ВЕСТНИК 2 (50) 2023
- Название:
- ВЕСТНИК 2 (50) 2023
- Номер:
- 2
- Год:
- 2023
- Дата публикации на сайте:
- 2023-06-28 08:53:54
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 18
Оценка результатов освоения дисциплины «безопасность жизнедеятельности» с использованием возможностей учебного портала вуза
УДК: 378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ильинична Аксенова; Любовь Александровна Рубижанская;
Введение. Приведены количественные показатели образовательных результатов освоения дисциплины «безопасность жизнедеятельности» (БЖД) студентов с использованием возможностей учебного портала Уральского государственного университета им. В. Ф. Яковлева (УрГЮУ). Преподавание дисциплины реализуется в рамках компетентностного подхода и предполагает оценку результатов студентов с использованием трех уровней: пороговый, базовый и продвинутый. Для оценки использовалась модульно-рейтинговая система (МРС). Оценивание осуществлялось в рамках текущего контроля (задания на практическом занятии по завершении каждой темы модуля, контрольные работы по завершению модуля), промежуточной аттестации (зачет). Приведены коэффициенты ранговой корреляции Спирмена, свидетельствующие о наличии сильной связи рейтингов результатов обучения студентов на различных этапах освоения дисциплины БЖД с использованием учебного портала вуза. Приведены уравнения парной регрессии, характеризующей связь между факторными и результативным признаками. Цель: оценка результатов освоения дисциплины БЖД бакалавров по величинам текущего рейтинга, рейтинга промежуточной аттестации и итогового рейтинга в рамках МРС с использованием учебного портала. Материалы и методы: обзор научной литературы; анализ эффективности контрольно-измерительных инструментов, адаптированных под возможности учебного портала; графический, корреляционный и регрессионный анализ; анализ эффективности аудиторных и внеаудиторных форм обучения. Результаты исследования, обсуждения. Соединение контактно-аудиторного образования с возможностями учебного портала УрГЮУ позволило увеличить тесноту связи текущих, промежуточных и итоговых рейтингов при формировании предусмотренных программой компетенций. Установлено, что на формирование итогового рейтинга студента весьма сильное влияние оказывает рейтинг текущего контроля знаний (r = 0,93), а рейтинг промежуточной аттестации (зачет) оказывает сильное влияние (r = 0,74). Подчеркивается, что использование возможностей учебного портала в процедуре оценивания результатов освоения дисциплины позволило увеличить частоту контроля самостоятельной работы студентов, увеличив тем самым тесноту связи факторных и результативного признаков. Заключение: с использованием возможностей учебного портала в образовательной среде вуза дифференцированная самостоятельная учебная деятельность студента становится системообразующим фактором управления качеством обучения по дисциплине «безопасность жизнедеятельности».
Универсальные компетенции студентов: содержание и средства их развития
УДК: 378-057.875
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наталья Геннадьевна Арзамасцева; Валентина Васильевна Константинова; Светлана Александровна Арефьева;
Введение. В статье рассматривается проблема развития универсальных компетенций студентов вуза. Универсальные компетенции представляют собой комплекс индивидуальных характеристик личности, которые способствуют достижению успеха в профессии. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования определил восемь групп универсальных компетенций (ФГОС ВО 3++): системное и критическое мышление, разработка и реализация проектов, командная работа и лидерство, межкультурное взаимодействие и др. Развитие универсальных компетенций студентов вуза реализуется по следующим направлениям: образовательный процесс, воспитательная и практическая деятельность, научно-исследовательская работа. Следует отметить, что педагоги испытывают серьезные трудности при выборе методик для изучения уровня сформированности универсальных компетенций, так как их природа деятельностная, а не знаниевая. В современной дидактике вопрос оценивания универсальных компетенций остается дискуссионным. Мы придерживаемся мнения о том, что для оценки развития универсальных компетенций студентов следует использовать электронное портфолио. Электронное портфолио студентов представляет собой совокупность студенческих достижений, работ, документов, представленных в электронном виде на сайте образовательного учреждения. Заполнение студентами электронного портфолио позволяет решать следующие задачи: оценить эффективность саморазвития студента, выработать умения объективно оценивать сформированность компетенций; развить мотивацию к научно-образовательным достижениям; поощрить активность студента и его самостоятельность; развить навыки рефлексивной и оценочной деятельности студентов; совершенствовать навыки планирования собственной деятельности. Достижения, фиксируемые в электронном портфолио, дают возможность педагогу рассмотреть перспективы профессионального и личностного развития студентов и оценить сформированность их универсальных компетенций, показателями сформированности которых становятся: развитие креативности личности и ее проектного мышления, ее умение анализировать, готовность к коммуникации между участниками образовательного процесса; развитие навыков проектирования, коммуникативных способностей, лидерских качеств, умение взаимодействовать с участниками проекта; развитие навыков делового общения, развитие умения применять современные коммуникативные технологии используя технические средства взаимодействия и др. Цель исследования ‒ рассмотреть особенности развития универсальных компетенций студентов и выявления типичных затруднений при их оценивании. Материалы и методы: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анкетирование и их количественная и качественная обработка.
Нормативно-правовой аспект получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью
УДК: 37.014-056.24
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Борисовна Волкова; Светлана Николаевна Федорова; Елена Павловна Карташова;
Введение. Рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью обуславливает необходимость создания в образовательной среде условий, отвечающих особым образовательным потребностям обучающихся. При реализации условий педагогам образовательных учреждений необходимо ориентироваться на законодательные акты, установленные в отношении лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Цель: определить основные направления работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью; определить актуальный уровень знаний о нормативно-правовом обеспечении организации образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью среди специалистов-практиков и студентов. Материалы и методы: анализ документов (нормативно-правовых актов в отношении образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью), тестирование, количественный и качественный анализ данных. Результаты исследования, обсуждения: анализ нормативно-правовых актов демонстрирует обозначение следующих направлений работы по отношению к обучающимся и воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: 1) проведение ранней диагностики и коррекции; 2) обеспечение условий для получения образования; 3) разработка специальных и адаптированных программ обучения; 4) подготовка педагогов для обучения детей с ОВЗ. Результаты проведенного исследования показали высокий уровень знаний законодательных актов среди специалистов-практиков и средний – среди студентов. Отмечено недостаточное знание нормативно-правовых актов, принятых на региональном уровне. Заключение: отмеченные направления работы по обеспечению особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью указывают на важность и значимость каждого принятого нормативно-правового акта. Данные документы регулируют образовательный процесс. Знание нормативно-правовых актов – необходимое условие для реализации эффективного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Анализ зарубежных практик применения цифровых средств в подготовке будущего учителя
УДК: 371.13:004
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльмира Хатимовна Галямова; Олег Борисович Червов;
Введение. Развитие информационных технологий способствует грандиозным изменениям современной реальности и системы образования на разных уровнях, связанных с появлением уникальных технологий мультимедиа, внедрением инновационных средств создания виртуальной и дополненной реальности, цифровой трансформацией в целом. Информационные технологии являются неотъемлемой частью современного школьного образования во многих странах и, в частности, в России. Цель данной статьи: обозначить актуальность применения цифровых средств в подготовке будущего учителя и провести анализ зарубежных практик их применения. Материалы и методы. Исследован отечественный и зарубежный опыт разработки, внедрения и практического использования цифрового симулятора педагогической деятельности в ходе учебного процесса и повышения квалификации учителей математики, дана оценка эффективности отдельных проектов, показаны перспективы внедрения цифровых симуляторов в учебный процесс педагогических вузов. В работе конкретизируются понятия: «цифровая грамотность», «цифровая компетентность». Особое внимание уделено изложению принципов «двустороннего подхода». Цифровой симулятор педагогической деятельности позволяет отработать некоторые методы и приемы взаимодействия с учащимися в процессе урока до начала самой практики, а процесс самоанализа действий «виртуального учителя» в совокупности с возможностью неоднократно повторить сеанс работы на симуляторе позволяет избежать серьезных методических ошибок в ходе реальной практики в школе. В статье, указывая на перспективность использования цифровых симуляторов как средства подготовки и повышения квалификации учителей, описываются преимущества и ограничения его использования. Заключение. Делается заключение об универсальности цифрового симулятора педагогической деятельности и его дидактичности в процессе подготовки будущего учителя к уроку на этапах прогнозирования, проектирования и контроля различных ситуаций и событий в виртуальном классе.
Методологические подходы консультирования в образовании
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов;
Введение. В представленном результате исследования актуальность обусловлена тем, что эффективная реализация целей и задач национальных проектов возможна при условии повышения гибкости образовательных программ к требованиям рынка труда; улучшения качества обучения; формирования конкурентоспособных качеств обучающихся, адаптации зарубежных студентов к иноязычной образовательной среде. Целью работы является выявление, анализ потенциала использования экспертного, процессного, проектного и обучающего консалтинга в условиях образовательной организации. Материалами и методами исследования послужили как теоретические, так и эмпирические методы. Краткая характеристика, сравнительный анализ, обобщение каждого из рассматриваемых методов консультирования способствуют повышению академической мобильности учащейся молодежи, конкурентоспособности обучающихся и преподавателей, расширению сфер сотрудничества в области образования и науки. Результаты исследования, обсуждения. Особенностью экспертного консультирования является обеспечение консультанта необходимыми информационными ресурсами в осуществлении диагностики проблем, разработки возможных путей решения проблемы и формулирования рекомендаций по их реализации. Процессное консультирование проводится в виде последовательно выполняемых этапов: диагностики проблем и потребностей, определения критериев и ограничений решения проблемы, обсуждения методов решения проблемы и устранения проблемы. Особенность проектного консалтинга заключается в совместной деятельности консультанта и сотрудников организации, результатом которой является конечный продукт, полезный социальный, экономический, образовательный эффект. В основе обучающего консультирования находится трансляция знаний и опыта, компетенций в процессе обучения, которое направлено на преодоление фактических и предполагаемых барьеров в деятельности студентов. Заключение. Показано, что на разных этапах консультирования возможно использование сочетаний различных видов консультирования, следовательно, оно преобразуется в экспертно-обучающее, процессно-обучающее, экспертно-процессорное.
Внедрение инновационных междисциплинарных программ как эффективное педагогическое условие профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов сельской школы
УДК: 37.013
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Петрова; Андрей Витальевич Рыбаков; Дженнет Бадировна Темуркаева; Саидбоситхон Фахриддин Угли Турахонов;
Введение. В статье авторами представлены основные методологические параметры (подходы и принципы) профессиональной подготовки будущих учителей начальной сельской школы. Целью данной статьи является анализ методологических параметров внедрения в образовательный процесс педагогического колледжа инновационных междисциплинарных программ (на примере математики) в качестве эффективного педагогического условия профессиональной подготовки учителей начальной школы к работе в сельском социуме. Программа создана на основе интегративно-компетентностного и этнокультурного принципа и направлена на развитие у студентов ‒ будущих учителей начальной сельской школы предметных и общеучебных компетенций в процессе преподавания математики. Методологической основой исследования являются общепедагогические концепции профессиональной подготовки студентов-будущих учителей начальной школы (Л. П. Ануфриева, С. И. Архангельский, В. И. Загвязинский и др.), проблемы формирования профессиональной компетентности педагога сельской школы (Ф. Н. Алипханова, Д. М. Абдуразакова, М. А. Галагузова и др.). Методы исследования: теоретические (анализ, синтез,); эмпирические (сравнительно-исторический анализ, моделирование опыта формирования профессиональной компетентности, наблюдение, тестирование, анкетирование; констатирующее сравнение, обобщение педагогического опыта; диагностический и формирующий эксперименты); статистические (систематизация эмпирических материалов; методы статистической обработки и измерения экспериментальных данных – сравнение средних балльных оценок). Экспериментальная база исследования: Хасавюртовский педагогический колледж Хасавюртовского района Республики Дагестан. Научная новизна исследования заключается во внедрении инновационных междисциплинарных программ как эффективного педагогического условия профессиональной подготовки будущих учителей начальной сельской школы в процессе преподавания математики. Заключение. Внедрение в образовательный процесс педагогического колледжа инновационных междисциплинарных программ, направленных на развитие у студентов ‒ будущих учителей начальной сельской школы предметных и общеучебных компетенций обеспечивает успешность и результативность профессиональной подготовки педагогов в условиях среднего профессионального образования.
Настольные игры в совершенствовании разговорных навыков школьников
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Иван Евгеньевич Родиков; Александр Александрович Бирюков;
Введение. Благодаря значительной роли английского языка в международном общении, преподавание и изучение английского языка получило большое внимание в России. Тем не менее было отмечено, что учащиеся в классах ESL имеют слабую и плохую успеваемость. Как было выяснено предыдущими исследователями, изучившими широкий спектр коммуникативных языковых методик для улучшения разговорных навыков, одним из наиболее эффективных методов, помогающих учащимся развивать свои разговорные способности, является использование настольных игр. Цель: проведение систематического обзора предыдущих исследований и баз данных с целью определения эффективности настольных игр в развитии разговорных навыков школьников. Материалы и методы: чтобы лучше понять, какова роль настольных игр в разговорной речи и обучении, а также насколько они эффективны в развитии устно-речевых навыков, нами был проведен систематический обзор. Три базы данных ‒ Google Scholar, ERIC и SAGE Journals ‒ использовались для доступа в общей сложности к 35 статьям с 2017 по 2021 год. Результаты исследования, обсуждения: согласно собранным статьям, результаты показали, что количественный анализ исследования в основном использовался для оценки ценности настольных игр в улучшении речи, в то время как качественный анализ в основном использовался для сбора обратной связи об использовании настольных игр. Заключение: в целом систематический обзор показал, что настольные игры улучшили разговорные навыки, повысили мотивацию говорить на иностранном языке и увеличили взаимодействие со сверстниками среди учащихся, что оказало положительное влияние на разговорные навыки учащихся.
Технологии искусственного интеллекта в практике современного высшего образования
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Олеся Геннадьевна Попова; Ильнара Ирековна Сагдуллина; Валерий Александрович Белянин;
Введение. В настоящее время цифровые сквозные технологии, в частности, искусственный интеллект (ИИ), внедряются во все сферы жизнедеятельности современного общества, в т. ч. и в практику высшего образования. Целью данного исследования является раскрытие и обоснование возможности применения технологии искусственного интеллекта в сфере высшего образования. Материалы и методы: При проведении исследования были использованы теоретические, эмпирические и математические методы. Методологическую базу исследования составили классические и современные труды отечественных и зарубежных ученых в области цифровой трансформации образования и искусственного интеллекта. Результаты исследования, обсуждения: в работе выделены и рассмотрены основные направления использования технологий искусственного интеллекта в практике высшего образования. Описаны преимущества и проблемы внедрения ИИ в деятельность современного высшего образования. В ходе исследования было проведено анкетирование студентов на предмет знания и применения технологий искусственного интеллекта, которое показало заинтересованность студентов в изучении технологии ИИ и возможность использования его инструментов для решения профессиональных задач и самореализации. Предложена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации «Искусственный интеллект: старт в IT-будущее». Заключение. Делается вывод о том, что реализация технологий искусственного интеллекта в практике современного высшего образования должна осуществляться в двух направлениях: внедрение цифровых сервисов и инструментов на основе ИИ в деятельность вуза, разработка и включение дисциплин и образовательных курсов по ИИ в учебные планы подготовки студентов всех направлений и специальностей.
Специфика этноконфессионального образования у старообрядцев южной Вятки в XX веке
УДК: 378 (470.342)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Юрьевна Трушкова; Елена Ивановна Титова;
Введение. В первые десятилетия XXI в. актуализируется духовная, патриотическая направленность образовательной и воспитательной системы в регионах России. В этой связи становится востребованным педагогический опыт разных этнокультурных и этноконфессиональных сообществ, в том числе – и в Приволжском федеральном округе. Специфичным и обладающим устойчивым эффектом можно воспринимать традиции воспитания и образования у старообрядцев, живущих в Поволжье, в том числе – и на юге Вятского региона. Данная модель образования базировалась на тщательном изучении книжного наследия, родного языка, прикладного изучения наук, весьма стойкой воспитательной системе. Целью работы является анализ этнопедагогического опыта старообрядческих сообществ южной Вятки в XX в., выявление рационального начала в нем, которое может быть востребовано и в наши дни. Материалы и методы. Источниками для данной темы являются хранящиеся в архиве педагогические заметки представителей старообрядческой культуры 1920‒1930-х гг., материалы историко-бытовых экспедиций авторов в районы Кировской области в 2003–2022 гг., периодическая печать. Авторами проводились опросы населения об образовании детей в старообрядческой среде с учетом начала их образования (т. н. «входящая диагностика) и завершения образования (т. н. «исходящая» диагностика). Среди приемов исследования – учет личных особенностей обучающихся и региональной культурной специфики. Результаты исследования, обсуждения связываются с определением общего и особенного в модели образования у старообрядцев южной Вятки в XX веке. Выделяются алгоритмы трудового, нравственного воспитания, роль «древлего православия» в нем. Показывается соотношение обучения и воспитания в разные периоды, приспособление к светской школе, в том числе – и во время советского периода. Заключение. На основании анализа заявленного корпуса источников реконструируется динамика модели образования у старообрядцев на южной Вятке в советский период, отмечаются ресурсы ее воспроизведения, направления возможного использования некоторых элементов в наши дни.
Некоторые аспекты организации научно-исследовательской деятельности будущих учителей физики
УДК: 371.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Олеговна Фоминых;
Введение. В современной системе высшего образования предполагается такой методологический подход, при котором каждый обучающийся высшего учебного заведения имеет возможность активно включаться в научно-исследовательскую деятельность с учетом своих способностей. Данная методологическая схема нацелена на формирование наилучших условий для совершенствования личности студентов в рамках обучающего процесса. Обучение дает возможность студенту, принимая во внимание свои возможности, навыки, интересы, опыт и стремления, самореализоваться в сфере науки и исследований, получения новых профессиональных знаний и навыков [1, с. 174]. Цель: выявить особенности развития навыков научно-исследовательской работы у будущих учителей физики. Материалы и методы: методология исследования подразумевает наличие теоретических методов (анализ литературных источников, систематизация), а также эмпирических – анкетирования студентов. Результаты исследования, обсуждения: при выполнении проектов в научно-исследовательской работе у студентов-физиков (будущих педагогов) формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. Однако студенты часто обладают низкой мотивацией использования возможностей технопарка универсальных педагогических компетенций. Заключение: необходима программа включения студентов в проектную деятельность в рамках научно-исследовательской работы в условиях технопарка.
Структура концепта «Интернет» в немецкой лингвокультуре
УДК: 811.112.1:004.738.5
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Исламовна Агагюлова;
Введение. Данная статья посвящена изучению структуры лингвокультурного концепта «Интернет» в современном немецком языке. Цель: определение и анализ ключевых лексем, составляющих семантическое поле концепта «Интернет» и объективирующих данный концепт в языковом сознании представителей немецкой лингвокультуры. Материалы и методы: материалом для статьи являются данные из этимологических и толковых словарей русского и немецкого языков и примеры из интернет-ресурсов. В работе были использованы понятийный и компонентный анализ, интерпретативный и контекстуальный анализ. Результаты исследования: структура концепта предполагает изучение понятийного компонента концепта, а именно его воплощение в языке: обозначение, описание, дефиниция. В статье рассматриваются лексические единицы, актуализирующие концепт «Интернет» в немецкой лингвокультуре посредством наименования глаголов, предикативных сочетаний и других производных словообразовательных единиц. Заключение: понятийный компонент хранится в сознании в вербальной форме, является наиболее актуальным для носителей данного языка, используется при коммуникации и является доминантным для лингвокультурологических исследований. Понятийные характеристики концепта «Интернет» имеют определенные признаки. Интернет – это прежде всего сеть, которая функционирует как специфичный канал коммуникации, хранения и передачи цифровой информации и организует некое сообщество с характерными ему условиями, средствами и нормами общения и сетевого поведения. В немецкой лингвокультуре лексико-семантическое поле концепта «Интернет» составляют лексические единицы, заимствованные из английского языка. Однако часть слов подверглась частичной или полной ассимиляции, а часть слов или основ участвовала в процессах словообразования с использованием заимствованной и немецкой морфем.
О детской речи в региональном аспекте
УДК: 811.512.111'271-053.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ирина Николаевна Анисимова; Алена Юрьевна Никитина; Ольга Александровна Петрова;
Введение. Широкое распространение средств массовой информации и литературного русского языка в настоящее время заметно нивелирует местные региональные особенности, однако они продолжают наблюдаться и фиксироваться лингвистами, в том числе и в детской речи, а потому, на наш взгляд, нуждаются в изучении. Цель: изучить особенности детской речи в ее региональном варианте. Материалы и методы: спонтанная детская речь фиксировалась на электронных и бумажных носителях, с помощью дневниковых записей в календаре смартфона с момента появления первых слов каждого наблюдаемого ребенка, отмечались все новые слова и необычные речевые процессы. Исследуется начальный детский лексикон четырех детей (примерно от 1 года до 4 лет). Материалы собраны на территории Чувашской Республики с 2018 по 2022 годы. Использованы методы лонгитюдного наблюдения и структурно-семантического анализа. Результаты исследования, обсуждения: исследование выполнено в аналитическом и описательном ключе: изучены и систематизированы факты влияния чувашского языка на детскую речь (на всех уровнях русской языковой системы) на территории Чувашской Республики. Анализируются проявления чувашского произношения на фонетическом уровне: раннее освоение детьми шипящих и свистящих звуков; факты действия закона сингармонизма. Исследуется функционирование чувашизмов на лексическом уровне, а также на уровне грамматики детской речи. Отмечены грамматические неправильности и уникальные словообразовательные инновации в спонтанной речи детей, только начинающих осваивать родной русский язык в его региональном варианте. Заключение: детская речь предоставляет лингвистам богатый актуальный материал для изучения, демонстрируя, что уже на начальном этапе освоения русского языка детьми проявляется региональная маркированность, в частности фонетические и лексические элементы присутствия чувашского языка в региональной русской речи. Охарактеризованные грамматические особенности региональной детской речи свидетельствуют об общих закономерностях становления грамматики в речевом онтогенезе.
Классификация прозвищных наименований, функционирующих в английском языке современных африканских стран
УДК: 811.282(8)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Антон Витальевич Деев;
Введение. Актуальность работы обусловлена важной ролью языковой вариативности в системе социолингвистических и этнографических исследований. Рассмотрение прозвищ как источника сведений о культуре, мировоззрении и истории народов позволит углубить знания о лингвистических и внеязыковых процессах, происходящих на территории стран Африки, и больше узнать о вариантах английского языка. Целью исследования является рассмотрение основных типов прозвищ, функционирующих в территориальных вариантах английского языка стран Африки. Материалы и методы. Среди ведущих методов данного исследования стоит упомянуть следующие: реферирование тематической литературы, сопоставительный, этнографический, компонентный семантический и сравнительно-исторический анализ. В качестве материала исследования были отобраны и проанализированы прозвища, фигурирующие в разговорной речи, фольклоре, художественной литературе и средствах массовой информации Африки, вызывающие интерес исследователей и характерные для местных вариантов английского языка. Результаты исследования, обсуждения. В рамках исследования был осуществлен обзор истории образования территориальных вариантов английского в Африке, рассмотрены особенности прозвищ как лексической группы и установлены основные типы прозвищ в африканских вариантах английского языка. Среди последних можно выделить прозвища, отражающие обстоятельства на момент рождения ребенка (включают передающие общее настроение эпохи, обстановку в семье и указывающие на время рождения) прозвища с религиозной мотивацией, уничижительно-ироничные наименования и выбранные в честь известных людей имена. Заключение. В ходе исследования было установлено, что прозвища в территориальных вариантах английского языка являются продуктом взаимовлияния английского и местных языков. Они имеют этнические корни и выступают в качестве источника сведений о культуре, вере, истории народов.
Художественная специфика конфликта и характеров в драме А. Пудина «Красная Амазонка»
УДК: 821.511.152-2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Васильевна Кабанова ;
Введение. Творческая индивидуальность отдельных драматургов стала заметным явлением в современном художественном дискурсе и определила направление эстетических исканий урало-поволжских литератур в период их трансформации в новых реалиях действительности. В мордовской литературе таковым является драматургическое творчество А. Пудина, определившее многие тенденции развития современной как мордовской национальной, так и финно-угорской драматургии. Цель ‒ определение художественного своеобразия конфликта и особенностей характеров персонажей в пьесе А. Пудина «Красная Амазонка». Материалы и методы. Материалом исследования стала пьеса А. Пудина «Красная Амазонка», рассмотренная с использованием структурно-семантического метода, позволившего выявить и описать композиционный и персонажный уровни текста, их художественную специфику и идейно-концептуальную роль в произведении. Результаты исследования, обсуждения. Проникновение во внутренний мир героев, выявление невидимых глазу их устремлений – одно из основных качеств драматургии А. Пудина – ярко и своеобразно раскрывается в выборе и решении конфликта пьесы «Красная Амазонка», связанного с трагедией крушения идеалов, проблематикой нравственного выбора и ответственности человека за совершенные поступки. Раскрывая сложный характер главной героини Ефимии Петровны Сараевой, автор исследует истоки этой человеческой судьбы, в которой сплелись воедино не только события и свершения, но и глубокие переживания и страдания, заставившие героиню многое переосмыслить заново. Заключение. Анализ пьесы «Красная Амазонка» расширяет представление о творчестве драматурга, позволяет выявить его индивидуальные черты, осмыслить специфику развития мордовской драматургии на современном этапе. Автор в этой пьесе остается верен своему стилю – пристальному изучению внутренних мотивов поведения героя, глубокому проникновению в мир его чувств и переживаний за совершенные им поступки в прошлом. А. Пудин внимательно всматривается в современную действительность, находит в ней истоки конфликта пьесы и причины поведения своих персонажей.
Минералогическая лексика в англоязычном неологическом дискурсе
УДК: 81’33:811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вероника Викторовна Катермина ; Инна Валериановна Воробьева ;
Введение. Минералогическая лексика является одним из важных средств в англоязычном неологическом дискурсе в качестве способа воссоздания и воспроизведения понятий, связанных с культурой, ментальностью человека, традициями и тенденциями, присутствующими в обществе. Использование минералогической лексики в английском неологическом дискурсе связано со стремлением глобализации знания, что является типичным для современного периода развития науки и техники в условиях информационного общества. Минералогические неологические единицы в англоязычном дискурсе отражают особенности мировосприятия и систему ценностных отношений общества. Цель исследования – описать английские неологические единицы с минералогическим компонентом. Научная новизна заключается в том, что исследованию подвергается класс новых лексических единиц. В результате предлагается классификация современных английских неологических единиц с минералогическим компонентом, представленных в электронных лексикографических источниках. Материалы и методы. Материалом исследования послужил электронный лексикографический источник: Cambridge Dictionaries Online Blog. В работе применялись такие методы научного познания, как анализ литературы, обобщение опыта, классификация и дедукция. Результаты исследования, обсуждение. Анализ неологических единиц с минералогическим компонентом в англоязычном дискурсе, извлеченных из электронных лексикографических источников, позволяет говорить о новых тенденциях, что может быть связано с развитием интернет-технологий и социальных сетей: наличие различных дискурсивных полей, в которых английские минералогические неологизмы выполняют аксиологическую роль, выделение эмоционально-оценочных и экспрессивно-стилевых коннотаций, реализуемых указанными лексемами, а также наиболее частотных минералогических компонентов среди неологизмов англоязычного дискурса. Заключение. Функционирование большого количества неологизмов с минералогическим компонентом в англоязычном дискурсе свидетельствует об их определенной образно-эстетической заряженности и о несомненной значимости в структуре создаваемых ими образов.
Демонимы (формулы проклятий) как разновидность коммуникем в чувашском языке
УДК: 398.41(=512.111)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Николаевна Семенова ; Надежда Ивановна Якимова ; Ирина Владимировна Софронова;
Введение. Настоящее исследование посвящено описанию фрагмента чувашской картины мира, посвященной демонимам (формулам проклятий). Формулы проклятий были обнаружены еще в античных надписях и сопровождают историю человечества до сегодняшнего дня. Избранная в статье исследовательская проблема продолжает эту традицию, но актуальна в контексте изучения лингвистических характеристик малого жанра фольклора – формул проклятий, представляющих собой один из видов эвфемистических замен во фразеологизмах, за счет того, что выполнена на материале национального (чувашского) языка. Наиболее корректным для термина «демоним» в данной статье, на наш взгляд, является интерпретация его не в качестве формулы проклятий, а в качестве включенного компонента (названия злых духов – демонов) специальных языковых единиц в форме угроз, пожеланий и заклинаний и тому подобное. Это система, мало изученная современными фольклористами. Формулы проклятий рассматриваются и как ритуал, и как текст. Естественно, в процессе общения человек пытается выразить свои эмоции, отношение к окружающим, к присутствующим. Представители разных народов в прошлом, переживающие жизненные неурядицы, объясняемые тяжелыми условиями, отражали их в процессе коммуникации в виде специальных языковых единиц, рассматриваемых исследователями как малый жанр фольклора или формулы проклятий. Цель исследования: проведение анализа формул проклятий и выявление в их семантике и структурной организации национально-специфических особенностей. Методами и материалами исследования являются структурно-семантический анализ языковых единиц, лингвокультурологический и этнолингвистический анализ. Результаты исследования. В статье впервые в чувашском языкознании исследуется древнейший пласт лексики языка. Многие приведенные примеры формул проклятий отличаются национально-культурной спецификой и отражают социально-исторический и духовный опыт чувашского этноса, особенности мышления народа. В ходе исследования использовались наблюдения над повседневной живой разговорной речью носителей языка, а также формулы проклятий были проанализированы с лингвокультурологической и контекстологической точек зрения. В качестве иллюстративного материала послужили примеры, отобранные методом выборки из словарей чувашского языка.
Структура жанра как важного элемента дифференциации функциональных стилей в современном русском языке
УДК: 81.373
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анна Сергеевна Стаценко ; Наталья Юрьевна Зимина ;
Введение. Жанр является одним из основополагающих признаков (наряду с такими, как, например, сфера деятельности, постановка цели, языковые особенности), при помощи которых дифференцируются функциональные стили. Определение и последующее исследование компонентов, которые позволяют конкретному тексту быть отнесенным к тому или иному жанру, а в последствии и стилю, позволит провести более четкую дифференциацию стилей в рамках функциональной стилистики. Цель работы состоит в выявлении четких критериев в отделении одного типа текста от другого, одного жанра от другого, что позволит не только структурировать тексты внутри одного функционального стиля, но и определить отличительные особенности каждого отдельного жанра. Материалы и методы. Работа основана на анализе текстов различных стилей при помощи описательного метода и метода наблюдения, в рамках которых были изучены и обобщены черты, присущие конкретному языковому жанру. Результаты исследования, обсуждения: на основании проведенного анализа были дифференцированы основные критерии жанра как итогового текста реализации функционального стиля такие, как: функция, авторская интенция, форма, структура, тематика, объем, количество проблем, способ передачи информации, субъективность, образ адресата и адресанта, внеязыковые факторы. Заключение: изучение жанра как многофункционального, сложноструктурированного, полиаспектного типа текста даст возможность выявить ряд его внутренних и внешних факторов, которые, в свою очередь, позволят проводить глубокий лингвистический анализ текстов различных стилей. Реализация конкретного стиля в том или ином жанре позволяет более точно и наглядно рассмотреть его языковые маркеры, способы функционирования в конкретной языковой ситуации, конкретизировать его воплощение в дискурсе, исследовать его с психолингвистической и социолингвистической точек зрения.
Особенности функционирования параметрических прилагательных в политическом дискурсе
УДК: 811.161.1:398
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Чжоу Чуньянь;
Введение. Современный политический дискурс выступает объектом изучения различных дисциплин. В науке о языке политический дискурс исследуется сквозь призму таких парадигм, как лингвокультурология, антропоцентрическая лингвистика, когнитивная лингвистика, дискурсология и др. Настоящая статья направлена на исследование особенностей употребления параметрических прилагательных в русскоязычном политическом дискурсе. Параметрические прилагательные в русском языке выступают важным компонентом при передаче размерных значений и отображении эмпирийных признаков измерения определенного параметра. Однако в силу двойственной семантики многих лексических единиц не всегда слово может употребляться в исходном значении. Актуальность работы обусловлена тем, что, несмотря на большое количество исследований в области дискурсологии, до сих пор остаются нерешенными многие вопросы, требующие всесторонней исследовательской практики. Так, исследование употребления параметрических прилагательных в политическом дискурсе вызывает большой интерес в связи с их неоднозначной семантикой и сложной прагматической функцией. Цель работы – выявить особенности употребления параметрических прилагательных в русскоязычных политических новостных текстах. В качестве материала выступают политические новостные тексты, найденные в интернет-СМИ «РИА Новости», отобранные методом сплошной выборки. Важным при исследовании функционирования прилагательных было изучение всего политического текста: приведенные примеры отображают целые предложения из новостных сообщений. Статья раскрывает вопрос применения параметрических прилагательных в русском политическом дискурсе, даны лексические значения прилагательных (прямые и переносные) и обозначена их роль в политических текстах. Выводы. Анализ употребления в русском политическом дискурсе прилагательных, отображающих ту или иную меру, показал, что данные языковые единицы служат, в большей степени, для передачи переносного значения конкретной параметрической лексемы и репрезентации оценки абстрактных явлений.