ВЕСТНИК 1(16)/2015

Название:
ВЕСТНИК 1(16)/2015
Номер:
16
Год:
2015
Дата публикации на сайте:
2015-06-01 10:20:28
Полный журнал в PDF:
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: УДК 371.3:37.03
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Г. Н. Алексеева; Г. В. Медведкова;
В статье показан опыт работы педагогов по формированию патриотических чувств обучающихся. Кон-статируется, что проектные технологии актуальны в современном образовании. Охарактеризованы основные этапы работы над проектом на примере web-сайта «А память нам покоя не дает…», посвященного 70-летию Победы над Германией.
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВУЗА: РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТ
УДК: УДК 378:377:371.39
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: З. Г. Баширова;
В работе выявлены и сформированы педагогические условия, способствующие развитию регионализации ДПО. Педагогический вуз в данном случае, выступает как единый научно-образовательный комплекс, в котором реализуются программы высшего и дополнительного профессионального педагогического обра-зования. Регионализация дополнительного профессионального образования в условиях вуза — это процесс, способный поднять профессиональное образование на качественно новый уровень, отвечающий требованиям современности
ТЬЮТОРСТВО И МЕНТОРСТВО В СИСТЕМЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
УДК: УДК 378.147.88
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. А. Волкова;
В статье рассматривается роль тьютора и ментора в организации педагогической практики, индивидуа-лизации процесса подготовки учителя-филолога.
УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПЛАТФОРМЫ MOODLE ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ
УДК: УДК 378.881:004.9
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. В. Колесова;
В статье анализируются педагогические условия эффективной организации самостоятельной работы студентов неязыковых специальностей по дисциплине «Иностранный язык» на основе электронной обра-зовательной платформы MOODLE (ЭОП MOODLE).
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ С ПЕДАГОГАМИ ДОО В РЕЖИМЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: УДК 37.018.46:373.2:37:001.895
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. В. Кораблёва; О. А. Мифтахова;
В условиях, когда инновационная деятельность педагогических коллективов дошкольных организаций и отдельных педагогов приобретает всё более массовый характер, научная поддержка и научно обоснованное управление инновациями становятся важным элементом развития системы дошкольного образования. Задача методической службы — создать такую образовательную среду, в которой полностью будет ре-ализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК: УДК 378.147.88:371.13
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Г. Коротков; Д. А. Крылов;
В статье раскрыта роль и значение производственной практики в процессе профессиональной подготовки будущих педагогов профессионального обучения. Рассмотрены цели, задачи практики, обозначена проблематика и особенности организации производственной практики будущих бакалавров профессионального обучения. Описываются критерии выбора баз практики, приводится перечень признаков стратегического партнерства, раскрыто содержание основных этапов производственной практики. Обозначены критерии оценки эффективности деятельности студентов-практикантов.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ВУЗА
УДК: УДК 378:371.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Д. А. Крылов;
Статья посвящена рассмотрению такой актуальной проблемы, как совершенствование системы форми-рования проектной культуры будущего педагога в условиях современного вуза. Один из эффективных путей ее решения автор видит в использовании метода моделирования, что предполагает построение такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. В статье дана краткая характеристика, раскрыты особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели (цель, задачи, содержание, технология формирования, анализ и корректировка, результат). Отмечено, что все компоненты модели взаимосвязаны и функционируют для достижения единого конечного результата — повышение эффективности формирования проектной культуры будущего педагога в процессе профессио-нальной подготовки.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛОГИЧЕСКИХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НЕСТАНДАРТНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ
УДК: УДК 373.3.016:37.016:511-028.31
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Е. В. Мальцева;
Статья посвящена формированию одной из важных составляющих познавательных универсальных учебных действий — логических универсальных действий — у детей младшего школьного возраста. Использование эффективных методов и приемов формирования логических универсальных учебных действий средствами нестандартных задач способствует развитию мыслительных операций, обеспечивает развитие самостоятельной логики мышления младших школьников.
ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ БРАТСТВА СВЯТИТЕЛЯ ГУРИЯ В МАРИЙСКОМ КРАЕ
УДК: УДК 2-725(470.343)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: В. Т. Михайлов;
В статье рассматривается история просветительской деятельности Братства святителя Гурия в Марийском крае во второй половине XIX – начале XX вв., выявляется зависимость основных направлений его практической деятельности от национальной и образовательной политики российского государства. Также сделана попытка теоретического осмысления вклада братства в просвещение марийского народа в указанный период.
КОМПЬЮТЕРНЫЕ СИСТЕМЫ АНАЛИЗА ДАННЫХ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ
УДК: УДК 387.174
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: П. В. Никитин; Р. И. Горохова;
В статье описаны проблемы подготовки будущих учителей к проведению анализа результатов педаго-гических исследований и пути их решения с использованием разработанной авторами автоматизированной компьютерной системы для анализа данных.
АНАЛИЗ ВЗГЛЯДОВ НА ВОЗМОЖНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ИНТЕРНЕТА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: УДК 378.016:004
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. В. Самохина;
В статье рассматриваются различные взгляды на возможности использования социальных сетей Интернета в сфере образования. Приводится определение понятия «социальная сеть». Анализируется опыт использования социальных сетей в образовании в нашей стране и за рубежом. Обосновывается, что применение социальных сетей в образовании дополнит учебный процесс. Также приводятся пути разрешения возможных проблем, связанных с применением социальных сетей в образовательном процессе.
ГОТОВНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В РАЗВИТИИ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
УДК: УДК 371.13:373.2:371.315
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Н. Федорова; М. В. Лежнина;
В настоящее время в России продолжается процесс становления новой системы образования, ориенти-рованной на вхождение России в мировое информационно-образовательное пространство. Естественно, и будущему педагогу необходимо идти в ногу со временем и уметь использовать информационно-коммуникационные технологии, электронные образовательные ресурсы в своей профессиональной дея-тельности, для того чтобы решать самые разнообразные задачи, в том числе и задачи развития речи детей дошкольного возраста.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕПОДАВАНИИ ГРАФИКИ
УДК: УДК 378.147:76
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Л. Г. Филиппова; О. С. Токаева;
В статье рассматриваются наиболее перспективные направления использования информационных технологий в преподавании графики.
ЛИНГВИСТИКА И ФОЛЬКЛОРИСТИКА: ВЗАИМОСВЯЗИ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
УДК: УДК 811.511.151+398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Л. А. Абукаева;
Статья посвящена рассмотрению основных направлений лингвистических исследований фольклорных текстов, среди которых в зависимости от аспекта соотнесенности представлены лингвоцентрический, тек-стоцентрический и антропоцентрический подходы. В рамках последнего выделены прагматическое, пси-холингвистическое и когнитивное направления. В качестве одного из актуальных рассматривается вопрос изменчивости фольклорного текста.
ОСОБЕННОСТИ СЛАВЯНОФИЛЬСКОЙ КОНЦЕПЦИИ КРОВА В ТВОРЧЕСТВЕ Н. С. ЛЕСКОВА (ПО РОМАНУ «НА НОЖАХ»)
УДК: УДК 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: О. С. Березина;
С. Лескова, очень важны, по нашему мнению, взгляды славянофилов на семейные ценности. Писатель-христианин Н. Лесков, создававший свой антинигилистический роман «На ножах» в 1860-е годы, во многом развивает славянофильскую концепцию крова. На материале этого романа рассматриваются две семьи, живущие под одной крышей, но по-разному обустраивающие свой быт. Предпринимается попытка определить особенности взглядов Н. С. Лескова на дом и семью.
АРХЕТИП «УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ГЕРОЙ» В АНГЛИЙСКОЙ СКАЗОЧНО-МИФОЛОГИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ И РОМАНАХ ДЖ. РОУЛИНГ
УДК: УДК 821(091)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Н. И. Ефимова;
В статье серия популярных романов Дж. Роулинг о Гарри Поттере анализируется с точки зрения при-сутствия в ней элементов английской сказочно-мифологической традиции. В центре внимания — базовый мифологический архетип «универсальный герой», трансформация которого в тексте Дж. Роулинг сопо-ставляется с традиционными формами бытования данного мотивного блока в английской сказке.
«ГИБРИДНЫЕ» ФОРМЫ МАРИЙСКОГО ЛИРИЧЕСКОГО РАССКАЗА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА
УДК: УДК 821.511.151
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Л. В. Калашникова;
В статье рассматривается поэтика марийского лирического рассказа второй половины ХХ века в аспекте ее «гибридизации», выявлены жанровые особенности рассказа-очерка и рассказа-повести.
ЧУВАШСКАЯ ПРОЗА 1955–1968 ГОДОВ: НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
УДК: УДК 821.512.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: А. Ф. Мышкина;
В статье проанализирована чувашская проза 1955–1960-х годов, выявлены основные стилевые и жанровые особенности ее развития, художественные достижения и недостатки. Затронуты вопросы влияния социально-политической жизни страны на художественное творчество.
НАЗВАНИЯ АТМОСФЕРНЫХ ЯВЛЕНИЙ В УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: УДК 811.511.132:551.5
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: А. Н. Ракин;
Микросистема названий атмосферных явлений удмуртского языка имеет древние истоки. Ее основу со-ставляют исконные лексические единицы прафинно-угорского и прапермского происхождения, а также возникшие в последующие периоды развития исследуемого языка. Иноязычный компонент, состоящий из четырех типов заимствований, занимает незначительное место. Отличительные особенности данной группы метеонимов, различающие от аналогичных структур родственных языков, связаны с собственно удмуртскими образованиями, появившимися после расхождения с коми языками.
СУДЕБНЫЕ РЕЧИ А. Ф. КОНИ: ЛИНГВОСТИЛИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
УДК: УДК 81:347.781.8
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Л. И. Тимофеева;
В статье анализируются лингвостилистические особенности ряда обвинительных речей А. Ф. Кони, отмечается разнообразие средств стилистического синтаксиса, используемых выдающимся судебным оратором, подчеркивается контекстуальная роль вопросительных предложений, периода, стилистических фигур и другое.
МЕЖЪЯЗЫКОВОЕ СОПОСТАВЛЕНИЕ ЛИНГВОЦВЕТОВЫХ ИДИОМАТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ С КОМПОНЕНТОМ BLACK/SCHWARZ (НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО И НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКОВ)
УДК: УДК 811:111-112
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Л. Яковлева;
В статье в сопоставительном плане рассматриваются фразеологические единицы английского и немецкого языков, имеющие в своем составе компонент цветообозначения. В результате исследования было выявлено, что лингвоцветовая идиоматическая картина мира английского языка характеризуется превалированием черного цвета. Центром ядра базовых, фокальных цветов в восприятии окружающего мира в немецкой культуре является также черный цвет. В работе представлены общие и специфические черты употребления черного цвета как части рассматриваемого фрагмента национальной языковой картины мира английского и немецкого языков.