ВЕСТНИК 3(35) 2019
- Название:
- ВЕСТНИК 3(35) 2019
- Номер:
- 3
- Год:
- 2019
- Дата публикации на сайте:
- 2019-09-17 09:50:23
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 18
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Александровна Арефьева ; Олеся Викторовна Арефьева;
Цель настоящей статьи – рассмотреть основные подходы к составлению технологической карты урока как одной из современных форм планирования учебного процесса по русскому языку, раскрыть основ-ные виды деятельности учителя и обучающихся, направленные на результаты обучения, предложить
методические материалы для составления технологической карты урока. Во введении раскрываются
цели и задачи, стоящие перед учителем и реализуемые на уроке; описываются основные виды деятель-ности учителя и обучающихся в соответствии с требованиями к результатам освоения основной обра-зовательной программы основного общего образования: личностные, метапредметные и предметные. В основной части предлагаются материалы и методы в помощь студентам при разработке ими тех-нологической карты урока русского языка. Раскрывается содержание системно-деятельностного под-хода и особенности организации образовательного процесса в соответствии с планируемыми образова-тельными результатами в виде способов деятельности, с которыми необходимо познакомить студентов для успешного формирования профессиональных компетенций. Особое внимание уделяется пониманию образовательных результатов как формируемых способов деятельности обучающихся, включающих познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия. В помощь студен-там предлагается образец технологической карты урока русского языка, приводятся примеры фор-мулировки универсальных учебных действий, вопросы и задания для самостоятельной и групповой работы на определенном этапе урока, с помощью которых осуществляется освоение школьниками темы урока. Результаты проведенного исследования апробированы в образовательном процессе феде¬раль-ного государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государст¬вен¬ный уни-верситет», нашли отражение в публикациях авторов, докладывались на международных и всероссий-ских научно-практических конференциях и семинарах. В статье приводятся сведения об апробации
и внедрении результатов исследования. В заключении статьи содержатся выводы по результатам про-веденного исследования в целом.
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА
УДК: 371.13, 37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева ; Валентина Васильевна Константинова ;
В последние годы проблема формирования этнической толерантности личности становится одной из приоритетных образовательных задач во всем мире. Значимость и важность изучаемой нами проблемы подтверждается множеством международных и российских законодательных актов, в которых говорится о том, что содержание образования должно содействовать взаимодействию между представителями
разных народов, обеспечивая развитие духовно-нравственных, социокультурных качеств личности.
Мы придерживаемся мнения о том, что поликультурная образовательная среда вуза становится сегодня местом развития личности студента, его традиционных культурных ценностей, поведенческих особенно-стей, социальных установок, этнической толерантности. Целью исследования является изучение особен-ностей формирования этнической толерантности студентов в поликультурной образовательной среде вуза. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. Этническая толерантность рассматривается как социально-психологическая характеристика личности, характеризующая готовность взаимодействовать с представителями этнических групп, которая может проявляться в форме социальных убеждений, волевой направленности поведения. В современной педагогике этническая толерантность трактуется как качество личности, характеризующее уважительное отношение к представителям другой национальности, их религии, культуре, взглядам, обычаям. Этническая толерантность личности не присуща человеку с рождения, она приобретается в процессе жизни, под воздействием множества факторов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, высшее учебное заведение.
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
УДК: 378.881.116.11
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Юрьевна Вылегжанина ;
Во введении говорится о том, что коммуникативная активность является одним из факторов успешности учебной деятельности студента, его творческой самореализации в студенческих объединениях. Однако большинство обучающихся первого курса не готовы к ведению диалога и спонтанной речевой активности на занятиях, испытывают сложности в построении монологического высказывания, в групповой коммуникации. Целью статьи является описание педагогических условий развития коммуникативной активности студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи. Методами исследования явились анализ научной литературы, наблюдение, педагогическое моделирование и анализ эмпирического опыта.
Результаты получены на базе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Выделены и описаны три группы педагогических условий: организационные, психологические и методические. К организационным условиям относятся факторы, касающиеся организации учебного процесса, целеполагания и планирования: выстраивание учебного курса в логике развития коммуникативной активности, вынесение теории на самостоятельное изучение, общение преподавателя со студентами в социальных сетях. Психологическими условиями являются: создание комфортной психологической атмосферы на занятиях, формирование положительной мотивации на развитие коммуникативной активности как качества личности, развитие рефлексивности. К методическим условиям мы отнесли подбор интересного предметного содержания, увеличение
доли речевых и коммуникативных упражнений, творческих заданий, использование нетрадиционных методов, игр, использование мобильного видео. В заключении статьи делается вывод о том, что перечисленные условия способствуют развитию коммуникативной активности. Об этом мы можем судить по преобладающим положительным эмоциям студентов, устойчивости их внимания, включенности в работу, увеличении количества высказываний по обсуждаемым вопросам, желанию выступить с сообщением на занятии.
ПРИМЕНЕНИЕ ВИДЕОРЕСУРСОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ-МЕНЕДЖЕРОВ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК: 372.881.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Станиславовна Выстропова ; Светлана Александровна Крайникова ;
Введение. В данной статье рассматривается специфика применения видеоресурсов в обучении англий-скому языку в медицинском вузе. Авторами отмечается тенденция активного применения видеоресурсов в профессиональной подготовке. Подробно описаны преимущества видеоресурсов для образовательного процесса в современном вузе. Цель: рассмотреть возможности применения видеоресурсов в процессе преподавания английского языка у студентов-менеджеров в медицинском вузе. Для достижения цели мы ставили перед собой следующие задачи: 1) проанализировать и систематизировать научно-методическую литературу по рассматриваемой теме; 2) сделать анализ опубликованных научных статей по теории и методике преподавания иностранных языков с использованием интерактивных методов и учебных медийных ресурсов (медиаресурсов); 3) изучить видеоресурсы видеохостингового сайта YouTube на предмет анализа материала по актуальным темам учебной программы по английскому языку для студентов-менед¬жеров в медицинском вузе на примере Волгоградского государственного медицинского университета. Материалы и методы. Электронные видеоресурсы YouTube – видеохостингового сайта, предоставляющего пользователям услуги хранения, доставки и показа видео. В ходе анализа материала исследования применялись такие методы, как: метод сплошной выборки, анализа и синтеза. Методологической базой для данной работы послужили исследования таких современных авторов как: Антонова И. В., 2011;
Гудкова С. А., Яницкий А. И., 2017; Кочнева Е. М., Жарова Д. В., 2017; Крайнева Н. М., Золотова М. В., Гришакова Е. С., 2016; Рачковская Л. А., 2018; Третьяк С. В., Антонова Н. Ю., 2018; Христолюбова А. А., 2016. Результаты исследования, обсуждения. Актуальная информация, содержащаяся в видеоматериале, помогает преподавателю стимулировать интерес студентов к обучению, расширяет их познания о лингвостра¬новедческих особенностях изучаемого языка, предоставляет эффективный материал для последующей дискуссии. Видео ресурсы прививают навыки слушания и говорения, имеют преимущество перед аудио и печатной информацией. Заключение. Визуальная информация позволяет лучше понять и закрепить фактическую информацию, языковые особенности речи, активизирует внимание и память. В качестве дополнительного инструмента видео повышает качество преподавания.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА К ОРГАНИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
УДК: 373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Сергеевна Зимина ; Елена Валентиновна Кондратенко;
Введение. Существование причинно-следственной зависимости в системе «здоровье обучающихся – образовательная среда» определяет актуальность подготовки будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Как отмечают многие исследователи, педагоги, работающие с детьми
в различных образовательных организациях, чаще всего не готовы к здоровьесберегающей деятельности. Для успешного практического решения проблемы сохранения здоровья в образовательном процессе необходимо учитывать так называемую «здоровьесберегающую компетентность» учителя, предполагающую его готовность к здоровьесберегающей деятельности и организации здоровьесберегающей образовательной среды. Цель: моделирование готовности будущих педагогов к организации здоровьесберегающей образовательной среды. Материалы и методы. Многосторонность процесса готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды и многообразие факторов, воздействующих на результат, обуславливает применение такого метода педагогического исследования, как моделирование. Метод моделирования дает возможность объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании – совместить в ходе изучения педагогического объекта эксперимент, построение
логических конструкций и научных абстракций. Результаты исследования, обсуждения. Процесс фор-мирования готовности будущего педагога к организации здоровьесберегающей образовательной среды можно представить в виде модели, состоящей из трех компонентов: теоретико-методологического, со-держательно-деятельностного и оценочно-результативного, что позволяет более полно проанализировать структуру и содержание профессиональной подготовки. В основе рассматриваемой модели лежит цель – выявление педагогических условий, способствующих формированию готовности будущих педагогов
к организации здоровьесберегающей образовательной среды в процессе профессиональной подготовки. Достижение данной цели возможно посредством решения задач, в ходе которого формируются конкрет-ные компоненты готовности будущего педагога к данному виду деятельности. Заключение. Успешность реализации модели формирования готовности к организации здоровьесберегающей образовательной среды у будущих педагогов определяется соблюдением комплекса педагогических условий, создаваемых в процессе профессиональной подготовки.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК: 378.035.6
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дарья Владимировна Иванова ; Валентина Васильевна Константинова ;
Введение. Будущее России зависит от степени готовности молодых поколений адекватно реагировать
на исторические вызовы, к защите интересов многонационального государства. Актуальность темы обу-словлена тем, что в настоящее время система гражданско-патриотического воспитания студентов в образовательной организации требует совершенствования с учетом новых реалий. В современной России усиливаются миграционные процессы, которые приводят к конфликту различных культурных традиций и ценностей. Нарушается преемственность в культурно-историческом развитии российского общества, меняется существующая система ценностей. Цель исследования – теоретически обосновать и практически проверить реализацию организационно-педагогических условий гражданско-патриотического воспитания обучающихся в учреждении высшего профессионального образования. Материалы и методы. С целью определения уровня гражданско-патриотической воспитанности студентов, была проведена многоаспектная анкета, включающая в себя спектр вопросов по различным направлениям: специфика и состояние патриотического сознания, патриотизм и национализм, социальное самочувствие, ценностные ориентации молодежи, факторы, влияющие на формирование патриотического сознания, эффективность форм патриотического воспитания молодежи. Результаты исследования, обсуждения. Результаты диагностики показали, что одной из причин падения популярности патриотизма в российском обществе является
изменение отношения граждан к своему государству. Многие молодые люди ощущают себя социально незащищенными, с тревогой думают о своем будущем и своей страны. Проблема формирования патрио-тизма связана и с отсутствием четких механизмов привлечения молодежи к гражданско-патриотической деятельности. Заключение. Решать проблему развития гражданских и патриотических чувств и убеждений следует через учет и применение в деятельности вуза организационно-педагогических условий.
ПРИМЕНЕНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УДК: 37.02
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Борисовна Казачкова ; Татьяна Сергеевна Дорохова ;
Введение. В данной статье излагаются теоретические положения, затрагивающие содержание творчества, творческой деятельности, творческих заданий, рассматриваются и анализируются приемы и методы организации творческих видов деятельности при обучении английскому языку в начальной школе. В статье предпринята попытка раскрыть значимость использования творческих видов деятельности, творческих заданий на уроках английского языка, способствующих как повышению эффективности обучения, так
и раскрытию творческого потенциала учащихся. Цель статьи – представить творческие виды деятель-ности, творческие задания и определить их роль в развитии интеллектуальных и личностных качеств ученика. Материалы и методы. На основе анализа опубликованного и личного педагогического опыта авторы приводят примеры творческих заданий, направленных на самовыражение и развитие познава-тельного интереса младших школьников. Результаты исследования, обсуждения. Авторы отмечают роль творческих заданий, способствующих повышению эффективности образовательного процесса и делятся фрагментом интерактивного урока с применением элементов творчества – образовательным квестом. Анализируя содержательный аспект квеста, авторы приходят к выводу о его педагогической, дидактической, развивающей ценностях. Образовательные квесты способствуют активизации познавательной деятельности
и проявлению творческих способностей учащихся. Разработанный и апробированный авторами образовательный квест показал, что творческие задания способствуют активному вовлечению учащихся в учебный процесс, помогают сделать урок интересным и динамичным, способствуют повышению мотивации учащихся
к активной познавательной деятельности, формируют навыки критического мышления, анализа, классификации информации, развития фантазии, воображения, памяти, творческого мышления, любознательности, наблюдательности. Заключение. Материалы, представленные в статье, могут внести свой вклад в создание общей методики организации творческой деятельности на уроках английского языка в начальной школе.
ОСОБЕННОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОНСАЛТИНГА ЗА РУБЕЖОМ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Введение. Современный период реформирования всей системы профессионального образования характеризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а изменения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического консультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи – выявление основных тенденций инновационного развития педагогического консалтинга за рубежом для адаптации и эффективного использования перспективных образовательных технологий в системе функционирования российского университетского образования. Материалы и методы. Для достижения цели научного исследования был использован комплекс теоретических методов, включающий понятийно-терминологи¬ческий анализ социально-экономической, историко-социальной, педагогической литературы, отражающей основные направления развития инноваций образовательного консалтинга. В состав эмпирических исследований входят: качественный анализ графически отображенных данных, прямое и косвенное педагогическое наблюдение, контент – анализ статистических данных. Результаты исследования. Успешному обучению определения индивидуальной траектории саморазвития студента в образовательном процессе вуза способствуют инновационные интерактивные формы, методы и технологии реализуются в процессе консалтинговой деятельности, степень успешности которых зависит как непосредственно от преподавателя, так и самих обучающихся. В зависимости от целей, задач, преследуемых участниками педагогического консультационного взаимодействия, в вузе находят свое применение некоторые инновационные для образовательной сферы методы консультирования: «job shadowing», «buddying», «story telling», «flipped classroom» и другие. Заключение. Таким образом, вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга.
ВКЛАД П. П. ЕРУСЛАНОВА В СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ МАРИЙСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ КНИГИ
УДК: 37.01(470.343)“19”
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виталий Тимраевич Михайлов ;
Введение. В статье рассматривается актуальная проблема современной педагогической науки – станов-ление и развитие национальной учебной книги как историко-педагогического феномена, отразившего в себе образовательно-просветительскую составляющую этнической культуры и определившего современное
цивилизованное развитие нерусских народов России и пути их приобщения к достижениям российской
и общечеловеческих культурных ценностей. Цель: проведение системного анализа национальной учеб-ной книги как явления материальной и духовной культуры марийского народа. Материалы. В качестве основного материала выступают первоначальные учебные книжки для совместного обучения марийских и русских детей, составленные просветителем марийского народа П. П. Еруслановым в конце XIX в.,
а также учебники «Детский мир» и «Родное слово» К. Д. Ушинского и «Азбука» и «Новая азбука» Л. Н. Толстого. Изыскание основывается на сравнительно-историческом, культурно-историческом,
социологическом методах и ретроспективном анализе традиционного опыта создания учебной книги. Результаты. Теоретически осмыслено наследие П. Ерусланова в этой сфере, выявлены концептуальные основы его учебников как источника сведений о национальной и образовательной политике российского государства, социокультурной жизни марийского народа. В его учебниках нашли воплощение передовые методические идеи классиков педагогики К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого: соответствие учебных материалов основным дидактическим принципам доступности и сознательности, преемственности в обучении, связи обучения с жизнью, учету психологических особенностей детей, развитию творческих способностей и самостоятельности, эмоционально-образного и абстрактно-логического мышления учащихся. Тексты для чтения соответствовали принципам воспитывающего обучения, заключали в себя идеи гуманизма, способствовали выработке у детей таких качеств, как доброта, трудолюбие, честность, любовь к природе и родному краю. Заключение. В этой связи учебные книги марийского просветителя П. Ерусланова представляют интерес как историческое и культурное наследие и в то же время как ценнейший опыт создания учебников для национальной школы на современном этапе.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСТОЙЧИВОСТЬ КАК КЛЮЧЕВАЯ «SOFT SKILLS» ПЕДАГОГА
УДК: 378.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Викторович Савченков ; Наталья Викторовна Уварина ;
Значение «мягких навыков» («soft skills») для педагогической деятельности повышается с каждым днем. Концепция «soft skills» активно разрабатывается в западной педагогической науке с начала 2000 годов,
в отечественной науке единого подхода к трактовке «soft skills» не существует и в целом данной проблеме уделяется достаточно ограниченное внимание. Западные и отечественные ученые включают в «soft skills» следующие составляющие: эмоциональный интеллект, умениями убеждать, находить подход к людям, коммуникативные и управленческие таланты, способность разрешать конфликтные ситуации, эмоциональный интеллект, готовность к продуманному риску, нагрузкам, стрессам и конфликтам, креативность, гибкость, склонность к поиску альтернативных решений. Профессиональная устойчивость педагогов большинством исследователей рассматривается как интегративное качество личности, как ключевой компонент профессиональной культуры педагога, как устойчивость эмоциональных реакций, способность регулировать эмоциональное состояние, как фактор успешной профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях. Мы под данным термином понимаем интегративное качество личности, обеспечивающее способность педагога осуществлять профессиональную деятельность в течение длительного времени
с высоким уровнем эмоциональной устойчивости, продуктивности и работоспособности, в динамично развивающихся и экстремальных ситуациях. Базой исследования послужил Профессионально-педаго¬ги-ческий институт Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. В исследовании приняли участие 120 бакалавров, 52 магистранта и 27 преподавателей. Проведенное нами эмпирическое исследование привело нас к следующим выводам: 1) большинство субъектов педагогической деятельности не знакомы с термином «soft skills», хотя при знакомстве с ним считают его важным для своей будущей профессиональной деятельности; 2) большая часть респондентов знакома с термином «профессиональную устойчивость» и считает ее важной для своей профессиональной деятельности. Также большая часть опрошенных считают профессиональную устойчивость важной «soft skills» педагогов.
АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ОБУЧЕНИЮ В УСЛОВИЯХ ЭЛЕКТРОННОЙ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова ; Светлана Николаевна Федорова ;
Введение. В статье актуализируется значимость адаптационного подхода к обучению студентов в элек-тронной информационно-образовательной среде. Отмечается нормативная база и междисциплинарный
характер адаптации, которая подробно изучается с точки зрения медико-биологического, социально-фило¬соф¬ского, психолого-педагогического, техническо-кибернетического и других подходов. Адаптация рассматривается с точки зрения взаимодействия системы «человек – электронная среда», которая обусловливается внутрипсихическими и средовыми факторами. При этом двунаправленное взаимодействие в системе, определяющее функциональное состояние субъекта адаптации, является системообразующим. Цель данной
статьи: теоретическое обоснование и экспериментальная проверка адаптационных возможностей студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы и научные работы, в которых рассматривались вопросы адаптации студентов к обучению с использованием информационно-коммуникационных средств. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Результаты исследования. С целью исследования адаптивных возможностей студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза была проведена экспериментальная работа с обучающимися направлений подготовки бакалавриата 01.03.02 Прикладная математика
и информатика (направленность/профиль: Программирование и системный анализ) и 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (направленность/профиль: Психология и педагогика дошкольного образования). Исследование показало, что адаптация студентов к обучению в условиях электронной информационно-образовательной среды – это сложный многоаспектный процесс, успешность которого обусловлена сочетанием влияний внешнего (средового) и внутреннего (субъектного) характера на его результаты.
Заключение. Выявлены условия, способствующие эффективной адаптации студентов к обучению в усло-виях электронной информационно-образовательной среды вуза: организация обучения в электронной среде путем постепенного повышения интенсивности, уровня и объема необходимого для усвоения учебного материала; наличие постоянной обратной связи и системы методической / программно-технической поддержки; единовременная реализация различных видов интерактивности, учитывающих индивидуальные особенности и способности обучающихся; наличие сервисов взаимодействия и общения обучающихся; применение активных методов и средств преподавания учебных дисциплин в электронной среде, способст¬вующие развитию учебно-познавательного интереса; использование электронных портфолио и репозитариев хранения работ обучающихся для мотивации достижения образовательных результатов.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА И ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: СРАВНИТЕЛЬНО-СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
УДК: 378; 331
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Светлана Николаевна Федорова; Марина Александровна Мокосеева ; Николай Владимирович Кузьмин ; Екатерина Евгеньевна Флигинских ;
Введение. Актуальность исследуемой в статье проблемы обусловлена модернизацией национальной си-стемы квалификаций в Российской Федерации, направленной на преодоление дисбаланса между расту-щими потребностями экономики и не до конца реализованными возможностями профессионального
образования. Динамичные изменения социальной среды, активный процесс информатизации образования, усиление роли психологической составляющей в педагогической деятельности кардинально изменили требования к квалификационным характеристикам современных педагогов. Цель: провести сравнительно-сопоставительный анализ Профессионального стандарта педагога и Федеральных государственных образовательных стандартов, выявить их значимость. Материалы и методы. В работе использованы методы теоретического и эмпирического исследований, метод анализа и сопоставления профессиональных и личностных качеств педагога в соответствии с требованиями Профессионального стандарта.
Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрены основные элементы Профессионального стандарта педагога, на основе которых выявлен и построен кластер трудовых функций и компетенций, которыми
педагог должен обладать. Приведено сопоставление кластера с новыми федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования по направлению подготовки «Педагогическое
образование» (уровни – бакалавриат, магистратура). Приведены результаты опроса педагогов по проблемам и перспективам внедрения профессиональных стандартов в российскую систему образования.
Заключение. В силу актуальности поднимаемой в статье проблемы она может быть интересна и полезна преподавателям и методистам как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В РЕЧИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: 372.881.161.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алан Солтанович Цховребов ;
В статье представлены тенденции развития лингводидактической теории синтаксических ошибок в со-временной педагогической практике, поднимается вопрос о классификации синтаксических ошибок
в методике обучения связной русской речи обучающихся. В работе предпринята попытка рассмотрения лингводидактической теории синтаксических ошибок в современной педагогической науке, а именно:
в российском образовательном пространстве; приводится разная типология речевых ошибок, которая
в основном сводится к тому, что синтаксические ошибки рассматриваются в призме грамматики. Анализ литературы по исследуемой проблеме показал, что речевые недочеты могут квалифицироваться: а) как ошибки развития и генетические ошибки, связанные с речевой деятельностью человека, с его социализа-цией (И. Ю. Чуканова); б) коммуникативно значимые и незначимые ошибки (Н. С. Фомина, А. П. Жоро-ва); в) ошибки мышления, ошибки языка, ошибки речи, ошибки коммуникации (А. К. Григорьева); г) ошибки по аспектам языка и видам речевой деятельности (Т. М. Балыхина); д) ошибки, которые кро-ются в недочетах и пробелах в знаниях языкового материала (М. Г. Кочнева); е) ошибки типичные и не-типичные (Л. С. Корчик); ё) морфологические и синтаксические ошибки, выделяемые в соответствии
с изучаемыми грамматическими темами курса русского языка (Т. А. Христолюбова). Рассмотрев вопро-сы лингводидактической теории речевых (синтаксических) ошибок, можно сделать вывод, что в методи-ке преподавания русского языка как родного, неродного и как иностранного, проблема синтаксических ошибок не имеет общепризнанной и научно обоснованной классификации. Установлено, что синтакси-ческими ошибками следует считать ошибки в структуре словосочетания, в строении и значении простого предложения, в построении односоставного и двусоставного простого предложения, а в сложном предложении – неправильный выбор союза или союзного слова, дублирование союзов, неправильная расстановка частей составного союза, лишнее соотносительное слово в главном предложении, одновременное использование подчинительного и сочинительного союзов, нарушение границ предложения. Учет всех квалификационных типов синтаксических ошибок позволит преподавателю разработать модель педагогического воздействия с целью прогнозирования и устранения указанных ошибок.
ОБЪЕКТИВАЦИЯ КОНЦЕПТА УНА ‘ГОСТЬ’ В МАРИЙСКОМ ФОЛЬКЛОРЕ
УДК: 811.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Введение. У мари гостеприимство считается одним из важных факторов поддержания родственных и добрососедских отношений, в силу чего одно из значимых мест в концептосфере марийского языка занимает концепт уна ‘гость’. Цель статьи – осуществить семантико-когнитивный анализ структуры концепта уна ‘гость’. Материалы и методы. Объект исследования – описания обрядов, гостевые песни и пословицы. Анализ концепта уна осуществлен с использованием семантико-когнитивного, описательного методов,
а также контекстологического анализа. Результаты исследования, обсуждения. Анализу подвергнуты образное, энциклопедическое и интерпретационное поля концепта уна. Визуальные образные признаки акцентируют внимание на внешности гостей. Аудиальные образы на первый план выдвигают исполнение застольных песен, в образе гостя оказывается значимым умение вести приятную беседу, исполнять традиционные песни. Когнитивный образный компонент демонстрирует уважительное отношение к гостям. В оценочной зоне концепта уна ‘гость’ представлены такие компоненты, как общая и эстетическая оценка. В энциклопедической зоне нашли отражение причины и цели приезда гостей. Утилитарная зона демонстрирует, что гости дают возможность хозяевам проявить радушие, умение соблюдать ритуалы. В регулятивной зоне представлено наибольшее количество компонентов: гостей следует пригласить, встретить, потчевать; оказывать честь почетным гостям, но в то же время принимать всех одинаково; одаривать их песнями
и подарками; водить в гости к родственникам; достойно проводить. Социально-культурная зона объединяет все другие зоны концепта, поскольку каждая из зон отмечена традициями и обрядами. Заключение. Концепт уна ‘гость’ относится к числу устойчивых, активно транслируемых. Он содержит важную культурную информацию, является отражением системы установок и ценностей марийского народа.
ЛИНГВОПРАГМАТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СИНТАКСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В АНГЛИЙСКОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ТЕКСТЕ
УДК: 81`42
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Викторовна Бондаренко ;
Введение. Интерес к исследованию лингвопрагматических аспектов функционирования экспрессивных синтаксических конструкций в политическом тексте связан с особенностями реализации их воздейству-ющего потенциала на адресата в процессе коммуникации. Цель: выявление лингвопрагматических
характеристик синтаксических носителей экспрессивности как средств манипулирования сознанием слушателей в процессе политической коммуникации. Материалы и методы. В исследовании анализи-руются политические тексты выступлений английских премьер-министров, размещенные на официальном сайте правительства Великобритании, с использованием методов прагматико-лингвистического анализа, контент- и дискурс-анализа, а также собственно лингвистических методов стилистического анализа и контекстологического анализа. Результаты исследования, обсуждения. Для английской политической речи характерно использование разнообразных синтаксических экспрессивных средств, усиливающих эмоциональность
и убедительность высказываний. Парентезные включения, усложняющие структурно-семантическую организацию предложения, используются для уточнения содержания, подтверждения его истинности, для выражения авторской оценки, интенсифицируя при этом коммуникативное намерение оратора. Уникальная структура расщепленных предложений, обособляющих наиболее сущест¬венную информацию и задающих особую выразительность, привлекает слушателей, задерживая на ней внимание аудитории. Особый ритм и динамику тексту создают параллельные конструкции, имеющие одинаковую синтаксическую структуру и частично повторяющийся лексический состав, что позволяет оратору навязать аудитории свое отношение к передаваемой информации. Намеренное членение политиком высказывания на коммуникативно значимые парцеллированные конструкции создает условия для управления вниманием аудитории,
акцентируя его на смысловых центрах высказывания, выделенных в устной речи соответствующей инто-нацией и паузами. Заключение. Экспрессивные синтаксические конструкции обогащают смысловое
и эмоциональное содержание высказываний в политическом тексте и обладают высокой степенью
воздействующего потенциала, позволяющего захватить внимание адресата, оказать эмоциональное
воздействие, реализовать эффективное манипулирование сознанием аудитории.
ИНТЕРНЕТ-МЕМ КАК ОСНОВНОЙ ВИД КРЕОЛИЗОВАННОГО ТЕКСТА В САМОПРЕЗЕНТАЦИИ «ЧЕЛОВЕКА ТВОРЯЩЕГО»
УДК: 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Павловна Карташова ; Альмира Рашидовна Ахмедзянова ;
Статья посвящена проблеме самопрезентации «человека творящего» в интернет-коммуникации на осно-ве создания мемов. Рассмотрены типичные особенности данных текстов, создаваемых представителями творческих профессий, выяснены причины обращения «человека творящего» к интернет-мемам в целях самоидентификации. Авторы рассматривают характерные особенности мемов как разновидностей креолизованного текста и объясняют использование квазисинонимичных терминов «креолизованный текст», «демотиватор», «мем». Особое внимание в статье обращено на характеристики мема как креолизованного текста, то есть единство иконической и вербальной составляющих. Изображения в составе мемов несут смысловую нагрузку и становятся своеобразной эмблемой, опознавательным знаком творческого сообщества: портреты Леонардо да Винчи, Александра Сергеевича Пушкина становятся символами представителей то или иной творческой профессии. Привычки и особенности быта «человека творящего» объективируются в вербальной части мемов. Это определяет их ключевые черты: диалогичность, акцентуализацию привычного, акцентуализацию нестандартных способностей «человека творящего», выделенные авторами статьи.
В статье рассматривается возможная мотивация создания интернет-мемов «человеком творящим». Авторы приходят к выводу о том, что одна из основных целей создания мемов – комический эффект. Кроме того, мемы служат своеобразными маркерами определенных сообществ творческих людей. С одной стороны, эта особенность объединяет всех пользователей Сети, которые могут назвать себя «человеком творящим», с другой – ограничивает сообщества от пользователей, не входящих в сообщество творческих людей. Иными словами, мемы являются эффективным средством коммуникации между творческими людьми, сохраняющим их право на самовыражение и языковую игру, а также на создание собственного профессионального сообщества в Сети.
НЕОЛОГИЗМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЕВРОПЕЙСКОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКОГРАФИИ (НА МАТЕРИАЛЕ НЕМЕЦКОГО И ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКОВ)
УДК: 81‘272
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Флёра Яхиятовна Хабибуллина ; Светлана Владимировна Агачева ;
Обновление словарного состава любого языка имеет непрерывный характер, так как развитие общества отражается в лексике, а изменения в составе языка приводят к лексическим инновациям. Значительные перемены в политической жизни государств мира в конце ХХ – начале ХХI вв. предопределили появле-ние большого количества неологизмов во многих языках. Франко-германская ось является фундаменто-образующей в Европейском Союзе. Германия и Франция как лидеры евроинтеграции аккумулируют
и продуцируют лексические инновации, которые способны в полной мере отразить современный поли-тический пейзаж, обусловленный как внутренними, так и внешними событиями, реформами, миграцион-ным и экономическим кризисом, борьбой с терроризмом и международной преступностью, организацией новых политических и военных союзов, с защитой прав человека и многими другими факторами политической жизни современной Европы и мира. Этим объясняется появление словарей новых слов, а также издание ежегодных списков-дополнений неологизмов к классическим словарям. Цель данной статьи заключается
в проведении сравнительно-сопоставительного анализа словарей политических неологизмов немецкого
и французского языков, выявлении наиболее характерных тенденций в их словарном составе, установление общего и специфического в образовании неологизмов в политической сфере. Объектом исследования выступают политические неологизмы, представленные в одно- и двуязычных словарях, предметом –
способы образования новых лексических единиц в политическом секторе сопоставляемых языков.
Материалом для исследования послужили политические неологизмы, отобранные методом сплошной выборки из словаря Д. Штеффенс и О. А. Никитиной «Немецко-русский словарь неологизмов», а также словарей Le Petit Robert, Le Petit Larousse, La Toupie на французском языке. В статье применяются срав-нительно-сопоставительный, лексикографический, компонентный, словообразовательный анализы.
Рассмотрены основные способы образования новых слов в сфере политики: семантический, словообра-зовательный и заимствование. Неологизмы распределены по лексико-семантическим группам, выража-ющим два основных концепта политического дискурса: «власть» и «политик». Выявлены продуктивные способы обогащения политического вокабуляра в исследуемых языках. Установлено, что наиболее рас-пространенными приемами образования неологизмов во французском и немецком языках являются суф-фиксация, префиксация, словосложение, телескопия, в меньшей степени аббревиация. Исследованный материал может быть использован при чтении теоретических курсов и проведении семинарских занятий по лексикологии, сравнительной типологии, страноведению, теории и практике перевода и так далее.
XXIV МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СЛАВЯНСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА И СОВРЕМЕННЫЙ МИР. ОТЧИЙ ДОМ, МАЛАЯ РОДИНА, РОДНАЯ СТРАНА: МНОГООБРАЗИЕ ФОЛЬКЛОРНЫХ ТРАДИЦИЙ РОССИИ»
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Варвара Евгеньевна Добровольская; Татьяна Аркадьевна Золотова ;
Государственный Российский дом народного творчества имени В. Д. Поленова Министерства культуры Российской Федерации, Марийский государственный университет и Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-досуговой деятельности совместно с Министерством культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл и Марийским научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории имени В. М. Васильева провел 22–24 мая 2019 г. в г. Йошкар-Оле XXIV Международную научную конференцию «Славянская традиционная культура и современный мир. Отчий дом, малая Родина, родная страна: многообразие фольклорных традиций России».