ВЕСТНИК 4(24) 2016

Название:
ВЕСТНИК 4(24) 2016
Номер:
24
Год:
2016
Дата публикации на сайте:
2016-12-26 15:21:12
Полный журнал в PDF:
АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК»
УДК: УДК 378:004
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Юрьевна Балалаева ;
Целью статьи является анализ сущности понятия «электронный учебник» в динамике его разви-тия в педагогической теории и практике. Подходы к пониманию понятия «электронный учеб-ник», вошедшего в обиход в постсоветском научном континууме в конце 1990-х годов, харак-теризуются значительной вариативностью в определении его содержания и объема. Диапазон мнений относительно его сущности достаточно широк и колеблется от отождествления с про-стым электронным аналогом печатного издания до сложных систем на основе искусственного интеллекта. Проблемы дефиниции обусловлены как относительной новизной, так и сложностью природы самого понятия, поскольку до сих пор остаются предметом научных дискуссий такие вопросы, как: место электронных учебников в системе средств обучения, теоретические основы проектирования их содержания и структуры, характерные признаки, дидактический потенциал, функции в учебном процессе. В статье рассматриваются различные подходы современных исследователей к пониманию сущности данного понятия, прослеживается его эволюция от педагогического программного средства, дополняющего традиционные учебные издания, до самостоятельного средства обучения комплексного назначения. На основе анализа наиболее известных дефиниций, предложено определение электронного учебника как электронного из-дания, которое в систематизированном виде воспроизводит содержание учебной дисциплины в соответствии с официально утвержденной учебной программой и требованиями дидактики и не может быть трансформировано в печатный аналог без утраты дидактических свойств. Вместе с тем, разработка и внедрение электронных учебников в практику обучения находятся в процессе динамичного развития, поэтому дидактический смысл этого понятия постоянно уточняется и конкретизируется, оставляя вопрос о дефиниции открытым.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
УДК: УДК 378.38
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Викторовна Бахтина ;
Профессиональное образование в современных условиях ориентируется на подготовку специа-листа, владеющего своей профессией и ключевыми компетенциями, готового к профессиональ-ной мобильности. В статье сопоставляются толкования понятий «компетенция», «компетентность», представлены результаты исследования уровня сформированности ключевых компетенций сту¬дентов Марийского государственного университета специалитета «Безопасность жизнедеятельности» и бакалавриата профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности и право» педагогического направления, которые приобретались в ходе педагогической практики. Проводится анализ динамики ключевых компетенций по группам (учебных, информационно-методи¬чес¬ких, коммуникативных, организационных, социально-значимых), по курсам, по годам обучения. В качестве инструментария исследования использовалась тест-анкета, состоящая из 20 утверж-дений относительно сформированности ключевых компетенций, метод самооценки, количест-венная и качественная обработка результатов. Было выявлено, что выше всего студенты у себя оценивают умение свободно работать с электронной информацией, умение устанавливать кон-такт с обучающимися и учителями, умение работать в команде. Менее сформированы умения использовать технологию изучения и обобщения педагогического опыта, умение отбирать и применять методы педагогического исследования, умение выступать перед публикой. Также были выявлены проблемы, с которыми студенты сталкиваются во время педагогической прак-тики. В результате исследования делаются выводы о целесообразности компетентностного подхода в профессиональном образовании и проблемах его реализации.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК: УДК 378.17
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Сергеевна Зимина ; Светлана Асановна Мухина ;
Статья посвящена актуальной проблеме организации здорового образа жизни в образовательном учреждении. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы показана незавершенность педагогического истолкования понятий «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая деятельность». Качественные условия здoровьесбе¬регающей среды во многом определяют эффективность и качество результатов работы образовательного учреждения в целом и необходимость систематизации знаний о сущности здoровьесберегающей образовательной среды и ее роли в развитии личности.
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК: УДК 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Валентина Александровна Комелина ;
Статья посвящена исследованию сущности и содержания такого понятия, как «конкурен¬то-способность личности». Феномен конкурентоспособности относится к числу наименее иссле-дованных как в психолого-педагогической, экономико-управленческой, так и в философской, со¬циологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. В ходе проведенного исследования феноменологии конкурентоспособности авторы статьи показывают, что в настоящее время в научной литературе не существует единой обще-приз¬нанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Установлено, что природа конкуренции и феноменология конкурентоспособности привлекает внимание и становится предметом изучения представителей различных наук: социальной антропологии, педагогического менеджмента, образовательной психологии, экономики знаний, менеджмента персонала и других. Дается биологическая, биофи-лософская, социологическая, социально-философская, социально-управленческая, психоло¬ги-чес¬кая, педагогическая, политэкономическая, предпринимательская интерпретация сущности данного понятия. Выявлены истоки понимания конкурентоспособности личности как система-тизирую¬щего фактора развития общества вообще и образовательного процесса в частности, которые следует искать в особенностях видообразовательных процессов, таксономической ди-вергенции и эволюционном развитии человека как биологического вида и как носителя куль-туры, т. е. в его природе.
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
УДК: УДК 330.1:37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кунаш Аскеровна Мамедова ;
Статья посвящена рассмотрению конкурентных отношений на рынке образовательных ресурсов. Отмечено, что под ними следует понимать свойство отношений, позволяющее наравне конкури-ровать при прочих равных условиях. Выявлено, что целью конкурентных отноше¬ний на рынке образовательных ресурсов является выполнение социальной функции образования. Выявлено, что вуз вступает в ресурсный обмен и конкурентные отношения с госу¬дарством, обществом, потребителями, сотрудниками вуза и бизнес-партнерами.
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
УДК: УДК 330.1:37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кунаш Аскеровна Мамедова ;
Статья посвящена рассмотрению конкурентных отношений на рынке образовательных ресурсов. Отмечено, что под ними следует понимать свойство отношений, позволяющее наравне конкури-ровать при прочих равных условиях. Выявлено, что целью конкурентных отноше¬ний на рынке образовательных ресурсов является выполнение социальной функции образования. Выявлено, что вуз вступает в ресурсный обмен и конкурентные отношения с госу¬дарством, обществом, потребителями, сотрудниками вуза и бизнес-партнерами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УДК: УДК 37.016:796-057.87
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Тимофеевич Николаев ;
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что проведение биоимпендансного анализа компонентов состава массы тела (БИА) и тестирование физической подготовленности двигательными тестами студенток в педагогическом процессе физического воспитания способствует у них индивидуализации двигательной нагрузки и формированию самоустановки на коррекцию телосложения, а также повышению физической работоспособности и стремлению к регулярной двигательной активности. Цель статьи заключается в исследовании и разработке педагогической технологии учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе на основе биоимпендансного анализа компонентов состава массы тела и определения физической подго-товленности двигательными тестами у студенток. Основным методом диагностики является биоимпедансометрия, позволяющая определить биоэлектрические показатели и компоненты со-ставы массы тела у занимающихся и тестирования двигательными нагрузками уровней развития основных физических качеств. Особенности телосложения являются базовой составляющей формирования показателей общей и специальной работоспособности в спорте и фитнесе. Наряду с этим, телосложение изменяется под воздействием специфики тренировочных нагрузок и повы-шением физической и функциональной подготовленности занимающихся, поэтому сведения о компонентах состава массы тела позволяют индивидуализировать физическую нагрузку на учебно-тренировочных занятиях с использованием различных физических упражнений и ви-дов спорта. Студентки с более высокими значениями биоэлектрических показателей (фазового угла, реактивного сопротивления), активной клеточной массы (АКМ) и процентной доли ак-тивной клеточной массы преобладают в физической и функциональной подготовленности по сравнению со студентками, обладающими низкими данными. Полученные различия статисти-чески значимые (Р < 0,05). Реакция сердечно-сосудистой системы у них так же статистически значимо ниже (Р < 0,05) во время беговой нагрузки в аэробном режиме энергообеспечения. Практическая значимость статьи заключается в оптимизации учебно-тренировочного процесса фитнес-направленности по дисциплине «Физическая культура» и при занятии спортом; приобре-тении навыков занимающихся определения баланса между поступлением энергии в процессе приема пищи и ее расходом при двигательной активности.
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Борисовна Таренко ;
В ходе педагогического взаимодействия, которое существует как особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, происходит взаимное обогащение ин-теллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса. Цель личностно ориентированного педагогического взаимодействия – конструирование благоприятных условий, содействие в личностном развитии обучающегося, формировании у него нравственных ориентаций. Личностно ориентированное взаимодействие педагога со студентами является основой для формирования аналитических умений студентов, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. В статье рассматриваются особенности использования информационных технологий для организации личностно-ориентированного обучения на основе метода проектов, позволяющего повысить эффективность учебного процесса, уровень сформированности аналитических навыков, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. Информационные технологии способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение студентов в образовательный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих обучающихся. Это активизирует развитие навыков самообучения, определенную гра-мотность при работе с источниками информации, что в дальнейшем является необходимым условием для профессионального роста будущего специалиста.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК: УДК 377.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Сергеевич Чибаков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена актуальной социально-педагогической проблеме: развитию познавательной активности учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. Представ-лен краткий анализ эволюции педагогических взглядов на понятия «активность» и «познава-тельная активность», начиная с 20-х годов ХХ века. Названы ведущие ученые, исследовавшие активность личности в обучении, и основные периоды формирования взглядов на изучаемую проблему. Раскры¬та сущность дидактического принципа активности как показателя реализации других принципов обучения. Показана взаимосвязь между понятиями «активность» и «деятель-ность», «активность» и «самостоятельность», а также суть процесса активизации познавательной деятельности учащихся. Обоснован взгляд на активность как системообразующее качество развития личности. Выделено триединое начало активности личности в профессиональном обучении: активность как социальное качество, учебно-познавательная активность, познава-тельно-ком¬му¬никативная активность в конкретной предметной области. Определены факторы, обеспечивающие успешное развитие актив¬ной личности в условиях профессионального обуче-ния квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Установлен источник позна-вательной активности – учебные противоречия. С целью диагностики развития познавательной активности личности обособлены процессуальные и результативные критерии. Разработана ме-тодика оценки развития познавательной активности учащихся, овладевающих рабочими профес-сиями и специальностями.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
УДК: УДК 371.134
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Алексеевна Юкина ; Ирина Владимировна Вострикова ; Людмила Григорьевна Филиппова ;
Динамизм экономического развития общества требует всестороннего профессионализма от вы-пускников вузов. Качества, определяемые как раз компетенциями, необходимо развивать парал-лельно с общей профессиональной подготовкой. Уже в старших классах ученики школы могут владеть вполне устойчивыми компетенциями, которые лишь нуждаются в «огранке». В этом смысле, проектная деятельность, начинающаяся в школе и продолжаемая в вузе, позволит молодому человеку получить необходимый ему практический опыт в реализации своих идей, задумок, повысить свою конкурентоспособность, стать успешным и достойным представителем общества. Выполнение проектов помогает приобрести нужные компетенции совсем иного, более высокого качества.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗИЦИЙ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
УДК: УДК 159.9:81
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Владимирович Маланов ; Лилия Хафизовна Хабибрахманова ;
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русскоязычного высказывания (предложения). Получены эмпирические данные, подтверждающие гипотезы о том, что эффективность трансляции семантического содер-жания описательного текста зависит от позиций, занимаемых членами предложения, а также от позиций высказываний (предложений) в составе текста.
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ ЛЕКСЕМ С ФОНОСЕМАНТИКОЙ (ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НА МАТЕРИАЛЕ ОСНОВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ)
УДК: УДК 81’37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альмира Рашидовна Ахмедзянова ;
Статья посвящена важной проблеме межкультурной коммуникации – верному подбору экви-валентов лексем в разных языках. Автор анализирует особенности семантики лексем со значе-нием звука в синхроническом и диахроническом аспектах, подходя к материалу исследования с позиций лингвокультурологии, семасиологии, когнитивной лингвистики. Исследование имеет целью выявить и охарактеризовать общие и частные черты в семантике звука. Внимание автора направлено на единицы со значением видов звука и характеристик (признаков) звука в русском, английском, французском и немецком языках. Эти языки объединены под названием основных европейских, поскольку все они используются в процессе международного общения, успешно коррелируют и входят в число самых изучаемых в мире иностранных языков. Для успешной межкультурной коммуникации важно знать об уникальных признаках языковых картин мира, лингвокультур. Умение сопоставлять психологические реалии с фактами языка в различных коммуникативных ситуациях, как правило, обеспечивает установление контакта и делает процесс межкультурного общения доступным многим. Данное исследование позволило выявить специфические особенности образования внутрисловных метафор звука в каждой из лингвокультур. Одним из результатов работы было составление комментированного словника, материалы которого могут использоваться при самостоятельном изучении европейских языков, а также при преподавании русского языка как иностранного.
К ВОПРОСУ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕЧАТИ ПФО)
УДК: УДК 070(470.4)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алина Владимировна Барсукова ;
В рамках многонационального государства есть необходимость популяризации культуры толе-рантности, взаимоуважения и межэтнического диалога. В связи с этим увеличивается роль прессы, способствующая гармонизации межэтнических отношений. Экстремизм, расизм, ксено-фобия, как показывает исторический опыт, могут привести к конфликтам, народным трагедиям и, в конечном счете, катастрофам. Современная система средств массовой информации создает условия для полноценного взаимодействия журналиста и его аудитории – зрителей, слушателей, читателей. Говоря об основных задачах СМИ, стоит отметить, что они не только информируют аудиторию, формируя те или иные идеалы, но и манипулируют общественным сознанием. Однако, с одной стороны, средства массовой информации – это важный политико-пра¬вовой институт, являющийся зеркалом интересов каких-либо политических сил (политическая партия или организация, промышленная структура и т. п.), но при этом не всегда заинтересованный в консолидации и стабильности как в стране, так и в ее отдельных субъектах. С другой стороны, тенденция роста роли средств массовой информации в условиях процесса глобализации общества происходит в обстановке обострения межнациональных и этнических отношений. Распад СССР, обострение межэт¬нических противоречий на постсоветском пространстве, в том числе и в Российской Федерации, обусловили проблему беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим последние исследования российской прессы фиксируют увеличение публикаций в центральных и региональных СМИ на тему межна¬циональных отношений в стране. В статье рассмотрены вопросы этнокультурного диалога в средствах массовой информации Приволжского федерального округа и актуальности межкультурной коммуникации.
ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»
УДК: УДК 821.161.1Лесков
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Березина ;
Целью данного исследования является рассмотрение женских образов в антинигилистическом романе Н. С. Лескова «На ножах». Влияние нигилистических учений, завладевших умами совре-менников, особенно на русских женщин, в которых Н. С. Лесков видел хранительниц народной нравственности, очень беспокоило писателя. Изучение публицистического и литературно-ху-дожест¬венного наследия Н. Лескова позволяет говорить о том, что, согласно его мировоззрению, сфера дома – основная в жизни женщины, а семья оценивается как значительное явление общественной и личной жизни человека. Совершенный, с точки зрения Н. С. Лескова, образ женщины дан им в антинигилистических романах – это был ответ нигилистам с их взглядами на женщину как на эмансипированную личность нового формата. В данном смысле Н. Лесков следует традиции современных ему писателей-антинигилистов, в чьих произведениях положительные героини выступают в роли обывательниц, для которых приоритетными являются дом и быт, а положительность или отрицательность героинь проявляется в их способности или неспособности к семейной жизни и материнству. Представив в романе три типа женщин – обыкновенных, страстных и «на перепутье», писатель утверждает идеальный, с его точки зрения, образ женщины, с которым он связывает концепцию духовного человека и христианскую идею спасения человека.
АВТОРСКОЕ ДВОЕМИРИЕ (ОБОСНОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОНЯТИЯ)
УДК: УДК 82.0
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов ;
В статье обосновывается терминологический статус понятия «авторское двоемирие», утверж¬да-ется идея семантического наполнения отдельного термина в определенном терминологическом поле, в концептуальном терминологическом единстве.
МЕТОДОЛОГИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ АРХЕТИПА РЕЛИКТОВЫХ ГИДРОНИМОВ
УДК: УДК 413.11
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Куклин ;
В статье охарактеризованы лишь наиболее типичные ошибки, встречающиеся в работах ученых-лингвистов, краеведов-географов и историков, в применении методов исследования и приемов интерпретации при анализе архетипа реликтовых гидролексем.
ТУРКМЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ШВЕДСКО-РУССКОГО ЭТНОГРАФА-МУЗЫКОВЕДА В. Н. ГАРТЕВЕЛЬДА (К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМЕ)
УДК: УДК 398.21.81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мурадгелди Соегов ;
Данная статья посвящена описанию книги В. Н. Гартевельда, изданной в 1914 году под названием «Среди сыпучих песков и отрубленных голов», с точки зрения отражения в ней образцов туркменского устного и музыкального фольклора, которые были записаны автором данного издания из уст исполнителей-музыкантов и сказителей в 1913 году в Закаспийской области. Он был приглашен в гости в дом туркмена-старейшины аула Кеши под Ашхабадом, где устро-или специально для него концерт с участием местных исполнителей. Наряду с этим он встре-тился еще туркменскими певцами в Ашхабаде. Кроме фольклорных материалов, данная книга содержит также ценные данные, характеризующие национальный менталитет туркменского народа. Так, например, по его утверждению, туркмен гостеприимен, честен, правдив, самолюбив и в высшей степени горд. Туркменские женщины возделывают самые красивые, прочные и ценные ковры. Автор книги утверждает, что он никогда не видал и даже не предполагал возможности существования лошадей такой красоты, какой увидел в ашхабадской конюшне. В книге пред-ставлены тексты народной песни о взятии Геок-тепе и одной народной сказки, которые приво-дятся в приложении к настоящей статье. Указывается на серьезные ошибки (искажения), допущенные автором книги при передаче на русский язык туркменских личных имен и некоторых других слов-реалий. При этом попутно ставятся отдельные вопросы так называемого индивидуально-психологического мультикультурализма. По мнению автора статьи, коллективный (социальный) мультикультурализм в идеале должен состоят из совокупности индивидуально-психоло¬ги¬чес¬кого мультикультурализма членов того или иного социума.
СОЦИАЛЬНОЕ И ПРИРОДНОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
УДК: УДК 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Геннадьевна Чеснокова ;
Рассмотрены произведения А. И. Куприна, которые вошли в Полесский цикл: «Лесная глушь», «На глухарей», «Олеся» с точки зрения социального и природного. Определена тематика, об¬раз-ная система, функция природы в этих произведениях.
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКОВОГО СТАТУСА МЕЖДОМЕТИЯ
УДК: УДК 81-13
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Михайловна Шкапенко ;
В статье предпринимается попытка анализа знаковой сущности междометий в синхронической и диахронической перспективе. Объектом анализа становятся взгляды различных ученых на специ¬фику междометий в свете семиотической теории языка. Особое внимание обращается на присутст¬вующее во многих работах противоречие между утверждением о необоснованности отнесения междометий к знаковым единицам и одновременной констатацией их статуса знаков или сигналов. На основе анализа дефиниций слов «знак» и «сигнал», представленных в толковых словарях и в работах философов и психологов, устанавливаются причины наблюдаемых противоречий. К ним относится разница между обыденным представлением о сущности знака и пониманием слова как знаковой единицы в рамках семиотического подхода. В ненаучном представлении «знаковость» интеръективов более ощутима, нежели описанная семиотиками знаковая природа семантически полноценных слов. К ингерентным признакам интеръективного знака относятся краткость, морфологическая неизменность, сочетание с паралингвистическими средствами (просодия, интонация, мимика и жесты). С точки зрения произносящего интеръектив является кратким и удобным отражением его внутреннего состояния, а по отношению к адресату – сигналом о его возникновении. С семиогенетической точки зрения различные классы междометий представляют собой различные этапы становления языка. Первичные эмотивные междометия характерны для досемиотического этапа; ономатопеи – представляют собой первые иконические знаки, имеющие внешнюю референцию; побудительные междометия – первые попытки образования знаков-символов.
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УКОРЕНЯЕМОСТИ МИКРОПОБЕГОВ ЗЕМЛЯНИКИ САДОВОЙ В КУЛЬТУРЕ IN VITRO
УДК: 634.75
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Марина Геннадьевна Маркова; Елена Николаевна Сомова ;
Укоренение земляники садовой в культуре in vitro зависит от физических условий культивирования, сортовых особенностей и проходит без особых трудностей, но ускорение процесса ризогенеза с сокращением этапа укоренения представляет большой интерес. В статье приведены результаты исследований по совместному влиянию регулятора роста НВ-101, добавленного в питательную среду перед автоклавированием, а также комбинированного освещения (красный, синий, белый свет) на ризогенез микропобегов земляники в культуре in vitrо. Цель работы – изучить влияние спектрального состава света и регулятора роста НВ-101 на ризогенез земляники садовой в условиях in vitro. Влияние регулятора роста НВ-101 изучено путем добавления его в питательную среду Мурасиге-Скуга на этапе укоренения при совместном применении традиционного ауксина индолилмасляной кислоты (ИМК). Микрорастения земляники культивировались под светодиодными облучателями с соотношением в спектре красного, синего и белого света 2:1:1, 1:1:1, 1:2:0 соответственно, контрольным был люминесцентный облучатель с лампами белого света. Добавление регулятора роста НВ-101 в питательную среду в дозе 50 мкл/л в целом способствовало существенному увеличению укореняемости микропобегов земляники. Светодиодные облучательные установки различного спектрального состава, в сравнении с люминесцентным, также способствовали значительному увеличению укореняемости микропобегов и улучшению корневой системы микрорастений. Установлено, что совместное применение регулятора роста НВ-101 и светодиодных установок с соотношением в спектре красного, синего и белого света 2:1:1 и 1:1:1 соответственно привело к 100 %-й укореняемости микропобегов земляники и сокращению этапа укоренения на 10 дней.
РЕПРОДУКТИВНЫE КАЧЕСТВА СВИНОМАТОК КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ С ЙОРКШИРАМИ
УДК: 636.4:636.082.265
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Рафаил Агзамович Файзуллин ; Марат Ринатович Сайфутдинов ;
Целью исследований было изучение репродук-тивных качеств свиноматок крупной белой поро-ды при скрещивании с хряками породы йоркшир. Для проведения исследований были сформированы 2 группы маток по 15 голов в каждой по принципу аналогов с учетом происхождения, живой массы и возраста. Свиноматок в возрасте 12 месяцев при живой массе 130–140 кг покрывали вручную хряками-производителями крупной белой породы и породы йоркшир. Воспроизводитель¬ные качества свиноматок крупной белой породы оценивали по многоплодию, массе гнезда в 21 день, массе гнезда в 2 месяца, количеству поро-сят в 2 месяца и сохранности поросят. По данным репродуктивных качеств маток был вычислен комплексный показатель воспроизводительных качеств (КПВК). В ходе исследований было выявлено, что матки крупной белой породы как при чистопородном разведении, так и при скрещивании с хряками породы йоркшир имели практически одинаковые показатели по многоплодию, коли-честву поросят в 2 месяца и сохранности поросят. Однако свиноматки сочетания (КБ × Й) отличались от сверстниц сочетания (КБ × КБ) наиболее высокими показателями по массе гнезда как при рождении поросят, так и при их отъеме в 2 месяца. При этом разница между вышеупомянутыми сочетаниями по массе гнезда при рождении составила  1,04 кг (P > 0,99), а по массе гнезда в 2 месяца  7,14 кг (P > 0,90). Разница между сочетаниями (КБ × Й) и (КБ × КБ) по коэффици-ентам вариации репродуктивных качеств соста-вила: по многоплодию  3,11 %, массе гнезда в 2 месяца  6,76 %, по сохранности поросят  на 7,04 %. Разница по КПВК между матками крупной белой породы при сочетаниях: (КБ × Й) и (КБ × КБ) составила  3,16 баллов (P < 0,90), в пользу сочетания (КБ × Й).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА
УДК: 37.013.77
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анжелика Викторовна Гут; Анжелика Викторовна Гут;
Введение. В работе рассматривается актуальность формирования психолого-педагогической компетент- ности тренеров (спортивных педагогов), связанной с особенностями и рисками тренерской работы. Работа тренера в современных условиях определяется новым статусом: востребованность спортивных педагогов обретает социальный масштаб в рамках программ оздоровления населения, в рамках организации здоро- вого досуга молодежи, в рамках формирования новых ценностей и жизненных приоритетов подрастаю- щего поколения. Эта потребность зафиксирована во всех государственных образовательных стандартах в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Цель. Рассмотреть и сравнить процесс раз- вития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, информационных и развивающих умений студентов направления «Физическая культура» Поволжской академии физиче- ской культуры, спорта и туризма как основы формирования психолого-педагогической компетентности. Материалы и методы: анализ результатов анкетирования студентов 1 и 4 курсов направления «Физиче- ская культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, а также анализ экспертной оценки преподавателей академии и работодателей (учителей общеобразовательных и тренеров спортивных школ, за которыми студенты были закреплены на практике). Результаты исследования. Исследование демонстрирует положительную динамику развития по большинству показателей. Наблюдается качественный рост по показателям: проективные и прогностические умения; студенты подчеркивают необходимость развития проективных навыков как первичного показателя профессиональной зрелости молодых педагогов; рефлексивные и организаторские умения; эти умения являются показателями внутриличностного разви- тия, в том числе развития коммуникативных навыков; информационные и развивающие умения; разви- тию этих умений способствует насыщенность Поволжской академии электронно-информационными ре- сурсами; аналитические умения и оперативность знаний; эти умения связаны с научно-теоретической деятельностью, и наибольшее развитие получают при обучении в магистратуре. Заключение. Исследо- вание подтверждает практическую направленность бакалавриата по направлению «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Также наблюдается высокая потребность в дисциплинах психолого-педагогического профиля. Общим выводом является то, что вуз закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности.
ЯРОВОЕ ТРИТИКАЛЕ – ПЕРСПЕКТИВНАЯ КУЛЬТУРА ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
УДК: 631.52.11;633.15
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Юрий Алексеевич Лапшин ; Владимир Алексеевич Максимов; Римма Ивановна Золотарева;
Одним из наиболее доступных путей стабилизации объемов производства фуражного зерна на северо- востоке европейской территории России является расширение видового и сортового разнообразия зер- нофуражных культур, в частности, посредством увеличения посевных площадей тритикале. Изучение зерновой продуктивности сортов ярового тритикале, в зависимости от уровня минерального удобрения, проводили в Марийском НИИСХ – филиале ФГБНУ ФАНЦ Северо-Востока в двухфакторном опыте: Фактор А – сoрт ярoвoго тритикaле: Рoвня (St), Саур, Хайкар, Доброе, Заозерье. Фактор В – минераль- ные удoбрения: Контроль (без удобрений), N30P30K30, N60P60K60, N90P60K60. Испытуемые сорта способны формировать высокую урожайность зерна и общей биомассы. С увеличением нормы внесения минеральных удобрений увеличивалась продолжительности периода вегетации. Наиболее позднеспелыми были сорта Доброе и Заозерье. Сорта Саур, Доброе и Хайкар обеспечивали практически одинаковый уровень уро- жайности на фоне основного внесения N60P60K60 и N90P60K60, достоверной прибавки урожайности зерна (НСР05 - 0,21т/га) от увеличения дозы азота не выявлено. Урожайность составила соответственно у сорта Саур – 4,74 и 4,69 т/га, Доброе – 5,02 и 5,03 т/га, Хайкар – 5,34 и 5,36 т/га. Сорт Ровня (St) по урожайно- сти зерна не уступал всем испытуемым сортам только лишь на неудобренном фоне. Эффективность ми- неральных удобрений на сортах Заозерье и Саур была выше при применении их в дозе N60P60K60. Макси- мальная урожайность 5,47 т/га была сформирована растениями сорта Заозерье, прибавка по отношению к варианту без применения удобрений составила 0,66 т/га, или 13,7 %. Наибольшая окупаемость мине- ральных удобрений прибавкой урожая выявлена в двух вариантах опыта – при возделывании сортов три- тикале Доброе и Хайкар на фоне основного внесения удобрений в дозе N60P60K60 и составила 5,6 и 5,7 кг соответственно.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Светлана Николаевна Федорова;
В статье рассматривается проблема оценки эффективности адаптивной системы обучения, характеризующейся приспособлением к конкретным условиям процесса обучения в зависимости от кри- териев, направленных на совершенствование и улучшение качества обучения. Цель данной статьи – теоретическое обоснование алгоритма использования диагностического инструментария для оценки эф- фективности адаптивной системы математической подготовки студентов в условиях электронной ИОС вуза. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рас- сматривались вопросы диагностики и оценки уровня математической подготовки студентов в ада- птивных системах обучения с использованием информационно-коммуникационных средств. В иссле- довании были использованы теоретические, эмпирические и математические методы. Результаты исследования. Система оценки эффективности адаптивной системы математической подготовки студен- тов представлена нормативно-организационными, психолого-педагогическими, программно-техничес- кими, коммуникативными, кадровыми критериями. Каждый критерий был раскрыт через конкретные показатели, которые в дальнейшем измерялись и оценивались. Для ранжирования выделенных групп критериев / непосредственно самих критериев в группе / соответствующих критериям параметров в раз- работанном диагностическом инструментарии был использован метод анализа иерархий (МАИ) Саати. Заключение. Разработанный диагностический инструментарий позволяет проводить мониторинг резуль- тативности математической подготовки студентов вуза в контексте электронного обучения. Рационально выстроенная диагностика результативности математической подготовки в рамках разработанной модели ориентирована на улучшение учебного процесса путем определения пробелов в математической подготовке студентов и дальнейшей коррекции процесса обучения.
РЕТРОСПЕКТИВЫ ИСТОРИЧЕСКИХ ПАРАЛЛЕЛЕЙ ЭВОЛЮЦИИ КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
УДК: 947(47):34
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олег Анатольевич Липатов;
Введение. Государственные перевороты в начале и в конце XX в. в российском государстве в обоих слу-чаях формировали новую историческую реальность. В условиях разрушения старого и становления но-вого обществ формировались подходы к обеспечению безопасности государства. В статье рассматри-ваются исторические условия формирования подходов к пониманию концептуальной и нормативной со-ставляющих содержания обеспечения национальной безопасности в периоды государственных перево-ротов в начале XX в. и в 90-е гг. XX века. Цель: сравнение сложившихся ситуаций, политических кон-фликтов, движущих сил преобразований, последствий и их влияния на формирование концептуальных основ национальной безопасности. Материалы и методы. В работе использованы нормативные акты, касающиеся вопросов обеспечения безопасности в периоды революционных преобразований начала XIX и в период начала 90-х гг. XX века. В статье использованы общенаучные методы (описание) и спе-циально-исторические (историко-сравнительный). Результаты исследования, обсуждения. Изменение экономического и политического укладов страны в результате политических катаклизмов влечет за со-бой формирование нового понимания объектов обеспечения безопасности. Вместе с тем переход к новой системе обеспечения безопасности государства базируется на научном и кадровом потенциалах преды-дущей эпохи. Заключение. Таким образом, на составляющих национальной безопасности значительное влияние оказывают традиции понимания безопасности, носителями которых являются специалисты, осуществляющие подготовку кадрового состава соответствующих органов исполнительной власти и особенности экономики государства.
Региональный рынок молока и молочной продукции: тенденции, факторы и направления развития
УДК: 339.138:637.12/14
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Владимировна Решеткина; Ольга Анатольевна Столярова; Светлана Николаевна Алексеева; Александр Александрович Иванов;
Ведение. Проблема обеспечения населения молоком и молочными продуктами остается актуальной на сегодняшний день. Целью исследований является анализ рынка молока и молочной продукции в Пензенской области, основных проблем его развития и предложение основных направлений функ-ционирования. Методы исследования – монографический, экономико-статистический, абстрактно-логи-ческий, балансовый, метод анализа. Авторами проанализирована степень самообеспеченности региона молоком и молочной продукцией, а также рассмотрен ряд причин, которые оказывают негативное влия-ние на развитие рынка молока и молочной продукции. Среди них можно выделить: сокращение числен-ности поголовья коров в сельскохозяйственных организациях и личных подсобных хозяйствах населе-ния, отсутствие взаимовыгодных отношений между сельскохозяйственными товаропроизводителями молока-сырья и перерабатывающими организациями, снижение покупательской способности население и так далее. В процессе исследования проводился анализ обеспечения молокоперерабатывающих пред-приятий сырьем. Аргументируется идея о том, что для удовлетворения населения достаточным объемом молочных продуктов необходимо достичь соответствия между объемами производства молока-сырья и производственными мощностями перерабатывающих предприятий. По мнению авторов, для повышения эффективности молочного скотоводства должны реализовываться экономически значимые федеральные и региональные программы по развитию этой отрасли. В Пензенской области молочное скотоводство должно быть инвестиционно привлекательным, а для этого в регионе благодаря компании «Русмолко» строятся современные крупные молочно-товарные комплексы замкнутого цикла. На таких молочных комплексах не только увеличивается валовое производство молока, но и создаются условия для первич-ной обработки молока, что повышает качество сырья. Перерабатывающие предприятия региона в усло-виях высокой конкуренции расширяют ассортимент производимой конечной продукции для сохранения своих позиций на рынке молока и молочной продукции. В Пензенской области крупным перерабатыва-ющим предприятием является ОАО «Молочный комбинат «Пензенский». Выводы. Авторами сделан вы-вод о совершенствовании ценообразования на реализуемое сырье. Перерабатывающие предприятия должны закупать молоко-сырье по ценам, способствующим повышению доходности товаропроизводителя и обеспечить уровень рентабельности производства молока на уровне 55−60 %.
Контрольная деятельность налоговых органов Марий Эл в 2019−2021 гг. в контексте концепции открытости
УДК: 332
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Рамзия Кавиевна Шакирова;
Введение. Эпоха информационного общества предъявляет высокие требования к полноте и качеству доступной информации. Решение задач, связанных с эффективным развитием государства и общества, требует формирования моделей управления на основе активного участия гражданского об-щества и использовании механизмов общественного контроля. Совершенствование моделей реализации государственных функций в развитых странах базируется на обеспечении интересов и потребностей граждан, на взаимодействии разных субъектов общества и на росте объемов доступной и качественной информации. Для избавления от нигилизма в сфере налоговых отношений указанные меры являются особенно актуальными. Целью настоящего исследования является проведение оценки результатов кон-трольной деятельности налоговых органов в Республике Марий Эл за период с 2019 по 2021 годы в кон-тексте открытости данных Федеральной налоговой службы. Материалы и методы. В работе использо-ван классический набор общенаучных методов научного исследования, в том числе методы формальной логики и экономико-статистические методы. Основой для исследования послужили данные статистиче-ской отчетности Федеральной налоговой службы. Результаты исследования, обсуждения. Согласно данным отчетности налоговых органов РМЭ за рассматриваемый период происходило снижение количества проводимых проверок (как выездных, так и камеральных). По результатам всех выездных проверок были установлены нарушения и начислены дополнительные платежи. Удельный вес камеральных проверок, выявивших нарушения, в 2021 году составил 4,0 %. Объем доначислений по выездным проверкам в 2021 году вырос на 138 % по сравнению с 2019 годом. Заключение. Полный анализ результатов кон-трольной деятельности налоговых органов с точки зрения его эффективности затруднен в связи с недо-статочностью открытой информации. Вместе с тем, на основании открытых данных могут быть рассчи-таны показатели, отражающие общую тенденцию в сфере налогового контроля и служащие ориентиром для построения бизнес-стратегий налогоплательщиков.
Система СПО как элемент регионального экономического развития
УДК: 311
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Кимовна Швецова ; Андрей Владимирович Швецов;
Введение. В современных реалиях государство вынуждено уделять все большее внимание реальному сектору экономики. И если еще несколько лет назад экономика государства развивалась секторально, в том числе ввиду политики Центробанка по сдерживанию внутренних инвестиций. Финансовый регулятор таким способом пытался до недавнего времени бороться с инфляцией, ошибочно предполагая, что только сокращение кредитования физлиц и частного бизнеса способно удержать инфляционные процессы в установленных рамках. В настоящее время необходимо активно развивать все отрасли во взаимодействии и планировании между собой всех действий. Следует отметить, что начинать изменения в экономике необходимо с системы образования, в частности СПО. Считаем, что система среднего специального образования является важнейшим элементом подготовки специалистов среднего звена для отечественной экономики, инструментом подготовки рабочих профессий, так востребованных сейчас в нашей стране. В связи с этим возникает научная и практическая задача оценки степени влияния показателей, характеризующих состояние системы среднего профессионального образования регионов Российской Федерации на валовой региональный продукт данных субъектов. ВРП региона выбран в качестве результирующего показателя, отражающего финансово-экономическое положение регионов Российской Федерации. Цель: изучить взаимосвязи и взаимозависимости каче-ственных и количественных показателей системы СПО и социально-экономических показателей реги-онов РФ. Материалы и методы. В исследовании анализируются официальные статистические данные Росстата, применены многомерные статистические методы кластерного, корреляционного, регрессион-ного анализа и соответствующее программное обеспечение. Заключение. Следует подчеркнуть, что ре-зультаты анализа следует применять для конкретных регионов и только в рамках рассматриваемых временных диапазонов.
Отечественная экономика и финансы в период СВО
УДК: 338.2
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Владимирович Швецов ; Наталия Кимовна Швецова;
Введение. Конфигурация и структура российской экономики в настоящий момент является экспортно ориентированной, и большая доля всех денежных потоков в стране завязана на экспортные сырьевые доходы. Ситуация усугубляется тем, что западные страны вводят ограничения на поставки российской продукции, пытаясь в том числе искусственно ограничивать потолок цен на энергетическое сырье. Очевидно, что наше общество переживает переломный момент, решая военные, социальные и экономические задачи. Статья характеризует текущее состояние отечественной экономики и действия финансового регулятора в первой половине 2022 года, а также дает краткосрочные прогнозы, ограниченные по точности быстро развивающимися событиями. Цель: провести анализ современных тенденций развития финансово-экономической системы Российской Федерации на современном этапе с учетом внешних и внутренних факторов. Материалы и методы. В работе использованы материалы периодической печати, средств массовой информации, официальные данные о финансово-экономическом состоянии отечественной экономики в целом и ее отраслей. Результаты исследования, обсуждения. Сегодня для осуществления выгодного стране геополитического сценария есть все предпосылки. Необходим подъем экономики России посредством воплощения в жизнь парадигмы опережающего роста на основе нового технологического уклада с использованием современных инструментов управления и нового институционального устройства страны. В отечественной экономике идет перестройка логистических и финансовых потоков, принимаются важные управленческие решения, перестраивающие «сознание» бизнеса и общества в целом. Заключение. Несмотря на то, что экономика России демонстрирует высокую устойчивость в условиях гибридной войны с Западом и агрессивного санкционного давления, на всех уровнях управления и производства необходимо наращивать усилия по снижению негативных последствий в отечественной экономике.
Влияние внесения растительных жиров на вязкость сметаны
УДК: 637.053
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Лилия Маратовна Суфьянова; Татьяна Викторовна Кабанова; Елена Геннадьевна Шувалова;
Введение. В настоящее время, для того чтобы снизить стоимость молочных продуктов, производители разрабатывают молокосодержащие продукты с добавлением ингредиентов немолочного происхождения. Сметана является продуктом с высоким содержанием жира, поэтому производители не обошли ее стороной. На витринах магазина можно заметить появление продуктов под названием «сметанный продукт» или «продукт, изготовленный по технологии сметаны». Чаще всего в таких продуктах происходит частичная замена молочного жира на растительный. Впервые термин «сметанный продукт» введен ГОСТом Р 51917-2002. Сметанные продукты обладают ценными для производителей и ряда потребителей свойствами: они имеют меньшую калорийность, меньшую себестоимость, более длительные сроки годности. Однако сведений о влиянии внесения растительных жиров на реологические показатели сметанного продукта недостаточно. Исходя из вышеперечисленного, данная область исследований представляет интерес. Цель. Определение изменения вязкости сметаны и сметанного продукта в зависимости от использования заменителей молочного жира. Материалы и методы. Объектом исследования были 2 образца сметаны и 1 образец сметанного продукта с заменителями молочного жира. Вязкость продуктов исследовали на ротационном вискозиметре Брукфильда, при разных скоростях вращения шпинделя. Кроме этого, проводили сравнение образцов по кислотности и массовой доли жира. Результаты исследования. В ходе проведения исследования было выявлено, что образец сметанного продукта обладал более вязкой консистенцией, чем образцы сметаны, выработанные по ГОСТу. Данная зависимость объясняется тем, что при производстве сметанных продуктов для получения однородной смеси (состоящей из молочной составляющей и растительных жиров) также используются стабилизаторы, которые и повышают их вязкость. Выводы. По результатам проведенных экспериментов можно сделать вывод о том, что образец сметанного продукта обладал более вязкой консистенцией, по сравнению с образцами сметаны. Помимо этого, в образце сметанного продукта кислотность была ниже, что положительно сказывается на сохранности продукта.
Характеристика племенных и продуктивных качеств айрширского скота, разводимого в условиях Республики Марий Эл
УДК: 636.082
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Валерьевна Холодова;
Введение. В сложившихся условиях развития в стране животноводства для молочного скотоводства необходимы животные, не только обладающие высоким генетическим потенциалом, но и характеризующиеся высоким уровнем молочной продуктивности. Цель: изучение племенных и продуктивных качеств айрширского скота, разводимого в условиях Республики Марий Эл. Материалы и методы. Исследования были проведены в ЗАО «Марийское» Республики Марий Эл. Объект исследований – молочный скот айрширской породы. Результаты исследования, обсуждения. В настоящее время айрширский скот, разводимый в хозяйстве, чистопородный и имеет класс элита-рекорд. Стадо молодое, средний возраст коров – 3−4 отела. От одной коровы в среднем за лактацию получают 6876 кг молока с МДЖ – 4,5 %, МДБ – 3,34 %. Уровень молочной продуктивности коров превышает требования стандарта 1 класса породы по удою на 76,5 %, МДЖ – на 3,4 %, по количеству молочного жира – на 26,2 %. Коровы значительно – на 12−20 % − превышают установленный стандарт по живой массе и имеют отличный для молочного скота экстерьер. В настоящее время в стаде находятся животные, относящиеся к 5 линиям. Выше среднего уровня по стаду удой был у коров линии Урхо Еррант и О. Р. Лихтинга (7017 кг и 6930 кг). Наиболее жирномолочными были коровы линии С. Б. Командора, а белковомолочными – Сниперум SRB. В стаде продуцируют дочери, полученные от 19 быков. Производители, используемые в хозяйстве, характеризовались высоким генетическим потенциалом продуктивности. Наиболее высокие удои имели дочери Лэндскейпа. Заключение. Установлено, что айрширский скот, разводимый в условиях Республики Марий Эл, получен от высокопродуктивных предков, характеризуется отличным для молочного скота экстерьером. Уровень молочной продуктивности коров превышает требования стандарта 1 класса породы.
Диагностика тиреоидного статуса коров в зоне йодного дефицита
УДК: 619:616-07:616.4
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Альфия Рашитовна Шагеева; Ольга Анатольевна Грачева; Дина Мингалиевна Мухутдинова; Булат Фаридович Тамимдаров;
Введение. Изучена динамика функциональной активности щитовидной железы у коров, содержащихся на йоддефицитной территории РТ. Йодная недостаточность приводит к различным заболеваниям животных, к ухудшению качества животноводческой продукции, нанося значительный ущерб животноводству. В форме мономикроэлементозов данные заболевания у коров протекают редко и часто со скрытой клиникой, что затрудняет своевременную диагностику и разработку профилактических мероприятий. Наиболее часто у животных регистрируются различные полимикроэлементозы, которые характеризуются дисбалансом содержания нескольких микроэлементов. Материалы и методы. Для определения тиреоидного статуса коров нами были проведены клинические, лабораторные исследования в ряде хозяйств Арского района РТ. Изучение динамики содержания йода, тиреоидных гормонов и тиреотропина в крови проводили у 25 клинически здоровых коров голштинизированной черно-пестрой породы. Результаты исследований. При определении белковосвязанного йода в крови у коров в стойловый период установлено снижение данного показателя в зимний период с увеличением концентрации к маю. Колебания концентрации йода в крови коров отражаются на функциональной активности щитовидной железы. Наименьшая концентрация гормонов щитовидной железы наблюдается в апреле с корреляционным повышением тиреотропного гормона. Снижение функциональной активности щитовидной железы происходит за счет более активной формы тиреоидных гормонов − трийодтиронина. Снижение активности щитовидной железы совпадает со случаями появления врожденного зоба у телят.
Семенники потомства лабораторных мышей при пренатальном введении экспериментальных доз эстрогена
УДК: 637.5.04
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Лейсан Файзулловна Якупова; Эллада Константиновна Папуниди; Сергей Юрьевич Смоленцев;
Введение. На сегодняшний день весьма перспективным в мясной промышленности является производство продуктов питания из мяса кролика, которое содержит большое количество белка, незаменимые аминокислоты, витамины, минеральные вещества при низком содержании жира. Благодаря этим свойствам возрос спрос на мясо кролика, которое широко применяется в диетическом питании. Целью данной работы явилась ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя кроликов при использовании в рационе кормовой добавки «Здравур». Материалы и методы. Научно-производственный опыт был проведен на базе кролиководческой фермы на кроликах калифорнийской породы, разделенных на 2 группы по 10 голов в каждой. Продолжительность опыта − 31 день. Контрольная группа не получала кормовую добавку «Здравур», получая корма, принятые в хозяйстве. Опытная группа животных дополнительно к основному рациону получала кормовую добавку «Здравур» в дозе 2 г на 1 кг гранулированного комбикорма. После завершения опыта провели убой кроликов по 2 головы из каждой группы. Ветеринарно-санитарная экспертиза продуктов убоя включала в себя органолептическую, химическую, бактериологическую оценку продуктов убоя согласно «Правилам ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов». Результаты и обсуждение. У кроликов опытной группы было отмечено наличие более высокой массы тушки, которая была больше контроля на 231 г (11,5 %). При визуальном осмотре мяса кроликов опытной и контрольной групп отмечали хорошее обескровливание тушек. Все пробы мяса имели хорошо выраженную корочку подсыхания. После 24-часового хранения у мяса кроликов контрольной и опытной групп скорость выравнивания ямок на поверхности после надавливания пальцем была одинаковой. Содержание белка, жира, золы в мясе было больше у животных опытной группы. У животных опытной группы в сопоставлении с контролем энергетическая ценность мяса являлась более высокой (на 8,4 %). Заключение. Применение кормовой добавки для кроликов «Здравур» не вызывает патологических изменений и улучшает качество продуктов убоя по органолептическим, физико-химическим и бактериологическим показателям, что соответствует требования ГОСТа для доброкачественного мяса.
Цифровая трансформация в ресурсоснабжающих организациях
УДК: 378.1:338.24
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Александровна Филенко; Инга Владимировна Веревкина ;
Introduction. In order to meet modern energy and climate policy, energy and utility companies need to develop and create their own sustainable digital infrastructure. This will allow organizations to effectively “keep abreast” of digital platforms and services, take into account the innovations dictated by the time in their activities, and at the same time remain competitive in the service market. The purpose of the research is to study the use of digital transformation in resource-supplying organizations to improve processes, minimize costs and predict possible breakdowns. Materials and methods. The preparation of the article included the systematic approach and the analysis of material from Internet resources and publications of a number of authors, as well as practical modeling. Research results, discussion. Digital transformation in resource-supplying organizations today is a strategic goal, a tool to improve the efficiency of an organization in modern conditions, which is due to both social and technological changes in many industries. It will save resources in the implementation of investment programs, as well as provide new opportunities in the field of network infrastructure and increase business margins in companies. Conclusion. The use of digital solutions will allow companies to prepare and implement new technologies and projects in the future, increase security by reducing cyber risks, improve business processes, monitor and regulate technological installations, and increase productivity.
Институты землевладения в контексте инновационной активности и эффективности АПК
УДК: 332.2
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Полторыхина Светлана Валерьевна;
Ведение. Организация рационального и эффективного использования земельных ресурсов сельскохозяйственного назначения во многом определяется земельными отношениями, повышением уровня технологичности и ростом производственной конкуренции, что в свою очередь обуславливает последовательное развитие агропромышленного комплекса в целом. Целью данной статьи является анализ сформировавшихся и действующих на территории Российской Федерации институтов землевладения и землепользования, их оценка и определение роли в инновационных процессах развития АПК и цифровой трансформации сельского хозяйства. Материалы и методы. В рамках проведенного исследования были применены методы анализа и синтеза, системного анализа, а также историко-эволюционистские институциональные методы. Материалы собраны из официальных источников. Результаты исследования, обсуждения. Несмотря на определенность цели в развитии сельского хозяйства, существуют проблемы в формировании и функционировании институтов землевладения и землепользования. Так, в государственной и муниципальной собственности остается 92,2 % всего земельного фонда и за последние 15 лет эта доля уменьшилась лишь на 0,2 %. Проблемы также касаются вопросов субсидирования, страхования, несоответствия законов и механизмов их исполнения целям научно-технического развития. Одной из наиболее злободневных проблем является поиск вектора и источников модернизации инновационной и институциональной среды АПК, создание адаптивной системы управления региональным развитием, направленной на снижение дифференциации внутриотраслевого развития, повышение индустриального развития и экономической самостоятельности регионов РФ. Заключение. Сформировавшиеся и функционирующие в РФ правовые институты и институты развития позволяют определить новые перспективы в понимании их потенциала, роли и стратегического значения как для агропромышленного комплекса и экономики в целом, так и для эффективного и рационального землепользования в частности. Оценка современного состояния и ключевых проблем АПК в целом и его основного производственного ресурса − земли, составление прогнозов научно-технологического развития АПК, особенно в отрасли растениеводства, выработка новых приоритетов аграрной политики в области землепользования и землевладения уточняет направления и формы совершенствования деятельности институтов развития в агропромышленном комплексе России и нормативно-законодательной базы.
Проект экскурсионного тура «Вдоль по берегу»
УДК: 338.48 (378.1)
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Полина Григорьевна Николенко; Марина Владимировна Ефремова; Гаврильева Татьяна Федоровна;
В статье предлагается проект инфраструктурного объекта «Вдоль по берегу» для туристов и местного населения на берегу реки Волги. Введение. Нижний Новгород сегодня − активный город со своим великим наследием с 1221 г. Благословление славный город получил от великого князя Юрия (Георгия) Всеволодовича – внука основателя Москвы князя Юрия Долгорукого и правнука киевского князя Владимира Мономаха. Через две полноводные реки сюда стекались торговцы из разных частей мира, именно водные торговые пути, удобное месторасположение способствовали проведению в этом городе технологических революций и грандиозных ярмарок. А круизный туризм – относительно новое направление, позволяющее продлить эксплуатационный срок выбранного судна и обеспечить туристам массу новых положительных эмоций от комплекса предоставляемых услуг и изучения туристических дестинаций России. Имея прямую ценность туристского продукта и услуг в виде доступа туристов к привлекательным природным объектам и историческому архитектурному пространству старинного города, всегда можно реализовать как отдельные проекты, так и целые туристические комплексы. Цель: оценить малый бизнес-проект на предмет окупаемости затрат. Материалы и методы. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации. Санитарные правила для морских и речных портов. Технический регламент безопасности объектов внутреннего водного транспорта. Требования пожарной безопасности, уровня шума. Методы нормирования и контроля ходового времени и расхода топлива. При составлении финансового плана использовалась стандартная отраслевая модель USALI (Uniform System of Accounts for the Lodging Industry). С учетом поправок в новой редакции НК на 2023 г. утвержден единый платеж без разбивки по видам взноса. Результаты исследования, обсуждения. Проект нацелен на реализацию комплексной туристической программы в водной акватории г. Нижнего Новгорода и эксплуатацию теплохода. Рассматриваемое инфраструктурное сооружение – теплоход, имеет четкую сформированную структуру, где участники активно взаимодействуют друг с другом. При развитии внутреннего туризма эксплуатация теплохода набирает стабильные лидерские позиции в индустрии круизного туризма региона. Заключение. Реализация проекта − выгодный бизнес-процесс, окупаемость затрат будет достигнута в первый год навигации, также будет получен синергетический эффект (экономический, социальный, культурно-познавательный, экологический).
Универсальные компетенции студентов: содержание и средства их развития
УДК: 378-057.875
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Валентина Васильевна Константинова; Светлана Александровна Арефьева;
Введение. В статье рассматривается проблема развития универсальных компетенций студентов вуза. Универсальные компетенции представляют собой комплекс индивидуальных характеристик личности, которые способствуют достижению успеха в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определил восемь групп универсальных компетенций (ФГОС ВО 3++): системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, межкультурное взаимодействие и др. Развитие универсальных компетенций студентов вуза реализуется по следующим направлениям: образовательный процесс, воспитательная и практическая деятельность, научно-исследовательская работа. Следует отметить, что педагоги испытывают серьезные трудности при выборе методик для изучения уровня сформированности универсальных компетенций, так как их природа деятельностная, а не знаниевая. В современной дидактике вопрос оценивания универсальных компетенций остается дискуссионным. Мы придерживаемся мнения о том, что для оценки развития универсальных компетенций студентов следует использовать электронное портфолио. Электронное портфолио студентов представляет собой совокупность студенческих достижений, работ, документов, представленных в электронном виде на сайте образовательного учреждения. Заполнение студентами электронного портфолио позволяет решать следующие задачи: оценить эффективность саморазвития студента, выработать умения объективно оценивать сформированность компетенций; развить мотивацию к научно-образовательным достижениям; поощрить активность студента и его самостоятельность; развить навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов; совершенствовать навыки планирования собственной деятельности. Достижения, фиксируемые в электронном портфолио, дают возможность педагогу рассмотреть перспективы профессионального и личностного развития студентов и оценить сформированность их универсальных компетенций, показателями сформированности которых становятся: развитие креативности личности и ее проектного мышления, ее умение анализировать, готовность к коммуникации между участниками образовательного процесса; развитие навыков проектирования, коммуникативных способностей, лидерских качеств, умение взаимодействовать с участниками проекта; развитие навыков делового общения, развитие умения применять современные коммуникативные технологии используя технические средства взаимодействия и др. Цель исследования ‒ рассмотреть особенности развития универсальных компетенций студентов и выявления типичных затруднений при их оценивании. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование и их количественная и качественная обработка.
Интегральная оценка продовольственной безопасности ДНР
УДК: 338.439
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анастасия Александровна Дрындак ;
Введение. Продовольственная безопасность является одним из важнейших аспектов жизни любого общества. Гарантированный доступ к качественной пище в достаточном количестве является неотъемлемым правом каждого человека. Однако в условиях экономической нестабильности обеспечение продовольственной безопасности становится особенно актуальной проблемой. В свою очередь интегральная оценка продовольственной безопасности является актуальным инструментом, который помогает понять сложность проблемы, выявить основные вызовы и разработать эффективные стратегии и меры для обеспечения продовольственной безопасности в современном мире. Целью данной работы является формирование интегральной оценки продовольственной безопасности Донецкой Народной Республики. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели использовались различные источники данных, такие как научные публикации и исследования, связанные с продовольственной безопасностью, сельским хозяйством и пище-вой промышленностью; статистические отчеты правительства Донецкой Народной Республики. При написании статьи использовались методы анализа и синтеза, в качестве математического инструментария выбрана шкала желательности Харрингтона. Результаты исследования, обсуждения. Несмотря на особую роль продовольственной безопасности в социально-экономическом развитии страны, при ее оценке учитывается только уровень самообеспеченности страны и ее регионов продуктами питания. Существующие методики оценки и анализа не учитывают ряд показателей, отражающих рыночные, экономические и социальные аспекты проведения продовольственной политики. Таким образом, формирование стратегии продовольственной безопасности страны должно опираться на объективную аналитическую базу, основой которой является методическое обеспечение. Заключение. Применение разработанной интегральной оценки продовольственной безопасности предоставляет возможность государству и регионам оценить текущий уровень продовольственной безопасности. Применение шкалы желательности Харрингтона упрощает конвертацию количественных показателей в относительные.
Бережливое управление цепочками поставок: обзор методов и подходов
УДК: 338.001.36
Раздел: ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Родион Сергеевич Рогулин; Наталья Петровна Белозерцева;
Введение. Бережливое управление цепочками поставок – это одно из направлений менеджмента в управлении цепями поставок, он основан на философии постоянного совершенствования и устранения потерь. У этого направления есть большое количество ответвлений и модификаций. Целью данной рабо-те является изучение таких инструментов и методов управления цепочками поставок, как Система кар-тирования потока создания ценности (Value Stream Mapping), Система Канбан (Kanban System), Управ-ление качеством (Production Total Quality Management). Материалы и методы. В статье представлены преимущества, проблемы и ограничения методов бережливого управления цепочками поставок. В каче-стве преимуществ названы повышение качества производимой продукции, создание социально ответ-ственной бизнес-модели, сокращение количества отходов и сохранение природных ресурсов, повыше-ние удовлетворенности клиентов, сокращение сроков выполнения заказов и повышение конкурентоспо-собности компании на рынке. Основными ограничениями при внедрении принципов бережливого управ-ления цепями поставок могут стать высокие первоначальные инвестиции, необходимые для внедрения, сопротивление изменениям со стороны поставщиков и сотрудников, сложность измерения результатов, особенно с точки зрения количественной оценки его влияния на удовлетворенность клиентов и прибыль-ность. В статье приводятся примеры преодоления возникающих ограничений. Эти примеры подчеркивают важность тщательного планирования, реализации и мониторинга бережливых инициатив для обеспечения их успеха в цепочке поставок Результаты. В процессе исследования проведен обзор подходов к внедре-нию бережливого управления цепочками поставок, рассмотрены положительные и отрицательные стороны каждого подхода с учетом современных модификаций и опыта их применения. В заключении сделан обзор литературы и выявлены основные направления для дальнейших исследований.
Царевококшайское купечество в пореформенный период (60-80-е гг. XIX в.)
УДК: 94(470.343)"1860/80"
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Валентинович Стариков;
Купечество в Российской империи являлось одним их состоятельных, предприимчивых и образованных сословий. Государство во все времена покровительствовало купцам. В свою очередь купцы, целые купеческие династии служили верой и правдой своему Отечеству. Гильдейское купечество представляло собой корпорацию торговых людей, которые в переломные периоды в жизни страны стремились не только исполнять свои прямые обязанности, увеличивать свои торговые капиталы, но и участвовали в общественной жизни, в реформаторской деятельности, поддерживали очень многие начинания власти. В малых городах империи их вклад в развитие городской и сельской инфраструктуры, решении социальных вопросов, культуры был особенно значителен. В данной статье рассматривается купечество города Царевококшайска Казанской губернии в пореформенный период, главное внимание уделяется характеристике деятельности купцов Тихоновых. Цель статьи ‒ рассмотреть вклад купцов Царевококшайска в развитие городской экономики и культуры в 1860‒1880-е годы. В статье использованы архивные материалы, позволяющие представить основные направления и формы купеческой деятельности. Статья написана на основе принципов историзма и объективности с использованием методов анализа, сравнения, описания. Накануне реформ Александра II в Царевококшайске происходит своеобразная смена купеческих элит. После некоторого спада купеческой деятельности начинается новый период активности этого сословия, который неслучайно совпал с реформаторской деятельностью государства и нашел отражение в создании первого крупного промышленного заведения, активном участии купцов в развитии местного самоуправления, благотворительности и культуры. Таким образом, новое поколение царевококшайских купцов, первыми из которых были Тихоновы, приняли самое активное участие в развитии городской инфраструктуры, благотворительности, образования и культуры.
Национальные меньшинства тюркских народов и межэтническое взаимодействие в республиках Мордовия и Марий Эл, Ульяновской области: этносоциологическое исследование
УДК: 93/94
Раздел: ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алексей Игоревич Минеев; Елена Константиновна Минеева; Татьяна Николаевна Иванова; Алексей Николаевич Старостин ;
Целью работы является изучение посредством проведения в 2023 г. социологического опроса национальных меньшинств тюркских народов и межэтнического взаимодействия в республиках Марий Эл, Мордовия, а также в Ульяновской области, где преобладают финно-угорские народы и русские. Авторы следуют основополагающим принципам и методам исторических и социологических исследований. Применены принцип историзма, социально-конструктивистский подход, а также методы анкетирования, сравнительно-исторический, статистический, проведения глубинного интервью, исторической имагологии. В изучаемых субъектах РФ в течение 2023 г. было опрошено более 800 молодых людей, опрос проводился в региональных столицах: Йошкар-Оле, Саранске, Ульяновске. Во всех 3-х изучаемых регионах большая часть опрошенных идентифицировала себя как русские. Результаты показали, что в республиках Марий Эл и Мордовия, несмотря на национальный статус, зафиксирован наибольший процент этнически однородных семей. В Ульяновской области данный процент гораздо ниже. Подавляющее большинство респондентов во всех изучаемых регионах хорошо знакомо со своей национальной культурой. Отдельный блок вопросов был посвящен трансграничному взаимодействию. Большую часть населения в рассматриваемых субъектах РФ составляют русские, в то же время представители тюркских народов занимают в этих регионах одно из значимых мест. Наименьшее воздействие ассимилятивных процессов на тюркское население оказывается в Ульяновской области. В Марий Эл и Мордовии очень высока доля тех, кто идентифицирует себя в качестве русских, несмотря на свои тюркские и финно-угорские корни. Подавляющее большинство опрошенных не видят оснований для межэтнических и межрелигиозных конфликтов. Отсутствие явной конфликтогенности определяется в первую очередь традиционным исторически обусловленным тесным взаимодействием и контактами соседствующих друг с другом регионов европейской России.
Подготовка будущих учителей начальных классов к организации исследовательской работы младших школьников на уроке
УДК: 373.3:37.016
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Дмитриевна Глизерина; Елена Валентиновна Мальцева; Светлана Александровна Арефьева;
Введение. Статья посвящена проблеме подготовки учителей начальных классов к разработке и проведению урока-исследования. Обоснована важность формирования исследовательских умений обучающихся младших классов в соответствии с ФГОС третьего поколения. Представлена структура урока-исследования, а также алгоритм его конструирования. В статье раскрываются понятия «исследование», «исследовательская деятельность», «исследовательские умения», а также компоненты базовых исследовательских действий младших школьников. Целью исследования явилось выявление уровня сформированности умений студентов 3‒4 курсов направления подготовки 44.03.05 Начальное образование и информатика в области подготовки и проведения урока-исследования. Материалы и методы. В ходе исследования были использованы такие методы, как тестирование и решение профессиональных задач. Анализ результатов диагностики проводился с учетом того, что студенты 4 курса были ознакомлены с уроком-исследованием, его спецификой, структурой и способами организации работы обучающихся в рамках дисциплин «Методика обучения литературному чтению в начальной школе» и «Методика обучения русскому языку в начальной школе». Четверокурсниками также выполнялись задания на разработку урока-исследования с последующей его демонстрацией на практическом занятии по дисциплине. Подобная подготовительная работа проводилась со студентами 3 и 4 курсов, участвовавшими в чемпионате «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в том числе в рамках учебной дисциплины «Методика обучения математике в начальной школе». Остальные студенты 3, 4 курсов указанную подготовку не проходили. Проведен сравнительный анализ результатов выполнения группами испытуемых заданий в разрезе когнитивного, рефлексивно-оценочного и деятельностного компонентов готовности будущих учителей к организации исследовательской работы младших школьников. Обоснована значимость участия будущих педагогов в чемпионате WorldSkills Russia («Молодые профессионалы») по компетенции «Преподавание в младших классах», что положительно повлияло на результаты подготовки и проведения урока-исследования, в частности, с позиции деятельностного компонента. Авторами статьи сформулированы рекомендации по теоретической и практической подготовке будущих учителей начальных классов к разработке и реализации урока-исследования.
Развитие коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Зинаида Юрьевна Максимова;
Введение. В статье изучается проблема развития коммуникативных умений студентов средствами проектной деятельности. Коммуникативные умения – это комплекс действий личности, позволяющих ей осознанно использовать коммуникативные знания для организации общения и совместной творческой деятельности. Цель исследования – обоснование целесообразности использования проектной деятельности в развитии коммуникативных умений студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, тестирование. Результаты исследования. Изучены и проанализированы группы коммуникативных умений: социально-психологические (умения организовывать общение в педагогической деятельности, стимулировать учебную мотивацию и познавательную активность участников образовательного процесса, осуществлять прогноз полученных результатов, оформлять высказывание письменно, без искажения выражать свои мысли устно и др.), коммуникативно-организаторские (умения планировать процесс общения в группе, интерпретировать и контролировать данный процесс, согласовывать свои действия с командой, прислушиваться к мнениям других участников, считаться с потребностями товарищей по общению), информационно-коммуникативные (умения вежливого общения, способности ориентироваться в партнерах, соотносить средства вербального и невербального общения, активно и внимательно слушать партнера, соблюдать правила культуры общения, эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы, слушать и вникать в суть проблемы, задавать вопросы), аффективно-коммуникативные (умения делиться чувствами, заботиться о партнере, оценивать эмоциональное состояние другого). Теоретически обоснована структура коммуникативных умений студентов, определены возможности проектной деятельности по их развитию. Применение проектной деятельности на занятиях решает следующие задачи: развитие учебной мотивации и чувства ответственности за результаты работы над проектом, приобретение новых навыков оформления результатов общего труда, совершенствование исследовательской способности, позволяющей студенту ориентироваться в потоке информации, ее анализе, развитие речевых способностей в ходе аргументации своей точки зрения, защите полученных результатов. Заключение. Результаты данного исследования могут быть полезны для теоретического и практического применения педагогам высших и средних профессиональных образовательных учреждений, занимающихся подготовкой специалистов дизайнерского профиля, а также при создании программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки и программ дополнительного профессионального образования.