ВЕСТНИК 2(22) 2016

Название:
ВЕСТНИК 2(22) 2016
Номер:
22
Год:
2016
Дата публикации на сайте:
2016-07-21 13:37:25
Полный журнал в PDF:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ОЦЕНИВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ВО НА ОСНОВЕ МНОГОВАРИАНТНЫХ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
УДК: УДК 378.14.015.62
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Воскресенская ; Елена Витальевна Сарбаева ; Елена Александровна Алябышева ;
Оценка качества подготовки выпускников должна осуществляться с позиций компетентностного подхода, для реализации которого вузам необходимо перестроить не только образовательный процесс, но и систему контроля на основе введения компетентностно-ориентированных заданий. Компетенции являются многомерными надпредметными характеристиками качества подготовки выпускника вуза, выражают способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности, поэтому использование только традиционных тестовых заданий с выбором ответов будет уже явно недостаточно, потребуется создание комплексных измерителей, разработанных с использованием инновационных педагогических технологий. В статье обобщен опыт создания тестовых заданий, используемых для оценки качества подготовки специалистов, бакалавров и магистров биологии, экологии и природопользования. Авторы статьи в течение ряда лет участвовали в разработке тестовых заданий для проведения школьных экологических олимпиад разных уровней, межвузовских студенческих экологических олимпиад, разрабатывали задания для федерального интернет-экзамена в сфере профессионального образования по биологии, экологии, ботанике, физиологии растений и других.
ОТНОШЕНИЕ К ПРОБЛЕМЕ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ТЕРРОРИЗМУ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
УДК: УДК 378.178
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Сергеевна Зимина ; Светлана Асановна Мухина ; Ольга Вениаминовна Полозова ; Мария Николаевна Гаврилова ;
Актуальность рассматриваемой темы определяется проблемой обеспечения стабильности и безо¬пас¬ности общества через отношение молодежи к терроризму. Человеческое сообщество должно быть способным защитить мировоззрение человека, образовательные, научные и культурные потребности, определяющие существование и духовный мир человека. Одним из ключевых направлений борьбы с экстремистскими и террористическими проявлениями в общественной среде выступает их профилактика. Особенно важно проведение такой профилактической работы в среде молодежи, так как именно молодое поколение, в силу целого ряда различных факторов, является наиболее уязвимым в плане подверженности негативному влиянию разнообразных антисоциальных и криминальных групп. Подрастающее поколение оказывается самой незащищенной категорией населения, подверженной влиянию ксенофобии, разрушающей традиционные ценности национальных культур и религий, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Было опрошено 79 студентов 1–5 курсов в возрасте от 17 до 22 лет по тест-анкете «Отношение молодежи к терроризму». Практически все опрошенные (95 %) подтвердили, что терроризм для общества опасен и проблема действительно существует. Большинство респондентов, описывая портрет террориста, выделяют такие качества, как жесто-кость, расчетливость, вспыльчивость и неуравновешенность. При анализе основных причин, по которым люди становятся террористами, на первое место студенты поставили стремление ощутить власть над людьми. Среди других важных причин, влияющих на формирование террориста, указали приверженность к определенной идеологии и стремление достичь матери-ального благополучия. Необходима целостная система профилактики терроризма, включающая, в том числе, и ее педагогические основы.
О ПОСТРОЕНИИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лариса Владимировна Караулова ;
Статья посвящена актуальной проблеме – построению интегральной оценки эффективности инновационных проектов в образовании. Цель инновационного проекта обычно достаточно многогранна, поэтому достигнутые результаты от реализации проекта должны оцениваться не одним критерием, а целой системой. Под эффективностью проекта понимается соотношение полученных результатов к затратам, поэтому для интегральной (комплексной) оценки эффективности и результат, и затраты должны быть выражены количественно. На основании значений отдельных (частных) показателей требуется построить интегральную оценку, которая позволит не только оценить эффективность данного проекта, но и выбрать из нескольких предлагаемых проектов оптимальный с точки зрения эффективности. Таким образом, показано, что интегральная оценка эффективности проекта представляет собой многокритериальную оптимизационную математическую модель. Специфика образовательных проектов состоит в том, что многие частные критерии его эффективности не поддаются точному количественному измерению, поэтому необходимо выразить эти критерии количественно и привести полученные значения к сопоставимому виду. Для этого могут использоваться, например, различные способы нормирования. Дальнейшая разработка интегральной оценки заключается в аналитическом выражении зависимости ее от значений частных критериев (построения оптимизационной модели с учетом ограничений на значения этих критериев) и предложении метода реализации полученной модели. Отмечено, что значения интегральной оценки (а значит, и выбор оптимального проекта) могут сущест¬венно различаться в зависимости от выбранного способа нормирования частных критериев и метода реализации модели. Таким образом, обосновано, что разработка интеграль¬ной оценки должна заключаться не только в отборе частных критериев и предложении конкретного способа построения интегральной оценки, но и проведении сравнительной характеристики возможных видов интегральных оценок с точки зрения адекватности реальной ситуации, в которой должен быть реализован проект.
ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ И ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ НА ПРИМЕРЕ ФОРМИРУЮЩЕГО (ВНУТРИКЛАССНОГО) ОЦЕНИВАНИЯ
УДК: УДК 371.26
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Владимировна Онучина ;
Цель исследования: представить теоретические аспекты и практический опыт механизма оценки и контроля личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на примере формирующего (внутриклассного) оценивания. Методы исследования: теоре-тические (изучение и обобщение инновационного педагогического опыта формирования универ-сальных учебных действий у обучающихся основной школы); эмпирические (тестирование, анализ результатов учебной и внеучебной деятельности). Результаты исследования: разработан и экспериментально апробирован диагностический инструментарий оценки образовательных результатов обучающихся основной школы. Основная часть исследования: в работе представлена структура мониторинга: учебные задания (проективные методики); тесты, анкеты; оценка обучающимися своих результатов, через выполнение практико-ориентированных заданий. Представлен опыт реализации психолого-педагогических приемов на примере проективных методик: работа с этимологическим словарем, работа с географической картой, работа с литературной картой, работа с метафорами, цитатами из литературных произведений. Основой для разработки критериальной базы исследования является системный, деятельностный, метапред¬метный подходы. Вывод: оценка личностных и познавательных образовательных результатов обучающихся основной школы на уровне внутреннего оценивания, позволяет не только оценить, но и сформировать ряд учебных умений и действий.
ИГРАЯ, МЫ УЧИМ АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
УДК: УДК 373:37:81’243
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Валерьевна Охотина ;
Статья посвящена актуальной проблеме обучения детей дошкольного возраста английскому языку в процессе игровой деятельности с опорой на наглядность. Английский язык в дошкольном возрасте – актуальное направление в методике, требующее новых подходов и нестандартных решений. Статья раскрывает основные стратегические линии в планировании, организации и реализации рабочей программы «Funny English for kids» для детей 5–7 лет при обучении английскому языку в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад № 12 г. Йошкар-Олы «Ромашка». В статье показано, как наглядно-игровая деятельность помогает решить задачу педагога – активизировать познавательную деятельность детей в процессе обучения английскому языку, а также привить интерес к стране изучаемого языка через музыкальное сопровождение – песни носителей языка. Обобщен практический опыт использования различных видов игр с опорой на наглядные пособия, выделены их компоненты. Показана эффективность использования мотивационной системы с целью получения детьми дошкольного возраста новых знаний, а также формирование коммуникативной компетенции на занятиях английского языка в рамках рабочей программы «Funny English for kids».
РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: УДК 371.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Санникова ;
Статья посвящена описанию результатов диссертационного исследования по теме «Формиро-вание учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности». Целью исследования являлось выяснение перечня педагогических условий и доказательства их эффективного влияния на формирование учебной самостоятельности младших школьников. Автор определяет в качестве педагогических условий: целенаправленное развитие речевой дея-тельности как основы формирования учебной самостоятельности младших школьников путем вовлечения их в активную учебную деятельность; разработка и внедрение в педагогический процесс общеобразовательной школы модели поэтапного формирования учебной самостоятель-ности младших школьников в процессе речевой деятельности; разработка и внедрение в учебный процесс дидактических материалов, направленных на совершенствование речевой деятельности и предполагающих поэтапное формирование компонентов учебной самостоятельности младших школьников; мониторинг формирования учебной самостоятельности младших школьников в процессе речевой деятельности, основанный на методе компонентного анализа текста. Это утверждение проверялось посредством использования различных педагогических методов: теоретических (анализ психологической, педагогической, научно-методической литературы по теме исследования; изучение и обобщение передового педагогического опыта; анализ, синтез, сравнение, обобщение; моделирование); эмпирических (педагогический эксперимент, наблюдение, анкетирование, опрос); математических (количественный и качественный анализ, статистическая обработки данных). Оценка уровня формирования учебной самостоятельности, выраженная в количественных показателях по отдельным компонентам, позволила комплексно решить проблему анализа полученных результатов. Поэтапный анализ позволил исследовать сам процесс (этапы) формирования учебной самостоятельности, а оценка конечных результатов помогла отследить уровень обученности школьников умению самостоятельно строить учебную деятельность как конечный результат целенаправленного учебного процесса. В ходе проведенного исследования автор достиг поставленной цели и выяснил, что педагогические условия можно использовать для возможности формировать учебную самостоятельность младших школьников в процессе речевой деятельности.
К ПРОБЛЕМЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК: УДК 373:37.03
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Вячеславовна Хмелькова ;
В статье освещены актуальные вопросы познавательно-исследовательской деятельности детей как одного из видов деятельностей, определяющего ход психического и личностного развития ребенка на этапе дошкольного детства. Сегодня одним из главных направлений в системе образования является формирование социально-активной личности, умеющей ориентироваться в современной информационно-технической среде, где необходимо проявлять исследовательское поведение. Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), познавательно-исследовательская деятельность включает в себя исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними. В работе анализируются основные подходы к пониманию исследовательского поведения и экспериментирования в исследованиях по педагогике и психологии. Так, экспериментирование выделяется в качестве основного вида оирентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, важным источником личностного развития и саморазвития (Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков); исследовательское поведение – универсальная характеристика человеческой деятельности, один из действенных механизмов научения, совершенствования познавательных функций, приобретения социального опыта (Н. Н. Поддьяков); под исследовательской деятельностью понимается: 1) активность ребенка, направленная на познание устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию (Н. А. Короткова), 2) определенная совокупность связанных действий (операций), при выполнении которых дети получают знания об объекте или явлении (И. И. Левашева). По мнению автора, познавательно-исследовательская деятельность, основываясь на природной любознательности и познавательной потребности детей, является средством и механизмом социально-коммуникативного развития дошкольников.
ДИАГНОСТИКА УМЕНИЙ И КАЧЕСТВ РАССУЖДАТЬ И АРГУМЕНТИРОВАТЬ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ
УДК: УДК 377.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Сергеевич Чибаков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена актуальной проблеме российского образования – диагностике умений и качеств обучающихся рассуждать и аргументировать в профессиональной подготовке квалифицированных рабочих к трудовой деятельности в условиях технологичного производства или сферы услуг. Высокие требования к личностным качествам современного работника обусловлены потребностями социума и конкуренцией. Особую ценность в настоящее время приобретают умения и качества делового общения и работы в команде, убедительного и доказательного рассуждения, принятия аргументированных нетривиальных решений в производственных ситуациях. На этом основании рассудительно-аргументированные умения и качества можно считать системо¬образующим компонентом в системе развития компетенций личности. Для результативности направленного формирования умений и качеств рассуждать и аргументировать необходимы измерительные материалы и методика диагностики. Исходя из концептуальных основ исследуемых умений и качеств нами установлены критерии, позволяющие производить измерения и обрабатывать полученные данные методами математической статистики. Результаты диагностики дают возможность отслеживать динамику развития, сравнивать разные по количеству обучающихся и направлениям подготовки учебные группы, оценивать эффективность внедряемых педагогических технологий и методик. С помощью апробированной диагностики нами установлена связь между развитием рассудительных и аргументирующих умений и качеств, с одной стороны, и формированием общих и профессиональных компетенций обучающихся, с другой стороны. Мы отнесли к внутренним процессуальным критериям: уровень усвоения; ступень абстракции; степень осознанности усвоения; уровень развития образных и пространственных представлений; аналитические качества при работе с профессиональной информацией; а также умения – устанавливать причинно-следственные связи и зависимости; выделять главное, формулировать выводы; принимать более аргументированную точку зрения товарища; ставить вопросы исходя из логики деловой ситуации; планировать и осуществлять деятельность по алгоритму. А к внешним процессуальным критериям – эмоциональность, волевые качества, самостоятельность и качества тактичного делового общения. Результативными критериями считаем: вид познавательной активности, отношение к деятельности, уровень операционной основы аргументации, качество риторики, общие и профессиональные компетенции.
ЗАРУБЕЖНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СЕМЕЙНОЙ ПОЛИТИКЕ
УДК: УДК 37.013.42+364.044
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Леонидовна Шалаева ;
В статье описываются основные зарубежные социальные практики работы с семьей как базового социального института, сложившиеся в современном обществе. Семья рассматривается как важ-нейший институт воспитания и социализации личности, с которым связаны фундаментальные функции воспроизводства, сохранения и устойчивого развития человека и общества. Под вли-янием глобализационных процессов современности идут стремительные процессы изменения и деформации традиционных социальных институтов ценностей, жизненных целей и смыслов, связей и отношений людей, оказывающих негативное влияние на выполнение семьей ее базовых функций. В условиях трансформации семьи как социального института генеральным фактором ее сохранения, адаптации и укрепления, наряду с самоорганизацией людей, выступает социальная политика государства. В представленной статье описаны основные зарубежные социальные практики, используемые в современной семейной политике многих стран мира – расширение сети детских дошкольных учреждений, уход за детьми в дневное время, финансовая поддержка семей с детьми, услуги по уходу за больным ребенком для работающих родителей, создание центров семейного воспитания и семейной консультации, организация служб защиты детей от насилия в семье, организация научных центров по изучению проблем семьи. Также предметно описаны особенности национальных форм социальных практик помощи семье в Швеции («Контактная модель работы с семьей»), в Великобритании («Мостовая семья как форма устройства детей»), в Польше («Формирование местной сети сотрудничества»). По мнению автора статьи, все более значимым в современных социальных практиках становится открытость и оперативный обмен информацией и технологиями в этой сфере на уровне различных национальных опытов работы.
НАЦИОНАЛЬНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С СОМАТИЗМАМИ ВУЙ/ГОЛОВА/HEAD В МАРИЙСКОМ, РУССКОМ И АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКАХ
УДК: УДК 811.511.151+811.161+811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ; Алла Алексеевна Фокина ;
Статья посвящена сопоставительному исследованию фразеологических единиц (ФЕ) марийского, русского и английского языков, смоделированных на базе соматических компонентов вуй/ голова/head. В ней ставится цель выявить и охарактеризовать фразеологизмы, которые явля-ются носителями культурно-национальной информации, а также описать черты внеязыковой действительности, которые представляются релевантными для носителей марийской, русской и английской культуры и языка. В составе фразеологизмов, в которых обнаруживается закономер-ность переосмысления обычаев и традиций марийского народа, описаны такие выражения, как вуйым пÿтыраш (букв. голову закрутить), вуй пулчаш (букв. голову намотать), символизирующие смену социального статуса девушки, вышедшей замуж. ФЕ вуеш упшым (картузым) шындаш (упшалаш) огыл со значением «иметь решительное намерение что-либо сделать или выполнить» отсылает к представлениям марийского народа о необходимости покрывать голову с целью защиты от порчи и сглаза. В корпусе марийской фразеологии обнаружены и описаны также бранные выражения, главным компонентом которых является лексема вуй. В составе русских фразеологизмов с соматизмом голова, в которых нашел отражение культурно-исторический код, проанализированы ФЕ без царя в голове – очень глуп, недалек; с царем в голове – очень умен, смышлен, сообразителен; устар. царь в голове у кого – ум, разум; мысли, соображения и др. В английском языке среди ФЕ с соматическим компонентом head, отсылающих к соответст¬вующей культуре и историческому этапу, описаны такие ФЕ, как break Priscian’s head ‘нарушать правила грамматики’; King’s head ‘почтовая марка с изображением короля’; Pope’s head ‘метла для обметания потолка’ и др.
КОД РОМАНА Л. Н. ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР» В РАССКАЗЕ Б. К. ЗАЙЦЕВА «МОЙ ВЕЧЕР»
УДК: УДК 821.161.1.09’’1917/1991’'
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Анатольевна Иванова ;
Исследование биографических и творческих связей Б. К. Зайцева с писателями-предшественни- ками и писателями-современниками позволяет расширить прочтение произведений, в создании которых ярко обозначился «след» того или иного художника слова. Особое внимание следует уделить отношениям Б. Зайцева с его старшим современником Л. Н. Толстым, творчество ко- торого он высоко ценил. Проекция произведения Л. Толстого «Война и мир» на произведение Б. Зайцева «Мой вечер» раскрывает глубинный подтекст рассказа. Рецепция кода романа Л. Толстого в рассказе Б. Зайцева осуществляется на уровне системы образов, конфликта, мотивов, приема психологизма, использования аллюзий и реминисценций. Код романа «Война и мир» выполняет психологическую (характеристика внутреннего мира героя, эмоционального состояния), сюжетообразующую (сходство сюжетных ситуаций в произведениях писателей) и философско- концептуальную (любовь как благословение) функции. Выбранный ракурс исследования позволяет расширить прочтение рассказа, увидеть новые смыслы, связанные с областью формирования и функционирования художественного текста.
ПОЭЗИЯ ЕКАТЕРИНЫ ДОБРОЛЮБОВОЙ (ЭВОЛЮЦИЯ АВТОРСКОГО СОЗНАНИЯ)
УДК: УДК 821.161.1-1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов ;
В статье анализируется творчество замечательной юринской (Республика Марий Эл) поэтессы Екатерины Добролюбовой в аспектах содержания и поэтической формы. Жизненный и творческий путь Екатерины Добролюбовой разделяется на два периода – юринский (с недолгим пребыванием в Магнитогорске) и магнитогорский (с постоянными посещениями Юрино). Временной рубеж – 1984 год. Задача понять творчество поэтессы в целостности и полноте – интересна для нас и в краеведческом аспекте (сохранение памяти о прекрасной нашей поэтессе), и в теоретическом: что приобретает поэт, перебравшись из маленького поселка в большой промышленный город, в котором существуют несколько литературных объединений, кипящая политическими и поэтическими страстями среда, несколько групп поэтов разных эстетических направлений. Своеобразие поэзии Екатерины определится слиянием природности натуры поэтессы (изначальное чувства природы) и поэтической культуры, приобретаемой через самообразование и общение с поэтами-современниками. Стихи Екатерины Добролюбовой второй половины 1970-х годов – это уже поэтическая зрелость. В поэзии Екатерины Добролюбовой к рубежу 1970–1980-х годов обозначилось две тенденции. Первая – народно-оптимистическая тенденция. Оформляется вторая идейно-стилистическая тенденция в поэзии Екатерины Добролюбовой – личностно-элигическая, с выражением автором своих внутренних – часто трагических – переживаний. Интонационное богатство, цветение рифм, гармония звуков, лексическое разнообразие – характерные черты зрелой поэзии Екатерины Добролюбовой.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ АГГЛЮТИНАТИВНЫХ И ФУЗИОННОГО ЯЗЫКОВ В ОТОБРАЖЕНИИ ЛИНГВОКАРТИНЫ ПОЛИЭТНИЧЕСКОГО УРАЛО-ПОВОЛЖЬЯ
УДК: УДК 81ʼ44: 81:1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Куклин ;
Статья посвящена анализу грамматического строя агглютинативных (марийского, татарского и чувашского) и фузионного (русского) языков народов Урало-Поволжья в контексте типологических признаков с учетом их дифференцирующих и интегрирующих факторов. В качестве рабочих «точек отсчета» приняты марийские формы в сопоставлении с русскими и татарскими в сопровождении русских переводов тех и других, например, способы словообразования татарского и марийского языков: татар. елгаларыбызда (в наших реках), где елга (река) – основа сущест-вительного, лар – аффикс множественного числа, ыбыз – суффикс притяжательности, да – сло-воизменительный аффикс; марийское имнешкылатлан ʼтвоим всадникамʼ, буквально лошадь + обладающий + много + твой + им. Как явствуют примеры, при агглютинации целое (грамма-тически оформленное слово не представляет собой сочетаний таких двучленов (биномов) из производящей основы и формообразующего элемента, а именно является цепочкой самостоя-тельных, сохраняющих всегда свою значимость морфем. Вместе с тем сочтено целесообразным включить в композицию статьи такие участки, в которых марийский языковой материал транспозицируется с чувашским при сохранении прежних условий для подачи иллюстраций. суффиксы в марийском языке обычно предшествуют суффиксу множественного числа, например, Марий Элын ончыл еҥже-влак ʼпередовые люди Марий Элʼ. В слове еҥже-влак еҥ – корневая морфема, же – суффикс притяжательности, влак – показатель множественного числа. Аналогичное явление наблюдается и в чувашском языке, ср.: капитал çĕршывĕсенче ʼв странах капиталаʼ. В слове çĕршывĕсенче çĕршыв ʼстранаʼ – корневая морфема, сен – притяжательный суффикс, че – показатель множественности. Контрастивный анализ языковых черт марийского, татарского и русского языков проводится на уровне синхронии с экскурсами на характеристику диахронических ареальных языковых явлений.
РОЛЬ НАСЕКОМЫХ В ЭРЗЯНСКОЙ НАРОДНОЙ ТРАДИЦИИ
УДК: УДК 82:396=511.152ю1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Васильевна Пивкина ;
Статья посвящена народным представлениям о мире насекомых. Роль их имеет огромную значимость для общечеловеческой культуры. Находящиеся в постоянном контакте с людьми многие из них оставили очень глубокий след в мифологии и фольклоре разных народов. Насекомые оказывают огромное влияние на окружающий мир. Они играли важную роль на всех этапах человеческого существования, представляя особый раздел традиционной картины мира. В народном творчестве богато отразилась жизнь насекомых. Их образы мы находим в мифах, сказках, загадках, пословицах и т. д. Насекомые упоминаются в мифологии многих народов, например, египетской, греческой, шумерской, славянской. Их образы встречаются на страницах индийской «Махабхараты», трудов Геродота, в Библии. Наиболее широко отражены насекомые в фольклоре народов, живущих в тропических странах, так как там насекомые представлены многообразными и наиболее многочисленными видами. В XXI столетии, как и на протяжении многих веков, люди продолжают верить в различные предзнаменования, сновидения, разными способами пытаются притянуть удачу, благосостояние. И в этом не последнюю роль играют насекомые, миллионы лет живущие рядом с человеком. Образ насекомых используется в геральдике. Насекомые занимают значимое место в истории, культуре и фольклоре финно-угорских народов. Упоминание о них мы находим в самых различных фольклорных жанрах: загадках, пословицах, сказках, легендах, сказаниях и т. д. В народном творчестве мордвы-эрзи с насекомыми в основном связывают обряды, ритуалы, приметы. Помимо использования образа насекомых в фольклоре и культуре эрзяне достаточно широко используют их в традиционной медицине. В своем исследовании мы, опираясь на классификацию, разработанную А. В. Гура, выявили, что насекомые обладают некоторым символическим смыслом, что и проявилось в ряде мифологических представлений о них в культуре. Рассмотрели роль некоторых насекомых (муравья, пчелы, божьей коровки, таракана, паука) в традициях и обрядах мордвы-эрзи.
ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ФРАНЦУЗСКОЙ И РУССКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НЕОЛОГИИ
УДК: УДК 811.131.1+811.161.1‘374
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Флёра Яхиятовна Хабибуллина ; Наталья Юрьевна Смирнова ;
В статье проведен анализ французских и русских одноязычных словарей современной лексики с целью изучения представленности в них политических неологизмов. Актуальность исследования обусловлена широким использованием новых слов в политическом дискурсе в условиях отсутствия специализированных словарей, объясняющих их значение. Цель данной статьи – изучить лексикографическое описание современной политической неологии во французском и русском языках методом сплошной выборки лексических единиц из общего корпуса новой лексики, представленной в одноязычных словарях. Авторами проведен анализ отечественных и зарубежных исследований в области политической неологии. В качестве лексикографического источника современных слов на русском языке был выбран «Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века» Е. Н. Шагаловой. Среди французских лексикографических источников проанализированы электронные варианты авторитетных французских словарей Le petit Larousse и Le Petit Robert, в которые ежегодно добавляются неологизмы и выражения, изменившие свой смысл и опубликованные в разделе Les mots nouveaux. Рассмотрены основные способы образо-вания новых слов в сфере политики: семантический, словообразовательный и заимствование. Выявлены продуктивные способы обогащения политического вокабуляра. Неологизмы распределены по лексико-семантическим группам, выражающим два основных концепта политического дискурса: «власть» и «политик» (государство/страна, государственная символика, партии/по¬ли¬ти¬ческие движения и их члены и сторонники/противники, выборы, внешняя/внутренняя политика, органы управления; глава государства и главы властных структур). Проведено количественное сравнение неологизмов, относящихся к данным лексико-семантическим группам во французском и русском языках.
ДИАГНОСТИРОВАНИЕ СКЛОННОСТИ ЛИЧНОСТИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ЕЕ РЕЧЕВОЙ ПРОДУКЦИИ: МЕТОДЫ И ПОДХОДЫ
УДК: УДК 81'33
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Александровна Литвинова ;
Суицид занимает одно из первых мест в структуре смертности от внешних причин, особенно среди лиц молодого возраста. В связи с этим существует объективная потребность в методиках, позволяющих диагностировать склонность личности к суицидальному поведению. Ценным диагностическим инструментом является анализ речи, в том числе количественный. Зарубежными учеными ведутся исследования, направленные на построение математических моделей, позволяющих на основе численных значений лингвистических параметров письменного текста выявить склонность его автора к суициду. В настоящее время данные исследования проводятся исключительно на материале английского языка. В статье описываются методы и подходы, применяемые автором к решению задачи диагностирования склонности к суицидальному поведению автора письменного автора текста на русском языке. Данная задача ставится впервые. Новизна поставленной задачи обусловлена не только исследовательским материалом – специально созданным корпусом текстов на русском языке лиц, совершивших суицид, но и разработанным подходом к выбору лингвистических параметров для анализа, основанному на существующих в психологи¬ческой науке теориях суицидогенеза, данных нейробиологии суицидального поведения, с одной стороны, и данных нейролингвистики о мозговых механизмах порождения связного текста, в том числе в аспекте функциональной асимметрии мозга, – с другой. Оригинальность исследования обусловлена также формулировкой его математической задачи. С использованием предложенных методов и подходов будут получены новые научные данные о языковых предикторах суицидального поведения – характерных для суицидентов языковых особенностях текстов на русском языке (на разных уровнях порождения), в том числе особенностях изменения коррелирующих параметров текстов по мере прогрессирования суицидальных тенденций.
ИСКУССТВО РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИЕЙ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА ПРЕСС-СЕКРЕТАРЯ ПРЕЗИДЕНТА
УДК: УДК 328.132.7:159.9
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Михайловна Фоминых ;
В статье подробно описываются основные функции и задачи, стоящие перед пресс-секретарем президента. Наиболее значимой из них является управление кризисной ситуацией, возникшей в стране. Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях перманентно проходящего СТЭП-кризиса современное общество особенно нуждается в PR-специалистах, способных коррелировать кризисные ситуации и их последствия, а также профессионально работать со средствами массовой информации. Успешная деятельность руководителя пресс-службы характеризуется высоким уровнем доверия к организации со стороны общества. Для достижения данной цели пресс-секретарь должен оперировать в своей деятельности только проверенными фактами. Информация, предоставляемая пресс-службой, должна быть полной и открытой, это является важнейшим принципом деятельности специалиста по связям с общественностью. Любое уклонение от комментирования возникших кризисных ситуаций может вызвать сильное недоверие со стороны аудитории, которое будет крайне сложно устранить. PR-специалист неразрывно связан с президентом, он является его личным представителем и защитником в информационных спорах. Анализ деятельности пресс-секретаря президента страны, взаимо-действующего с представителями прессы в сложных ситуациях для исследователя, несомненно, представляется очень интересным и актуальным. В статье представлена личность Д. С. Пескова как талантливого специалиста по связям с общественностью. В своей деятельности пресс-секретарь президента использует приемы информационного воздействия на общество, с целью предотвращения конфликтных ситуаций, а также формирования положительного имиджа президента и государственной власти в целом. В качестве инструмента информационного воздействия выступают средства массовой информации.