ВЕСТНИК 4(36) 2019

Название:
ВЕСТНИК 4(36) 2019
Номер:
4
Год:
2019
Дата публикации на сайте:
2019-12-09 16:05:02
Полный журнал в PDF:
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ГЕНДЕРНАЯ ОБУСЛОВЛЕННОСТЬ МОТИВАЦИИ К ОСВОЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У СТУДЕНТОВ-БАКАЛАВРОВ
УДК: 372:811.111
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марианна Юрьевна Андуганова; Анастасия Александровна Лукиных; Татьяна Юрьевна Сомикова; Светлана Дмитриевна Степина;
Введение. Одной из важных тенденций развития сегодняшнего общества является все увеличивающаяся глобализация всех сфер человеческой деятельности, что ведет за собой повышение требований работода- телей в самых разных сферах профессиональной деятельности к имеющемуся у работников уровню вла- дения английским языком как основным языком международного общения. Необходимость обеспечения высшим учебным заведением адекватного удовлетворения потребности современного предприятия в компетентных кадрах с достаточным уровнем владения иностранным языком обусловило актуальность исследования мотивации бакалавров неязыкового профиля подготовки к изучению английского языка с целю повышения эффективности преподавания дисциплины. Целью данного исследования – опреде- лить основные мотивы к изучению английского языка и силу их выраженности у студентов-бакалавров, выявить зависимость мотивации первокурсников от их профессиональной ориентации и гендерного фак- тора. Материалы и методы. Данное исследование опирается на методику диагностики мотивов учеб- ной деятельности А. А. Реана и В. А. Якунина в модификации Н. Ц. Бадмаевой и выполнено на материа- ле интервьюирования и анкетного опроса 100 студентов первого курса разных направлений подготовки бакалавриата Югорского государственного университета. Результаты исследования, обсуждения. Исследо- вание показало, что у представителей референтной группы преобладают мотивы изучения английского языка, связанные с путешествиями, развлечениями, проведением досуга, чуть менее выражен мотив са- моразвития, еще менее характерен мотив использования английского языка в дальнейшей профессио- нальной деятельности. Соотношение выраженности данных мотивов варьируется в зависимости от пола и направления подготовки исследуемых. Заключение. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования преподавания иностранного языка студентам в высших учебных заведениях с учетом профессиональной направленности студенческих групп и половой принадлежности студентов.
ВИДЫ ВОСПИТАНИЯ В СИСТЕМЕ ЧАСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
УДК: 37.09
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Антонина Сергеевна Данилова;
Введение. Осмысление британской системы частного воспитания в контексте исторического развития подходов к воспитанию в Великобритании в современных социокультурных условиях развития британского общества позволит не только представить картину воспитания в частных школах Великобритании целостно, но также предложить основания для развития отечественной теории воспитания. Цель: выявить и охарактеризовать виды воспитания в частных школах Великобритании. Материалы и методы: историко- педагогический метод, анализ и обобщение изучаемых материалов, актуализации, отбора, систематизации и обобщения исторических фактов и оригинальных источников. Источниковедческая база исследования представлена четырьмя группами: документы по вопросам образования; документы правительственных комиссий по образованию; отчеты Королевской инспекции; материалы периодической печати; издания, содержащие лингвострановедческие и культурологические сведения; научно-педагогические труды, от- ражающие развитие педагогической теории и практики в Великобритании. Результаты исследования, обсуждения. Выявление видов воспитания в системе частного образования Великобритании и интегри- рующей характеристики системы воспитания – «the spirit of the school» («дух школы»). Анализ и описа- ние концепта «дух школы» как аутентичного явления воспитательной работы в частной школе Велико- британии может способствовать обогащению содержания таких используемых в российской теории воспитания понятий, как «климат», «среда», «атмосфера», «уклад школьной жизни», «организационная культура школы» и других. Заключение. В исследовании выявлены четыре типа воспитания в частных школах Великобритании (гражданское, спортивное, эстетическое, морально-нравственное/духовное), объединенные интегрирующим аутентичным феноменом «the spirit of the school» («дух школы»).
КРИТЕРИАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ
УДК: 304.3:61-051
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Александровна Деминцева ;
Введение. Статья посвящена проблеме оценивания готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни. Конкретизируется структура готовности к здоровому образу жизни, выделены компоненты готовности к здоровому образу жизни. Дана краткая характеристика критериев и показателей готовности к здоровому образу жизни, установлены уровни формирования готовности к здоровому образу жизни. Цель: конкретизировать уровни и критерии готовности к здоровому образу жизни у будущих педагогов. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом анализе научно-педагогической и психоло- гической литературы по проблеме исследования и методе моделирования. Результаты исследования, обсуждения. Принимая во внимание теоретические исследования и опыт оценки готовности педагогов к здоровому образу жизни, считаем целесообразным выделение в структуре оценки готовности следующих взаимосвязанных критериев: мотивационно-ценностного, когнитивного, деятельностного и оценочно- рефлексивного, каждый из которых содержит комплекс показателей, позволяющих выделить уровни фор- мирования готовности к здоровому образу жизни (низкий, средний, высокий). Заключение. Анализ уровней и критериев готовности будущих педагогов к здоровому образу жизни позволяет установить их сущностную связь с такими психологическими понятиями, как «компонент готовности», «показатель готов- ности». Процесс формирования готовности к здоровому образу жизни носит многоуровневый характер, что требует выделения уровней и конкретизации критериев ее сформированности.
О ПРОВЕДЕНИИ ЭКЗАМЕНА ПО МАТЕМАТИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ В ВУЗЕ В ФОРМЕ ТЕСТИРОВАНИЯ С СОБЕСЕДОВАНИЕМ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Альбертовна Кашинцева; Ирина Анатольевна Сарычева;
Введение. Кардинальные изменения во всей системе высшего образования, в том числе и математическо- го, требуют от преподавателей более гибкого подхода к организации экзаменов в вузах. В результате сравнительного анализа традиционной формы проведения итогового испытания (по билетам устно и письменно) и тестирования, рассмотрения их преимуществ и недостатков был сделан вывод о необхо- димости обновления формы промежуточного контроля в университете: комбинировании теста и устного ответа. Цель статьи. В работе использовались методы сбора первичной информации, анализ научных статей и литературных источников, методы статистического анализа. В итоге преподавателями была раз- работана форма проведения экзамена в виде комбинирования теста и устного ответа. Причем во всех за- даниях теста требуется приведение решений или пояснение выбора ответа; наличествуют задания, спо- собствующие проверке умения осуществлять доказательства теорем. Краткий устный ответ студента позволяет преподавателю оценить степень сформированности устной математической речи. Результаты экспериментального исследования (проведение экзаменов в различных формах) были обработаны мето- дами математической статистики. Материалы и методы. Анализ научных статей, других литературных источников, проведенного анкетирования студентов и преподавателей позволил сделать вывод: и для студентов, и для преподавателей более предпочтительной формой, чем проведение промежуточного ис- пытания в вузе в форме традиционного экзамена или тестирования, является экзамен в виде комбиниро- вания теста и устного ответа. При этом уровень сформированности математической компетентности у студентов экспериментальной группы оказался таким же, как и у студентов контрольной группы. Вывод. Проведенная работа выявила преимущества обновленной формы проведения экзамена по мате- матике в виде комбинирования теста и устного ответа. При этом появилась возможность более объективно оценить знания студентов, их степень подготовки по всему изучаемому курсу.
НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ В ВУЗЕ: ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов; Линар Гимазетдинович Ахметов;
Цель данного исследования – показать роль научных периодических изданий в российском вузе, проанализи- ровать основные признаки современного научного журнала, необходимые при выборе издания для опубли- кования результатов исследования. Цель конкретизируется в следующих задачах: 1) отразить важную роль научного журнала в современном университете; 2) на основе анализа существующих формализо- ванных методик оценки качества научного периодического издания выявить наиболее существенные признаки современного научного журнала, сформировав понимание добросовестного издания. Введение. В настоящее время в России практически у каждого вуза есть свои научные периодические издания. Необходимость их появления вызвана интеграцией достижений российской науки в глобальное мировое научно-образовательное пространство. Обсуждение результатов. Анализируются формализованные методики журналов нескольких структур: НЭБ, РИНЦ, ВАК, RSCI, Scopus и Web of Science. Указывают- ся признаки недобросовестных изданий. Выводы. Научному журналу в современном российском уни- верситете отведена одна из ведущих ролей в формировании нового научного знания, научной обще- ственной мысли. Высокорейтинговый журнал важен как для самого вуза, так и для ученого, строящего свою личную публикационную карьеру, поэтому так важно знать основные признаки современного научного периодического издания. Спрос на научные журналы среди авторов для опубликования резуль- татов своих исследований, но при этом отсутствие четкого понимания, что такое достойный и качественный научный журнал, говорит об актуальности и практической значимости выбранной темы. Применялись теоретические методы исследования: изучение и анализ литературы и нормативных документов по ана- лизируемой проблеме; использовался фактологический подход, заключающийся в выявлении, сборе, систематизировании и интерпретации фактов.
КЕЙС-ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: 373.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Сергеевна Леушина; Альбина Алексеевна Темербекова;
Введение. В статье рассматривается новый подход к обучению в основной школе – кейс-проектирование, позволяющий рассматривать процесс формирования и развития метапредметных результатов обучаю- щихся в динамике. Модернизация общего образования в России характеризуется обновлением образова- тельной парадигмы на целевом, содержательном, технологическом и результативном уровнях. Одним из путей повышения качества обучения в школе является кейс-проектирование как необходимое условие требований образовательного стандарта, способствующее повышению мотиваций учения в целом, увеличе- нию качественной успеваемости школьников и профилизации обучения. Цель: определение эффективности внедрения кейс-проектирования как средства развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Материалы и методы. Для определения уровня развития универсальных учебных действий обучающихся были использованы методики: «Оценка уровня сформированности учебной дея- тельности» (Г. В. Репкина, Е. В. Заика), «Диагностика уровня сформированности и развития универсаль- ных учебных действий» (И. С. Леушина), «Способность к проектированию», «Бланк оценок члена жюри» (А. И. Савенков). Использовались методы: теоретические (анализ философской, психолого-педагогической и учебно-методической литературы, изучение диссертационных работ, научных статей и монографий по проблеме исследования); эмпирические (педагогическое наблюдение, анкетирование, тестирование, социологический опрос, беседа, метод экспертных оценок, моделирование, педагогический эксперимент, анализ продуктов учебной деятельности обучающихся); статистические (математическая обработка результа- тов педагогического эксперимента, статистический анализ и интерпретация результатов исследования). Результаты исследования, обсуждения. Реализация интегрированного средства – кейс-проектирования способствовала развитию универсальных учебных действий обучающихся основной школы. Анализ резуль- татов анкетирования выявил положительную динамику уровня сформированности универсальных учебных действий обучающихся основной школы в учебном процессе. Заключение. Использование кейс-проекти- рования способствует повышению качества обучения, уровня развития универсальных учебных действий обучающихся основной школы, что доказывает успешность проведенного педагогического эксперимента.
ВЫЯВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ РАЗВИТИЯ МОЛОДЕЖНОГО ТУРИЗМА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УДК: 379.85
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльмира Робертовна Хайруллина; Азиза Салаватовна Насретдинова;
В статье уточнены и приведены определения таких понятий, как «молодежный туризм», «студенческий туризм», «туризм миллениалов», «туризм “поколения Z”». Приведены функции молодежного туризма, такие как: укрепление экономики дестинации за счет внутренних и въездных молодежных туристов; знакомство с историческим и культурным наследием страны и других государств; актуализация в молодых людях чувство национального самосознания и патриотизма, но одновременно воспитания уважения и терпимости к быту и обычаям других национальностей и народов, обеспечения многостороннего развития личности. Перечислены виды молодежного туризма: студенческий туризм, туризм миллениалов; туризм «поколе- ния Z». Проанализированы глобальные тенденции каждого из этих видов туризма. В статье акцентируется внимание на молодежном туризме как составляющей системы молодежной политики России. Системный подход описывается как прикладная технология в содействии духовному, интеллектуальному и физическому развитию молодежи, воспитанию у нее общественного сознания и патриотизма. Исследованы характерные черты миллениалов, а также сформулированы их основные потребности в путешествиях: формирование спроса «здесь и теперь»; необходимость подключения к скоростному Интернету; потребность постоянно поддерживать связь со своими гостями (социальные сети, приложения, смс-рассылка и дайрект-мейл, промоакции и т. п.); необходимость знать своих посетителей (как потенциальных, так и реальных): формиро- вать базы данных, проводить маркетинговые исследования; потребность персонализировать продукты, услуги и опыт; весомость е-маркетинга. Оценена ситуация развития молодежного туризма в России, которая характеризуется слабой активностью. Даны рекомендации по активизации молодежного туризма в России.
ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ КОНСУЛЬТИРОВАНИЮ РОДИТЕЛЕЙ
УДК: 378.016
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Андрей Витальевич Рыбаков;
Введение. Роль учителя и школы в целом сегодня видоизменилась. Учитель в ответе не только за трансля- цию знаний, но и создание условий для полноценного развития личности обучающегося, причем не только в стенах школы. В статье рассматривается проблема подготовки студентов педагогических направлений подготовки осуществлять педагогическое консультирование родителей в современных условиях. Цель исследования: рассмотреть возможности учебно-воспитательного процесса вуза в подготовке будущих учителей к педагогическому консультированию родителей. Материалы и методы. В ходе работы был использован комплекс теоретических и практических методов: анализ, синтез, обобщение, наблюдение, опрос и беседа. Работа опирается на идеи системного подхода в познании сложных объектов, всеобщей связи и взаимообусловленности явлений, личностно ориентированного, деятельностного и гуманистиче- ского подходов к воспитанию. Результаты исследования, обсуждения. Раскрывается значение педаго- гического консультирования в профессиональной деятельности учителя, анализируются основные формы, методы и средства его осуществления. Обосновывается необходимость целенаправленной подготовки будущих педагогов к работе с родителями, так как именно школа является центром объединения усилий родителей и общественных организаций в вопросах развития и воспитания подрастающего поколения. Анализируются возможности педагогических дисциплин, изучаемых студентами в вузе, а также доступные и наиболее эффективные методы, средства и формы профессионального саморазвития, развития педагоги- ческой компетентности и виды внеучебной деятельности, имеющие значение для подготовки будущих педагогов к работе с родителями обучающихся. Заключение. На современном этапе развития россий- ского образования педагогическое консультирование родителей обучающихся является важным аспек- том профессиональной деятельности учителя, для успешной реализации которого необходимо осуществ- лять целенаправленную и систематичную подготовку будущих учителей. Обучение в современном вузе при грамотной организации занятий психолого-педагогического цикла и активном вовлечении студен- тов в разнообразную деятельность способствует формированию готовности будущего учителя к педа- гогическому консультированию родителей.
СЕТЕВЫЕ И МУЛЬТИМЕДИАТЕХНОЛОГИИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дина Алексеевна Семенова;
В настоящее время огромное влияние на все виды человеческой деятельности оказывает посыл общества, оформленный в виде социального заказа. Образовательный процесс является одним из немногих видов, на который социальный заказ влияет в большей степени. В соответствии с Письмом Министерства науки и высшего образования РФ от 21 января 2019 г. № МН-2.1/222 с 31 декабря 2018 г. заканчивается прием на обучение в соответствии с ФГОС 3+. Таким образом, непосредственно с 1 января 2019 г. образовательные организации должны вести прием на обучение на первый курс только в соответ- ствии с ФГОС 3++, который выделяет восемь универсальных компетенций. В частности, результатом успешного освоения программы бакалавриата для выпускника является умение определять круг задач, направленных на достижение поставленной цели, и выбирать оптимальные способы их реализации в рамках действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений. То есть выпускник должен обладать универсальной компетенцией УК-2, относящейся к категории компетенций «Разработка и реа- лизация проектов». Цель: определение роли сетевых и мультимедиатехнологий в процессе реализации проектной деятельности в высшей школе. Материалы и методы. Проектная деятельность подразумева- ет, что основное время, отводимое на работу над проектом, обучающийся расходует на самостоятельную работу с различными ресурсами, это непрерывная работа вне стен учебного заведения. В связи с этим проис- ходит кардинальное изменение не только формы организации образовательного процесса, но и роли педагога и обучающегося в нем. Популярность проектной деятельности растет с каждым годом, и связано это главным образом с тем, что появляются новые образовательные средства, позволяющие более эффективно реали- зовать данную технологию. Результаты исследования, обсуждения. Привлечение средств и технологий мультимедиа и сети Интернет способствует тому, что в процессе совместной проектной деятельности обучающихся реализуется значимый проект, происходит взаимодействие коллектива в рамках учебной деятельности и повышается уровень проектных работ. Заключение. Применение сетевых мультимедиа- технологий при реализации проектной деятельности способствует тому, что дидактические свойства послед- него значительно расширяются, добавляя к уже имеющимся присущие сетевым и мультимедиатехнологиям: доступность, мультимедийность, возможность оставлять комментарии к тексту и непосредственно вносить изменения в текстовое наполнение, инструменты для организации сетевого обсуждения, совершенствование информационно-коммуникационных и личностных компетенций, возможности для хранения и передачи информации разных форматов, а также для организации поисково-исследовательской работы и другие.
ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
УДК: 37.02
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Юрьевна Скрипова;
Формирование читательской компетентности младших школьников является приоритетной задачей литературного чтения. На решение этой задачи вместе с традиционным уроком может быть направлена внеурочная деятельность по литературному чтению. Актуальность исследования обосновы- вается необходимостью поиска активных средств формирования совокупности умений, составляющих читательскую компетентность младших школьников. Проектное обучение является современной техно- логией организации учебной деятельности школьников. В начальной школе прообразом проектной дея- тельности выступает проектная задача. Объект исследования – внеурочная деятельность младших школьников по литературному чтению. Предмет исследования – проектная задача как средство форми- рования читательской компетентности младших школьников. Цель: теоретически обосновать и экспери- ментально проверить эффективность проектных задач в формировании читательской компетентности обучающихся начальной школы. Материалы и методы. Методологической основой исследования явля- ется теория формирования младшего школьника как читателя и учение о типе правильной читательской деятельности Н. Н. Светловской, идеи А. Б. Воронцова о проектной задаче в начальной школе. Методы исследования: теоретический анализ методической литературы, научных изданий и нормативных доку- ментов, обобщение, педагогический эксперимент, методы количественного и качественного анализа ре- зультатов опытной работы: оценка среднего балла групп, внутригрупповая и межгрупповая дисперсия, критерий Крамера – Уэлча. Результаты исследования, обсуждения. В статье представлен комплекс проектных задач, построенных на материале литературного чтения. Проектные задачи проводились в рамках внеурочной деятельности в экспериментальной группе обучающихся. Педагогический экспери- мент осуществлялся в течение 2018–2019 учебного года. Основными выводами проведенного исследова- ния являются следующие положения: активная деятельность обучающихся с разными видами текстов способствует формированию компонентов читательской компетентности; читательская деятельность при решении проектной задачи осуществляется в комфортной для младших школьников атмосфере учебного сотрудничества; проектная задача является эффективным средством формирования читательской компе- тентности младших школьников. Заключение. Практическая значимость исследования состоит в возмож- ности использования разработанных нами проектных задач в обучении младших школьников с целью формирования умений и навыков, составляющих читательскую компетентность.
«ЦИКЛИЧЕСКИЙ КЕЙС» КАК МЕТОД ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛЫХ
УДК: 374
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталия Владимировна Ходякова; Инна Сергеевна Скляренко;
Во введении раскрывается актуальность образования взрослых обучающихся и необходимость использования для этой цели особого педагогического инструментария. Цель настоящей статьи – обоснование «циклического кейса» как дидактического метода группового обучения и личностного развития взрослых, раскрытие содержания понятия «циклический кейс» и представление конкретного примера его применения. В основной части выделены специфические личностные характеристики взрослого обучающегося. Актуализируется особая роль кейс-метода в личностном развитии взрослых обучающихся. Описаны возможности кейс-метода, которые не ограничиваются решением подготовленных педагогом ситуационных задач, отмечается, что больший развивающий потенциал имеет моделирование (составление) кейсов самими обучающимися. Предлагается интегрированный вариант применения кейс-метода в групповой соревновательной форме под названием «циклический кейс». В качестве конкретного примера использования метода «циклический кейс» представлен методический фрагмент практическогозанятия по дисциплине «Организация научной деятельности в образовательных и научных организациях МВД России», преподаваемой для адъюнктов, проходящих обучение по программе подготовки научно-педагогических кадров. Результаты проведенного исследования показали полную удовлетворенность проведением экспериментальных занятий с использованием метода «циклического кейса» у 97 % обучающихся. Каждый из участников исследования отметил прирост опыта творческой, профессиональной и коммуникативной деятельности. В заключении статьи содержится общий вывод по результатам проведенного исследования.
РАЗВИТИЕ ЧУВСТВА ЦВЕТА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ
УДК: 373.31
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Борисовна Ческидова;
Развитие чувства цвета у детей младшего школьного возраста играет большую роль в формировании эстетических качеств личности. Художественно-эстетическое развитие является одной из основных задач, стоящих перед начальной школой, освоение младшими школьниками содержания изобразительного искусства, средств его выразительности, в том числе и цвета, способствует формированию эстетического сознания школьников, развитию эмоционально-чувственной сферы, предоставляет возможности для самосовершенствования и самореализации. Целью статьи является обобщение и систематизация опыта работы по развитию чувства цвета у младших школьников. Материалы и методы. Уроки изобразительного искусства и внеурочная деятельность в начальной школе дают большие возможности для развития чувства цвета у детей посредством нетрадиционных техник рисования. Анализ теоретических исследований, творческих работ и характеристик цвета, данных учащимися, позволяет сделать вывод о том, что работа в нетрадиционных техниках способствует пониманию взаимосвязи цвета и звука, вкуса, запаха, развитию тактильных ощущений, развитию умения получать оттенки цвета, испытывать эмоциональную реакцию на цвет, умению давать эмоционально-образную характеристику цвета. Результаты исследования. Учащимся первых классов было предложено дать характеристику цветов радуги, при этом определены уровни: предметная, частично-эмоциональная и эмоционально-образная характеристика цвета. После реализации проекта по развитию чувства цвета на уроках изобразительного искусства с использованием нетрадиционных техник рисования были получены следующие данные – число детей, давших предметную характеристику цвета уменьшилось и составило 5,4 %, частично-эмоциональную повысилось и составило 40,54 %, эмоционально-образную повысилось и составило 54,06 %. Заключение. Освоение детьми цвета от тактильных ощущений к эмоциональным реакциям на цвет и от них к собственно чувству цвета; «включение» в работу с цветом всех органов чувств ребенка; использование разнообразных нетрадиционных техник способствуют формированию умения выражать свое отношение к цвету, получать оттенки цвета, их гармоничные сочетания, возникновению эмоциональной реакции на цвет, что в итоге способствует развитию чувства цвета. Анализ рисунков учащихся показал, что эти умения проявляются в практической деятельности.
СПЕЦИФИКА ОККАЗИОНАЛЬНЫХ СОЧЕТАНИЙ И СПОСОБЫ ИХ ПЕРЕВОДА В ДИСКУРСЕ ТЕЛЕСЕРИАЛА «ДОКТОР КТО»
УДК: 81:371.671.85
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марианна Юрьевна Андуганова; Александра Андреевна Корчагина;
Статья посвящается анализу окказиональных словосочетаний и их перевода на русский язык. Материалом для исследования послужил текст телесериала «Доктор Кто». Ввиду того, что жанр фильма относится к современной научной фантастике, тем самым он является как одним из наименее изученных, так и актуальных материалов в плане создания новых англоязычных слов и их передачи на русский язык. Таким образом, ставится проблема перевода окказиональных словосочетаний заданного жанра. Теоретической основой при выполнении данной работы послужили труды отечественных и зарубежных языковедов, благодаря которым был дан обобщенный анализ подходов к трактовке термина «окказионализм» представителями разных лингвистических школ и предложен принцип разграничения окказиональных словосочетаний на две группы: обычные и смешанные окказиональные словосочетания, где составная часть является окказионализмом. В ходе исследования были отобраны окказиональные словосочетания, выявлены способы их перевода и определены самые частотные случаи, которые использовались в переводе смешанных и обычных окказиональных сочетаний слов. Методом сплошной выборки обнаружено 128 окказиональных словосочетаний, где 71,8 % составили обычные окказиональные сочетания, а 28,2 % – смешанные. Кроме того, установлены их лексико-семантические группы. Итак, выявлено, что основными способами перевода окказиональных словосочетаний являются: калькирование, описательный перевод, полукалька, транскрипция, транслитерация, приближенный перевод и логическая синонимия. При переводе смешанных окказиональных словосочетаний в основном использовалось полукалькирование. В статье также представлены диаграммы, отражающие основные способы перевода окказиональных словосочетаний и даны аргументированные выводы, объясняющие их выбор.
ГРИБОЕДОВСКИЙ ИНТЕРТЕКСТ В ПОВЕСТИ И. А. ГОНЧАРОВА «СЧАСТЛИВАЯ ОШИБКА»
УДК: 8.821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
Введение. Пьеса «Горе от ума» А. С. Грибоедова была для И. А. Гончарова одной из художественно значимых, поэтому грибоедовские традиции составляют литературный контекст как раннего творчестваписателя, так и зрелого периода, представленного романным жанром. Косвенным подтверждениемнеслучайности данного интертекстуального взаимодействия служит и «критический этюд» Гончарова,посвященный «Горе от ума» А. Грибоедова, – «Мильон терзаний». Цель: выявить некоторые интертекстуальные переклички между «Счастливой ошибкой» И. А. Гончарова и пьесой А. С. Грибоедова «Горе от ума».Материалы и методы. Предметом исследования является произведение И. А. Гончарова, написанноев ранний, так называемый «допечатный» период творчества писателя, что позволяет выявить некоторыезакономерности, присущие как малой, так и романной прозе И. Гончарова. Основные методы исследования –историко-генетический и интертекстуальный. Результаты исследования, обсуждения. Интертекстуальныевзаимодействия – наименее изученный аспект поэтики И. Гончарова. Научная новизна статьи определяется исследованием некоторых художественных особенностей воплощения грибоедовского интертекстав повести И. А. Гончарова «Счастливая ошибка». Заключение. Не подлежит сомнению, что одним из литературных претекстов, положенных в основу «Счастливой ошибки» И. А. Гончарова, является пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума». Писатель использует грибоедовский праисточник не только на уровне аллюзий,а включает в свой текст явно узнаваемые цитаты. Явным интертекстуальным «ключом» к расшифровке художественных контекстов служит один из эпиграфов-цитат «Горе от ума». Однако «Горе от ума» А. Грибоедова – не единственное произведение, перекликающееся с повестью Гончарова «Счастливая ошибка».
ТРАДИЦИИ РУССКОЙ И МИРОВОЙ КЛАССИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЕЖИ (НА МАТЕРИАЛЕ «НОВОЙ ДРАМЫ»)
УДК: 82-343.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Мария Александровна Мансурова;
Введение. Настоящая статья посвящена одной из актуальных проблем современного литературоведения – выявлению особенностей интерпретации мировой и отечественной классики молодыми драматургами, представителями так называемой «новой драмы», формирование и кристаллизация жанров которой про исходила на рубеже XX–XXI веков. Цель: выявить особенности интерпретации классического наследия в творчестве молодых драматургов, показать степень их зависимости от художественного опыта прочтения классики в Коляда-театре, а также выявить черты индивидуального стиля. Материалы и методы. Статья выполнена на материале драматургического творчества Ирины Васьковской, лауреата ряда престижных премий и конкурсов. В центре внимания ее пьеса – «Галатея Собакина» (2014). Методы исследования: сравнительно-исторический и типологический. Результаты исследования, обсуждения. В статье особо отмечен тот факт, что отношение к классическому наследию на рубеже XX–XXI веков в российском обществе было неоднозначным. С одной стороны, обратили на себя внимание резкие нападки на классику и стремление развенчать вчерашних кумиров, с другой стороны, для многих деятелей культуры она была и остается «основой, базисом, резервуаром» образов, сюжетов и мотивов. Что касается пьесы Ирины Васьковской, несомненно, очень острой в социальном плане, то она направлена против крайних проявле ний как «ругателей» русской классики, так и ее недалеких «защитников», ведущих в мировоззренческий и интеллектуальный тупик. Одновременно молодой драматург выступает и против всех форм просве щения, подавляющих в человеке его личностные качества. Заключение. Авторы статьи приходят к выво ду о том, что пьеса «Галатея Собакина», безусловно, вдохновлена опытами абсурдистов и, соответствен но, включает в себя традиционные для театра абсурда элементы: они нашли свое выражение в сюжете, темах и мотивах произведения, им отвечает поэтика, а затем уже и сценография постановок. В то же время названные приемы используются Ириной Васьковской с элементами иронии и игры. По мнению авторов статьи, это обусловлено введением в произведение аллюзий на русскую и мировую классику (мифы, творчество Б. Шоу, В. Маяковского, М. Булгакова).
РУССКОЯЗЫЧНАЯ ПРОЗА ЗИНАИДЫ КАТКОВОЙ (ЦЕННОСТНЫЕ АСПЕКТЫ ПЕРСОНАЖНОЙ СИСТЕМЫ РОМАНА «ГДЕ ТЫ, СЧАСТЬЕ МОЕ?»)
УДК: 821.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов; Раисия Алексеевна Кудрявцева;
Предмет исследования – персонажная система романа «Где ты, счастье мое?» известного марийского писателя Зинаиды Катковой в ценностном аспекте. Аксиологическая парадигма марийской литературы как проблема научного изучения находится в центре внимания современных исследователей, но нуждается в наполнении конкретным эмпирическим материалом, чему и способствует данное исследование. Цель исследования – выявление содержания аксиологической сферы автора, которая проявляется в отборе персонажей, структуре персонажной системы и морально-нравственных самоопределениях персонажей. В работе используется авторологический метод анализа, в пределах которого автор рассматривается как субъект литературно-художественной деятельности, а литературно-художественное произведение как словесно-образная форма объективации экзистенциальных сил автора. В начале статьи анализируется проблема двуязычия писательницы, далее рассматривается персонажная система и конфликт в условиях ценностных оппозиций, основные особенности построения персонажной (образной) системы, объективация авторских морально-нравственных ценностей в структуре персонажной системы. Персонажный мир романа строится на принципах панорамной объемности, взаимосвязи общественной роли персонажа и его моральных ценностей, план личностных взаимоотношений представлен как увлекательное мелодраматическое повествование, насыщенное недоразумениями, случайными встречами, авантюрными ситуациями. Высшие авторские ценности, проявляющиеся в облике и судьбах персонажей: действенное соединение человеком своей судьбы с судьбой страны и народа, следование национальным традициям. Человек как часть семьи, рода, трудового коллектива, человек в его доброте и бескорыстии, любви к своему народу и его языку, его обычаям – вот определяющие ценности для автора и его положительных персонажей. Но рядом с этим миром любви и труда существует мир приспособленцев – на всех уровнях общественной иерархии: от партийных руководителей до управленцев конкретных предприятий. Внутренний облик этих людей определяется их эгоистическими стремлениями. Эти два мира и разные типы характеров изображаются автором в конкретных общественно-производственных ситуациях 1950-х – начала 1960-х годов.
ОСОБЕННОСТИ ЗАРОЖДЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДРАМАТУРГИИ В ЧУВАШСКОЙ И МАРИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРАХ
УДК: 82-2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Юрьевна Кириллова; Альбина Федоровна Мышкина;
Введение. Сегодня актуально исследование национальных литератур не как замкнутые в себе художественные системы, а в тесном взаимодействии друг с другом. Одной из главных задач такого изучения является поиск универсалий, свидетельствующих о единстве разных словесностей, и выявление их уникальности и национальной самобытности. Целью данной статьи стало стремление авторов через анализ чувашской драматургии в контексте марийской литературы выявить присущие им тенденции, выработанные годами национальные традиции, увидеть перспективу их дальнейшего развития. Материалы и методы. Первоочередными материалами исследования стали драматические произведения чувашских и марийских писателей начала XX века, являющиеся наиболее типичными для этого периода, а также научные публикации исследователей региона по проблемам национальной литературы. В основу работы положены преимущественно культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и историко-функциональный методы, которые способствовали разностороннему решению стоящих перед авторами задач. Результаты исследования, обсуждения. В ходе проведения исследования авторы изучили не только отдельные произведения драматургии, но и рассмотрели общекультурную и национальную особенность Поволжского региона. Как показал анализ, в начале ХХ в. художественные системы чувашского и марийского народов образовались под влиянием общих внешних факторов (фольклорные традиции, русская литература, просветительство, национальноосвободительное движение). Заключение. В результате проведенного исследования авторы пришли к следующим выводам: 1) диалогические отношения между чувашской и марийской литературой, функционирующие в одной урало-поволжской литературной общности, возникли еще на этапе их формирования; 2) процесс формирования национальной драматургии народов Поволжского региона в целом однороден, каждая из них в определенной степени отражает общие тенденции развития.
ПОЭТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ВРЕМЕНИ А. С. ПУШКИНА И И. В. ГЕТЕ
УДК: 821.161.1Пушкин.08+821.112.2Гете.08
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Юрьевна Клыкова;
Введение. Рассматривается языковая репрезентация концепта время/Zeit в поэзии великих классиков мировой литературы на основе антропоцентрического подхода, подразумевающего изучение связи сознания и мышления, культуры и личных переживаний. Общенациональное содержание концепта, дополненное авторскими коннотативными смыслами, представляет собой субъективное осмысление времени в русской и немецкой языковых картинах мира. Цель: проведение исследования семантики приращений времени в поэзии А. С. Пушкина и И. В. Гете, выявление национально-культурных и индивидуально-авторских особенностей восприятия времени. Материалы и методы. Материалом для исследования послужили оригинальные поэтические тексты А. С. Пушкина и И. В. Гете, применялись: метод сплошной выборки, сопоставительный метод и др. – для описания и определения особенностей компонентов концептуального поля «время» в русском и немецком языках. Результаты исследования, обсуждения. Несмотря на индивидуальные идиостили, лексема время/Zeit несет общие, характерные для обоих поэтов, концептуальные признаки. В поэзии А. С. Пушкина и И. В. Гете исследуемая лексема приобрела способность двигаться разным способом с разной степенью интенсивности. Время/Zeit получает также пространственные характеристики, может выступать как объект манипуляции, опредмечиваться и тем самым приобретать дополнительную ценность. Обнаружились признаки, характерные только для поэтического языка И.В. Гете, у которого время может воздействовать на человека, наставляя его на путь истины, и само приобретать разумное содержание. Языковой материал позволил выявить взгляд Гете на время с философских позиций. Заключение. Концепт «время» в поэтическом тексте А. С. Пушкина и И. В. Гете приобретает, безусловно, свой динамический аспект, трансформируясь в индивидуальную форму представлений о времени, отражающую личные переживания и чувства, опыт и знания автора, что мобилизует читателя на поиск истины. Неравномерность авторского соотношения лексической категории времени свидетельствует о том, что загадка времени и его сущность интересовала И. В. Гете больше.
МЕТАФОРЫ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ ЦЕННОСТЕЙ НА МАТЕРИАЛЕ ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ АНГЛИЙСКОГО АЛИМЕНТАРНОГО КОДА
УДК: 81.161.106
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Альбертовна Солдаткина;
Культурные коды, отраженные в образной структуре фразеологизмов, участвуют в формировании языковой картины мира. Продукты питания, национальная кухня представляют собой специфическую область культуры. Фразеологические единицы отражают специфику алиментарного кода английской лингвокультуры и его аксиологический вектор 6, с. 77. Цель статьи – осуществить анализ метафорической модели английского алиментарного кода, представленного фразеологическими единицами. Материалы и методы. Объект исследования – 256 фразеологических единиц английского алиментарного кода, отобранных методом сплошной выборки из двуязычного «Большого англо-русского фразеологического словаря» А. В. Кунина. В работе нашли применение описательный метод, элементы сравнительно-исторического метода. Результаты исследования, обсуждения. Метафорическая модель гастрономические образы – это состояние человека представлена фреймами «Физические параметры человека», «Пресыщение», «Эмоциональное состояние человека». Фрейм «Физические параметры человека» представлен слотами «Телосложение», «Состояние здоровья». Слот «Состояние здоровья» представлен лексемами, обозначающими продукты питания, прием пищи, атрибуты приготовления пищи. Фрейм «Пресыщение» представлен слотами «Базовая потребность в еде», «Состояние опьянения». Голод/сытость вербализованы посредством антропоморфных, природоморфных и артефактных метафор. Фрейм «Эмоциональное состояние человека» представлен слотами «Удовольствие», «Уверенность», «Страдание/унижение». Заключение. Выявлены типичные фразеологизмы английского алиментарного кода, соответствующие заданным метафорическим моделям и отражающие гастрономические образы. Проведенный анализ позволяет говорить о преобладании антропоморфных, зооморфных и артефактных метафор. В качестве преобладающих ключевых компонентов названы лексемы, обозначающие продукты питания, ощущения сытости и голода, процесс приема пищи.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ «УДМУРТСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧАЛА XXI ВЕКА: ПРОБЛЕМАТИКА, ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ, ЖАНРОВЫЕ ИСКАНИЯ» / Т.И. ЗАЙЦЕВА, Н.В. КОНДРАТЬЕВА, М.В. ИВШИНА; ПОД ОБЩ. РЕД. Т.И. ЗАЙЦЕВОЙ. ИЖЕВСК : ИЗД-ВО УДМ. УН-ТА, 2018.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
В рецензируемой коллективной монографии рассматривается удмуртская драматургия второй половины XX – начала XXI века: ее проблематика, художественное своеобразие, жанровые искания.
II ОТБОРОЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ФГБОУ ВО «МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПО СТАНДАРТАМ «ВОРЛДСКИЛЛС»
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Д. А. Крылов, П. В. Никитин, Т. И. Забурдаева, Т. В. Петухова, А. О. Евдокимов, В. В. Константинова, Е. В. Мальцева, Е. В. Кондратенко ,;
В период с 28 по 30 мая 2019 года в Марийском государственном университете – опорном вузе Республики Марий Эл состоялся II отборочный чемпионат ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» по стандартам «Ворлдскиллс».