ВЕСТНИК 4(28) 2017

Название:
ВЕСТНИК 4(28) 2017
Номер:
4
Год:
2017
Дата публикации на сайте:
2017-12-21 09:14:00
Полный журнал в PDF:
VII АРСЕНТЬЕВСКИЕ ЧТЕНИЯ И РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
УДК: УДК 378.4(470.344)
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Г. В. Рокина;
В 2017 году прошло десять лет со дня смерти выдающего педагога и организатора образования, проректора Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова (ЧГУ) профессора Анны Васильевны Арсентьевой (1954–2007). Эта мемориальная дата совпала с празднованием 50-летия со дня образования ЧГУ. К этим памятным дням было приурочено проведение в ЧГУ VII Арсенть¬евских чтений. Научные конференции, получившие название «Арсентьевские чтения», являются важной коммеративной практикой ученых Чувашии по сохранению памяти об А. В. Арсентьевой. Впервые чтения состоялись в октябре 2008 года и были посвящены теме формирования единого пространства образования и науки в российской высшей школе. С этого времени конференции проводились ежегодно и всегда были связаны с проблемами образования. В 2017 году чтения были посвящены проблематике университетологии и на-зывались «Парадигмы университетской истории: к 50-летию Чувашского государственного университета имени И. Н. Ульянова». Университетология – это междисциплинарное направление современного социогуманитарного знания, интегрирующее различные научные школы, к объектам изучения которых относится Университет. Эта проблематика получила широкий отклик специалистов разного профиля из многих городов России и семи зарубежных государств. Значительная часть организаторов и участников Арсентьевских чтений является членами Российского общества интеллектуальной истории (РОИИ), отделения которого созданы в вузах Казани, Чебоксар и Йошкар-Олы . На пленарном заседании чтений прозвучал доклад руководителя Центра интеллектуальной истории Института всеобщей истории РАН, член-корреспондента РАН Л. П. Репиной на тему «Истории университетов как феномен мемориальной культуры». Л. П. Репина выделяет различные исследовательские модели в универси-тетологии: исследование институциональной модели университета как целого; изучение роли университетов в истории образования, в преподавании или научных исследованиях. Новая модель культурно-антропологической перспективы дела¬ет акцент на повседневной жизни университетов; изучении университетских тради¬ций; осмыслении «университетского прост¬ранства». В этом плане была интересна подаренное всем участникам кон¬ференции юбилейное издание «Полвека на ни¬ве образования: к 50-летию ЧГУ имени И. Н. Ульянова» (Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 2017. 367 с.). Эта монография, подготовленная ав-торским коллективом ЧГУ, является примером юбилейной университетской истории, «образы которой несут в себе знания о прошлом и воплощают ценности и смыслы культуры в конструктивных формах памяти, призванных обеспечить возможность эффективной социальной практики в настоящем в пользу желаемого будущего» . Традиционно в чтениях принимали участие чле¬ны Йошкар-Олинского отделения РОИИ – те, кто помнит и чтит память коллеги по университетскому образованию (профессора Ю. С. Обидина, Г. В. Рокина) . Конференция показала, что память о чувашском ученом, выдающемся педагоге консолидирует университетское сообщество и объе¬диняет потенциал ученых, научные интересы которых связаны с вопросами изучения истории университетских и академических сообществ. Особой была и творческая атмосфера конференции, она стала реальной научной площадкой для обмена мнениями ученых, информационным каналом для преподавателей различных вузов России, возможностью обсудить насущные проблемы современного Университета. Благодаря усилиям и организаторским талантам членов Чувашского отделения РОИИ, российское университетское со-общество интеллектуалов, получило возможность очередной творческой встречи в Чебоксарах в стенах ЧГУ для обмена результатами научных исследо¬ваний, новыми идеями и издательскими проектами.
«ДОРОЖНАЯ КАРТА» СУДЬБЫ К ЮБИЛЕЮ ФАКУЛЬТЕТА ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
УДК: 378.4(470.343)
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Н. С. Морова;
Из прошлого – в настоящее Мне всегда казалось, что я достаточно хорошо знаю Ольгу Александровну Макарову, доцента кафедры начального и общего образования педагогического института нашего университета. У таких, как она, практически одна запись в трудовой книжке – с датой приема на работу. А все остальное – на виду у всех: учеба на биофаке с активной студенческой жизнью, аспирантура в Казани у знаменитого профессора Е. Л. Любарского, успешная защита диссертации, и вот перед нами молодой кандидат биологических наук с огромным желанием «сеять разумное, доброе, вечное…». И далее педфак, как среди своих до сих пор называют фа¬культет подготовки учителей начальных классов, такой маленький, уютный и теплый, созданный заботливыми руками Евдокии Яковлевны Гурьяновой и тех, кто в 80-е и 90-е годы был рядом с ней. Именно здесь мне и пришлось познако-миться с Ольгой Макаровой как потомственным педагогом, продолжателем линии своей мамы Елизаветы Михайловны Видякиной, кандидата педагогических наук, которая передала ей любовь к природе вообще, а к земле марийской – в особенности. Что берем мы в большую жизнь от родителей? Безусловно, однозначного ответа здесь нет, у каждого своя «дорожная карта» судьбы, записанная как в генах, так и в семейных традициях. Но если попытаться выделить главное в де¬лах и поступках О. А. Макаровой, то я бы назвала преданность профессии, способность брать удар на себя, стремление покорять новые вершины.
ОТЗЫВ ПУБЛИКАЦИИ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Редакция научного журнала;
Отзыв из печати статьи Сайфутдиярова Е. Ф., Фатихова Л. Ф. Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образо¬ва¬тельной работе с учащимися с ОВЗ // Вестник Марийского государственного университета. 2017. Т. 11, № 3. С. 75–80. Статья, опубликованная в научном журнале «Вестник Марийского государственного университета» (2017. Т. 11, № 3. С. 75–80) под названием «Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ОВЗ», авторами которой являются Сайфутдиярова Елена Фаварисовна (saifi@inbox.ru), Фатихова Лидия Фаварисовна (lidiajune@mail.ru), отзывается из печати редактором с согласия авторов и издателя. Изъятие (ретракция) публикации обусловлено выявлением дублирующей публикации под названием «Анализ зарубежных исследований по проблеме использования компьютерных технологий в коррекционно-образовательной работе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья» в журнале «Коррекционно-педагогическое образование» (2017. Т. 10. № 2. С. 39–47).
ТРУДНОСТИ ОСВОЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА УЗБЕКСКИМИ СТУДЕНТАМИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ОТДЕЛЕНИИ ЧУВАШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА)
УДК: УДК 4Р(07)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Николаевна Анисимова ; Елена Анатолиевна Игнатьева ;
Цель настоящего исследования состоит в выявлении и анализе трудностей и типичных ошибок узбекских студентов при изучении русского языка как иностранного. В качестве основного материала исследования выступают письменные работы и устные высказывания обучающихся подготовительного отделения Чувашского государственного университета. В ходе анализа были выделены различные группы трудностей с опорой на экстралингвистические и лингвистические критерии. В работе использованы описательный и сопоставительный методы. Указываются основные трудности освоения русского языка, обусловленные межъязыковой интерференцией, связанные с влиянием графических, фонетических, грамматических особенностей родного для студентов узбекского языка. Описываются типичные орфографические и грамматические ошибки, способные создать серьёзные барьеры в процессе коммуникации с носителями русского языка и в ходе дальнейшего обучения в российском вузе. Рассматриваются специфика и назначение приемов и методов работы для их использования на занятиях по русскому языку как иностранному со студентами из бывших советских республик с целью повышения эффективности обучения. Обращается внимание на значительные мотивационные преимущества профессионально ориентированного обучения иностранных студентов. Делается вывод о необходимости учитывать отличительные особенности узбекского языка и культуры в сопоставлении с русской лингвокультурой в целях продуктивной работы над устранением ошибок в речи иностранных обучающихся.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТА ВУЗА
УДК: УДК 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ; Дмитрий Александрович Крылов ;
В статье с учетом модернизации профессионального образования требований работодателей к выпускникам современных вузов, конкуренции на рынке труда раскрывается значимость поиска качественно новых технологий обучения, придать новые характеристики процессу подготовки будущего специалиста. Целью исследования является теоретическое выявление и анализ сущности инновационных образова-тельных технологий, являющихся основой к увеличению практико-ориентированных занятий и роли ак-тивных и интерактивных технологий обучения. Основными методами являются: изучение и теоретиче-ский анализ научно-исследовательской литературы, контент-анализ структурированных интервью, анкетных опросов, проведенных, в том числе, с использованием системы LMS Moodle. Дается толкова-ние терминов «инновация», «интерактивные технологии» и т. д. Анализируется использование иннова-ционных интерактивных технологий обучения в учебном процессе современного вуза. Выявлены осо-бенности и критерии инновационных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза. Исследования как теоретического, так и экспериментального характера показали, что к интерактивным технологиям формирования конкурентоспособности студента вуза, отвечающим вышеназванным крите-риям «инновационности», правомерно отнести баскетметод, «папку» с входящими документами, мен-тальные карты, «жужжащие» дискуссионные группы и эвристические технологии. Делаются выводы о том, что решение проблемы эффективного использования инновационных образовательных техноло-гий при формировании профессиональной конкурентоспособности будущих выпускников непосред-ственно связано с целями, преимуществами и недостатками традиционных, интерактивных и инноваци-онных интерактивных технологий обучения. Отличительными признаками интерактивных технологий формирования конкурентоспособности студентов вуза от инновационных интерактивных методов явля-ются: ориентация известной и востребованной образовательной технологии на будущую профессиональную деятельность и ее применение в новых условиях; новизна технологии, т. е. ее использование в образовательном процессе не более десяти лет; использование передовых зарубежных технологий, характерных для подготовки конкурентоспособного специалиста в условиях вуза.
МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
УДК: 364.043.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Владимирович Лущиков ;
Проведение мероприятий, направленных на профилактику девиаций в подростковой среде, очень акту-ально и важно в настоящее время. Наиболее остро стоит вызов обществу со стороны экстремистских и террористических организаций. Большой проблемой являются факты вовлечения обучающихся в экстремистские группировки и иные деструктивные организации, подталкивающие их к противоправ-ной деятельности. В профессиональных образовательных организациях обучающиеся попадают в группу риска по распространению девиаций в связи с особенностями возраста и социального портрета студентов, и поэтому система повышения квалификации педагогических работников в направлении профилактики девиаций играет важную роль в общей системе мероприятий по снижению девиантных проявлений в подростковой среде. Одной из форм повышения квалификации педагогических кадров профессиональ-ных образовательных организаций является проведение научно-практических семинаров. В Челябинском институте развития профессионального образования в рамках деятельности лаборатории «Педагогика А. С. Макаренко» осуществляется деятельность по нескольким направлениям: организация и сопровож-дение деятельности педагогического сообщества преподавателей, реализующих идеи А. С. Макаренко, научно-методическое сопровождение деятельности профессиональных образовательных организаций по профилактике асоциальных проявлений и научно-методическое сопровождение деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию. В рамках этих направлений лабораторией «Педагогика А. С. Макаренко» организуется серия научно-практических семинаров, где рассматриваются вопросы, связанные с трудовым воспитанием, развитием патриотизма, профилактикой вовлечения молодежи в экстремистские организации, профилактика употребления психоактивных веществ и иных девиантных проявлений, на эти мероприятия с докладами приглашаются специалисты из различных сфер и ведомств, а также сотрудники профессиональных образовательных организаций Челябинской области. Слушателями организуемых мероприятий являются все сотрудники образовательных организаций в зависимости от профиля работы. Особенностью работы лаборатории является размещение информации о проводимых мероприятиях на официальном сайте института. На сайте размещаются все материалы мероприятий, фото-, видеоотчет, программы и презентации. Все мероприятия транслируются по онлайн-системе и в них мо-гут принять участие многие образовательные организации, находящие в отдалении от студии института.
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ПРАВ ОБУЧАЮЩИХСЯ (НА ПРИМЕРЕ ПРАВА НОСИТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ ОДЕЖДЫ И/ИЛИ АТРИБУТЫ)
УДК: 364.043.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Александровна Мокосеева ;
Противоречивый подход к реализации и обеспечению религиозных прав всегда будет в центре внимания во всех государствах, включая многоконфессиональную Россию. Один из пунктов дискуссии связан с учебным процессом. Наиболее острыми являются споры в отношении представителей мусульманской религии и права мусульман носить религиозные одежды и/или атрибуты в общественных местах: с одной стороны, существует множество примеров судебной практики, когда право мусульманских женщин на ношение религиозных одежд в соответствии с их религиозными представлениями не защищается ор-ганными государственной власти (определения Верховного Суда РФ от 10 июля 2013 г. и от 11 февраля 2015 г.) и, с другой стороны, решение Верховного Суда РФ, когда мусульманские женщины получили разрешение фотографироваться на паспорт в головных уборах, т. е. так, чтобы платок не покрывал уши и лоб (определение Верховного суда РФ от 15 мая 2003 г.). Цель статьи – выявить трансформации права на свободу вероисповедания в отношении права ношения религиозных одежд и/или атрибутов в учебном процессе в современном российском обществе. Задачи: изучить судебную практику обеспечения религиозных прав в учебном процессе; проанализировать результаты аутентичного общественного мнения студентов Марийского государственного университета. Автор использует различные методы анализа и обобщения юридического материала, активно применяя сравнительно-правовой метод. Результатом исследования стал вывод о том, что в российское право и законодательство необходимо внести измене-ния и дополнения, связанные с предоставлением более широких гарантий реализации религиозных прав
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
УДК: 615.15:331.103.116
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Викторовна Подкорытова ; Валерий Михайлович Голянич ;
Для достижения успеха в своей деятельности организация нуждается в кадрах с определенным набором компетенций. В свою очередь сотрудники, обладающие развитыми компетенциями, имеют большую удовлетворенность как результатами своей деятельности, а также демонстрируют высокую лояльность и вовлеченность в деятельность организации [10]. Для повышения эффективности деятельности сотруд-ников в компаниях формируются процедуры развития сотрудников, направленные на повышение их ин-дивидуальных и корпоративных компетенций. При этом задачей организации становится определение и развитие именно тех компетенций сотрудников, которые наиболее востребованы в данной профессио-нальной среде. Профессиональные компетенции являются ключевым критерием, который используется для внутренней и внешней оценки качества профессиональной деятельности сотрудников. Каждая про-фессиональная компетенция может быть описана с помощью определенных индикаторов, которые пред-ставляют собой стандарты поведения человека в организации. Для каждой должности в организации должен быть свой перечень – портрет компетенций. Фармацевтическая отрасль является высоко конку-рентной, и определение развитие профессиональных компетенций сотрудников дает компании дополни-тельные ресурсы в достижении успеха. Целью исследования явилось обоснование и разработка валид-ных поведенческих индикаторов компетенций медицинских представителей фармацевтической компании. Материалом для исследования явилась экспертная оценка деятельности медицинских пред-ставителей, проведенная управлением отдела продаж совместно с отделом управления персоналом организации. Методом исследования явился опрос линейных менеджеров и медицинских представителей. В результате проведенной работы в ООО «Герофарм» выделены восемь основных компетенций и сдела-но их описание. Составлен рейтинг компетенций. Таким образом, был разработан портрет компетенций медицинского представителя и описаны поведенческие индикаторы компетенций. Портрет компетенций стал ключевым показателем для линейных менеджеров сотрудников отдела персонала при наборе и оценке сотрудников, а также построении планов их индивидуального развития в организации.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОВМЕСТНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ТЕХНИКУМЕ
УДК: 377.3;377.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Сергеевич Чибаков ; Дмитрий Александрович Крылов ;
Статья отражает опыт организации дополнительной совместной творческой проектной деятельности обучающихся учреждения СПО и преподавателей (мастерами производственного обучения) с целью повышения качества профессионального обучения и успешного формирования компетентности у будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена. Опытно-экспериментальная работа по включению учащихся и педагогов в совместное проектирование началась в Яранском технологиче-ском техникуме (Кировская область) в 2012 году. На протяжении 5-ти лет отслеживалась результатив-ность достижения поставленной цели и вносились соответствующие коррективы. Авторы проанализиро-вали работы известных отечественных ученых и диссертационные исследования за последнее десятилетие по теме выбранного направления. Установлено, что в педагогической науке и практике про-блема повышения качества профессионального образования в организациях НПО и СПО изучалась с разных сторон. Внимание уделялось системам подготовки специалистов и их интеграции; содержанию, технологиям и средствам обучения; методу проектов; основам информатизации образования; мониторингу, аудиту и оценке качества образования; социальному партнерству и др. Однако вопросы методики организации и эффективности дополнительной совместной творческой проектной деятельности обучающихся с преподавателями и мастерами производственного обучения в учреждении среднего профессионального образования остаются не раскрытыми. На основе систематизации лучшего опыта и результатов нашей экспериментальной и педагогической работы выделена последовательность текущих проблем, которые приходится решать педагогу при организации дополнительного совместного творческого проектирования. А именно: проблема отбора учащихся и включение их в творческую деятельность; проблема установления востребованности ожидаемых результатов и практической значимости проекта; проблема оптимальности методов; проблема поддержания и стимулирования мотивации на основном этапе работы и проблема подведения итогов при активном участии обучающихся. В статье называются наиболее значимые успехи учащихся Яранского технологического техникума в последние годы на всероссийских конкурсах, организуемых научной системой для молодежи «Интеграция». В качестве количественных и качественных показателей, подтверждающих эффективность опытной работы, приводятся значения по критериям на основе созданных нами аналитической модели оценки качества профессионального обучения и диа-гностики измерения и развития аргументативных умений и качеств.
К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТЯХ ДЕТСКОГО ЛЮБИТЕЛЬСКОГО ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК: 37.036
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Викторовна Янковская ; Нина Борисовна Ламанская ;
В последние годы заметно возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Эстетическое воспитание не только позволяет человеку «открыться» навстречу краскам, звукам и формам окружающего мира, но и содействует более глубокому его пониманию, а, следовательно, способствует более всестороннему раскрытию себя, что, в свою очередь, приводит к развитию творческого мышления, расширяя возможности индивида в поиске новых путей и решений в любой сфере деятельности. Следует упомянуть о том, что проблема эстетического воспитания достаточно полно разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них Д. Н. Джола, Д. Б. Кабалевский, Б. Т. Лихачев, В. Н. Шац¬кая и многие другие. Результативность эстетического воспитания средствами хореографии определяется синкретичным характером хореографического искусства, объединяющего в себе музыку, пластику, изобразительное и театральное искусство, ритмику. К сожалению, эстетический потенциал хореографического искусства в работе с дошкольниками практически не изучен, что и обусловило актуальность нашего исследования. Предметом исследования являются занятия в любительском хореографическом коллективе как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста, а его целью – выявление роли детского любительского хореографического творчества в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста. Исследование подчинено проверке гипотезы о том, что эффективность эстетического воспитания дошкольников в процессе занятий в любительских хореографических коллективах возможно существен-но повысить, если: 1) отбирать произведения, учитывающие психологические особенности детей, и об-ладающие высоким художественным уровнем; 2) обеспечить включение каждого ребенка в творческую деятельность; 3) руководителем осуществляется целенаправленная деятельность по развитию эстетиче-ских качеств ребенка на основе игры. В исследовании использовались следующие методы: теоретический анализ литературных источников по исследуемой проблеме; наблюдение; систематизация педагогического опыта руководителей любительских хореографических коллективов; анкетирование.
ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПОМЕХИ И ПРОБЛЕМЫ В МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ ГРАЖДАН РОССИИ И США
УДК: 316.775:327
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марианна Юрьевна Андуганова ; Лиана Камоевна Постоян ;
Данная статья посвящена рассмотрению лингвокультурологических особенностей межкультурной коммуникации в России и США, где будут отражены эмоции и чувства человека, что является значимым и очень важным аспектом для научного исследования с разных точек зрения. Исследование дает возможность выяснить особенности английской национальной культуры, что позволяет рассмотреть возможные проблемы и перспективы в процессе коммуникации между гражданами России и США. Поскольку лингвокультуро-логия является смежной наукой, образованной на стыке языкознания и культурологии, то и методы применяются соответственно исходя из арсенала обоих направлений. Работа нацелена на решение трех основных задач, а именно: 1) определение предмета лингвокультурологии и описание основных подходов взаимоотношения культуры и языка; 2) описание видов коммуникативных и культурологических помех и проблем в межкультурной коммуникации; 3) выявление наиболее значимых безэквивалентных концептов в языке и культуре русского и американского этносов. В ходе исследования нами выявлено три основополагающих подхода при решении проблемы взаимоотношения культуры и языка. В теории межкультурной коммуникации обнаружено пять видов помех, а в культурологии найдено девять. Результаты исследования позволяют сделать общий вывод о том, что основные лингвокультурологические проблемы коммуникации граждан России и США появляются по причине различий в их языковых картинах мира и концептосферах. Возникновение трудностей при межкультурном общении обусловлено расхождениями в фоновых знаниях, культурных коннотациях отдельных языковых единиц, действием культурных стереотипов, особенностями национальных характеров и коммуникативных стратегий, а также коммуникативной асимметрией.
ЛИНГВОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РУССКИХ ЛЕКСЕМ И ФРАЗЕОЛОГИЗМОВ С СЕМАНТИКОЙ РЕЧИ
УДК: 811.161.1’37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альмира Рашидовна Ахмедзянова ;
В статье рассматриваются некоторые лингвокультурологические особенности лексических и фразеоло-гических единиц с семантикой речи в русском языке. Цель статьи – дать лингвокультурологическую характеристику лексемам и фразеологизмам с семантикой речи. Речь предстает как лингвокультурный феномен, включенный в культурный контекст и позволяющий человеку стать носителем определенной лингвокультуры. В частности, предпринята попытка соотнести слова с семантикой речи с кодами куль-туры, которые выделяет лингвист, психолингвокультуролог В. В. Красных. В центре внимания оказыва-ются лексемы с прозрачной внутренней формой. Предпринята попытка соотнесения сем, семем и связей в семантической структуре с архетипами и этимологическим значением. Также учитываются современные лексические и грамматические значения слов. Выделены базовые коды культуры, соотносящиеся с ре-чью, обоснована связь лексических и фразеологических единиц и ментефактов в русской культуре. Предпринята попытка анализа изменения значения некоторых единиц. Статья написана на материале составляемого и редактируемого мультимедийного словаря «Красная книга русского языка», который разрабатывается в рамках проекта «Красная книга русского языка». Предпринята попытка создания образа речи как феномена человеческой жизни и деятельности в русской лингвокультуре. Дано описание лингвокультурологических характеристик речи, закреплённых в значениях прилагательных и существительных с семантикой оценки. Также рассматриваются коннотации как важный элемент лингвокультурологического анализа единиц лексического уровня языка. Предпринята попытка анализа связи коннотации с этимологическим значением (пример с архетипом «говорить»). Статья представляет собой попытку характеристики семантики в лингвокультурологическом, этнолингвистическом, этимологическом плане.
ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕВОДА ДИПЛОМАТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
УДК: 81҆25
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Валентиновна Владимирова ; Юлия Владимировна Аникина ;
Целью статьи является рассмотрению специфики перевода дипломатического дискурса как основы ком-муникации в деятельности государств и правительств по осуществлению внешней, международной и внутренней политики. Дипломатический дискурс рассматривается как текст официально-делового ха-рактера, имеющей институциональную направленность, содержание которого направлено на урегулирование спорных вопросов мирным путем, создание международного доверия между странами и правительствами. Его отличие от близких по значению понятий «политические переговоры» и «политическая аргументация» состоит в том, что он представлен в устной и письменной форме, структурирован в виде монологов, диалогов и полилогов. Авторы определяют основные функции дипломатического дискурса: апеллятивную, коммуникативную, репрезентативную, манипулятивную, регулятивную, пропагандистскую; рассматривают экстралингвистические (инструмент убеждения, информирования, воздействия; средство коммуникации в общественных институтах) и лингвистические характеристики (употребление специфической терминологии; набор стандартных этикетных фраз и клише; специальные лексические и грамматические единицы); способы и результаты перевода лексических единиц на материале инаугу-рационной речи 44-го президента США Барака Обамы. Проведенный анализ показал, что при переводе лексических единиц используются следующие переводческие трансформации: метод регулярных соот-ветствий (35 %), опущения (25 %), генерализации (17 %), модуляции (7 %), калькирования (7 %), транс-литерации (3 %), конкретизации (3 %), импликации (3 %). Чаще используются переводческие трансфор-мации, имеющие несколько соответствий в тексте оригинала и перевода. Реже переводчики прибегают к трансформациям, не имеющих регулярных соответствий. Для нейтрализации лексических единиц с негативной коннотацией применяют метод генерализации.
ЛЕКСИКО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ФРАЗЕОЛОГИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ В АНГЛОЯЗЫЧНЫХ СМИ
УДК: 81.42+811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Владимировна Гриченко ;
Целью исследования данной статьи выступает комплексный анализ лексико-семантических трансформаций фразеологических единиц (ФЕ) в текстах англоязычных СМИ. Материал исследования составляют 200 примеров лексико-семан¬ти¬ческих трансформаций, которые рассматриваются в аспекте их семантики, функционирования, экспрес¬сивной стилистики, когнитивных оснований возникновения, а также возможной лингвокультурной спе¬цифики. В числе рассмотренных преобразований выделяются лексико-семантические трансформации ФЕ на основе тематического ряда, синонимии, паронимии, антонимии, которые базируются на ключевых принципах мышления: отношениях тождества, аналогии, противопоставления, принадлежности к множеству. Основу исследования составляет интегрированный подход изучения лингвистических явлений с позиций традиционного лексикографического, структурно-семантического, когнитивного и элементов стилистического анализа. Интеграция научных парадигм позволила выявить когнитивные и языковые основания замен, объяснить выбор компонентов ФЕ с учетом прагматики сообщаемого, речевой ситуации, а в отдельных случаях и лингвокультурной специфики. В статье подчеркивается факт принадлежности трансформированных ФЕ к речи, особое внимание уделяется ассоциативным связям, на основании которых возможно сопоставление с узуальной формой и распознавание трансформированного варианта, затрагиваются вопросы отличной от свободных сочетаний природы ФЕ, указывается на широкие системные возможности, допускающие синкретизм парадигматических отношений, описывается особый характер прагматического воздействия на адресата, позволяющий снизить долю личного участия адресанта. Новизну исследования составляет рассмотрение лексико-семантических трансформаций ФЕ в обусловленности их формирования набором лингвистических и экстралингвистических факторов (когнитивными принципами организации суждения, языковыми особенностями ФЕ, функционированием, интенцией адресанта и т. д.).
ЧУВАШСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 1990-Х ГГ.: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ВОПРОСА
УДК: 82-2=512.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Юрьевна Кириллова ;
В статье рассматриваются основные тенденции развития чувашской драматургии в 1990-е годы. Конец ХХ века отмечен в истории чувашского народа рядом социальных, политических, культурных перемен, оказавших влияние на развитие национальной драмы. В этот период ей были характерны разнонаправленность развития и расширение идейно-тематического диапазона. В статье на широком материале чувашской драматургии 1990-х гг. рассмотрены мотивы социальных и экономических потрясений, отразившихся на семейных ценностях и нравственных ориентирах современного общества, показана актуальность конфликта между социумом и человеком в условиях стремительно меняющегося мира. Статья является продолжением научных исследований ее автора, связанных с обобщением художественных достоинств чувашской драмы. Основное внимание в ней уделяется драмам Б. Чиндыкова, Н. Сидорова, Н. Угарина, А. Тарасова, в которых авторы драматургическими средствами анализируют актуальные проблемы истории и сегодняшнего дня, осмысливают прошлое народа, исследуют развитие национального характера, выявляют истоки социально-нравственных проблем современности. Значительное внимание в статье уделено различным подходам к проблеме идентификации современной чувашской драмы в парадигме того или иного типа творчества (реалистического, постмодернистского). Так, на основе анализа художественной системы драматургических опытов Б. Чиндыкова («Ежевика вдоль плетня» и др.) доказывается их включенность в общую парадигму так называемой «новой драмы». В статье также дается анализ жанровых компонентов чувашской драмы, определяется художественный статус каждого из них в системе поэтики жанра, рассматриваются особенности конфликта.
ОСОБЕННОСТИ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОВЕСТВОВАНИЯ В ЧУВАШСКОЙ ДРАМАТУРГИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА
УДК: 82-23
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Юрьевна Кириллова ; Альбина Фёдоровна Мышкина;
Исторический жанр в современной художественной литературе является достаточно развитым. Его поэтика сложна и разнообразна: для достижения достоверности писатели обращаются как к истори-ческим документам и личностям, так и к легендам, сказаниям и фольклорным образам. Целью данного исследования стало изучение тех произведений чувашской литературы (в основном драм), в которых писатели затрагивают историю народа, в частности, эпоху Волжской Булгарии и вхождения чувашских земель в состав России. Данная тема в художественном творчестве писателей является достаточно дели-катной, потому что до сегодняшнего дня чувашская историческая наука не до конца решила проблему исторического развития народа. В связи с этим в любом произведении такого характера много спорных и неоднозначных с точки зрения их достоверности вопросов. В качестве основного материала для научного анализа авторы статьи выбрали произведения драматургии второй половины XX века (Т. Педерки, М. Юрьев, И. Петрова, М. Карягина, Б. Чиндыков, Н. Петровский-Теветкель и др.). Также в качестве наиболее удачного примера исторического жанра и с точки зрения достоверности исторических фактов и событий проанализирован роман К. Турхана «Свияга впадает в Волгу». Следует отметить, что многие из проанализированных произведений свою популярность получили в конце XX века, в период подъема национального самосознания чувашского народа, и в начале XXI века, когда проблема сохранения национального языка и культуры также остается одной из актуальных. Основным результатом данного исследования является выявленная авторами тенденция привлечения схожего исторического материала для реализации главной идеи произведения – становления или возрождения национально-этнического самосознания чувашского народа.
КОНЦЕПТ «ДОМ» В «ПЕТЕРБУРГСКОМ ТЕКСТЕ» (ПО РОМАНУ Н. С. ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»)
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова ;
«Петербургский текст» как сверхтекст представляет собой комплекс различных произведений, объединенных ситуативно и содержательно. Формированию особого смыслового пространства «петербургского текста», в котором традиционные для русского человека ценности получают противоположное освещение, содействует концепт «дом». Цель данного исследования – рассмотреть способ реализации концепта «дом» в ракурсе проблемы «петербургского текста» на материале романа Н. С. Лескова «На ножах» (1870–1871). Цель конкретизируется в следующих задачах: описать суть явления «петербургский текст» русской литературы; проанализировать воплощаемые особенности и оттенки смысла ключевого концепта «петербургского текста» – концепта «дом» в романе Н. С. Лескова «На ножах». В основном в произведении представлено два противопоставленных топоса – Петербург и провинция. Автору статьи важно показать, как материальная реальность Петербурга в романе влияет на духовные ценности и изменяет их. В результате исследования автор статьи приходит к выводу, что Петербург в романе Н. С. Лескова предстает в традиционном описании – мрачный, опасный, незащищенный город, в котором человек одинок и несчастен, а концепт «дом» в «петербургском тексте» реализует не свойственные ему в стандартной языковой картине мира оттенки смысла: дом выступает местом одиночества и тоски. Актуальность ста-тьи обусловлена частым обращением исследователей к феномену «петербургского текста», являющегося частью национальной культуры и влияющего на ее развитие. Недостаточная изученность романа «На ножах» в связи с его вынужденной и незаслуженной «забытостью» из-за антинигилистической направленности произведения говорит о новизне исследования. Использованы методы: сравнительный, контекстуального анализа, типологического анализа.
«ПЕТЕРБУРГСКИЙ ТЕКСТ» РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ЦИКЛЕ Н. С. ЛЕСКОВА «ПРАВЕДНИКИ»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Николаевна Михеева ;
Введение. «Петербургский текст» намеренно используется Н. С. Лесковым в раскрытии образов героев-праведников. Писатель берет уже сложившуюся в русской литературе аксиологическую значимость Пе-тербурга. Целью данной статьи является исследование функционирования «петербургского текста» рус-ской литературы в цикле «Праведники». Результаты исследования, обсуждения. Один из приемов со-здания образа Петербурга в цикле – изображение псевдодеятельности чиновников, бюрократии. Петербург оказывает влияние на персонажей, становится местом испытания их системы ценностей. В «Праведниках» Н. С. Лесков изображает и персонажей, погубленных «петербургскими обстоятель-ствами» (левша (сказ «Левша»), Фермор (рассказ «Инженеры-бессребреники»)), и персонажей, имеющих духовный стержень, героев-праведников, которые неподвластны пагубному влиянию (Иван Флягин (по-весть «Очарованный странник»), Брянчанинов и Чихачев («Инженеры-бессребреники», солдат Постни-ков (рассказ «На часах»), пигмей (рассказ «Пигмей»), генерал-майор Перский, эконом Бобров, доктор Зеленский, повар Кулаков, отец архимандрит («Кадетский монастырь»)). Внутренняя духовная организация персонажей – это своего рода иммунитет, направленный против влияния окружающего пространства, окружающей среды. Именно целостность натуры героя определяет его устойчивость к влиянию Петербурга. Н. С. Лесков противопоставляет бюрократическому городу живого человека, способного пожертвовать собой ради ближнего, для которого соблюдение заповеди важнее устава. Заключение. «Петербургский текст» выполняет в цикле «Праведники» функцию создания условий для проявления ценностно значимых качеств личности героя-праведника. Данная функция реализуется как подверженность / неподверженность влиянию губительного города и как духовного-нравственное испытание.
ОБРАЗ ЛЮДЕЙ В КОНТЕКСТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗНАЧИМОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ А. И. КУПРИНА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Инна Геннадьевна Чеснокова;
Рассмотрена проблема народности в русской литературе, в частности, в творчестве русского писателя конца XIX – начала XX века А. И. Куприна. Народность жизненной и творческой позиции писателя справедливо расценивается как ведущая сила его таланта. Цель данной статьи − доказать, что народную психологию А. Куприн исследует в разной социальной действительности: в армейской среде, в крестьянской среде. В связи с этим анализируются произведения писателя об армейской жизни: рассказы «Ночная смена», «Дознание», повесть «Поединок». Отмечается жестокость армейской среды, бесчеловечное отношение к солдатам. Анализируются образы солдата Меркулова и солдата Замошникова из рассказа «Ночная смена». Даются комментарии об авторской симпатии к простым людям. Вторая часть статьи посвящена анализу произведений А. Куприна о крестьянстве. Особенно подробно анализируется Полесский цикл автора, куда вошли рассказы «Лесная глушь», «На глухарей» и повесть «Олеся». Крестьянство А. Куприным показано с отрицательной стороны, отмечается забитость, невежество, лень, пьянство крестьян. Наиболее ярко Куприным выписаны образы Кирилы и Талимона из рассказа «Лесная глушь» и образ Ярмолы из повести «Олеся». Характерные черты образов иллюстрируются примерами из текстов рассказов и повести. Кроме того, отмечено, что образы Кирилы, Талимона, Ярмолы не являются исключением, а, наоборот, подчеркивается их связь с остальным деревенским миром. В заключение делается вывод о том, что творчество Куприна было всегда связано с жизнью простого народа, и народные характеры всегда показаны в контексте социальной действительности.
ВЛИЯНИЕ ЛОГИКО-СИНТАКСИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СРАВНИТЕЛЬНЫХ СУЖДЕНИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УСТАНОВЛЕНИЯ РАЗНЫХ ВИДОВ СЕМАНТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В СОСТАВЕ УМСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
УДК: 159.91
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Владимирович Маланов ;
В статье представлены результаты экспериментальных исследований, направленных на проверку общей гипотезы: при использовании сравнительных суждений существуют различия в эффективности организации умственных действий и последующего воспроизведения их семантического содержания в зависимости от вида устанавливаемых сравнительных отношений, а также от особенностей синтаксической структуры речевых указаний. В качестве независимых переменных в экспериментах использовались задачи, которые формулировались с помощью сравнительные суждений. В содержание задач включались разные виды сравнительных отношений. При этом с каждым видом сравнительных отношений использовались разные типы логико-син¬так¬сической организации сравнительных суждений. Регистрировалось количество верно решенных задач в зависимости от сравниваемых пространственно-временных и предметно-семантических отношений, а также от типов используемых синтаксических структур. Полученные результаты подтверждают общую гипотезу. Наиболее эффективно при умственном решении задач устанавливаются отношения «быстрее – медленнее» и «выше – ниже», а наименее эффективно «слева – справа» и «ближе – дальше». При этом наиболее успешно решаются задачи, требующие умственного установления сравнительных отношений в том случае, когда актуализируемый с помощью логико-синтаксической организации речевых указаний образ объекта, выбор которого служит решением, строится последним из трех сравниваемых объектов. Наименее успешно решаются задачи, которые характеризуются такой логико-синтаксической организацией, при которой ориентировка в установлении сравнительных отношений предполагает один из двух вариантов умственной перестановки представляемых объектов в линейную последовательность (С > А > В или В < А < С), в результате которой расположение объекта в представляемом ряду может быть первым или последним. Вместе с тем полученные результаты свидетельствуют об отсутствии возрастной динамики в стихийном развитии умений устанавливать разные типы пространственно-временных и предметно-семантических отношений в составе умственных действий в возрастном диапазоне от 12 лет (школьники 5-х классов) до 21–22 лет (студенты 4-х курсов). Также не обнаружено гендерных различий в успешности решения разных типов задач. Ключевые слова: умственные операции и действия, сравнительные суждения, пространственно-временные и предметно-семантические отношения.
ВОЗМОЖНОСТИ НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В СОПРОВОЖДЕНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО РЕГИОНА
УДК: 159.9.07
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Юрьевна Борисова ;
Введение. Современная ситуация характеризуется прогрессирующим ухудшением состояния психического здоровья детской популяции, ростом числа детей с отклонениями в развитии. В связи с эти сохраняется актуальность разработки методов и подходов, позволяющих своевременно диагностировать трудности и предупреждать развитие явлений дезадаптации. Цель. Основной целью исследования, представленного в данной статье, являлась разработка и апробация основанной на нейропсихологическом подходе технологии психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях полилингвальной социокультурной среды. Материалы и методы. В эксперименте приняли участие воспитанники средних групп дошкольных учреждений с общим недоразвитием речи 3 уровня и с задержкой психического развития в количестве 70 человек, в том числе 40 дошкольников составили экспериментальную и 30 – контрольную группы. Диагностическая программа включала отдельные пробы адаптированных для детей вариантов батареи тестов А. Р. Лурия. На формирующем этапе реализовывалась комплексная коррекционно-развивающая работа, основанная на сочетании двигательной и когнитивной коррекции. Результаты исследования. Представлен сравнительный анализ динамики показателей психического развития детей дошкольного возраста разных нозологических категорий, воспитывающихся в полилингвальной и в монолингвальной среде. Результатом коррекционной работы стало продвижение дошкольников в умении усваивать и выполнять двигательные программы, выстраивать основные смысловые единицы рассказа в правильной последовательности, что отражает положительную динамику формирования произвольной регуляции, программирования и контроля. Обсуждение и заключение. Анализ результатов позволяет утверждать, что реализация нейропсихологического подхода в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает позитивные изменения, характеризующие как регуляторные, так и праксические и гностические процессы, при этом более выраженный позитивный эффект обеспечивается при достаточно продолжительном коррекционнно-развивающем воздействии. Выявлено влияние специфики языковой среды на эффективность коррекционно-развивающей работы.
АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ЗНАЧИМОСТИ СТРЕСС-ФАКТОРОВ И СОМАТИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ЖИТЕЛЯМИ, ПРОЖИВАЮЩИМИ В УСЛОВИЯХ ВООРУЖЕННОГО КОНФЛИКТА
УДК: 159.9.07
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгения Николаевна Рядинская ;
Цель исследования. Целью эмпирического исследования является анализ особенностей субъективного восприятия жителями, проживающими в условиях вооруженного конфликта, значимости стресс-факторов и соматического здоровья. В статье приведен анализ физического и психического здоровья ре-спондентов Донецкой Народной Республики до и после начала вооруженного конфликта. Материалы и методы. В статье впервые приведены эмпирические результаты по разработанной автором анкете «Определение субъективного восприятия значимости стресс-факторов для личности, проживающей в зоне вооруженного конфликта», вопросы которой были сгруппированы в следующие блоки: факторы угрозы жизни, здоровью экономические, общественно-политические; социальные, психологические фак-торы. Субъективная оценка изменения соматического и психического здоровья населения изучалась с помощью индивидуальных бесед, анализа медицинских данных о характере и количестве заболеваний за последние три года вооруженного конфликта (с 2014 по 2016 гг.). Результаты и их обсуждение. В результате исследования выявлено, что за время вооруженного конфликта в соматическом здоровье респондентов произошли существенные трансформации. Обнаружено, что изменения в соматическом здоровье наблюдается как у мужчин, так и у женщин; у мужчин уровень распространенности заболеваний выше, чем у женщин. Эмпирически показано, что в малоинтенсивных районах обстрелов (МИРО) статистически значимым является влияние психологических, социальных и общественно-политических стресс-фак¬торов, тогда как в интенсивно обстреливаемых района (ИРО) основными факторами, влияющими на психику людей, являются факторы угрозы жизни, здоровья и социальные факторы. Автором подчеркивается влияние стресс-факторов на возрастные категории от 35 до 60 лет и от 60 до 75 лет. Заключение. Изучив субъективные оценки соматического и психического здоровья и стресс-факторы, которые оказывают влияние на жителей, проживающих в условиях вооруженного конфликта, можно предположить, что длительное нахождение человека в сложных жизненных обстоятельствах, связанных с вооруженным конфликтом, может затруднять его интеграцию в общество и требовать коррекционных и реадаптационных мероприятий, разработка которых требует дополнительных исследований и дальнейшего внедрения.
ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ЖЕНЩИН С ИЗБЫТОЧНОЙ МАССОЙ ТЕЛА, ВЕДУЩИЕ К НАРУШЕНИЮ ЛЕЧЕБНОЙ ДИЕТЫ
УДК: 159.922.5-055.2
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Яна Константиновна Смирнова ; Ольга Марковна Любимова ;
Цель исследования – изучение специфики эмоционального состояния женщин с избыточным весом как риска нарушения пищевого поведения и срыва лечебной диеты. Задачи. Основная задача исследования на основе экспериментально-психологических данных – определить личностные особенности эмоционально-волевой сферы женщин, взаимосвязанные с пищевым поведением и способствующие нарушению лечебной диеты. Методы. На выборке женщин, занимающихся по программе снижения веса, при помощи психодиагностических процедур выделены параметры эмоционально-волевой регуляции, которые являются предикторами нарушения пищевого поведения. Обсуждения и результаты. Доказано, что среди важнейших причин нарушения пищевого поведения выделяются психологические факторы, возникающие в связи с неустойчивостью психологического состояния. Снижение волевой саморегуляции и контроля эмоциональных реакций у женщин с избыточной массой тела проявляется в следующих сферах: личностной (психологические защиты), эмоциональной (особенные эмоциональные реакции (агрессивность, тревожность и т. д.), волевой (слабость силы воли, астения). Показано, что особенности эмоционально-волевой сферы женщин с избыточной массой тела могут обуславливать эмоциогенное пищевое поведение. Дана сравнительная характеристика особенностей эмоционально-волевой сферы у женщин, обеспокоенных проблемой избыточного веса. Определены различия в пищевом поведении женщин в зависимости от наличия у них проблемы избыточного веса. На примере экстернального типа пищевого поведения доказано, что некоторые типы пищевого поведения у женщин могут влиять на состояние эмоциональной сферы. Выводы. Удалось проанализировать эмоциональное состояние женщин с избыточной массой тела и проследить, каким образом ситуация диеты актуализирует защитные механизмы личности, которые могут способствовать отказу женщин от соблюдения диеты. Подтверждено, что психологическими предпосылками нарушения пищевого поведения являются переживания фиксированных негативных эмоциональных состояний и снижение эмоционально-волевого контроля.
ПРОБЛЕМА ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В СОВРЕМЕННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ
УДК: 159.922.2:004
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Мария Владимировна Чемоданова ;
Введение. В статье представлены результаты исследования публикационной активности по проблеме информационно-психологической безопасности (ИПБ) в современной российской науке. Актуальность данной темы обусловлена критическими изменениями информационной среды, затрагивающими все сферы бытия человека, трансформирующими систему социальных отношений и способы ориентировки индивида в окружающем мире. В первую очередь, эта проблема связана с воздействием недоброкачественной информации на сознание индивида, угрожающей его интеллектуальному, духовному и физическому развитию и благополучию. Материалы и методы. Исследование проводилось при помощи методов качественного и количественного анализа, обобщения и систематизации материалов, представляющих результаты работы современных российских ученых в сфере информационно-психологической безопасности. Результаты исследования. Полученные результаты позволили определить ИПБ как сложный многоуровневый феномен, требующий комплексного междисциплинарного изучения, выделить основные направления исследований информационно-психологической безопасности (общие методологические основы ИПБ; информационно-психологическая безопасность в системе безопасности государства; информационно-психологическая безопасность личности, исследования актуальных характеристик информационной среды). Обсуждения и заключение. Осуществленный теоретический анализ современных научных исследований в области информационно-психологической безопасности показал низкую разработанность проблемы и большой интерес ученых к разработке путей и средств формирования психологической защиты личности от вредоносного воздействия информационной среды. Позволил выделить наиболее популярные направления изучения информационно-психологической безопасности и проблемные области, обращающие на себя внимание современных психологов-исследователей.
РАЗВИТИЕ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ СЕМЬИ К ПСИХИЧЕСКИ НЕЗДОРОВЫМ РОДСТВЕННИКАМ
УДК: 159.97-159.99
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Викторовна Шишкина ; Ольга Алексеевна Гаврилова ; Игорь Александрович Загайнов ; Мария Леонидовна Блинова ;
В статье представлен материал исследования проблем семьи, имеющей психически больного (исследо-ваны два типа семей – с больным ребенком и с больным взрослым). Целью исследования было развитие позитивного отношения семьи к психически больным родственникам. Объектом исследования были определены взаимоотношения в семье, имеющей психически больных (детей или взрослых). Предметом исследования стало развитие позитивных семейных отношений в процессе психологического сопровож-дения семей, где живут психически больные. Мы предположили в гипотезе исследования, что в процессе психологического сопровождения семьи, имеющей психически нездорового родственника, изменятся в позитивном направлении такие явления, как отсутствие сопереживания и сочувствия к больному, вы-сокая степень тревожности и подавленности, неприемлемое отношение к больному взрослому или ре-бенку. Семьи прошли психодиагностическое исследование, затем приняли участие в программе психологического сопровождения, в которую входили тренинговые занятия в группах, психокоррекционные занятия и реабилитационные занятия с родственниками больных. Программа психологических занятий для родителей, имеющих больного ребенка, была направлена на изменение детско-родительских отношений, на улучшение восприятия своих детей, на развитие навыков общения с психически больным ребенком. Программа занятий для семей, имеющих взрослых больных, была нацелена на развитие коммуникативных навыков, эмпатийности, эмоциональной саморегуляции личности и на повышение толерантности родных к взрослому больному. Реализованные психологические занятия привели к улучшению отношения членов семьи к психически больным детям и взрослым, что позволило внедрить данный вид психологического сопровождения в работу Кундуштурского психоневрологического интерната.
С ЮБИЛЕЕМ!
УДК:
Раздел: КОЛОНКА РЕДАКТОРА
Авторы: Е. В. Кондратенко; О. С. Крылова;
3 августа 2007 года произошло значительное событие в научной и издательской деятельности нашего вуза – был подписан в печать первый выпуск научного журнала «Вестник Марийского государственного университета».
Поздравление министра образования и науки Республики Марий Эл Н. В. Адамовой
УДК:
Раздел: «ВЕСТНИКУ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» 10 ЛЕТ
Авторы: Наталья Васильевна Адамова ;
Уважаемая Елена Валентиновна! Уважаемые члены редколлегии и редакция! Уважаемые авторы и читатели! Примите искренние поздравления с 10-летним юбилеем научного журнала «Вестник Марийского государственного университета».
Поздравление ректора МарГУ М. Н. Швецова
УДК:
Раздел: «ВЕСТНИКУ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» 10 ЛЕТ
Авторы: Михаил Николаевич Швецов ;
Дорогие друзья! От всей души поздравляю вас с 10-летием научного журнала «Вестник Марийского государственного университета» – ведущего научного издания опорного вуза Республики Марий Эл.