ВЕСТНИК 1 (45) 2022

Название:
ВЕСТНИК 1 (45) 2022
Номер:
1
Год:
2022
Дата публикации на сайте:
2022-03-31 16:16:47
Полный журнал в PDF:
МЕТАФОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ ШКОЛЫ КЫРГЫЗСТАНА
УДК: УДК:373.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кадиян Сансакеевна Бообекова; Кишимжан Залимтороевна Эшенкулова;
Метафора в педагогике используется c целью более глубокого изучения образовательной деятельности. Для изучения ситуации в системе образования Кыргызстана были использованы метафоры как инстру-мент в сборе данных. Цель исследования – выявить метафорические модели школ, определить восприя-тие и отношение к школе учеников, а также сравнить их метафорические образы. Методы исследования. Данное исследование является качественным исследованием, где анализировалось «явление» и был сде-лан контент-анализ, отражающий точки зрения школьников через метафоры. Данные проанализированы по трем ступеням: определение, разбор и распределение по категориям. В исследовании принимали уча-стие школьники старших классов из различных регионов Кыргызстана. Результат исследования. В хо-де исследования было выявлено, что 72,44 % школьников от общего количества опрошенных написали положительные, 21,59 % − отрицательные и 5,97 % − безразличные по характеру метафоры. Было обна-ружено, что большинство учеников смотрят на свою школу как на дом, считают ее вторым домом, цен-тром знаний, вселенной, волшебным, приятным и развивающим местом. 52,5 % школьников от положи-тельно отозвавшихся воспринимали свою школу как дом, и потому доминирующей метафорой в нашем исследовании оказался «дом». Часть опрошенных учащихся не удовлетворены своей школой, восприни-мают ее как многолюдное, скучное, старое, холодное и не соответствующее современным требованиям место. Встречаются метафоры, в которых ученики называли школу местом наказания, как тюрьма, больница, налоговая инспекция и так далее. А некоторые школьники выражали безразличное мнение, как к месту пустого времяпровождения и развлечения.
СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА ВЫПУСКНИКОВ В УСЛОВИЯХ СОТРУДНИЧЕСТВА ЛИЦЕЯ И ОПОРНОГО ВУЗА РЕГИОНА
УДК: УДК 37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Николаевна Головина; Флёра Яхиятовна Хабибуллина;
Введение. Сопровождение старшеклассников в процессе профессионального самоопределения является актуальной задачей для основных субъектов профориентации – школы и вуза. В статье раскрыта специфи-ка сотрудничества сельского лицея и опорного вуза в организации профессиональной ориентации обуча-ющихся 8−11 классов. Цель статьи: обобщение теоретических исследований и итогов практического опыта совместной работы ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» и МОУ «Коркатовский лицей» Республики Марий Эл по сопровождению профессионального выбора старшеклассников. Мате-риалы и методы. Материалом для исследования послужили программные документы последнего десяти-летия по вопросам профессионального самоопределения учащихся: Национальный проект «Образование» (2018), Концепции сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непре-рывности образования, разработанные ЦПО ФГАУ «ФИРО» 2012, 2015). В работе использовались три ос-новные группы методов: теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблематике ста-тьи, моделирование, изучение и обобщение передового опыта управления образовательными системами. Результатом исследования стало развитие теории сопровождения профессионального выбора стар-шекласcников; модернизация методики сопровождения профессионального выбора выпускников на осно-ве модели системной профориентационной работы со школьниками, основными направлениями которой являются: профессиональное информирование, обучение самоопределению, практикоориентированное сопровождение профессионального выбора; правильное ориентирование в мире современных профессий и осознанный выбор профессионально-образовательной траектории в зависимости от интересов, склонно-стей, способностей, призвания, возможностей, личностных особенностей, состояние здоровья и тому по-добное. Обсуждение подтвердило: значимость сопровождения профессионального выбора выпускников на основе модели системной профориентационной работы, практикоориентированность методических инноваций в профориентации, проведенной в сотрудничестве опорного вуза и сельского лицея по сопро-вождению профессионального выбора обучающихся; значимость полученного опыта для практики со-трудничества средних общеобразовательных организаций и организаций высшего профессионального об-разования по сопровождению учащихся. Заключение. Обобщен многолетний практический опыт по со-провождению профессионального выбора обучающихся старших классов в условиях сотрудничества ли-цея и опорного вуза, определены методические подходы к организации профориентации, сделаны выводы по эффективности развития работы по комплексному сопровождению профессионального выбора и помощи в построении карьерной траектории.
К ВОПРОСУ О ДИАГНОСТИКЕ ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
УДК: УДК 37.013.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Михайловна Коршунова;
Введение. В статье представлены результаты диагностики этнокультурной социализации будущих учите-лей на констатирующем и контрольном этапах экспериментальной работы по этнокультурной социализа-ции будущих учителей иностранных языков. Базой исследования стал факультет иностранных языков ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева». Цель: диагно-стика этнокультурной социализации будущих учителей иностранных языков. Материалы и методы. В исследовании были использованы теоретические и эмпирические методы, такие как анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение, беседа, методы математической обработки результатов. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования на основе выявленных составляющих компонентов этнокультурной социализации будущих учителей: когни-тивного, эмоционально-оценочного, ценностного и деятельностного, критериев, показателей и уровней этнокультурной социализации, определенных на их основе, были проанализированы результаты диагно-стики этнокультурной социализации будущих учителей на констатирующем и контрольном этапах экспе-римента. Заключение. Анализ проведенного диагностического исследования показал, что уровни этно-культурной социализации будущих учителей иностранных языков увеличились по знаниевому, рефлексив-ному, ценностному и деятельностному критериям в результате проведения целенаправленной работы по этнокультурной социализации будущих учителей.
МОНИТОРИНГ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ЛОГОПЕДОВ К ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валерьевна Корякова;
Введение. Статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме − формированию готовности будущих учителей-логопедов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Подробно описана система педагогического мониторинга го-товности будущих логопедов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограничен-ными возможностями здоровья. Цель исследования – проведение мониторинга готовности будущих лого-педов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здо-ровья. Материалы и методы. Представлен теоретический анализ научно-педагогической литературы по проблеме исследования, система педагогического мониторинга. Определены критерии готовности буду-щего логопеда к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможно-стями здоровья: мотивационный компонент готовности (наличие у будущего учителя-логопеда мотивов, целей, потребностей в профессиональном обучении, формирование интереса к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в условиях инклюзивного образования); когнитивный компонент готовно-сти к психолого-педагогическому сопровождению (наличие совокупности научные знаний о психолого-педагогическом сопровождении обучающихся в условиях инклюзивного образования, знание логопедиче-ской технологии, ее сущности и структурных компонентов, технологии решения задач обучения и воспи-тания); деятельностный компонент (умение применять специальные знания на практике, навыки диагно-стики и оценки проблем развития и коррекции речи, владение технологиями психолого-педагогического сопровождения, способность предвидеть и прогнозировать развитие процесса психолого-педагогического сопровождения обучающихся в условиях инклюзивного образования); рефлексивный компонент готовно-сти к психолого-педагогическому сопровождению (оценка воздействия психолого-педагогического сопровож-дения на речевое развитие ребенка, способность к анализу и самооценке результатов своей профессио-нальной деятельности). Каждый компонент готовности к психолого-педагогическому сопровождению обу-чающихся оценивается по трем уровням: низкий, средний и высокий. Результатом исследования стала качественная оценка уровня готовности будущих логопедов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. В заключении автором представлены эмпири-ческие данные проведенного мониторинга готовности будущих логопедов к психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ САМОРАЗВИТИЯ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
УДК: УДК 378.147.88
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Николаевна Швецова; Майя Николаевна Швецова;
В статье рассматривается проблема создания условий для саморазвития будущих педагогов в процессе непрерывной педагогической практики. Саморазвитие авторы видят как высшую форму профессиональ-но-педагогической активности, которую можно развить через совершенствование организации практи-ческой подготовки будущих учителей. В статье описаны функции практики, принципы организации практики, условия, при которых она будет наиболее эффективна. Условия организации практики разде-лены на основные и вспомогательные, к основным относится индивидуально-дифференцированный под-ход, предполагающий развитие личности под влиянием социальных и воспитательных воздействий при обеспечении активной позицию; учет интересов и способностей каждого студента; повышения уровня самообразования, самовоспитания (саморазвития), актуализация потребностей личности в знаниях, умениях и навыках педагогической работы; достижение успехов в педагогической деятельности, побуж-дающих эмоционально-положительное отношение к ней личности. К второстепенным условиям были отнесены – выбор объекта; планирование или правильный расчет времени практики; логическая после-довательность, усложнение поручений и деятельности студентов. С целью проверки условий эффектив-ного проведения непрерывной педагогической практики нами была организована опытно-экспериментальная работа в Марийском государственном университете. Последующая проверка осу-ществлялась в процессе организации такой педпрактики в Казанском государственном университете. В качестве содержательной основы формирующего эксперимента была организована непрерывная пе-дагогическая практика. Условно нами было выделено три этапа в проведении непрерывной педагогиче-ской практики: подготовительный, основной и заключительный. В статье приведены выводы проведен-ного исследования, в котором показано, что эффективное воспитание профессионально-педагогической активности достигается варьированием разной степени самостоятельности студентов в процессе педаго-гической практики.
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКИ И ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Аксар Альбертович Эльтемеров;
Введение. Эпоха цифровизации неуклонно модернизирует систему обучения, привнося изменения во всех направлениях профессионального образования. Новые перспективные решения уверенно заменяют став-шие традиционными способы передачи информации, а вместе с тем и профессиональных знаний. В первую очередь изменения произошли в технической сфере, что в корне поменяло материальную базу об-разовательных учреждений, открыв преподавателям новые возможности и пути решения педагогических задач. Персональные гаджеты всех уровней стали мобильны, универсальны и доступны. Благодаря этому миру науки открываются новые границы, которые стали доступны в эпоху цифровизации. Цель исследования: обусловлена выявлением дополнительных педагогических средств для повышения эффективности учебно-тренировочного процесса на занятиях по физической культуре, поис-ком новых решений и подходов для мотивации студентов вузов к спорту. Проведены исследования по определению оптимального темпа музыки самостоятельных беговых тренировок на длинных дистанциях с обучающимися одного из вузов пожарно-технического профиля. Материалы и методы. В своем исследовании автор использует теоретический анализ результатов практических тестов в беге с разными темпами музыки. Исследователем было создано 6 вариаций одной 12-минутной компози-ции, различающихся лишь по темпу, которые и тестировали испытуемые на длинных беговых дистанциях более 3-х километров. Объект исследования – выявление оптимального тренировочного темпа в беге на длинных дистанциях. Предмет исследования – педагогическая технология определения оптимального темпа музыки для дополнительного мотивирования студентов для самостоятельных беговых тренировках на длинных дистанциях. Результаты исследования, обсуждение. В работе выявлено и доказано влияние музыки на результаты при беге, повышение мотивации студентов, повышение общего уровня физической подготовленности. Заключение. Многообразие форм организации учебной деятельности в условиях цифровизации существенно возрастает. Положительное влияние музыки в настоящее время уже доказано. Одновременное воспроизведение музыкальной композиции, соответ-ствующей своим темпом ритму бега студента, значительно повышает эмоциональный фон положительным воздействием, что способствует повышению качества учебных занятий, а вместе с тем повышению уровня физической подготовленности студентов вузов. Современные цифровые решения сделали возможным внедрение музыки в педагогический процесс на более тонком персональном уровне одновременно с груп-повой технологией обучения.
ПРОДУКТИВНОСТЬ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МОДЕЛЕЙ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ НЕОЛОГИЗМОВ ПЕРИОДА ПАНДЕМИИ COVID-19
УДК: УДК 81’373.611:811.111:616-036.21
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Александровна Бабенкова; Ксения Владиславовна Тетянникова;
Введение. Влияние экстралингвистических факторов на возникновение и функционирование новых еди-ниц словарного состава языка находится в фокусе пристального внимания исследователей нелогических процессов. Актуальность и валидность данных отношений обусловлена социальной природой языка. Тра-диционное деление словообразовательных моделей на основные и вспомогательные может подвергаться переосмыслению в связи с возможным ростом продуктивности отдельного способа словообразования в связи с возникновением определенного социального детерминанта. В данной связи представляется весьма оправданной цель изучить, в какой степени пандемия COVID-19 оказала влияние на возникновение неоло-гизмов в английском языке, а также выявить наиболее продуктивные словообразовательные модели в рам-ках данной лексики. Материалы и методы. Для осуществления поставленной цели методом сплошной выборки из аутентичных онлайн-словарей были выделены и изучены неологические единицы на предмет их тематической соотнесенности и способа словообразования путем семантического и словообразова-тельного анализов и статистического метода соответственно. В результате проведенного исследования следует констатиро-вать тематическую соотнесенность новых слов вышеуказанного периода с COVID-19, а также отметить, что наиболее продуктивной словообразовательной моделью данной группы неологизмов является стяже-ние, традиционно трактующееся как вспомогательный способ словообразования. Заключение. Явление пандемии COVID-19 явилось мощным инструментом, оказавшим заметное влияние на словарный состав современного языка как с точки зрения тематической соотнесенности новых слов, так и с позиции продук-тивности словообразовательных моделей, сместив традиционные акценты в трактовке способов словооб-разования. Представляется релевантным рассмотрение данного феномена в перспективе.
КОНЦЕПЦИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА В МОРДОВСКОМ РАССКАЗЕ РУБЕЖА XX–XXI ВЕКОВ
УДК: УДК 82-32(470.345)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Ивановна Ермина;
Введение. Статья посвящена изучению художественной концепции мира и человека в современном мор-довском рассказе. Целью исследования является анализ специфики моделирования художественной реаль-ности, структурирования персонажной системы и обусловивших их смыслообразующих концептуальных понятий в произведениях национальных авторов. Материалом для анализа послужили рассказы Е. Четвергова, А. Брыжинского, В. Мишаниной, Т. Барговой. Для достижения цели использованы традици-онные методы литературоведческого исследования (структурно-семантический, сравнительно-сопоставительный, метод целостного анализа текста). Результаты исследования, обсуждения. В расска-зах современных мордовских прозаиков отражаются реалии и проблемы социальной действительности, воссоздается образ современника, его взаимоотношения с миром, анализируются психологическое состоя-ние, духовно-нравственный потенциал. Картина мира в их произведениях представляет собой тесное пе-реплетение различных социальных условий, множества человеческих судеб, разнообразных эмоций. Писа-тели проводят тщательное исследование человеческой природы, способностей человека к изменению и самосовершенствованию. Каждый из авторов выбирает свой ракурс изображения общественно-культурных фактов, обстоятельств, роли личности в них, форм ее самореализации, что обусловлено инди-видуально-авторским мировосприятием. Общим является то, что мир и человек постигаются рассказчика-ми посредством осмысления системы общечеловеческих ценностей, концептуальных смыслосодержащих понятий материнство, одиночество, семья, род, труд, женственность / мужественность. Заключение. В ходе анализа выявлено, что в рассказах мордовских писателей находит отражение сознание рубежной эпохи – критическое восприятие мира, неудовлетворенность общественным строем, поиск индивидуаль-ной и национальной идентичности, смысла бытия. Внимание авторов обращено к общечеловеческим, национальным духовно-нравственным идеалам и представлениям, ценностным приоритетам.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НЕМАТЕРИАЛЬНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ В ШКОЛЕ
УДК: УДК 008 (47):37 (045)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Мария Николаевна Пирогова; Софья Александровна Румянцева;
Статья посвящена проблемам популяризации нематериального культурного наследия (фольклора) в со-временной школе. В ней можно познакомиться с конкретным опытом работы в этой области участников сетевой педагогической мастерской «Проектная деятельность младшего школьника по направлению ИКТ в процессе реализации УМК «Перспектива». Принципиальными особенностями работы коллектива можно считать использование традиционного и современного фольклора, собранного и систематизированного студентами и преподавателями Марийского государственного университета в Республике Марий Эл. В плане технологий – переход от замещения и замещения с функциональным обогащением к модификации и преобразованию (модель SAMR). В центре внимания авторов статьи такие современные формы, как видеоотзыв, визуальная новелла, игра. В статье предложена характеристика данных форм, подробно описаны этапы работы по созданию проектов на материале классической сказки с их применением. Ав-торы приходят к выводу о том, что традиционный фольклор (сказка) успешно функционирует в про-странстве современной культуры (например, на платформе TikTok с использованием присущих этой платформе форм, а также в жанрах игры и визуальной новеллы), происходит актуализация его образцов и заключенных в них ценностных смыслов, заявляет о себе и тенденция так называемого «личного при-своения». Работа по освоению произведений классического канона в пространстве современной культу-ры способствует и закреплению ряда необходимых для школьников умений и навыков работы с художе-ственным текстом (культурного пересказа, анализа в контексте новых жанров и технологий).
ЯЗЫКОВОЕ ВЫРАЖЕНИЕ КОНЦЕПТА HASS (НЕНАВИСТЬ) В НЕМЕЦКОЯЗЫЧНОМ ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
УДК: УДК 81’271:004.946
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Александровна Иванова;
Введение. Способы концептуализации и реализации межличностных отношений трансформируются в ре-зультате стремительного развития и массового распространения виртуальных коммуникаций. Этот процесс находит свое отражение в языке. Целью данной статьи является изучение способов вербализации вражды в немецкоязычном виртуальном пространстве на примере негативных комментариев в чат-коммуникации и анализ языковых средств, объективирующих понятийную и образную стороны культурного концепта HASS (НЕНАВИСТЬ), что позволяет проследить процессы трансформации концепта в виртуальной комму-никации. Материалы и методы. В рамках лингвокультурного подхода к пониманию концепта в статье ис-пользуются методы лексикографического, семантического и концептуального анализа. Для изучения со-ставляющих концепта HASS анализируются лексикографические источники, статьи в газетах и в журналах, посвященные темам вражда и ненависть в интернет-коммуникации, опубликованные не ранее 2015 года, а также негативные комментарии, опубликованные в открытом доступе в таких социальных сетях и онлайн-платформах, как Twitter, YouTube и Instagram. Результаты исследования. Показано, что коммуникация в чате становится резче и грубее благодаря ее ди-стантности, анонимности и физической непредставленности коммуникантов. Это выражается в более ча-стом использовании ругательств и обсценизмов, обращений во втором лице единственного числа. Также продемонстрированы изменения в концепте HASS под влиянием виртуальной коммуникации, которые про-являются на его понятийном и образном уровнях в появлении новых лексем, заимствований из английского языка и новых метафорических моделей. Заключение. Можно говорить о глобальных изменениях в кон-цептуализации вражды, вызванных активным использованием виртуальной коммуникации, что находит от-ражение и на языковом уровне.
ПОЭМЫ ХАСАНА ТУФАНА В ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1920-Х ГОДОВ
УДК: УДК 821.512.145
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лейсан Радифовна Надыршина;
Введение. Статья посвящена изучению эпических поэм Х. Туфана, созданных в середине 1920-х годов. Целью исследования является анализ поэм автора с точки зрения тематики, проблематики и поэтики. Материалом для анализа послужили поэмы «Еллар итәгендә» («На пороге годов», 1925), «Башлана башлады» («Началось», 1927), «Бибиевләр» («Бибиевы», 1927). Для достижения цели использованы куль-турно-исторический, герменевтический методы, с применением контекстуального и культурологического принципа. Результаты исследования, обсуждения. Поэмы Х. Туфана, созданные во второй половине 1920-х гг. и, по мнению многих исследователей татарской литературы (М. Гайнутдинов, Р. Сабиров, Р. Мустафин и др.), образующие единый цикл, отражают одну из ключевых особенностей жанровой эво-люции татарской поэмы в этот период – тяготение к эпизации, обусловленное стремлением отобразить процесс созидания нового мира. Акцентируя внимание на традиционных для этого периода проблемно-тематических (в поэмах доминирует тема труда и проблема классового неравенства) и мотивных (ключевы-ми в произведениях являются мотивы строительства нового мира, борьбы, единства и др.) особенностях, поэт, с другой стороны, создает тексты, открытые для различной трактовки, позволяющие утверждать об актуальности советского этапа его творчества по сей день. Заключение. Таким образом, в ходе анализа произведений Х. Туфана выделены ключевые особенности, характерные для эпических поэм автора, созданных в условиях идеологической регламентации и характеризующие основные художе-ственно-образные решения татарской литературы в целом.
ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОЗЫ ДЛЯ ПОДРОСТКОВ: КОМПОЗИЦИОННЫЙ ПОЛИФОНИЗМ В РОМАНЕ «ДОМ, В КОТОРОМ…» М. ПЕТРОСЯН
УДК: УДК 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Вячеславовна Свитенко;
Введение. Аналитика «события рассказывания» в романе «Дом, в котором…» М. Петросян, связанная с во-просами «кто видит?» (направляет фокальную перспективу) и «кто говорит?» (рассказывает об увиден-ном), приводит к постановке проблемы соотношения «повествования» и «композиции». Цель работы − исследование способов организации повествовательного дискурса и авторской техники нарративной ре-презентации героя-подростка в пространстве «большой формы». Материалы и методы. Методологиче-ский инструментарий нарратологии позволяет сделать выводы об особенностях субъектной организации романа, получившего статус «культового» в современной прозе для подростков. Методика анализа нарра-тивных стратегий романа, анализируемого в работе, базируется на следующих категориях современной нарратологии: «точка зрения» (Б. А. Успенский), «фокализация» (Ж. Женетт), «нарративные трансформа-ции» (В. Шмидт). Результаты исследования, обсуждения. Сочетание прямого авторского повествования, несобственно-прямой речи (в ряде глав субъект речи не совпадает с носителем точки зрения) и речи персо-нажа-рассказчика (в некоторых главах функции рассказчика и фокализатора отданы персонажам) в двух сюжетных линиях, построенных по принципу контрапункта, можно обозначить термином «композицион-ный полифонизм». Особенность модели композиционного полифонизма, реализованной романе, заключает-ся в определенном статусе автора в прозе для подростков − носителе объективных ценностей бытия нере-лятивной картины мира в этическом аспекте. Заключение. Контрапункт субъективных точек зрения на од-но событие в разновременных сюжетных линиях позволяет автору романа противопоставить уровни со-знания героев и соответствующие им способы восприятия и создать стереоскопическую картину реально-сти, реализованную в перспективе моносубъектного повествования.
МИФОЛОГИЗМ АСТРАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ СОЛНЦА И ЛУНЫ В СОВРЕМЕННОЙ ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УДК: УДК 821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин; Рамиль Хайдярович Шаряфетдинов ;
Введение. Астральные образы Солнца и Луны, являющиеся неотъемлемой частью мироощущения и ми-фологии тюркских народов, находит отражение не только в фольклоре, но и в авторской татарской ли-тературе практически на всех этапах ее развития. Особый интерес представляет архаическая символика небесных тел, а также и новые значения, характерные для произведений современной татарской литера-туры. Цель: анализ символики образов астральной мифологии в произведениях литературы на татар-ском и русском языках на современном этапе ее развития. Материалы и методы. Материалом исследо-вания выступают произведения современной татарской прозы на татарском (М. Магдеев, Р. Зайдулла, Н. Гиматдинова, Ф. Гильми, Ф. Хусни, Р. Мухамадиев, М. Валеев и др.) и на русском языке (И. Абузяров, Ш. Идиатуллин). Основные методы исследования − сравнительно-сопоставительный, ана-литический, текстологический. Результаты исследования, обсуждения. В процессе исследования про-изведений современной татарской литературы выявлена как традиционная символика образов небесных тел в истории татарской литературы (значения жизни и смерти, магии и загадочности, символов власти и богатства и др.), но и частные значения произведений современности (символа мудрости, новой жизни, заботы, мечты, тоски, одиночества и другое). Заключение. В результате исследования автор приходит к заключению, что анализ образов Солнца и Луны в современной татарской литературе, с одной стороны, характеризуется традиционными для истории татарской литературы значениями, в другой – новыми значениями и символикой, что обуславливается закономерностями литературного процесса народов России и особенностями индивидуальности авторов.
СЛАВЯНСКИЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ НЕМЕЦКОГО СОМАТИЗМА ZUNGE «ЯЗЫК» В СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКОМ ОСВЕЩЕНИИ
УДК: УДК 81'374.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Фоминична Шешкина;
Введение. Рассматриваемые лексические параллели являются единицами активного лексического запа-са. Являясь по своей сути соматизмами, корреляты с течением времени стали обозначать язык, как зна-ковую систему и речь. Исследование германо-славянских лексических параллелей Zunge – язык в срав-нительно-историческом ракурсе позволяет выявить присущие им структурно-языковые изменения и се-мантические трансформации в ракурсе диахронии. Цель: исследовать германо-славянские лексические параллели в этимологическом, структурно-языковом и лексико-семантическом аспектах с привлечением этимологических и лингвокультурологических данных. Материалы и методы. Теоре-тической базой работы послужили научные данные, зафиксированные в лексикографических источни-ках отечественных и зарубежных языковедов. В процессе исследовательской работы применялись мето-ды сплошной выборки, обобщения, сопоставления, метод компонентного анализа. Обсуждение и ре-зультаты. Первые письменные свидетельства Zunge в германском языковом поле относятся к VIII в., в славянском – к X веку. Отечественные и зарубежные языковеды не смогли выработать единой точки зре-ния в вопросе реконструкции индоевропейского субстрата праславянской основы *e̜zykъ и германской основы *tungōn. Отмечается разный по ширине семантический охват русской и немецкой рассматривае-мых лексем. В ходе исследования отмечены высокая квантитативность реализации германо-славянских коррелятов Zunge – язык в качестве компонентов фитонимов и зоонимов. Анализ лексических паралле-лей приводится с привлечением данных фразеологии. Заключение. В ходе проведенного исследования германо-славянских параллелей Zunge – язык были выявлены как общие, так и отличные для них харак-теристики в аспекте их функционально-языковых и лексико-семантических признаков. Обозначена важ-ность изучения германо-славянских параллелей при определении характера и хронологии путей про-никновения лексических единиц из одного языка в другой.
ПРОБЛЕМАТИКА ОПИСАНИЯ КАТЕГОРИИ ВРЕМЕНИ ВО ФРАНЦУЗСКОЙ ГРАММАТИКЕ ЖАНА МАССЕ (1606)
УДК: УДК 81-112.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Юрьевич Щербинин;
г. Белгород, Российская Федерация Аннотация. Введение. В статье освещается специфика описания категории времени во французской грамматике Жана Массе (1606). Анализ этой элементарной грамматики с точки зрения принципов опи-сания категории времени продиктован неоднозначностью ее трактовки в ранних грамматиках француз-ского языка. Цель данной статьи состоит в рассмотрении следующих аспектов описания категории вре-мени в грамматике Массе: метаязык описания французского глагола, его категориального уровня и его временной системы, отражение нормы и узуса при описании категории времени, специфика экземплифи-кации при описании временных форм французского глагола. Материалы и методы. В качестве матери-ала исследования выступила французская грамматика Жана Массе (1606). Выбор данной грамматики для анализа обусловлен ее жанром как элементарного учебного пособия, который требует более по-дробного рассмотрения в исследованиях по историографии лингвистики. При проведении исследования в качестве ключевого применялся метод комплексного изучения триады «система – норма − узус». Ши-рокое применение получил интерпретирующий метод, используемый для выявления основных идей, ка-сающихся категории времени французского глагола, через содержание источника. Результаты иссле-дования. В ходе исследования выявлено, что в описании категории времени в грамматике Массе нормативный и узуальный аспекты получили широкое отражение. При трактовке данной категории ведущими принци-пами выступали принципы аналогии и языкового релятивизма. Заключение. Принципы описания катего-рии времени в грамматике Ж. Массе обусловлены ее принадлежностью к жанру элементарных учебных пособий. Результаты исследования вносят вклад в изучение категориального уровня описания во фран-цузских грамматиках на рубеже XVI−XVII веков
90 ЛЕТ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ДМИТРИЯ ЕГОРОВИЧА КАЗАНЦЕВА
УДК:
Раздел: НАУЧНЫЕ ХРОНИКИ
Авторы: Эльвира Ивановна Пекшеева ;
В 2022 году марийское научно-педагогическое сообщество отмечает 90-летие со дня рождения известного советского и рос-сийского лингвиста-финно-угроведа, доктора филологических наук (1989), профессора (1992), заслуженного деятеля науки Марийской ССР (1991), заслуженного работника высшей школы РФ (2012), отличника народного про-свещения (1981), Почетного работника высше-го профессионального образования РФ (2011) Дмитрия Егоровича Казанцева. Родился он 20 февраля 1932 года в деревне Мустаево Сернурского района Марийской АССР. В 1947 году окончил Мустаевскую не-полную среднюю школу, затем в 1948 году без вступительных экзаменов был зачислен на пер-вый курс Сернурского педагогического учи-лища. После окончания училища с отличием в 1952–1953 учебном году работал учителем в Нижнекугенерской непол¬ной средней школе Сернурского района. В 1953 году Д. Е. Казанцева без вступительных экзаменов приняли на марийское отделение историко-филологического факультета Марийского госу-дарственного педагогического института им. Н. К. Крупской, после окончания которого в 1958 году он работал учителем русского язы-ка и литературы, марийского языка и литерату-ры в Сернурской средней школе. С 1959 по 1961 год Д. Е. Казанцев – аспирант при кафед-ре марийского языка и литературы МГПИ им. Н. К. Крупской. С 1961 по 1972 год рабо-тал в Марийском научно-исследовательском институте языка, литературы и истории им. В. М. Васильева: сначала в должности младшего научного сотрудника, старшего научного сотрудника и заведующего сектором языка. С 1 октября 1972 года Дмитрий Его-рович начал заниматься преподавательской де-ятельностью в Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупс¬кой. В 1975–1979 годах – проректор по заочному обучению, в 1982–1985 годах – заведующий кафедрой русского языка, с апреля 1992 года по 2007 год – заведующий кафедрой общего и сравнительного языкознания. В Марийском государственном университете после объеди-нения его с пединститутом проработал до сен-тября 2012 года преподавателем лингвистиче-ских дисциплин. Начало научной деятельности Дмит-рия Егоровича связано с городом Тарту (Эсто-ния) – в 1965 году защитил в Тартуском уни-верситете кандидатскую диссертацию на тему «Фонетические особенности йошкар-олинского говора марийского языка». Научный руководитель – кандидат филологических наук, профессор Н. Т. Пенгитов. При исследовании в центре внимания Д. Е. Ка¬занцева находилось решение следующих задач: 1) установить состав фонем йошкар-олинского говора марийского языка; 2) выявить специфи-ку в их употреблении; 3) описать основные из-менения звуков в речевом потоке. Уже в этой работе проявились лучшие стороны научной деятельности Д. Е. Казанцева: глубокое внима-ние к специфике объекта исследования, все-сторонний анализ диалектных фактов, крити-ческое отношение к науч¬ным предположениям и другое. В начале 1960-х и после защиты диссертации научные интере-сы Д. Е. Казанцева были связаны с фонетикой марийского языка: «Состав гласных фонем йошкар-олинского говора марийского языка» (1961), «К истории некоторых согласных зву-ков в йошкар-олинском говоре марийского языка», «Редуцированные гласные в йошкар-олинском говоре марийского языка» (1964), «О некоторых фонетических изменениях в марий-ском языке» (1967), «К истории глухих смыч-ных и звонких слабосмычных согласных в ма-рийском языке» (1976) и многие другие. Классические процедуры сравнительно-исторического языкознания и приемы ареаль-ной лингвистики нашли свое последовательное применение в его монографии «Истоки финно-угорского родства» (1979). В данной работе, получившей высокую оценку как у нас в стране, так и за рубежом, исследуются древ-нейшие периоды жизни финно-угорских наро-дов. Важным этапом в научной деятельности Д. Е. Казанцева является выход в 1985 году монографии «Формирование диалектов марий-ского языка. (В связи с происхождением ма-рийцев)», в которой, используя материалы смежных с языкознанием наук – археологии, этнографии и истории, обосновал свой вывод об основных вехах развития марийского языка и его местных разновидностей со II–III вв. до XVIII века. Это фундаментальное исследование легло в основу его докторской диссертации «Историческая диалекто¬логия марийского язы-ка (Образование диалектов и сравнительно-историческое описание их фонетики)», успеш-но защищенной в 1989 году в Тартуском уни-верситете (Эстония). Другую линию научной деятельности Дмит-рия Егоровича представляют исследования в области лексикологии и этимологии. Еще в го-ды работы в МарНИИ он изучал историческое развитие лексики марийского языка. Его ос-новные понятия по этому вопросу изложены в книге «Современный марийский язык. Лекси-кология» (1972), написанной в соавторстве с Г. С. Пат¬ру¬шевым. В ней впервые в марийском языкознании рассмотрена лексика современно-го марийского языка с точки зрения ее истори-ческого развития, сферы употребления, актив-ностью и пассивностью использования. Этимо-логическим изысканиям посвящены статьи «Этимологии некоторых марийских слов» (1965), «Об иранских заимствованиях в финно-угорских языках» (1986), «К вопросу о месте и времени проникновения иранских слов в древнемарийский язык» (1980) и другие. В конце 1990-х годов Д. Е. Казанцев начал исследования историко-типоло¬гичес¬ких про-блем языка. В 2010 году увидела свет его мо-нография «Типологии и универсалии языков. История и современное состояние. Ч. I. Синхрония», посвященная 200-летию ти-пологии языков. Этим исследованием Д. E. Казанцев внес значительный вклад в об-щую науку о языке. Среди трудов Д. Е. Казанцева особое место занимает книга «Республика Марий Эл. Сер-нурский район: прошлое и настоящее. Истори-ко-лингвистический очерк» (1999), которая по-священа 250-летию поселка Сернур. В ней рассказывается об истории освоения террито-рии Сернурского района марийцами и русским населением; анализируется процесс формиро-вания местных диалектов марийского и русско-го языков и характеризуется ряд их фонетиче-ских, лексических и грамматических особенно-стей; рассматриваются модели образования географических названий и дается классифи-кация местной и русской топонимии; описыва-ется специфика этнических, культурно-бытовых взаимоотно¬шений марийского и рус-ского народов. Д. Е. Казанцев завоевал научный авторитет не только в финно-угорском мире, но и среди тюркологов. В журнале «Советское финно-угроведение» (1966) он отозвался об исследо-вании чувашского языковеда М. Р. Федотова «Исторические связи чувашского языка с язы-ками финно-угров Поволжья и Перми» (Чебок-сары, 1965). Рецензия была встречена мариве-дами, чувашеведами и пермистами восторжен-но. Впоследствии Д. Е. Казанцев стал членом диссертационного совета при Марийском, Чу-вашском и Удмуртском университетах. Сохранился у Д. Е. Казанцева на протяже-нии его научной и преподавательской деятель-ности и преимущественный интерес к особен-ностям русских говоров, распространенных на территории Марийского края, и их контактам с диалектами марийского языка. Как профессор кафедры русского языка, а затем общего и сравнительного языкознания МГПИ, он издал в 2003 году книгу «Русские говоры Республики Марий Эл». Она написана на основе материа-лов, собранных студентами Марийского госу-дарственного педагогического института им. Н. К. Крупской во время ежегодно прово-димой диалектологической практики. В ней дано системное описание фонетических, мор-фологических, синтаксических и лексических особенностей русских говоров. Несомненный интерес в этом пособии представляют марийские заимствова-ния в диалектной лексике. Вопросы заимство-вания в марийском языке отражены в ряде ста-тей: «К истории некоторых русских заимство-ваний в марийском языке» (2007), «Косвенные русские заимствования в марийском языке» (2007, в соавт.). Кроме того, Д. Е. Казанцев интересовался проблемами обозначения множественности и написал несколько работ по данному вопросу: «К истории суффикса множественного числа − шамыч в марийском языке» (2007), «К вопросу о происхождении суффиксов − влӓк и влӓ в ма-рийском языке» (2008), «К истории суффикса -мыт (-мӹт) в марийском языке» (2008) и дру-гие. Д. Е. Казанцев также обращался к пробле-ме двуязычия в Республике Марий Эл, опубли-ковав несколько статей («Двуязычие в РМЭ: современное состояние и проблемы» (1993), «Место марийского языка в условиях билинг-визма» (1995). Находясь на заслуженном отдыхе, Дмит-рий Егорович продолжал заниматься наукой. Несколько научно-исследовательских статей посвятил актуальным проблемам марийского языка: «Диахронические универсалии в обла-сти словообразования» (2012), «Некоторые мысли о суффиксах множественного числа в марийском языке» (2013), «К теории слово-сложения» (2014) и другие. В 2021 году, будучи в преклонном возрасте, написал свою очередную книгу – «Картина ми-ра в языке: книга для любителей астрономии и лингвистики», в которой Д. Е. Казанцев обоб-щил представление специалистов по астроно-мии о космосе, также сосредоточил внимание на способе образования названий небесных тел, на их роли в процессе обогащения словар-ного состава языков разных систем (русский, прибалтийско-финские (финский, эстонский), волжские (мокша, эрзя, марийский), пермские (коми, удмуртский), поволжские тюркские (чу-вашский, татарский, башкирский). Такой под-ход взаимно обогащает и объединяет обе науки, весьма отдаленные друг от друга по ма-териалам и методологии их исследования. Д. Е. Казанцевым написано более 80 иссле-довательских работ, среди них восемь – от-дельными книгами. Участвовал в работе четы-рех международных конгрессов, нескольких всесоюзных и зональных конференций по во-просам финно-угроведения. Марийское языкознание за годы научной деятельности Д. Е. Казанцева поднялось на бо-лее высокий теоретический и международный уровни. Своими глубокими научными изыска-ниями прославил марийскую науку в глазах мирового финно-угроведения. Дмитрий Егорович Казанцев оставил в ма-рийской и всей финно-угорской науке глубокий след как талантливый исследователь, имеющий необычайно широкий диапазон в разнообраз-ных отраслях языкознания, одинаково компе-тентно и оригинально решающий многие вопросы финно-угроведения и марийского языкознания, внесший немало нового и важно-го. В отечественном языкознании его имя занимает особое место. Д. Е. Казанцев скончался 20 июня 2021 го-да.