ВЕСТНИК 3 (47) 2022
- Название:
- ВЕСТНИК 3 (47) 2022
- Номер:
- 3
- Год:
- 2022
- Дата публикации на сайте:
- 2022-09-29 10:23:14
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 16
Индивидуальный образовательный маршрут как форма организации педагогической поддержки студентов вуза
УДК: 378.013
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева ; Валентина Васильевна Константинова;
В статье рассматривается вопрос проектирования «индивидуального образовательного маршрута» студента вуза. В психолого-педагогической науке нет единого подхода к трактовке данного понятия, но большинство исследователей едины в том, что «индивидуальный образовательный маршрут» должен помочь обучающимся повысить их профессиональную компетентность. Авторы статьи обращают внимание на разные модели проектирования индивидуального образовательного маршрута, принципы его реализации в условиях образовательной организации. Цель исследования − обосновать целесообразность проектирования «индивидуального образовательного маршрута» как формы организации педагогической поддержки студентов вуза, раскрыть его виды, принципы и этапы проектирования. Материалы и методы. В ходе исследования рассматривались методологические положения проектирования индивидуального образовательного маршрута, изучался накопленный педагогический опыт по исследуемой проблеме, проводились наблюдение, тестирование, анкетирование, анализировались продукты творческой и учебной деятельности студентов. Результаты исследования. Результаты анкетирования среди студентов позволяют рассмотреть проектирование индивидуального образовательного маршрута как форму организации педагогической поддержки студентов в процессе организации совместной образовательной деятельности с целью углубления в будущую профессию. Цели образовательного маршрута: компенсация трудностей в обучении, и дальнейшее усвоение теоретического материала, совершенствование в профессиональной деятельности, развитие одаренных и способных студентов, развитие личностных достижение и другие. Алгоритм проектирования индивидуального образовательного маршрута студента может включать в себя следующие компоненты: психолого-педагогическую диагностику личности (определение уровня познавательных ее возможностей, способностей, познавательной направленности и др.); проекти-рование целей индивидуального образовательного маршрута, выбор деятельностей для устранения про-блем, отбор форм обучения, отбор содержания и др.; практическую реализацию этапов индивидуального образовательного маршрута, проведение индивидуальных консультаций, координирование совместной деятельности педагога и обучающихся в рамках выбранных ими деятельностей, освоение учебного содержания, коррекцию, подведение итогов, промежуточную диагностику.
Некоторые вопросы формирования цифровой компетентности студентов университета в эпоху глобализации
УДК: 005.44; 378.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Геннадьевна Калашникова ; Аида Чингизовна Талыпова ; Ильгиз Миргалимович Синагатуллин;
Введение. Перспективы развития образования в XXI в. многие специалисты связывают с процессами информатизации и цифровой глобализации. Образовательный момент выражен в попытке построения глобального образовательного пространства, а также региональных образовательных социумов через развитие систем дистанционного образования, создание открытых территориально-распределенных университетов, колледжей, центров повышения профессиональной квалификации. В современную эпоху цифровая глобализация способствует повышению открытости, гибкости образования, вовлеченности студентов в процесс обучения. Она также приводит к созданию новой образовательной ситуации, включению в систему образования новых объектов и субъектов, что изменяет отношения между основными ее участниками. Целью данной статьи является рассмотрение некоторых вопросов форми-рования цифровой компетентности студентов университета в эпоху глобализации. Материалы и мето-ды. В качестве основных методов исследования мы использовали теоретический анализ литературы, наблюдение, беседу, анкетирование. В анкету входили вопросы, по которым можно было определить уровень сформированности цифровой компетентности студентов, их отношение к проблеме цифровой глобализации. Результаты исследования и обсуждение. В исследовании приняли участие студенты 4-го и
5-го курсов очной и заочной форм обучения в количестве 51 человека. Анализ полученных результатов позволяет сделать вывод о том, что используемая система дистанционного обучения и электронно-информационная среда вуза способствуют повышению уровня сформированности цифровой компетент-ности студентов, а сам процесс цифровой глобализации вносит существенные изменения в образователь-ный процесс высшей школы. Заключение. Цифровая глобализация, как объективно существующая дей-ствительность современности, требует от каждого педагога и студента постоянной работы, чтобы не отстать от уровня развития цифровых технологий и их использования в образовательном процессе.
Модель оценки рисков неудовлетворенности обучающихся качеством электронного образования
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Александровна Кузнецова ;
Введение. В статье рассматриваются актуальные вопросы оценки эффективности существующего в вузе электронного обучения. Акцентируется внимание на аспектах ее достаточности для обеспечения качества процесса обучения. Рассматривается модель оценки рисков, появление которых в образовательном процессе может привести к снижению качества образования. Цель работы: построить вероятностную модель оценки риска неудовлетворенности студентов качеством электронного образования для обеспечения наименьшей степени риска и, следовательно, повышения эффективности организации обучения в вузе. Материалы и методы. В работе применяется широко известный матема-тический аппарат для обоснования полученных выводов. Анализ математических методов, которые ис-пользуются при моделировании образовательного процесса в вузе, показал, что наиболее подходящими являются вероятностные методы и статистические методы экспертных оценок, применяемые в планиро-вании эксперимента при поиске оптимальных условий. Указанные методы использовались в данном ис-следовании в модели оценки рисков неудовлетворенности обучающихся качеством электронного образования. Результаты исследования, обсуждения. Практическая значимость полученных результатов состоит в обосновании факторов, позволяющих привести к возникновению рисков потери качества обучения при дистанционной форме. Применительно к электронному образованию можно сказать, что образовательная система будет более высокого качества, если достигается запланированный уровень компетенций и личностных характеристик обучающихся при соблюдении определенных психолого-педагогических и дидактических условий. Заключение. Полученные результаты апробированы в вузе при обучении студентов технических специальностей на основе материалов статистических исследований в рамках федерального проекта «Росдистант». Построенная модель позволяет оценить эффективность электронного обучения, используя мнения потребителей. Реализация данной модели позволяет ранжировать факторы риска по степени влияния их на вероятность возникновения рисковых в обучении ситуаций, а значит, формулировать соответствующие управленческие решения и на их основе разрабатывать корректирующие мероприятия по минимизации риска.
Диагностика уровня самоменеджмента учителей начальных классов
УДК: 371.13
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Зоя Васильевна Медведева;
Введение. В статье актуализируется проблема самоменеджмента современного учителя начальных классов. Анализ научной литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о недостаточной степени раскрытия методического аспекта самоменеджмента учителей начальных клас-сов – именно к этому сводится главная цель данной статьи. Материалы и методы. В исследовании, направленном на выявление уровня самоменеджмента учителей начальных классов, приняли участие
60 представителей данной профессии, 8 из которых − начинающие педагоги со стажем работы от 1 до
3 лет; 24 человека со стажем от 4 до 10 лет; 4 − от 10 до 15 лет; 24 человека − имеющие опыт работы бо-лее 15 лет. 20 испытуемых имели высшую квалификационную категорию (18 из которых со стажем рабо-ты более 15 лет и 2 человека − от 4 до 10 лет), 26 участников первую, 2 ‒ вторую, у 12 человек категория
отсутствовала, несмотря на наличие достаточно большого опыта деятельности в данной области. Экспериментальная работа осуществлялась на базе лаборатории современных образовательных технологий центра профессиональных компетенций педагогического института ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет», в рамках которой была разработана и апробирована авторская методика «Оценка уровня самоменеджмента учителя начальных классов». Результаты, полученные в ходе исследования, свидетельствовали о наличии преимущественно среднего уровня самоменеджмента (у 85 %) с полным отсутствием низкого и незначительным присутствием высокого (у 15 %). Обсуждение. Значимость выявленных результатов обусловлена необходимостью повышения и совершенствования уровней самоменеджмента испытуемых. Для этого нами были разработаны методические рекомендации, выведенные из практики, которые нацелены на положительную динамику исследуемых показателей. Выводы. Таким образом, диагностика уровня самоменеджмента учителей начальных классов является важной и необходимой процедурой, позволяющей сделать комплексную оценку их профессиональной компетентности.
Подходы к изучению и коррекции нарушений слоговой наполняемости у дошкольников с различными нарушениями речи
УДК: 376.37
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Рафаэльевна Мустаева; Наталья Васильевна Микитюк; Светлана Николаевна Олешко;
Во введении представлен анализ научно-методических подходов к изучению особенностей формирования слоговой наполняемости слов у детей с нарушениями речи, что позволило выявить определенную фрагментарность в вопросах развития навыков произношения слов у детей с различными нарушениями речи. Целью исследования стало определение оптимальных направлений, методов и приемов коррекционно-развивающего обучения дошкольников с заиканием, дизартрией и алалией, имеющих нарушения слоговой наполняемости слов. В качестве материалов и методов
исследования слоговой наполняемости слов у детей с заиканием использовалась методика Г. В. Бабиной и Н. Ю. Сафонкиной, определяющая возможности динамичного овладения процессами воспроизведения слов и их структурных элементов на уровне просодики и ритмических характеристик языковых единиц в изолированном спонтанном воспроизведении и при многократном произвольном проговаривании в контексте словосочетаний и предложений. Для обследования детей с дизартрией была использована методика Г. Г. Голубевой, позволяющая оценить готовность к восприятию и воспроизведению слоговой структуры с учетом особенностей моторно-ритмической организации на невербальном и вербальном уровне. Обследование детей с алалией осуществлялось при помощи методики З. Е. Агранович, выявляющей способности слухового гнозиса на материале неречевых и речевых звуков, возможности воспроизведения определенного ритма по образцу на невербальном
и вербальном материале на уровне слоговых рядов, слов и предложений. Результаты исследования и их обсуждение позволяют говорить о том, что дети обследуемых групп имеют качественно разные трудности в самостоятельном воспроизведении слов различной слоговой наполняемости, связанные как со спецификой их клинического нарушения речи, так и с уровнем речевого развития. Результаты экспериментального исследования позволили выделить направления и содержание коррекционно-развивающего обучения данной группы детей с учетом механизмов нарушения речи и их общего уровня речевого развития.
Формирование коммуникативной компетенции при обучении китайскому языку на основе цифровой образовательной платформы
УДК: 372.881.111.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сюй Баоюнь;
Данная тема актуальна в связи с высоким уровнем диджитализации образовательных технологий, растущими навыками цифровой грамотности китайских студентов и становлением межкультурных контактов между представителями разных стран в процессе коммуникации. Коммуникативная компетенция, которая играет важную роль в учебном процессе, подразумевает под собой овладение иностранным языком, являющееся составляющей профессиональной подготовки будущего специалиста. Целью данной статьи становится анализ возможностей для формирования коммуникативной компетенции в контексте использования цифровой образовательной платформы на занятиях китайского языка как иностранного. Для передачи практических результатов были использованы описательный метод, а также анализ и синтез научной литературы. В процессе исследования были сделаны следующие выводы. Во-первых, коммуникативная компетенция выражает способность говорящего использовать языковые ресурсы в реальных коммуникативных условиях и для определенных целей общения. К элементам коммуникативной компетенции можно отнести различные типы вербальных выражений коммуникации, а также письменные тексты, графические материалы; используемые жесты, выражения лица окружающих людей; аудиовизуальные материалы и другие. Во-вторых, преимущества использования Moodle в учебном процессе можно представить следующим образом: эффективность данного инструмента для обмена информацией между студентами и преподавателем; доступность цифровой платформы из любой точки мира и удобство и простота функционала сайта. В-третьих, иностранные студенты в китайских высших учебных заведениях по-прежнему демонстрируют отсутствие коммуникативных навыков н недостаточные знания о правилах общения на изучаемом языке. Хотя в китайских высших учебных заведениях для этого проводятся различные коммуникативные мероприятия, такие как деловые игры, тренинги, симуляции. Они дают студентам возможность практиковать язык в соответствии с их индивидуальными особенностями и потребности, а также изучить национально-культурное своеобразие изучаемого языка в полной мере.
Информационно-консультационное обеспечение специалистов АПК как фактор профессиональной социализации
УДК: 37.013.42
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Третьякова; Татьяна Николаевна Чумакова; Светлана Сергеевна Романцова;
Введение. Возможность непрерывного аграрного образования специалистов АПК ограничена сезонностью технологических процессов в растениеводстве и круглогодовым производством продукции животноводства. Необходимо уделять особое внимание применению информационных технологий при обучении. В этом плане элементы дистанционного обучения позволяют снизить затраты в целом на организацию учебного процесса специалистов АПК, привлечь дополнительный контингент обучаемых, расширить рынок образовательных услуг за счет возможности проходить обучение без отрыва от произ-водства, места жительства. Цель исследований: оценить систему информационно-консультационного обеспечения специалистов сферы АПК Ростовской области и определить возможность организации не-прерывного обучения. Материал и методика исследований. Разработана анкета, состоящая из трех блоков вопросов. Первый блок − вопросы, позволяющие создать мотивацию к участию респондента в исследовании. Второй блок состоит из «закрытых» вопросов, позволяющих провести качественный и количественный анализ. Третий блок – вопросы социальной направленности. Результаты. Анализ уров-ня образования респондентов показал, что 64 % специалистов, имеют высшее профессиональное образование, 14 % − среднее специальное образование, 10 % − среднее техническое образование. Среди специалистов сельскохозяйственного профиля встречаются учителя, технологи обувного производства, педагоги профессионального образования. Обсуждение. Следует отметить необходимость получения новых знаний в аграрном образовании в связи с постоянным совершенствованием технологий. Организация учебного процесса с элементами дистанционного обучения позволит реализовать принцип «непрерывного обучения». Заключение. Важно отметить, что в сложившихся условиях элементы интерактивного обучения позволяют повышать профессиональный уровень в любое время и в любом месте, где есть компьютер с доступом в Интернет.
Педагогический консалтинг как особый вид профессиональной деятельности
УДК: 37.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Кимовна Швецова; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. Сфера профессионального образования в своем развитии стремится использовать в полной мере инновационные инструменты, к которым можно отнести консалтинговые услуги. Инновационность при этом заключается в синергетическом эффекте применения методик консалтинга к образовательным технологиям. Необходимо отметить, что данная проблематика характерна не только для профессионального, но и высшего образования. Таким образом, студенты-педагоги, изучая консалтинговые технологии в образовательной сфере, смогут применять их после завершения обучения в вузе на своем рабочем месте, в том числе в сфере СПО. Более того, данные подходы могут с успехом использоваться в рамках дополнительного образования и широко разрабатываемых и внедряемых программ переподготовки и повышения квалификации, так как ложатся на хорошо подготовленную профессионально-педагогическую почву. Следует подчеркнуть, что многие образовательные организации сталкиваются с проблемой привлечения абитуриентов и проведения приемной кампании и оказание консультационных услуг в области функционирования рынка образовательных услуг также является одним из перспективных направлений. Цель: изучение особенностей современного этапа развития педагогического консалтинга в учреждениях образования. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, анализ. Следует отметить, что педагогический консалтинг, сочетающий в себе индивидуальное и групповое консультирование, управление работой группы обучающихся, сможет соединить в себе используемые ранее приемы наставничества и технологии коучинга. В качестве материалов следует использовать опыт отечественных ученых в сфере педагогики, а также положительную мировую практику с учетом местной специфики.
Поэзия как ускользающий язык
УДК: 82.091
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Динара Назифовна Гатауллина;
Введение. В статье ведется речь о двойственной и не поддающейся точному описанию природе поэтического слова и, в частности, о том, как тематика тайны словесного творчества и переживания полноты бытия в отдельном «уловленном» мгновении проявляется в стихотворениях Ф. И. Тютчева. Цель исследования – проследить, каким образом в лирике Тютчева разнородные явления образуют гармонию поэтического целого, в рамках которого в одном мгновении приоткрывается истина бытия. Материалом нашего исследования стали стихотворения Тютчева, в которых отражена тематика тайны происхождения поэзии и особенностей ее бытия в человеческом мире. В работе использовались методы литературной герменевтики, контекстуального, интертекстуального и концептуального анализа, направленные на интерпретацию произведений в контексте и мировоззрения автора, и восприятия читателя. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования раскрывается, что противоречия жизни человека, ограниченность в восприятии им мира, конечная смертность при ощущении связи с универсальным, скрытым за покровом повседневности бытием, отчасти снимается с приобщением созерцающей личности к поэтическому языку, предстающему в качестве связующего звена между земным и небесным, природой, человеком и искусством. Заключение. В результате проведенной работы мы приходим к выводу, что сам факт существования поэтического творчества, в его нацеленности к гармонии формы и содержания, коммуникации между автором и читателем, вне зависимости от текущей эпохи, позволяет и адресату, и адресанту преодолевать небытие и приближаться к слову истины.
Женские архетипы в романе Грэма Свифта «Земля воды» (“Waterlandˮ)
УДК: 821.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дарья Геннадьевна Фомина;
Введение. Проблема воплощения женских архетипов исследуется не только в научных кругах, но и в мировой литературе, оставаясь актуальной для современного литературоведения. Исследуемые нами архетипы связаны с многочисленными символами и образами романа «Земля воды» и считаются одними из наиболее значимых и уникальных элементов поэтики Грэма Свифта. Цель исследования: рассмотреть особенности женских архетипов на материале романа «Земля воды». Материалы и методы. Предметом исследования является один из наиболее обсуждаемых и выдающихся романов Грэма Свифта – «Земля воды». В процессе исследования были применены следующие методы: описательный, мифопоэтический, компаративный. Результаты исследования, обсуждения. Рассмотрены основные архетипы матери, жрицы, блудницы и ведьмы, особенности их функционирования, а также их воплощение в образах героинь. Основное содержание исследования составляет обоснование данного аспекта романа. Автор романа обнаруживает и интерпретирует основные черты и доминирование архетипических харак-теристик в женских образах романа. Имея несчастную судьбу и будучи трагическими фигурами (прежде-временно ушедшая мать, изолированная от мира жрица, блудница, обреченная всю жизнь расплачиваться за совершенный грех, и ведьма, занимающаяся черной магией и калечащая жизни людей), все они представляют собой сильнейшие образы романа, олицетворяющие ключевые женские архетипы древности и, таким образом, воплощают женское начало. Заключение. Рассмотренные в статье архетипы и архетипические мотивы являются необходимыми составляющими мифопоэтического дискурса Грэма Свифта и раскрывают художественный замысел произведения.
Культурфилософский контекст аксиосферы марийской литературы
УДК: 821.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Евгеньевна Шкалина ; Раисия Алексеевна Кудрявцева;
Введение. В марийском литературоведении проблемы аксиосферы художественного текста до настоящего времени рассматривались, главным образом, в контексте изучения творчества отдельных авторов. Актуальность системного исследования аксиологической парадигмы марийской литературы определяется изучением ценностной природы литературы, исторически развивавшейся и функциониру-ющей в каждой культуре как целостное явление. Объектом исследования в данной статье являются этно-ценностные аспекты формирования аксиологической парадигмы марийской литературы. Материалы
и методы. Материалы исследования – это наиболее значимые с точки зрения критериев художественно-сти и феноменальности литературные тексты, репрезентирующие исключительную историко-культурную и научную ценность для марийского народа. Методы исследования: историко-генетический и типологический. Цель исследования – определение художественно-парадигматической системы марийской литературы в культурфилософском контексте. Результаты исследования, обсуждения. Научная новизна исследования состоит в том, что, во-первых, принципиально новой (не только для марийского, но и всего финно-угорского литературоведения) является постановка проблемы «аксиологическая парадигма марийской литературы»; во-вторых, авторы статьи привлекли значительный культурфилософский материал для комплексного изучения объектной сферы исследования аксиологии марийской культуры; в-третьих, с учетом исследований последних лет обосновали общекультурный аспект исследования марийской литературы. Заключение. Введение уникального литературного материала в научный оборот значительно обогащает научные представления об аксиосфере марийской художественной культуры и специфике ценностного мировоззрения народа мари, выявляет в нем сущностные (исконные, константные) и преходящие, но значимые в определенное историческое время, универсальные и феноменальные ценности. Литературно-художественная аксиология народа мари развивалась, во-первых, от доминирования этнических ценностей на начальном этапе развития художественной словесности – в сторону общечеловеческих в последующие этапы; в современный период наблюдается новая «волна» актуализации этнозначимых ценностей, но при сохранении и значительном углублении интереса марийских авторов к универсальным ценностям; во-вторых, от прямых форм выражения ценностного содержания – к услож-нению аксиологически ориентированной поэтики.
Авторологическая парадигма творчества М. Ю. Лермонтова
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов; Наталья Николаевна Старыгина;
Введение. Авторологическая парадигма или парадигма авторского сознания – модель исследователя, его понимание основных свойств авторства того или иного писателя. В авторологии автор понимается как субъект литературно-художественной деятельности, а литературно-художественное произведение ‒ как словесно-образная форма объективации экзистенциальных (внутренних) сил писателя. Цель работы заключается в том, чтобы представить в основных чертах авторское сознание, объективированное в произведениях М. Ю. Лермонтова. Материалы и методы. В данном исследовании анализируются произведения М. Ю. Лермонтова разных жанров и стилей, заинтересовавшие авторов с точки зрения проблемы автора как субъекта литературно-художественной деятельности. Избранный в статье авторологический метод позволяет понять эмоциональные и рациональные авторские интенции, выра-женные в творческом опыте М. Ю. Лермонтова. Результаты исследования, обсуждения. На обсуждение вынесены следующие параметры рассмотрения творчества М. Ю. Лермонтова: интенциальное со-держание авторского сознания, (эгоцентризм), двоемирие (религиозность), космический хронотоп, эмоциональный комплекс, эволюция авторского сознания (эволюционизирующее сознание), гендерная ориентация (феминизм авторского сознания), авторская рефлексия. В центре авторского сознания Лер-монтова находится его собственное «я». Постоянному стремлению к ноуменальному миру соответствует определенный космический хронотоп. Эмоциональный комплекс определяется чувствами необычайной напряженности, границы которых – «ад» и «рай». В сфере межличностных отношений внимание автора направленно преимущественно на женщину. Авторская рефлексия направлена на сферу нравственную. Заключение. Все перечисленные и описанные в статье свойства авторского сознания, представленные в авторологической парадигме М. Ю. Лермонтова, взаимосвязаны, они «материализуют» сложную систему взглядов, эмоций, мыслей, словесных тональностей и образов. Авторологическая парадигма – это координаты любого дальнейшего исследования творчества писателя, будь то сравнение Лермонтова, например, с Пушкиным, или проблема традиций Лермонтова в современной литературе, или тот же психологизм Лермонтова, или проблематика и идеология его творчества.
Автор и персонаж в способности суждения (повесть «Мысль» Л. Н. Андреева)
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов; Галина Евгеньевна Шкалина;
Введение. Литературно-художественное произведение чаще всего исследуется со стороны содержания, образности и поэтики. Но такие писатели, как Л. Н. Андреев, большое внимание уделяют рациональным способностям человека. Цель работы заключается в том, чтобы на примере повести «Мысль» Л. Н. Андреева понять взаимодействие двух способов суждения (мышления) – автора и персонажа. Может ли автор наделить своего персонажа иным способом мышления, нежели таким, каким он обладает сам. Материалы и методы. В данном исследовании анализируется логическая структура высказываний главного персонажа повести «Мысль». Литературно-художественное произведение рассматривается как словесно-образная форма объективации экзистенциальных сил автора. В свою очередь автор понимается как субъект литературно-художественной деятельности. Такой – авторологический – метод позволяет понять эмоциональные и рациональные авторские интенции. Результаты исследования, обсуждения. Понимание автора как субъекта словесно-логической деятельности позволяет выйти за рамки собственно филологии и вступить в сферы антропологии, потому что именно в литературно-художественном произведении наиболее полно объективируется человеческая способность к словесному высказыванию. Заключение. Интенциальное содержание мышления персонажа находится в сфере автора, потому что автор не может приписать своему персонажу то, чем сам не обладает. Здесь мы уже имеем дело с логикой повествования, в которой объективируется та же логическая игра, что и в логике рассуждений героя, т. е. своеобразие авторской способности суждения. Автор наделяет своего героя многочисленными высказываниями о «силе», «красоте» мысли. Но в повествовании ситуация интеллектуального переживания подменяется ситуацией психической трансформации.
Семантическая и грамматическая трансформация имен собственных в русском арго
УДК: 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Георгиевна Тонкова; Елена Сергеевна Ярыгина;
Введение. Русское арго много десятилетий оказывает существенное воздействие на литературный язык. Арготизмы проникают как в публичную речь, так и в повседневную речь россиян, не имеющих отношения к криминальному миру. Поскольку данный социальный диалект постоянно заимствует лексемы из языкового стандарта, в его вокабуляре можно найти семантически трансформированные лек-сические единицы, имеющие особенности словоизменения, а также особую группу слов, называемую термином «квазионимы», также демонстрирующую особенности в формообразовании. Цель: охарактеризовать результаты семантической и грамматической трансформации имен собственных в русском арго. Материалы и методы. Материалом стали существительные-арготизмы, являющиеся именами собственными. Иллюстративный материал был взят из словарей субстандартной лексики, художественных и публицистических текстов, описывающих жизнь асоциальных элементов. Авторами использовались методы лингвистического наблюдения и описания, метод словарного толкования, метод контекстного анализа лексических единиц. Результаты исследования, обсуждения. В арго функционируют особые группы имен собственных – клички асоциальных элементов, среди которых преобладают мужские прозвища; неофициальные названия исправительных учреждений. Значительная часть этих слов заимствована арготирующими из литературного языка. Семантическая трансформация лексических единиц, ставших именами собственными, ведет к изменению их грамматических свойств. Еще более существенные грамматические изменения можно обнаружить в группе так называемых квазионимов – нарицательных существительных, омонимичных именам собственным литературного языка. Заключение. Постоянное наблюдение за развитием речевого субстандарта позволяет утверждать, что в нелитературных подсистемах русского языка сложились достаточно устойчивые некодифицированные, узуальные нормы (нормы субстандарта, субнормы) в области грамматики, не соответствующие нормам литературного языка. Арго, как и все некодифицированные языковые подсистемы, имеет специфику в области грамматики. Ее необходимо изучать и описывать, потому что язык асоциальных элементов не изолирован в системе русского национального языка и способен оказывать негативное воздействие на нормативное словоупотребление.
Тематическая группа «приправы» в языковой картине мира (русско-чувашские параллели)
УДК: 811.1.9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Михайловна Юманова;
Введение. В статье представлены результаты анализа отдельных компонентов гастрономической лексики русского и чувашского языков. Гастрономическая или, как ее иногда называют, кулинарная лексика отражает лингвокультурологический код любого народа. Лексические единицы «соль» («тăвар») и «перец» («пӑрӑҫ») имеют смысловой, эмоциональный оттенок, который играет важную роль в формировании языковой картины мира чувашского и русского народов. Этим обусловлена актуальность данной темы. Цель работы – выявить сходства и различия коннотативного компонента лексем «соль» («тăвар») и «перец» («пӑрӑҫ») в чувашском и русском языках. В ходе исследования применялись лексико-семантические и сравнительно-сопоставительные методы анализа. Результаты исследования, об-суждения. В статье представлен лингвокультурологический анализ языковых единиц из тематической группы «приправы» в чувашской и русской картинах мира. Коннотация, на наш взгляд, в первую очередь связана с эмоциональной окраской лексических единиц, что отражается в специфике их восприятия в разных лингвокультурах. Она позволяет выявить вариативность информации, выраженную в лексемах. Семантическая память индивида, включающая и коннотативный компонент, составляет его представление об окружающем мире. Для выявления сходства и различия в культурной коннотации мы выбрали наименование наиболее распространенных приправ – соли и перца. Полагаем, что в русской языковой картине мира соль характеризуется и положительной, и отрицательной коннотацией, а в чувашской ‒ положительной, перцу в русском мировосприятии присуща отрицательная коннотация, в чувашском же он позиционируется нейтрально. Выводы обусловлены особенностями менталитета чувашского и русского этносов. Заключение. Установление особенностей языковой картины мира разных культурных общностей способствует выстраиванию конструктивного взаимодействия народов. Изложенные выводы могут быть использованы в дальнейших исследованиях гастрономической лексики.
Языковая личность и языковая общность: к вопросу о взаимообусловленности частного и общего в языке и лингвистике
УДК: 81`374
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Ярыгина; Алексей Анатольевич Михеев; Светлана Николаевна Фёдорова;
Введение. Статья относится к числу научных работ, касающихся проблематики современных филологических теорий − языковая личность и языковая общность. Данная статья носит обзорный и аналитический характер, описывая актуальную и дискуссионную проблему подходов к роли автора по отношению к создаваемым им текстам, а также определяет ключевые проблемы описания языковой личности в рамках антропоцентрической парадигмы лингвистических исследований. Актуальность статьи определяется дискуссионностью обозначенной проблематики и необходимостью систематиза-ции накопленных знаний и определения общего вектора в понимании актуальных задач описания язы-ковой личности, методологии составления портретов языковых личностей и понимания перспектив ис-следований языковой уникальности в рамках антропоцентрического подхода. Одной из значимых проблем интерпретации текста является противопоставление дискретности семантики текста относи-тельности его восприятия автором и читателем, определяемого культурно-историческим контекстом и индивидуальным тезаурусом каждого конкретного автора и читателя. Теория текста, формировавшаяся с середины ХХ столетия, допускает автономию текста («смерть автора») и ставит под вопрос его одно-родность (теория интертекстуальности). Решением проблемы «размытости» понятия текста в контексте теории интертекстуальности становится переход от абстрактного понимания «лоскутности» текста, сформированного в рамках данной теории, к формальному научному описанию, в частности лингви-стическому, важным аспектом которого становится определение уникальности текста и индивидуаль-ности языковой личности. Новизна исследования определяется комплексным анализом подходов к ис-следуемой проблематике из смежных областей науки о языке, определением на его основе перечня фундаментальных методологических проблем при решении ключевых задач исследований языковой личности. Основным методом является описательный, включающий анализ и систематизацию теоре-тико-методологических подходов к проблематике исследований языковой личности, являющихся клю-чевыми в научной литературе о языке.