ВЕСТНИК 1(33) 2019

Название:
ВЕСТНИК 1(33) 2019
Номер:
1
Год:
2019
Дата публикации на сайте:
2019-03-13 10:09:44
Полный журнал в PDF:
СТУДЕНЧЕСКОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА СТУДЕНТОВ
УДК: 378:001.89
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Геннадьевич Коротков; Линар Гимазетдинович Ахметов;
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме популяризации научно-технического твор- чества в обществе. Приводится авторское видение решения этой проблемы посредством создания ре- сурсных центров и развития кружкового движения на базе учреждений высшего образования. В работе уточняется значение и роль научно-технического творчества в формировании следующего поколения компетентных специалистов, инженеров, ученых, предпринимателей. Анализируются задачи, стоящие перед учреждениями высшего образования, и возможные варианты решения проблем, в том числе посредством организации проектных групп и студенческих научных кружков технической направленности и конст- рукторских бюро. Студенческие конструкторские бюро рассматриваются как средство эффективного реше- ния проблем популяризации научно-технического творчества среди студентов и школьников. На примере студенческого конструкторского бюро «Технопарк-Профи» при Марийском государственном университете раскрываются возможности вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектно-конструктор- скую деятельность, создания условий для формирования творческой активности студентов. Также в статье представлено практическое решение проблем, связанных с возвращением массового интереса учащейся молодежи к научно-техническому творчеству, описаны основные цели и задачи студенческого конструктор- ского бюро. Описываются виды и формы организации занятий, варианты поддержки студентов, стремящихся самореализоваться через подготовку студенческих научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на соискание грантов, именных стипендий, премий, поощрения и стимулирования массового уча- стия студенческой молодежи в научно-технической деятельности путем организационно-методической, консультационной и технико-технологической поддержки инновационных проектов, выполняемых в рам- ках студенческого конструкторского бюро. Рассматриваются ключевые направления развития и приводит- ся анализ результатов работы студенческого конструкторского бюро за 2018 год.
РЕГИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ И КОНТРАКТНОГО ТРУДОУСТРОЙСТВА: ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
УДК: 373
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Михайловна Майкова; Елена Валентиновна Кондратенко;
Статья рассматривает основные меры по развитию и поддержке кадрового потенциала системы образо- вания в Республике Марий Эл на современном этапе, соотнесенные по выделенным в рамках исследова- тельской работы организационно-управленческим условиям реализации разработанной модели. Исследо- вание осуществлялась на базе 14 муниципальных районов и 3 городских округов Республики Марий Эл, общеобразовательные организации которых в течение 2016–2018 гг. участвовали в организации целевого приема и контрактного трудоустройства. В процессе исследования использованы такие методы исследо- вания, как изучение и анализ теоретической литературы и нормативной документации по исследуемой проблеме, SWOT-анализ и моделирование, анкетирование, метод экспертных оценок. В ходе исследования разработана и апробирована региональная модель целевого обучения и контрактного трудоустройства педагогов, выявлены организационно-педагогические условия ее эффективной реализации, определены критерии и индикаторы организационно-управленческих условий реализации модели целевого приема и контрактного трудоустройства. Разработанная модель, апробированная в отдельных муниципальных районах и городских округах, позволяет говорить о достижении социальных эффектов в части повышения привлекательности педагогических профессий для выпускников образовательных организаций; повышения ответственности руководителей образовательных организаций за кадровую политику образовательной организации на основе достоверных и актуальных данных о прогнозной потребности в педагогических кадрах; повышения социальной ответственности (мотивации) выпускников вузов за принятые решения при построении педагогической карьеры. В заключение авторами определены направления для дальнейшего исследования проблемы и конкретизированы области принятия управленческих решений.
РАЗВИТИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В СОТРУДНИЧЕСТВЕ
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина;
Введение. Использование технологии обучения в сотрудничестве на занятиях иностранного языка спо- собствует развитию межкультурной компетентности студентов, так как работа в командах позволяет ре- ализовать межкультурный диалог. Цель. Для развития у студентов Казанского национального исследова- тельского технологического университета, обучающихся по направлению подготовки бакалавриата 38.03.03 «Управление персоналом» межкультурной компетентности в течение двух семестров 2017–2018 учебного года была внедрена технология обучения в сотрудничестве в виде приемов «Пила», «Учимся вместе» и «Обучение в команде». Материалы и методы. Для определения стадии развития межкуль- турной компетентности студентов был использован опросник межкультурного развития М. Беннета − М. Хаммера, который позволил определить доминирующую стадию межкультурного развития студентов контрольных и экспериментальных групп в начале и в конце эксперимента. Результаты исследования, обсуждения. Решение учебных задач по применению теории межкультурной коммуникации в вообража- емых ситуациях межкультурного общения способствовало развитию навыков анализа, логического и критического мышления, творческого воображения, а также постепенному развитию межкультурной компетентности учащихся. Анализ результатов анкетирования до и после эксперимента выявил положи- тельную динамику межкультурной компетентности в экспериментальных группах: произошел сдвиг в сторону этнорелятивистской позиции – более глубокого понимания другой культуры благодаря приоб- ретению студентами навыков межкультурного общения при моделировании ситуаций межкультурного столкновения. Заключение. Широкое использование на занятиях английского языка технологии обуче- ния в сотрудничестве позволяет создать атмосферу творчества, повысить мотивацию к изучению языка и уровень межкультурной компетентности, что доказывают данные проведенного эксперимента.
КРИТЕРИИ, ПОКАЗАТЕЛИ И УРОВНИ СФОРМИРОВАННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
УДК: 377.37.016.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Вадимовна Николаева; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. Динамические изменения национальной политики образования, происходящие в нашей стране, требования Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года обусловили нали- чие целого ряда проблем в профессиональной подготовке квалифицированных специалистов, в том числе математической. Одним из путей повышения качества математической подготовки будущих специали- стов среднего звена на современном этапе является целенаправленное формирование их математической компетентности. Цель статьи: представление результатов экспериментальной работы по формирова- нию математической компетентности будущих специалистов среднего звена в процессе профессионально направленного обучения математике на основании выявленных критериев и показателей сформированности. Материалы и методы. Экспериментальное исследование по формированию математической компе- тентности проводилось на базе структурного подразделения Федерального государственного бюджетно- го образовательного учреждения высшего образования «Поволжский государственный технологический университет». В контрольных группах обучение осуществлялось в естественных условиях учебно- воспитательного процесса, без изменения учебных планов и программ. В экспериментальных группах обучение осуществлялось в соответствии с разработанной в исследовании теоретической моделью фор- мирования математической компетентности. Результаты исследования. Уровень сформированности математической компетентности у студентов экспериментальной группы, достигнутый ими в конце экс- перимента, оказался выше, чем у студентов контрольной группы. Количество обучающихся, имеющих высокий и средний уровень математической компетентности, в экспериментальной группе увеличилось в целом на 35 %, в контрольной группе – на 9 %. Выводы. Проведенная экспериментальная работа под- твердила эффективность комплекса педагогических условий и модели формирования математической компетентности будущих специалистов среднего звена.
ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ НАЧАЛЬНОГО ОТДЕЛЕНИЯ
УДК: 371.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ильгиз Миргалимович Синагатуллин; Гюзаль Азильевна Валитова;
Cовременный мир становится все более поликультурным, что, в свою очередь, влияет на весь спектр об- разовательных задач, решаемых в учебных заведениях разного ранга. Данные перемены вызывают необ- ходимость организации поликультурного образования и, соответственно, необходимость формирования поликультурной компетентности подрастающего поколения. Поликультурный социум России ставит перед образовательными учреждениями такие задачи, которые бы учитывали поликультурные и языковые фак- торы соответствующих социокультурных ареалов в деле обучения и воспитания молодежи. Вопросы поликультурного образования разрабатываются на кафедре педагогики и методики дошкольного и начального образования Бирского филиала Башкирского государственного университета. В 2017–2018 учеб- ном году мы провели исследование, цель которого заключалась в теоретическом обосновании и создании педагогических условий, способствующих успешному формированию поликультурной компетентности студентов выпускного курса начального отделения. Наша гипотеза строилась на предположении о том, что формирование поликультурной компетентности студентов будет осуществляться на более эффектив- ном уровне, если оснащать образовательный процесс, и особенно педагогические курсы, поликультур- ным содержанием, включить в образовательный процесс специальный курс «Формирование поликуль- турной компетентности будущего учителя начальных классов», создать благоприятную информационно- образовательную среду и вовлекать студентов в научно-исследовательскую деятельность по поликуль- турной тематике. Результаты исследования показали рост сформированности у студентов поликультур- ных знаний и соответствующих личностных качеств. Мы зафиксировали у будущих учителей достаточно высокий уровень готовности к работе в поликультурном коллективе учащихся.
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ БАКАЛАВРОВ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО ПРОФИЛЯ КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Виктория Станиславовна Тугульчиева; Полина Дмитриевна Васильева;
Введение. В обучении бакалавров естественно-научного профиля в вузе выявлена высокая зависимость качества профессиональной подготовки студентов от умений применять математические знания при освоении профильных дисциплин. Проблема практико-ориентированного обучения математики вызвана недостаточностью сформированности у студентов умений применять теоретические знания, поиском оп- тимального подхода к обеспечению взаимосвязи теоретического и практического компонентов матема- тического образования. Практико-ориентированное обучение требует опоры на теоретические знания, однако преобладание теоретических знаний в образовательном процессе создает высокий риск формали- зации обучения. Целью проведенного исследования является выявление сформированности у бакалавров естественно-научного профиля умений выполнять практико-ориентированные задания, выявление роли практико-ориентированного обучения как способа формирования профессиональных компетенций. Материалы и методы. Для решения поставленной цели были определены: уровни профессиональной направленности студентов по методике Т. Д. Дубовицкой; уровни математической подготовки бакалавров при входном тестировании математических знаний по модели оценки результатов обучения В. П. Беспалько. Результаты исследования. Выявлен высокий уровень профессиональной направленности студентов на будущую профессию, что позволяет не относить мотивационно-ценностные установки студентов к пре- пятствиям для формирования математической компетентности. Результат проведенного тестирования матема- тических знаний показал, что студенты справлялись с заданиями повышенного уровня сложности (знани- евый компонент), выявлен низкий процент выполнения задания практико-ориентированного характера. Заключение. Полученные результаты определили актуальность усиления практико-ориентированного обучения за счет внедрения в учебном процессе практико-ориентированных заданий. Практико-ориенти- рованное обучение математике способствует достижению понимания студентами сущности изучаемых математических понятий, требует дальнейшего исследования и методических разработок.
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
УДК: 796.09-057.875(470.343)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Вениаминовна Ямбаева;
В статье разбираются нюансы подготовки студентов факультета физической культуры, спорта и туризма к соревновательной деятельности. Подготовка студентов к профессиональной деятельности является важным компонентом их роста как будущих специалистов в области физической культуры и спорта. В статье акцентировано внимание на общую и специальную физическую подготовку, как важнейшую часть готовности к соревновательной деятельности. Введение. Для реализации этой концепции необходимо качест- венно изменить структуру, содержание и организационные формы подготовки будущих учителей в области физической культуры. Цель: определить и экспериментально проверить особенности формирования готовности к соревновательной деятельности будущих учителей физической культуры. Материалы и методы. Эмпирическое исследование проводилось на базе ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» г. Йошкар-Олы среди студентов профиля подготовки: 44.03.05 Физическая культура (дополни- тельное образование); 44.03.01 Физическая культура и включало в себя: наблюдение, тестирование с приме- нением методик анализа технической подготовки, а также общей и специальной физической подготовленно- сти, беседы со студентами и молодыми преподавателями общеобразовательных школ города Йошкар-Олы; теоретическое исследование состояло из анализа научно-методической литературы, специальных источников как отечественных и зарубежных авторов. Результаты исследования, обсуждения. Исследовательская рабо- та проводилась нами на территории ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Вся работа, включающая в себя экспериментальное исследование, проводилась со студентами-бакалаврами факультета физической культуры, спорта и туризма очной формы обучения. Заключение. В исследовании реализован не только аналитический обзор теоретических и практических работ по проблематике исследования, но и пред- ставлены эмпирические данные исследования по формированию готовности к соревновательной деятельно- сти у будущих учителей физической культуры, представлен анализ результатов общей и специальной физи- ческой подготовленности, а также проанализированы показатели технической подготовленности студентов.
МИФОФОЛЬКЛОРНЫЙ КОНТЕКСТ ДРАМЫ А. ПУДИНА «КОРДОН»
УДК: 821.511.152
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юрий Григорьевич Антонов;
Введение. Предмет исследования – мифофольклорные мотивы в драме А. Пудина «Кордон». Выявление мифологического и фольклорного элемента в художественных произведениях направлено на выявление ху- дожественно-эстетических свойств литературы, определяет этническую специфику мордовской словесности, является сегодня актуальными в отечественной науке. Цель: рассмотреть многогранную проблему интерпре- тации национального мифа через авторское воплощение этнической картины мира. Материалы и методы. Используется культурно-исторический метод, позволяющий проследить тенденции использования фоль- клорно-мифологических элементов на разных этапах развития мордовской драматургии, выявить нацио- нальную специфику мифа и ее литературную интерпретацию. Также применяется контекстуальный и культурологический принципы герменевтического метода, помогающие погрузиться в этническую (мор- довскую) культурно-историческую традицию с целью выявления художественно-национальных особен- ностей драматургических произведений, в которых есть авторская интерпретация национального мифа. Мифопоэтика позволяет выявить аналогии между художественными образами и символами, литера- турную трансформацию национального мифа, авторскую интерпретацию мифологического образа. Результаты исследования, обсуждения. Исследование позволяет уточнить и дополнить жанрово- тематические и художественно-эстетические границы современной мордовской драматургии тесно связанные с художественным освоением устной народной традиции и мифа. Мифофольклорный элемент как значитель- ный компонент современной мордовской драматургии остается неизученным. В статье доказывается, что в пьесе «Кордон» А. Пудин использует элементы национального мифа и фольклора для расширения жанро- вых и эстетических границ национальной драматургии. Драматург, творчески переосмысливая этническую мифологию и устное словесное творчество, в своем произведении художественно достоверно отображает действительность и характеры персонажей. Заключение. Анализ драмы А. Пудина «Кордон» позволяет выявить закономерности использования мифа и устной народной традиции в мордовской драматургии. Мифологизм в пьесе является компонентом, объединяющим и действие и персонажей. Через трактовку национального мифа драматург стремится раскрыть конфликт произведения, показать его глубинный смысл. Авторская интерпретация мифа и фольклора является закономерной чертой мордовской литературы, способст- вует расширению ее художественных и эстетических границ, придает ей этническую самобытность. Ключевые слова: мордовская литература, драма, А. Пудин, конфликт, миф, мифология, фольклор, мо- тив, символ.
СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОСЕССИВОВ ФРАНЦУЗСКОГО И РУССКОГО ЯЗЫКОВ
УДК: 81-112.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Мансафовна Давлетшина;
Введение. Посессивы русского и французского языков представляют собой группу слов, которая служит в языке для осуществления референции и характеризуется наличием дифференциальной семы «притяжатель- ность». Анализ согласованных посессивных конструкций «посессив + имя» с точки зрения их историческо- го развития позволяет охарактеризовать личную сферу обладателя на каждом этапе развития общества. Тем самым открывается возможность не только зафиксировать изменения в плане выражения притяжа- тельности, но и отследить эволюцию отношения к собственности. Цель: необходимо провести сравнитель- но-исторический анализ эволюции посессивных форм французского и русского языков в рамках исследо- вания типологически разных языков, развившихся на базе синтетических, на материале произведений XII–XIV веков. Материалы и методы: сопоставительный анализ, сравнительно-исторический метод, семный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Диахронный анализ показал, что французские посессивы, в сравнении с русскими, претерпели более значительные изменения: преобразился их внешний облик, произошла дифференциация ударных и безударных форм, определилось место посессивов отно- сительно характеризуемого существительного. Эволюция русских посессивов выразилась лишь в изме- нении их положения относительно определяемого существительного. Радикальные изменения в системе французских посессивов обусловлены эволюцией синтетического латинского языка в аналитический фран- цузский, фонетическими преобразованиями и переходом к фразовому ударению. Заключение. Анализ соче- таний «посессив + имя» из литературных источников на древнерусском и старофранцузском языке («La Chanson de Roland», «Oeuvres complètes de Joachim du Bellay», «Слово о полку Игореве») продемон- стрировал, что в зависимости от семантики левого компонента, данная конструкция может характеризо- вать целую гамму отношений, расширяя границы личной сферы посессора до пределов мироздания. Как старофранцузский литературный памятник, так и древнерусский, характеризуются тенденцией к плеонастическому использованию посессивов. В древнерусском источнике наиболее частотным оказа- лось возвратно-притяжательное местоимение «свой».
ПАТРИОТИЗМ КАК ИМИДЖ (ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)
УДК: 81.23
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Оксана Васильевна Казаченко; Лилия Александровна Хамула;
Введение. Как известно, патриотизм является одной из важнейших национальных ценностей многих стран. На современном этапе в формировании образа этой ценности большую роль играют СМИ и Интернет, которые различными невербальными средствами передают определенный смысл, очень часто неосознанно дополняющий образ исследуемого явления, что позволяет конструировать отношение людей к опреде- ленным феноменам их жизни. В связи с этим целью работы стало рассмотрение экспликации ценности патриотизм невербальными средствами в таких странах, как Россия, Великобритания, США и Фран- ция. Материалы и методы. Авторами было отобрано 40 изображений, иллюстрирующих ценность патриотизм в вышеперечисленных странах на основе принципа частотности и системной ценности. Далее результаты подтверждались данными ассоциативных словарей. Основными методами исследования стали: метод сплошной выборки, сопоставительный метод исследования, качественный и количе- ственный методы исследования. Результаты исследования и обсуждения. При анализе изображений, репрезентующих ценность патриотизм в разных культурах были отмечены универсальные черты, сход- ство в некоторых характеристиках, что говорит об универсальности исследуемого понятия. Также были выявлены различия, обусловленные факторами этнического своеобразия. Заключение. Невербально имидж патриотизма проявляется совершенно дифференцированно в разных странах, чему способствуют традиции и обычаи, принятые в конкретных странах, исторический путь развития и современная политика государства. При этом в визуальной репрезентации ценности патриотизм наблюдаются как общие состав- ляющие, такие как тесная взаимосвязь анализируемого имиджа с государственной символикой и терри- ториальными границами, связь с освоением космоса, так и национальные и культурно-специфические особенности, характерные для определенных стран. Авторами доказывается, что образы патриотизма, воплощенные невербально в изображениях, отражают специфику и конструкт понимания ценности определенным государством.
ПУТЕВАЯ ПРОЗА: ЖАНР, СТИЛЬ, ДИСКУРС, НАРРАТИВ (ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИЗУЧЕНИЯ)
УДК: 82-1/-9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Викторовна Кублицкая;
Введение: в статье обобщены представления о различных актуальных аспектах исследования путевой прозы: жанровом, стилевом, дискурсивном и нарративном. Цель: систематизация ключевых теоретико- методологических подходов к изучению путевой прозы: жанрового, стилевого, дискурсивного и нарра- тивного. Материалы и методы: в исследовании применяются методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, а также сопоставительный, формальный, структурный и сравнительно-исторический подходы к анализу текста и его ключевых категорий. Результаты исследования, обсуждения: систематизирова- ны основные подходы к литературоведческому анализу путевой прозы: жанровый, стилевой, дискурсив- ный и нарративный. Установлено, что для уточнения жанровой специфики путевой прозы целесообразно использовать понятие метажанра. Признается стилевая и дискурсивная самодостаточность феномена, а также значимость системы нарративных инстанций. Наиболее репрезентативным (но неисчерпываю- щим) признается жанровый подход. Констатируется невозможность использования единой терминоло- гии. Предлагается использовать концепцию травелогемы, структурно-семантической модели путевой прозы, для разработки расширенного инструментария ее анализа. Заключение: сделан вывод о продук- тивности конвергентного подхода в изучении путевой прозы, в качестве одной из моделей которого предлагается концепция травелогемы.
ПЕЧАТНЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ ГЕРМАНИИ (БУНДЕСВЕР)
УДК: 82.02/.09
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эвелина Гарриевна Мхитарьянц; Владимир Георгиевич Гапошин;
Введение. Сегодня работа в информационном пространстве является одним из главных направлений дея- тельности вооруженных сил любой страны. В этом смысле не являются исключением и вооруженные силы Федеративной Республики Германии (Бундесвер), выпускающие ряд печатных изданий, посвящен- ных насущным вопросам функционирования армии. Цель. В статье представлена попытка формирования общего представления о месте и роли печатных средств массовой информации в рамках политико- просветительской работы органов Бундесвера. Материалы и методы. В статье рассматриваются основ- ные печатные издания, издаваемые немецкими вооруженными силами, – «Y» и «Bundeswehr Aktuell», а также одновременно затрагиваются иные периодические издания, имеющие отношение к вооруженным силам ФРГ. Методологическую основу исследования составляют методы контент-анализа, методы сти- леметрического анализа, методы количественного подсчета, сопоставительный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Показана связь между идейной направленностью печатных изданий Бундес- вера и концепцией “Innere Führung” (внутреннее руководство), которая является основной военной доктриной немецкой армии. В результате анализа тематики структуры данных журналов, их дизайна, стилистических, лингвопрагматических и социокультурных особенностей сделан вывод о том, что печатные средства массовой информации Бундесвера следуют тенденциям современного информацион- ного пространства. Научная новизна работы состоит в исследовании печатных изданий Бундесвера в их непосредственной связи с процессами демократизации вооруженных сил в послевоенной Германии. Заключение. Имея в качестве основной задачи политическое информирование личного состава воору- женных сил, печатные средства массовой информации Бундесвера выполняют помимо этого ряд других функций: образовательную, оценочную и рекреативную. Сочетание в рамках данных изданий различных тематических рубрик позволяет говорить об их демократичной направленности и ориентации на широкие слои населения.
КОНТЕКСТУАЛЬНАЯ ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ КАК ПРЕДМЕТ ФИЛОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
УДК: 82.02/.09
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Старыгина;
Статья содержит аналитический обзор основных идей и концепций такого явления, как контекст. Осно- вываясь на понимании контекста как части художественного текста и рассматривая контекст в парадигме «содержание – форма», автор статьи разграничивает понятия «контекстуальное содержание» и «контекстуальная поэтика». При изучении контекстуальной поэтики необходимо реализовать систем- ный подход, критериальным основанием которого является способ представления контекстуального со- держания. Контекстуальная поэтика рассматривается как трехуровневая система, первый уровень кото- рой образован приемами, с помощью которых актуализируются средства контекстуальной поэтики (цитирование, именование, символизация, систематизация и др.), второй уровень формируется из средств представления контекстуального содержания (концепт, символ, цитата и т. д.), третий (высший) уровень представляет собой формы представленности контекстуального содержания (интертекст, концептосфера, сверхтекст, авторский витальный текст и др.). Систематизация форм представленности контекстуального содержания позволяет определить авторскую контекстуальную парадигму, охарактеризовать контекс- туальную компетентность писателя. При этом необходимо учитывать роль читателя (исследователя), его контекстуальную восприимчивость, а также способы и приемы моделирования контекстуального поведения читателя создателем художественного текста. В статье обозначаются перспективы изучения поэтики художественного произведения и творчества писателя в целом при реализации предлагаемого подхода, ставится задача разработки адекватных методов исследования контекстуальной поэтики и контекстуального содержания.
СЮЖЕТ «ХИТРАЯ НАУКА» (СУС 325) В РУССКОЙ ВОЛШЕБНОЙ СКАЗКЕ
УДК: 398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Олеговна Трошкова;
Сюжет «Хитрая наука» (СУС 325) / “The magician and his pupil” (ATU 325) можно отнести к одному из распространенных в мировой культуре и в русской традиции. В международных и русских указате- лях сюжетов он представлен многочисленными записями, которые дают исследователю четкое пред- ставление о его истоках и широкой географической распространенности. Сюжет, который привлек внимание зарубежных исследователей (В. Клустон, Дж. Зайпс), развивался длительное время, прежде чем предстать перед нами в его конечном варианте. В настоящее время в русской сказочной традиции он представлен 54 опубликованными вариантами, пять из которых не были включены в указатель «Восточнославянская сказка». Целью настоящего исследования является представить сравнительно- типологический анализ русских волшебных сказок, в основе которых лежит сюжет «Хитрая наука» (СУС 325), рассмотреть особенности его бытования в русской фольклорной традиции. Материалом исследования послужили 54 варианта русских сказок СУС 325, 49 из которых были включены в «Восточнославянскую сказку». Сравнительно-типологический метод, использованный в ходе изуче- ния сюжета СУС 325, позволил выявить различия в сюжетно-композиционной структуре вариантов, показать случаи последовательной реализации мотивов указанного сюжета в 32 текстах, обозначить случаи контаминации с другими сюжетами и популярными мотивами, не включенными в указатель сюжетных типов «Восточнославянская сказка» (325 + 671; 325 + 400 + 329; 325 + 519; 313А + 325; 313В + 325; 325 + 1525А; 325 + 400). Исследование также обозначило случаи ошибочной атрибуции шести текстов к СУС 325.
СИНТЕЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО И ДОКУМЕНТАЛЬНОГО В ПОВЕСТИ «ЛЕТЯЩАЯ НАДО ЛЬДОМ» Б. ПОРФИРЬЕВА
УДК: 82-312
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мин Фэн;
Введение. Литература о спорте и спортсменах ХХ века недостаточно изучена. Часто в литературе о спор- те происходит соединение документального начала с художественным, так как писатель, опираясь на спортивные факты, воспоминания, создает художественный мир спорта. В последние десятилетия ученые обращались к проблеме синтеза документального и художественного в различных тематических и жанровых образованиях, однако природу документально-художественной прозы до настоящего време- ни довольно сложно определить. Объектом исследования является художественно-документальная про- за кировского писателя Б. А. Порфирьева о спорте и спортсменах. Предметом – содержательное и жан- ровое своеобразие, а также синтез документального и художественного в повести Б. Порфирьева «Летящая надо льдом». Целью нашей статьи является исследование природы синтеза художественного и документального в повести Б. Порфирьева «Летящая надо льдом», выявление возможности различных приемов в отражении авторского замысла на основе документально-биографических фактов. «Летящая надо льдом. Повесть о Марии Исаковой» как синтетическое жанровое образование, определившее осо- бенности художественной манеры кировского писателя. Материалы и методы. Основным материалом является повесть «Летящая надо льдом. Повесть о Марии Исаковой», которая вышла в свет в 1966 году в Волго-Вятском книжном издательстве. Это художественно-документальная проза с доминирующим документальным началом о конькобежном спорте и известной конькобежке М. Исаковой. Автором использованы следующие методы и подходы: биографический, предполагающий интерпретацию произ- ведения как отражение биографических и личностных особенностей Исаковой, проблемно-тематический и сравнительно-сопоставительный. Заключение. Анализ показал, что «Летящая надо льдом. Повесть о Марии Исаковой» представляет собой синтетическое жанровое образование, в котором органично сочетаются художественное и документальное начала. Эти аспекты определяют особенности художест- венной манеры кировского писателя Б. Порфирьева. Он использует документальные факты из жизни Марии Исаковой и органично вплетает в создаваемый художественный мир повести. Писатель также изображает масштабные исторические события в спортивной жизни города Вятки и всей страны.
СПЕЦИФИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИЦИЛИЙСКОГО ДИАЛЕКТА В СОВРЕМЕННОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УДК: 811.131
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Олеговна Шаповалова;
Введение. В статье изучается специфика использования сицилийского диалекта в современной художе- ственной литературе, его функции и сфера употребления. Определяются основные сферы использования сицилийского диалекта в художественных произведениях: в речи персонажей, в устойчивых выражени- ях, пословицах и поговорках, в названиях региональных блюд и т. д. Цель: изучить характерные особен- ности сицилийского диалекта в художественной литературе, а также причины употребления данного диалекта в рассматриваемых источниках. Материалы и методы. Описательный метод применяется для изучения социального функционирования языка, для описания и анализа элементов и частей работающе- го «языкового механизма» – тщательная и точная характеристика фонем, морфем, слов, грамматических категорий, форм и так далее. Сопоставительный метод направлен на работу языковой структуры, имеет основной задачей познание сходства и различий структуры литературного языка и диалекта. Методика лексикографического описания включает в себя наблюдение слов в различных контекстах их примене- ния, соотнесение слов друг с другом и с реалиями для разграничения значений. Прием специальной вы- борки используется при сборе эмпирического материала. Выбирались единицы, относящиеся к сицилий- скому диалекту. Результаты исследования, обсуждения. В современных литературных произведениях автор, используя диалект, пытается сохранить национальную языковую специфику региона, погрузить читателя в атмосферу того места, где разворачивается повествование. Читатели, даже не владеющие тем или иным диалектом, должны проникнуться колоритом, самобытностью описываемого региона. Заключение. Проведенное исследование показало, что, несмотря на распространение средств массовой информации на литературном национальном языке, в регионах современной Италии по-прежнему акту- альна проблема сохранения и использования диалектов и говоров.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА» / МАР. ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2018. 182 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова;
Редакционно-издательским центром и отделом оперативной полиграфии ФГБОУ ВО «Марий- ский государственный университет» в 2018 году подготовлена и опубликована новая монография доцента кафедры русского языка, литературы и журналистики Г. Г. Багаутдиновой «Искусство и художник в творчестве И. А. Гончарова». Необходимо отметить, что это уже не первая книга Гульзады Гадульяновны, посвященная творчеству замечательного русского писателя И. А. Гончарова. Ее статьи и исследования (а их уже более трех десятков) с удовольствием прини- мают и издают в научных центрах, специализиру- ющихся на изучении наследия Ивана Гончарова как в нашей стране (Москва, Санкт-Петербург, Ульяновск), так и за рубежом (Сомбатхей).
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ ВИКТОРА КОНСТАНТИНОВИЧА СМЫШЛЯЕВА (1928–1985)
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Марина Викторовна Бородина; Елена Рашидовна Мансурова; Ирина Николаевна Сергеева;
Представляемая работа приурочена к юбилею Виктора Константиновича Смышляева, первого профессора физико-математического факультета Марийского государственного педагогического ин- ститута. Вся педагогическая и творческая деятель- ность Виктора Константиновича была направлена на повышение уровня образования, подготовку педагогических кадров, пронизана решением про- блемы формирования и развития интереса к мате- матике, развития творческих способностей уча- щихся, повышения их математической культуры.