ВЕСТНИК 3(18)/2015

Название:
ВЕСТНИК 3(18)/2015
Номер:
18
Год:
2015
Дата публикации на сайте:
2015-10-30 09:38:49
Полный журнал в PDF:
ТЕОРИЯ РЕЧИ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РИТОРИКИ
УДК: УДК 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Викторовна Арефьева ; Светлана Александровна Арефьева ;
В статье рассматриваются вопросы, связанные с теоретической основой педагогической риторики как учебной дисциплины, в качестве которой выступает «Теория речи». Цель статьи – раскрыть многоплановый характер дисциплины «Педагогическая риторика», ориентированной на формирование коммуникативной компетентности и культуры речи будущего учителя, для принятия студентами системы норм и правил речевого поведения в будущей профессиональной деятельности, регулирующих отношения учителя с коллегами, учащимися и их родителями; обосновать значимость теории речи как системообразующего компонента содержания педагогической риторики для развития профессионально важных качеств личности, которые необходимы для успешной профессиональной деятельности. В статье определяются задачи изучения теории речи как составной части педагогической риторики, направленной на формирование коммуникативной компетентности обучаемых; обосновывается эффективность компетентностного подхода в процессе обучения педагогической риторике; раскрывается содержание курса педагогической риторики, все темы которой пронизаны речевым аспектом; рассматривается взаимосвязь теории речи со смежными науками (языкознанием, психологией, педагогикой, социолингвистикой, теорией коммуникации, стилистикой и др.), обусловленная как целями профессиональной подготовки будущего учителя, так и содержанием данной дисциплины; описывается вклад отечественных и зарубежных ученых в становление и развитие теории речи и педагогической риторики. В заключении статьи содержится вывод о значимости теории речи для целей формирования профессиональной речи будущего учителя при изучении педагогической риторики в процессе профессиональной подготовки в вузе.
К ВОПРОСУ О МЕТОДАХ КОРРЕКЦИИ СОСТОЯНИЙ СТРЕССА
УДК: УДК 37.015.33
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Борисовна, Аскалонова ;
Данная статья посвящена методам коррекции состояний стресса в период острой адаптации студентов на первом и втором курсах обучения в университете. Феномен стресса объединяет в себе широкий круг сложных по своей природе явлений: психофизиологических, личностных, социальных. Положения о стрессе и общем адаптационном синдроме впервые сформулировал видный канадский ученый H. Selye. Для многих студентов высокие требования учебного процесса вуза нередко приобретают характер травмирующих факторов. Период острой адаптации студентов сопровождается значительным напряжением систем регуляции организма и ростом патологии. В статье обосновывается возможность использования опыта проведения мероприятий профилактического характера, терапии искусством или арт-терапии. Физиологическое влияние арт-терапии заключается в том, что творческая деятельность способствует тонкой дифференциации идеомоторных актов, а также улучшению координации и восстановлению движений. Применение куклотерапии в коррекционной работе личности способствует установлению эмоционального контакта, снятию эмоционального напряжения, развитию психических процессов, расширению кругозора об окружающем мире, профилактике дезадаптивного поведения. Целью дисциплины «Стресс и психологическая защита личности» является формирование у студентов научно-прак¬тических представлений о стрессе и его влиянии на психологию человека в современном мире. Данный курс предусматривает выполнение творческих заданий: изготовление фантастической мягкой игрушки по детским рисункам, релаксационных игрушек различных форм и размеров, с использованием разнообразных наполнителей, изготовление кукол Тильда и т. д. Мобилизация творческого потенциала человека помогает преодолеть стрессовое напряжение, апатию, раскрывает широкие возможности человека и способствует утверждению индивидуального способа бытия в мире. Именно в процессе решения учебных задач успешно осуществляется творческое развитие личности студента, будущего специалиста, профессионала.
ИННОВАЦИОННЫЕ ПРИЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК: УДК 373.2:81’342.22
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Владимировна Дружинина ;
В данной статье отражены инновационные приемы проведения артикуляционной гимнастики с детьми дошкольного возраста. Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Важнейшим направлением логопедической работы является развитие артикуляционной моторики посредством проведения артикуляционной гимнастики. На занятиях, помимо традиционных форм проведения артику-ляционной гимнастики, мы применяем биоэнергопластику. Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Принцип биоэнергопластики – сопряженная работа пальцев и кистей рук и артикуляционного аппарата, движения рук имитируют движения речевого аппарата. Биоэнергопластика включает в себя 6 этапов работы. Биоэнергопластика оптимизирует психологическую базу речи, улучшает возможности ребенка по всем параметрам, способствует коррекции звукопроизношения, фонематических процессов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ И ИХ ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ
УДК: 378.147.88
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Олеговна Зубкова ; Эльмира Робертовна Хайруллина;
Формирование компетенций будущих специалистов требует включения их в практическую де-ятельность. В статье показана необходимость выхода практической деятельности студентов на уровень творческой самореализации для обеспечения эффективности формирования компетенций.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ КАК ОСНОВА АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Сергеевич Калянов ; Евгений Степанович Кошкалов ; Мария Владиславовна Огрина ; Сергей Константинович Савицкий ; Наталья Николаевна Савицкая ; Наталья Николаевна Устинова ; Сергей Леонидович Хаустов ;
Статья представляет собой размышления авторов об использовании современных методов в процессе обучения как основы активизации творческой познавательной деятельности.
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕТСКОМ ОБЩЕСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ
УДК: 371.39
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Алексеевна Лыжина ;
В статье речь идет о проблеме, с которой столкнулись воспитатели детского общественного объ-единения (ДОО) – коллективным играм дети больше предпочитают информационные технологии. Освоение педагогом новых игровых технологий в дошкольном образовании – залог успешного решения проблемы развития личности ребенка. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, т. к. игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью. Она активизирует ум и волю ребенка, глубоко затрагивает его чувства, повышает жизнедеятельность организма, способствует физическому развитию.
ПОДГОТОВКА МУЗЕЙНОГО СПЕЦИАЛИСТА В ВУЗЕ: РОССИЙСКИЙ ОПЫТ И НАЧАЛО ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В МАРИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ
УДК: 069
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Сергеевна Мамонтова ; Сергей Константинович Свечников ;
В статье рассмотрены вопросы содержания музейного образования, а также проанализирована организация учебного процесса по подготовке бакалавров «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия» кафедры социально-культурных технологий МарГУ.
ВОЗМОЖНОСТИ ТЕХНОЛОГИИ СТРИНКАСТИНГ ПРИ ОБУЧЕНИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНФОРМАТИКИ ПРОГРАММИРОВАНИЮ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Петр Владимирович Никитин ; Виктор Григорьевич Васильев ;
В статье рассматривается подготовка будущих учителей информатики в области программирования на основе разработанного электронного образовательного ресурса «Программирование» (ЭОР). Одним из приоритетных направлений развития современной системы образования является постоянное совершенствование процесса подготовки студентов, в том числе и за счет внедрения в образовательный процесс новых информационных технологий. Использование информационных технологий открывает дополнительные возможности как для повышения качества и эффективности процесса обучения, так и для расширения сфер его применения. В этой связи актуальной является разработка адекватных современным идеям развития образования концепций построения и использования компьютерных обучающих средств, в частности электронных образовательных ресурсов, которые призваны помочь преподавателю и учащимся в образовательном процессе. В статье рассмотрены основные проблемы организации обучения студентов разделу «Програм-мирование», который является одним из наиболее сложных в обучении будущих учителей информатики; описаны пути решения данных проблем с использованием разработанного электронного образовательного ресурса. ЭОР позволяет студентам просматривать видеоуроки по изучению определенного языка программирования, лабораторные работы, дополнительный материал (продвинутые лабораторные работы), а также дополнительное программное обеспечение и рекомендуемую литературу. Также в статье описаны возможности технологии стринкастинга (технология, позволяющая передавать для широкой аудитории видеопоток с записью происходящего на компьютере пользователя), проведен анализ программного обеспечения, позволяющего осуществлять данную технологию, приведены критерии рассмотренных программ, даны рекомендации пользователям. Кроме этого, приведены результаты эксперимента, которые доказывают положительное влияние внедрения разработанного на основе технологии стринкастинг ЭОР на качество обучения студентов области программирования.
ИЗУЧЕНИЕ И СОХРАНЕНИЕ НАРОДНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОПЫТА НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
УДК: 37.035.6:371.38
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Ивановна Полевщикова ;
Изучение и сохранение народных традиций и опыта народного декоративно-прикладного искусства нужно начинать со школьниками уже с первого класса. Именно занятия декоративно-при¬кладными ремеслами способствуют развитию творчества, открывают путь к самовыражению, пробуждают фантазию, воспитывают вкус, духовно обогащают. Профессиональное владение тем или иным ремеслом – это то преимущество, которое в дальнейшем даст шанс в индивидуальной трудовой деятельности.
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
УДК: 37.013
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Григорьевна Филиппова ;
В статье рассматриваются проблемы трудового воспитания в современной школе и пути их решения.
КЛАССИФИКАЦИИ СИНТАКСИЧЕСКИХ ОШИБОК В ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УДК: 371.3:37.016
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Христолюбова Татьяна Анатольевна Христолюбова ;
Данная статья посвящена проблеме классификации синтаксических ошибок в лингвистической и методической литературе. Синтаксические ошибки как разновидность грамматических рассматриваются в работах Н. Н. Алгазиной, С. А. Арефьевой, М. Т. Баранова, С. Н. Цейтлин и других исследователей. Одни виды синтаксических ошибок изучены более подробно, другие – менее. В наиболее полном виде классификация синтаксических ошибок представлена в рабо¬тах Н. Н. Алгазиной и С. А. Арефьевой. Анализ литературы по проблеме синтаксических ошибок позволяет сделать вывод, что большинство работ посвящено ошибкам в управлении. Наиболее полной классификацией ошибок в управлении является классификация Г. А. Фомичевой. Ошибки в согласовании рассматриваются в работах Н. М. Белянковой, Л. Варковицкой, Л. В. Требуховской и других. А. П. Еремеева и Г. И. Мишурова подробно описывают синтакси-ческие ошибки в предложениях, осложненных однородными членами. Заслуживает внимания классификация А. П. Еремеевой. Ошибки в нарушении границ предложения, причины, в результате которых она возникает, исследованы Л. П. Алексенко, Н. М. Белянковой и другими. Вместе с тем некоторые исследователи, например, О. Е. Гайбарян и А. В. Кузнецова, М. Я. Крючкова, употребляют понятия «нарушение границ предложения» и «парцелляция» в качестве синонимов. Ошибки в порядке слов описаны в работах Л. И. Величко, Б. С. Мучника, З. Д. Поповой, О. Б. Сиротининой и других. При этом ученые разграничивают ошибки в порядке слов как нарушение норм синтаксиса и норм стилистики. Неоднозначно решается вопрос о квалификации ошибок, связанных с пропуском членов предложения. Так, пропуски слов одни исследователи относят к логическим, другие – к синтаксическим ошибкам. Кроме того, некоторые ученые к синтаксическим ошибкам относят такие ошибки, которые допускаются детьми при синтаксическом разборе предложений. Таким образом, предупреждение и преодо-ление грамматических ошибок в речи учащихся должно опираться на педагогическое прогно-зирование возможных грамматических ошибок учащихся определенного возраста на основе учета особенностей формирования грамматического строя их речи путем ознакомления учащихся с видами грамматических ошибок. Для этих целей необходима классификация морфологических и синтаксических ошибок, построенная в соответствии с изучаемыми грамматическими темами школьного курса русского языка.
К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА В ПЕРИОД ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
УДК: 371.123:371.388
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Римма Геселевна Чулкова ;
В статье рассматривается проблема формирования профессиональной компетентности. Цель исследования – определить педагогические условия, наиболее способствующие становлению профессиональной компетентности студентов – будущих педагогов. Исследование представляет собой анализ результатов анкетирования студентов IV и V курсов на предмет овладения педагоги¬ческими компетенциями до и после педагогической практики. Особую сложность для студентов вызвали умения составить план воспитательного мероприятия и учебного занятия, умение сочетать организацию индивидуальной и коллективной деятельности на уроке. Автор приходит к выводу, что основным условием формирования профессиональной компетентости в период педагогической практики является усиление прикладного, практического характера всего высшего педагогического образования, использование интерактивных методов обучения.
ИСТОЧНИКИ ПЕРЕНОСНЫХ ЗНАЧЕНИЙ В СЕМАНТИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЕ СЛОЖНЫХ ЗООНИМОВ И ФИТОНИМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 811.111’37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Петровна Астанкова ;
Статья посвящена сравнительному анализу источников переносных значений сложных фитонимов и зоонимов в английском языке. Материалом для анализа послужили единицы, отобранные методом сплошной выборки из словаря Webster’s New World Dictionary of the American Language. Для достижения поставленной цели использовался метод анализа словарных дефиниций. Автор выделяет основные модели метафорической и метонимической номинации, участвующие в формировании семантической структуры исследуемых единиц, и признаки, положенные в основу номинации. Проведенное исследование позволяет сделать вывод о том, что метафо-рический перенос участвует в образовании обеих групп сложных единиц значительно чаще, чем метонимический, а активность моделей косвенной номинации в проанализированных группах единиц различается. Большинство сложных зоонимов образованы по модели «неполной мета-форизации», когда референт, обозначенный вторым компонентом, сравнивается с референтом, обозначенным первым компонентом. Представители фауны, как правило, сравниваются с другими животными или с хорошо знакомыми человеку предметами. Метафорический перенос чаще всего осуществляется на основе таких признаков конкретно-чувственного восприятия, как общее сходство, окрас или цвет, форма, а также сходство отдельных частей сравниваемых объектов. Метафоричность сложных фитонимов, как правило, возникает в результате «неполной» метафоризации или полного переосмысления всей основы. Метафорическая номинация растений чаще всего базируется на их сходстве с представителями фауны или с хорошо знакомыми человеку предметами по таким признакам конкретно-чувственного восприятия, как общее сходство, форма, цвет и др. Удельный вес единиц, образованных при участии метонимического переноса, примерно одинаков в обеих группах единиц. Метонимический перенос чаще всего основан на ассоциации «часть – целое», при этом сложные зоонимы и фитонимы, как правило, именуют животное или растение по одному из его признаков, обозначенному сложной основой. Второй компонент обозначает часть тела животного или часть растения, а первый компонент указывает на какую-либо ее характеристику. Взаимодействие метонимического и метафорического переносов значительно чаще сопровождает образование сложных фитонимов, чем сложных зоонимов.
«СЛУГИ СТАРОГО ВЕКА» И. А. ГОНЧАРОВА: ПОЭТИКА КОМПОЗИЦИИ В АСПЕКТЕ ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова ;
Понятие композиции рассматривается в статье как соотношение или расположение каких-то частей произведения (внешняя композиция), которое соотносится с нарративной структурой произведения, то есть с носителями различных «точек зрения» («внутренняя» композиция). Автор исследует композицию «Слуг старого века» И. А. Гончарова в аспекте пространственно-временной «точки зрения», теория которой была разработана Б. А. Успенским. По мнению автора, композиционный прием «точки зрения» является структурообразующим принципом художественного целого.
ГЛАГОЛЫ ДВИЖЕНИЯ В РОМАНЕ С. Г. ЧАВАЙНА «ЭЛНЕТ»
УДК: 821.511.151,81’367.625
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Ивановна Барцева ; Лидия Сидоровна Матросова ; Нина Анатольевна Музурова ;
В данной работе на основе романа С. Чавайна «Элнет» рассматриваются глаголы движения, связанные с общим денотативным компонентом значения «перемещение субъекта в пространстве», т. е. не выражающие значения воздействия на объект. В целях обеспечения последовательности, всесторонности изложения глаголов движения опора делается на их категории направленности, пространственного перемещения, движения с помощью средств передвижения, на характер скорости движения, каждая из которых, в свою очередь, конкретизируется более частными явлениями.
ДОМ В ПРОЗЕ Б. Л. ПАСТЕРНАКА
УДК: 82.09:821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Березина ;
На материале романа «Доктор Живаго», а также переписки Б. Л. Пастернака с М. И. Цветаевой, представителей одного поколения, происходящих из аристократических знаменитых родов, показывается значимость дома для писателя. Детали биографии, наиболее полно отраженные в эпистолярной прозе Б. Пастернака, дают ключ к пониманию многих страниц его творчества, причем письма представляют собой реальную жизнь эпохи. Высоко превозносивший традиции дома, семьи, Пастернак отводил важную роль взаимоотношениям с близкими. Проблема дома и семьи широко представлена в «Докторе Живаго». По мнению Д. С. Лихачева, данное произ-ведение – это род автобиографии, однако, изображая в романе современное ему поколение «безотцовщины», сам Пастернак к нему не относился: социальные катаклизмы не оказали столь разрушающего воздействия на его жизнь. С приходом революции Россия меняется до неузнаваемости: в результате общественных потрясений связи между близкими провисают, утрачиваются. Пастернак, не принявший революцию, приходит к мысли: переделка жизни раз-рушает ее коренные основы. Изображая в романе поколение своих ровесников, унаследовавших духовное богатство XIX века, но живущих в страшное переломное время, Пастернак устанавливает связь: атмосфера семьи, дома напрямую влияет на жизнь человека. События, нашедшие отражение в романе, представлены не совсем традиционно – они даны через призму детства. Синкретизм переживания, восприятия, воспоминания позволяет говорить о непосредственной реализации идеи «преображения» в романе Пастернака как драматического, театрального или музыкального исполнения. Широкое использование образной символики, приема психологизма – через описание картин природы, внутренние монологи и продолжительные разговоры героев – несут главную нагрузку в воссоздании образа дома в романе Б. Пастернака.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЕРБАЛЬНЫХ МАРКЕРОВ В КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВОЙ ПОЭЗИИ (НА МАТЕРИАЛЕ ТАУСЕНЕВЫХ ПЕСЕН ПОВОЛЖЬЯ)
УДК: 82:398.2(470.4)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова ;
В статье представлены отдельные тенденции и закономерности эволюции традиционной (фольклорной) культуры Поволжья во второй половине XX века. В центре ее внимания – региональные образцы зимней календарно-обрядовой поэзии (таусеневые песни). Автор демонстрирует способы и механизмы их трансформации, в частности, и под влиянием свадебных величальных песен приходит к выводу об избирательности и известной органичности данного процесcа. Статья написана на материале, собранном автором во время фольклорных экспедиций, а также хранящихся в архивах научных и образовательных учреждений Поволжья и опубликованных в научных сборниках текстах и описаниях.
АВТОРОЛОГИЯ (РАЗМЫШЛЕНИЯ ОБ ИНДЕКСЕ ЦИТИРОВАНИЯ)
УДК: 82.0
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов;
Статья посвящена проблеме вхождения авторологии в современное литературоведение, использованию и применению авторологических понятий. Автор проводит наблюдение над цитированием своих работ за последние десять лет, приходя к выводу, что именно центральное положение авторологии: автор как субъект деятельности – является в центре обсуждения широкого круга научной общественности.
СМИ КАК ФАКТОР МЕЖКУЛЬТУРНОГО ДИАЛОГА В ОБЩЕСТВЕ РИСКА И ПОДГОТОВКА ЖУРНАЛИСТСКИХ КАДРОВ
УДК: 070
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Николаевна Савинова;
В статье рассматриваются теоретико-методологические вопросы межкультурной коммуникации в исследованиях отечественных и зарубежных авторов, анализируется роль СМИ в установлении диалога и согласия в современном обществе, обращается внимание на имеющую место тенденцию, когда последовательное появление негативных статей в СМИ имеет накопительный эффект и может оказать влияние на оценки людей. Определяются подходы в управлении существующими рисками в этом процессе, раскрываются направления этноконфессионального дискурса, обобщается университетский опыт подготовки журналистских кадров в центре многонационального и многоконфессионального Приволжского федерального округа, в том числе и опыт международного сотрудничества кафедры журналистики Нижегородского госуниверситета и факультета журналистики норвежского университета Волда в этой сфере.
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СУЕВЕРИЙ В РУССКОМ СВАДЕБНОМ ОБРЯДЕ
УДК: 81:392.5
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Евгеньевна Флигинских ;
В статье представлен анализ русских суеверий, связанных со свадебным обрядом. Всего было выделено четыре вершинных узла, каждый из которых состоит из слотов и сабслотов. Вершинный узел 1 «Предвестия» включает слоты «Скорая свадьба» и «Свадьбы не будет». Вершинный узел 2 «День свадьбы» содержит в себе слоты «Планирование свадьбы», «Свадебная церемония», «Свадебные обряды», «Свадебный банкет». Вершинный узел 3 «Внешний вид» состоит из слотов «Платье невесты», «Свадебная фата», «Свадебные украшения», «Цвета», «Обувь», «Свадебные обереги». В вершинном узле 4 «Хорошие/плохие знаки» выделены слоты «Природа», «Животные», «Предметы домашнего обихода», «Действия». Было отмечено большое количество суеверий с апотропейной (защитной) функцией.
ИЩУЩАЯ ЛИЧНОСТЬ В ПОВЕСТИ А. КУПРИНА «ПОЕДИНОК»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Геннадьевна Чеснокова ;
Рассмотрен образ главного героя повести А. Куприна «Поединок», показана «диалектика его души». Ромашов представлен как ищущая личность, унаследовавшая от эпохи начала ХХ века ощущение бездорожья и смятение. Выявлена специфика изображения такого героя Куприным.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ КАК РЕЗУЛЬТАТ СЕМАНТИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ АФРОАМЕРИКАНСКОГО АНГЛИЙСКОГО
УДК: 811.111’373
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Леонидовна Яковлева ; Светлана Викторовна Муреева ;
В статье рассматриваются лексические единицы, заимствованные афроамериканским английским из американского варианта английского языка и образованные путем семантического сдвига или переноса исходного значения лексемы.