ВЕСТНИК 2(17)/2015
- Название:
- ВЕСТНИК 2(17)/2015
- Номер:
- 17
- Год:
- 2015
- Дата публикации на сайте:
- 2015-07-08 10:23:56
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 24
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА В ВУЗЕ
УДК: УДК 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: О. В. Арефьева;
В статье рассматриваются возможности курса «Современный русский литературный язык» для формирования интеллектуальных качеств личности, в частности умений и навыков обобщения и систематизации материала, как приема, влияющего на развитие познавательной самостоятельности: 1. Современное общество предъявляет достаточно высокие требования к уровню подготовки будущих учителей русского языка. 2. В процессе изучения дисциплины «Современный русский
литературный язык» систематизируются знания по всем разделам курса русского языка
и совершенствуются умения и навыки, приобретенные ранее. 3. Синтаксис как раздел грамматики обладает большим потенциалом для формирования нравственных и интеллектуальных качеств личности, развития мыслительных способностей обучаемых. 4. Одним из важных показателей развития мыслительных способностей является сформированное умение у будущих учителей системного взгляда на содержание преподаваемой дисциплины. Одним из продуктивных способов систематизации знаний является работа с обобщающими таблицами. 5. Работа с таблицами формирует не только системные знания по изучаемой дисциплине, но и речевые умения и навыки, например, умение представлять материал таблицы в виде связного текста, все компоненты которого объединены по смыслу и грамматически; умение раскрывать содержание каждой части таблицы, иллюстрируя примерами; умение составлять связный текст в соответствии с его признаками и т. д. 6. Работа с обобщающими таблицами может быть эффективным приемом, способствующим развитию самостоятельной познавательной деятельности, которая дает студентам возможность овладевать знаниями по русскому языку на основе переноса имеющихся знаний, умений и навыков в новую ситуацию. 7. Самостоятельность при изучении русского языка – это качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические действия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля. 8. Изучение синтаксиса русского языка может быть организовано на основе включения учащихся в самостоятельную познавательную деятельность путем работы с обобщающими таблицами.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ДИСЦИПЛИНЫ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»
УДК: УДК 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. А. Арефьева;
В статье рассматриваются потенциальные возможности для формирования ценностных ориентаций студентов в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» как дисциплины базового компонента ФГОС ВО. Цель статьи – раскрыть воспитательный потенциал дисциплины «Русский язык и культура речи» для принятия обучаемыми системы социокультурных и духовно-нравственных ценностей, этических норм и правил, регулирующих отношения личности в семье, обществе и государстве; обосновать педагогические возможности дисциплины «Русский язык и культура речи» для развития личностных качеств обучаемых, которые необходимы им для успешной социализации и подготовки к будущей профессиональной деятельности. В статье определяются задачи работы по культуре речи, направленной на формирование норм русского литературного языка и коммуникативных качеств речи; раскрывается содержание языкового, этического, коммуникативного и эстетического компонентов культуры речи; раскрывается взаимосвязь русского языка и культуры речи, обусловленная образовательными целями дисциплины: совершенствование культуры речи студентов на основе знаний о структуре русского языка и закономерностях функционирования единиц языка в различных функциональных стилях и типах речи, ознакомление с нормами русского литературного языка, механизмами речи,
основами ораторского мастерства и речевого общения. В заключении статьи содержится вывод, что успешность работы по русскому языку и культуре речи определяется умением преподавателя раскрыть обучаемым воспитательные возможности учебной дисциплины «Русский язык и культура речи», сформировать мотивационную устремленность к ее изучению.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ В ВУЗЕ АНДРАГОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РАБОТНИКОВ
УДК: УДК 378+37.013.83+023
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. А. Бирюкова; Н. В. Спесивцева;
Статья посвящена выявлению педагогических условий процесса формирования в вузе готовности библиотечно-информационных работников к взаимодействию со взрослыми пользователями, т. е. андрагогической готовности. Дается определение андрагогической готовности библиотечно-информационных работников, анализируется ее структура и педагогические условия процесса ее формирования в системе высшего образования.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ СРЕДА КАК ИНСТРУМЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ВЫПУСКНИКОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: И. В. Вяткина; Н. К. Гарифуллина; А. А. Курзякова;
Важнейшая задача, стоящая перед преподавателем-воспитателем будущего профессионала, – это проблема понимания внутреннего мира студента, его отношений к жизни. Правильно спроек-тированная и организованная воспитательная среда дает богатые возможности для личностно-профессионального становления. Эффективно работающая воспитательная среда гарантированно обеспечивает профессиональное воспитание выпускников и рост качества образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК: УДК [004:37.022:802/809]:378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. В. Колесова;
В статье описан опыт применения компьютерной тестирующей системы MARSU English Olympiad – 2015 для выявления уровня владения студентами неязыковых специальностей
английским языком в соответствии со своим профилем обучения на определенном этапе
обучения. Подробный анализ результатов тестирования позволяет провести более объективное оценивание уровня владения студентами лексики, грамматики, аудирования, чтения при изучении ими английского языка в университете.
РАЗРАБОТКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА «ГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙНЕР» НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УТВЕРЖДЕННЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
УДК: УДК 37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Л. Ю. Королёва;
Стремление создать педагогические условия, способствующие эффективному формированию конкурентоспособной личности дизайнера, привело нас к изучению профессиональных стандартов, охватывающих сферу профессиональной деятельности дизайнера, так как именно профессиональный стандарт раскрывает содержание профессиональной деятельности и требования работодателей к профессиональному уровню работника. Этот анализ крайне важен также в связи с нашим участием в коллективной разработке профессионального стандарта «Графический дизайнер», краткий отчет о котором представлен в материалах статьи.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПЛАНИРОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
УДК: УДК 37.014.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: О. Н. Корсакова;
В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты планирования образовательного процесса в детской общественной организации (ДОО). Раскрыты моменты использования положительных сторон комплексно-тематической и предметно-средовой моделей: ненавязчивая позиция взрослого, разнообразие детской активности, свободный выбор предметного материала.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК: УДК 373.25
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Г. Н. Кузьмина; В. Н. Овечкина;
В статье раскрывается опыт работы по решению проблемы развития психического развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Подробно рассматривается метод дидактических игр как наиболее эффективный в работе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ)
с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПОСРЕДСТВОМ АКТИВИЗАЦИИ ТРЕХ ВИДОВ АНАЛИЗАТОРОВ В СОЧЕТАНИИ С ПРИЕМОМ ОТВЛЕЧЕНИЯ ВНИМАНИЯ
УДК: УДК 376.36
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. П. Лежнина;
Статья посвящена проблеме повышения эффективности автоматизации звукопроизношения
у детей дошкольного возраста, посещающих логопункт детского образовательного учреждения (ДОУ). Рассматриваются приемы автоматизации звуков при помощи упражнений на развитие ручной моторики, а также максимальное подключение трех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильного.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК: УДК 378:371.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: А. Б. Макарова; Д. А. Крылов;
В статье рассматриваются основные направления работы общеобразовательных организаций по реализации положений Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», охарактеризованы новеллы документа, мероприятия органов государственной власти различного уровня по методическому сопровождению претворения в жизнь норм базового закона в сфере образования. Акцентируется внимание на мероприятиях, проводимых администрацией школ
в свете нового законодательства, необходимых управленческих решениях.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БАШКИРСКОЙ И МАРИЙСКОЙ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ КАК ИСТОЧНИК ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
УДК: УДК 37.014:37.034
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: В. Т. Михайлов;
В данной статье рассматриваются традиции башкирской и марийской народной педагогики, выраженные в фольклоре и системе народного воспитания. Выявляется потенциал воспитательного опыта веками проживающих бок о бок башкирского и марийского народов. Аргументируется возможность преемственного его использования в современном воспитательном процессе.
РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРНОГО РАЗНООБРАЗИЯ И ТОЛЕРАНТНОСТИ В ПОЛИЭТНИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ: НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
УДК: УДК 37.03(470.343)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. С. Морова; Н. А. Бирюкова; Л. В. Лежнина; С. А. Домрачева;
Статья посвящена проблеме сохранения и развития толерантности в условиях национально-культурного многообразия гражданского общества в Республике Марий Эл как одном
из полиэтнических регионов Российской Федерации. Дано подробное описание этнического, языкового и конфессионального разнообразия населения республики на основе анализа
результатов опубликованных педагогических и социологических исследований. Представлены результаты проведенного авторами исследования толерантных установок различных групп
населения: студентов, преподавателей, экспертов – представителей органов власти, общественных организаций, СМИ. Вскрыты два важнейших условия формирования толерантности в полиэтническом регионе: государственная политика и межкультурный подход в образовании. Показано, что актуальное состояние гражданского общества в Республике Марий Эл характеризуется подлинной межкультурной толерантностью, которая формируется в условиях многонационального разнообразия региона благодаря грамотной политике региональной власти в социальной сфере, культуре и образовании.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ НАРОДНОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ МОЛОДЕЖИ
УДК: УДК 37.036
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. И. Полевщикова;
Народное искусство остается плодотворным источником формирования трудовой и художественной культуры. Оно всегда украшало народный быт, труд и праздники. На Земле живет множество народов, и каждый народ – замечательный художник, создатель прекрасного и своеобразного мира, порожденного его трудом и родной природой. Знакомство с истоками родного искусства – это знакомство со своей родиной. На примерах изделий декоративно-прикладного искусства можно изучать практически все содержание образовательных стандартов, при этом одновременно открываются широкие возможности для развития творческого потенциала учащихся, их эстетического
и патриотического воспитания.
СОЗДАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СРЕДЫ ПО РАЗВИТИЮ МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЛЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ
УДК: УДК 37.036,373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ч. Р. Хайруллина;
В данной публикации освещен опыт работы конкретного детского сада, где приводятся аспекты воспитания таланта и создания творческой среды для развития одаренных детей на основе многолетнего практического опыта. В статье рассмотрены преемственные связи в системе
воспитания и развития творческих способностей воспитанников. В работе указаны основные этапы, условия успешной работы, мероприятия, которые проводятся с одаренными детьми. Системная педагогическая работа, последовательно выстроенные шаги обучения нацелены
на всемерное развитие тех богатых задатков, которыми обладают дети от рождения
МЕСТО ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК СРЕДИ ДРУГИХ ОШИБОК
УДК: УДК 37.016:81
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. А. Христолюбова;
Данная статья посвящена проблеме классификации грамматических ошибок в педагогической традиции. В статье предлагается условное разделение исследований, посвященных классификации грамматических ошибок, на 6 групп. Первую группу составляют работы, авторы которых в основу классификации ошибок кладут традиционный (формальный) принцип. Вторая группа исследований основана на учете структуры языковых единиц и их функционирования в речи. Третья группа классификаций построена на основе стилистического принципа. Четвертая группа представлена классификациями, учитывающими способ мыслительной деятельности. Пятая группа имеет в качестве классификационной основы принцип соответствия речи «действительности, мышлению и языку». Шестая группа исследований не имеет достаточно четких оснований для классификации ошибок. Кроме того, в данной статье определяется место грамматических ошибок среди других видов ошибок, дается определение понятия «грамматические ошибки». Анализ литературы
по проблеме исследования позволяет сделать вывод, что для обозначения грамматических ошибок используется различная терминология: 1) стилистические; 2) грамматико-стилистические; синтаксико-стилистические; морфолого-стилистические; 3) речевые; 4) грамматические. Существующее в педагогической науке в настоящее время большое количество определений понятия «грамматические ошибки» объясняется трудностями в установлении видов ошибок и их квалификации. Внутри грамматических ошибок традиционно выделяются морфологические и синтаксические. Многие исследователи считают морфологическими ошибками словооб¬разовательные. Большинство исследователей относит их к грамматическим, другие – к речевым. Мы считаем, что словообразовательные ошибки относятся к морфологическим и вместе с син¬таксическими составляют группу грамматических нарушений. В наиболее полном виде клас¬сификация синтаксических ошибок представлена в работах Н. Н. Алгазиной и С. А. Арефьевой. Предупреждение и преодоление грамматических ошибок в речи учащихся должно опираться на педагогическое прогнозирование возможных грамматических ошибок учащихся определенного возраста на основе учета особенностей формирования грамматического строя их речи путем ознакомления учащихся с видами грамматических ошибок.
ВКЛЮЧЕНИЕ РЕЧЕВЫХ ФУНКЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИЮ ПЕРЦЕПТИВНЫХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК: УДК 37.015.324
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. В. Маланов; М. Г. Сарафанникова;
В статье анализируются закономерности включения функций речи в организацию перцептивных операций и действий у детей в возрасте от 3 до 7 лет. Представленные эмпирические данные позволяют верифицировать ряд гипотез: 1) эффективность восприятия у детей дошкольного возраста повышается по мере овладения способами использования языковых средств и формирования сенсорно-перцептивных эталонов, обеспечивающих организацию перцептивных процессов в совместных с другими людьми действиях; 2) в дошкольном возрасте эффективность зрительного обследования отношений между изображениями простых геометрических фигур (форм) повышается при организации перцептивных действий ребенка внешними речевыми указаниями со стороны взрослого, которые в последующем замещаются самостоятельными внешне речевыми, а затем внутренне речевыми приемами организации перцептивных действий; 3) в дошкольном возрасте существуют различия в эффективности зрительного обследования отношений между изображениями геометрических фигур (форм), имеющих одинаковое количество элементов, но характеризующихся: а) «внутренней» структурной организацией; б) «внешней» пространственной организацией.
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНОГО И СЕМАНТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПРОФИЛЯ ОБУЧЕНИЯ
УДК: УДК 37.015.31
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Н. Перегуда ;
В статье представлены результаты исследования нейропсихологических особенностей зрительного и семантического восприятия в зависимости от профиля обучения. Указывается позиция
рассмотрения профиля обучения с точки зрения развития высших психических функций,
рассмотрены вероятные функциональные связи между зрительным и семантическим восприятием и профилем обучения. В результате исследования было выявлено: во-первых, влияние профиля обучения на зрительное и семантическое восприятие информации, а соответственно, на функциональную организацию зрительного и семантического восприятия как высших психических функций (ВПФ); во-вторых, уровневое усложнение организации зрительного и семантического восприятия в зависимости от выполняемой задачи.
КОНФЛИКТ ИНТЕРПРЕТАЦИЙ В СМИ: ТРУДНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ
УДК: УДК 070:316.485
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Е. В. Суслов;
Постановка предложенной в статье проблемы вызвана отсутствием ясности в понимании сущности конфликта интерпретаций, а также необходимостью обнаружения причин, порождающих эту разновидность конфликтов в деятельности СМИ. В качестве цели написания статьи автор видит определение характера протекания конфликтов интерпретаций, выяснение условий, сопутствующих снижению уровня конфликтогенности в рассматриваемой разновидности конфликтов. Важным автор считает поиск и нахождение аргументов в пользу сохранения конфликтов
интерпретаций, поскольку его присутствие, ограниченное этическим кодексом журналиста
и точными, социологическими знаниями, является одним из условий постижения научной истины. Результатом работы исследователя стали выводы о том, во-первых, что мировоззренческие ценности и основанные на них идеологические предпочтения вызывают конфликты интерпретаций.
Во-вторых, конфликтный потенциал в сфере СМИ усиливается отсутствием границ между фактом и комментарием, чрезмерной эмоциональностью и неспособностью журналиста поставить себя на место другого человека. В-третьих, конфликт интерпретаций трансформируется в средство манипулирования при условии использования в медиатекстах диффамации. В-четвертых, средством ограничения конфликта интерпретаций и, следовательно, его управления может выступать механизм самоорганизации журналистского сообщества, вырабатывающий «правила игры» для профессионального сообщества и отслеживающий их выполнение.
СЕРНУРСКИЕ ОЧЕРКИ ВАСИЛИЯ ПЕСКОВА
УДК: УДК 82-4(470.343)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Р. А. Бушков;
Статья посвящена очеркам «Молитвенный лес» и «К мельнику, на блины» русского писателя Василия Михайловича Пескова, написанным им под впечатлением творческой поездки в октябре 1995 года в Сернурский муниципальный район Республики Марий Эл и посвященным теме взаимоотношений человека и природы.
ФРАЗЕОСЕМАНТИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕНГЕРСКИХ СОМАТИЧЕСКИХ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ
УДК: УДК 811.511.141
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Е. Ю. Еремеева; Т. А. Солдаткина;
Настоящая статья посвящена соматической фразеологии венгерского языка. Соматические фразеологизмы – это такие фразеологизмы, основным компонентом которых являются названия частей тела человека или животного. В любом языке соматические фразеологические единицы являются одним из самых древних пластов фразеологии. Соматизмы представляют большой интерес для исследователей из различных стран, поскольку играют важную роль в образовании пласта фразеологии. Началом работы с фразеологическим фондом венгерского языка послужили исследования классической филологии. Наибольший интерес к фразеологическим исследованиям возник в Венгрии в XIX веке. В настоящее время уровень развития венгерской фразеологии как научной лингвистической дисциплины достаточно высок: увидело свет множество различных фразеологических словарей. Статья рассматривает такие принципы классификации фразеологии, как морфология, эмоциональная маркированность и аксиология. Анализ произведен с учетом национальной специфики носителей исследуемых языков, опираясь на особенности в природных, культурных, бытовых, исторических реалиях. Проведенное исследование позволит оценить культурное своеобразие языка. Делается вывод о том, что для венгерского языка наиболее
характерны соматические фразеологизмы, выступающие в функции глагола, имеющие нейтральную окраску и являющиеся амбивалентными. Отмечается, что наиболее редкими венгерскими
соматическими фразеологическими единицами являются те, которые выступают в роли
междометий, обладающие эмоциональной маркированностью и являющиеся мелиоративными. Исследование опиралось на классификации И. В. Арнольд и А. И. Смирницкого.
КОНВЕРГЕНТНО-ДИВЕРГЕНТНЫЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКАХ НАРОДОВ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
УДК: УДК 81’36(470.4/.5)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: А. Н. Куклин;
В статье иллюстрируются сходства и различия, имеющиеся в языках народов полиэтнического Урало-Поволжья. Квалифицируются методы и приемы их интерпретаций.
ЛИНГВОЦВЕТОВАЯ ИДИОМАТИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА РУССКОГО ЯЗЫКА
УДК: УДК 811.161.1’373.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: И. А. Никитина; Е. Е. Флигинских;
В статье представлен анализ 242 фразеологизмов русского языка с компонентом цвета. Ядро лингвоцветовой идиоматичекой картины мира русского языка представляют черный (29 %), белый (21 %), красный (15 %), золотой (12 %) и зеленый (9 %) цвета. В результате анализа
было выделено 11 тематических групп.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ АНГЛИЙСКИХ И ФРАНЦУЗСКИХ ПАРЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ И СПОСОБОВ ИХ ПЕРЕВОДА
УДК: УДК 811.511.141
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. А. Солдаткина;
Статья посвящена переводческому анализу паремий английского и французского языков, которые в силу своей образности, этнокультурной специфичности являются ярким примером непереводи-мости или труднопереводимости. Наиболее ярко этнокультурная специфика паремий выявляется при сопо¬ставлении идентичных языковых примеров, которыми являются пословицы и поговорки. Что касается фразеологии, то она дает возможность погрузиться в культуру страны и изучить ее непосредственно через язык, в частности, через наследие народного творчества. Национальная специфика может
заключаться в природных, культурных, бытовых, исторических реалиях, свойст¬вен¬ных жизни данного народа и не существующих в жизни другого, и с научной точки зрения изучать ее весьма ценно через пословицы и поговорки. Сопоставление именно этого пласта единиц может позволить одновременно осознать культурное своеобразие каждого языка и выявить общность. Поэтому выбор темы данного исследования не случаен. Сопоставление английских и французских паремий позволит лучше понять языковую картину мира данных языков и культурные ценности народов, а также осознать своеобразие данных языков и глубже проникнуть в их образную систему и смыслы. Несомненно, сопоставление структуры, компонентного состава и семантики единиц, определение их эквивалентности – это лишь первый этап сопоставительного исследования. Однако он необходим, поскольку является отправной точкой для более глубокого наблюдения над смыслом высказываний. В своем исследовании мы опирались на классификацию, разработанную А. В. Куниным.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБРАЗА ЖЕНЫ ВО ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ОБОРОТАХ АНГЛИЙСКОГО, ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
УДК: УДК 811.111,811.133.1,811.161.1’373
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Е. Е. Флигинских;
В статье рассмотрена и проанализирована характеристика образа жены, который нашел свое отражение во фразеологизмах английского, французского и русского языков. Материалом для исследования послужили фразеологические обороты, включая пословицы и поговорки, на трех языках. В результате анализа было выделено 27 когнитем с образом жены.