ВЕСТНИК 1 (49) 2023

Название:
ВЕСТНИК 1 (49) 2023
Номер:
1
Год:
2023
Дата публикации на сайте:
2023-04-03 12:29:24
Полный журнал в PDF:
Научный отчет как форма научно-исследовательской деятельности в рамках ВСОШ по английскому языку
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Артем Петрович Гулов;
Введение. Академические конкурсы прочно вошли в реалии современного образования в Российской Федерации, став инструментом не только развития творческих способностей молодежи, но и формирования функциональной грамотности исследователя. Написание письменных текстов при проведении интеллектуальных состязаний по иностранным языкам является эффективной формой оценивания творческих способностей школьников. Всероссийская олимпиада школьников по английскому языку является массовым академическим мероприятием, чей научно-исследовательский потенциал призван не только развивать одаренность, но и влиять на портрет молодых ученых. Цель: анализ письменных жанров, используемых на олимпиаде, в частности, научного отчета как формы научно-исследовательской деятельности школьников. Материалы и методы. Нами проведен анализ научных исследований по теме проведения и подготовки к ВСОШ, а также изучены комплекты контрольно-измерительных материалов регионального и заключительного этапов по английскому языку, вместе с нормативной документацией экспертов жюри. Результаты исследования, обсуждения. Нами выделены особенности жанра «отчет», отмечены типичные ошибки участников при решении речевой коммуникативной задачи, предложены рекомендации для наставников олимпиадников, направленные на их преодоление. Нами рассмотрены формулировки заданий прошлых лет с подробным изложением их трактовки. Подчеркивается важная роль внедрения отчета в олимпиадные комплекты в связи с глобальной ролью английского как официального языка науки и технического творчества. Заключение. Научно-исследовательская культура молодого специалиста зарождается в школе, и потенциал всероссийской олимпиады по английскому языку позволяет влиять на становление личности ученого вместе с развитием творческих способностей.
Тенденции развития консалтинговой деятельности в инновационной образовательной среде вуза
УДК: 378.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Линар Гимазетдинович Ахметов; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. В исследовании выявлены тенденции развития консалтинговой деятельности, которые обусловлены информационным этапом развития инновационно ориентированной экономики, основанной на знаниях. Инновации рассматриваются как связующий элемент профессиональной подготовки будущего специалиста при решении сложных задач сегодняшнего и завтрашнего дня, удовлетворения потребности в обретении компетенций, востребованных на динамично развивающемся рынке труда. Особенность профессиональной деятельности консультанта заключается в том, что она распространяется на различные междисциплинарные направления, затрагивающие гражданско-правовые отношения, социально-экономические, маркетинговые исследования, внедрение инноваций, технико-технологические разработки, психологии и педагогики, поэтому деятельность в сфере консалтинга можно рассматривать как особый вид профессиональных услуг, форму управленческой деятельности, метод обучения, науку и искусство. Исследование направлено на выявление и обоснование совокупности положений, составляющих теоретико-методологических предпосылок исследуемой проблемы: изучение процесса реализации инновационных технологий профессионального развития студента современного вуза в процессе педагогического консультирования. Выявлены тенденции, отличающие современное социально-экономическое развитие от предыдущего. Целью является исследование ключевых особенностей консалтинга и выявление тенденций развития консалтинговой деятельности в инновационной образовательной среде вуза. Материалами и методами исследования послужили методологическая литература по теории и практике управленческого консультирования, специальная литература по проблемам инноваций в образовательной среде, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики развития личности. Кроме того, использовался сравнительный анализ и обобщение российских и зарубежных инструментов в области развития консалтинговой деятельности и систематизации практического опыта применения инноваций в образовательной среде вуза. Выявлены основные тренды и противоречия, определяющие реализацию педагогического консультирования в условиях образовательной среды, проанализированы основные теоретико-методологические подходы к использованию инновационных образовательных технологий; систематизированы научно-теоретические исследования по проблеме и уточнено содержание вводимых в научный оборот понятий.
Системно-параметрический подход в дидактике: разработка теоретико-методологической основы дидактической инженерии
УДК: 378.147:004
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Дмитриева Старыгина;
Введение. Эвристический подход к педагогике, принятый в мировой практике для построения педагогических систем, привел к кризису образования нашей эпохи. Этот подход на практике реализуется как последовательность парадигм, т. е. лучших образцов подготовки, полученных эвристическим способом, каждая из которых максимально соответствует вызовам и потребностям своей эпохи. В эпоху цифровой экономики, когда у общества произошел качественный скачок и сменилось пространство жизнедеятельности, т. е. это пространство изменилось с реального на реально-виртуальное, по факту оказалось, что невозможно разработать новую образовательную парадигму на эвристическом подходе, которая соответствует всем вызовам и потребностям нашей (цифровой) эпохи. В результате многих попыток преодолеть этот педагогический кризис в недрах дидактики, зародилась дидактическая инженерия, как новая методологическая ветвь этой науки. Цель: разработать теоретико-методологические основы дидактической инженерии на основе системно-параметрического подхода. Материалы и методы. На основе системно-параметрического подхода к теоретическим, методологическим положениям дидактики, а также, на базе системного анализа, построив комплекс из шести опорных (ключевых) утверждений как новых положений, а затем, использовав их в контексте SADT-модели в качестве системообразующих, была сформирована единая теоретико-методологическая платформа-парадигма как основа дидактической инженерии. Результаты исследования, обсуждения. Построены теоретико-методологические основы дидактической инженерии, т. е. построено достаточно полное и целостное для дальнейшего развития «системное ядро»-платформа как новая методологическая ветвь классической дидактики. Разумеется, что для разработки этой платформы были использованы результаты новых достижений дидактики, педагогической психологии, информатики, искусственного интеллекта и так далее. Бесспорно, что на этой платформе также могут быть построены более новые поколения дидактических SMART-систем. Заключение. В цифровую эпоху дидактическая инженерия представляет собой теоретико-методологическую базу, на основе которой можно проектировать дидактические системы и педагогические технологии нового (цифрового) поколения.
Технология блокчейн в системе высшего образования: возможности и перспективы внедрения
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Никита Андреевич Вершинин;
Введение. Блокчейн как одна из современных перспективных технологий распределенного реестра сегодня может оказать потенциальное влияние на сферу высшего образования в области управления цифровыми данными и обучением. Цель: раскрытие и обоснование возможности и перспектив внедрения технологии блокчейн в сферу высшего образования. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы и нормативные документы, освещающие вопросы цифровой трансформации образования. Были использованы теоретические, эмпирические и математические методы исследования. Результаты исследования, обсуждения. В работе рассматриваются вопросы, связанные с описанием аспектов внедрения технологии блокчейн в систему высшего образования. Рассмотрены основные тематические области применения технологии блокчейн в системе высшего образования: формирование и выдача цифровых дипломов и сертификатов, контроль успеваемости и образовательной активности студентов, совместное использование образовательных ресурсов и материалов, идентификация студентов, подтверждение авторского права, хранение документации и внедрение смарт-контрактов. Дано описание современных блокчейн-платформ (Ethereum, Hyperlegder Fabric, Quorum). Выявлены основные преимущества и барьеры использования технологии блокчейн в системе высшего образования. Приведен анализ образовательных программ и курсов по изучению блокчейн-технологии на международных и отечественных платформах электронного обучения. Дано описание авторского программного модуля для идентификации пользователей информационной системы на основе технологии блокчейн. Заключение. Делается вывод о том, что блокчейн обладает высоким потенциалом для обеспечения и цифровой трансформации сферы образования. При этом в отечественной практике большинство образовательных блокчейн-проектов находится на стадии разработки и апробации.
Повышение качества образовательного процесса посредством взаимодействия с родителями в цифровой информационной среде
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Аксар Альбертович Эльтемеров;
Введение. Важной задачей государственного уровня на сегодняшний день является цифровая трансформация образования, требующая использования новых форм взаимодействия с родителями. Семья и образовательная организация, осуществляя взаимодействие в реальном пространстве, порождают в среде своего обитания особое информационное пространство взаимодействия. В связи с этим актуальной становится проблема формирования информационного пространства взаимодействия семьи и образовательного учреждения, включающая в себя обмен между субъектами взаимодействия достоверной, актуальной социально-педагогической информацией. Цель исследования ‒ обоснование эффективности форм взаимодействия с родителями в цифровой образовательной среде. Материалы и методы. В исследовании используется теоретический анализ научных публикаций по данной тематике и результаты анкетирования профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений по взаимодействию с родителями обучающихся в ЦОС. Объект исследования – формы взаимодействия педагогического коллектива образовательных учреждений с родителями обучающихся в условиях цифровой образовательной среды. Результаты исследования, обсуждение. В результате проведенного эмпирического исследования выявлено, что профессорско-преподавательский состав вузов практически не взаимодействует с родителями студентов, лишь 2 % опрошенных ответили положительно. 98 % опрошенных не используют родительскую помощь, но при этом 47 % считают, что удаленное взаимодействие с родителями посредством цифровой информационной среды, при грамотной организации в системе образования, не нарушающих юридических и социальных прав преподавателей, могло бы способствовать решению проблемы с неуспеваемостью и нарушением дисциплины отдельных студентов. Заключение. Цифровые ресурсы в системе образования позволяют организовывать взаимодействие с родителями обучающихся и решают задачи предоставления сведений об образовательном учреждении, информирования субъектов образовательного процесса об организации учебно-воспитательных мероприятий, оказания методической поддержки для родителей и преподавателей, предоставления информации об успеваемости и посещаемости обучающихся, организации общения с родителями в режиме онлайн.
Ономастикон художественной прозы Яныбая Хамматова
УДК: 811.512.141'373.21
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алсыу Минифариевна Ишегулова;
Введение. Данная статья посвящена ономастической лексике в пенталогии «Золото собирается крупицами» башкирского писателя Яныбая Хамматова. Ономастикон является важной составляющей художественного идиостиля писателя, его индивидуального мировидения и правдивости историко-культурного контекста. Целью данного исследования является анализ ономастической лексики как фрагмента индивидуальной языковой картины мира писателя, выявление функциональных особенностей в тексте. Материалы и методы. Материалом для статьи послужили романы из пенталогии «Золото собирается крупицами». В работе использован метод сплошной выборки лексического материала. Результаты исследования. В статье особое внимание уделяется антропонимам и топонимам – важным и органичным языковым элементам художественных текстов. Использованные в текстах антропонимы и топонимы являются неотъемлемой частью контекста, мотивированной, обусловленной повествованием, авторским видением произведения. Заключение. Посредством ономастической лексики писателю удалось более полно представить социальное положение, отношение героев, описывать события, исторический, географический и культурный фон, на котором они разворачиваются, то есть передать реалии времени, колорит эпохи.
Новаторская проза В. В. Розанова как репрезентация русского литературного модернизма рубежа XX‒XXI веков
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова; Татьяна Васильевна Рыбакова;
Введение. В статье рассмотрены понятия «модернизм» и «литературный модернизм» в искусстве и литературе рубежа XX‒XXI веков, определены его истоки, признаки, разновидности на материале новаторской прозы В. В. Розанова. Цель: выделить и систематизировать содержательные и стилистико-языковые признаки модернистской эстетики в произведениях, написанных В. В. Розановым в новой жанровой форме, которую сам автор называл «листьями», в исследовательской литературе этот жанр получил название «потока сознания». Материалами и методами послужили такие произведения В. В. Розанова, как «Эмбрионы», «Уединенное», «Сахарна», «Мимолетное», «Опавшие листья», «Смертное», «Апокалипсис нашего времени», «Последние листья». Изучение признаков литературного модернизма в данных произведениях осуществляется на фоне анализа отношения писателя к литературному процессу рубежа XX‒XXI веков и к творчеству его современников, разделяющих постулаты модернистской эстетики. Результаты исследования, обсуждения. Новаторская проза В. В. Розанова до сих пор не изучалась именно с точки зрения экспликации признаков эстетики русского модерна, как в содержательном ключе, так и стилистико-языковом. В заключении нами был сделан вывод о том, что именно осмысление истоков русского модернизма как литературной школы, направленной на кардинальное изменение картины мира, отказ от классических мировоззренческих концепций, ориентация на трагизм, мистицизм и разрушение обыденного мировосприятия привели к смене традиционной письменной традиции и стали одной из причин появления модернистской новаторской стилистики В. В. Розанова, которая была им философски осмыслена, разработана и эксплицирована в произведениях, относящихся к жанру «потока сознания». К основным стилистическим и языковым особенностям прозы потока сознания В. В. Розанова относятся: парадоксальность, афористичность, параграфемика, направленность на языковую игру с читателем.
К вопросу о едином марийском языке
УДК: 811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Маргарита Нифонтовна Кузнецова;
Введение. В «Википедии» в статьях о марийском народе и марийском языке пишется, что малочисленный народ мари разговаривает на современном этапе на трех языках: марийском (луговомарийском), горномарийском и северо-западном марийском. Выделение трех языков является следствием языковой политики, начатой в 90-е годы XX века, и результатом которой, наряду с другими изменениями, стал «Закон о языках в Республике Марий Эл». Государственным языком, наравне с русским языком, стал марийский (горный и луговой) язык. Необычная формулировка статьи 1 главы I Закона вызвала к жизни появление двух новых терминов: «луговомарийский язык» и «горномарийский язык». Цель исследования. На основе анализа современной языковой политики и с привлечением диалектного материала обосновать единство марийского языка, предложить новую классификацию диалектов в целях сохранения языка. Материалы и методы: статистические данные и законодательные документы о функционировании марийского языка на современном этапе, научные публикации по проблемам единого литературного языка, диалектов марийского языка, рассмотренные на основе анализа, классификации и сравнительного метода. Результаты исследования, обсуждения. Языковая политика и языковая ситуация начала 90-х годов XX века привели к появлению двух марийских языков. До этого функционировал единый марийский язык с двумя литературными вариантами: лугововосточным и горномарийским. В статье доказывается единство марийского языка с двумя исторически сложившимися литературными нормами. Попытки обоснования самостоятельности горномарийского языка автором статьи квалифицируются как субъективные, проистекающие из специфики этнической самоидентификации горных мари. Заключение. Марийский язык с лингвистической точки зрения является единым. Об этом свидетельствует лексика, основные морфологические показатели, синтаксис.
Эпистемическая модальность как способ реализации коммуникативной стратегии в современном медиадискурсе
УДК: 81'367.7
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лю Хаотун;
Введение. В рамках данного исследования рассматривается роль категории эпистемической модальности при формировании современного медиадискурса. Цель данной статьи заключается в том, чтобы выяснить роль категории эпистемической модальности в процессе формирования современного русскоязычного медиадискурса, а также выделить основные коммуникативные стратегии, реализуемые в этом типе дискурса с привлечением категории эпистемической модальности. Материалы и методы. В качестве материала для анализа выступили следующие источники: на русском языке – статьи из газеты «Коммерсантъ» 2019‒2022 года, проанализировано 60 статей, 128 контекстов; диалоги из подкаста «Розенталь и Гильденстерн» 2020‒2021 года, проанализировано 7 выпусков, 62 контекста; диалоги и монологи из видеоблога «А поговорить?» 2019‒2021 года, проанализировано 6 выпусков, 52 контекста. Поставленные цели исследования определили используемые в работе методы: дискурсивный анализ, контент-анализ, семантический анализ, сравнительно-сопоставительный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Медиадискурс представляет собой особый тип коммуникации, с помощью которого формируется современное медийное пространство, и при создании которого осуществляются глобальные и локальные интенции коммуникантов. При этом употребляются различные вербальные или невербальные средства для достижения максимального коммуникативного эффекта, среди них категория эпистемической модальности является одним из способов реализации коммуникативной стратегии. На материале современного медиадискурса эпистемическая модальность способствует реализации как и общих стратегий – стратегии информирования и воздействия, так и частных – стратегии предположения и утверждения, и стратегии дискредитации и убеждения. Заключение. Эпистемическая модальность является важным компонентом при формировании современного медиадискурса. Ее выражения представляют собой дискурсивные маркеры, которые структурируют дискурс и направлены на осуществление общий и частных коммуникативных стратегий.
Принцип амбивалентности в структуре поэтики повести Н. С. Лескова «Воительница»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Васильевна Поздина;
Введение. В современном лескововедении уже формируется общий взгляд на поэтику Н. С. Лескова как на балансирование между крайними точками определенных художественных систем. Повесть «Воительница» построена на весьма сложном сочетании разнородных элементов, прежде всего восходящих к карнавальной культуре и к фольклору. Фольклорные элементы имеют в этом произведении амбивалентную семантику. Отдельные события из жизни главной героини, Домны Платоновны, соотносятся с фольклорными сюжетами, в то время как другие ее поступки с ними контрастируют, что и позволяет Н. С. Лескову создавать оригинальную «народную историю». Цель исследования. Нас интересует собственно область эстетического дискурса: амбивалентность как художественный принцип, организующий эстетическое пространство повести. Материалы и методы Объектом исследования для нас послужила повесть Н. С. Лескова «Воительница» (1866) и литературные источники возможного влияния на формирование оригинальной художественной концепции человека в творчестве автора. Предметом анализа стали различные уровни поэтики повести и приемы реализации принципа амбивалентности. Применительно к методам исследования для нас определяющими стали историко-культурный, сравнительно-типологический, мифопоэтический. Результаты исследования, обсуждения. Бахтинские коды амбивалентности, карнавала, архетипа трикстера, комического и трагического на уровне поэтики повестей Лескова создают столкновение различных стилей и жанровых систем. Обращение к возможным источникам оригинального характера Домны Платоновны привело нас к мысли о том, что в создании своей «народной истории» Лесков идет в русле десакрализации народного характера, развивая традиции писателей 2-й трети XVIII века, в частности, пикарески М. Д. Чулкова. Трикстерная природа героини, амбивалентные маски-ипостаси, театрализация слова и пространства вызывают к жизни драматичекие жанры в духе карнавальной поэтики балагана. Жизненные истории-анекдоты Домны Платоновны, рассказанные ею самой, проживаются и понимаются ею как деятельное участие в жизни людей. Финал этой «народной истории» окрашен признаками бедствия, открывает онтологические свойства ее души: жизнь сердца и милосердие. В жанровой природе повесть «Воительница» обнаруживает не только философские и мифопоэтические пласты, но и амбивалентный жанр притчи. Заключение Таким образом, принцип амбивалентности позволил нам выделить различные уровни и приемы поэтики повести Лескова. На наш взгляд, источником для оригинальной концепции характера у Лескова послужили особенности художественного сознания писателя, его трагикомическая концепция парадоксального понимания жизни и человека.
Объем понятия «терминология компьютерной лингвистики»
УДК: 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Николаевна Польщикова;
Введение. Статья посвящена исследованию понятия «терминология компьютерной лингвистики». В профессиональной сфере компьютерной лингвистики для исследования языка и моделирования процессов его функционирования разрабатываются и используются компьютерные программы, информационные технологии организации и обработки естественно-языковых данных. Стремительное увеличение количества специальных названий этого научно-прикладного направления способствует динамичному и подчас неуправляемому расширению границ соответствующей терминологии. Цель статьи – обосновать дефиницию словосочетания «терминология компьютерной лингвистики» на основе анализа формулировок определений его компонентов. Материалы и методы исследования. Исследования выполнены с использованием работ, посвященных изучению теоретических вопросов терминологии, трудов по тематике компьютерной лингвистики и автоматической обработки естественного языка, лексикографических и энциклопедических источников. В качестве методов исследования применялись дефинитивный анализ, описание и систематизация терминологических единиц. Результаты исследования. Обосновано использование трактовки, в соответствии с которой понятие «терминология» определяется как соотнесенная с профессиональной сферой деятельности совокупность терминов, связанных друг с другом на понятном, лексико-семантическом, словообразовательном и грамматическом уровнях. Проведенный анализ показал, что профессиональный язык междисциплинарной сферы компьютерной лингвистики содержит терминологические единицы лингвистики, математики, информатики и искусственного интеллекта. Близким к понятию компьютерной лингвистики выступает терминологическое словосочетание «автоматическая обработка естественного языка», охватывающая по смыслу все области, в которых компьютеры используются для обработки языковых данных. Заключение. В результате выполненного исследования предложено определение терминологии компьютерной лингвистики как системы специальных языковых единиц, предназначенных для кодификации понятий, соотносимых с моделированием естественного языка на основе применения компьютерных технологий.
Функции немецкого дискурсивного маркера jetzt в монологической и диалогической речи
УДК: 811.112.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Феликсовна Сереброва;
Введение. В центре внимания данной публикации ‒ функциональное назначение дискурсивного маркера jetzt в монологической и диалогической речи. Цель исследования ‒ сопоставить функциональное назначение дискурсивного маркера jetzt в монологической и диалогической речи. В качестве материалов исследования послужили примеры, отобранные из корпуса DWDS, а именно из подкорпуса Parlamentsreden и из корпуса разговорной речи (Datenbank für gesprochenes Deutsch). Посредством использования описательного и сопоставительных методов, метода контекстуального анализа были проанализированы функции дискурсивного маркера jetzt в устной монологической и диалогической речи. Результаты. В ходе исследования были выявлены общие и специфические свойства слова jetzt как наречия времени и как дискурсивного маркера. Jetzt, теряя свое лексическое значение и приобретая функцию дискурсивного маркера, выступает как прагматикализованный элемент. Jetzt может встречаться как в диалогической, так и в монологической речи. При этом отличия в функциональном назначении jetzt как дискурсивного слова обусловлены самой спецификой монологической и диалогической речи. В монологической речи говорящий подчеркивает значимость новой информации и обращает внимание на смену обстоятельств. В диалогической речи jetzt имеет место в случае, если говорящий хочет обозначить новый аспект, на который собеседнику необходимо обратить внимание. Теоретическая значимость работы определяется тем, что она вносит определенный вклад в исследование функций дискурсивных маркеров в зависимости от коммуникативной ситуации. Практическая значимость определяется тем, что полученные результаты могут быть использованы на занятиях по практике немецкого языка, теории и практике межкультурной коммуникации и на практических занятиях по грамматике немецкого языка.
Репрезентация невербального поведения героев в текстах ранних рассказов А. П. Чехова
УДК: 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сюй Минь;
Введение. В своих литературных произведениях А. П. Чехов часто обращает внимание читателей на формы поведения героев. В художественном тексте единицы невербального поведения, применимые к персонажам, приобретают особое значение. Цель данной статьи – выявление и анализ языковых единиц, с помощью которых А. П. Чехов в рассказах раннего творческого периода описывает невербальное поведение героев. Материалы и методы. В качестве объекта исследования были взяты рассказы раннего периода творчества А. П. Чехова – «Толстый и тонкий», «Хамелеон», «Унтер Пришибеев» и «Устрицы». В ходе выполнения работы применялись метод текстуального анализа и описательный метод. Результаты исследования, обсуждения. В настоящей работе из названных ранних рассказов А. П. Чехова был выбран и проанализирован ряд примеров языковых единиц, с помощью которых автор описывает невербальное поведение героев и, как следствие, достигает более успешного раскрытия своего творческого замысла. Для этого писатель использовал самые разнообразные языковые средства: отдельные слова (глаголы, существительные, прилагательные) или словосочетания, а также устойчивые сочетания или целые предложения (а в рассказе «Устрицы» небольшой фрагмент текста). Практическая значимость данного исследования состоит в том, что результаты исследования могут быть использованы в дальнейшей исследовательской деятельности, а также в школьных и вузовских курсах преподавания литературы на факультативном уровне. Заключение. С помощью языковых единиц автор описывает жесты персонажей во время диалога или каких-либо событий, их мимику, положение тела и тому подобное. Именно благодаря таким описаниям он достигает высокого уровня художественности текста, дает характеристику персонажей с психологической точки зрения. Объектом анализа послужили только четыре рассказа А. П. Чехова, но нет сомнения в том, что во многих других его произведениях достаточно много внимания уделяется описаниям невербального поведения персонажей, что позволяет нам продолжить дальнейшее изучение творчества писателя в этом направлении.
Научно-педагогические идеи А. Н. Куклина о лингвистическом краеведении: к юбилею исследователя
УДК: 908(479.343):811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Флёра Яхиятовна Хабибуллина; Ираида Геннадьевна Иванова;
Введение. 23 февраля 2023 года профессору Марийского государственного университета, видному и талантливому марийскому лингвисту Анатолию Николаевичу Куклину исполнилось бы 75 лет. Его творческая деятельность связана с исследованием теоретических проблем региональной топономастики, контрастивной лингвистики, дискуссионных вопросов этногенеза и этнической истории народов уральской языковой общности. Цель статьи ‒ представить научно-педагогическую деятельность доктора филологических наук, профессора Марийского государственного университета Анатолия Николаевича Куклина (23.02.1948 ‒ 14.05.2016) и описать его вклад в практику преподавания марийской топонимии в рамках лингвистического краеведения. Анатолий Николаевич Куклин был одним из выдающихся деятелей науки Республики Марий Эл, ученым-финно-угроведом и просветителем, автором более 400 научных работ в области фонетики, общей лингвистики, топономастики. Особо следует отметить вклад А. Н. Куклина в исследование лингвокраеведения в рамках теории топономастики. Основными научными направлениями ученого являются: изыскания в области ономастики, установление родственных связей слов в топонимике, объяснение происхождения топонимов; интерпретация процессов взаимовлияния и взаимообогащения языков Урало-Поволжской историко-этнографической области; разработка учебных и методических пособий для образовательных учреждений Республики Марий Эл. А. Н. Куклин ‒ профессор (1999), Отличник народного просвещения (1991), заслуженный деятель науки Республики Марий Эл (1998), Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации (2006), заслуженный деятель науки и образования (2014), основатель научной школы «Марийская ономатология». Заключение. А. Н. Куклин считал топонимику важнейшим элементом региональной образовательной системы, средством сохранения национальной памяти, изучения историко-культурного наследия родного края, отраженного в географических онимах.
Море как концептуальная доминанта в культурной идентичности греков
УДК: 81'42: 811.142
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Павловна Чакалова; Зарина Ашотовна Фарамазян;
Введение. Изучение национального характера и культуры интересует многих исследователей, для достижения этой цели лингвисты часто обращаются к художественному тексту, поскольку художественный текст транслирует читателю уникальное ассоциирование и оригинальные смыслы. Ученые стремятся выделить ключевые лингвокультурные концепты и детально описать их структуру, чтобы попытаться раскрыть менталитет народа. Цель нашего исследования – выявить этноспецифические характеристики концепта «природа» в греческой национальной картине мира. Материалы и методы. В статье рассматриваются примеры и анализируются языковые средства выражения из художественных текстов греческих классиков (Н. Казандзакис, А. Каркавитсас, И. Венезис), а также английских современников (Дж. Фаулз, Дж. Даррелл, Лоуренс Даррелл), которые путешествовали по Греции; сюжеты их произведений строились на основе греческих культурных реалий и окружающей действительности. В работах вышеперечисленных греческих и английских писателей нам встречаются характерные иллюстрации греческой реальности и мировоззрения. При работе с текстами использована комплексная методика, а именно ‒ контекстуальный и сравнительный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Особенности национального мировоззрения отражаются в иллюстрациях природы. Сложная структура концепта «природа» воспринимается по-разному носителями различных культур. Ядром концепта «природа» в греческом осознании является понятие Море. Заключение. В настоящем исследовании детально анализируется природа как маркер национальной идентичности, а Море характеризуется как ключевая лингвокультурная универсалия греческой действительности.
Банник в современной устной нижегородской традиции: мифологический и лингвистический аспекты образа
УДК: 398.32
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Михайловна Шеваренкова;
Введение. Суеверные персонажи («хозяева» дома и природных локаций) и рассказы о них – классическая тема российской фольклористики, а народные представления о домовом, лешем, русалке, черте составляют важную часть мифологической картины мира традиционного крестьянства. Цель работы – обобщение современных суеверных представлений и нарративов о мифологическом хозяине бани (баннике) на основе фольклорных и диалектных данных по Нижегородскому региону. Материалы и методы. Теоретической базой статьи послужили исследования современных фольклористов, занимающихся изучением мифологической прозы, практическим материалом исследования стали данные фольклорных экспедиций ННГУ им. Н. И. Лобачевского на территории Нижегородской области. Основные методы исследования ‒ сравнительно-исторический, аналитический, текстологический. Результаты исследования, обсуждения. В процессе анализа и сравнения устных рассказов и несюжетных поверий о баннике второй половины XX в. и первых десятилетий XXI в. выявлены константные и новые признаки образа банника, его диалектные номинации в нижегородской устной традиции. В то же время записи свидетельствуют об утрате персонажем оригинальной номинации, номинативных совмещениях с именами другим «нечистых» персонажей, переходе образа банника в категорию детских страшилок, появлении ироничного и скептического отношения к суевериям «стариков» и в целом забывании этого персонажа. В образе банника в настоящее время доминируют признаки фольклорного образа черта (беса) и собирательного образа нечистой силы. Заключение. Проведенная работа позволила обозначить сюжетные трансформации рассказов о баннике на позднем этапе существования нижегородской устной мифологической традиции, констатировать потерю персонажем оригинального визуального и функционального облика. Современный фольклорный материал не позволяет выявить локальные различия образа банника.