ВЕСТНИК 4(40) 2020

Название:
ВЕСТНИК 4(40) 2020
Номер:
4
Год:
2020
Дата публикации на сайте:
2020-12-17 16:42:54
Полный журнал в PDF:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО
УДК: 372.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Александровна Арефьева ; Олеся Викторовна Арефьева ;
Цельнастоящей статьи –рассмотреть основные виды самостоятельной работы и подходы к определению ее сущности, методы и приемы организации самостоятельной познавательной деятельно-сти студентов в процессе изучения русского языка как иностранного, раскрыть основные виды самостоя-тельной познавательной деятельности студентов, направленные на усвоение теоретических сведений о русском языке и формирование коммуникативных умений и навыков. Во введении раскрываются цели и задачи самостоятельной работы как средства повышения познавательной активности студентов и раз-вития познавательной самостоятельности личности в процессе профессиональной подготовки в вузе; рассматривается проблема самостоятельной работы в педагогической традиции и ее актуальность для современного высшего образования; описываются основные виды самостоятельной познавательной деятельности и виды самостоятельной работы, с помощью которых организуется репродуктивная и твор-ческая самостоятельная познавательная деятельность студентов педагогического вуза. В основной части предлагаются материалыи методы в помощь студентам, изучающим русский язык как иностранный. Раскрывается содержание дисциплины «русский язык как иностранный» и особенности ее изучения на основе деятельностного и текстового подходов, предполагающих взаимосвязь аудиторной (контактной) самостоятельной работы под руководством и непосредственном участии преподавателя на учебных заня-тиях и внеаудиторной самостоятельной работы студентов, выполняемой без участия преподавателя во внеучебное время, но по его заданию. Особое внимание уделяется видам самостоятельной работы как способам организации определенных видов самостоятельной познавательной деятельности, направлен-ных на развитие и формирование познавательных способностей личности: внимания, памяти, мышления и речи. В помощь студентам предлагаются задания и упражнения для самостоятельной работы и успешного изучения русского языка как иностранного, приводится алгоритм их выполнения, даются вопросы и заданиядля проверки правильности самостоятельного выполнения заданий и контроля результатов самостоя-тельной познавательной деятельности. Результаты проведенного исследованиянашли отражение в публи-кациях авторов, докладывались на международных и всероссийских научно-практических конференциях. В статье приводятся сведения об апробации и внедрении результатов исследования в образовательном процессе федерального государственного бюджетного образовательного учреждения «Марийский государственный университет». Взаключениесодержатся выводы по результатам настоящего иссле-дования в целом, предлагаются пути активизации самостоятельной познавательной деятельности студен-тов педагогического вуза.
НРАВСТВЕННОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК РЕСУРС В ПРОФИЛАКТИКЕ СОЦИАЛЬНО ОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙМОЛОДЕЖИ
УДК: 316.6-057.875
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Алексеевна Домрачева; Ирина Евгеньевна Дремина;
Аннотация. Введение.В статье актуализируется значимость нравственногосамоопределения в свете молодежной национальной политики. Отмечаются нормативные документы, которые регулируют вопро-сы воспитания, социализации и профилактики социально опасного поведения молодежи. Нравственное самоопределение рассматривается как одна из важнейших характеристик социализации, его сущность заключается в том, чтобы личность была способна самостоятельно совершать свой нравственный выбор, не нарушая нормы морали и человеческого бытия. Цель данной статьи: теоретическое обоснование и эмпирическое исследование нравственного самоопределения личности и склонности к социально опас-ному поведению на выборке студенческой молодежи, обучающейся в вузе. Материалы и методы.Материа-лами исследования послужилинормативно-правовые документы и научные работы, в которых рассматрива-лисьвопросы нравственногосамоопределения и склонности к социально опасному поведению. В работе были использованы теоретические и эмпирические методы исследования. Применен психодиагностический инструментарий: методики «Нравственноесамоопределение личности» (А. Е. Воробьёвой, А. Б. Купрейчен-ко), тест СДП –склонности к девиантному поведению (Э. В. Леус). Результаты исследования.Изложенырезультаты эмпирического исследования, целью которого является изучениеуровня нравственногосамоопре-деления, степени выраженности его отдельных аспектов: нравственных представлений, нравственныхориен-таций,нравственных стратегий и склонности к социально опасному поведению, предпринятого на выборкестуденческой молодежи (N= 130). Выявлена обратная статистически значимая взаимосвязь между нравст-венным самоопределением и склонности к девиантному поведению. Заключение.Сформулированы условия, способствующие позитивному нравственномусамоопределению студенческой молодежи: вовлечение студен-тов в волонтерское движение, проектно-исследовательскую деятельность; приобщение к нравственным ценностям; стимулирование развития профессиональных компетенций, социально значимых качеств лично-сти, коммуникативных свойств, создание в образовательном процессе условий для самореализации.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ
УДК: 371.398
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Асановна Мухина; Мария Николаевна Гаврилова; Ольга Вениаминовна Полозова; Ирина Сергеевна Зимина;
Аннотация.Введение.Согласно статистике в нашей стране от неоказания первой помощи на месте ЧП погибают 25 % пострадавших. До 70 % таких смертей можно былобыпредотвратить, если бы рядом с пострадавшим оказался человек, умеющий оказывать первую помощь. Именно поэтому проблема ока-зания первой помощи, в равной степеникак и обучение этому, до сих пор входят в перечень проблем безопасности жизнедеятельности человека. Цель:определение методических особенностей обучения студен-тов оказанию первой помощи. Материалы и методы:тесты «Знания в области оказания первой помощи», «Проверкасформированности умений по оказанию первой помощи». В экспериментальном исследова-нии принялиучастие 126 респондентов: 70 –контрольная группа (КГ) и 56 –экспериментальная группа (ЭГ). Результаты исследования, обсуждения.В ходе исследования было установлено, что более половины ис-следуемыхисточников содержит в себе множество приемов для обучения оказанию первой помощи, свя-занных с дополнительными медицинскими средствами, которыене всегда доступны, поэтому в исследо-вании главный акцент был сделан на методике обучения оказанию первой помощи с использованием подручных средств. Кроме того, весь спектр оказания первой помощи был разделен на части. По резуль-татам диагностики сформированности знаний и умений в областиоказания первой помощи у обучающихся для повышения результативности обучения целесообразным будет включение в курс детализации механиз-мов повреждений, травм, состояний и действий по оказанию первой помощи, действий по их предотвраще-нию или минимизации негативного воздействия. Заключение. Необходимость акцентуации в процессе обу-чения на «диалоге методик» оказания первой помощи обуславливает построение открытой и простой для модернизации информационной базы с выделением основных блоков в содержании методики обучения пер-вой помощи, чтопозволит быстро и легко их редактировать и адаптировать под целевую аудиторию.
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫБЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ ПРОГРАММЫ «СВЕТЛЯЧКИ БЕЗОПАСНОСТИ»
УДК: 373.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лилия Арслановна Пожарская;
Аннотация. Введение. Отсутствие в учебно-воспитательном процессе системной работы по формирова-нию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды, ежедневно находит отражение в недостатке знаний, умений и навыков и у педагогов, и у школьников, и у родителей, а, следовательно, непониманию каждым участником образовательного процесса правиль-но выстроенной мотивации на сохранение жизни и здоровья, неготовности активно транслировать эту позицию в социум. Следовательно, внедрение проекта модели формированиямотивационно-поведенчес-кой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной средыиграет большую рольв сохранении жизни и здоровья дошкольников. В статье представлена программа и дается описание проекта модели формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды. Цель исследования: обобщение и систематизация опыта работы по формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности на дороге у дошкольников. Материалы и методы.Проект моде-ли формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасностидает более эффективное дости-жение безопасности детей на дороге. Анализ теоретических исследований и практической реализации проекта позволяет сделать вывод о том, что работа с детьми по формированию мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной средыс помощью проектной деятельности способствует развитию риск-избегающего мышления и приводит к снижению детского дорожно-транспортного травматизма. Результаты исследования, обсуждение. Реализация программыпредполагает систематическую разноплановую работу, основой которой являются творческие формы и методы обучения и воспитания детей, активные формы организации обучения и просвещения родителейпо проблеме формирования мотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транс-портной среды. В ходе реализации программыв дошкольных образовательных организациях были созданы условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Заключение. Форми-рованиемотивационно-поведенческой культуры безопасности в условиях дорожно-транспортной среды становится решением многих социальных проблем современного общества.
СЕРВИСЫ ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИЙ В ФОРМИРОВАНИИ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Дина Алексеевна Семенова;
Аннотация.Введение. Настоящий этап развития общества диктует новые повышенные требования к уров-ню подготовки специалистов любого профиля. Меняются цель и задачи образования, а вместе с нимии технологии, используемые в образовательном процессе. Определяющим фактором становится направ-ление по использованию интернет-технологий в образовательном процессе. Актуальным становится этот процесс и при реализации проектов,особенно в тот период, когда члены проектной команды находятся не рядом и вынуждены контактировать, используя средства сети Интернет. Цель: внедрение интернет-сервисов в практику реализации обучающих проектов полного жизненного цикла в рамках модернизациипроцесса обучения. Материалы и методы.Интеграция интернет-технологий в образовательный про-цесс позволяет не только повысить эффективность учебного процесса, но и развивать коммуникативные способности обучаемых, делать их активными субъектами познания, учитывать индивидуальные осо-бенности обучаемого и осуществлять самостоятельную учебную деятельность, в ходе которой обучае-мый самообучается и саморазвивается. Интернет-технологии, включающие в себя мультимедийный ап-парат, возможности сети Интернет, средства для интерактивного взаимодействия, успешно закрепились в образовании как эффективный педагогический инструмент. Возрастает роль сетевых сервисов, позво-ляющих эффективно организовывать общение, индивидуальную и совместную деятельность обучаю-щихся, формировать компетенции, необходимые для становления профессионального специалиста. Сервисы интернет-технологий становятся привычным дополнением традиционного учебного процесса, способствуют становлению системы электронного обучения. Результаты исследования, обсуждения.Интернет-технологии позволяют принципиально изменить отношение к получению образования, необ-ходимости непрерывного повышения культурно-образовательного уровня обучающихся на протяжении всей жизни. Заключение. Интернет-технологии содержат множество инструментов, которые могут ока-заться полезны для индивидуальной и совместной деятельности в процессе обучения. Подобные сервисы ориентированы на сетевое взаимодействие людей, и для образования в этой среде важны возможности общения и сотрудничества.
АКТИВНОСТЬ МЫШЛЕНИЯ СУБЪЕКТА УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:АНАЛИЗ ПРОЦЕССА,СОПУТСТВУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ И СТИМУЛИРОВАНИЕ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Сергеевич Чибаков; Дмитрий Александрович Крылов; Линар Гимазетдинович Ахметов;
Аннотация.В статье производится краткий анализ методологических принципов деятельностного под-хода, отстаивающего активную природу мышления, как деятельности и процесса. Развитие активности мышления и личности происходит в деятельности, в которой человек выступает как активный субъект. Результатами мышления являются образы. Построение образа описывается деятельностной парадигмой. Активность мышления студента в учебной деятельности наиболее полно проявляется при решении задач с практико-ориентированным содержанием и при выполнении разных видовпрактических заданий. При этом мы считаем, что активность мышления шире универсальных учебных действий за счет избира-тельности, волевых качеств, внимания, результатов деятельности. В экспериментальной части исследо-вания называются индикаторы активности мышления: умения планировать; мотивы выбора задания; логичность и последовательность; оптимальность (минимизация лишних действий); уровень рассужде-ний (описательный, объяснительный, прогностический) и их доказательность; самостоятельность (груп-повая автономность); сосредоточенность внимания (целеустремленность); качество выводов, стремление разобраться в недочетах и устранить замечания; затраченное время. Описываются процедуры педагоги-ческих измерений, связанные с получением аналитической информации и способами ее обработки, опре-делением общего показателя активности мышления и динамики ее развития. На основе данных сопут-ствующего контроля предлагаются методы и приемы стимулирования активности студентов в учебно-практической деятельности. Подчеркивается исключительная роль диалоговой коммуникации и рефлек-сии в профессиональном становлении компетентного специалиста. На основе полученных результатов делается вывод о развитии активности мышления, а вместе с ней и культуры мышления при соблюдении методологических и организационно-процессуальных принципов, систематическом сопутствующем кон-троле и сопровождающем стимулировании студентов в учебной деятельности на разных видах практиче-ских занятий профессионального обучения.
РИТМООБРАЗУЮЩИЕСРЕДСТВАСОЗДАНИЯХУДОЖЕСТВЕННОГО ТИПА«ЧЕЛОВЕК ХОРОШЕГО ТОНА»В «ПИСЬМАХ СТОЛИЧНОГО ДРУГА К ПРОВИНЦИАЛЬНОМУ ЖЕНИХУ»И.А.ГОНЧАРОВА (ПИСЬМО ПЕРВОЕ)
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
Аннотация.Введение. Первыенемногочисленные исследования, посвященные выявлению особенностей ритмической организации малой прозы И. А. Гончарова, появились в начале XXIвека. Ритмообразующие принципы весьма различны: встречаются не только факторы, присущие структурированию прозы («ритми-ческая проза», «орнаментальная проза»), но и стихообразующие признаки (рифма). Цель: выявить неко-торые ритмообразующие средства, направленные на создание художественного типа «человек хорошего тона», изпервогописьмаА. Чельского Василию Васильевичу из «Писем столичного друга к провинциально-мужениху» И. А. Гончарова. Материалы и методы: главным объектом исследования является ритмическаяорганизация малой прозы писателя. Основные методы, позволяющие выявить специфику ритма в искомом произведении, –историко-генетический, типологический. Результаты исследования, обсуждения. Еслидоминантной ритмической единицей в создании художественных типов «франт» и «лев» является про-заическая строфа, то ритмические пассажи, описывающие тип человека хорошего тона, можно разделить на две части: в первой части тип человека хорошего тонасоздается при помощи приема сопоставления, а вторая часть рассуждениястроится при помощи конструкции «риторический вопрос –ответ». Заклю-чение. Анализ тематического фрагмента, описывающего тип хорошего тона, позволил прийти к выводу о том, что И. А. Гончаров создает графически четкое, ритмически структурированное произведение как на уровне формы, так и на уровне содержания. Ритмический каркас создают одинаковые синтаксические конструкции, сопровождаемые морфологическими, лексическими, идейно-тематическими повторами. Несмотря на то, что эти повторы присущи «ритмической прозе» и «орнаментальной прозе», И. А. Гончаровне повторяется в использовании приемов. Ритмический рисунок изыскан, сложен, весьма причудлив.
ЯЗЫКОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ (НА МАТЕРИАЛЕ ФЕЙКОВЫХ НОВОСТЕЙ О ДОНАЛЬДЕ ТРАМПЕ И ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ США–2020)
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алла Ралифовна Бодулева; Луиза Руслановна Сайфутдинова; Анастасия Сергеевна Салина ;
Аннотация. Введение. В настоящее время фейковые новости и материалы являются значимым фактором в распространении определенных мнений в СМИ и эффективным инструментом влияния и привлечения внимания общественности. В статье рассматривается понятие «фейковые новости», а также особенности их использования в современном интернет-пространстве. Статья посвящена фейковым новостям как осо-бому типу передачи и распространения информации,обусловленному спецификой современного медиа-пространства. Цельюданной статьи является анализ языковых особенностей фейковых новостей о Дональде Трампе и предвыборной кампании–2020 в США. Материалы и методы.Материалом иссле-дования послужили новости из англоязычных интернет-источников. В ходе исследования применялисьметоды семантического и лингвистического анализа. Результаты исследования, обсуждения.В статье рассматриваются такие лингвистические приемы воздействия, как искажение информации, изоляция ад-ресата, эффект присутствия, упрощение, а также использование эвфемизмов, терминологии и лексиче-ских маркеров. Мы исследуем аттрактивную функцию фейковых новостей как средство манипулирова-ния сознанием читателей. В статье приводятся реальные примеры новостей, имеющих фейковый характер и распространяемых в социальных сетях и через мессенджеры.Заключение. Таким образом, в данной статье подвергаются анализу фейковые новости, связанные с американским президентом Дональдом Трампом и предвыборной кампанией США 2020 года. В результате исследования было выяв-лено, что в них используются лингвистические приемы, способствующие привлечению внимания чита-телей и вводящие их в заблуждение.
СПОСОБЫ ПЕРЕВОДА ОНИМИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ АНГЛОЯЗЫЧНОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Владимировна Косоногова;
Аннотация.Статья посвящена проблеме перевода онимических единиц англоязычного юридического дискурса на русский язык, описанию и анализу способов перевода, которые были использованы в настоя-щем исследовании. Методы исследования.В ходе исследования были использованы метод сопостави-тельногоанализа, описательный метод, основанный на анализе и классификации изучаемого пласта лек-сики, метод сплошной выборки, метод словарных дефиниций. При отборефактического материала использовался метод количественного анализа. Материалы исследования.Были проанализированы более 2000 онимических терминов, взятых из различных образцов англоязычного дискурса права: тек-стов законов, законодательных актов, судебныхпрецедентов. Также были использованы английские и американские лексикографические источники. Результаты и обсуждение.В качествеосновных способов перевода онимических единиц нами были выделены следующие способы перевода: транскрибирование, транслитерация, калькирование, описательный способ, а также комбинации различных способов перево-да в различных сочетаниях. Выводы. В результате исследования было установлено, что выбор перевод-ческих трансформаций должен осуществляться в зависимости от как собственно лингвистических фак-торов, таких как тип словообразовательных моделей онимических терминов, разряды имен собственных, которые послужили источником образования подобных терминов и др., так и экстралингвистических факто-ров, таких как содержание предметной области англоязычного юридического дискурса, в основе которого лежит прецедентная природа права, и вытекающая из этой природы национально-культурная специфика онимических номинаций. Результаты исследования могут быть использованы в разработке академических курсов по лексикологии, терминоведению, переводоведению и теории языка, а также практикующими переводчиками при осуществлении перевода юридических текстов любого типа.
ТЕМА БЕЗДОМЬЯ В РОМАНЕ Н.С.ЛЕСКОВА «НА НОЖАХ»(ОБРАЗ ПАВЛА ГОРДАНОВА)
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова;
Аннотация.Цель.Для установления смыслового объема концепта «дом» в художественной картине мира Н. С.Лескова рассматривается образ Павла Горданова, одного из главных героев антинигилистического романа «На ножах» (1870–1871), в контексте темы бездомья. Методы.В исследовании применяется комплексный подход, совмещающий историко-типологический, сравнительно-сопоставительный, описа-тельный, мотивный и выводящий текст в сферу культуры концептуальный методы. Введение.Исчезно-вение или потеря дома –это архетипический сюжет, так как он восходит к ранним формам словесного творчества и постоянно присутствует в художественной литературе. Бездомье противоречит националь-ному представлению о доме как о долговечном, прочном и упорядоченном мире и обозначает разрыв с прошлым. Бездомье противопоставлено дому, оно сопряжено не только с десакрализацией функции жи-лища, но и с внутренней неубранностью героев, одиночеством, идеей оторванности от своих корней, отдале-нии от духовного начала. Обсуждения.Отсутствие своего дома –деталь, определяющая неблагополучие мироустройства и мироощущения Павла Горданова. Писателем создается собирательный образ нигили-ста, типичный для того времени, не вызывающий симпатий у читателя и демонстрирующий явное неприятие со стороны повествователя. Выводы.Бездомьесвязано с ложным финалом, с разрушением нормы, традиции, потерей Бога. Понимание дома у Н. С.Лескова согласуется с понятием дома в тради-ционной русской культуре, в которой был воспитан писатель, со славянофильством, обосновавшем самобытность исторического развития России, принципиально отличного от западноевропейского направления. Данное восприятие обуславливает характерные черты авторского мировидения. Правиль-ный дом в понимании Н.С. Лескова –это дом намоленный, дом Божий.
ПОЭТ-ПРОСВЕТИТЕЛЬ АКМУЛЛА В АКСИОЛОГИЧЕСКОМ ИЗМЕРЕНИИ В СОВРЕМЕННОЙ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ
УДК: 821.512.141, 10.01.02
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульнур Мирзаевна Набиуллина;
Аннотация. Введение.События конца ХХ века открыли новые возможности для дальнейшего развития башкирской литературы. Наряду с новыми задачами тема героического подвига народа за духовную сво-боду, создание художественного образа выдающихся его представителей и по сей день является предметомособого внимания. Нами поставлена цель–изучить образ поэта-просветителя Акмуллы в современной башкирской прозе в аксиологическом измерении. Материаломдля анализа послужили произведения башкирских писателей, посвященные М.Акмулле. Для достижения цели использованы культурно-исто-рический, биографический, герменевтическийметоды, с применением контекстуального и культуроло-гического принципа. Результаты исследования, обсуждения. Подлинная гражданственность, гумани-стическая направленность творчества М.Акмуллы неразрывно связаны с общими тенденциями XIXвека и в то же время имеют свои особенности, выделяя его из исторического процесса органичным сочетани-ем двух начал –религиозного и просветительского, что позволяло ему занять своеместо среди самых различных слоев населения. Жизнь сэсэна, наполненная событиями, свершениями и поисками, создают его образ, несущий глубокие художественно-эстетические и нравственные традиции своего народа, раскры-вающий дух атмосферы той эпохи, освещая события реальной истории. Переживания за судьбу народапод-нимают творчествоАкмуллы на высокуюступень развития. Его стихи, воплощенные в совершенной художественной форме, несущие откровения не только для той эпохи,в которойжил поэт, но и для современ-ников,выступают в качестве системы религиозно-нравственного измерения ценностей. Заключение. Таким образом, анализ показал, что безусловный интерес представляет художественный образ Акмуллы, увеко-веченный в творчестве современных писателей (М.Ямалетдинов, Л.А.-Якшибаева, Я.Хамматов и т. д.),уясняющий исторические и социальные ценности. Мулла, призывающий к просвещению, преображающийжизнь народа своим учением и творчеством, поэт, преображаемый исламской религией –такова идейная основа художественно-образного решения характера просветителя всовременной башкирской литературе.
АНГЛОЯЗЫЧНЫЕ АНОНСЫ КУЛЬТУРНЫХ СОБЫТИЙ:СРЕДСТВА ВЫРАЖЕНИЯ ЭКСПРЕССИВНОСТИ В ТЕКСТАХ МАЛОГО ФОРМАТА
УДК: 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Юлия Сергеевна Старостина; Марина Владимировна Черкунова;
Аннотация. Введение.Данная статья посвящена систематизации лингвистических средств выражения категории экспрессивности в англоязычных текстах, анонсирующих события культурной жизни. Цельюисследования является качественно-количественный анализ экспрессивных средств с точки зрения выявле-ния ядерных, периферийных и факультативных инструментов формирования экспрессивного планатекста анонса. Материалы и методы. Работа выполнена на материале ста текстов, анонсирующих разного родавыставки, организованные музеями на территории Англии и Шотландии за период с 2015 по 2020годы. В работе использованы методы структурного, семантического, дискурсивного анализа, а также метод коли-чественных подсчетов. Результаты и обсуждение.В ходе исследования проведен анализ структурно-содер-жательных параметров малоформатного текста анонса и установлена корреляция между расположением данных элементов и реализацией аттрактивной функции текста в целом. Кроме того, сделан вывод о нераз-рывном сочетании средств информирования и аттракции в рамках анонса: инструменты реализации информа-тивной функции текста одновременно выступают в качестве аттрактивных. На следующем этапе работы рассмотрены собственно лингвистические инструменты формирования экспрессивного плана анонса на лек-сическом, синтаксическом и стилистическом уровнях и определены количественные показатели данных язы-ковых средств из расчета на один текст. В результате составлена иерархия средств формирования экспрессии в рамках малоформатного текста с выделением ядерных, периферийных и факультативных элементов. Заключение.Реализация ключевой –аттрактивной –функции анонса достигается специфическим арсеналом средств, распределенных по всем текстовым уровням; конкретная комбинаторика и приоритетность данных средств определяются принадлежностью анонса к категории малоформатных текстов и необходимостью выполнения комплексной прагматической задачи в условиях ограниченного текстового объема.