ВЕСТНИК 3 (51) 2023
- Название:
- ВЕСТНИК 3 (51) 2023
- Номер:
- 3
- Год:
- 2023
- Дата публикации на сайте:
- 2023-09-28 14:44:31
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 19
Педагогическая интеграция как средство реализации метапредметного подхода
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Александровна Арефьева; Олеся Викторовна Арефьева; Галина Николаевна Швецова;
Цель настоящей статьи ‒ рассмотреть проблему педагогической интеграции как средство реализации метапредметного подхода в процессе обучения школьников русскому языку. Во введении раскрываются цели и задачи педагогической интеграции для повышения познавательной активности школьников и формирования системных знаний об окружающем мире при обучении русскому языку в школе. Поставленные цели реализуются в процессе решения следующих задач: изучение и описание особенностей организации и проведения интегрированного урока русского языка и математики как средства реализации метапредметного подхода. Методы научного исследования, реализующие поставленную цель, ‒ теоретический анализ, опрос, наблюдение, педагогический эксперимент. В основной части предлагаются материалы и методы для составления плана интегрированного урока русского языка, обосновывается эффективность использования педагогической интеграции как средства реализации метапредметного подхода; рассматриваются понятия «педагогическая интеграция», «интегрированный урок», «метапредметный подход», «метапредметные понятия»; анализируются межпредметные связи русского языка и математики и раскрывается их содержание в структуре интегрированного урока русского языка и математики на материале изучения имени числительного. Результаты проведенного исследования нашли отражение в практике работы с обучающимися общеобразовательной школы и педагогического института Марийского государственного университета, в публикациях авторов и выступлениях с докладами на всероссийских и международных конференциях. В заключении содержатся выводы о целесообразности организации и проведения интегрированного урока русского языка и математики для целей формирования метапредметных знаний обучающихся.
Этнодизайн как средство развития художественного вкуса студентов
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Зинаида Юрьевна Максимова;
Актуальность исследуемой проблемы обусловлена активным внедрением этнической составляющей в современное образование. Подчеркивается важность подготовки конкурентоспособных творческих педагогов профессионального обучения в сфере дизайна и этнодизайна, с развитым художественным вкусом, имеющих широкое представление о многообразии культур в социуме, позиционирующих положительное отношение к различным этническим традициям в условиях российского многонационального государства. Проведен анализ подходов к определению понятия «художественный вкус». Рассмотрены его структурные компоненты (когнитивный, эмоциональный, мотивационный) и критерии развития художественного вкуса с позиции этнодизайна. Описаны основные педагогические условия, необходимые для успешного развития художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Сделан вывод по реализации перечисленных педагогических условий для формирования художественного вкуса студентов средствами этнодизайна. Результаты исследования могут быть полезны для практического применения и дальнейшего теоретического исследования педагогам профессионального обучения дизайнерского профиля. Целью данной статьи является обоснование целесообразности использования средств этнодизайна в развитии художественного вкуса студентов. Материалы и методы. Теоретический анализ, обобщение литературы по проблеме исследования, анкетирование.
Маятник Фуко Марийского университета: история создания, технические особенности, опыт работы с маятником школьников и студентов
УДК: 531.5:378.4(470.343)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Александрович Белянин;
Введение. В историческом аспекте рассмотрены особенности проектирования, изготовления, установки и отладки маятника Фуко Марийского государственного университета, являющегося одним из наиболее крупных маятников Фуко в России. Проанализирована работа по модернизации и совершенствованию конструкции маятника за годы его существования как учебного физического прибора. Особое внимание уделено возможностям использования маятника школьниками и студентами при изучении физики. Основная цель статьи состоит в анализе возможностей модернизации и совершенствования конструкции маятника Фуко Марийского университета как учебного физического прибора, обозначение направлений использования маятника в учебном процессе при изучении физики школьниками и студентами. Маятник своим движением наглядно демонстрирует факт суточного вращения Земли и позволяет школьникам и студентам выполнять физические эксперименты и лабораторные работы по разделу «Механические колебания» общей и экспериментальной физики. Применялись методы сравнительного анализа литературных источников, рассматривающих работу маятников Фуко, установленных как в нашей стране, так и за рубежом, выполнены предварительные эксперименты, отрабатывалась технология установки маятника. На основе обсуждения и сравнительного анализа эксплуатации различных маятников был сделан вывод, что качество работы маятника зависит от работы его основных узлов, таких как шар, подвес шара и системы стабилизации плоскости колебаний маятника. Опыт эксплуатации маятника Фуко Марийского университета показал, что он является открытым физическим прибором, процесс совершенствования которого еще не завершен. В статье рассматриваются усовершенствования, внесенные в конструкцию маятника и некоторые устройства, делающие его работу более качественной и удобной для использования маятника по назначению как прибора, позволяющего на современном уровне организовать учебный процесс изучения физики школьниками и студентами. В частности, на маятнике установлены и опробованы кольцо Шарона, стабилизирующее плоскость колебаний маятника, электромагнитная система компенсации потерь энергии и система записи колебаний маятника на бумажный носитель. Рассмотрены подходы к постановке на маятнике лабораторных работ для школы и вуза.
Повышение эффективности подготовки пожарных газодымозащитников в высших учебных заведениях МЧС России средствами комплексных практико-ориентированных дисциплин
УДК: 614.849
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Михаил Владимирович Бондаренко; Александр Викторович Харитонов ;
Введение. Происходящие в последние годы изменения в системе обучения и подготовки специалистов федеральной противопожарной службы МЧС России, совершенствование технической вооруженности органов и служб МЧС России повышают профессиональные требования, предъявляемые к выпускникам высших учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов по специальности «Пожарная безопасность». От них, потенциальных и действующих руководителей органов управления и подразделений самой мобильной службы страны, во многом зависит успех развития и совершенствования подготовки пожарных, в том числе и в области деятельности газодымозащитной службы (далее ‒ ГДЗС), как структурной части пожарной охраны. Цель. Определение путей дальнейшего развития дисциплины «Подготовка газодымозащитника» в структуре подготовки специалистов в области пожаротушения. Материалы и методы. В данной работе использовались методы анализа руководящих методологических документов в области педагогики и пожарной безопасности, специальная литература, позволяющая раскрыть потенциал развития рассматриваемой учебной дисциплины, сравнительный анализ предыдущих и ныне действующих руководящих документов по организации учебного процесса по специальности «Пожарная безопасность». Результаты исследования, обсуждения. Приводятся результаты многолетнего исследования, посвященного становлению и развитию учебной дисциплины, связанной с подготовкой элиты пожарной охраны. Определены знаковые моменты курса. Получены новые результаты, заключающиеся в выявлении взаимосвязи между системой управления образовательным процессом и практико-ориентированной системой образования в сфере пожарной безопасности, средствами комплексных практико-ориентированных дисциплин. Заключение. Тенденции развития современного профессионального образования в проблемно ориентированных структурах, к которым относится, несомненно, и пожарная охрана, ставят перед исследователем задачи нахождения путей развития профильных, базовых дисциплин с учетом вызовов времени.
Формирование читательской грамотности на уроках истории
УДК: 372.893
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дмитрий Владимирович Буяров; Яна Александровна Киселева;
Введение. В статье рассмотрены способы формирования читательской грамотности на уроках истории, методы, приемы, формы реализации данного направления педагогической деятельности. Цель: проанализировать понятие «читательская грамотность», охарактеризовать пути развития читательской грамотности на уроках истории, определить значение приобретения читательских навыков обучающимися для успешного освоения учебного материала и применения знаний в повседневной жизни. Материалами и методами послужили нормативно-правовые акты в сфере образования, УМК по истории, исследования отечественных методистов. Методология исследования базировалась на сочетании различных способов организации образовательной деятельности учащихся, изучении истории проблемы, анализа и обобщения передового педагогического опыта в контексте формирования навыков читательской грамотности. При исследовании данной темы использовались общенаучные и специальные методы. В процессе работы были осуществлены изучение и анализ источников и литературы по представленной проблеме, применялся историко-типологический метод в контексте рассматриваемого вопроса, оформление результатов исследования было организовано в соответствии с принципами системности, объективности. Результаты исследования, обсуждения: в процессе исследования были определены основные типологии текстов в рамках учебного курса «история», структура читательской грамотности, проанализированы различные варианты и приведены конкретные примеры заданий, направленных на формирование читательских умений, приемы развития читательской грамотности у обучающихся, было апробировано использование «блочных кластеров» в контексте исторического образования. В заключении делается вывод о важности формирования читательской грамотности у обучающихся как одной из универсальных компетенций для решения проблем в будущей жизнедеятельности. Отдельно акцентируется внимание на возможности применения «блочных кластеров» в рамках развития читательской грамотности на уроках истории, отмечаются положительные характерные черты данного способа организации педагогической деятельности: универсальность, упорядоченность, наглядность, структурированность и другое.
Готовность студентов бакалавриата и специалитета к профессиональной деятельности: сравнительное пилотажное исследование
УДК: 378.14.015.62
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лариса Викторовна Лежнина ; Светлана Александровна Арефьева;
Введение. Выход российской системы образования из Болонского формата активизировал дискуссии ученых и практиков о направлениях ее дальнейшего развития. Очевиден социальный запрос на разработку такой модели высшего образования, результатом которой станет подлинная готовность выпускников вузов к профессиональной деятельности. Это актуализирует проблему изучения преимуществ и недостатков одноуровневой (специалитет) и многоуровневой (бакалавриат / магистратура / аспирантура) систем отечественного высшего образования. Цель: изучить особенности готовности к профессиональной деятельности студентов выпускных курсов (на примере психологов), обучавшихся в разноуровневых системах высшего образования. Материалы и методы: проведено эмпирическое пилотажное исследование выделенных на основе теоретического анализа критериев готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов выпускных курсов, обучавшихся по программе бакалавриата, в сравнении с показателями готовности психологов-выпускников специалитета, собранными более 10 лет назад. Сбор данных проводился с помощью тест-опросника Э. Шейна «Якоря карьеры», методики изучения мотивации профессиональной деятельности (К. Замфир, А. А. Реан), опросника уровня субъективного контроля (Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, А. М. Эткинд), авторского опросника сформированности компетенций психолога. Для проверки достоверности различий данных применялись статистические методы (критерий χ2 Пирсона, U-критерий Манна-Уитни). Результаты исследования, обсуждения: установлено общее и особенное в готовности к профессиональной деятельности у студентов-психологов, обучавшихся в разноуровневых системах высшего образования. Общей особенностью является доминирование внутренней профессиональной мотивации и интернальный тип субъективного контроля. Отличительными особенностями являются оптимальный тип профессиональной направленности у выпускников специалитета и более развитый профиль подготовленности (компетенций) у выпускников бакалавриата. Заключение: полученные в ходе исследования данные составляют основание для рекомендации при разработке проектов «пост-Болонской» модернизации отечественной системы образования особое внимание уделить профессионально-личностному развитию кадров высшей квалификации.
Формирование готовности педагогов к развитию изобретательского мышления младших школьников средствами ТРИЗ-технологий
УДК: 37.022
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Валентиновна Мальцева ; Елена Валентиновна Кондратенко; Галина Николаевна Швецова;
Введение. В настоящее время реализация ТРИЗ-технологий в начальной школе рассматривается как значимое условие развития изобретательского мышления младших школьников. Целью исследования является определение содержания и форм подготовки учителей начальных классов к развитию изобретательского мышления младших школьников средствами ТРИЗ-технологий. Материалы и методы. Исследование выполнено в рамках деятельности федеральной инновационной площадки «Апробация и внедрение модели повышения квалификации педагогов по развитию изобретательского мышления младших школьников средствами инновационного учебно-лабораторного комплекса по ТРИЗ-технологиям в образовательном пространстве школ». В ходе исследования были использованы методы теоретического анализа, моделирования, тестирование, опрос, наблюдение, экспертная оценка. Результаты, обсуждение. Определено значение ТРИЗ-образования для развития изобретательского мышления младших школьников, раскрыты основные характеристики, присущие данному типу мышления. Конкретизировано понятие готовности учителя начальных классов к развитию исследовательских навыков, изобретательского мышления младших школьников средствами ТРИЗ-технологий. Представлены структура и содержание дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Экспериментальная деятельность младших школьников на основе ТРИЗ», определены основные подходы к ее реализации. Заключение. Определена практическая значимость проведенного исследования, перспективы его дальнейшего развития. Конкретизированы основные направления развития инновационной деятельности, связанной с подготовкой учителей начальных классов к профессиональной деятельности в условиях ТРИЗ-образования.
Методика применения системы автоматизированного проектирования AutoCAD для обучения студентов политехнического колледжа
УДК: 377.031.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Зария Фаритовна Саттарова; Линар Гимазетдинович Ахметов ;
Введение. В статье подчеркнута возрастающая роль применения систем автоматизированного проектирования в ответ на научно-технический прогресс и, как следствие, требования к квалификации и уровню профессиональной подготовки выпускников политехнических колледжей. Целью исследования является выявление особенностей и наиболее эффективных методов использования системы автоматизированного проектирования AutoCAD в процессе профессиональной подготовки студентов политехнического колледжа. Материалами и методами исследования послужила, наряду с общедидактической теорией обучения и теорией развивающего обучения в деятельностном развитии, теория информатизации профессионального образования, в которой анализируются психолого-педагогические и методологические проблемы информатизации образовательной среды, раскрываются особенности формирования профессионализма будущих специалистов с применением дидактической системы, использующей средства прикладных программных продуктов специального назначения. Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: анализ психолого-педагогической, методической специальной литературы и электронных информационных ресурсов по проблеме исследования; анализ комплекса программных средств AutoCAD учебного и учебно-практического назначения. Результаты исследования, обсуждения. Среди САПР выделяют AutoCAD как наиболее используемую работодателями программу. Соответственно, овладение навыками работы в ней наиболее актуально и целесообразно для студентов. В статье обозначена проблема нехватки квалифицированных инженерных кадров, компетентно организующих работу с конструкторской документацией и успешно применяющих навыки работы в САПР, в частности в системе AutoCAD. Решить данную проблему можно, подключив профессиональные образовательные учреждения технической направленности. Для этого в статье рассмотрены этапы формирования у студентов политехнического колледжа навыков работы в AutoCAD, методы эффективного обучения, планируемые результаты, методика применения и особенности работы в системе AutoCAD.
Цифровой помощник в образовательном процессе: результаты анкетирования студентов
УДК: 378.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Николаевна Федорова; Наталия Дмитриевна Голикова;
Введение. В статье рассматривается вопрос о целесообразности разработки и внедрения цифрового помощника для студентов высших учебных заведений, который может оказать им содействие в процессе обучения, профессионального становления и развития, структурируя получаемую информацию в наиболее удобной форме. Современный мир можно охарактеризовать как «нескончаемый поток информации», за которым иногда невозможно угнаться и уследить. За последние несколько лет было создано 90 % всей имеющейся информации в мире, и на данный момент объем существующей информации составляет 97 зеттабайт (1 зеттабайт = 1 триллиону гигабайт). Как же современному студенту ориентироваться в таком потоке информации? На наш взгляд, в этом могут помочь специализированные цифровые помощники. Цель исследования: выявление целесообразности разработки и внедрения цифрового помощника для студентов высших учебных заведений. Материалы и методы исследования. Материалом исследования послужил опыт отечественных и зарубежных авторов по использованию цифровых технологий в образовательном процессе. Основными методами выступили теоретический анализ научно-педагогической литературы по теме исследования, метод обобщения, анкетирование. В исследовании приняли участие студенты ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет» (г. Йошкар-Ола, Россия). Результаты исследования, обсуждения. Полученные результаты демонстрируют заинтересованность студентов в цифровом помощнике, который необходим им в большей степени в учебной деятельности. Респонденты хотели бы иметь такого помощника в форме мобильного приложения, которое могло бы быстро и точно искать информацию, контролировать процесс выполнения заданий, напоминать о сроках сдачи и др. Заключение. Таким образом, современные студенты заинтересованы в цифровом помощнике, который поможет им успешно справляться с учебными задачами и эффективным планированием личного времени.
Система непрерывного педагогического образования начала ХХI века
УДК: 37.013
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Николаевна Швецова; Майя Николаевна Швецова; Елена Валентиновна Кондратенко;
Введение. В статье рассматривается непрерывное образование как одна из социальных систем, ориентированная на «образование в течение жизни». Подчеркивается актуальность исследования данного понятия. Показаны исторические корни появления термина «непрерывное образование». Обозначены противоречия, существующие на сегодняшний день в науке относительно непрерывного образования на уровне изучения государственно-общественного управления, на уровне научной теории, научной методики. Целью исследования является раскрытие сущности непрерывного образования и определение его основных характеристик. Материалы и методы. Определяются четыре различных подхода к непрерывному педагогическому образованию: первый предполагает единство формального обучения (институционального) с неформальным (дополнительным); второй дополнен условием адаптивности системы образования к уровню подготовки; третий предполагает, что непрерывное образование решает, в первую очередь, проблему цели образования; в четвертом центральным является единство непрерывного педагогического образования с принципом преемственности. Рассматривается системно-структурный подход, как основа анализа непрерывного образования. Непрерывное образование (педагогическая система) ‒ это общественное явление, изменяющееся в связи с трансформациями в обществе, образовательная система, как совокупность всех образовательных институтов (система образования), является константой в развитии общества. В статье обосновывается, что система состоит из двух частей: внутренней и внешней. Внутренняя ‒ непосредственное окружение личности (образовательная среда) и макроокружение (образовательное пространство). После анализа «системы» как научного явления в статье утверждается, что непрерывное образование становится условием развития общества. Описаны и определены тенденции такого развития с точки зрения общего и профессионального образования. Показано, что непрерывное образование может быть соотнесено и с подготовкой учителя ‒ «непрерывное педагогическое образование». В заключении перечислены характеристики непрерывного педагогического образования на этапе начала XXI века.
Концепт онапу ‘священное / молельное дерево’ в марийской лингвокультуре
УДК: 10.02.02
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева ;
Введение. В марийской религиозной картине мира концепт онапу ‘священное / молельное дерево’ ‒ один из базовых концептов и значимый образный символ национальной культуры, устанавливающий связь между материальным и духовным миром. Цель работы – лингвокультурологический анализ марийского религиозного концепта онапу ‘священное / молельное дерево’. Методы и материал исследования. В качестве объектов анализа концепта привлечены в первую очередь тексты молитв, а также описания обрядов из различных источников. В работе использовался описательный метод, элементы сравнительно-исторического метода, лингвокультурологический и контекстуальный анализ. Результаты исследования, обсуждения. В сакральном пространстве молельной рощи священное дерево служит точкой отсчета, определяющей расположение других объектов и молящихся, ориентацию при проведении ритуальных действий. Для молений в честь богов выбирают лиственные деревья: березу, дуб, чаще липу. Согласно религиозным воззрениям мари онапу при помощи богов направляет волю Тӱня Юмо ‘Бога Вселенной’ на землю. Одна из знаковых функций онапу ‒ непосредственное место временного пребывания богов в священной роще во время моления. Другая функция онапу соотносится со значением алтаря. Дары и свидетельства принесенных даров размещают непосредственно на священном дереве или рядом с ним на жертвенном столе. Заключение. К символически значимым функциям онапу относятся поддержание связи земного и небесного, человеческого и божественного, обеспечение неразрывной связи бога, божеств, служителей культа и молящихся, единение верующих, их укрепление в вере, как следствие ‒ приумножение благ, счастья и благополучия, обеспечение мира и благоденствия, а также изобилия, плодородия и плодовитости.
Полифункциональность немецких девербативов в контексте внутрикатегориального синкретизма
УДК: 811.112.2`36
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Викторовна Архипова;
Введение. В настоящей работе рассматривается вопрос о таксисной полифункциональности немецких девербативов, входящих в состав предложных конструкций. Цель данной работы – определить функциональный статус девербативов и описать таксисные функции девербативов, реализуемые ими при сочетании с различными полисемичными предлогами обстоятельственной семантики. Материалы и методы. Материалом исследования послужили немецкие высказывания с девербативами с полисемичными обстоятельственными предлогами bei, unter, mit, durch, полученные методом целевого поиска из электронной базы данных Лейпцигского национального корпуса. В ходе исследования применялись гипотетико-дедуктивный, индуктивный, описательный, контекстуальный и др. методы. Результаты работы. В ходе исследования обнаружено, что функциональный статус немецких девербативов определяется их ближайшим контекстуальным окружением, т. е. сочетаемостью с тем или иным полисемичным предлогом обстоятельственной семантики (темпоральной, кондициональной, инструментальной и др.). Их полифункциональность подразумевает многообразие реализуемых таксисных функций и связана с явлением таксисного синкретизма. Таксисный синкретизм обусловлен гетерогенной семантикой полисемичных предлогов bei, unter, mit, durch, выступающих в качестве конкретных таксисных маркеров одновременности. Рассмотренные немецкие девербативы в определенном синтагматическом контексте выступают в функции актуализаторов примарно-таксисных и секундарно-таксисных категориальных значений одновременности. Заключение. Употребляясь с полисемичными предлогами bei, unter, mit, durch в темпоральном, модальном, инструментальном, медиальном, кондициональном или каузальном значениях, акциональные и процессуальные девербативы немецкого языка демонстрируют свою таксисную полифункциональность. Они могут реализовывать как примарно-таксисные, так и определенные секундарно-таксисные значения одновременности (кондиционально-таксисные, каузально-таксисные, инструментально-таксисные, медиально-таксисные, модально-таксисные).
Сказка о Морозко как женский квест: опыт анализа
УДК: 398.21
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альмира Рашидовна Ахмедзянова;
Введение. Представляемая статья посвящена одному из возможных аспектов анализа сюжета 480*В СУС «Мачеха и падчерица». Автор подчеркивает актуальность выбранного сказочного сюжета для разных сфер современной культуры – от научной до массовой – и высказывает предположение о том, что сюжет представляет собой женский квест. Цель статьи – показать особенности развития сюжета сказки СУС 480*В «Морозко» и соотнести его с представлениями о женском квесте. Анализируя методологическую базу представленного в статье исследования, автор приходит к выводу о том, что работы А. Н. Веселовского, Дж. Кэмпбелла, В. Я. Проппа, К. Воглера, М. Мёрдок имеют общий доказанный тезис: путь героя волшебной сказки – это целенаправленное, чаще всего жертвенное путешествие между мирами, совершаемое с заданной целью. В основной части статьи автор дает характеристику понятия квеста в фольклоре на примере сказок и исследует реализацию сюжета СУС 480*В «Морозко» как фольклорный квест. В заключении статьи выводится структура фольклорного квеста, состоящая шести из ступеней: исходная ситуация и проявление зова к странствиям, преодоление первого порога – дорога в лес, троекратная или двукратная встреча с божеством – Морозом/Морозком ‒ и выполнение заданного им испытания или отказ от его выполнения, дарование богатства как средства преодоления испытания и символа материального мира, к которому должна вернуться героиня, и возвращение героини в земной мир. Также делается вывод о том, что квест, пройденный героиней, – это инструмент ее трансформации.
Концепция базовой единицы языка в рамках минималистской программы Н. Хомского
УДК: 81-116.6
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Азат Ирекович Габитов; Лейсан Хабировна Шаяхметова;
Введение. Теория минималистской программы Н. Хомского создала основу для поиска и идентификации универсальной грамматики естественных языков. Данная теория в свою очередь описывает врожденные компоненты способности человека к языкам. В рамках универсальной грамматики важную роль в построении синтаксиса играют лексические единицы. В работах исследователей данной тематики встречаются выводы, указывающие на сходство работы синтаксиса естественных языков и языков программирования. Целью данного исследования является формирование концепции базовой единицы языка, содержащей в себе основополагающие принципы работы синтаксиса для естественных языков и языков программирования. Материалы и методы. Исследование проводится на основе научных работ Н. Хомского, в частности на основе минималистской программы и теории универсальной грамматики. В исследовании применялись методы лингвистического наблюдения и описания, конструктивный метод, сравнительно-сопоставительный анализ потенциальных базовых единиц языка. В качестве таких единиц нами были выбраны объекты и лексические единицы для языков программирования и естественных языков соответственно. Результаты исследования. Анализ принципов функционирования объектов в языках программирования показывают наличие множественных точек соответствия с принципами, заложенными в теории минималисткой программы. В сравнении с естественными языками языки программирования не имеют ограничений в лингвистическом исследовании устройства грамматики языка на уровне вычислительной системы. Заключение. Данные, полученные при лингвистическом изучении объектов в языках программирования и их обратном проектировании, могут быть применены для объяснения принципов работы лексических единиц в грамматике естественных языков.
Веб-сайт как форма популяризации нематериального культурного достояния народов Республики Марий Эл
УДК: 008 (47):37(045)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Аркадьевна Золотова; Екатерина Андреевна Плотникова;
Введение. Традиционная (фольклорная) культура народов России продолжает восхищать богатством и разнообразием своих жанровых областей, возможностями их взаимодействия и на этой основе обогащения. Одновременно она обладает мощным интегрирующим потенциалом. В разных формах фольклор востребован и на рубеже XX‒XXI веков. Значительный интерес в этом плане представляет творчество народов Республики Марий Эл. Цель. Статья посвящена одной из актуальных проблем современной фольклористики – выявлению перспективных форм популяризации нематериального культурного достояния народов Республики Марий Эл. Методы и материалы. В статье обобщается многолетний опыт работы федеральной сетевой педагогической мастерской «Проектная деятельность младших школьников по направлению ИКТ в процессе реализации содержания УМК «Перспектива», созданной на базе АО «Издательство «Просвещение» в РМЭ в 2018 году. Результаты. Подробно анализируется деятельность участников сетевой педагогической мастерской по созданию веб-сайта. Приводятся актуальные требования к контенту и дизайну веб-сайтов Рособрнадзора РФ и компаний «Яндекс» и Google. На их основе выделяются основные разделы сайта и особенности их оформления. Большое внимание уделяется интенту пользователей. Анализируются данные анкеты, проведенной участниками педмастерской среди предполагаемых пользователей. Сделан вывод о том, что пользователи считают необходимым продвижение основных идей педагогической мастерской, демонстрацию материалов, на основе которых создан тот или иной проект. Необходим также показ мероприятий и цифровых продуктов, проведенных и созданных участниками мастерской. Высоко оценивается и возможность самим пользователям пройти квест, выбрать вариант прохождения визуальной новеллы и так далее. Соответственно, в настоящую версию сайта его разработчики включили разделы, сообщающие сведения об организациях, входящих в состав педагогической мастерской, ее руководителях и участниках, используемом материале (электронные базы данных по фольклору РМЭ), научной и организационной деятельности, всероссийских мероприятиях (вебинары и конференции), наиболее интересных проектах, а также интерактив и контакты. В статье приводится подробная характеристика каждого из разделов. Заключение. В статье сделан вывод о веб-сайте как одной из перспективных и результативных форм популяризации нематериального культурного наследия РМЭ.
Проявление автобиографизма и автобиографический жанр в чувашской литературе
УДК: 82-1/-9
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Федоровна Мышкина; Марина Петровна Савирова; Татьяна Николаевна Емельянова;
Введение. Любое произведение художественной литературы является результатом эстетического труда и мировоззрения отдельного человека. Как бы ни стремился автор абстрагироваться от проблем, темы и сюжетной линии произведения, в них всегда находят свое место его чувства, мысли и жизненные ситуации его биографии. Исходя из этого, целью исследования является установление степени проявления автобиографизма в литературном творчестве и определение основных признаков автобиографического жанра. Материалом для анализа послужили повесть М. Трубиной «Детство», рассказ Е. Лисиной «Кусок хлеба», поэтический цикл В. Митты «Таэр», повесть А. Мышкиной «Благословение отца». Методы исследования. Для достижения цели использованы культурно-исторический, сравнительно-сопоставительный и герменевтический методы исследования художественного текста. Результаты исследования. Автобиография как литературное жанровое образование в чувашском литературоведении недостаточно изучено. При этом в отечественном литературоведении выявлены достаточно явственные черты автобиографического жанра. В их числе следует выделить: соотносимость образа героя с личностью самого писателя, совпадение биографии автора и сюжета повести, хронологическая последовательность событий, создание исторической достоверности через детали частной жизни. Автобиографический жанр отличается от автобиографизма в произведении. Случайные совпадения или намеренное использование автором пережитых им событий и явлений не формируют автобиографический жанр, их уместнее отметить как проявление автобиографизма в поэтике произведения. Для автобиографического жанра более важно осознанное и целенаправленное изложение «художественной автобиографии». Заключение. В широком смысле автобиографизм характерен для всей художественной системы реализма, поскольку автор отталкивается от того, что пережил или наблюдал, узнал сам, исходит из личного нравственного и духовного опыта. В числе классической автобиографической повести с точки зрения жанра в чувашской литературе следует назвать повесть М. Трубиной «Детство».
Этнокультурная информация на русском и национальном языке в газете «Эрзянь мастор» («Страна эрзян»)
УДК: 070:81:39:008
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Михайловна Пыреськина;
Введение. В рамках данного исследования рассматривается своеобразная форма подачи этнокультурной информации на русском и эрзянском языке в печатной периодике в настоящее время. Цель данной статьи заключается в раскрытии специфики подачи информации на двух языках. Материалы и методы. Теоретическая база научной статьи содержит наблюдения за работами исследователей по рассмотрению этнокультурной темы и перевода в информационном пространстве Республики Мордовия – С. А. Ржановой, Л. Д. Дряхловой, Е. М. Пыреськиной, С. В. Пивкиной и других авторов. В качестве эмпирического материала выступили публикации на русском и эрзянском языке из независимой общественно-политической газеты «Эрзянь мастор» («Страна эрзян») 2022 года. В работе использованы традиционные методы исследования: описательный, сравнительно-сопоставительный, анализ, синтез, обобщение. Результаты исследования, обсуждения. В результате проведенного исследования приходим к заключению о том, что через билингвизм (двуязычие) на полосах газеты «Эрзянь мастор» («Страна эрзян») информация этнокультурного содержания, переданная в своеобразной форме, не только привлекает внимание аудитории, но и способствует изучению национального языка. Заключение. Таким образом, были получены результаты анализа подачи этнокультурной информации на двух языках, определены эффективные инструменты в журналистской деятельности, позволяющие сохранить «национальную окраску» в структуре передаваемой информации.
Языковые особенности, характерные для диалектов татарского языка
УДК: 811.512.145
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алина Ямилевна Хусаинова; Альфия Каримовна Булатова;
Введение. В татарском языке выделяются три диалекта: средний, западный, восточный (тоболо-иртышский, барабинский и томский), в совокупности с татарским литературным языком они образуют систему национального языка. Общая система диалектного языка характеризуется особенностями, общими для всех диалектов, и частными, свойственными для определенных диалектов и говоров. В последнее время еще более актуальными становятся вопросы, которые непосредственно связаны со статусом диалектов и говоров татарского языка. Некоторые ученые или деятели околонаучных областей высказывают мнение о самостоятельном характере некоторых татарских диалектов и говоров, несмотря на имеющиеся объективные обоснования принадлежности вышеуказанных идиом к татарскому национальному языку. Целью данного исследования является установление и сравнительный анализ языковых элементов, которые показывают общие языковые явления в татарской диалектной системе. Материалы и методы: в работе использованы такие методы, как полевой метод сбора данных, описательный, включающий следующие приемы: изучение фактического материала, обобщение, сравнительно-исторический, сравнительно-сопоставительный. Примеры употребления лексем взяты из полевых материалов авторов, собранных во время экспедиций в местах компактного проживания татар, и данных диалектологических словарей и Атласа татарских народных говоров. Результаты исследования, обсуждения: в данной статье рассматриваются элементы восточного диалекта, в частности тоболо-иртышского, которые характерны для всех или нескольких диалектов татарского языка. Особенности сгруппированы по категориям фонетики и лексики. Заключение. Синхронный анализ говоров восточного среднего и западного диалектов татарского языка, то есть их современное состояние в сравнительном, сравнительно-историческом плане, показывает, что происходит выработка общих черт, сближение диалектов и сближение их с татарским литературным языком.
Некоторые особенности отражения в немецком языке нецентральной территории (периферии)
УДК: 811.112.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Николай Леонидович Шамне; Марина Васильевна Милованова ;
Введение. Статья посвящена рассмотрению особенностей объективации в немецком языке категорий социальной эксклюзии и социальной инклюзии в территориальном аспекте на примере отдельных лексем. Изучение особенностей отражения в языке социально значимых категорий является важным, поскольку данные категории, в частности социальной эксклюзии и инклюзии, определяют существование субъекта в социуме. Цель работы – охарактеризовать особенности объективации процессов территориальной социальной эксклюзии, инклюзии на примере лексем Krähwinkel, Nest и уточнить словарные дефиниции данных единиц. Материалом исследования послужил газетный корпус системы цифровых словарей Берлин-Бранденбургской Академии наук (DWDS). В ходе исследования применялись методы структурно-семантического, контекстуального анализа, элементы метода компонентного анализа. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования были установлены особенности объективации процессов территориального социального исключения и включения в семантике лексем Krähwinkel, Nest. Единица Krähwinkel выражает в контексте следующие семантические признаки: оценка обозначаемого пространства (преимущественно негативная); атмосфера мещанства и ограниченности (преимущественно по отношению к прошлому); амбивалентность номинируемой территории. Лексема Nest: небольшая пространственная протяженность; особый субъект; отсутствие деятельности. Лексемы Krähwinkel и Nest отмечены также в немногочисленных контекстах, актуализирующих процессы социального включения. Заключение. Приведенные характеристики позволяют говорить о том, что единицы Krähwinkel и Nest непосредственно выражают процессы территориальной социальной эксклюзии: удаленность от центра, отсутствие какого-либо движения, изменений. При этом данные процессы в большей степени в пространственном значении объективирует лексема Nest, единица Krähwinkel преимущественно выступает в обобщенно-символическом значении «социально-культурное захолустье».