ВЕСТНИК 4(24) 2016

Название:
ВЕСТНИК 4(24) 2016
Номер:
24
Год:
2016
Дата публикации на сайте:
2016-12-26 15:21:12
Полный журнал в PDF:
АНАЛИЗ СУЩНОСТИ ПОНЯТИЯ «ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК»
УДК: УДК 378:004
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Юрьевна Балалаева ;
Целью статьи является анализ сущности понятия «электронный учебник» в динамике его разви-тия в педагогической теории и практике. Подходы к пониманию понятия «электронный учеб-ник», вошедшего в обиход в постсоветском научном континууме в конце 1990-х годов, харак-теризуются значительной вариативностью в определении его содержания и объема. Диапазон мнений относительно его сущности достаточно широк и колеблется от отождествления с про-стым электронным аналогом печатного издания до сложных систем на основе искусственного интеллекта. Проблемы дефиниции обусловлены как относительной новизной, так и сложностью природы самого понятия, поскольку до сих пор остаются предметом научных дискуссий такие вопросы, как: место электронных учебников в системе средств обучения, теоретические основы проектирования их содержания и структуры, характерные признаки, дидактический потенциал, функции в учебном процессе. В статье рассматриваются различные подходы современных исследователей к пониманию сущности данного понятия, прослеживается его эволюция от педагогического программного средства, дополняющего традиционные учебные издания, до самостоятельного средства обучения комплексного назначения. На основе анализа наиболее известных дефиниций, предложено определение электронного учебника как электронного из-дания, которое в систематизированном виде воспроизводит содержание учебной дисциплины в соответствии с официально утвержденной учебной программой и требованиями дидактики и не может быть трансформировано в печатный аналог без утраты дидактических свойств. Вместе с тем, разработка и внедрение электронных учебников в практику обучения находятся в процессе динамичного развития, поэтому дидактический смысл этого понятия постоянно уточняется и конкретизируется, оставляя вопрос о дефиниции открытым.
ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ СФОРМИРОВАННОСТИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
УДК: УДК 378.38
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валентина Викторовна Бахтина ;
Профессиональное образование в современных условиях ориентируется на подготовку специа-листа, владеющего своей профессией и ключевыми компетенциями, готового к профессиональ-ной мобильности. В статье сопоставляются толкования понятий «компетенция», «компетентность», представлены результаты исследования уровня сформированности ключевых компетенций сту¬дентов Марийского государственного университета специалитета «Безопасность жизнедеятельности» и бакалавриата профиля подготовки «Безопасность жизнедеятельности и право» педагогического направления, которые приобретались в ходе педагогической практики. Проводится анализ динамики ключевых компетенций по группам (учебных, информационно-методи¬чес¬ких, коммуникативных, организационных, социально-значимых), по курсам, по годам обучения. В качестве инструментария исследования использовалась тест-анкета, состоящая из 20 утверж-дений относительно сформированности ключевых компетенций, метод самооценки, количест-венная и качественная обработка результатов. Было выявлено, что выше всего студенты у себя оценивают умение свободно работать с электронной информацией, умение устанавливать кон-такт с обучающимися и учителями, умение работать в команде. Менее сформированы умения использовать технологию изучения и обобщения педагогического опыта, умение отбирать и применять методы педагогического исследования, умение выступать перед публикой. Также были выявлены проблемы, с которыми студенты сталкиваются во время педагогической прак-тики. В результате исследования делаются выводы о целесообразности компетентностного подхода в профессиональном образовании и проблемах его реализации.
СУЩНОСТЬ, СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗА
УДК: УДК 378.17
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Сергеевна Зимина ; Светлана Асановна Мухина ;
Статья посвящена актуальной проблеме организации здорового образа жизни в образовательном учреждении. На основе теоретического анализа исследуемой проблемы показана незавершенность педагогического истолкования понятий «здоровьесберегающая образовательная среда», «здоровьесбережение», «здоровьесберегающая деятельность». Качественные условия здoровьесбе¬регающей среды во многом определяют эффективность и качество результатов работы образовательного учреждения в целом и необходимость систематизации знаний о сущности здoровьесберегающей образовательной среды и ее роли в развитии личности.
ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ «КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ» В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МЫСЛИ
УДК: УДК 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Валентина Александровна Комелина ;
Статья посвящена исследованию сущности и содержания такого понятия, как «конкурен¬то-способность личности». Феномен конкурентоспособности относится к числу наименее иссле-дованных как в психолого-педагогической, экономико-управленческой, так и в философской, со¬циологической литературе, что объясняется сложностью и многогранностью исследуемого понятия. В ходе проведенного исследования феноменологии конкурентоспособности авторы статьи показывают, что в настоящее время в научной литературе не существует единой обще-приз¬нанной трактовки, причем характеристика конкурентоспособности в них дается с различной полнотой и в разных аспектах. Установлено, что природа конкуренции и феноменология конкурентоспособности привлекает внимание и становится предметом изучения представителей различных наук: социальной антропологии, педагогического менеджмента, образовательной психологии, экономики знаний, менеджмента персонала и других. Дается биологическая, биофи-лософская, социологическая, социально-философская, социально-управленческая, психоло¬ги-чес¬кая, педагогическая, политэкономическая, предпринимательская интерпретация сущности данного понятия. Выявлены истоки понимания конкурентоспособности личности как система-тизирую¬щего фактора развития общества вообще и образовательного процесса в частности, которые следует искать в особенностях видообразовательных процессов, таксономической ди-вергенции и эволюционном развитии человека как биологического вида и как носителя куль-туры, т. е. в его природе.
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
УДК: УДК 330.1:37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кунаш Аскеровна Мамедова ;
Статья посвящена рассмотрению конкурентных отношений на рынке образовательных ресурсов. Отмечено, что под ними следует понимать свойство отношений, позволяющее наравне конкури-ровать при прочих равных условиях. Выявлено, что целью конкурентных отноше¬ний на рынке образовательных ресурсов является выполнение социальной функции образования. Выявлено, что вуз вступает в ресурсный обмен и конкурентные отношения с госу¬дарством, обществом, потребителями, сотрудниками вуза и бизнес-партнерами.
КОНКУРЕНТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ НА РЫНКЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ
УДК: УДК 330.1:37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Кунаш Аскеровна Мамедова ;
Статья посвящена рассмотрению конкурентных отношений на рынке образовательных ресурсов. Отмечено, что под ними следует понимать свойство отношений, позволяющее наравне конкури-ровать при прочих равных условиях. Выявлено, что целью конкурентных отноше¬ний на рынке образовательных ресурсов является выполнение социальной функции образования. Выявлено, что вуз вступает в ресурсный обмен и конкурентные отношения с госу¬дарством, обществом, потребителями, сотрудниками вуза и бизнес-партнерами.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОК НА ОСНОВЕ МОНИТОРИНГА МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ
УДК: УДК 37.016:796-057.87
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Тимофеевич Николаев ;
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена тем, что проведение биоимпендансного анализа компонентов состава массы тела (БИА) и тестирование физической подготовленности двигательными тестами студенток в педагогическом процессе физического воспитания способствует у них индивидуализации двигательной нагрузки и формированию самоустановки на коррекцию телосложения, а также повышению физической работоспособности и стремлению к регулярной двигательной активности. Цель статьи заключается в исследовании и разработке педагогической технологии учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в вузе на основе биоимпендансного анализа компонентов состава массы тела и определения физической подго-товленности двигательными тестами у студенток. Основным методом диагностики является биоимпедансометрия, позволяющая определить биоэлектрические показатели и компоненты со-ставы массы тела у занимающихся и тестирования двигательными нагрузками уровней развития основных физических качеств. Особенности телосложения являются базовой составляющей формирования показателей общей и специальной работоспособности в спорте и фитнесе. Наряду с этим, телосложение изменяется под воздействием специфики тренировочных нагрузок и повы-шением физической и функциональной подготовленности занимающихся, поэтому сведения о компонентах состава массы тела позволяют индивидуализировать физическую нагрузку на учебно-тренировочных занятиях с использованием различных физических упражнений и ви-дов спорта. Студентки с более высокими значениями биоэлектрических показателей (фазового угла, реактивного сопротивления), активной клеточной массы (АКМ) и процентной доли ак-тивной клеточной массы преобладают в физической и функциональной подготовленности по сравнению со студентками, обладающими низкими данными. Полученные различия статисти-чески значимые (Р < 0,05). Реакция сердечно-сосудистой системы у них так же статистически значимо ниже (Р < 0,05) во время беговой нагрузки в аэробном режиме энергообеспечения. Практическая значимость статьи заключается в оптимизации учебно-тренировочного процесса фитнес-направленности по дисциплине «Физическая культура» и при занятии спортом; приобре-тении навыков занимающихся определения баланса между поступлением энергии в процессе приема пищи и ее расходом при двигательной активности.
ФОРМИРОВАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Борисовна Таренко ;
В ходе педагогического взаимодействия, которое существует как особая форма связи между участниками образовательно-воспитательного процесса, происходит взаимное обогащение ин-теллектуальной, эмоциональной, деятельностной сфер участников этого процесса. Цель личностно ориентированного педагогического взаимодействия – конструирование благоприятных условий, содействие в личностном развитии обучающегося, формировании у него нравственных ориентаций. Личностно ориентированное взаимодействие педагога со студентами является основой для формирования аналитических умений студентов, способностей к саморазвитию, самоопределению, самореализации. В статье рассматриваются особенности использования информационных технологий для организации личностно-ориентированного обучения на основе метода проектов, позволяющего повысить эффективность учебного процесса, уровень сформированности аналитических навыков, систематизировать знания, индивидуализировать обучение. Информационные технологии способны обеспечить эффективную передачу знаний, активное вовлечение студентов в образовательный процесс, повышение результативности обучения, а также, в максимальной степени учесть личностные потребности и особенности самих обучающихся. Это активизирует развитие навыков самообучения, определенную гра-мотность при работе с источниками информации, что в дальнейшем является необходимым условием для профессионального роста будущего специалиста.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХСЯ: АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ И РАЗВИТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ РАБОЧИХ И СПЕЦИАЛИСТОВ
УДК: УДК 377.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Сергеевич Чибаков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена актуальной социально-педагогической проблеме: развитию познавательной активности учащихся учебных заведений среднего профессионального образования. Представ-лен краткий анализ эволюции педагогических взглядов на понятия «активность» и «познава-тельная активность», начиная с 20-х годов ХХ века. Названы ведущие ученые, исследовавшие активность личности в обучении, и основные периоды формирования взглядов на изучаемую проблему. Раскры¬та сущность дидактического принципа активности как показателя реализации других принципов обучения. Показана взаимосвязь между понятиями «активность» и «деятель-ность», «активность» и «самостоятельность», а также суть процесса активизации познавательной деятельности учащихся. Обоснован взгляд на активность как системообразующее качество развития личности. Выделено триединое начало активности личности в профессиональном обучении: активность как социальное качество, учебно-познавательная активность, познава-тельно-ком¬му¬никативная активность в конкретной предметной области. Определены факторы, обеспечивающие успешное развитие актив¬ной личности в условиях профессионального обуче-ния квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена. Установлен источник позна-вательной активности – учебные противоречия. С целью диагностики развития познавательной активности личности обособлены процессуальные и результативные критерии. Разработана ме-тодика оценки развития познавательной активности учащихся, овладевающих рабочими профес-сиями и специальностями.
К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ
УДК: УДК 371.134
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Алексеевна Юкина ; Ирина Владимировна Вострикова ; Людмила Григорьевна Филиппова ;
Динамизм экономического развития общества требует всестороннего профессионализма от вы-пускников вузов. Качества, определяемые как раз компетенциями, необходимо развивать парал-лельно с общей профессиональной подготовкой. Уже в старших классах ученики школы могут владеть вполне устойчивыми компетенциями, которые лишь нуждаются в «огранке». В этом смысле, проектная деятельность, начинающаяся в школе и продолжаемая в вузе, позволит молодому человеку получить необходимый ему практический опыт в реализации своих идей, задумок, повысить свою конкурентоспособность, стать успешным и достойным представителем общества. Выполнение проектов помогает приобрести нужные компетенции совсем иного, более высокого качества.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ АКТУАЛИЗАЦИИ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ И ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ИХ СЕМАНТИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЗИЦИЙ ЧЛЕНОВ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСКАЗЫВАНИЙ
УДК: УДК 159.9:81
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Владимирович Маланов ; Лилия Хафизовна Хабибрахманова ;
В статье рассматривается зависимость эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания от порядка следования членов предложения в составе русскоязычного высказывания (предложения). Получены эмпирические данные, подтверждающие гипотезы о том, что эффективность трансляции семантического содер-жания описательного текста зависит от позиций, занимаемых членами предложения, а также от позиций высказываний (предложений) в составе текста.
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ ЛЕКСЕМ С ФОНОСЕМАНТИКОЙ (ОПЫТ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА НА МАТЕРИАЛЕ ОСНОВНЫХ ЕВРОПЕЙСКИХ ЯЗЫКОВ)
УДК: УДК 81’37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альмира Рашидовна Ахмедзянова ;
Статья посвящена важной проблеме межкультурной коммуникации – верному подбору экви-валентов лексем в разных языках. Автор анализирует особенности семантики лексем со значе-нием звука в синхроническом и диахроническом аспектах, подходя к материалу исследования с позиций лингвокультурологии, семасиологии, когнитивной лингвистики. Исследование имеет целью выявить и охарактеризовать общие и частные черты в семантике звука. Внимание автора направлено на единицы со значением видов звука и характеристик (признаков) звука в русском, английском, французском и немецком языках. Эти языки объединены под названием основных европейских, поскольку все они используются в процессе международного общения, успешно коррелируют и входят в число самых изучаемых в мире иностранных языков. Для успешной межкультурной коммуникации важно знать об уникальных признаках языковых картин мира, лингвокультур. Умение сопоставлять психологические реалии с фактами языка в различных коммуникативных ситуациях, как правило, обеспечивает установление контакта и делает процесс межкультурного общения доступным многим. Данное исследование позволило выявить специфические особенности образования внутрисловных метафор звука в каждой из лингвокультур. Одним из результатов работы было составление комментированного словника, материалы которого могут использоваться при самостоятельном изучении европейских языков, а также при преподавании русского языка как иностранного.
К ВОПРОСУ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ПЕЧАТИ ПФО)
УДК: УДК 070(470.4)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алина Владимировна Барсукова ;
В рамках многонационального государства есть необходимость популяризации культуры толе-рантности, взаимоуважения и межэтнического диалога. В связи с этим увеличивается роль прессы, способствующая гармонизации межэтнических отношений. Экстремизм, расизм, ксено-фобия, как показывает исторический опыт, могут привести к конфликтам, народным трагедиям и, в конечном счете, катастрофам. Современная система средств массовой информации создает условия для полноценного взаимодействия журналиста и его аудитории – зрителей, слушателей, читателей. Говоря об основных задачах СМИ, стоит отметить, что они не только информируют аудиторию, формируя те или иные идеалы, но и манипулируют общественным сознанием. Однако, с одной стороны, средства массовой информации – это важный политико-пра¬вовой институт, являющийся зеркалом интересов каких-либо политических сил (политическая партия или организация, промышленная структура и т. п.), но при этом не всегда заинтересованный в консолидации и стабильности как в стране, так и в ее отдельных субъектах. С другой стороны, тенденция роста роли средств массовой информации в условиях процесса глобализации общества происходит в обстановке обострения межнациональных и этнических отношений. Распад СССР, обострение межэт¬нических противоречий на постсоветском пространстве, в том числе и в Российской Федерации, обусловили проблему беженцев и вынужденных переселенцев. В связи с этим последние исследования российской прессы фиксируют увеличение публикаций в центральных и региональных СМИ на тему межна¬циональных отношений в стране. В статье рассмотрены вопросы этнокультурного диалога в средствах массовой информации Приволжского федерального округа и актуальности межкультурной коммуникации.
ТИПОЛОГИЯ ЖЕНСКИХ ОБРАЗОВ В РОМАНЕ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»
УДК: УДК 821.161.1Лесков
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Березина ;
Целью данного исследования является рассмотрение женских образов в антинигилистическом романе Н. С. Лескова «На ножах». Влияние нигилистических учений, завладевших умами совре-менников, особенно на русских женщин, в которых Н. С. Лесков видел хранительниц народной нравственности, очень беспокоило писателя. Изучение публицистического и литературно-ху-дожест¬венного наследия Н. Лескова позволяет говорить о том, что, согласно его мировоззрению, сфера дома – основная в жизни женщины, а семья оценивается как значительное явление общественной и личной жизни человека. Совершенный, с точки зрения Н. С. Лескова, образ женщины дан им в антинигилистических романах – это был ответ нигилистам с их взглядами на женщину как на эмансипированную личность нового формата. В данном смысле Н. Лесков следует традиции современных ему писателей-антинигилистов, в чьих произведениях положительные героини выступают в роли обывательниц, для которых приоритетными являются дом и быт, а положительность или отрицательность героинь проявляется в их способности или неспособности к семейной жизни и материнству. Представив в романе три типа женщин – обыкновенных, страстных и «на перепутье», писатель утверждает идеальный, с его точки зрения, образ женщины, с которым он связывает концепцию духовного человека и христианскую идею спасения человека.
АВТОРСКОЕ ДВОЕМИРИЕ (ОБОСНОВАНИЕ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА ПОНЯТИЯ)
УДК: УДК 82.0
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов ;
В статье обосновывается терминологический статус понятия «авторское двоемирие», утверж¬да-ется идея семантического наполнения отдельного термина в определенном терминологическом поле, в концептуальном терминологическом единстве.
МЕТОДОЛОГИЯ РЕКОНСТРУКЦИИ АРХЕТИПА РЕЛИКТОВЫХ ГИДРОНИМОВ
УДК: УДК 413.11
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Куклин ;
В статье охарактеризованы лишь наиболее типичные ошибки, встречающиеся в работах ученых-лингвистов, краеведов-географов и историков, в применении методов исследования и приемов интерпретации при анализе архетипа реликтовых гидролексем.
ТУРКМЕНСКИЙ ФОЛЬКЛОР В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ШВЕДСКО-РУССКОГО ЭТНОГРАФА-МУЗЫКОВЕДА В. Н. ГАРТЕВЕЛЬДА (К ВОПРОСУ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМЕ)
УДК: УДК 398.21.81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мурадгелди Соегов ;
Данная статья посвящена описанию книги В. Н. Гартевельда, изданной в 1914 году под названием «Среди сыпучих песков и отрубленных голов», с точки зрения отражения в ней образцов туркменского устного и музыкального фольклора, которые были записаны автором данного издания из уст исполнителей-музыкантов и сказителей в 1913 году в Закаспийской области. Он был приглашен в гости в дом туркмена-старейшины аула Кеши под Ашхабадом, где устро-или специально для него концерт с участием местных исполнителей. Наряду с этим он встре-тился еще туркменскими певцами в Ашхабаде. Кроме фольклорных материалов, данная книга содержит также ценные данные, характеризующие национальный менталитет туркменского народа. Так, например, по его утверждению, туркмен гостеприимен, честен, правдив, самолюбив и в высшей степени горд. Туркменские женщины возделывают самые красивые, прочные и ценные ковры. Автор книги утверждает, что он никогда не видал и даже не предполагал возможности существования лошадей такой красоты, какой увидел в ашхабадской конюшне. В книге пред-ставлены тексты народной песни о взятии Геок-тепе и одной народной сказки, которые приво-дятся в приложении к настоящей статье. Указывается на серьезные ошибки (искажения), допущенные автором книги при передаче на русский язык туркменских личных имен и некоторых других слов-реалий. При этом попутно ставятся отдельные вопросы так называемого индивидуально-психологического мультикультурализма. По мнению автора статьи, коллективный (социальный) мультикультурализм в идеале должен состоят из совокупности индивидуально-психоло¬ги¬чес¬кого мультикультурализма членов того или иного социума.
СОЦИАЛЬНОЕ И ПРИРОДНОЕ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
УДК: УДК 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Геннадьевна Чеснокова ;
Рассмотрены произведения А. И. Куприна, которые вошли в Полесский цикл: «Лесная глушь», «На глухарей», «Олеся» с точки зрения социального и природного. Определена тематика, об¬раз-ная система, функция природы в этих произведениях.
К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЗНАКОВОГО СТАТУСА МЕЖДОМЕТИЯ
УДК: УДК 81-13
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Михайловна Шкапенко ;
В статье предпринимается попытка анализа знаковой сущности междометий в синхронической и диахронической перспективе. Объектом анализа становятся взгляды различных ученых на специ¬фику междометий в свете семиотической теории языка. Особое внимание обращается на присутст¬вующее во многих работах противоречие между утверждением о необоснованности отнесения междометий к знаковым единицам и одновременной констатацией их статуса знаков или сигналов. На основе анализа дефиниций слов «знак» и «сигнал», представленных в толковых словарях и в работах философов и психологов, устанавливаются причины наблюдаемых противоречий. К ним относится разница между обыденным представлением о сущности знака и пониманием слова как знаковой единицы в рамках семиотического подхода. В ненаучном представлении «знаковость» интеръективов более ощутима, нежели описанная семиотиками знаковая природа семантически полноценных слов. К ингерентным признакам интеръективного знака относятся краткость, морфологическая неизменность, сочетание с паралингвистическими средствами (просодия, интонация, мимика и жесты). С точки зрения произносящего интеръектив является кратким и удобным отражением его внутреннего состояния, а по отношению к адресату – сигналом о его возникновении. С семиогенетической точки зрения различные классы междометий представляют собой различные этапы становления языка. Первичные эмотивные междометия характерны для досемиотического этапа; ономатопеи – представляют собой первые иконические знаки, имеющие внешнюю референцию; побудительные междометия – первые попытки образования знаков-символов.
ПРИЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ УКОРЕНЯЕМОСТИ МИКРОПОБЕГОВ ЗЕМЛЯНИКИ САДОВОЙ В КУЛЬТУРЕ IN VITRO
УДК: 634.75
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Марина Геннадьевна Маркова; Елена Николаевна Сомова ;
Укоренение земляники садовой в культуре in vitro зависит от физических условий культивирования, сортовых особенностей и проходит без особых трудностей, но ускорение процесса ризогенеза с сокращением этапа укоренения представляет большой интерес. В статье приведены результаты исследований по совместному влиянию регулятора роста НВ-101, добавленного в питательную среду перед автоклавированием, а также комбинированного освещения (красный, синий, белый свет) на ризогенез микропобегов земляники в культуре in vitrо. Цель работы – изучить влияние спектрального состава света и регулятора роста НВ-101 на ризогенез земляники садовой в условиях in vitro. Влияние регулятора роста НВ-101 изучено путем добавления его в питательную среду Мурасиге-Скуга на этапе укоренения при совместном применении традиционного ауксина индолилмасляной кислоты (ИМК). Микрорастения земляники культивировались под светодиодными облучателями с соотношением в спектре красного, синего и белого света 2:1:1, 1:1:1, 1:2:0 соответственно, контрольным был люминесцентный облучатель с лампами белого света. Добавление регулятора роста НВ-101 в питательную среду в дозе 50 мкл/л в целом способствовало существенному увеличению укореняемости микропобегов земляники. Светодиодные облучательные установки различного спектрального состава, в сравнении с люминесцентным, также способствовали значительному увеличению укореняемости микропобегов и улучшению корневой системы микрорастений. Установлено, что совместное применение регулятора роста НВ-101 и светодиодных установок с соотношением в спектре красного, синего и белого света 2:1:1 и 1:1:1 соответственно привело к 100 %-й укореняемости микропобегов земляники и сокращению этапа укоренения на 10 дней.
РЕПРОДУКТИВНЫE КАЧЕСТВА СВИНОМАТОК КРУПНОЙ БЕЛОЙ ПОРОДЫ ПРИ СКРЕЩИВАНИИ С ЙОРКШИРАМИ
УДК: 636.4:636.082.265
Раздел: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИ
Авторы: Рафаил Агзамович Файзуллин ; Марат Ринатович Сайфутдинов ;
Целью исследований было изучение репродук-тивных качеств свиноматок крупной белой поро-ды при скрещивании с хряками породы йоркшир. Для проведения исследований были сформированы 2 группы маток по 15 голов в каждой по принципу аналогов с учетом происхождения, живой массы и возраста. Свиноматок в возрасте 12 месяцев при живой массе 130–140 кг покрывали вручную хряками-производителями крупной белой породы и породы йоркшир. Воспроизводитель¬ные качества свиноматок крупной белой породы оценивали по многоплодию, массе гнезда в 21 день, массе гнезда в 2 месяца, количеству поро-сят в 2 месяца и сохранности поросят. По данным репродуктивных качеств маток был вычислен комплексный показатель воспроизводительных качеств (КПВК). В ходе исследований было выявлено, что матки крупной белой породы как при чистопородном разведении, так и при скрещивании с хряками породы йоркшир имели практически одинаковые показатели по многоплодию, коли-честву поросят в 2 месяца и сохранности поросят. Однако свиноматки сочетания (КБ × Й) отличались от сверстниц сочетания (КБ × КБ) наиболее высокими показателями по массе гнезда как при рождении поросят, так и при их отъеме в 2 месяца. При этом разница между вышеупомянутыми сочетаниями по массе гнезда при рождении составила  1,04 кг (P > 0,99), а по массе гнезда в 2 месяца  7,14 кг (P > 0,90). Разница между сочетаниями (КБ × Й) и (КБ × КБ) по коэффици-ентам вариации репродуктивных качеств соста-вила: по многоплодию  3,11 %, массе гнезда в 2 месяца  6,76 %, по сохранности поросят  на 7,04 %. Разница по КПВК между матками крупной белой породы при сочетаниях: (КБ × Й) и (КБ × КБ) составила  3,16 баллов (P < 0,90), в пользу сочетания (КБ × Й).
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩЕГО ТРЕНЕРА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СПОРТИВНОГО ВУЗА
УДК: 37.013.77
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анжелика Викторовна Гут; Анжелика Викторовна Гут;
Введение. В работе рассматривается актуальность формирования психолого-педагогической компетент- ности тренеров (спортивных педагогов), связанной с особенностями и рисками тренерской работы. Работа тренера в современных условиях определяется новым статусом: востребованность спортивных педагогов обретает социальный масштаб в рамках программ оздоровления населения, в рамках организации здоро- вого досуга молодежи, в рамках формирования новых ценностей и жизненных приоритетов подрастаю- щего поколения. Эта потребность зафиксирована во всех государственных образовательных стандартах в форме общекультурных и профессиональных компетенций. Цель. Рассмотреть и сравнить процесс раз- вития аналитических, прогностических, проективных, рефлексивных, организаторских, информационных и развивающих умений студентов направления «Физическая культура» Поволжской академии физиче- ской культуры, спорта и туризма как основы формирования психолого-педагогической компетентности. Материалы и методы: анализ результатов анкетирования студентов 1 и 4 курсов направления «Физиче- ская культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма, а также анализ экспертной оценки преподавателей академии и работодателей (учителей общеобразовательных и тренеров спортивных школ, за которыми студенты были закреплены на практике). Результаты исследования. Исследование демонстрирует положительную динамику развития по большинству показателей. Наблюдается качественный рост по показателям: проективные и прогностические умения; студенты подчеркивают необходимость развития проективных навыков как первичного показателя профессиональной зрелости молодых педагогов; рефлексивные и организаторские умения; эти умения являются показателями внутриличностного разви- тия, в том числе развития коммуникативных навыков; информационные и развивающие умения; разви- тию этих умений способствует насыщенность Поволжской академии электронно-информационными ре- сурсами; аналитические умения и оперативность знаний; эти умения связаны с научно-теоретической деятельностью, и наибольшее развитие получают при обучении в магистратуре. Заключение. Исследо- вание подтверждает практическую направленность бакалавриата по направлению «Физическая культура» Поволжской академии физической культуры, спорта и туризма. Также наблюдается высокая потребность в дисциплинах психолого-педагогического профиля. Общим выводом является то, что вуз закладывает позитивную динамику в развитии профессиональной компетентности.