОМ ЦИКЛЕ СТИХОВ А. А. ФЕТА «МОРЕ»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Маратовна Нечаева ; Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
Предметом исследования является лирический цикл стихов А. А. Фета «Море». Объектом ана-лиза является хронотоп. Цель – выявить специфику пространственно-временной картины мира в аспекте одного из ее тематических компонентов – темы ночи. Автор анализирует приемы, со-здающие художественно-пространственную картину мира, – части речи, фигуры речи (паралле-лизм), художественные средства выразительности (эпитеты). Обращает внимание на цветовую палитру морских пейзажей, их динамику. Устанавливается, что Фет одушевляет море, уподоб-ляет внутренний мир человека морской стихии, поэтому зачастую морская тематика соединяется в его стихотворениях с темой любви. В статье подчеркивается, что, в отличие от предшест¬вен-ников, А. А. Фет объединяет несколько стихотворений, посвященных теме моря, в лирический цикл – некое художественное единство. Поэт является соединительным звеном между поэзией романтиков и символистов. Несмотря на конкретность времени и пространства в лирическом цикле стихов «Море», хронотоп расширяется за счет использования мифологических образов. Кроме того, отличительной особенностью художественной картины мира поэта является то, что хронотоп психологичен. Художественный мир А. А. Фета вмещает и эстетические созерцания, и воспоминания, и ночные грустные прозрения, и ощущение единства с миром природы.
ОСОБЕННОСТИ КАТЕГОРИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ О ПОСТУПКЕ «ГЕРОЙСТВО» В РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 811.161.1’1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Александровна Бушуева ;
В статье рассматриваются имена поступков в русском и английском языках (на примере имен поступков – геройство, heroism). Геройство трактуется как решительное, самоотверженное дейст¬вие в критической обстановке, являющееся значимым для отдельного человека или общества в целом. Исследование проводится в рамках фреймового подхода. Представление о поступке «геройство» выражено в русском и английском языках не только наличием имен поступков, но и целым рядом однокоренных лексем (герой, геройствовать, героический; hero, heroic и др.) и синонимов (подвиг, feat), которые вместе характеризуют ситуацию, связанную с совершением данного поступка, т. е. его фрейм. Целью исследования является описание фрейма поступка «геройство» в русском и английском языках с помощью лексикографических данных, а также посредством анализа речевого употребления лексем, образующих фрейм (на материале текстов Национального корпуса русского языка и Национального британского корпуса), что способ-ствует конкретизации того реального содержания, которое стоит за единицами, означающими тот или иной аспект ситуации данного поступка. На примере фрейма «геройство» в русском и английском языках показано, что в представлениях о поступках есть общая логическая структура: регулярно реализуемый в языке и речи инвариантный фрейм, представляющий собой единство таких элементов, как мотив/цель, действие, агент, объект, оценка, результат/последствия. Проиллюстрировано то, каким образом актуализированы элементы фрейма поступка «геройство» и на каких элементах фрейма сфокусировано наибольшее внимание, сопоставлены содержа-тельные признаки поступка «геройство» в русском и английском языках.
РОЛЬ СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО ФОНЕТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ БИЛИНГВИЗМА
УДК: 37.016:81’242
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Рита Александровна Егошина ; Ираида Геннадьевна Иванова ;
В условиях естественного марийско-русского двуязычия студентам мари, изучающим француз-ский язык на факультете иностранных языков МарГУ, необходимо усвоить артикуляционную базу этого иностранного языка с целью его дальнейшего преподавания. При этом обучение правильному французскому произношению затруднено влиянием родного (марийского) языка. В условиях подобного искусственного билингвизма большое значение имеет сравнительно-сопоставительный фонетический анализ. Сравнение двух языковых систем важно для решения вопросов универсальности и уникальности языковых явлений. При исследовании проблем, связанных с двуязычием, необходимо учитывать процессы и факторы, которые способствуют появлению интерференции. Чем больше степень сходства языков и меньше различия между ними, тем больше вероятность возникновения интерференции. Если языки генетически неродст-венны, то меньше случаев автоматического переноса. Реальная картина фонетических нарушений в речи билингвов может значительно отличаться от прогнозируемой. При этом важную роль играют экспериментально-фонетические исследования речи студентов мари, изучающих французский язык. Данные сопоставительного анализа помогают вскрыть и объяснить причины конкретного искажения, поэтому на сегментном уровне сопоставление должно базироваться на сравнении акустических характеристиках звуков и их дифференциальных черт; а на супрасегментном уровне – на описание мелодических контуров. Все существующие фонологические школы располагают лабораториями экспериментальной фонетики, основанной на применении современных фонетических методов исследования речи. Эти методы достаточно разнообразны и включают: осциллографический, гистографический, интонографический. Методы инструментального анализа дополняются слуховым, статистическим и теоретико-лингвистическим методами. Проблема взаимодействия языков в современном мире приобрела практическое значение: для студентов мари, изучающих французский язык в условиях билингвизма, полезен именно сравнительный фонетический анализ систем фонем и просодем двух языков.
АВТОРОЛОГИЯ И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ КРИТИКА И. А. ИЛЬИНА
УДК: 82.0
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов;
В статье сделана попытка соотнести некоторые основополагающие понятия эстетической кри-тики И. А. Ильина и одного из направлений современного литературоведения – авторологии (учения об авторе литературно-художественного произведения). Понятия «творческий акт» и «эстетической предмет» И. А. Ильина сопоставляются с авторологическими понятиями «лите-ратурно-художественная деятельность», «автор как субъект деятельности», «экзистенциальные силы», «объективация». Автор статьи приходит к выводу, что усвоение одной понятийной системы другой должно происходить как усвоение результатов, а не заимствования собственно понятий. Одна из главных заслуг эстетической критики состоит в том, что И. А. Ильин возвел трехсоставность литературно-художественного произведения к духовной сфере, показал связь творческих актов основных русских писателей со своеобразием русской культуры.
ПОЛИДИСКУРСИВНОСТЬ ПЕЧАТНОЙ РЕКЛАМЫ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
УДК: 070.659:+316.773
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Cергей Иванович Мокшин ;
В статье рассматривается функционирование полидискурсивных явлений в рекламе. Явления поликодовости в рекламном сообщении раскрываются через рассмотрение рекламного дискурса. Основаниями для рассмотрения дискурсивности являются работы Т. ван Дейка, У. Эко и М. Пеше. Обозначается многообразие печатных рекламных изданий от бесплатных газет до глянцевых журналов. Говорится о взаимодействии семиотических средств в рекламном сообщении (соотношении иконического знака и символических средств вербализации). В статье сообщается о рекламных регистрах, которые помогают вызвать у потенциального потребителя ассоциации, в свою очередь играющие на формирование зрительного образа рекламного сообщения. Автор указывает прием намеренного повтора в рекламном дискурсе, который выражается в заданных вопросах копирайтера – респондентам, а также присутствует в рекламном модуле на одной га-зетной полосе с интервью. Сообщается о визуальных приемах рекламных сообщений созданных вопреки закону «о рекламе». Рассматривается дискурсивность в модных глянцевых журналах. Автор обозначает проникновение рекламного дискурса в интервью со знаменитостью, подписи к фото. Говорится о рекламе не соответствующей заявленным свойствам, также о плохом качестве рекламного сообщения. Обозначается ориентированность рекламодателя на свою аудиторию, отсюда копирайтер намеренно задает ту дискурсивность, которая характерна для нужной ему аудитории. В заключение делается вывод, что качество рекламы зависит от взаимодействия рекламного текста и визуального образа представленного рекламодателем.
ПРОЦЕССЫ СЕМАНТИЧЕСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ ВО ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ ЭКОНОМИКИ
УДК: 81-114/2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Алексеевна Нечаева ;
В статье рассматриваются процессы семантической интеграции на примере единиц специальной номинации французского языка экономики. Когнитивный подход в лингвистике характеризует представленную в языке интеграцию как процесс интеракции ментальной и языковой инфор-мации, базирующийся на единстве лексического и грамматического значений в структуре язы-ковой единицы, который, будучи результатом креативной деятельности человека, обеспечивает функционирование языка как системы. Одним из процессов развития системы языка является семантическая интеграция, которая представляет собой процесс создания цельнооформленных единиц, образованных в процессе интеграции концептов на базе реально функционирующих в речи наименований и связывающих между собой разные значения одного слова. Ключевую роль в формировании лексического значения слова и в его модификации играют концепты, взаимодействие которых приводит к появлению номинативных интегрированных образований, под которыми понимается лексико-семантический вариант слова с единым фонематическим обликом, но с разными смысловыми реализациями внутреннего содержания. Основой семан-тического развития языковой единицы служит не только базовое значение, но и ее когнитивно-ассоциативная структура, которая представляет собой полевое образование, состоящее из «ядра» и «периферии», граница между которыми является подвижной, что позволяет языковой единице, отражая интенции говорящего, интегрируя разнообразные концепты, свободно модифицировать значение, выражая различные контекстуальные смыслы. Семантическое развитие слова может осуществляться в двух направлениях, которые в работе обозначаются как вертикальная и горизонтальная интеграция. В процессе вертикальной интеграции новые смыслы слова появляются на основе уже существующих, в результате вступления слова в системные связи различного характера. При горизонтальной интеграции семантическое развитие языковой единицы выступает за пределы ее собственной структуры, то есть происходит изменение смысловой функции (переосмысление значения, метафора, метонимия). Когнитивным механизмом, обеспечивающим динамические процессы в семантической структуре единицы, являются процессы актуализации и нейтрализации ядерных и периферийных компонентов. Так процессы семантической интеграции отражают динамический характер лексико-семантической структуры языка экономики, представляющей собой эволюцию языкового экономического сознания лингвокультурного сообщества.
ЖАНРООБРАЗУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ КОНТЕКСТА В РАССКАЗЕ Н. С. ЛЕСКОВА «ПРИВИДЕНИЕ В ИНЖЕНЕРНОМ ЗАМКЕ»
УДК: 82-31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Николаевна Старыгина Наталья ;
В статье рассматривается жанрообразующая функция контекстуального содержания рассказа «Привидение в Инженерном замке», представленного мотивным комплексом, христианскими концептами и элементами «петербургского текста». Святочно-рождественский контекст поз-воляет читателю воспринимать произведение как святочный рассказ, органичный для цикла святочных рассказов (несмотря на то, что рассказ не создавался Лесковым как святочный). «Привидение в Инженерном замке» соответствует святочному рассказу в главном: в нем выражается христианское мирочувствование и описывается душевное прозрение героев. Именно воплощение христианского душевного расположения, определяющее учительно-морализаторский характер повествования, является первичным жанрообразующим признаком святочного рассказа. Вместе с тем включение данного произведения в сборник с названием «Святочные рассказы» актуализирует потенциал контекстуального содержания: святочно-культурный контекст цикла как художественного целого и непосредственно рассказа «Привидение в Инженерном замке», восприятие которого читателем координируется именно благодаря общему контекстуальному содержанию цикла-сборника. Используя средства и приемы контекстуальной поэтики (мотивы, концепты, элементы локального текста), Н. С. Лесков формирует в сознании читателя определен¬ное контекстуальное содержание, которое оказывается органичным для рассказа, включенного в цикл «Святочные рассказы». В результате рассказ «Привидение в Инженерном замке» вос-принимается читателем как святочный рассказ. Контекст (контекстуальное содержание и кон-текстуальная поэтика) выполняет в произведении в функции жанрообразования.
ФУНКЦИОНАЛЬНО-СЕМАНТИЧЕСКАЯ ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ РУССКИХ И ПОЛЬСКИХ СУБСТАНТИВНЫХ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРТИТИВНОЙ СЕМАНТИКОЙ
УДК: 801.561.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Ивановна Тимофеева;
В статье сопоставлены русские и польские субстантивные словосочетания с партитивной се-мантикой типа глаза девушки – oczy dziewczyny, женщина с мечтательными глазами – kobieta o rozmarzonych oczach, извлеченные из художественных произведений на русском языке и их переводов на польский. Цель исследования – выявление типов функционально-семантических эквивалентов изучаемых конструкций на основе их анализа с применением системно-функ¬цио-нального метода. Сопоставительный анализ русских и польских партитивных словосочетаний, проведенный на основе их семантических структур как более простых элементов, чем значение в целом, позволил представить такие типы межъязыковых соответствий, как полные системные эквиваленты типа окно дома – okno domu (тождественность семантики, функции, структуры), разноструктурные системные соответствия (неформальные эквиваленты) типа акация с толстым стволом – akacja o pniu grubym (тождественность семантики, функции, но формальная структура различна) и некатегориальные эквиваленты типа brunetka z niebieskimi oczami – голубоглазая брюнетка, женщина со светлыми волосами – kobieta ma jasne włosy (словосочетания с зависимыми падежными или предложно-падежными формами одного языка коррелируют с иными структурами другого). Сопоставляемые языки имеют больше сходств, нежели различий в выражении партитивной семантики, о чем свидетельствует преобладание полных системных эквивалентов в рамках изучаемых конструкций. В статье отмечены причины неформальной и некатегориальной эквивалентности русских и польских партитивных словосочетаний.