ВЕСТНИК 1(21)/2016
- Название:
- ВЕСТНИК 1(21)/2016
- Номер:
- 21
- Год:
- 2016
- Дата публикации на сайте:
- 2016-04-04 14:04:41
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 25
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
УДК: УДК 378.147:802/809
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ильхамия Исхаковна Галимзянова ; Элина Ирковна Муртазина ;
Статья подчеркивает актуальность развития толерантности студентов в системе высшего образо-вания России и необходимость определения теоретических основ этого процесса. Исследование проводилось методом анализа отечественных и зарубежных трудов по теории межкультурной компетентности и толерантности. Авторы обосновывают выбор основных методологических подходов, принципов и условий процесса обучения, а также методов обучения и воспитания студентов Казанского национального исследовательского технологического университета средст¬вами иностранного языка. Коммуникативно-компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный, проблемный и культурологический являются основными подходами при построении процесса развития толерантности. Общедидактическими принципами выступают сознательность обучения, личностно ориентированная направленность обучения; деятельностный характер обучения и обучение как творчество; среди частнометодических принципов обучения отмечены коммуникативная направленность обучения; общение, приближенное к реальному, ориентация обучения на родную лингвокультуру студента. Субъект-субъектный подход, самосовершенствование и толерантность преподавателя, деловой иностранный язык, использование проблемных ситуаций отмечены как основные условия эффективной организации процесса развития толерантности студентов. Авторы подчеркивают необходимость использования как традиционных объяснительно-иллюстративных и репродуктивных методов обучения, так и активных методов – обучение в сотрудничестве, проблемное обучение и метод кейса, биографическая рефлексия, имитационное моделирование, самооценка и ролевая игра. Среди методов воспитания отмечены: формирование сознания через рассказ, беседу, дискуссию, личный пример преподавателя; организация деятельности через приучения и поручения; стимулирование в виде поощрения
и игры. Перечисленные подходы, принципы, методы обучения и воспитания, а также условия организации учебного процесса заложены в основу разработанных авторами учебных пособий.
ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКАЯ ТЕСТОЛОГИЯ: МЕТОДОЛОГИЯ ОЦЕНКИ СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БАКАЛАВРОВ ЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ
УДК: УДК 378:81
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Ивановна Забурдаева ; Инна Валерьевна Казанцева; Анна Леонидовна Коляго ; Ольга Борисовна Шестакова ;
Одной из важнейших задач Федеральной целевой программы развития образования
на 2016–2020 годы является формирование востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов. Программа предусматривает проектно-целевой подход реализации в отличие от классического программно-целевого подхода ФЦП развития образования на 2011–2015 годы. Отсутствие у многих преподавателей знаний в области тестологии приводит к нарушению требований, предъявляемых к структуре, содержанию и оформлению тестовых заданий (ТЗ) согласно международному стандарту IMS QTI и системе менеджмента качества применительно к разработке, производству и реализации тестов и программных продуктов. Традиционно в качестве основных критериев качества тестовых материалов (ТМ) рассматривают валидность и надежность, расчет количественных значений которых осуществляется с использованием экспериментально-статистических методов, основанных на эмпирической обработке результатов тестирования испытуемых. В статье описываются теоретико-методоло¬гические требования при составлении тестовых заданий по иностранным языкам согласно Общеевропейским компетенциям, а также методика создания качественных тестовых материалов с последующей разработкой технологии их сертификации, которые позволят обеспечить достоверную оценку учебных достижений обучающихся в учреждениях профессионального образования. В статье обобщается имеющийся в мировой и отечественной науке опыт разработки и оценивания тестов по иностранным языкам в контексте подготовки будущих учителей в условиях университетского образования. Также уделяется внимание описанию последовательности действий, направленных на определение ожидаемого процента выполнения теста испытуемыми. При этом особый акцент делается на возможности образовательной платформы LMS Moodle при осуществлении контроля сформированности компетенций студентов-бакалавров факультета иностранных языков
ТРУДНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЧИННЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ТЮРКОЯЗЫЧНОЙ АУДИТОРИИ
УДК: УДК 81:001.4/16.01.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Жаныл Аблазовна Калдыбаева ;
Статья посвящена определению трудностей овладения тюркоязычными студентами предложно-падежными конструкциями и установлению их причин. Для тюркоязычной аудитории определенные трудности представляет усвоение особенностей употребления различных при-чинных конструкций в зависимости от стиля речи. Как показывает практика, при усвоении предложно-падежных сочетаний и сложноподчиненных предложений с придаточной частью причины наибольшую сложность для студентов национальной аудитории представляет в первую очередь само значение причины в связи со сложностью и разнообразием выражения причинных отношений в русском языке и стиля речи. В работе дается подробный анализ трудностей,
связанных с многообразием и сложностью выражения причинных отношений в русском языке, а также трудностей, вызванных интерференцией родного языка. По результатам исследований показано, что для преодоления трудностей, связанных с усвоением структурных особенностей причинных сложноподчиненных предложений русского языка необходимо проводить систе-матические речевые тренировки в употреблении причинных предложений. Целесообразно
выполнять задания на самостоятельное конструирование их по образцам с контролем пра-вильности, выполнять упражнения на замену позиции придаточных частей, перевод с родного на русский язык и наоборот.
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ (ПРЕДДИПЛОМНАЯ) ПРАКТИКА В ПРОГРАММЕ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: УДК 378:371.38
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Геннадьевич Коротков; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации производственной (преддипломной) практики будущих бакалавров педагогического образования. Представлен анализ опыта работы по организации производственной (преддипломной) практики бакалавров по направлению «Педагогическое образование «Технология». Основное внимание в работе
авторы акцентирует на том, что производственная (преддипломная) практика является составной частью процесса подготовки будущих бакалавров. В статье анализируются цели, общие
и частные задачи производственной (преддипломной) практики. На основе обобщения опыта организации экспериментально-исследовательской работы в ходе производственной (предди-пломной) практики бакалавров профиля педагогическое образование авторами предложен ряд требований к выполнению выпускной квалификационной (бакалаврской) работы. В статье ана-лизируются проблематика и трудности организации и проведения производственной (предди-пломной) практики. На основе обобщения опыта организации производственной (преддипломной) практики вводится в научный оборот термин «специальные умения и навыки» необходимые будущему бакалавру профиля «технология». Данный термин дополняется также рассмотрением перечня специальных, конструкторско-технологических умений и навыков, необходимых будущему бакалавру профиля «технология», среди которых авторы выделяют: конструкторские, технологические, экономические и графические, без которых невозможно формирование
квалифицированного учителя, бакалавра-профессионала, способного успешно выполнять работу в соответствии с требованиями профессиональной характеристики Государственного стандарта высшего профессионального образования. Авторами рассматриваются ключевые этапы произ-водственной (преддипломной) практики с кратким изложением теоретических вопросов.
Значительное внимание уделяется описанию функций и обязанностей руководителей практики. Обосновывается мысль о том, что производственная (преддипломная) практика будущих бакалавров направлена на углубление студентом первоначального профессионального опыта, развитие общих и профессиональных компетенций, проверку его готовности к самостоятельной трудовой деятельности. На основании анализа авторы приходят к выводу, что при любых вариантах организации практики необходимо исходить из нескольких принципиальных поло-жений, которые, безусловно, будут интересны руководителям практики и педагогам направления «Педагогическое образование».
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТА
УДК: УДК 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье рассматриваются основные социально-экономические и педагогические предпосылки формирования качеств будущего специалиста, которые образуют прочную основу для успешной реализации конкурентоспособного поведения. В свете требований рыночной среды к подготовке студентов анализируются возможности, рассматриваются предпосылки формирования конку-рентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе университета. Обозначена следующая группа социально-экономических и педагогических предпосылок формирования конкурентоспособности будущего специалиста в образовательном процессе высшей школы. Первая группа предпосылок сопряжена с многогранным и неоднозначным процессом смены парадигм в образовательной сфере, становлением новой концепции образования, удовлетво-ряющей растущим потребностям личности и динамично развивающегося социума в условиях внедрения инновационных технологий обучения. Вторая группа предпосылок связана с особен-ностями развития информационного общества: увеличением объема производимой информации, увеличением информационного потребления, развитием современных информационных технологий. Третья группа предпосылок возникает в связи с интеграционными процессами
в образовании: развитием системы обучения на протяжении всей жизни (lifelong learning),
преемственностью уровней образования, модернизацией учебных дисциплин, внедрением новых учебных дисциплин, сформированных на основе принципа интеграции. Четвертая группа предпосылок основана на решении проблем качества образования: усиление требований к уровню профессионализма преподавателей; изменение ожиданий, возлагаемых на образование; расширение спектра развития человеческого потенциала, образовательных возможностей личности. В контексте современных условий модернизации образования выявляются теоретические подходы к определению индивидуальных качеств, формулируется теоретико-практическая база исследования конкурентоспособности выпускника вуза. Акцентируется внимание на тех факторах, которые служат препятствием реализации конкурентоспособного поведения личности.
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ЭЛЕМЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛНОЦЕННОГО ГРАЖДАНИНА ПАТРИОТА
УДК: УДК 37.001.63
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Владимирович Лущиков ;
В статье рассмотрена проблема проектирования воспитательного процесса в образовательных организациях; рассмотрена возможность использования событий, связанных с юбилеем Победы
в Великой Отечественной войне, как основы для построения воспитательной системы. Рассмотрен существующий опыт организации мероприятий, направленных на развитие патриотизма в среде молодежи в профессиональных образовательных организациях Челябинской области. Россия, оказавшаяся в сложных экономических и внешнеполитических условиях, вынуждена реагировать на вызовы времени. К сожалению, в данный момент в России имеются проблемы с организацией патриотического воспитания молодежи. Развитие патриотизма рассматривается как необходимость и один из действенных способов нивелирования различного рода конфликтов и проблем воспитания подростков. Описываются основные проблемы при проектировании воспитательного процесса в образовательной организации и формировании патриотической направленности воспитанников. Проектирование представлено как действенный механизм по разработке
и внедрению в практику педагогов проектов воспитательной деятельности.
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ГРАНТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ В ВУЗЕ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Сергеевна Мамонтова ;
Статья посвящена актуальной проблеме корректировки и управления научно-исследова¬тель¬ской деятельности современного вуза. Одним из наиболее результативных способов развития вузовской науки и доведения ее показателей до уровня мировых стандартов является тематичес-кая комплексность и целостность проводимых научных исследований. Деятельность вуза в целом
складывается из работы отдельных структурных подразделений – кафедр. Основные направления научной деятельности кафедр: учебная, научно-методическая деятельность, подготовка аспирантов и соискателей, подготовка и опубликование монографий, стимулирование научных исследований студентов и т. д. Но, исходя из контекста современной ситуации в научной сфере нашей страны, в статье особо выделены следующие направления: широкое использование грантовой и хоздоговорной деятельности в реализации коллективных и индивидуальных научных проектов.
На примере деятельности отдельной кафедры социально-культурных технологий Марийского государственного университета раскрывается подход к выстраиванию научно-исследова¬тельской деятельности отдельного структурного подразделения. В статье раскрывается суть комплексной темы исследований – социокультурные институты и культурные практики в Республике Марий Эл. Обосновывается ее выбор, который обусловлен полиэтничностью региона и реальными динамичными процессами, происходящими в культуре Республики Марий Эл и в финно-угорской культуре в целом. С 2009 года (дата основания кафедры) накоплен значительный материал
по различным аспектам социокультурного развития Республики Марий Эл: состояние и развитие музейного дела, библиотечной сети, образования в сфере культуры. Представлена краткая
характеристика проектов, которые направлены на исследования деятельности социокультурных институтов и агентов (субъектов) культуры по созданию, развитию, распространению, изменению, сохранению и передаче культурных ценностей и продуктов.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
УДК: УДК 377.112.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Станиславовна Русских ;
В новых социально-экономических обстоятельствах процесс обучения выпускников профес-сиональных образовательных организаций должен быть ориентирован на развитие компетент-ностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функцио-нальной грамотности. Условно уровень функциональной грамотности фиксируется в выражениях: «Современный гражданин, россиянин… должен знать и уметь…», и определяется для каждой страны с учетом специфики культурного и регионального развития. Современные исследователи определяют функциональную грамотность как социально-экономическое явление и связывают уровень ее сформированности с уровнем благосостояния населения и государства в целом. Именно поэтому вопросы грамотности становятся актуальными только тогда, когда встает вопрос
о ликвидации возникших пробелов в той или иной области знаний. На уровне стратегии развития страны задачи, связанные с повышением финансово-экономической грамотности населения, включены в перечень приоритетных направлений государственной деятельности. Сформированная функциональная финансово-экономическая грамотность выступает в качестве важного фактора способствующего повышению стабильности финансовой системы, росту общей конкурентоспособности российской экономики, обеспечивает устойчивость финансового благосостояния населения в долгосрочной и краткосрочной перспективе. В качестве одного из методов исследования процесса формирования функциональной финансово-экономической грамотности у студентов непрофильных специальностей колледжа использован метод моделирования, позволяющий изучить объект с помощью построенной модели. Модель учитывает интеграцию целей, задач
и функций каждого структурного компонента формирующего финансово-эконо¬ми¬ческую гра-мотность – содержания, организационных форм, технологий и комплекса дидактических условий. Образовательный процесс в рамках разработанной модели отличается гибкостью, вариативностью, мобильностью. Это позволяет педагогу быстро реагировать на экономические изменения, происходящие в обществе, на требования, предъявляемые обществом к уровню подготовки специалистов, и предлагать материал актуальный для студентов разных направлений обучения.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИСТАНЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Борисовна Таренко ;
Постоянное развитие отрасли информационных технологий определяет совершенно новые задачи
и принципы работы для высших учебных заведений: не просто качественное образование в узких рамках будущей профессии, а обучение студента целому спектру профессиональных умений
и навыков, позволяющих максимально быстро и эффективно приступить к выполнению своих обязанностей в рабочей среде. Изменение требований к подготовке бакалавров связано с появле-нием теоретических и практических задач нового типа, отличающихся системным и междис-циплинарным характером, нестандартностью, не имеющих однозначных и простых решений. В быстро меняющемся информационном обществе возникла необходимость подготовки не просто специалиста, способного выполнять деятельность в определенной сфере, а человека, способного осваивать новое, самостоятельно принимать решения, готового к самообразованию и способного преобразовывать себя. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска новых подходов к формированию профессиональных качеств будущих специалистов в области информационных технологий. Динамичный, инновационный характер ИТ-отрасли приводит к «модернизации» содержания традиционных профессий, определяет новые функции специалистов, владение которыми становится неотъемлемой частью профессионализма работников в области ИТ. В статье раскрываются особенности применения дистанционных технологий при подготовке студентов информационно-ориентированных направлений подготовки и рассматриваются вопросы практико-ориентированного подхода к формированию профессиональных компетенций студентов.
ИНТЕГРАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО И КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДОВ В ПРОЕКТНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: УДК 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльмира Робертовна Хайруллина ; Лейсан Раисовна Фатхуллина ; Ирина Вячеславовна Вяткина ;
В статье рассмотрено становление категории «компетентность», понятия «корпоративная культура», показана значимость компетентностного образования. Выделено 3 основных компе-тенций, которые относятся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; деятельности человека, раскрыта их сущность. Обозначено 9 корпоративных компетенций, необходимых для наиболее качественной реализации проектно-творческой деятельности. Рассмотрено формирование корпоративной культуры при выполнении студентами проектно-творческих заданий, дано определение понятию «корпоративная культура студента». Корпоративная культура студента – обобщенная характеристика, мотивации, ценностно-смысловые ориентации, знания, умения (корпоративные компетенции), а также способности к их саморазвитию и самореализации в условиях реализации групповых задач, в том числе при выполнении групповых проектно-твор-ческих заданий.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В ШКОЛЕ
УДК: УДК 811.161.1:371.214.19
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Анатольевна Христолюбова ;
Данная статья посвящена методике факультативов по русскому языку в школе. Факультативные занятия, впервые введенные в 1967–1968 учебном году, по русскому языку являются неотъемлемым компонентом всей учебно-воспитательной работы в школе. В данной работе рассматриваются общие вопросы преподавания учебной дисциплины «Факультативные и элективные курсы по русскому языку в школе» в вузе на историко-филологическом факультете Марийского государст¬венного университета: цель, задачи и содержание учебной дисциплины, перечисляются знания и умения студентов, которые необходимо сформировать при изучении указанной дисциплины. В статье предлагаются задания и вопросы для рассмотрения на практическом занятии темы «Разнообразие программ факультативных курсов по русскому языку в школе», а также дается список литературы к теме.
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: УДК 796.015
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Вениаминовна Ямбаева ;
Статья посвящена проблеме подготовки студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности, что является неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В статье раскрыты основные понятия – соревновательная деятельность, физическая подготовленность. Соревновательная деятельность предусматривает демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии с присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов. Специфика соревновательной деятельности во многом определяет направление и содержание подготовки спортсменов (принципы, отбор, средства, методы, контроль др.). Соревновательная деятельность тесно связана
со спортивным результатом. Это обусловливает необходимость тщательного изучения содержания соревновательной деятельности, выявление факторов, определяющих достижение высоких спортивных результатов. Неотъемлемой составляющей подготовки к соревновательной деятельности выступает физическая подготовленность студентов. Физическая подготовленность – это возможности функциональных систем организма. Она отражает необходимый уровень развития тех физических качеств, от которых зависит соревновательный успех в определенном виде спорта. Физическая подготовленность – одна из сторон подготовки в физическом воспитании, спорте, связанная
с воспитанием физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, координационных способностей и др.). Общая физическая подготовка – это процесс совершенствования двигательных физических качеств, направленных на всестороннее и гармоничное физическое развитие человека. Специальная физическая подготовка – это процесс развития физических качеств и умений,
которые являются предпосылкой быстрейшего овладения конкретными техническими приемами.
ОСОБЕННОСТИ СКЛОННОСТИ К РАЗЛИЧНЫМ ВИДАМ ЗАВИСИМОСТИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ
УДК: УДК 159.922.7:376
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Голованова ;
Цель данного исследования состояла в изучении особенностей проявления зависимостей у студентов высших учебных заведений. Была выдвинута гипотеза: студенты вузов склонны к различным типам зависимостей и имеют особые черты зависимого поведения, среди которых можно выделить гендерные отличия и отличия по видам учебной деятельности (специальностям). В проведенном исследовании приняли участие студенты вузов. Анализ данных позволил констатировать наличие весьма невысоких показателей предрасположенности к аддиктивному поведению. При исследовании гендерных различий склонностей студентов к зависимостям были обнаружены явные различия по таким видам склонностей к зависимому поведению, как: «трудовая зависимость», «пищевая зависимость», «лекарственная зависимость», «наркотическая зависимость», «сексуальная зависимость». Были проанализированы проявления каждой зависимости по профилям факультетов, выяснилось, что принадлежность к тому или иному факультету не влияет на развитие склонностей к зависимо-стям у студентов. Кроме того, были проанализированы изменения особенностей склонности к различным зависимостям при переходе от курса к курсу. Были обнаружены значимые (p < 0,01) изменения по таким видам зависимости, как «компьютерная зависимость» «трудовая зависимость». Таким образом, в проведенном исследовании установлено, что у представленной данной группы субъектов учебного процесса проявляется средняя склонность к зависимому поведению.
СВОБОДА СЛОВА И СВОБОДА ПЕЧАТИ КАК ФАКТОРЫ ПОРОЖДЕНИЯ КОНФЛИКТОВ В ОБЩЕСТВЕ
УДК: УДК 070:316.485
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгений Валерианович Суслов ;
Сформулированная в статье проблема актуализируется необходимостью выяснения причин, порождающих конфликты в процессе реализации режима свободы печати и свободы слова, доказательства тезиса об отсутствии деструктивного компонента в подобных конфликтах, доказательства наличия общественного блага при условии их институционализированности. Автором также ставилась задача определениz степени противоречивости между этими общественными явлениями, которые при определенных обстоятельствах могут перерасти в конфликт, заслуживающий иссле¬довательского внимания. Результатом работы исследователя стали выводы о том, во-первых, что в условиях демократического устройства государства конфликты, порождаемые СМИ в результате воплощения принципа свободы печати, воспринимаются как явления привычные и даже желательные, поскольку выступают одним из индикаторов политической устойчивости государства.
Во-вторых, определенная часть граждан, воспринимающая свободу печати как естественное
и неотчуждаемое право, испытывают информационную фантомность от недостатка в адекватной информации и невозможности обсуждать актуальные темы на привычных информационных площадках. В-третьих, существует прямая связь между свободой печати и свободными выборами, поскольку воля избирателей, выраженная на выборах, может быть результативной тогда, когда она является продуктом широкого спектра мнений при информировании. В-четвертых, наиболее значимым фактором усиления противоречия между свободой печати и свободой слова является нарушение профессиональной этики, совершаемое журналистами, а именно – профессионального долга и профессиональной совести, которые повелевают журналистам объективно и полно
информировать аудиторию.
МАРИЙСКИЕ ЗАПРЕТЫ: К ВОПРОСУ О ПРИРОДЕ И СПЕЦИФИКЕ
УДК: УДК 811.511.151+398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Статья посвящена исследованию такого жанра марийского фольклора, как ойöрö – запреты.
В ней определяется специфика жанра, устанавливается связь этого жанра с другими жанрами фольклора. Запреты восходят к древним языческим представлениям народа, когда в эпоху племенных культов создавались объекты поклонения и по отношению к ним вырабатывалась определенная система взглядов и представлений, в том числе разнообразные поверья, суеверия и табу. Стройность композиции, краткость ойöрö обеспечивает его доступность, прочность усвоения; включенность запретов в такие жанры, как сказка, песня, легенда, быличка, короткая история
и др., способствует наглядности восприятия, системности и последовательности в воспитании и обучении. Функция запретов заключается в том, что они были призваны подчеркнуть почтительное отношение к объектам поклонения. Их соблюдение должно было обеспечить покровительство высших сил, безопасность и благополучие рода и семьи, а также отдельного человека.
РИТМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРОЗЫ В РОМАНЕ И. А. ГОНЧАРОВА «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ»
УДК: УДК 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова ; Иннокентий Сергеевич Радыгин ;
Авторы статьи обращаются к малоизученному аспекту в гончароведении – ритму художест-венной прозы. Целесообразность изучения ритма определяется тем, что он служит неким эсте-тическим маркером художественности литературы. Объектом изучения является первый роман И. А. Гончарова – «Обыкновенная история». Предмет исследования – ритм художественной прозы. Цель статьи – выявить некоторые ритмообразующие факторы в первом романе писателя. Ритм рассматривается на разных уровнях художественного текста: сюжет; мотивика; система персонажей. В статье прослеживается сюжетная любовная линия Александра Адуева, и ритм позволяет обнаружить цикличность эмоций, чувств, настроений, любовных переживаний Александра. Кроме того, ритм мотивов данного романа может поддерживаться разными ситуативными
моментами. Ритм позволил авторам статьи выявить закономерности в персонажной системе: ритм художественных образов Александра и Петра Адуевых создается то сопоставлением,
то противопоставлением характеров героев; то сопряжением, то отталкиванием их друг от друга. В статье выявляются некоторые приемы ритмообразования художественной прозы: система повторов и оппозиций; ритмическая симметрия и ассиметрия. Важным из наблюдений авторов статьи является то, что ритм в романе неравномерен и может стать или четким и напряженным, или, наоборот, неявным и ослабленным. В ходе исследования авторы приходят к основному выводу: ритм является основным фактором не только формообразования, но и важнейшим
показателем эстетически совершенной прозы, так как возникает благодаря осознанной и осмысленной работе писателя над ним. Благодаря ритму роман обретает экспрессивность, легкость,
сюжетно-композиционную упорядоченность и индивидуальность авторского повествования.
ЛЕКСИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ В НАУЧНЫХ ТРУДАХ И. Г. ИВАНОВА
УДК: УДК 821.511.151,81’367.625
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Ивановна Барцева ; Лидия Сидоровна Матросова ; Нина Анатольевна Музурова ;
Статья посвящена научному анализу лексических инноваций, созданных профессором И. Г. Ивановым. Анализу подверглись 8 его работ: три книги, одна монография и три статьи. Из указанных источников извлечено 506 неологизмов. Цель работы – проанализировать способы образования неологизмов и вопросы обогащения лексического состава марийского языка за счет новообразований. В исследовании отмечается, что в марийском языке продуктивным способом словообразования является суффиксация. Однако ученый в своих трудах использовал и другие способы, такие как: лексико-синтаксический (чистое сложение, сращение, слияние), морфолого-синтак¬си¬ческий, сложносуффиксальный, лексико-семантический, использование диалектных слов, употребление сочетания слов, объединенных присоединительной интонацией и использование «удачных слов» (по мнению Иванова И. Г.) 20–30 годов XX века – 29 лексем: йырюж ‘атмосфера’, тистер ‘алфавит’, тиште ‘знак’, тодыш ‘спряжение’ и т. д. Несмотря на положительные
тенденции в развитии лексического состава марийского языка, в условиях бурного развития общества национальный язык недостаточно употребляется в таких важных сферах жизнедеятельности, как социальная, политическая, экономическая, религиозная. Для полноценного функционирования языка народ мари ощущает недостаток собственных лексических средств, поэтому одним из путей выхода из этой ситуации профессор И. Г. Иванов видел необходимость сознательного вмешательст¬ва в словообразовательный процесс родного языка. Безусловно, не все лексические единицы, созданные И. Г. Ивановым, можно считать удачными, такие как шижык ‘чувство’, руштык ‘алкоголь’, колык ‘слух’ (Иванов), йолташчык ‘недруг’ и т. д. Подобные слова звучат
в языке искусственно, народ, конечно же, не будет их принимать. Несмотря на указанные
недостатки, основные идеи неутомимого лингвиста о пополнении лексического состава
марийского языка за счет новообразований были верными и необходимыми.
ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН ЖАНРА СКАЗКИ (ФОЛЬКЛОРНЫЕ СЮЖЕТЫ И ФОРМЫ ИХ ИНТЕРПРЕТАЦИИ В ПРОЗЕ МОЛОДЫХ АВТОРОВ)
УДК: УДК 82-343.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Игоревна Ефимова ; Екатерина Андреевна Плотникова ;
В центре внимания данной статьи – особенности интерпретации жанра сказки представителями молодежных сообществ (толкинисты, поттеристы, геймеры) и начинающими писателями –
лауреатами премии «Дебют» в номинации «Малая проза» (2009–2014 гг.). В молодежной куль-туре сегодня жанр фольклорной сказки используется как один из способов жанрообразования, создания на ее основе собственных повествовательных моделей. В творчестве самодеятельных авторов фольклорные универсалии могут сохранять свою традиционную природу, а могут и претерпевать различного рода трансформации. Особое место среди них занимают так называемые «обращения» (своеобразное отталкивание от образца, придание ему противоположного смысла и значения), изучение которых позволяет установить, как/каким образом то или иное сообщество интерпретирует тот или иной сказочный код, склонно ли оно к восстановлению или разрушению традиций «исходной» культуры. В сказочных повествованиях начинающих писателей Алисы Ганиевой и Евгения Бабушкина обнаруживаются как традиционные (использование сюжетов, мотивов, отдельных структурных моделей и составляющих образов-персонажей и др. собственно фольклорных сказок), так и инновационные элементы (характер соотношения заголовков и подзаголовков, трактовка двоемирия как свойства сознания ребенка в целом, использование приемов остранения, и некоторые другие). Продуктивным приемом создания собственно молодежной литературной сказки, как показал анализ «Странных сказок» А. Ганиевой и «Сказок для бедных» Е. Бабушкина, является погружение ее героев в современную действительность, в результате чего, как считают многие современные исследователи, и возникают особого рода отношения между популярной культурой и литературой и фольклором; в данном случае массовая культура рассматривается как «современный аналог фольклора, городского эпоса и мифа».
МЕТАФОРЫ СО СФЕРОЙ-ИСТОЧНИКОМ «МУЗЫКА» В РОМАНЕ ДЖ. ХАРРИС «ЕЖЕВИЧНОЕ ВИНО»
УДК: УДК 81’373.612.2:82–31
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Камышева ;
Статья посвящена исследованию музыкальных метафор в романе Дж. Харриса «Ежевичное вино». Музыкальные метафоры рассматриваются с точки зрения когнитивной лингвистики, в частности, теории концептуальной метафоры, теории метафорического моделирования и дискурса анализа. Методика исследования позволяет выделить основные концепты в ментальном пространстве автора. В данной статье теория концептуальной метафоры и теория метафорического моделирования применяются к анализу музыкальных метафор, которые находят место в романе Дж. Харриса «Ежевичное вино». Музыкальные метафоры в романе «Ежевичное вино» являются малочастотными (было обнаружено и проанализировано 15 музыкальных метафор). Однако, согласно теории метафорического моделирования, в данных метафорах удалось выделить развернутую систему фреймов и слотов, что, вероятно, свидетельствует о разнообразии подобных метафор в исследуемом романе. Метафоры были классифицированы в зависимости от основных фреймов: «Звучание музыки», «Исполнитель», «Музыкальные инструменты», «Игра на музыкальных инструментах». При этом наиболее частотными являются метафоры звучания музыки и исполнителя. В романе
Дж. Харриса «Ежевичное вино» подобные музыкальные метафоры характеризуют людей, природу и артефакты. Следует отметить, что такие метафоры не проявляют значительное расхождение в их количестве. Предполагаем, это связано с тем, что главные герои романа находятся в тесном взаимодействии с природой и вещами. С точки зрения структуры в исследуемом романе были обнаружены стертые и оригинальные метафоры. При этом наблюдается доминирование оригинальных метафор. Вероятно, это свидетельствует о проявлении креативности и эрудиции писателя.
РАЗНОВИДНОСТИ АССИМИЛЯЦИИ ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ В РЕЧЕВОМ ПОТОКЕ ЛУГОВЫХ И УРАЛЬСКИХ МАРИ
УДК: УДК 809.452.1-4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Куклин ;
Диалектная система лугового наречия марийского языка охватывает моркинско-сернурский, волжский, йошкар-олинский говоры. К луговому наречию, по мнению Л. П. Грузова, примыкает также сардаяльско-арборский говор, имеющий ряд общих черт с восточным наречием. И. Г. Иванов, придерживаясь предварительных выводов, содержащихся в итогах диалектической экспедиции Н. Т. Пенгитова, в состав лугового наречия включает уржумский говор, распространенный
в Уржумском районе Кировской области и в части Мари-Турекского района Республики Марий Эл. Язык уральских мари состоит из двух говоров: красноуфимского и кунгурского. Уподобление гласных и согласных звуков в речевом потоке луговых и уральских мари является главной закономерностью марийской фонетической системы. В восточномарийских диалектах гармония гласных основывается на признаках ряда и огубленности, в связи с чем соответственно различаются две разновидности сингармонизма: палатально-велярная и лабиальная. По закону палатально-веляр¬ной гармонии в слове могут выступать гласные только одного ряда. Тем не менее почти в каждом говоре обнаруживаются случаи, не подчиняющиеся этой закономерности. Так, в основных говорах лугового наречия особое безразличие по отношению к предшествующим звукам проявляют среднерядные [а], [ы], в красноуфимском говоре к таковым относятся переднерядные [и], [э]. Лабиальная гармония тесно связана с палатально-велярной: конечный гласный слова (словоформы) уподобляется ударному гласному не только по огубленности или неогубленности, но и по принадлежности к тому или иному ряду. Уподобление соседствующих звуковых сегментов или близкостоящих согласных звуков – одно из фонетических явлений консонантизма. В зависимости от структуры и особенностей фонетической системы диалектов марийского языка оно проявляется по-разному: по звонкости или глухости, способу образования и месту артикуляции. Оно может быть частичным или полным, проявляться в прогрессивном или регрессивном направлении.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА РЕГИОНА КАК ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ (ИЗ ОПЫТА НАЧАЛА XX ВЕКА)
УДК: УДК 82'282
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Федоровна Мышкина ;
В статье проанализированы пути зарождения и становления национальных литератур народов Поволжья и Приуралья в первой третьи XX столетия. Особое внимание уделено понятиям «национальный стиль», «национальное мировоззрение», «генезис», «жанры литературы», «драматургия
и театр». Выявлены общие и специфические черты национальных литератур. Изучение истоков литератур наиболее актуально с точки зрения формирования их типологии. В данном русле наиболее продуктивными методами являются сравнение и сопоставление литературных явлений и фактов, компаративистский анализ художественных текстов. В исследовании сформированы типологические группы национальных литератур, в основе которых лежат или религиозная (христианство – у чувашей, удмуртов, мордвы, мари; ислам – у татар и башкир), или языковая (тюркская – чуваши, татары, башкиры и финно-угорская – мордва, мари, удмурты, коми)
составляющая. Более того, по нашему мнению, на особенности национального художественно-эстетического мышления не в последнюю очередь влияют традиционные формы ведения хозяйства (земледелие – чуваши, мари; скотоводство – татары, башкиры; рыболовство и охота – удмурты; оленеводство – коми), социальной структуры и общественного уклада жизни (патриархально-общинные и родово-племенные отношения).
ОБРАЗНАЯ ПАРАДИГМА ‘НЕЧТО СТАТИЧНОЕ ЦЕЛОЕ, ПРЕДСТАВЛЯЮЩЕЕ СОБОЙ ВМЕСТИЛИЩЕ’ → ‘КОЛИЧЕСТВО’
УДК: УДК 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Львовна Нигматзянова ; Наталья Васильевна Меркушина ;
В поле исследования находятся имена существительные русского и английского языка, которые выполняют функцию метафорического обозначения неточного количества, будучи в настоящее время в статусе узуальных семантических дериватов. Анализ материала проводился на основе методики выявления образных парадигм абстрактов. В результате анализа выявлены две образные парадигмы абстрактов: 1) ‘нечто статичное целое’ → ‘количество’; 2) ‘нечто динамично-статичное целое’ → ‘количество’. Парадигма абстрактов ‘нечто статичное целое’ → ‘количество’ в обоих языках используется как путь семантической деривации для образной номинации как большого количества, так и малого. Как показал анализ, парадигма абстрактов ‘нечто статичное целое’ → ‘количество’ делится на четыре подпарадигмы: 1) нечто статичное целое, представляющее собой совокупность’ → ‘количество’; 2) ‘нечто статичное целое, представляющее собой вместилище’ → ‘количество’; 3) ‘нечто статичное целое, имеющее большую / малую величину’ → ‘количество’;
4) ‘нечто статичное целое, представляющее собой часть другого целого’ → ‘количество’. В данной статье рассматриваются имена существительные русского и английского языка, реализующие при семантической деривации образную парадигму ‘нечто статичное целое, представляющее собой вместилище’ → ‘количество’. Внутри данной парадигмы выделены аналогичные и неаналогичные для русского и английского языков конкретные образы.
СЕМАНТИКА ОЦЕНКИ ВО ФРАЗЕОЛОГИИ ФРАНЦУЗСКОГО ЯЗЫКА
УДК: УДК 811.511.141
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Альбертовна Солдаткина ;
Настоящая статья посвящена семантике оценки во фразеологических единицах французского языка. При изучении языка важно знать его грамматический и лексический состав, но для того, чтобы «понять» данный язык, важно обратиться и к его фразеологическому составу. Фразеоло-гические единицы несут в своем содержании опыт, накопленный народом, передают описание языковой картины мира данной национальности. Цель исследования – провести анализ отобранных методом сплошной выборки фразеологических единиц с целью выявления превалирующего вида метафор, с помощью которых чаще всего выражается оценочность. Теоретической основой для данной работы послужили труды следующих ученых: В. В. Виноградова, А. И. Смирницкого, И. И. Чернышевой, А. П. Чудинова. При написании статьи были использованы: метод сплошной выборки; метод лингвистического описания; сравнительный метод. Материалом исследования послужили 150 фразеологических единиц французского языка, отобранных методом сплошной выборки и из фразеологических словарей французского языка. Теоретическая значимость
заключается в определении особенностей образования фразеологических единиц, с использо-ванием метафор принадлежащих к особому классу.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФАБРИКАТИВНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В РУССКОМ И ПОЛЬСКОМ ЯЗЫКАХ
УДК: УДК 801.561.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Ивановна Тимофеева ;
В статье сопоставлены русские и польские субстантивные словосочетания с фабрикативной семантикой типа маска из дерева – maska z drewna, кирпичная стена – mur ceglany, извлеченные из текстов художественных произведений. На системном уровне они представлены двумя типами формальных структур: Сущ. + из + Сущ. (в польском S + z/ze + S) и Прил. + Сущ. Конфронтационный анализ данных словосочетаний был проведен на основе функционального метода, который признан весьма эффективным при сопоставлении синтаксических структур родственных языков. В процессе исследования установлены сходства и различия между сопо-ставляемыми языками в функционировании однотипных образований. Особое внимание уделено изофункциональности фабрикативных словосовосочетаний, образованных по разным моделям и выполняющих идентичную функцию в условиях стилистической адекватности контекстов.
В качестве причины этого явления отмечена способность зависимых компонентов фабрика-тивных словосочетаний к вариативности (взаимозаменяемости): платье из ситца / ситцевое, mur z cegły / ceglany. Вступая в вариативные отношения, словосочетания разной структуры становятся членами функционального вариативного ряда, актуализация которых обусловлена конкретными речевыми условиями. Вариативность зависимых компонентов исследуемых словосочетаний широко представлена на межъязыковом уровне, поскольку выбор члена вариативного ряда по языкам может не совпадать. Так, для русских текстов наиболее характерны конструкции типа Прил. + Сущ., а для польских – (S + z/ze + S). В статье отмечены случаи полной системной эквивалентности и некатегориальной эквивалентности конструкций в рамках изучаемого материала. Особое внимание уделено примерам некатегориальной эквивалентности, при которой фабрикативные словосочетания одного языка коррелируют с иными лингвистическими единицами другого.