ВЕСТНИК 4(19)/2015

Название:
ВЕСТНИК 4(19)/2015
Номер:
19
Год:
2015
Дата публикации на сайте:
2015-11-30 16:40:23
Полный журнал в PDF:
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ И РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ФГОС
УДК: 37.016:796/799:373.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Николаевна Андреева ; Алия Вакилевна Абдулина ;
Статья посвящена проблемам, возникающим в ходе преподавания физической культуры в начальных классах средней школы. В исследовании отражено авторское видение задач преподавания физической культуры, сформулированы предложения по решению проблем педагогической практики. Разнообразие мнений по поводу качества ФГОСа отражает наличие широкого ряда проблем, связанных с преподаванием физкультуры в школе, а именно: недостаточная физическая подготовленность и слабое здоровье детей; слабая дисциплина, разобщенность и «недружность» в классах; наличие в одном классе детей с разными физическими и умственными способностями; несоответствие отдельных положений методик, разработанных на основе ФГОС, реальным требованиям практической деятельности в школе. Наличие в классах обучающихся с разными физическими и умственными способностями требует активно применять индивидуальный подход к обучению детей, но действующая на сегодняшний день система организации и оплаты работы учителя не способствует проведению дополнительных занятий с отстающими и специальных тренировок с хорошо подготовленными учениками. Организованный нами мониторинг здоровья обучающихся в одной из школ г. Йошкар-Олы подтвердил наличие широкого перечня проблем со здоровьем у детей различного возраста. Растет число детей с заболеваниями опорно-двига-тель¬ного аппарата (сколиоз, остеохондроз, плоскостопие), заболеваниями ЛОР-органов, органов зрения, сердечнососудистой и нервной систем. При этом увеличивается число школьников, имеющих несколько диагнозов. В качестве мер, направленных на повышение эффективности реализации положений Федерального государственного образовательного стандарта, предложены: развитие системы дошкольной физической подготовки; повышение эффективности командообразования и улучшение психологического климата в классах; создание условий для специализированной работы с отстающими детьми.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК – ОСНОВА КУЛЬТУРЫ РЕЧИ»
УДК: 378.14:82.085
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Викторовна Арефьева ; Светлана Александровна Арефьева ; Татьяна Анатольевна Христолюбова ;
Данная статья посвящена проблеме формирования познавательной самостоятельности учащихся и студентов как фактора развития личности на занятиях по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи». В статье раскрываются понятия «самостоятельность» (под которым понима-ется качество личности, проявляющееся в умениях производить аналитико-практические дейст-вия с языковым материалом и развитых навыках самоконтроля) и «самостоятельная работа» (которая является методом формирования самостоятельности как качества личности школьников и студентов, влияющего на развитие всех сторон личности (интеллектуальной, эмоциональной и волевой)). Также рассматриваются особенности развития психики обучаемых (увеличение объема внимания и памяти, развитие способности к абстрактному мышлению, стремление осознать себя как личность, становление объективного отношения подростков к окружающей действительности, формирование таких черт характера, как самостоятельность, настойчивость и целеустремленность, существенное изменение мотивов учения, возникновение потребности в самостоятельных формах учебной деятельности), виды самостоятельной работы (воспроизводящие самостоятельные работы по образцу; реконструктивно-вариативные и творческие самостоятельные работы). Кроме того, выделяются умения и навыки самостоятельной работы студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи (репродуктивные, реконструктивно-вариативные и творческие умения и навыки), приводятся тестовые задания по теме «Литературный язык – основа культуры речи», эталон ответов и комментарий к некоторым вопросам.
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ
УДК: 378.008:001
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ильхамия Исхаковна Галимзянова ; София Зауровна Зарипова ;
В условиях вхождения России в единое Европейское образовательное пространство, расширения межкультурных связей, а также роста национальных конфликтов важной задачей преподавателя иностранного языка в вузах искусств является формирование межкультурной коммуникативной компетенции у студентов-музыкантов. Статья анализирует, как вопросы формирования межкультур- ной коммуникативной компетенции отражены в российских и зарубежных образовательных доку- ментах, а также некоторые пути решения этой проблемы в Казанской государственной консерватории имени Н. Г. Жиганова. Тема взаимодействия, взаимопонимания культур и расширения межкультурных связей, в которой все большее место занимает проблема специфики, самобытности и различий культур разных народов, освоение культурного контекста общего мирового пространства становится особенно актуальной в настоящее время. Таким образом, задача преподавателей в вузах искусств – развитие способности студентов к межкультурной коммуникативной компетенции, то есть развитие способно- сти к пониманию сходства и различия культур, умение строить диалогические партнерские отноше- ния, нахождение компромисса, формирование навыков и умений эффективного речевого поведения в соответствии с нормами современного языка в различных ситуациях профессионального общения.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО НАРКОПРОФИЛАКТИКЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК: 371.7:373.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Николаевна Головина ;
В статье рассматриваются проблемы наркопрофилактики, приводятся примеры нормативных актов Правительства РФ и РМЭ по охране здоровья граждан в Российской Федерации, контролю за обо- ротом наркотиков, даны статистические данные, описывающие особенности организации нар- копрофилактической работы в Российской Федерации в мировом сообществе. Цель статьи – опира- ясь на опыт реализации комплексных программ по наркопрофилактике, раскрыть возможности использования здоровьесберегающих технологий в практике работы по наркопрофилактике в на- чальной школе, показать перспективы использования целевых программ в данном направлении. В статье обосновывается возможность использования здоровьесберегающих технологий как средства наркопрофилактики в практике воспитательной и оздоровительной работы массовой школы, представлен опыт формирования здорового образа жизни в учебной и внеучебной деятельности, показаны статистические результаты успешности реализации наркопрофилактиче- ского проекта «Букварь здоровья» с обучающимися начальных классов. В заключении статьи содержится вывод о перспективности использования здоровьесберегающих технологий в органи- зации работы по наркопрофилактике среди младших школьников, значимости формирования у них здравотворческой позиции.
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО БАКАЛАВРА ПРОФИЛЯ «НАЧАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К РАБОТЕ В ИННОВАЦИОННОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УДК: 378:373.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Сергеевна Журавлева ; Василий Петрович Ковалев ;
В научной статье раскрываются критерии, показатели и уровни сформированности профессио- нальной компетентности будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении. Данные критерии, показатели и уровни были разработаны нами в ходе подготовки диссертационной работы по теме «Формирование профессиональной компетентности будущего бакалавра профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении». Нами были определены теоре- тический, мотивационный, практический критерии. Они имеют ряд показателей, необходимых для характеристики диагностируемого явления. Следовательно, научная новизна работы заключается в том, что нами определены критерии и их показатели, в соответствии с которыми охарактеризованы уровни сформированности у будущих учителей начальных классов компетент- ности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Анализ различных подходов к формированию компетентности в процессе профессионального становления будущих бакалавров профиля «Начальное образование» к работе в инновационном общеобразовательном учреждении показал, что она имеет уровневый характер. В педагогической литературе описыва- ются различные подходы к определению уровней профессиональной деятельности. Нами выделены три уровня сформированности у будущих учителей компетентности к работе в инновационном общеобразовательном учреждении – высокий, средний и низкий. Практическая значимость данной статьи состоит в том, что критерии и показатели, выявленные нами, позволяют осуществлять диагностику процесса формирования у будущих бакалавров профиля «Начальное образование» компетентности в области работы в инновационном общеобразовательном учреждении. Кроме того, они могут быть использованы в педагогическом процессе психолого-педагогических факультетов вузов, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров.
РАЗВИТИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ ПО МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
УДК: 371.13,37.016:51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валентиновна Мальцева ;
Статья посвящена одной из актуальной проблем системы высшего профессионального образо- вания – проблеме развития профессиональной компетентности будущих учителей. В статье раскрываются теоретические основы компетентностного подхода, рассматриваются различные подходы к определению понятий «компетенция», «компетентность», «ключевые компетен- ции». Более подробно рассматривается группа информационно-педагогических компетенций как основы педагогической деятельности будущих учителей начальных классов. Практические занятия по методике обучения математике способствуют развитию информационно-педаго- гических компетенций. Рассмотрены различные методы, приемы и технологии развития ком- петенций в ходе проведения практических занятиях по методике преподавания математики. Представлены результаты исследования уровня сформированности информационно- педагогических компетенций будущих учителей начальных классов.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАТИКЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Петр Владимирович Никитин ; Ильдар Васильевич Фархшатов ; Мария Викторовна Литвиненко ;
В статье описана методика обучения будущих специалистов в области информационных техноло- гий (ИТ), в том числе и будущих учителей информатики, основам информационной безопасности на базе междисциплинарного подхода, практико-ориентируемых заданий и метода демонстра- ционных примеров, разработанных авторами с учетом современных тенденций в области информационной безопасности. Под информационной безопасностью в статье понимается защищенность информации и поддерживающей инфраструктуры от случайных или преднаме- ренных воздействий естественного или искусственного характера, способных нанести ущерб владельцам или пользователям информации и поддерживающей инфраструктуры. В результате обучения по описанной в статье методике студенты будут знать основные информационные угрозы, пути несанкционированного доступа к информации, каналы утечки, а также классифи- кацию способов и средств защиты информации. В статье подробно описываются практические задания по каждой из дисциплин (программное обеспечение ЭВМ; информационные технологии; компьютерные сети, интернет- и мультимедиатехнологии; компьютерные сети и информационные системы; методы защиты информации), входящих в методическую систему обучения по данному направлению, которые разработаны авторами с учетом современных тенденций в области информационных технологий и защиты информации. Описанная методика была внедрена в процесс обучения будущих специалистов в области информационной безопасности, в том числе и будущих учителей информатики, в АНО ВПО «Межрегиональный открытый социальный университет» и ФГБОУ ВПО «Марийский государственный университет». Результаты экспе- римента доказывают положительно влияние данной методики на качество обучения студентов в области информационной безопасности (формальные (физические, аппаратные, программные); неформальные (организационные, законодательные, морально-этические)).
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗРАБОТКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В КОЛЛЕДЖЕ
УДК: 377.37.016:51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева ; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье рассматривается роль и значение профессионально ориентированных задач при обучении математике студентов колледжа технического профиля. Сформулированы основные требования к разработке профессионально ориентированных задач, которые необходимо учитывать при их про- ектировании. В учебно-методическом обеспечении курса математики должны содержаться профессио- нально ориентированные задачи, одинаково интересные с профессиональной точки зрения будущим специалистам всех отраслей. Важную роль в создании задач, направленных на формирование профес- сиональной компетентности студентов колледжа, играет контекст: описание ситуации, которое может сопровождаться схемами, графиками, технологическими картами и т. д. Затронуты возможности использования комплектов профессионально ориентированных задач в учебном процессе СПО.
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИНЖЕНЕРИЯ: АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ СТУДЕНТОМ КОМПЕТЕНЦИЙ СТАНДАРТА
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Дмитриевна Старыгина ; Наиль Кашапович Нуриев ; Эндже Анваровна Гибадуллина ;
С введением ГОС 3+ в вузах возник комплекс взаимосвязанных проблем: 1) как составить рабочие программы в компетентностном формате, удовлетворяющие стандарту; 2) какую спроектировать автоматизированную дидактическую систему для реализации этой программы; 3) какую разработать автоматизированную технологию подготовки, чтобы гарантированно достичь качества освоения компетенций, требуемых по ГОС; 4) как организовать автоматизированную диагностику, чтобы объективно оценить уровни развития способностей (умений) разрешать профессионально значимые проблемы на поле компетенций, предусмотренных стандартом. Разумеется, при этом требуется оценить качества освоения любой компетенции из ГОС за каждый год в отдельности на базе освоенных (изучаемых) студентом дисциплин. В работе приводится алгоритм решения четвертой проблемы. Для этого предполагается ввести множество учебных компетенций, которые равным образом влияют на организацию компетенций из ГОС. В целом эта методика позволяет рассчитать, на сколько процентов студент освоил ту или иную компетенцию стандарта в конце семестра.
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н А Кузина ; Светлана Георгиевна Добротворская; Эльмира Робертовна Хайруллина ;
Целью исследования было выявление особенностей технического мышления студентов. Данная статья является обзорной. В ней рассмотрены основные подходы к рассмотрению феномена мышления в целом и технического, в частности. Исходя из анализа содержания научных работ, можно предположить, что, хотя в своих истоках человеческое мышление едино, т. е. сам процесс мышления включает в себя одни и те же операции, тем не менее характер мыслительной деятельности людей различных специальностей имеет специфические особенности. И объясняется это прежде всего тем, что, работая в разных областях, люди имеют дело с различными объектами, которые изучают и создают. Характер, особенности, условия профессиональных задач задают направление, в котором развертывается сам процесс мышления как решение практических задач. И хотя этот процесс оказывается опосредованным внутренними условиями (исходными знаниями, способностями, особенностями нервной системы), объективное же направление и содержание мыслительному процессу задают сами задачи. При проведении анализа технических, производственных задач, можно определить их специфические особенности. Именно в силу специфики технического труда правомерной является постановка проблемы развития технического мышления. Тогда целью развития у студентов технического мышления является формирование способности анализировать факты, явления и процессы физических явлений с позиций логики, в их взаимосвязи и взаимозависимости друг от друга. В заключение можно отметить, что педагогическими условиями развития технического мышления являются: развитие скорости получения информации с помощью различных информационных технологий, обеспечение методической литературой по всем разделам курса физики, прослеживание получения и усвояемости материала с помощью обратной связи, которую необходимо отлеживать постоянно на различных этапах обучения (получения знаний).
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ПОНИМАНИЯ И ОБЪЯСНЕНИЯ ЧЕРЕЗ УЧЕТ РЕЛИГИОЗНОГО И НЕРЕЛИГИОЗНОГО ОТНОШЕНИЯ К МИРУ
УДК: 165
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Голованова ;
Цель данного исследования состояла в изучении механизма влияния учебного процесса на особен- ности понимания и объяснения в зависимости от мировоззренческой ориентации. Была выдвинута гипотеза: формирование целостного понимания и объяснения действительности будет успешным, если педагогическое общение будет строиться на основе коллективных форм деятельности и знания педагогами мировоззренческой ориентации субъектов образовательного процесса. В проведенном исследовании приняли участие студенты вузов г. Йошкар-Олы в количестве 64 человек. Для реали- зации цели была составлена анкета, позволяющая выявить отношения к религии. Анализ данных позволил констатировать наличие групп, достоверно (p ≤ 0,01) отличающихся по степени рели- гиозности – нерелигиозности. Для дальнейшей реализации цели нашего исследования – изучение особенностей формирования целостного миропонимания – был разработан формирующий экспе- римент, основанный на предположении о том, что существенно важную роль в формировании ка- чественного уровня объяснения и понимания играют психолого-педагогические условия, в которых эта информация передается, воспринимается и перерабатывается студентами. В рамках формирую- щего эксперимента получены данные, показывающие, что в результате специально организованного обучения достоверно (p ≤ 0,05) увеличилось проявление осознанности противоречий и активности студентов экспериментальной группы. В проведенном исследовании определены и проверены в учебном процессе психолого-педагогические приемы формирования целостного понимания и объяснения действительности через религиозное и арелигиозное отношение к миру. Установлено, что религиозная и нерелигиозная мировоззренческая ориентация оказывает влияние на восприятие, понимание и объяснение явлений субъектами образовательного процесса в условиях сосущество- вания светской и религиозной культуры. Установлено, что мировоззренческая ориентация оказывает влияние на особенности ориентировки при построении индивидуальной картины мира.
ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМА ЛОКАЛИЗАЦИИ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ
УДК: 159.9
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Владимирович Маланов ;
Обсуждается проблема эволюционного развития и локализации психических функций с позиций «системно-деятельностной» «культурно-исторической» психологии. Выделяются направления научного анализа, где формирование и развитие психических функций рассматриваются как: а) процессы, локализованные между животными организмами и объектами окружающего мира; б) процессы, обеспечивающие ориентировку и организацию активных взаимодействий животных организмов с внешней средой.
ТОРЖЕСТВО СЕРНУРСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ (О ПОЭМЕ Н. А. ЗАБОЛОЦКОГО «ТОРЖЕСТВО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ»)
УДК:
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Аркадьевич Бушков ;
Статья посвящена поэме «Торжество земледелия», написанной классиком русской философской и пейзажной лирики ХХ века Н. А. Заболоцким и ставшей первым опытом в создании им большой поэтической формы. В современном литературоведении ее нередко относят к редкому для российской литературы жанру экологической утопии. Между тем, в этом произведении нашли отражение характерная для поэзии Н. А. Заболоцкого тема преобразования стихии природы созна- тельным творчеством человека, ее связь с историей и даже конкретной географической местностью. В статье впервые в литературоведении как место действия поэмы «Торжество земледелия» рассматривается волостное село Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (ныне поселок и районный центр Республики Марий Эл), где прошли детские и отроческие годы будущего поэта, отобразившиеся во многих его стихотворениях. В ней впервые указывается на связь тематики дан- ного произведения с творчеством ряда известных марийских литераторов-уроженцев этой стороны.
ТЕКСТ В КОМПЬЮТЕРНОЙ ИГРЕ: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК: 81’42,794.05
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. И. Ефимова; Н. И. Моржанаев;
В статье предлагаются возможные филологические подходы к исследованию феномена компьютерной игры, представлен краткий обзор истории академического интереса к данной области. На материале реального коммерческого игрового проекта осуществляется попытка стилистического анализа внутриигрового текста и игровой документации. Статья может быть интересна как филологам, так и специалистам игровой индустрии.
ПОЛИЭТНИЧЕСКОЕ УРАЛО-ПОВОЛЖЬЕ В МОЗАИКЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ (ПОТАМОНИМЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ МИГРАЦИОННЫХ ВОЛН)
УДК: 801.311
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Куклин ;
Проблема Уральского субстрата в топонимии Урало-Волжской области является трудно разрешимой из-за недостаточного и нерегулярного изучения этнической и культурной связи финно-угорских и самодийских народов. Вместе с тем сложно решить проблему этногенеза народов уральской языковой семьи, которые имеют много общего, а также в значительной степени отличаются друг от друга. Такие различия возникли из-за их территориальной разобщенности и от близких контактов с неродственными народами и племенными группами. Различные древние субстраты влияли на их диалекты, что привело к последующей дивергенции в процессе самостоятельной эволюции. Решение вопроса усугубляется тем, что этнический состав Урало-Поволжья разно-образен не только антропологически, но и в языковом плане. Сложная проблема этногенеза Уральской расы дает все основания выдвигать различные гипотезы, не достаточно убедительные и, возможно, ошибочные. Топонимы финно-самодийского происхождения относятся к реликтовым географическим названиям регионов Урало-Поволжья. Они представляют загадку, решение которой утрачено в результате многовековых изменений в фонетическом и смысловом аспектах. Таким образом, названия рек Большая и Малая Юнга (в марийском языке – Кого Йынгы и Изи Йынгы), находящихся по правому берегу реки Волга на территории Горномарийского района Марий Эл, как правило, отождествляются со словом хантыйского языка – «юнк» (‘вода’). Но это название по своему семантическому и внешнему сходству, ближе к ненецкому языку («юнко» – ‘река’), что свидетельствует о его уральском происхождении. Абсолютно очевидна связь гидронима унжа (в марийском языке – «Унчо») с селькупским языком, если сравнить названия водных объектов, отмеченных на картах Урало-Волжской области и Западной Сибири.
НАРЕЧИЯ, СООТНОСИТЕЛЬНЫЕ С ПАДЕЖНЫМИ ФОРМАМИ ИМЕННЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ, КАК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ТЕМПОРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ В ПОВЕСТИ ДИМ. ОРАЯ «ЧОЛГА Ш™ДЫР» ‘НЕМЕРКНУЩАЯ ЗВЕЗДА’
УДК: 821.511.151,81’367.624
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Сидоровна Матросова ; Людмила Ивановна Барцева ; Нина Анатольевна Музурова ;
Статья посвящена выявлению и анализу наречий, соотносительных с падежными формами именных частей речи, как дополнительное средство выражения темпорального значения пред- ложения в повести Дим. Орая «Чолга шўдыр» (‘Немеркнущая звезда’). Цель работы – проана- лизировать наречия, соотносительные с падежными формами, как конкретизаторов временно- го значения глагола-сказуемого – в целом в раскрытии предикативного значения предложения. На основе вышеизложенного, можно констатировать, что наречия соотносительные с падеж- ными формами именных частей речи могут послужить дополнительным средством выражения темпоральной семантики предложения, конкретизируя временное значение глагола-сказуемого.
СЕМАНТИКА ОЦЕНКИ ВО ФРАЗЕОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
УДК: 811.511.141
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Альбертовна Солдаткина ;
Настоящая статья посвящена семантике оценки во фразеологических единицах французского языка. При изучении языка важно знать его грамматический и лексический состав, но для того чтобы «понять» данный язык, важно обратиться и к его фразеологическому составу. Фразеоло- гические единицы несут в своем содержании опыт, накопленный народом, передают описание языковой картины мира данной национальности. Цель исследования – провести анализ отобранных методом сплошной выборки фразеологических единиц с целью выявления превалирующего вида метафор, с помощью которых чаще всего выражается оценочность. Теоретической основой для данной работы послужили труды следующих ученых: В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, И. И. Чернышевой, А. П. Чудинова. При написании статьи были использованы: метод сплошной выборки; метод лингвистического описания; сравнительный метод. Материалом исследования послужили 150 фразеологических единиц французского языка, отобранных методом сплошной выборки и из фразеологических словарей французского языка. Теоретическая значимость заклю- чается в определении особенностей образования фразеологических единиц, с использованием метафор принадлежащих к особому классу.
МЕЖТЕКСТОВЫЕ СВЯЗИ СВЯТОЧНОГО РАССКАЗА Н. С. ЛЕСКОВА С РОЖДЕСТВЕНСКОЙ ПОВЕСТЬЮ Ч. ДИККЕНСА
УДК: 821.161.1 Лесков, 821.111 Диккенс
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ; Ольга Сергеевна Березина ; Инна Николаевна Михеева ; Марина Андреевна Першина ;
Целью статьи является исследование интертекстуальных отношений в процессе жанровой трансформации рождественской повести Чарльза Диккенса в святочный рассказ Николая Лескова. В результате анализа типичных элементов обоих жанров приходим к выводу, что рождественская повесть Ч. Диккенса выступает интертекстемой в святочном рассказе Н. Лескова. Используя доминантные признаки жанра рождественской повести через имплицитные элементы межтекстовых связей (образы, символы, мотивы, сюжетные схемы и идеи), Н. Лесков формирует своего рода формально-содержательную основу своих рассказов. Подтверждением сказанному служит сопо- ставительный анализ рождественских повестей и святочных рассказов по концептуальным для такого рода произведений идейно-смысловым и поэтическим центрам – проводится тщательное сравнительное иследование основных идеологических, содержательных и поэтических точек и сфер (реализации концептов и ценностных категорий). Ценностные категории изображены через вертикальные отношения человек – Бог как оппозиция гуманности и эгоцентризма, моральных и правовых законов. Если у Н. С. Лескова она реализуется в триединстве иерархической модели мира (Бог – царь – отец), то у Ч. Диккенса в двуединстве: Бог – отец.
«ДАЧНЫЙ ТЕКСТ» В ПОВЕСТИ «ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ» И. С. ТУРГЕНЕВА
УДК: 821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина ;
И. С. Тургенев известен как один из самых ярких авторов «усадебного текста» русской литературы. Однако выбор Тургеневым довольно неожиданного, с точки зрения неискушенного читателя, для него хронотопа – житье на даче – вполне понятен. В повести дачное пространство строится по принципу удаления и укрупнения локусов: от маленького дома-дачи – к огромному пространству «за заставой». В каждой части дачного пространства локализуются определенные события: в дачном доме протекает семейная бытовая жизнь, во флигеле Засекиных происходит официальное знакомство героя с княгиней и драматичное прощание с ней, кроме того, это место стало средо-точием сугубо дачных развлечений Образ жизни, сложившийся на даче семьи героя Владимира Петровича, напоминает усадебный образ жизни, тогда как образ жизни в «засекинском доме» типичен именно для дачного образа жизни, как о нем вспоминают современники Тургенева. Жизнь в пространстве «малого» сада изображена Тургеневым как дачная жизнь со всеми ее атрибутами. Система образов и мотивов, неизменно соотносимых читателем с миром усадьбы: сад, пруд, липы, соловей, скамейка в саду, калитка сада, чаепитие, музыка, чтение и др., – перекликается с системой образов и мотивов «дачного текста». Но в «усадебном тексте» все: и сад, и пруд, и липы, – родное, свое, с которым знаком с детских лет. В «дачном тексте» сад, скамейка, даже цветы – чужое, не свое, временно используемое. Тургенев акцентирует знаковые для «дачного текста» образы, хронотоп, мотивы, указывая на ту пропасть, которая лежит между миром высоких чувств, глубоких переживаний, искренних эмоций и душевных порывов и миром обыденным и приземленным, прагматичным и поверхностным.
КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ И НАЦИОНАЛЬНЫХ ЛИТЕРАТУР В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛАХ
УДК: 37.016:821
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зуфарович Хайруллин ;
В статье раскрывается сущность и содержание культуроведческого подхода, направленного на формирование представлений о литературе как о социокультурном феномене, развивающемся в диалоге с другими формами культуры, занимающем значительное место в жизни общества, и осознание художественной литературы как важнейшей составляющей национальной культуры. В системе литературного образования культуроведческий подход позволяет через посредство художественных произведений приобщать учащихся к культуре других народов, их традициям, обычаям, постижения их менталитета, национальной психологии, национального характера и т. д., так как любая национальная литература вбирает в себя достижения отечественной и мировой материальной и духовной культуры, культурные реалии современности и прошлого, специфи- ческие национальные обряды и обычаи, религиозные представления народа. Автор демонстрирует, как культуроведческий подход может быть реализован через постижение учащимися национальных картин мира. В статье показано преломление культурологических идей М. Бахтина и Г. Гачева в методическом аспекте, а также плодотворность объединения культуроведческого и этнокуль- турного подходов в процессе изучения русской и родной литератур.