ВЕСТНИК 4(32) 2018
- Название:
- ВЕСТНИК 4(32) 2018
- Номер:
- 4
- Год:
- 2018
- Дата публикации на сайте:
- 2018-12-17 14:06:56
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 24
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Александровна Арефьева; Олеся Викторовна Арефьева;
Цель настоящей статьи – обосновать важность научно-исследовательской работы в профессиональной подготовке буду-щего учителя, раскрыть основные направления научных исследований студентов, предложить методические материалы для правильного понимания и адекватного описания научного аппарата курсовой и выпускной квалификационной работы. Во введении раскрываются цели и задачи, стоящие перед научно-исследовательской работой студентов педагогического вуза; описываются основные виды научных исследований обучающихся, принципы, методы и подходы к ее организации. В основной части предлагаются материалы в помощь студентам при проведении ими научных исследований. Раскрываются методы научного исследования (теоретические, эмпирические, математические), с которыми необхо-димо познакомить студентов для успешного выполнения ими научно-исследовательской работы. Особое внимание уделяется научному аппарату исследования: содержанию понятий актуальность, объект и предмет исследования, проблема исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, научная новизна, теоретическая и практическая значимость и так далее. В помощь студентам предлагаются образцы описания научного аппарата исследования, приводятся примеры использования языковых средств, с помощью которых раскрывается содержание научных понятий, употребляемых в курсовой и выпускной квалификационной работах по актуальным проблемам педагогики. Результаты проведенного исследования апробированы в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет», нашли отражение в публикациях автора, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях и семинарах. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования. В заключение статьи содержатся выводы по результатам проведенного исследования в целом, намечаются направления активизации научно-исследователь-ской работы студентов педагогического вуза.
ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ СФОРМИРОВАННОСТИ ЕГО ЭТНОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
УДК: 371.13,37.048.45
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Валентина Васильевна Константинова ;
Современная Россия представляет собой многонациональное государство, в связи с этим особое внимание уделяется проблемам поликультурного образования, межнациональным отношениям, этнокультурной компетентности лично-сти. В настоящее время перед нашим обществом стоит серьезная задача подготовки будущих педагогов, обладающих этнокультурными знаниями, умениями, понимающих особенности социальной среды, в которой они проживают, уважающих традиции, историю и культуру народов, населяющих Россию. Целью исследования является разработка и апробация модели развития этнического самосознания личности студента в процессе обучения в вузе. Основными методами исследования являются: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ результатов анкетирования студентов Марийского государственного университета. На сегодняшний день научное сообщество не выработало единой точки зрения по поводу сущностной характеристики понятия этническое самосознание. Обобщая взгляды ученых, этническое самосознание рассматривается нами как часть этнического сознания, отражающая восприятие и представление индивидов о себе как представителях своей этнической общности. Развитие этнического самосозна-ния личности проходит несколько этапов, наиболее активными институтами этносоциализации становятся семья, школа, вуз. Следует отметить, что этническое самосознание личности студента рассматривается нами как один из показателей сформированности его этнокультурной компетентности. Этнокультурная компетентность определяется как необходимая совокупность личностных качеств педагога, включающая в себя высокий профессионализм, зна-ния, умения и навыки, позволяющие свободно использовать культурные средства и объекты в этнокультурной среде. Развитие этнокультурного самосознания личности студента приобретает сегодня особое значение в деятельности совре-менного педагога, который должен иметь представление о культуре и традициях народов, проживающих в России; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; знать особенности полиэтнической образова-тельной среды; уметь использовать накопленный опыт в образовании и воспитании личности учащихся.
ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКА РУССКОМУ ЯЗЫКУ КАК НЕРОДНОМУ
УДК: 81-13
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алсу Хадиевна Вафина; Гульнара Василевна Садыкова; Альбина Рамилевна Каюмова;
Введение. В статье представлены основные результаты экспериментального внедрения цифровой образовательной сре-ды «Онлайн-школа “Живые сказки” по русскому языку для детей 3–5 лет» в детские дошкольные образовательные учреждениях Республики Татарстан. Данный электронный ресурс разработан коллективом ученых Казанского Феде-рального университета при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ в рамках Целевой федераль-ной программы «Русский язык» на 2016–2020 годы. Цель. Представить результаты эксперимента по внедрению цифрового образовательного продукта «Онлайн-школа «Живые сказки» в программу дошкольных образователь-ных учреждений Республики Татарстан. Результаты и обсуждения. Авторы проекта доказывают высокий обра-зовательный потенциал данного цифрового продукта при реализации современной концепции преподавания, основанной на трехчастном партнерстве «ребенок – педагог – цифровая образовательная программa». Отличи-тельной особенностью реализуемого проекта является его практикоориентрованность, что создает высокую моти-вацию при овладении дошкольниками в возрасте от трех до пяти лет русским языком как основным средством меж-культурной коммуникации. Виртуальная образовательная среда имитирует естественные потребности ребенка-дошкольника: ориентация на игру, состязательность в процессе добывания знания, яркость, красочность, нагляд-ность, интерактивность презентации материала. Четкая структурированность содержательных блоков, тематическая обусловленность, соответствие разработанных заданий индивидуальным потребностям обучаемого делают данный цифровой продукт универсальным для использования и применения его не только во время групповых, но и индиви-дуальных занятий с воспитанниками. Заключение. Результаты эксперимента призваны способствовать успешной модернизации системы современного дошкольного образования путем внедрения высокотехнологичных продуктов в процесс обучения русскому языку как объединяющему средству в формировании общекультурных компетенции в полилингвальных регионах Российской Федерации, а также реализовать продвижение русского языка как основ-ного средства общения для детей, проживающих за пределами Российской Федерации и нуждающихся в позитив-ной социализации на основе осуществления межкультурной коммуникации средствами русского языка.
РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЕКТОВ В РАЗВИТИИ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
УДК: 378.046.4:81
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Валентиновна Владимирова ;
Целью статьи является рассмотрение роли международных проектов в развитии мотивации к изучению иностранных языков. Вхождение российских вузов в единое Европейское образовательное пространство расширило возможности участия студентов в академической мобильности, конкурсах на получение грантов для обучения, проведения науч-ных исследований, работы за рубежом, осуществления совместных научно-исследовательских программ и проектов. Реализация данных мероприятий требует свободного владения иностранным языком в профессиональной и повсе-дневной деятельности. Знание иностранных языков является залогом успешности и конкурентноспособности совре-менного человека на рынке труда. В статье отмечается недостаточное внимание и непонимание важности изучения академической дисциплины многими студентами нелингвистических специальностей. Причинами являются отсутст-вие взаимосвязи с изучаемой профессией, возможности практического применения, низкий уровень знаний, что приво-дит к снижению или полной утрате интереса. Отмечаются факторы, определяющие мотивацию к изучению иностран-ного языка, описываются мероприятия по ее развитию у студентов. Автор рассматривает участие в международных проектах как действенный инструмент поддержания интереса к изучению иностранных языков. В качестве примера приводится совместная реализация преподавателями и студентами ФГБОУ ВО «Югорский государственный универ-ситет» международного гранта «Германия – Югра: мост дружбы». Результаты эмпирического исследования подтверждают эффективность проведенных мероприятий.
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ И ФОРМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЛОСОФИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ» В ВУЗЕ
УДК: 37.013.73
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Анатольевна Дедова;
В статье рассматривается методика преподавания дисциплины «Философия и методология науки», входящей в магистер-скую программу вузовского обучения. Выбор данной темы обусловлен сложностью предмета, содержащего большое количество понятий и категорий, различные философские концепции и научные теории, а также спецификой данной категории студентов, многие из которых являются уже состоявшимися специалистами. Целью работы является выяв-ление наиболее эффективных форм преподавания. Материалами и методами исследования стали: авторский опыт преподавательской деятельности и ее системный анализ; опыт проведения занятий в школах, адаптированный для обуче-ния студентов, сравнение и аналогия; теоретическое моделирование учебных ситуаций. Результаты исследования пока-зали эффективность форм интерактивного обучения. Содержание статьи включает в себя: пояснение некоторых методических приемов, позволяющих вовлечь студентов в разнообразные формы познавательной активности; описание организации самостоятельной работы студентов; объяснение основных содержательных моментов учебного предмета, на которые следует обращать внимание при изложении материала на лекциях и семинарах. Интерактивное обучение предполагает не только диалог преподавателя со студентами, но и студентов друг с другом, совместное обсуждение проблем, моделирование конкретных ситуаций. Поскольку содержание курса связано с пониманием сущности и структу-ры научного познания, то в процессе интерактивного обучения осуществляется двойная рефлексия – анализ познава-тельной деятельности как таковой и осознание студентами собственной мыслительной активности. В статье показана связь между учебным материалом и способами формирования интереса и самостоятельного мышления у студентов. Дальнейшему обсуждению подлежат вопросы о таких средствах активизации мыслительной деятельности как исполь-зование опорных схем и дополнительного материала, дискуссии и игровые формы обучения. Интерактивные формы обучения позволяют эффективно осваивать курс философии и методологии науки и применять знания и умения в дальнейшей научно-исследовательской и профессиональной деятельности.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК В ФОМИРОВАНИИ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК: 378.172
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Иванович Кочетков;
В статье приведены результаты исследований по применению методики силовых тренировок на занятиях по физиче-ской культуре среди студентов Педагогического института Марийского государственного университетаМарГУ. Актуальность темы исследований обусловлена тем, что соблюдение «здорового образа жизни» приобретает осо-бое значение для студентов вуза, поскольку у них еще не сформированы поведенческие стереотипы и понятие физи-ческой культуры, во многом, остается на уровне школьных представлений. Возникает необходимость повышения уровня мотивации студентов к регулярным занятиям физической культурой для чего необходимо применять современные методики обучения, включающие силовые тренировки. Программы занятий физической культурой со студентами на основе силовых тренировок требуют проверки эффективности и становятся насущной задачей преподавателя для достижения поставленной цели. Цель исследования заключается в изучении эффективности применения силовых тренировок в формировании «здорового образа жизни» у студентов вуза. Это имеет особое значение для создания поведенческих стереотипов в области физической культуры. Методами исследования по-служили: анализ литературных источников по изучаемой проблеме, освоение методики проведения силовых трени-ровок для поддержания здорового образа жизни и улучшения общей физической подготовленности. Для оценки результатов проведенных экспериментов, применялись методики оценки силы и выносливости у студентов факуль-тета иностранных языков Педагогического института МарГУ. В течение учебного года проводился опыт по изуче-нию влияния силовых тренировок на показатели силы и выносливости студентов. Занятия проводились 3 раза в не-делю по 90 минут в течение всего учебного года. Было установлено, что студенты, занимающиеся на физической культуре силовыми тренировками, существенно повысили свои показатели мышечной силы и выносливости, у них увеличилась жизненная емкость легких. Сделаны выводы об эффективности применения силовых тренировок у студентов, для формирования у них понятия «здоровый образ жизни».
РАБОТА В РЕДКОЛЛЕГИИ НАУЧНОГО ЖУРНАЛА КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
УДК: 070.4-057.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов ;
Рассмотрена актуальная проблема работы редакционной коллегии научного журнала, модифицированной в связи с изменениями, произошедшими в области научной периодики в России. Цель: проанализировать современный функционал члена редколлегии современного научного журнала с учетом такой новой составляющей его профессиональной деятельности, как публикационная компетентность. Методы исследования: теоретико-методологический анализ, систематизация и обоб-щение данных психолого-педагогической, научно-методической, нормативно-правовой литературы по исследуемой пробле-ме. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается научной аргументированностью исходных теоретических положений и выводов, опорой на данные современной психолого-педагогической науки; использованием ком-плекса взаимосвязанных теоретических методов исследования, соответствующих предмету исследования. Результаты ис-следования, обсуждение. Рассмотрена деятельность редакционных коллегий на примере трех научных журналов Марий-ского государственного университета. Подчеркивается важность рецензирования – качественной экспертной оценки пре-доставленных рукописей, являющейся основным показателем современного научного журнала. Особое внимание уделено необходимости формирования публикационной компетентности у преподавателей вуза, как индикатора качества научной ра-боты и в целом комплексного показателя высокой квалификации и профессиональной компетентности, продуктивности пе-дагогической и научной работы, развитой творческой инициативы преподавателя вуза. Сформулировано определение публи-кационной компетентности, как интегративного свойства личности, характеризующего способность и готовность человека владеть знаниями, умениями и навыками по подготовке научной публикации и дальнейшему продвижению своих научных ис-следований с целью содействия развитию информационной базы науки и высшего образования в России. Определены струк-турные компоненты публикационной компетентности преподавателя вуза, через развитие которых наиболее отчетливо просмат-ривается процесс и результат ее становления: мотивационно-потребностный, когнитивный и деятельностный компоненты.
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КУЛЬТУРА РЕЧИ И ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ»
УДК: 378.14
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Михайловна Лазарева;
Введение. Создание эффективной методики формирования профессиональной коммуникативной компетенции в рамках вузовского обучения будущего специалиста является актуальной проблемой лингводидактики высшей школы. Цель. Реализация комплексного подхода с помощью применения инновационных технологий: интегративного меж-дисциплинарного подхода и интерактивных методов обучения – в организации вузовского лингвистического обуче-ния позволяет расширить образовательное поле дисциплины «Культура речи и деловое общение», формирование профессионально значимых компетенций студентов. Материалы и методы. Обучение строится на основе комму-никативно-деятельностного подхода, направленного на совершенствование языковой и коммуникативной компетен-ции студентов, а также на воспитание у них «языкового чутья». Реализация данного комплексного подхода возмож-на посредством развития речевых навыков студентов на специально отобранном профессионально ориентированном дидактическом материале в специально смоделированной речевой ситуации, которая приближает студентов к речевой ситуации, потенциально возможной в их дальнейшей профессиональной деятельности. В статье рассматривается практика применения таких методов и форм работы, как лингвистический анализ текста, деловая игра, кейсовые технологии, рефлексия, тренинговые технологии (тренинги деловой коммуникации, развития коммуникативных умений, тренинг-жесты) и так далее. Результаты исследования, обсуждения. Интегративный междисциплинарный подход в сочетании с интерактивными формами и методами в преподавании помогает в полной мере раскрыть твор-ческий потенциал студентов, перейти из разряда обучаемых в разряд креативно мыслящих обучающихся, что явля-ется необходимым условием для совершенствования профессиональных компетенций. Заключение. Интерактивная коммуникативная подготовка – важная составляющая профессиограммы будущего специалиста. Умение ориентиро-ваться в речевой ситуации профессионального общения, определять коммуникативную стратегию и формировать коммуникативные тактики речевого поведения, гибко использовать систему коммуникативных техник для достиже-ния прогнозируемого результата являются основами коммуникативных знаний и навыков, необходимых профессио-налу в производственной сфере.
ОБУЧЕНИЕ НАВЫКАМ САМОРЕГУЛЯЦИИ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ АДАПТАЦИОННОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЦ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ДОМЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ПРЕСТАРЕЛЫХ
УДК: 37.013.83:159.922.63
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элеонора Анатольевна Лоскутова ;
Введение. Внимание современной педагогической науки практически ко всем возрастным группам, в том числе и к лицам пожилого и старческого возраста, делает актуальным поиск путей оптимизации их жизнедеятельности путем обучения. Обучение навыкам саморегуляции лиц данной возрастной группы должно способствовать гармони-зации их эмоциональной сферы и общего самочувствия. Это важно прежде всего в стрессовых ситуациях, связанных с глубокими жизненными изменениями, происходящими в связи с помещением в дом престарелых. Цель: теоретиче-ское и практическое изучение проблемы обучения навыкам саморегуляции для повышения адаптационного потен-циала лиц, проживающих в доме престарелых. Материалы и методы. Основу исследования составляет аналитиче-ский обзор теоретических источников по проблеме обучения саморегуляции как фактора повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме престарелых, эмпирическое исследование уровня социально-психологической адаптации лиц, проживающих в доме престарелых, педагогический эксперимент. Результаты исследования, обсуждения. Определен круг проблем, связанных с обучением саморегуляции с целью повышения адаптационного потенциала лиц, проживающих в доме престарелых, эмпирически подтвержден факт эффективности проведенного обучения. Заключение. В исследовании реализован не только аналитический обзор теоретических и практических работ по заявленной проблематике, но и представлены эмпирические данные исследования уровня социально-психологической адаптации лиц, проживающих в доме престарелых, а также статистически подтверждено позитив-ное влияние на нее проведенного обучения данных лиц навыкам саморегуляции.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРОСТКОВ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 37.017.7
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Валерьевна Молчанова;
Введение. Современная ситуация не только в России, но и во всем мире требует повышения уровня экологической культуры подрастающего поколения. В этой связи в последнее время возрастает внимание к теоретическим и эмпирическим проблемам экологического воспитания. Противоречие между потребностью общества в личности с высокоразвитым уровнем сформированности экологических чувств и отношений и недостаточной теоретической и практической разработанностью вопроса эстетического воспитания детей культурно-досуговой деятельности определило проблему настоящего исследования: выявление оптимальных педагогических и социокультурных условий, способ-ствующих экологонаправленному воспитанию детей посредством культурно-досуговой деятельности. Новизна иссле-дования обуславливается необходимостью комплексного подхода в области экологического воспитания подрастаю-щего поколения, а также комплексного взаимодействия всех социальных институтов. Цель: выявить педагогические и социокультурные направления деятельности культурно-досуговых учреждений, оптимизирующие воспитательный процесс и направленные на формирование экологического сознания подрастающего поколения. Материалы и методы. В процессе работы использовались методы: анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по исследуемой проблеме; методы анкетирования, изучения педагогического опыта, наблюдение, анализ деятельности детей, беседа; педаго-гический эксперимент, проективные методики, статистические методы обработки данных, а также опытно-экспери-ментальная работа, проходящая в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Результаты исследования, обсуждения. В системе педагогического процесса экологическое воспитание подрастающего поколения занимает одно из ведущих мест, так как представляет собой ту область аксиологии, которая действует на детей разносторонне, развивает интеллектуально и формирует значимые духовно-нравственные качества личности, а также общекультурное развитие лично-сти. Существует необходимость планомерной и поступательной работы в данном направлении. Заключение. Социокуль-турная деятельность дает возможность в свободной и непринужденной форме создавать условия для развития гар-моничной личности, формирования экологической культуры личности и приобщению к культурному наследию, а также преобразует социальный опыт, творческую активность, эмоционально-ценностные взаимоотношения в раз-витую личность.
КОМПЕТЕНТНОСТЫЙ ПОДХОД КАК СПОСОБ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дина Алексеевна Семенова;
Введение. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов в образовательный процесс выс-шей школы способствует установлению соответствия между качеством подготовки бакалавра и требованиями рынка труда, в которых на первом месте стоит подготовка компетентного в своей профессиональной деятельности специалиста, умеющего максимально быстро адаптироваться к изменениям в современном производственном процессе. Особое внима-ние уделяется тому, что способы обучения должны соответствовать тенденциям настоящего времени, в котором примене-ние информационных технологий становится необходимостью, направленной на реализацию образовательных задач со-временного процесса обучения, значит обучаемый должен обладать информационной компетентностью. Цель: выявление необходимости формирования информационной компетентности обучающихся в рамках модернизации процесса обучения. Материалы и методы. Компетентностный подход положен в основу модели выпускника, реализуемой Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования (ФГОС ВО), в котором важную роль играет не только формирование компетенций профессиональной деятельности, но и реализация личностных качеств будущего специалиста. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформи-рованы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. Проанализировав ФГОС ВО раз-ных направлений подготовки бакалавров на предмет наличия компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных технологий, можно говорить о присутствии их в любом направлении подго-товки. Результаты исследования, обсуждения. Компетенции, формируемые средствами информатики и информацион-но-коммуникационных технологий, в том или ином виде выявлены в каждом направлении подготовки, так как это связано с тем, что одной из задач вузов является задача подготовки выпускника к жизни и работе в информационном обществе. Заключение. Внедрение ФГОС ВО и тенденции современного общества ставят перед образовательной организацией задачу подготовки специалиста с определенным набором компетенций, в числе которых отмечается значительное количество компетенций, формируемых средствами информатики и информационно-коммуникационных техноло-гий, то есть выпускник должен обладать и информационной компетентностью.
ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА: ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЙ И СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Светлана Николаевна Федорова;
Введение. В статье актуализируется значимость дальнейшей информатизации системы высшего образования, рас-сматриваются основные подходы к определению понятия «информационно-образовательная среда вуза». Цель дан-ной статьи: раскрыть и охарактеризовать информационно-образовательную среду вуза в соответствии с требования-ми федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования. Материалы и методы. Материалами исследования послужили нормативные документы, научные статьи и диссертационные работы, в которых рас-сматривались вопросы введения и использования термина «информационно-образовательная среда». В процессе теоретиче-ского анализа использовались методы сравнения, классификации, систематизации и обобщения. Результаты исследова-ния. Был сделан вывод о том, что требования государства к информатизации образования, в т. ч. в высшей школе, достаточно серьезны. В то же время существующая традиционная образовательная система с фрагментарным и не-систематизированным применением средств ИОС не справляется с современными требованиями, которые к ней предъявляются. Результаты анализа, выявленные характерные особенности и требования были учтены при проекти-ровании и разработке информационно-образовательной среды на кафедре прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Заключение. Особенностью разрабатываемой ИОС являет-ся организация процесса обучения в виде нелинейного взаимодействия его субъектов, предоставление многовари-антности путей развития обучения, которое подразумевает изменение модели образовательного процесса от линей-ной – к нелинейной: реализацию гибких индивидуальных траекторий на основе дифференцированного подхода. Подобная адаптация процесса обучения к личностным особенностям студентов способствует созданию благоприят-ных условий, позволяющих реализовывать возможности каждого студента в соответствии с его индивидуальными способностями и психофизиологическими качествами, раскрытию интеллектуального потенциала его личности.
ОСОБЕННОСТИ АНАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ В ВУЗЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльмира Робертовна Хайруллина; Азиза Салаватовна Иксанова;
Количество инноваций в сфере образования постоянно растет, однако нет достоверной информации об их влиянии на качество высшего образования. Цель: выявление особенностей аналитического обеспечения инновационной и об-разовательной деятельности в направлении технологического проектирования в высших учебных заведениях Выяв-ление особенностей аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в направлении технологического проектирования в высших учебных заведениях. В данной статье раскрыты особенности и алгоритм качественной информации и аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении. Развивая технологию качественного информационного и аналитического обеспечения иннова-ционной и образовательной деятельности в высшем учебном заведении, мы полагались на систему, синергетическую кибернетику и подход оценки качества и окружения. Представленная технология включает в себя следующие этапы: аналитические, проектные, апробирующие, оценочные и этапы реализации. Формулирование выводов. Приводится экспертное заключение по внедрению разработанного плана инновационной и образовательной деятельности и степени достижения цели по развитию инновационной и образовательной деятельности вуза. Соблюдение всех этапов представ-ленной технологии дает систематическое представление, целевую ориентацию, доступность ресурсов и производитель-ность инновационной и образовательной деятельности, что позволяет значительно повысить ее качество. Реализация способствует повышению качества инновационной и образовательной деятельности, развитию инновационных про-цессов в высшем учебном заведении и применима в различных не только высших учебных заведениях, но и в сред-них профессиональных учебных заведениях.
УСЛОВИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (НА ПРИМЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ ГРАНТОВОГО ПРОЕКТА «С ДЕЛАМИ ДОБРЫМИ ПРАВОСЛАВНЫМИ ТРОПАМИ!»)
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Николаевна Чалдышкина; Светлана Владимировна Кораблева;
Цель данной статьи – раскрыть и охарактеризовать условия духовно-нравственного воспитания и развития / совершенст-вования студенческой молодежи в процессе их профессиональной подготовки в вузе. На основе анализа и обобщения теоретико-практических исследований определены условия духовно-нравственного воспитания и развития / совершенст-вования студентов – интеграция усилий представителей светских и религиозных организаций, социальное партнерство, деятельность Клуба православной молодежи «Пока горит свеча» Марийского государственного университета, участие в проектной деятельности. Новизну исследования составляет рассмотрение реализации грантового проекта «С делами добрыми православными тропами!» как важного условия духовно-нравственного воспитания и развития студентов по религиозному направлению в сфере социально-ответственного туризма. Описаны разработка и апробация образова-тельного web-квеста «Православные маршруты – для молодежи Республики Марий Эл» в среде участников целевой группы и благополучателей проекта – маломобильных граждан с инвалидностью. Аналитический компонент в статье представлен данными диагностики ценностных ориентаций участников целевой группы, представлены выводы о реа-лизации грантового проекта, свидетельствующие о положительной динамике по исследуемым показателям, особенно по следующим ключевым для нашего исследования критериям: «Духовная связь», «Любовь», «Помощь и милосердие другим людям». В целом участие в грантовом проекте способствовало повышению интереса молодежи к социально-ответственному туризму по православным маршрутам (тропам), ознакомлению молодежи со святыми местами, святыми и святынями православной культуры, воспитанию любви к Родине и родному краю, формированию стремле-ния к духовно-нравственному развитию и совершенствованию, углублению представлений о православной культуре.
СТРЕСС-МЕНЕДЖМЕНТ В ЖИЗНИ СТУДЕНТА КАК СУБЪЕКТА УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 1-159.96
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Голованова; Светлана Владимировна Бахтина ; Светлана Николаевна Андреева ;
Введение. В последнее время, как за рубежом, так и у нас в стране, значительно повысился интерес к проблемам тревоги, эмоциональной напряженности и стресса. И хотя проведено много исследований указанных выше проблем, однако недостаточно изучена специфика стресса отдельных групп населения. Статья посвящена исследованию про-явлений стресса у студентов разных специальностей и направлений Стресс, относящийся к эмоциональным явлениям психики, сигнализирует о напряженных, возможно, конфликтных ситуациях в развитии личности, которые находят свое отражение в виде определенных проявлений в деятельности в целом и учебной деятельности в частности. Гипотеза иссле-дования основана на предположении о том, что особенности развития стресса зависят как от особенностей личности, так и от особенностей социальной ситуации развития (учебной деятельности). Цель исследования – рассмотреть особенности проявления стресса в студенческом возрасте. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели были использова-ны как эмпирический, так и статистический методы анализа данных. Выборку исследования составили 60 учащихся высших учебных заведений г. Йошкар-Олы разных специальностей и направлений. Результаты исследования, обсуждения. Качественный и количественный анализ групповых профилей позволил констатировать наличие статистически значимой разницы (p<0,01) в особенностях проявления стресса у студентов, гуманитарного и естественнонаучного профилей. Отме-чается, что проявляется стресс в основном на психологическом уровне, а биологические признаки проявления стресса у большинства студентов присутствуют в малых количествах. Анализ результатов, таким образом, показал, что среди сту-дентов не выявлено сильных различий в описании причин стресса, выявляются различия в его проявлениях и в приемах снятия стресса в зависимости от профиля факультета. Заключение. Таким образом, были получены данные, свидетель-ствующие о том, что основными причинами появления стресса у студентов являются: неумение правильно распорядиться ограниченными финансами, правильно организовать свой режим дня и страх перед будущим, а проявляется стресс в обид-чивости, невозможности избавиться от посторонних мыслей, плохом сне и ощущении постоянной нехватки времени.
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ ПЕДАГОГОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПТА
УДК: 159.9.07
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Вячеславовна Данилова;
Введение. В статье приводится обзор научных работ, посвященных проблеме готовности педагогов к профессио-нальной деятельности: рассматриваются основные подходы к определению готовности к деятельности в психологии, представления о ее структуре, определяется специфика психологической готовности педагогов к работе в условиях внедрения инклюзивного подхода в современную систему образования. Цель: проанализировать основные теоретико-методологические аспекты проблемы психологической готовности педагогов к профессиональной деятельности в услови-ях реализации отечественной модели инклюзивного образования. Материалы и методы. Приводится анализ теорети-ческих представлений о сущности и структурных компонентах готовности педагогов к профессиональной деятель-ности с позиций различных научных подходов, рассматривается специфика проблемы психологической готовности педагогов к работе в условиях образовательной инклюзии. Результаты исследования, обсуждения. Полученные результаты теоретического анализа научных работ позволяют выделить основные аспекты проблемы готовности к профессиональной деятельности в психологии, определить специфику и структуру психологической готовности педагогов к работе в условиях инклюзии, обозначить ключевые проблемы ее формирования в ходе профессиональ-ного обучения на современном этапе. Заключение. Теоретический анализ научных исследований в отечественной психологии позволяет определить готовность к профессиональной деятельности как важнейшую категорию профес-сионального обучения, а также констатировать недостаточную разработанность проблемы психологической готов-ности педагогов к профессиональной деятельности в рамках инклюзивного образования и путей ее формирования в ходе профессионального обучения. Также выявляется необходимость изменений в системе вузовской подготовки будущих педагогов с учетом проводимых государством реформ в системе отечественного образования в связи с внедрением инклюзивного подхода.
ЛИНГВОФЕНОМЕН РИФМЫ В САКРАЛЬНЫХ ТЕКСТАХ ФИННО-ВОЛЖСКИХ ЯЗЫКОВ
УДК: 811.511.11:39
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марианна Юрьевна Андуганова;
Данная статья посвящена рифме, которая является не только объектом литературоведческого анализа и поэтики, но и лингвистики. На материале финских устных традиций линвистика рифмы на данный момент изучена не доста-точно. Существуют лишь единичные статьи, указывающие на данный факт. Предмет исследования нацелен на неко-торые обстоятельства происхождения и последующего развития рифмы. Необходимо указать на сопутствующие проблемы, связанные с темой исследования, а именно: интерпретация и значение термина «сакральный» и «сакраль-ный текст» в контексте современной науки; основные понятия фоностилистики как отрасли финно-угорской лингви-стики; место рифмы в языке и стиле финно-волжских сакральных текстов; природа и источники рифмы в устном народном творчестве фино-волжских этносов. Синтаксис предложений данных языков характеризуется строгим и фиксированным порядком слов. Для сакральных текстов характерна значительная распространенность предложе-ния второстепенными членами, что является одной из основных предпосылок возникновения естественной рифмы. Фонологическая выразительность в языке важна не только в целях сохранения, создания и передачи слов и информа-ции. Она является неотъемлемым условием исполнения и возникновения устного народного творчества с целью воз-можности ее сохранения и передачи последующим поколениям. Этот языковой феномен служит инструментом эсте-тического, эмоционального, духовного и психологического влияния на поведение и созерцание индивида.
УПОТРЕБЛЕНИЕ ОБЩИХ ФИННО-УГОРСКИХ СУФФИКСОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ВЕНГЕРСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: 81’373.611:811.511.141
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Павловна Арискина; Ксения Алексеевна Тареева;
Введение. Пополнение словарного состава языка – неотъемлемый процесс его развития. В связи с изменениями в науке многие словообразовательные процессы могут быть рассмотрены с новых позиций, поэтому их изучение актуально и в настоящее время. Предметом исследования являются общие финно-угорские суффиксы словообразования. Цель исследования состоит в выявлении и описании семантики, происхождения и функционирования общих финно-угорских суффиксов словообразования имен существительных в венгерском языке. Материалы и методы. При создании работы использовались сравнительно-исторический, сопоставительный методы. Материалом исследования послужил словарь «Magyar-orosz szótár» = «Венгерско-русский словарь» Л. Галди, П. Узони. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования было выявлено, что словообразовательная система имен существительных в венгерском языке очень разнообразна. Большинство словообразующих суффиксов являются непродуктивными. Не все общие финно-угорские суффиксы словообразования могут образовывать имена существительные в венгер-ском языке. Это связано с тем, что некоторые из них встречаются очень редко либо сильно устарели. Есть суффиксы, которые входят в состав сложных суффиксов. Одни суффиксы претерпели изменения, другие не изменили свою форму или из двойного показателя перешли в одиночный вариант. Заключение. На основе анализа семантики, про-исхождения и функционирования общих финно-угорских суффиксов словообразования имен существительных в венгерском языке можно сделать вывод, что в настоящее время сохранилось много общих финно-угорских суффиксов словообразования имен существительных и различаются они по семантике, степени распространения и продук-тивности.
ФАКТОРЫ СОЗДАНИЯ РИТМИЧЕСКОЙ ПРОЗЫ В «СЛУГАХ СТАРОГО ВЕКА» И. А. ГОНЧАРОВА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
Введение. Для возникновения ритма необходимо троекратное употребление того или иного компонента художе-ственного текста. Ритмообразующие принципы в стихе и в прозе различны: в стихотворной речи – это преимущест-венно метр, рифма, строфа; ритм художественной прозы более разнообразен и вариативен. Существует несколько видов ритмически организованной прозы: ритм художественной прозы, «ритмическая проза», «орнаментальная про-за», метризованная, рифмованная проза. Цель: выявить некоторые факторы ритмической прозы в «Слугах старого века» И. А. Гончарова. Материалы и методы. Основным предметом исследования является малая проза писателя. Метод исследования – типологический, позволяющий выявить определенные закономерности использования худо-жественных приемов. Результаты исследования, обсуждения. Ритмическая организация произведений И. А. Гон-чарова – наименее изученный аспект поэтики писателя, к исследованию которого литературоведы обратились лишь в начале XXI века. Научная новизна статьи определяется исследованием ритмообразующих факторов в прозаиче-ском цикле «Слуги старого века» И. А. Гончарова. Заключение. В «Слугах старого века» И. А. Гончарова обнаружи-ваются как традиционные для раннего творчества ритмообразующие факторы, так и новые – это различные ритори-ческие фигуры прибавления. Доминирующим ритмообразующим приемом является антитетический параллелизм и его разновидность – хиатус. Функция ритма состоит не только в том, чтобы композиционно структурировать текст, но и заострить внимание читателя на важнейших смыслообразующих фрагментах текста.
РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ УСТНОГО ТЕХНИЧЕСКОГО ПЕРЕВОДА (НА МАТЕРИАЛЕ ПЕРЕВОДА ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО РЕМОНТУ ТЕХНИКИ ОБСЛУЖИВАНИЯ СКВАЖИН)
УДК: 81’253
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Сергеевна Гильманова;
Введение. В современных условиях устный технический переводчик на производстве становится одной из ключевых фигур. Актуальна разработка классификаций речевых компетенций устного технического переводчика. Цель. Выде-ление и классификация некоторых речевых стратегий, представленных в переводах с английского, выполняемых устным техническим переводчиком. Материалы и методы. Материал – устный дискурс, порождаемый техническим устным переводчиком. Метод исследования – дискурсный анализ. Результаты исследования, обсуждения. Выделено 7 наиболее часто встречающихся речевых стратегий: сохранение непрерывности процесса – выбор наибо-лее точного и краткого эквивалента; емкое сокращение – отсечение избыточных элементов сообщения; заполнение имеющихся пробелов – умелый перифраз в случае незнания деталей, своевременное обращение к техническим сред-ствам (в полевых условиях – мобильный интернет); вежливость, сохранение контакта – отсечение избыточно эмо-циональных элементов дискурса, не несущих смысловой нагрузки; контроль над темой – использование единооб-разных конструкций и эквивалентов в течение всей ситуации перевода; перенос – операция, в которой части языка-цели должны будут иметь значения языка-источника. Заключение. Данные материалы могут быть исполь-зованы в обучении переводу, в повышении квалификации переводчика, в практических исследованиях по филологии, переводу, переводоведению.
МОДЕЛЬ НОВОГО «КОСМОСА» В ТВОРЧЕСТВЕ МОЛОДЫХ РОССИЙСКИХ ПОЭТОВ
УДК: 82-343.4
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Наталья Игоревна Ефимова; Екатерина Андреевна Плотникова;
Одной из определяющих особенностей современного литературного процесса является создание персональных все-ленных. В процессе их формирования художники слова, в том числе и начинающие, но уже получившие известность авторы, обращаются и к фольклорно-мифологическим представлениям. Целью настоящей статьи является попытка показать особенности интерпретации традиционной (фольклорной) картины мира молодыми поэтами (до 35 лет). В центре ее внимания – творчество лауреата литературной премии Дебют (2015) Леты Югай (Елены Федоровны Югай). В сборнике «Забыть-река» (2015) поэтесса воссоздает неповторимый художественный мир, отталкиваясь от впе-чатлений, полученных во время фольклорных экспедиций. В большинстве стихотворений сборника поэтесса использует объективные факты, реалии и обрядовые действия, но осуществляет их своеобразную перекодировку. Югай находит и чрезвычайно точное жанровое определение своих экспериментов – «поэтические интервью». В результате читатель становится свидетелем живого диалога автора и его героев, ощущает свою вовлеченность в необычайные приключения, любуется несколько странными и одновременно обаятельными персонажами, созданными поэтессой. Авторы статьи приходят к выводу о том, что модель нового «космоса» вологодской поэтес-сы, несомненно, обладает рядом новаторских черт: это не застывшая, строго ограниченная определенными парамет-рами и набором персонажей вселенная, но живой, чувственный мир, в котором преодолена оппозиция «своего» и «чужого». Важным моментом вселенной Леты Югай является и ее попытка установить различные формы контак-тов человека и представителей иных миров, при этом хранителем хрупкого равновесия сил природы и человека вы-ступает в произведении сама автор – медиатор в пространстве сосуществующих в ее вселенной миров.
ПРОБЛЕМА НРАВСТВЕННОГО КОНФЛИКТА В СОВРЕМЕННОЙ ЧУВАШСКОЙ ДРАМАТУРГИИ
УДК: 82-2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Юрьевна Кириллова;
Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, ока-завших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправленность развития и расширение идейно-тематического диапазона. Центральная проблема всей литературы связана с отношениями человека и нового общества в критической ситуации переломной эпохи. В статье рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. В центре внимания автора статьи – произведения современного чувашского драматурга Николая Угарина.
Цель статьи – на материале пьес Н. Угарина исследовать нравственную проблему в современной чувашской дра-матургии, а также проанализировать природу нравственного конфликта, проявляющегося чаще всего в межличност-ных отношениях, в семье и обществе в целом. В статье исследована поэтика пьес Н. Угарина на нравственную тема-тику. В пьесах драматурга показана трагедия человека, на долю которого выпали суровые жизненные испытания. На основе представленного анализа исследуются характерные черты героев современной чувашской драмы. Как видим, проблема репрезентации нравственных ценностей становится в ней ключевой. Основной научный вывод статьи: нравственная направленность пьес позволяет драматургам актуализировать морально-философский смысл произве-дения, выйти на уровень нравственно-философских обобщений, заставить читателя задуматься над проблемой выбо-ра, вопросами нравственности и ответственности за свои поступки, смысла жизни каждого человека.
ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ КЛИШЕ: ТЕКСТОФОРМИРУЮЩИЙ И ЧУВСТВООБРАЗУЮЩИЙ ФАКТОР ПЕРЕВОДА
УДК: 81'23
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Владимировна Толопило;
Данная статья посвящена описанию функций клише в психолингвистике. Возросшая популярность и востребован-ность данной научной отрасли в последнее время продиктованы практической необходимостью. Развитие современ-ной науки сегодня требует междисциплинарности, открытости новым знаниям и преемственности предыдущего ис-следовательского опыта. С точки зрения А. А. Леонтьева, одного из первых отечественных исследователей данной научной отрасли, психолингвистика интересна прикладной областью своего исследования. Это вопросы, связанные с организацией массовой коммуникации, предметное речевое воздействие на толпу и индивида. Клише, с позиции психолингвистики, – явление двойственное и неоднозначное. В статье представлены дефиниции клише и речевых штампов, описаны отличительные особенности. В работе рассматриваются точки зрения на речевые штампы и клише таких ученых, как И. Р. Гальперин, С. И. Ожегов, Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова, Ю. Е. Прохоров и И. А. Стернин, а также приводятся примеры из Устава ООН на русском и английском языках для иллюстрации действия двух психолингвистических функциях клише: текстоформирующей и чувствообразующей. Объясняется, каким образом стереотипные фразы и высказывания несут в себе заведомо негативно-оценочный характер и как данная характери-стика влияет на одну из психолингвистических функций клише. Описываются особенности применения клиширо-ванных фраз в дипломатической корреспонденции, которые призваны облегчить восприятие информации и улуч-шить эффективность и качество ее восприятия. Иллюстрируется природа стереотипных высказываний деловой коммуникации, лексические особенности упомянутых фраз на русском и английском языках. В работе приводятся примеры грамматических тонкостей определенных клише и их традиционный способ перевода.
МОДЕЛИРОВАНИЕ КОНФЛИКТА В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕДИАТЕКСТАХ
УДК: 811.111:070
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Олеся Александровна Тремаскина;
Введение. В статье представлены результаты исследования специфики лингвистического моделирования конфликта в англоязычном экономическом медиадискурсе на базе синтагматического анализа. Рассмотрены морфо-синтакси-ческие и лексико-фразеологические характеристики конфликта, свидетельствующие о типичной для данного типа дис-курса модели реконструкции языковой реальности. Цель: изучение языковых средств вербализации и моделирова-ния конфликта в англоязычной экономической прессе на основе методики синтагматического описания. Материалы и методы. Исследование особенностей моделирования на морфо-синтаксическом и лексическом уровнях было про-ведено на материале англоязычных экономических периодических изданий «The Financial Times» и «The Economist» 2017 года. Лексическое воплощение феномена conflict нашло свое отражение в 55 медиатекстах на английском язы-ке. В процессе исследования использовались статистический метод для установления количественных параметров исследуемых явлений и метод синтагматического анализа. Результаты исследования, обсуждения. В рамках син-тагматического описания медиатекстов экономической направленности была выявлена тенденция к многоэлементно-сти лексических соединений, высокая степень именной синтагматики, а также использование разнообразных лингво-стилистических средств выразительности. Заключение. Исследование англоязычных экономических медиатекстов позволяет заключить, что активная роль в моделировании медиатекста принадлежит компонентам, способствующим реализации функции воздействия на морфо-синтаксическом и лексико-фразеологическом уровнях.