ВЕСТНИК 2(26) 2017

Название:
ВЕСТНИК 2(26) 2017
Номер:
2
Год:
2017
Дата публикации на сайте:
2017-06-20 08:13:41
Полный журнал в PDF:
КОМЕЛИНА ВАЛЕНТИНА АЛЕКСАНДРОВНА (1952–2017)
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Коллектив кафедры теории и методики технологии и профессионального образования МарГУ Редколлегия научного журнала «Вестник Марийского государственного университета»;
21 мая 2017 года научно-педагогическое сообщество Республики Марий Эл понесло большую утрату. Из жизни ушла Валентина Александровна Комелина, доктор педагогических наук, почетный профессор Марийского госу¬дарст¬венного университета, академик Международной академии наук педагогического образования, заслуженный деятель науки РМЭ, почетный работник высшего профессионального образо-вания РФ. В. А. Комелина в 1974 году окончила технологический факультет Марийского политехнического института им. М. Горького, и с тех пор вся ее научно-педагогическая деятельность была не¬раз¬рывно связана с Марийским государственным педагогическим институтом имени Н. К. Крупской, а затем, после объединения, с Марийским го-сударственным университетом. Сначала препо¬да¬ватель (1974 г.), старший преподаватель (1975 г.), затем доцент (1986 г.) а с 1994 года – бессменный заведующий кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, профес¬сор (1998 г.). Научно-исследовательская деятельность В. А. Комелиной весьма обширна и многогранна. В ее исследованиях отражены сложные теоретико-методологические проблемы общей и профессиональной педагогики: исследования в области теории и методики профессионального образования, особенности подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в системе ву-зовского и послевузовского профессионального образования, активное внедрение авторской концепции профессионально-педагогической и по-литехнической подготовки, формирование кон¬курентоспособной личности будущих специалистов. В. А. Комелиной было опубликовано более 100 научных работ, среди которых 19 монографий, учебные и учебно-методические пособия, многочисленные статьи, тезисы докладов международных, российских, региональных, республиканских научно-практических конференций. Фундаментальными являются ее научные труды: «Формирование политехнической культуры учителя», «Содержание и структура политехнической культуры учителя», «Теория воспитания в профессиональном образовании», «Профессиональная подготовка специалиста в вузе: компетентностный подход». Важную роль в поддержании современных стандартов высшего педагогического образования и передового уровня научных исследований в Марийском государственном университете играют много лет назад созданные разносторонние и долговременные связи научной группы профессора В.А. Комелиной с коллегами из Чебоксарского государственного педагогического уни-верситета им. И. Я. Яковлева (г. Чебоксары), Магнитогорского государственного университета (г. Магнитогорск), Ульяновского государственного университета (г. Ульяновск), Башкирского государственного университета (г. Уфа), Стерлитамакской государственной педагогической академии (г. Стерлитамак), Татарского государст¬венного гуманитарно-педагогического университета (г. Казань), Московского государственного педагогического университета (г. Москва). Еще одной из важных заслуг В. А. Комелиной как организатора подготовки педагогических и научно-педагогических кадров в системе ву-зовского и послевузовского профессионального образования в РМЭ является открытие в вузе аспирантуры: в 1996 г. по специальности 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования, а в 1998 г. по специальности 13.00.08 – Теория и методика профессионального образования. В. А. Комелина была одним из организаторов открытия первого в Республике Марий Эл (1999 г.) диссертационного совета по защите диссертации на соискание ученой степени кандидата и доктора педагогических наук по специальностям 13.00.01 – Общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 – Теория и методика профессио-нального образования при Марийском государст¬венном университете. В диссертационном совете под председательством В. А. Комелиной защи-щено свыше 200 кандидатских диссертаций из более чем 20 регионов Российской Федера-ции. Под непосредст¬венным научным руко-водством и консультированием докторантов, аспирантов и соискателей В. А. Комелиной подготовлено более 30 кандидатов наук. В. А. Комелина – основатель научной школы «Формирование профессионально-педагогичес¬кой культуры специалиста», в рамках которой творчески и плодотворно продолжает работать научный коллектив молодых ученых, работы которых приобрели известность в Республике Марий Эл и России. Как современно мыслящий специалист, умеющий вникать в глубь педагогических процессов, хорошо представляющий актуальные проблемы современного российского образования и перспективы его дальнейшего развития и модернизации, профессор Комелина сумела на¬править по правильному руслу исследования созданной научной школы. В. А. Комелина на протяжении нескольких лет была главным редактором научного рецензируемого журнала «Вестник Марийского государст¬венного университета», добилась его включения в различные международные и российские индексы цитирования, в перечень ВАК, привела журнал в соответствие с мировыми стандартами периоди¬ческих научных изданий. Профессор В. А. Коме¬лина вела активную грантовую дея-тель¬ность, внесла весомый вклад в развитие на¬учного потенциала Республики Марий Эл и интеграцию ученых МарГУ в общероссийский и международ¬ный научный процесс, подготовку современных кадров молодых ученых. 21 мая 2017 года от нас навсегда ушла Комелина Валентина Александровна… Энергичная, целеустремленная и последовательная в своих научных изысканиях… Как ученый широкого диапазона и исключительного трудолюбия, как необычайно интересная, многогранная лич-ность, она заражала всех новыми творческими идеями и замыслами, удивляла своей харизмой. Ее неизменная принципиальность и высокая требовательность сочетались с доброжелательной заинтересованностью в успешной реализации творческих планов. Мы навсегда Вас такой запомним, Учитель…
ОЧЕРЕДНОЙ КОНГРЕСС ФИННО-УГРОВЕДОВ СОСТОИТСЯ В ВЕНЕ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: А. Н. Ракин;
Высшим научным форумом специалистов всего мира, занимающихся исследованиями языков финно-угорских народов, их духовной и материальной культуры, являются международные конгрессы финно-угроведов. Начало истории проведения конгрессов относится к 60 году прошлого столетия, когда в Будапеште по инициативе Венгерской академии наук состоялся I Международный конгресс финно-угроведов. Участниками конгресса было принято решение проводить следующие мероприятия данного уровня с периодич¬ностью в пять лет поочередно в трех государст¬вах – наряду с Венгрией также в Финляндии и в Советском Союзе. В последующем к трем организаторам конгрессов присоединилась еще одна финно-угорская страна – Эстония. С тех пор прошло 57 лет. За этот период было проведено 12 Международных конгрессов финно-угрове¬дов, три из которых было организовано в нашей стране. Во времена Советского Союза состоялись III МКФУ в Таллинне в 1970 году и VI МКФУ в Сыктывкаре в 1985 году. В третий раз конгресс прошел уже в постсоветское время в новой России в 2005 году, это был 10-й Международный конгресс финно-угроведов в Йошкар-Оле. Последний – 12-й по счету МКФУ состоялся совсем недавно – чуть более года назад в августе 2015 года в финском городе Оулу. Эстафета подготовки следующего 13-го МКФУ в 2020 году должна была перейти от Финляндии к Эстонии, но представители эстонской делегации заявили, что в силу объективных причин они не смогут провести 13-й конгресс у себя, но не отказываются быть организаторами 14 МКФУ через 10 лет. Исходя из данной ситуации Международный комитет конгрессов финно-угроведов вынужден был в виде исключения дать согласие на просьбу австрийских финно-угроведов организовать следующий Международный конгресс в столице Австрии в городе Вене на базе Венского университета. Таким образом, впервые в истории очередной конгресс будет проходить не на фин¬но-угорской, а на германоязычной территории. Венский университет был открыт 12 марта 1365 года по распоряжению герцога Рудольфа IV и является старейшим учебным заведением Центральной Европы. Современное главное здание Венского университета было построено в 1877–1883 годы по проекту архитектора Генриха Фон Ферстеля на Ринг¬штрассе. В настоящее время в главном здании находятся ректорат, большинство деканатов, некоторые институты, центральная университетская библиотека. Остальные подразделения раз-меща¬ются в 60 пунктах города Вены. В состав учебного комплекса также входит Ботанический сад на Ланд¬штрассе и обсерватория. В университе¬те работает 18 факультетов, на которых предла¬гается студентам обучение на 54 программах бакалавриата, 112 программах магист¬ратуры и 11 программах док¬торантуры. Университет славится своими вы¬пуск¬никами, в числе которых 9 нобелевских лауреатов. Пятеро из них премию получили в об¬ласти медицины, двое – за достижения в физике и по одному – в химии и экономике. Сегодня в Венском университете обучается более 90000 студентов и работает 6500 преподавателей, включая нобелевских лауреатов. Недалеко от главного корпуса университета находится кампус, расположенный в здании быв¬шего городского госпиталя. Составной частью кам¬пуса является Институт Европейского и срав-нительного языкознания и литературоведения. В институте 4 кафедры: финно-угорская кафедра, кафедра скандинавистики, кафедра нидерландистики и кафедра сравнительного литературоведения. Финно-угорская кафедра открылась в 1974 году, ее основателем и первым руковолителем был всемирно известный финно-угровед венгерский про-фессор Карой Редеи. На этой кафедре изучаются хунгарология (венгерский язык и культура), фин¬нистика (финский язык и культура), а также эстон¬ское и финно-угорское языкознание. В настоя¬щее время заведующей кафедрой является профессор Йоханна Лааксо. Вот эта финно-угорская кафедра и взяла на себя обязательство подготовить и провести XIII-й Международный конгресс в 2020 году. В конце января этого года на финно-угорской ка¬федре Венского университета состоялось заседание Исполкома Международного комитета кон¬грессов финно-угроведов. В заседании приняли участие все пять членов Исполкома: Марта Чепреги (пред-седатель венгерского комитета финно-угрове-дов), Сиркка Сааринен (председатель финского комитета финно-угроведов), Тыну Сейлентхаль (председатель эстонского комитета фин¬но-угроведов), Анатолий Ракин (председатель комитета финно-угроведов Российской Федерации), Корнелиус Хасселблатт (председатель комитета финно-угро¬ве¬дов нефинно-угорских стран). Повестка дня заседания была полностью посвящена вопросам подготовки и проведения Международного конгресса в 2020 году. Первый день заседания на¬чался с осмотра помещений университета, которые можно будет использовать во время конгресса для проведения пленарных и секционных заседа-ний и других мероприятий. В качестве важного пункта повестки заседа-ния был рассмотрен вопрос о сроках проведения конгресса. В соответствии с принятым решением работа по реализации научной программы конгресса начнется в понедельник 17 августа и завершится 21 августа 2020 года. Договорились, что структура нового конгресса не будет отличаться от предыдущих и будет состоять из пленарных и секционных заседаний и симпозимов. Далее был рассмотрен примерный график проведения конгресса. Вс. 16 Пн. 17 Вт. 18 Ср. 19 Чт. 20 Пт. 21 9:00–10 регист-рация пленар-ный докл. 2 пленар-ный докл. 3 пленар-ный докл. 4 пленар-ный докл. 5 10:00–11:00 откры-тие секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум 11:00–12:00 пле-нарный докл. 1 12–13:30 обеденный перерыв 13:30–15:00 секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум секция/ симпо-зиум 15–15:30 кофе-пауза 15:30–17 секция / симпо-зиум секция/ симпо-зиум (заседание комитета CIFU ?) секция/ симпо-зиум закры-тие 17– При-ем слот/ день 6 10 7 10 7 В соответствии с данным графиком для предполагаемых 400 докладов потребуется организовать 10 параллельных секций. На секциях и симпозиумах на каждый доклада будет выделено 30 минут. Данное количество времени рассчитывается не только на выступление докладчика, но и на вопросы к нему и обсуждение доклада, а также на пе-ремещение участников между аудиториями. Для пленарных выступлений будет предостав¬ляться 30 минут для изложения текста и плюс 15 минут на вопросы и дискуссию. На руководителей заявленных симпозиумов возлагается не только организация работы симпозиума, но также и нахождение финансовых средств для публикации материалов симпозиума. Нововведением конгресса является также отказ оргкомитета от приема заявок на стендо-вые доклады. Тезисы выступлений на конгрессе должны быть на английском языке. Название доклада для программы должно быть представлено на таком языке, на котором он будет зачитываться. В бумажном варианте будут опубликованы только пленарные доклады. Тезисы секционных докладов в электронном виде будут размещены в интернете. На заседании Исполкома был рассмотрен и при¬нят график по выполнению рабочим оргкомитетом конгресса следующих мероприятий: Весна 2017: открытие сайта; первое информационное письмо, в котором предлагается заинтересованным лицам сообщить темы симпозиумов и рабочих площадок (срок окончания приема пред-ложений – осень 2017), рассылка осуществляется членам национальных комитетов финно-угрове¬дов, соответствующим финно-угроведческим цент-рам и институтам и т. п. Осень 2017: обсуждение предложений по сим¬позиумам, сообщение об одобрении/отклонении симпозиумов. Зима 2017–2018: публикация списка одобренных симпозиумов на сайте. Весна 2018: второе информационное письмо, с предложением направления тем докладов (на секции и пленарные заседания, окончание приема – осень 2019), а также уточненные данные о проведении конгресса. Весна 2019: третье информационное письмо с напоминанием о сроках окончании приема тезисов. Осень (сентябрь) 2019: крайний срок подачи тезисов докладов на секциях и симпозиумах. Октябрь–декабрь 2019: рецензирование и ранжирование тезисов; организаторы симпозиумов сами отвечают за рецензирование тезисов и заботятся о том, чтобы те выступления, которые не подходят симпозиуму, могли попасть на секции (с помощью дополнительного рецензирования, если это необходимо). Январь – февраль 2020: уведомление о принятии/отклонении тезисов, публикация программы симпозиумов. Март 2020: последнее информационное письмо, начало регистрации. В отличие от всех предыдущих конгрессов вы¬деление отдельного дня для культурной программы с выездом за пределы города проведения конгресса не планируется. Предлагается проведение в свободное от заседаний время ознакомительной прогулки с гидом по городу или посещение музеев Музейного квартала с экскурсоводом. Проживание участников конгресса будет организовано аналогично предыдущему конгрессу. На сайте конгресса будет размещен список гостиниц города Вены, чтобы каждый участник конгресса мог заблаговременно забронировать подходящий для себя гостиничный номер. Задача финно-угроведов России – за оставшееся время серьезно подготовиться к 13 МКФУ и достойно представить на нем свои научные достижения за последние пять лет. Сайт финно-угорской кафедры Венского университета: http://finno-ugristik.univie.ac.at/ Электронная почта 13-го Международного конгресса: cifu13@univie.ac.at
ОБРЯДЫ ПОСВЯЩЕНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ
УДК: 008
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Леонидовна Белова ; Татьяна Аркадьевна Золотова ; Анастасия Викторовна Логинова ; Ирина Борисовна Сергеева ;
В традиционной (фольклорной) культуры важное место занимают так называемые обряды перехода, они регулируют жизнь природы и человека, обеспечивают их корректный переход из одного состояния в другое. Среди славянских обрядов особое место занимают обряды перехода из детства в юность и далее – во взрослую жизнь. Они сопряжены с рядом акций: изменением внешнего облика посвящаемого, его одежды, поведения, сопровождаются также серией испытаний. По мнению авторов статьи, некоторые из них могут быть с успехом использованы в социокультурных практиках современных образовательных учреждений. В настоящей статье продемонстрированы возможности использования основных составляющих традиционных (фольклорных) обрядов перехода в молодежной культуре. Авторы анализируют опыт работы в этом направлении коллектива ГБОУ Республики Марий Эл «Гуманитарная гимназия «Синяя птица» им. Иштриковой Т. В.» и приходят к выводу о том, что в осуществлении ряда мероприятий, связанных с переходом обучающихся из одной возрастной группы в другую, педагоги используют и некоторые традиционные формы, серьезно изучая и обогащая их достижениями современной науки. В контексте традиционных обрядов посвящения представлены посвящение в «синептичники»; выбор Синей птички и Рыцаря Синей птички; праздник последнего звонка; выпускной вечер в 4, 9, 11 классах; проверка умений и навыков обучающихся в ходе проведения мероприятий, посвященных празднованию 23 февраля и 8 марта; конкурсные программы «Мистер гимназист», «Мисс гимназия», «Таланты гимназии», а также дискотеки и недели самоуправления
СТАДИИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНИКА
УДК: 378:004
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Юрьевна Балалаева;
Статья посвящена исследованию процессуальных аспектов проектирования электронного учебника. На основе анализа и обобщения теоретических изысканий и методологических наработок в области пе-дагогического проектирования определены стадии проектирования электронного учебника с позиций системного подхода, приведены их характеристики. Проектирование электронного учебника рассматрива-ется как процесс, состоящий из стадий, которые в свою очередь подразделяются на этапы. Стадия интерпре-тируется как наиболее обобщенная часть этого процесса, отражающая изменение его состояний, а этап – как часть процесса проектирования, связанная с созданием описания одного или нескольких аспектов или уровней проектирования. В проектировании электронного учебника выделены аналитическая, проекти-ровочная, экспериментальная и рефлексивная стадии, состоящие из определенных этапов. Такой подход отражает логику проектирования как процесса, так как стадии отличаются по задачам, результатам и ви-дам деятельности субъекта проектирования. Аналитическая стадия состоит из этапов диагностирования и целеполагания; проектировочная – концептуального, технологического, операционного, реализационного; экспериментальная – констатирующего, формирующего, контрольно-обобщающего; рефлексивная – коррек-тировочного и адаптационного. Вместе с тем, в статье подчеркивается условный характер выделения этих частей, поскольку реальный процесс проектирования не имеет линейной последовательности в прохож-дении стадий и этапов, пребывающих в сложных связях взаимообусловленности и взаимопроникновения.
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕТОДАМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Иванович Кочетков ;
Физическая подготовленность студентов к буду¬щей трудовой деятельности предполагает развитие у них таких важных качеств, как сила, выносливость, развитие психомоторных способностей. Актуальность проблемы заключается в том, что профессионально важные качества (ПВК) развиваются у молодых людей под влиянием комплекса физических нагрузок и упражнений, которые предусмотрены в программах профессионально прикладной физической подготовки. Целью исследования явилось изучение эффективности проведения занятий по профессионально-прикладной физической подготовке (ППФП), направ¬ленных на повышение физической подготовленности студентов к будущей профессиональной трудовой деятельности. Материалом для исследований послужили данные учета развития физических показателей студентов, занимающихся по дифференцированным программам профессионально прикладной физической подготовки. Были сформированы группы студентов, которым были предложены на выбор занятия в группах подготовки. Для изучения степени эффективности применяемых систем профессионально прикладной физической подготовки были поставлены такие задачи: сформировать учебные группы студентов, в каждой из которых для ППФП применяются различные виды физических трениро¬вок в соответствии с классификацией А. Б. Гандельс¬мана и К. М. Смирнова; выявить, на основании тестовых измерений показатели физического развития студентов в динамике; оценить преимущества и не¬достатки показателей физического и психомоторного развития студентов в зависимости от видов предлагаемых нагрузок. После того как группы студентов были сформированы, они приступили к занятиям по разработанным программам. Перед началом заня¬тий по ППФП в каждой группе проводилось тести¬рование физических параметров юношей и девушек. Как оказалось, студенты всех учебных групп повысили свои результаты по отношению к первоначальным. Лучшие результаты по показателям силы и выносливости оказались в группе 3 (силовая группа). Почти не изменились показатели юношей и девушек в 5 группе (интеллектуальная группа), что свидетельст¬вует о недостаточности физических нагрузок в этом направлении ППФП. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов проводилась в соответствии с разработанными методиками и рекомендациями, что привело к повышению показателей физического развития у студентов во всех учебных группах.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ ВУЗА
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев ;
В статье с точки зрения гуманистического осмысления и практической реализации ключевых поло¬жений концепций долгосрочного социально-эко¬но¬мического развития и целевой программы развития образования показана необходимость формирования конкурентоспособных лидерских качеств студентов вуза. Данная потребность продиктована сменой экспортно-сырьевой модели на более конкурентоспособную инновационную стратегию развития общества. Она приобретает форму социального заказа на формирование интеллектуальной и технологической платформы дальнейшего развития лидерских качеств студентов вуза, повышению жизненного уровня и качества социальной среды, с одной стороны, и наращиванию конкурентоспособности человеческого капитала – с другой. Необходимость педагогического сопровождения формирования лидерских качеств студентов вуза диктуется социальным заказом общества, быстротечностью социально-экономического прогресса, ответственностью каждой отдельной личности за свое будущее, развитием новых общественных отношений, желанием личности прожить жизнь по собственному сценарию, возможностью достижения личностно-профессионального успеха. Педагогическое сопровождение формирования конкурентоспособных лидерских качеств понимается как «основополагающий профессионально-ценност¬ный ориентир», а внутреннее отношение студента способно увеличивать либо уменьшать потенциал развития конкурентоспособности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ К СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
УДК: 373 (045)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Александровна Парфёнова; Наталья Владимировна Рябова ;
Происходящие в обществе изменения выдвигают новые требования к личности современного выпускни-ка начальной школы, поэтому актуальность проблемы формирования готовности к социально-бытовой ориентации младших школьников не вызы¬вает сомнения и оказывается вполне обоснованной. В статье рассматриваются педагогические условия, направленные на формирование готовности к социально-бы-то¬вой ориентации младших школьников в образовательном процессе. Исследование проводилось методом анализа, систематизации и обобщения литературных данных, раскрывающих состояние ис-следуемой проблемы. Проведен анализ психолого-педагогической литературы, который позволил опре¬делить ключевые понятия ис¬следования: «готовность к социально-быто¬вой ориентации» и «фор¬мирование готовности к социаль¬но-бытовой ориентации» применительно к младшим школьникам. Особенности социальной ситуации развития, специфика ведущей деятельности, характеристика основных возрастных новообразований младших школьников позволили наполнить структурные компоненты готовности к социально-бытовой ориен¬тации конкретным содержанием: личностный (цен¬ностные ориентации; социальные ориентации; мотивационная направленность; качест¬ва, характеризующие свойства личности), когнитивный (знания о предметах и явлениях социума; знания о взаимодействии с окружающим миром; знания по социально-бытовой деятельности; нормативно-пра¬вовые и социокультурные знания), деятельностный (общеинтеллектуальные, обще¬тру¬до¬вые, социально-бытовые, коммуникативные умения). Выводы. Формированию готовности к социально-бы¬то¬вой ориентации способствуют педагогические условия: актуализация содержания социально-бытовой направленности учеб¬ных предметов в рамках ФГОС НОО и разработка содержания нового учебного курса «Социально-бы¬товая ориентация»; поэтапное форми¬рование готовности к социально-бытовой ориентации от активизации имею¬щихся социально-бытовых пред¬ставлений, формирования социально-бытовых понятий, знаний, умений и практико-ориентиро¬ван¬ного опыта до их включения в социально-бытовую дея¬тельность; целенаправленное взаимодействие су¬бъек¬тов образова¬ния с учетом принципа опережающей, параллельной и последующей взаимосвязи в процес¬се обучения; проведение педагогического мониторинга.
РЕФОРМИРОВАНИЕ СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В КИТАЕ НА НАЧАЛЬНОМ ПЕРИОДЕ ЕГО РАЗВИТИЯ (1949–1965)
УДК: 373.51
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Артём Романович Тарасов ;
В статье рассмотрена политика Китайской Народной Республики в сфере среднего образования в период с 1949 по 1965 год. На основе анализа китайских и зарубежных исследований выявлены факторы, повлиявшие на реформирование среднего образования в Китае в данный период. Первым шагом Китая на пути организации среднего образования стало составление образовательных документов, таких как учебные планы, образовательные программы и другие. Описывается реализация идей всестороннего развития, а также обращение к советскому опыту. Следующим шагом стало создание учебников для средней школы. С 1956 года в китайской средней школе наблюдается ориентация на практику. Преподавание направлено на изучение материалов, связанных с сельским хозяйством и промышленностью. Отмечена роль политики «Большого скачка» и последующего за ним регулирования экономики в совершенствовании китайской средней школы. В 1958 году в учебный план вводится производительный труд. Объявлен переход на двухуровневую систему образования, включающую в себя обычные школы и школы неполного дня. Приведены примеры изменений в содержании образования в разных учебных предметах. Раскрывается сущность реформ, связанных с идеологическим и трудовым воспитанием. В 1961 году больше времени стало уделяться учебным занятиям. Однако к 1963 году приоритеты сменились и идеологическая подготовка и труд стали играть важную роль в среднем образовании Китая. В целом характерной чертой реформирования среднего образования в рассматриваемы период является поиск баланса между учетом социально-политических воззрений на образование и обновлением содержания образования.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ЯЗЫКОВОГО ФАКУЛЬТЕТА ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЛЕКСИКЕ
УДК: 37.016:811.111:378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Алексеевна Трапезникова ; Флёра Яхиятовна Хабибуллина ;
Цель статьи – исследовать возможности технологии критического мышления при обучении студентов языкового факультета общественно-политической лексике. Проведен дефиниционный анализ категории «Технология критического мышления» и принципы ее построения. Подчеркивается роль критического мышления как важнейшей стратегии успешного социального и профессионального функционирования выпускника вуза. При обучении иностранному языку развитие критического мышления представляется как один из факторов формирования коммуникативной компетенции. В статье выделены 3 стадии технологии критического мышления: стадия вызова, стадия осмысления содержания и стадия рефлексии с примерами методов и приемов, используемых на каждой стадии. Рассматриваются специфика и назначение стратегий, приемов и методов технологии критического мышления для их использования на занятиях английского языка по курсу «Общественно-политическая лексика», в которой особенности государственного строя страны, социально-политическая структура общества про¬являются в полной мере. Раскрываются особенности языка и стиля публицистических материалов. Обосновывается необходимость внедрения в учебный процесс при работе с общественно-полити¬чес¬кой лексикой таких методов и приемов техноло-гии критического мышления, как «кластеры», «дерево предсказаний», «пятистишье», «инсерт», «круги по воде», «толстый и тонкий вопросы», «рыбка», «ролевые игры», «творческий проект» и «портрет поли-тика». Представляет интерес составление портрета лидеров разных стран и эпох: Б. Ельцина (Россия), М. Тэтчер (Великобритания), Ш. де Голля (Франция). Описаны примеры использования упражнений и проблемных заданий технологии критического мышления: прогнозирование, описание ситуации, оцен-ка, анализ, распределение по категориям и по классам, синтез идей, толкование событий в зависимости от восприятия ситуации, вычленение неподходящих идей. В статье даются критерии оценки деятельно-сти студентов при работе по технологии критического мышления и представлены результаты анкетирования студентов (опросник терминальных ценностей). Доказано, что использование технологии критического мышления на занятиях по работе с общест¬вен¬но-политической лексикой на языковом факультете вуза способствует реализации концепции модернизации российского образования в области подготовки высококвалифицированного специалиста, обладающего новым мышлением, толерантностью и готовностью к постоянному профессиональному росту.
ГОФМАНОВСКИЕ РЕМИНИСЦЕНЦИИ В ЛИТЕРАТУРНОМ СЦЕНАРИИ ЮРИЯ АРАБОВА «ГОСПОДИН ОФОРМИТЕЛЬ»
УДК: 82
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Аркадьевна Артемьева ;
Объект исследования — литературный сценарий Юрия Арабова «Господин оформитель» (1988), в основу которого лег рассказ Александра Грина «Серый автомобиль» (1925). Методологической основой исследования служит работа Н. Я. Берковского «Романтизм в Германии», в которой характеризуется творчество Э. Т. А. Гофмана. В статье доказывается близость художественного мировоззрения советского сценари-ста и немецкого писателя-романтика и называются мотивы, общие для их творчества. Это невозмож-ность однозначной интерпретации сюжета, образы художников-демиургов, вступающих в конфликт с окружением, и механической Галатеи, враждебной по отношению к своему Пигмалиону, уязвимость нравственной позиции протагонистов и их любовь к механической кукле, мотив двойничества и мотив механизации жизни и искусства, тема музыки, «искусство созидания атмосферы», сближение с визуальными видами искусств (в первую очередь, с театральным и живописно-графическим). Романтическая трактовка образа механической куклы оказалась конгениальна воззрениям художников Серебряного века, к которым апеллирует Юрий Арабов в сценарии «Господин оформитель»: культура этого времени освоила образ куклы-автомата и вместе с ней двойственного отношения к ней с большой готовностью. Насыщая текст литературными и театральными кодами, как Гофман, Юрий Арабов стремится к созданию искусственной атмосферы. Сопоставление литературного сценария «Господин оформитель» Юрия Арабова с текстами Гофмана («Дон Жуан», «Автоматы», «Золотой горшок», «Песочный человек», «Крошка Цахес») позволяет прояснить замысел сценариста стилизовать культуру Серебряного века, поскольку он обращается к одному из ее истоков – романтизму в его немецком варианте.
СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ТЕРМИНОЛОГИИ ЗООТЕХНИИ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА)
УДК: 811.111:636
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Николаевна Казыро;
Целью исследования является анализ терминологии зоотехнии в плане ее системного характера. Материал исследования – термины зоотехнии английского языка, взятые в основном из учебного курса Agriculture (свыше 200 терминов). В работе использованы метод сплошной выборки, а также таксономический и описательный методы. В ходе анализа были выделены различные группы терми¬но¬логических единиц с опорой на экстралингвистические и лингвистические критерии. C экстралингвистической точки зрения в соответствии со структурой самой науки терминология зоотехнии может быть подразделена на сле-дующие группы: наука о кормлении животных, наука о репродукции животных, генетика, благополучие животного и его поведение. С учетом лингвистического критерия в исследуемой терминологии можно выделить несколько тематических групп терминов. В статье в основном рассматриваются три тематиче-ские группы: разведение животных, содержание животных, кормление животных. Особое внимание в статье уделяется гиперо-гипонимическим и деривационным отношениям терминов, которые свидетельст-вуют о системном характере анализируемой терминологии.
ТРАДИЦИИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КЛАССИКИ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
УДК: 821.161+008
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Андреевна Плотникова ; Георгий Александрович Трофимов ; Елизавета Андреевна Носкова ;
Авторы данной статьи пытаются найти, взяв в качест¬ве объединяющего начала жанр сказки, точки соприкосновения именитых писателей (Л. С. Петрушевская) и начинающих авторов (Алиса Ганиева, Евгений Бабушкин и Дмитрий Ахметшин), одновременно обозначив инновации молодой литературы XXI века. Как отмечают исследователи, «литературная сказка вступает в глубокое взаимодействие с литературной традицией, с другими жанрами, получая, таким образом, возможность окрашивать в свойственные ей тона отнюдь не сказочные произведения и устанавливать с ними подвижную, динамическую связь». Показательно в этом отношении «сказочное творчество» Л. С. Петрушевской, именно его можно рассматривать в качестве специфического образца для создания собственных моделей литературных сказок представителями молодой (авторы до 35 лет) литературы первого десятилетия XXI в. Свидетельст¬вами тому, на наш взгляд, являются сказки Алисы Га¬ниевой (сборник «Странные сказки») и Евгения Ба¬буш-кина (сборник «Сказки для бедных»), а также сказочная проза Дмитрия Ахметшина (каждый из них – лауреат независимой литературной пре¬мии «Дебют» в период с 2010 по 2015 гг.). В своем сказочном творчестве молодые (до 35 лет) авторы ориентируются и на традиции современной литературной сказки (в частности, в них легко просматриваются схожие черты с «Настоящими сказками» Л. С. Петрушевской), погружая героев в узнаваемую действительность, причем диапазон изображения реалий жизни в них довольно широк – от гламурных бутиков к неприглядной действительности городских окраин. Сказочные произведения А. Ганиевой, Е. Бабушкина и Д. Ахметшина рассчитаны на широкий круг читателей, они, цитируя Дмитрия Ахметшина, «нечто, что будет интересно взрослому, в котором еще не умер ребенок».
ТВОРЧЕСТВО Р. ФАХРЕТДИНОВА В КОНТЕКСТЕ ТРАДИЦИОННОЙ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК: 821(470.57)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Флюр Шарифуллинович Сибагатов;
В статье предпринимается попытка анализа творчества ученого-просветителя Р. Фахретдинова в контексте традиционной арабо-мусульманской культуры. Объектом анализа стали повести «Салима, или Целомудрие», «Асма, или Поступок и наказание» и научно-популярный исторический труд «Мухаммад (мир ему)» в свете современного литературоведческого исследования. «Салима, или Целомудрие» по своему содержанию является светским произведением, имеющим реальные основы. Персонажи действуют как представители конкретных народов, точно обозначено время действия и т. д. Это является как бы экспозицией: дает фон произведению, готовит читателя к дальнейшим событиям, в том числе ставит проблему, над которой стоит всем задуматься – серьезное отставание мусульманских народов в культурно-образовательном плане. Герои повести Салима и шакирд «Б» могут быть примером для подрастаю¬щего поколения. Все счастливые и несчастливые повороты в судьбах главных героев оказываются следствием и результатом нравственного, просвещен¬ного или безнравственного поведения персонажей. Читатель воспринимает отраженные в произведении мировоззренческие ориентиры, гуманистические ценности и этические принципы автора как свои внутренние убеждения и нравственные нормы поведения. Анализ произведения «Мухаммад (мир ему)» показывает, что это в большей части научно-историческое сочинение. Автор выводит даты по хиджре и по григорианскому календарю, что было обусловлено активно меняющейся жизнью начала ХХ века. Таким образом, литература второй половины XIX – начала XX века, синтезирующая в себе художественные традиции национального фольклора и арабо-мусульманской культуры, занимает особое место. Ее эстетико-художественные традиции были продолжены в прозе и поэзии XX века, она явилась основой национальной литературы, истоком творчества крупнейших писателей и поэтов XX века.
«ПЛАВАЮЩИЙ В ПОКОЕ МИР…» (СЕМАНТИКА ПРИЧАСТИЙ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИХ АКВАТИЧЕСКУЮ ЛЕКСИКУ В ПОЭЗИИ И. БРОДСКОГО)
УДК: 811.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Геннадьевна Твердохлеб;
В статье проанализированы и описаны выявленные методом сплошной выборки из стихотворений и поэм И. Бродского синтаксические конструкции, включающие атрибутивную характеристику акватических номинаций при помощи временного процессуального признака, обозначенного разными причастными формами. На большом иллюстративном материале показано функционирование в сочетании с разными акватическими номинациями причастий, образованных от глаголов разных лексико-семанти-чес¬ких групп одного семантического поля действия и передающих через язык связь поэзии Иосифа Бродского с идеей времени. Установлено, что для атрибутивной характеристики акватических номинаций поэт наиболее активно использует причастия, образованные от глаголов двух лексико-семанти¬ческих подполей «физическое воздействие» и «перемещения», поля «действия»: действительного (чаще) и страдательного (реже) залога, прошедшего (чаще) и настоящего (реже) времени. Показано, что присущее лирике И. Бродского изображение трагической раздвоенности окружающего лирического героя мира, расколотого по границе, связанной с миром воды, обусловило активное использование в идиолекте поэта акватических номинаций в сочетании с причастными формами лексико-се¬ман¬тической группы разделения. Указано на особую значимость для художественного мироощущения И. Бродского связи реалий водной стихии с идеями плавания и бега, о чем свидетельствуют повторяющиеся, особо любимые поэтом однокоренные причастия с корнем плыв-/ плав- и бег- / беж-. Такие кочующие из текста в текст причастные фор¬мы-образы предлагается называть поэтическими процессуальными формулами. Сделаны выводы о том, что употребление причастий разных лексико-семантических групп, обозначающих процессуальный временной признак по действию различных объектов водного мира (по особенности движения водных реалий; по манипуляции с водой; по движению или действию, производимому в воде), является одним из способов осмысления поэтом изображаемой водной действительности.
45.04.01 «Филология». Магистерская программа «Филология в современном мире»
УДК:
Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Авторы: Наталья Сергеевна Морозова ; Александра Витальевна Рябинина ; Юлия Владимировна Печенкина ; Мария Сергеевна Белова ; Дина Александровна Коновалова ; Екатерина Маратовна Нечаева ; Евгений Александрович Катанов ; Мария Геннадьевна Чумакова ;
Настоящая магистерская программа открыта на кафедре русского языка, литературы и журналистики в 2015 году; в 2017 году состоится первый ее выпуск, одновременно это и первые магистры-фило¬логи нашей республики. Главной особенностью настоящей магистерской программы является то, что ее учеб-ный план ориентирован на те социально-куль¬турные процессы, которые происходят в настоящее время в нашей стране. У выпускников данной специальности в полной мере сформированы компетенции, которые помогут им правильно выбрать направление своей деятельности, оценить сложные явления массовой культуры и искусства, дать объективную оценку популярным авторам и текстам. В настоящей рубрике представлены наиболее значимые результаты их выпускных квалификационных работ. Все они посвящены исследованию актуальных проблем современного русского языка и литературы.