ВЕСТНИК 5(20)/2015

Название:
ВЕСТНИК 5(20)/2015
Номер:
20
Год:
2015
Дата публикации на сайте:
2015-12-25 12:31:48
Полный журнал в PDF:
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ТЕМЕ «ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ЯЗЫКА»
УДК: УДК 378.14:811(076)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Викторовна Арефьева ; Светлана Александровна Арефьева ; Татьяна Анатольевна Христолюбова ;
Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье приводятся тестовые задания по теме «Формы существования национального языка», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МЕДИЦИНСКАЯ ИНФОРМАТИКА»
УДК: УДК 378.147:004:61
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльвира Михайловна Воронцова ;
Статья посвящена вопросу формирования информационной компетентности студентов меди- цинского института, которая предполагает овладение и использование современных средств информационно-коммуникационных технологий в решении конкретных профессиональных задач. Представлены основные теоретические разделы содержания обучения дисциплины «Медицинская информатика» с учетом специфики деятельности студентов медицинского института, программные средства, медицинские информационные системы и результаты апробации проведенного эксперимента. Результаты показали, что при высоком уровне студент демонстрирует сформированные навыки изложения и запроса информации, управляет диалогом, организовывает обратную связь на занятии, владеет системой знаний по информаци- онным технологиям, активно работает на лекционных, лабораторных и практических занятиях, постоянно стремится к самосовершенствованию, легко управляет медицинской информацион- ной системой. При среднем уровне студент владеет навыками поиска информации, владеет компьютерными технологиями и программным обеспечением, системой знаний по информа- ционным технологиям, медицинским информационным системам, но недостаточно развиты умения практического характера. Низкий уровень студентов характеризуется слабым владением навыков поиска информации, наличием затруднений в диалоге, недостаточной способностью использовать в учебном процессе информационно-коммуникационные технологии, отсутствие стремления к самосовершенствованию, пассивностью на занятиях. Особенности формирования информационной компетентности студентов медицинского института в процессе профессио- нальной подготовки показали положительную динамику, произошло качественное изменение знаний и умений информационного плана.
СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ПОМОЩИ ДЕТЯМ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РАЗВИТИЯ
УДК: УДК 376:373:364
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Павловна Заболотских ;
В статье автор анализирует созданную в настоящее время законодательную и практическую базу в области дошкольного воспитания как необходимого элемента комплексной помощи детям с ограниченными возможностями. Автор приходит к выводу, что на сегодняшний день одной из основных задач современной коррекционной помощи детям является поиск административно- правового ресурса для широкого внедрения в практику научно обоснованной и эксперимен- тально проверенной системы дошкольного воспитания разных категорий детей с нарушениями развития. Сущность системы дошкольного воспитания заключается в ранней (с первых месяцев жизни) коррекционной помощи ребенку и работе с семьей; дифференцированном подходе к содержанию воспитания и обучения дошкольников с различными сочетаниями первичных нарушений и отклоняющихся вариантов развития (детей слепых и слабовидящих; глухих слабови- дящих; глухих, имплантированных с дополнительными нарушениями; слепоглухих и умственно отсталых детей; детей с выраженной умственной отсталостью, детей с эмоциональными наруше- ниями и другими вариантами отклоняющегося развития). Исследователи подчеркивают, что система направлена не только на коррекцию отклонений в развитии ребенка, но и на значительно более активное включение семьи в педагогический процесс (Е. Р. Баенская, В. З. Денискина, А. В. Закрепина, Л. А. Головчиц, С. Б. Лазуренко, М. М. Либлинг, Т. В. Николаева, Е. А. Стре- белева, Н. Д. Шматко, Г. В. Чиркина).
СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ВНЕДРЕНИЕ ПРОЕКТА «ЭЛЕКТРОННЫЙ ЖУРНАЛ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
УДК: УДК 371.268
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Зыкина ;
Целью нашего исследования являлось выяснение перечня организационно-педагогических условий для внедрения проекта «Электронный журнал». Автор предположил, что у данного проекта должна быть четкая система организационно-педагогических условий, от сформированности которой напрямую зависит успешность реализации проекта по внедрению электронного журнала в деятельность образовательной организации. Изучив опыт, автор представил свое видение системы организационно-педагогических условий, созданных в образовательной организации МКОУ СОШ № 5 г. Кирово-Чепецка Кировской области, для внедрения проекта «Электронный журнал и электронный дневник» (ЭЖ и ЭД). По авторской интерпретации, данная система представляет собой совокупность личностно-деятельностных, информационно-коммуникацион- ных, учебно-методических, кадровых и материально-технических условий. Это утверждение проверялось посредством использования различных педагогических методов: общетеоретических (анализ, синтез, обобщение, систематизация, индукция, дедукция и др.); теоретических (изучение психолого-педагогической литературы, моделирование и математические методы) и эмпирических методов (наблюдение, беседа, интервьюирование, изучение документации, продуктов деятельности и опыта). По результатам проведенных бесед и интервью учителей, учеников и администрации образовательного учреждения были даны рекомендации для руководства данной образовательной организации по улучшению работы проекта. Итак, в ходе проведения исследования автор достиг поставленной цели и выяснил, что организационно-педагогические условия внедрения электрон- ных журналов действительно можно представить в виде системы. Ее полнота и целостность явились причиной высокой эффективности внедрения данного проекта.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО КОЛЛЕДЖА
УДК: УДК 37.035:37.016:377
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Викторовна Зыкова ;
Статья рассматривает вопрос о роли социального проектирования в формировании профессио- нальных компетенций студентов медицинского колледжа. Автор дает определения понятий общих компетенций, профессиональных компетенций, социального проектирования. Статья раскрывает возможности формирования профессиональных компетенций в процессе подготовки и реализации социального проекта, в основе которого лежит социально значимая проблема. Социальный проект – это не только результат, а также и процесс, состоящий из таких этапов, как разработка концепции, оценка жизнеспособности, планирование, составление бюджета, защита, предвари- тельный контроль, реализация, коррекция, завершение работ и ликвидация. Автор указывает на связь между готовностью будущего специалиста к профессиональной деятельности, которая зависит от профессиональных знаний, качеств личности, практического опыта и потенциалом реализации социального проекта, на этапах которого можно сформировать определенные ком- петенции, отследить и измерить их. Профессиональные компетенции формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, позволяющих преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль за деятельностью обучаемого и обеспечения профессионально-теоретической и профессионально-практической готовности учащихся к осуществлению будущей профессиональной деятельности. Для решения этих задач возможно использовать социальное проектирование. Кроме того, реализация социального проекта активизирует творческое мышление, помогает вырабатывать умение решать новые проблемы, способствует более продуктивной умственной деятельности. Проектная деятельность, по мнению ряда исследователей, это эффективное средство профессионально-личностного развития, усовер- шенствования окружающей действительности и себя.
МОДЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 8–9-Х КЛАССОВ В МУНИЦИПАЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: УДК 371.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Вадимовна Найданова ;
Данная статья посвящена представлению модели воспитания мобильности личности школьников 8–9-х классов в муниципальной системе образования, состоящей из целевого, содержательно- процессуального и корректирующего блоков. В разработанной модели отражены нормативно- правовые и теоретические предпосылки воспитания мобильности личности, субъекты воспитания (в качестве которых могут выступать не только педагоги и представители муниципальных образовательных организаций, но и сами школьники, родители, специалисты муниципальных органов управления образованием, педагоги организаций дополнительного образования детей, других учреждений науки, культуры и спорта), виды педагогического сопровождения, которые подбираются исходя из индивидуальных особенностей школьников и выявленного уровня мобильности личности, которые также входят в состав модели. Для достижения поставленной цели были использованы методы обобщения и педагогического моделирования. Результатом статьи можно считать разработанную модель воспитания мобильности личности школьников 8–9 классов в муниципальной системе образования. Научная новизна состоит в предложении автором двух аспектов воспитания мобильности личности школьников: в процессе обучения и вне данного процесса. Практическая новизна, изложенных в статье результатов, заключается в возможности реализации разработанной модели в муниципальных системах образования для воспитания мобильности личности школьников.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
УДК: УДК 377.37.016:51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева ; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье рассматривается роль профессионально ориентированных задач в процессе формирования профессиональной компетентности обучающихся колледжа технического профиля. Особое внима- ние при этом уделяется математике как базовой дисциплине для изучения общепофессиональ- ных дисциплин и профессиональных модулей. Определение условий эффективного применения профессионально ориентированных задач как средства реализации междисциплинарных связей при обучении математике в колледже является целью исследования. Исследование проводи- лось на базе Йошкар-Олинского аграрного колледжа ФГБОУ ВПО «ПГТУ» г. Йошкар-Олы. Для решения поставленных задач и разработки условий эффективного применения профессиональ- но ориентированных задач как средства реализации междисциплинарных связей при обучении математике в колледже был использован комплекс теоретических и эмпирических методов адекватных предмету исследования и поставленной цели. Теоретической основой исследования стали системный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы. Рассмотрены необхо- димые условия использования профессионально ориентированных задач в качестве эффектив- ного средства реализации междисциплинарных связей в процессе обучения. На конкретном примере показана междисциплинарная связь одного из разделов математики с профильными дисциплинами и профессиональными модулями для специальности 35.02.08 – Электрификация и автоматизация сельского хозяйства. Таким образом, в статье подтверждается предположение о том, что использование профессионально ориентированных задач в процессе обучения матема- тике в колледже технического профиля позволяет повысить мотивацию студентов к изучению математики, создать необходимую базу для изучения дисциплин профессионального цикла и тем самым повысить уровень профессиональной подготовки будущих специалистов.
ВИДНЫЕ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОСВЕТИТЕЛИ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ
УДК: УДК 2-725(470.4)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Владимир Борисович Помелов ;
В статье приводятся биографические данные и заслуги представителей первого поколения национальных просветителей Средне-Волжского региона России во второй половине XIX века. Показано, почему в данный исторический период возникла особенно большая потребность в развитии просвещения, открытии национальных школ, подготовке учителей из национальных кадров. В центре внимания в статье два замечательных просветителя Средне-Волжского региона: Василий Константинович Магницкий и Иван Васильевич Яковлев. Оба были представителями национальных меньшинств (марийцев, чувашей и удмуртов), оба были самоотверженными педагогами, основателями учебных заведений, авторами учебных книг и методических материалов, этнографических и исторических статей и т. п. В статье показаны творческие и научные связи обоих просветителей с видными деятелями того времени, такими как Н. И. Ильмин¬ский, А. П. Щапов, Н. Я. Агафонов, К. Н. Лавровский, Н. И. Золотницкий, И. С. Михеев. Приводятся данные об участии В. К. Магницкого в так называемом мултанском деле. Дается характеристика деятельности В. К. Магницкого и И. В. Яковлева со стороны видных современных ученых (В. Г. Долгушев, Г. Н. Волков). В итоге делается заключение о том, что видные национальные просветители проложили путь к дальнейшему развитию своих народов
ВВЕДЕНИЕ ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОЙ ГРАМОТНОСТИ» В УЧЕБНЫЕ ПЛАНЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ОДНА ИЗ СТОРОН ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: УДК 377.112.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Станиславовна Русских ;
Новая цель образования, сформулированная в ФГОС и стратегии 2020 «Наша новая школа», – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России – перекликается с одной из стратегических задач, включенных в перечень приоритетных направлений развития государства – повышением уровня финансово-экономической грамотности населения. То есть развитие у молодых людей умения понимать, как те или иные манипуляции с финансами могут повлиять на жизнь как конкретного человека и его существование, так и процессов в экономике, способных оказать влияние на жизнь предприятия, страны, мира, а также умение правильно распоряжаться своими доходами, оценивать последствия расходов, планировать личный бюджет. Одной из актуальных задач профессионального образования является подготовка молодежи к полноценной и плодотворной профессиональной деятельности. Данное требование предусмат- ривает формирование у подрастающего поколения мобильности, способности быстро реагировать на изменения рыночной ситуации; формирование экономического сознания, характеризующегося наличием целостного представления о системе экономических отношений; понимания механизмов функционирования социально-экономических институтов; умения оперировать экономической терминологией, т. е. формирования экономической компетентности личности как части необ- ходимых для процветания личности знаний. Потребность государства в решении проблемы повышения уровня экономического образования отражена в стратегических задачах «»Национальной доктрины развития образования в России. В данной статье рассмотрены основные проблемы среднего профессионального образования связанные с поиском методов формирования финан- сово-экономической грамотности студентов неэкономических специальностей через введение в учебные планы курса «Основы бюджетной грамотности».
МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
УДК: УДК 377.1:37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вячеслав Викторович Утёмов ;
В статье описана модель реализации основной профессиональной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена при освоении федеральных государственных образо- вательных стандартов. В модели выделяется интегрированный результат освоения образовательной программы (общие и профессиональные компетенции, знания, умения, опыт), образовательная деятельность рассматривается как процесс взаимодействия интеллектуальных, творческих способ- ностей, рефлексии, мотивации. Отличие предлагаемой модели от существующих является опора на формирование двух направлений: формирования и развития профессиональной индивидуа- лизации (субъективизация) в комплексе специальных знаний, умений и навыков, развития и фор- мирования личности (профессиональная социализация) в процессе формирования психических новообразований и развития сформированных качеств в практической деятельности. Формируемые качества и способности обучающегося, согласно предлагаемой модели, организовываются в некоторое целое, напоминающее по своему строению пирамиду – четырехкомпонентную компетентностную модель. Итогом освоения образовательной программы является выпускная квалификационная работа, выполняемая на последнем курсе по освоенным профессиональным модулям, результатам которой является разработанный и внедренный продукт интеллектуальной деятельности. Дополнительно ежегодно учитывая в образовательной программе внутренние и внешние факторы, результат обучения связан с сформированными компетентностями выпускника, позволяющего осуществлять виды профессиональной деятельности. Предлагаемая модель успешно апробирована на базе КОГАОУ СПО «Вятский колледж культуры» в 2011–2015 гг. при прохож- дении полного курса обучения по ФГОС СПО специальностей группы «Искусство и культура». В работе также предлагается к внедрению компетентностный профиль результатов освоения программы и формулируются методические задачи по адаптации учебных материалов и методов обучения в СПО с общим образованием для завершения перехода на ФГОС в СПО.
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ
УДК: УДК 37.013.42
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Чалдышкина ;
Статья посвящена актуальной и недостаточно изученной сфере науки и практики – организации социального проектирования в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. В статье рассмотрены научно-методические основы социального проектирования, методология социального проектирования. Раскрываются: понятие социального проектирования, субъекты и объекты социального проектирования, сущность социального проектирования, типы проектов, технология разработки социального проекта, требования к социальному проекту, план действий и этап практических шагов. Теоретически обосновывается содержательный потенциал технологии социального проектирования. Приводятся примеры социальных проектов, направленных на духов- но-нравственное воспитание и развитие детей и молодежи. Подробно описан проект «Есть такой праздник», его актуальность, цель, задачи, сущность, возможности для продолжения его реализа- ции. В статье указывается, что в настоящее время в молодежной среде наблюдается недостаточно повышенный интерес к истории Отечества, содержанию и значимости государственных и него- сударственных праздников. Также отмечается важность создания условий для духовно-нравст- венного воспитания молодежи, повышения уровня гражданского самосознания. Это побудило к разработке и реализации данного проекта. Характеризуются волонтерские акции ко Дню народ- ного единства и Дню Победы, организованные в рамках реализации проекта. Отмечаются действия волонтеров – членов Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» – в образовательных ор- ганизациях с благополучателями (обучающимися и студентами, с жителями города) в период проведения волонтерских акций. Делается вывод о значимости социального проектирования для достижения целей и задач в области духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
STEM – НОВЫЙ ПОДХОД К ИНЖЕНЕРНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
УДК: УДК 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вадим Николаевич Чемеков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы инженерного образования, а именно нового направления – STEM-образования. Цель исследо-вания – проанализировать сущность и содержание STEM-образования, выявить основные про-блемы и противоречия, обозначить основные подходы к его разработке. Для решения постав-ленных задач был использован комплекс теоретических методов, адекватных предмету исследования и поставленной цели. Теоретико-методологической основой исследования стали системный, компетентностный и личностно-деятельностный подходы. Указан ряд существенных проблем и противоречий в реализации STEM-образования: традиционная система образования не в полной мере отвечает требованиям и запросам обучения и подготовки рабочей силы XXI века; снижение мотивации при обучении STEM-предметам и выбору профессии такого типа; низкий уровень успеваемости в дисциплинах физико-математического профиля, а также отсутствие способностей решать реальные проблемы, требующие знаний и применений STEM-дисцип¬лин. В статье особо отмечена сложность и многогранность STEM-образования, в результате чего для решения вопросов, связанных с отсутствием STEM-грамотности, разрабатываются самые разнообразные программы по виду, направлению и уровню сложности. Дана краткая характеристика основных подходов к разработке данных программ, обозначены три ключевых фактора реформы образования в STEM-направлении. Отмечено, что все ведущие страны мира опубликовали национальные доклады, содержащие рекомендации по реализации реформы STEM-образования, работают над разработкой учебной программы К-12 STEM, ведется разра-ботка неформальных программ STEM-образования.
СИНТАКСИЧЕСКИ НЕЗАВЕРШЕННЫЕ КОНСТРУКЦИИ В МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: УДК 811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Статья посвящена анализу синтаксически незавершенных конструкций в марийском языке как одного из средств выражения субъективно-модальных значений. Рассматриваемые конструкции принадлежат речевому уровню, не обладают собственными моделями и грамматическим значением, характеризуются структурной и интонационной незавершенностью. В текстах художественного стиля они создают эффект разговорности. С учетом соотношения в них логико-информативной и эмоционально-экспрессивной функций рассмотрены информативные и неинформативные высказывания. В информативных конструкциях смысл вербально не выраженной информации может быть выявлен из контекста (чаще всего предшествующего) или ситуации, а также в качестве усеченной предстает часть прецедентного текста. Структурная особенность неинформативных конструкций заключается в том, что в них выступают синтаксически зависимые слова при отсут- ствии опорных компонентов, смысл таких высказываний не выявляется из контекста или ситуации. В статье описаны структуры, которые являются показателями различных психических состояний и эмоций говорящего (смущение, неуверенность, замешательство, неумение или нежелание ясно выразить мысль, состояние поиска подходящего слова, способа адекватного выражения мысли; обида, огорчение, досада, сожаление, недоумение, возмущение, негодование, гнев). Структуры, выражающие смущение, неуверенность, замешательство, растерянность, неопределенность в марийском языке часто сопровождаются частицами -же (-жо, -жц), можо, которым в русском языке частично соответствует частица -то. Такие сообщения характеризуется как неопределенные, неподготовленные. Синтаксически незавершенные высказывания, помимо указанных выше функций, отражают одну из закономерностей речевого общения и служат показателем того, что говорящий субъект избегает категорического утверждения под влиянием максимы вежливости.
НАЗВАНИЯ КОСТЕЙ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ТЕЛА (ОСТЕОНИМЫ) В МАРИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: УДК 811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Тимерьяновна Ипакова ;
Соматическая лексика является составной частью словарного состава марийского языка. Ее исследование важно для установления исторического развития марийской лексики и представляет собой интерес в плане выявления межъязыковых и междиалектных лексических связей марийского языка. Соматические термины марийского языка, как и в других родственных языках, складывались в течение многих тысячелетий. Так как соматизмы считаются архаичными и устойчивыми к изменениям компонентами лексической системы языка, они всегда использовались и исполь-зуются при решении многих важных проблем истории марийского языка. В данной статье описывается одна из лексико-семантических групп соматической лексики – названия костей человеческого тела. Вся совокупность остеонимической лексики подразделяется на следующие лексико-семантические группы: 1) названия костей головы; 2) названия костей шеи и туловища; 3) названия костей верхних конечностей; 4) названия костей нижних конечностей; 5) названия костной системы человеческого организма в целом.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ КАК ПРИМЕР ЛИТЕРАТУРНОЙ УНИВЕРСАЛИИ (НА МАТЕРИАЛЕ РОМАНА Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»)
УДК: УДК 82-31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ; Ольга Сергеевна Березина ;
В любой отрасли человеческого знания присутствуют общие идеи, выраженные в понятиях (терминах). Традиционно выделяются: сфера онтологических универсалий, антропологические универсалии сфера национально-ментальных универсалий, мифологические универсалии или универсалии, восходящие к архаике, универсалии русской духовности, социокультурные, языковые (лингвистические) универсалии или – языковые явления (свойства, характеристики), обнаруживаемые во всех языках, свойственные всем языкам. Выделяют также переводческие универсалии. Литературная универсалия – это текстовое явление, имеющее собственное структурно-семанти-ческое выражение и соответствующее – универсальное (повторяющееся, общее) – оформление. В литературно-художественном произведении возможно вычленить универсальные ситуации, совокупность которых будет характеризовать уникальный (конкретный) сюжет. На материале романа Н. С. Лескова «На ножах» (1870–1871) авторы статьи рассматривают, каким образом реализуются универсальные ситуации ухода из дома и возвращения в творчестве Н. С. Лескова. В результате исследования выявлено, что понимание Н. С. Лесковым дома как места, где царит атмосфера покоя, уюта, согласуется с понятием дома в традиционной русской культуре, в которой был воспитан писатель, и обуславливает характерные черты авторского мировидения. Обращаясь к уни¬версальным ситуациям ухода из дома и неудачных попыток возвращения, Н. С. Лесков показывает, как с потерей дома происходит деградация личности, отречение от своих корней, от родного жилища приводит к потере нравственного ориентира.
ОБ АНТРОПОМОРФНОСТИ ЗМЕЕВ И ДРАКОНОВ В РУССКОМ И БРИТАНСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
УДК: УДК 398.44
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Георгий Александрович Трофимов ;
В статье рассмотрен вопрос антропоморфности змееподобных существ в русском и британском фольклоре на материале сказки, былины и легенды. В русской народной традиции автор выделяет две ипостаси змея. Первая, в которой преобладают зооморфные черты, ассоциируется в народном сознании с другими сверхъестественными животными, среди которых можно выделить птицу и льва. Вторая ипостась – антропоморфная – характеризуется проживанием в человеческом жилище, использованием холодного оружия и т. д. Антропоморфный змей в русской сказке в определенной степени родственен образу правителя чужого царства, связанного с концепцией иномирия, при этом четкой границы между антропоморфной и зооморфной вариацией образа змея нет. В былине чудовище обнаруживает гораздо более явную связь с образом агрессивного иноземного захватчика. В антропоморфной вариации наблюдается преобладание человеческих черт над змеиными; последние получают иногда новое, более рациональное объяснение. Британ- ская легенда, напротив, описывает образ максимально зооморфного змея или дракона, поведение которого характеризует его как агрессивное хищное животное, не способное, в отличие от русского «звероподобного» змея, к человеческой речи и мышлению. Наконец, в британской сказке зме- еподобные существа близки зооморфному змею из русской сказки и былины, а функции, ха- рактерные для его антропоморфной вариации, в тех же или близких сказочных сюжетах выполняет другое антропоморфное чудовище – великан. Образы чудовищ женского пола – змеихи в русских сказках и великанши в британских – также обнаруживают общность внешних черт и образа действий. Сделанные в статье выводы проиллюстрированы примерами из фольк- лорных источников.
АКТУАЛЬНАЯ ПОВЕСТКА ДНЯ В СОВРЕМЕННОЙ КОРПОРАТИВНОЙ ПРЕССЕ (НА ПРИМЕРЕ ГАЗЕТЫ ОАО «РЖД» «ВОЛЖСКАЯ МАГИСТРАЛЬ»)
УДК: УДК 070.46
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Алексеевна Тяжелова ;
В статье рассматриваются вопросы формирования повестки дня в корпоративной прессе. Выявление особенностей формирования повести дня в корпоративных СМИ и сопоставление полученных данных с индикаторами реального положения вещей позволяет определить эффект установления повестки дня, что в ходе дальнейших исследований и сравнения результатов с данными социологических опросов аудитории может служить инструментом определения эффективности воздействия корпоративных СМИ на аудиторию. В ходе настоящего исследова- ния были использованы методы контент-анализа, сравнения, систематизации. В статье анали- зируются материалы газеты ОАО «Российские железные дороги» «Волжская магистраль», опубликованные в 2014 году, исследуется их тематика и эмоциональная окрашенность. Исходя из результатов исследования, мы можем сделать вывод, что в корпоративной газете «Волжская магистраль» наибольшее внимание уделяется вопросам организации корпоративной комму- никации, а также людям, которые работают на предприятии, освещению развлекательных и спортивных корпоративных мероприятий, внедрению новых технологий и закупке новой техники, культуре и образованию. Таким образом, освещается большинство тем, которые отражают жизнь отрасли и интересы сотрудников компании. При этом в большинстве случаев формируется положительная повестка дня, в которой нет места теме чрезвычайных происшествий на железной дороге. Следовательно, повестка дня в корпоративной прессе не полностью отражает реальное положение вещей.
НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ НОВОСТНОГО КОНТЕНТА НА РЕГИОНАЛЬНОМ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОМ РАДИО
УДК: УДК 070
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Александровна Шурыгина ;
Статья посвящена изучению вопросов совершенствования работы службы новостей в структуре общественно-политического радио. При этом в рамках статьи, общественно-политическое радио определяется как особый вид СМИ, характеризующийся оперативностью, доступностью, широтой охвата аудитории. В настоящее время в России процесс структурирования радиостанций почти завершен и можно говорить о том, что общественно-политическое радио является самостоятельным типом радио по-своему контенту. Естественно, каждое общественно-политическое радио в процессе деятельности вырабатывает свой механизм взаимодействия структурных единиц, входящих в состав службы новостей и оптимальную, либо близкую в контексте работы к опти-мальной, модель взаимодействия между ними, обеспечивающую надлежащую работу информа-ционной службы. «Радио России» – одна из ведущих общественно-политических радиостанций в национальном медиапространстве, поэтому изучение важнейших аспектов работы службы новостей данного СМИ имеет большое практическое значение и актуальность в контексте развития радио как средства массовой информации в России. Основа работы информационной службы – деятельность журналистов, которые обеспечивают своевременное поступление информации, ее обработку и выдачу в эфир. Профессиональные задачи журналиста на общественно – политическом радио имеют свою специфику. Обобщение практики профессиональной деятельности, ее анализ и выводы определяют актуальность темы исследования в общем контексте развития радиожурналистики как вида журналистской деятельности.
ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЕНИЙ В РАЗВИТИИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
УДК: УДК 159.922.7:376
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Юрьевна Борисова ;
В статье рассмотрены возможности применения нейропсихологического подхода в решении вопросов своевременного выявления детей группы риска формирования отклонений в развитии в дошкольном возрасте. Данный подход признается наиболее системным в диагностике и коррек- ции психического развития ребенка, поскольку комплексная нейропсихологическая диагностика уровня сформированности высших психических функций позволяет выявить слабые когнитивные механизмы, обусловливающие большинство трудностей, и соответственно планировать эффек- тивную псхокоррекционную работу. Представлен краткий обзор наиболее распространенных технологий организации процесса психолого-педагогической диагностики отклоняющегося развития и нейропсихологических диагностических комплексов, адаптированных к детскому возрасту. На основании анализа результатов обследования детей 3–7 лет, реализованного в рамках научного проекта № 14-16-12004 а(р) при финансовой поддержке РГНФ, предложена модель нейропсихологической диагностики детей дошкольного возраста. Диагностическая программа основана на оценке статистически достоверных различий результатов в группах детей, отличаю- щихся по возрастному и клинико-психологическому статусу. Модель состоит из нескольких бло- ков и включает этапы скрининговой диагностики и углубленной диагностики, предполагающей как применение нейропсихологических проб, так и традиционных методов сбора анамнестиче- ской информации об особенностях психического развития ребенка. Апробированные в рамках реализации проекта диагностические комплексы обеспечивают возможность раннего выявле- ния специфики формирования высших психических функций при помощи нейропсихологиче- ского подхода.
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ «ТРУДНЫХ» РОДИТЕЛЕЙ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: УДК 37.015.3
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Евгеньевна Дрёмина ;
Статья посвящена особенностям психологического консультирования так называемых немоти- вированных или «трудных» клиентов психологами образования, то есть консультированию родителей, которых направляют к психологу педагоги или администрация учреждения. В таких случаях родители часто занимают позицию «я тут ни при чем» и «это не моя проблема». Рассмотрены способы установления контакта и привлечения родителей к совместной работе на благо ребенка. Одним из условий достижения успешного результата является установление доверительных отношений с родителями ребенка, который вызывает обеспокоенность педагогов либо своим поведением, либо своей успеваемостью. Другим условием является объяснение того, как проблемы ребенка могут быть связаны с проблемами родителей; для этого родителям необходимо показать, что в рамках семейной системы невозможно изолированно решить проблемы ребенка, не вовлекая в это членов семьи. Особую группу составляют случаи, когда у ребенка имеются серьезные проблемы, связанные с нарушениями развития, а родители не хотят этого признавать. В статье указаны механизмы психологической защиты, объясняющие такую позицию родителей. Рассмотрена тактика «двойного прогноза», при которой необходимо разъяснить, что может произойти в дальнейшем, если не заниматься ребенком и не прислушиваться к рекомендациям специалистов, и как можно преодолеть отставание или поведенческие нарушения, если вовремя оказать ребенку помощь. Встречаются родители с потребительской мотивацией, которые пытаются переложить ответственность за ребенка на плечи других людей. В таких случаях необходимо переориентировать родителей в плане ответственности: до тех пор пока они не возьмут на себя ответственность за изменения в своей жизни, им не поможет ни один психолог. Наконец, встречаются родители, работу с которыми проводить бесполезно, так как это социально дезадаптированные личности, зависимые от алкоголя или наркотиков, либо психически неадекватные; таким необходима помощь иного рода и у других специалистов.
ПРЕОДОЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ СУБЪЕКТА ТРУДА: ПРОБЛЕМЫ И ПОДХОДЫ
УДК: УДК 371.5
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Александровна Курапова ;
В статье обозначены основные проблемы преодоления профессионального выгорания субъекта труда, связанные с современным этапом исследования феномена: разобщенность, разноплановость, симптоматичность и эпизодичность предлагаемых приемов и техник; немногочисленность примеров системного подхода к решению поставленной проблемы. Автором предпринята попытка обобщить имеющиеся, преимущественно в отечественной психологической теории и практике, подходы к преодолению выгорания, построенные на различных теоретико-методоло- гических положениях, среди которых встречаются как классические для российской психологии (системный, субъектный, системогенетический подходы), так и имеющие зарубежные источники возникновения (экзистенциальный, ресурсный подходы). Также особо выделим современный методологический подход в отечественной психологии – метасистемный (А. В. Карпов), а также носящие эклектический характер (субъектно-деятельностный, субъектно-ресурсный) подходы. Показано, что подходы к преодолению выгорания могут основываться на теоретических осно- ваниях к определению феномена выгорания. Все это определяет цели, направления, структуру, психотехники преодоления выгорания. Особое внимание во всех подходах уделяется развитию меткогнитивной способности субъекта труда – рефлексии, а также регулятивных способностей, в частности – саморгеуляции. При этом отмечается, что саморегуляция носит системный характер и затрагивает различные уровни организации человека (Л. П. Гримак), что также расширяет возможности по преодолению профессионального выгорания.