ВЕСТНИК 3(39) 2020
- Название:
- ВЕСТНИК 3(39) 2020
- Номер:
- 3
- Год:
- 2020
- Дата публикации на сайте:
- 2020-09-23 09:57:43
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 16
МОДУЛЬНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
УДК: 378.095
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльвира Михайловна Воронцова;
В статье изложено модульное преподавание дисциплины «Информатика. Медицинская информатика»
в высшем учебном заведении и рассмотрен опыт преподавания в ФГБОУ ВО «Марийский государствен-
ный университет». В процессе изучения теоретических дисциплин на 1-м курсе будущий врач должен
научиться применять современные методы научного познания, цифровые компетенции, решать профес-
сиональные задачи с использованием информационных технологий. Описано использование обучающи-
мися электронной образовательной среды Moodle, которое обеспечивает оперативное получение профес-
сионально значимой образовательной информации через Интернет в любое время и через любые
устройства. В курсе «Информатика. Медицинская информатика» больше внимания необходимо уделять
изучению конкретных задач с помощью соответствующих прикладных программ, которые позволят эф-
фективно подготовить будущих врачей для решения задач к использованию информационных техноло-
гий при обработке медицинской информации в информационных системах; к разработке и внедрению
в современную медицинскую практику информационных технологий; к введению отчетной документа-
ции в медицинских и научных организациях с использованием информационных технологий; к органи-
зации и планированию работ медицинского персонала, которые являются проводниками идей информа-
тизации здравоохранения. Особое внимание уделяется дополнительным навыкам и приемам подготовки
медицинской документации, специфике статистических таблиц, сопровождению научных докладов ил-
люстративным презентационным материалам, защите данных, освоению медицинских ресурсов в сети
Интернет для поиска профессиональной информации по отдельным разделам медицинских знаний,
вводу и представлению медицинских данных, штрих-кодированию информации, вводу и обработке гра-
фических изображений в медицине и здравоохранении, медицинской информационной системе «Медиа-
лог», медицинской информации в информационной поисковой системе «Гарант», которая содержит
многочисленные ссылки на действующие законодательные акты, нормативные документы системы
здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УДК: 373.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Аида Чингизовна Талыпова; Ильгиз Миргалимович Синагатуллин; Олеся Геннадьевна Калашникова;
Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников – одна
из первостепенных вопросов преподавания в начальной школе согласно программным требованиям.
По результатам проведения специального анализа выбранных предметов для 1–4 классов можно отме-тить наличие отдельного раздела, предусматривающего освоение учениками работы с текстами, в кото-рых есть рисунки, таблицы, схемы, диаграммы. Также здесь предполагается освоение простейших навы-ков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы. Как раз за счет работы с наиболее простыми заданиями обеспечивается плавный переход к выполнению более сложных
задач. Возникает необходимость рассмотрения в начальной ступени обучения методов структурирова-ния, анализа и оценки информации, применение которых требует умения проводить вычисления и уме-ния представлять информацию числами, визуализировать ее в таблицах, диаграммах, графиках. В дан-ной статье рассмотрены два направления формирования информационной грамотности обучающихся в на¬чальной школе. Уточнен комплекс умений и содержание материала по каждому направлению: «Чте-ние. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». На основе анализа пси-холого-педагогической литературы, систематизации и обобщения опыта работы учителей начальных классов были указаны недочеты в формулировках заданий и предрооставления разных форм информа-ции. Авторы учебников, учителя часто опускают эти вопросы, т. к. не считают их необходимыми, и как следствие –
не формируется правильный подход к чтению соответствующей информации. На основе вышеизложен-ного определены исходные положения и предложены дополнительные задания, повышающие уровень информационной грамотности младших школьников.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
УДК: 378.12
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов; Евгения Сергеевна Бахтина;
Рассматривается совершенствование системы формирования публикационной компетентно-
сти у преподавателей вуза в процессе их профессиональной деятельности. Данная проблема является
одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования, и одним из
эффективных путей ее решения авторы видят использование метода моделирования, предполагая построе-
ние такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. Цель статьи –
выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты (цель, задачи, принципы, педагогические
условия, направления, содержание, формы, методы, средства и результат) модели формирования публи-
кационной компетентности у преподавателей современного вуза. Материалы и методы. Для достиже-
ния цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-
методической, специальной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании,
индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего
образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов
исследований трудов зарубежных практиков, концептуально-теоретическое описание передовых методов
управления научной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества научно-
образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых
материалов и аналитических отчетов ведущих научных журналов, контент анализ информационно-
консультационных веб-сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской
и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления научной деятельностью в
образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. Рассмотре-
ны особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей
и задач, принципов, содержания, форм и методов. Подчеркнуто, что представленная модель имеет
единый неделимый характер, так как все структурные компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы
и функционируют для достижения заданного конечного результата – повышение эффективности форми-
рования публикационной компетентности у преподавателей в условиях современного вуза.
МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
УДК: 796.386.796.015
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Геннадий Михайлович Николаев; Светлана Николаевна Федорова;
На протяжении длительного времени вопрос о своевременном выявлении у детей и подрост-
ков склонности к определенным видам двигательной деятельности не подвергался подробному изуче-
нию, хотя, несомненно, потребность в этом была. Именно этой потребностью объясняется интерес ис-
следователей к проблеме отбора и подготовки спортивного резерва. Уже с 50-х годов XX в. тренеры
и работники физкультуры и спорта, выступая на страницах спортивных изданий, говорят о необходимо-
сти усовершенствования системы отбора, повышения его качества и эффективности, преодоления труд-
ностей, связанных с отсутствием методологических подходов к учету акселерационного процесса
в современном мире и так далее. Эти вопросы сохранили свою актуальность до сих пор. Цель исследо-
вания – выявить и охарактеризовать методики спортивного отбора наиболее одаренных детей для заня-
тий игровыми видами спорта. Материалы и методы: исследование основано на теоретическом анализе
научно-методической и специальной литературы по проблеме, а также опыте работы тренеров по игро-
вым видам спорта с использованием различных методов спортивного отбора. Результаты исследова-
ния, обсуждения: в статье обобщаются данные теоретических и экспериментальных работ по проблеме
отбора детей для занятий игровыми видами спорта. Характеризуются тесты и диагностические методики,
при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств юных
спортсменов. Особое внимание обращается на метод реакции на движущийся объект (РДО) по оценке
предрасположенности юных спортсменов к занятиям игровыми видами спорта. Заключение. Результаты
исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована для
отбора и выявления наиболее одаренных спортсменов для занятий игровыми видами спорта.
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА НА ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алиса Александровна Стенищева;
В современном мире по мере изменения демографии, социальных условий, политических обстоятельств
остро стоит вопрос о создании условий для развития мультикультурной личности с целью воспитания
социальной сплоченности и толерантности к другим национальностям. Достичь данной цели призвано
мультикультурное образование, которое, в свою очередь, основано на равенстве социальной справед-
ливости. Основными методами данного исследования являются: теоретический анализ зарубежной
и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ взаимосвязи таких понятий как муль-
тикультурализм и поликультуризма. Компоненты, необходимые для образования мультикультурализма
в педагогике – это уменьшение предрассудков, расширение возможностей образовательной и социальной
культуры. Педагогическая проблематика мультикультурализма, главным образом, сталкивается
с вопросами социокультурной, языковой и психологической адаптации иноэтничных детей, сопро-
вождения детей-мигрантов в многокультурной образовательной среде, в связи с чем определяются прин-
ципы мультикультурности в образовании, исследуются особенности профессиональной подготовки
мультикультурного учителя для работы с иноэтничными детьми, разрабатываются научно-теоретические
и практические аспекты организации учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в сов-
ременной школе. Немаловажным становится понимание, что из себя представляет мультикультурный
человек и чем он отличается от «обычных» людей, на каком этапе происходит определение и отсле-
живание условий, при которых культурная идентичность превращается в мультикультурную. Данные
аспекты требуют особого внимания, поскольку они связаны с усилиями по урегулированию конфликтов
в существующем обществе. Потенциально мультикультурный стиль может образоваться и проявляться
в любом обществе или культуре, которые сталкиваются с новыми взглядами, другим образом жизни.
Произошедшие изменения в самом начале 2020 г., связанные с пандемией коронавируса, всколыхнули
оживление потребностей в сохранении собственной и коллективной культурной самобытности. Наряду
с дезориентацией, появляются новые возможности для того, чтобы осознать свою индивидуальность
и идентичность человеческого рода в целом. Возможно, именно сейчас зарождается новый тип индивида,
который является частью сообщества граждан, которые хотят видеть мир единым и чувствуют себя как
нечто целое со всеми его частями.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Светлана Николаевна Федорова;
В статье рассматривается проблема оценки эффективности адаптивной системы обучения,
характеризующейся приспособлением к конкретным условиям процесса обучения в зависимости от кри-
териев, направленных на совершенствование и улучшение качества обучения. Цель данной статьи –
теоретическое обоснование алгоритма использования диагностического инструментария для оценки эф-
фективности адаптивной системы математической подготовки студентов в условиях электронной ИОС
вуза. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рас-
сматривались вопросы диагностики и оценки уровня математической подготовки студентов в ада-
птивных системах обучения с использованием информационно-коммуникационных средств. В иссле-
довании были использованы теоретические, эмпирические и математические методы. Результаты
исследования. Система оценки эффективности адаптивной системы математической подготовки студен-
тов представлена нормативно-организационными, психолого-педагогическими, программно-техничес-
кими, коммуникативными, кадровыми критериями. Каждый критерий был раскрыт через конкретные
показатели, которые в дальнейшем измерялись и оценивались. Для ранжирования выделенных групп
критериев / непосредственно самих критериев в группе / соответствующих критериям параметров в раз-
работанном диагностическом инструментарии был использован метод анализа иерархий (МАИ) Саати.
Заключение. Разработанный диагностический инструментарий позволяет проводить мониторинг резуль-
тативности математической подготовки студентов вуза в контексте электронного обучения. Рационально
выстроенная диагностика результативности математической подготовки в рамках разработанной модели
ориентирована на улучшение учебного процесса путем определения пробелов в математической подготовке студентов и дальнейшей коррекции процесса обучения.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Шабалина; Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов;
Современный период реформирования всей системы профессионального образования харак-
теризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а из-
менения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического кон-
сультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи –
проанализировать и охарактеризовать основные традиционные и инновационные походы становления
управленческого консалтинга в контексте развития научного менеджмента. Материалы и методы. Для до-
стижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение
научно-методической, специальной литературы по проблемам управленческого консалтинга в образова-
тельных организациях, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии
и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретро-
спективы результатов исследований трудов зарубежных практиков-консультантов, концептуально-
теоретическое описание передовых методов управления инновационной деятельностью и систематиза-
ция практического опыта оценки качества образовательного процесса современного вуза; эмпирических
методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих консалтинго-
вых агентств занимающихся вопросами коучинга персонала, контент анализ информационно-
консультационных веб сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской
и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления инновациями в образова-
нии, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. В исторической
ретроспективе эволюцию управленческой деятельности можно проследить через развитие следующих
этапов научного менеджмента: школа научного управления; теория административного управления;
школа «человеческих отношений»; теория организации как социальной системы; теория ограниченной
рациональности и бихевиористская теория принятия решений; школа количественных оценок; систем-
ный и ситуационный подходы в менеджменте; концепция стратегического менеджмента; теория органи-
зационной культуры и другое. Заключение. Таким образом, для совершенствования процесса професси-
ональной подготовки студентов в современном вузе, вышеизложенные положения позволяют отнести
к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга
УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЙ «ЮМОР», «САТИРА» И «КОМИЧЕСКОЕ» ДАГЕСТАНСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
УДК: 82-7.09:111.852
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Саидат Хизбулаевна Яхияева; Лариса Владимировна Березина; Зарема Набиевна Исаева;
В данной статье рассматриваются такие понятия, как «комическое», «юмор», «сатира». Рассмотрен уро-
вень восприятия дагестанскими школьниками юмористических, сатирических произведений через приз-
му их эстетического и комического содержания. Описано не выделявшееся ранее в национальной науч-
ной традиции понятие «комическое». Цель: посредством конкретного анализа уточнить распрост-
раненные формалистические представления о содержании комического в юмористических произ-
ведениях М. Зощенко в силу принадлежности сатиры и юмора к одной категории. Материалы
и методы. В исследовании используются данные опроса в средних школах № 7, № 3 г. Махачкалы,
Республиканском многопрофильном лицее (РМЛИ ДОД) и в сельских школах Республики Дагестан для
выявления уровня знаний, обучающихся по русской литературе, проведя беседы на тему сатирико-юмо-
ристических произведений для устранения трудностей тематики. Методами исследования явились
изучение научной литературы, обобщающий и аналитический методы. Результаты исследования,
обсуждение. Изучение особенностей восприятия обучающимися национальных школ Дагестана сатири-
ко-юмористических произведений М. Зощенко поможет учителю определить наиболее эффективные ме-
тоды и приемы развития у школьников уровня восприятия понятий «юмор», «сатира» и «комическое».
Заключение. Проблема изучения сатирико-юмористических произведений, их художественной специфи-
ки, требует своего разрешения независимо от степени сложности изучаемого произведения, психологических особенностей восприятия их школьниками.
ФУНКЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРИЙСКИХ ГОСТЕВЫХ ПЕСЕН
УДК: 398.89
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
Анализ гостевых песен мари с позиций лингвофольклористики позволяет обнаружить взаимо-
обусловленность и взаимосвязанность текстов песен и ритуалов и обрядов приема гостей. Функциониро-
вание обрядовых песен мари определяется их местом и функцией в обряде. Цель данной работы – осу-
ществить анализ функций, особенностей употребления и целей исполнения марийских гостевых песен.
Материалы и методы. Объектом исследования являются марийские обряды гостеприимства и тексты
гостевых песен. Материалы исследования были собраны автором статьи в 1989–2019 гг., к анализу также
привлечены материалы фольклорных экспедиций Марийского государственного университета. В работе
нашли применение текстоцентрический и антропоцентрический подходы, описательный метод, контек-
стологический анализ. Результаты исследования, обсуждения. При определении функций гостевых
песен следует учитывать, что в их составе выделяются те, что связаны с обрядами, и песни, которые либо
не имели такой связи изначально, либо с течением времени утратили ее. Аккумулятивная функция госте-
вой песни сводится к хранению информации, культурных кодов. Эстетическую функцию гостевых песен
следует рассматривать с двух позиций: эстетизация быта; гостевая песня как образец народного поэти-
ческого творчества, выразительности, богатства марийского языка. Регулятивная функция гостевой пес-
ни в контексте обрядов гостеприимства сводится к тому, что песнями сопровождаются значимые момент
приема гостей. При антропоцентрическом подходе следует выделить эмотивную и катарсическую функции.
Гостевая песня играет роль индикатора и регулятора отношений между членами этнической общности.
Гостевые песни способствуют приобщению подрастающего поколения к традициям своего народа. В них
заложены социальные нормы, ценности, которые усваиваются не только отдельной личностью, но и этни-
ческим сообществом в целом. Заключение. Функции гостевых песен переплетаются, тесно взаимодейству-
ют. В зависимости от жанровой разновидности песни на первый план выдвигается та или иная функция.
ТЕОРИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ И КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
УДК: 81-13
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Константин Иванович Бринев; Надежда Николаевна Шпильная;
В центре российской когнитивной лингвистики находится проблема «язык и познание», ее
решение связано с признанием субъективности знания и языка. Такой подход восходит к когнитивной
теории языка Дж. Лакоффа. Однако при таком подходе затруднительно ответить на вопрос о возможности
научного знания как объективного знания. Следовательно, когнитивная теория языка является неудовлетвори-
тельной и нуждается в критическом обсуждении. Цель статьи – обсудить статус научного знания и знания
в языке на фоне принятой под воздействием работ Дж. Лакоффа теории языка в когнитивной лингвистике.
Результаты исследования, обсуждения. Критическая оценка когнитивной теории языка Дж. Лакоффа, про-
возглашающей субъективность знания, закрепленного в языке, показывает ее противоречивость и, как
следствие, неудовлетворительность. Признание Дж. Лакоффом категорий базового уровня привилегиро-
ванным источником познания не выдерживает критики, в силу того, что расширение возможностей вос-
приятия в категориях базового уровня не может осуществляться для согласованности опытного и научного
знания, так как научное знание связано с подтверждением гипотезы об устройстве мира. В работе фор-
мулируется идея о том, что в языке представлено объективное теоретическое знание. Исходной посыл-
кой такого подхода является положение, согласно которому объективное научное знание возможно толь-
ко в силу объективности знания, зафиксированного в языке. На основе критики ключевого положения
когнитивной лингвистики о приоритете опыта в познании действительности в статье обосновывается,
что язык включает в себя гипотезу об устройстве мира. Заключение. Представленный в статье анализ показы-
вает необходимость пересмотра концепции соотношения языка и знания с точки зрения понятия объективной
истины (истины как соответствия фактам) и с точки зрения депсихологизации языкового знания.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА
УДК: 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алия Ринатовна Исмагилова; Марина Ивановна Солнышкина; Ольга Геннадьевна Палутина;
Изучение вопросов лингвистических ландшафтов является актуальным на сегодняшний день,
так как в современном мире, в котором активно разворачивается процесс глобализации, лингвистический
ландшафт ярко демонстрирует предпочитаемые населением языки-номинации. Цель: определить ино-
язычные языки-доминанты эргонимов, которые являются индикаторами социальных процессов и отра-
жают стремление населения к сохранению языковой и национальной идентичности или наоборот, стрем-
ление к унификации культур и языков. Материалы и методы: материалом исследования в данной
статье явился 221 эргоним коммерческих объектов, представленных иноязычными наименованиями.
Основными методами исследования выступили количественный анализ и элементы компонентного ана-
лиза лексических единиц. Результаты исследования: анализ данных эргонимов позволяет выявить
наиболее предпочтительные для номинации иностранные языки, таким образом, позволяя прогнозиро-
вать, какие социальные процессы могут оказывать влияние на общество. Результаты исследования пока-
зали, что языком-доминантом наименований коммерческих объектов является английский язык. Итак,
можно отметить, что лингвистический ландшафт г. Казани подвержен влиянию процесса вестернизации.
Заключение: сохранение национальной идентичности означает сохранение языка, культуры, традиций
и истории своего народа. Таким образом, иноязычные заимствования, с одной стороны, могут быть рас-
смотрены как источники обогащения языков, а с другой стороны, как факторы, стирающие языковые
и культурные грани. Процесс глобализации и его последующее влияние на лингвистический ландшафт
происходит как результат расширения культурных контактов. Одним из наиболее заметных процессов,
происходящих в настоящее время, является процесс вестернизации, который определяется влиянием
преимущественно западных языков и культур.
БЕСПРЕДЛОЖНЫЕ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРОТОТИП И ПАРАМЕТР СРАВНЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
УДК: 81'22
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марика Ашотовна Калюга;
Данная статья посвящена анализу средств обозначения прототипа и параметра сравнения
в русском языке таких, как беспредложный творительный падеж и предложно-падежные конструкции
против + родительный, перед + творительный, в + винительный, на + винительный, с + творительный
и по + дательный. Цель: проанализировать роль концептуальных метафор в развитии значений прототипа
и параметра сравнения у беспредложного творительного падежа и других синонимичных предложно-
падежных конструкций. Актуальность исследования обусловлена тем, что беспредложные и предлож-
но-падежные конструкции анализируются в рамках такого перспективного и разрабатываемого в совре-
менной науке направления, как когнитивная лингвистика. Теоретической базой исследования послужили
положения теории концептуальной метафоры, согласно которой производные значения падежей и пред-
логов развились из более конкретных, пространственных, значений путем метафорического переноса.
Результаты исследования, обсуждения. Продемонстрирована роль концептуальных метафор в разви-
тии значений прототипа и параметра сравнения. Заключение. Показано, что на основании метафоры
сходство – близость прототип сравнения понимается как конечный пункт движения или как участник
движения навстречу. Соответственно, предложно-падежные конструкции в + винительный и на + вини-
тельный, которые в пространственном значении обозначают конечный пункт движения, и конструкция
с + творительный, которая служит для обозначения отношений совместного действия (например, дви-
жения навстречу), развили значение прототипа сравнения. Метафорическое понимание сопоставления /
противопоставления как расположения рядом или напротив также объясняет употребление против + роди-
тельный и перед + творительный для обозначения прототипа сравнения. Параметр сравнения метафори-
чески понимается как инструмент, с помощью которого что-то сравнивается, а инструмент в свою очередь
концептуализируется как путь. На основании метафор параметр сравнения – инструмент и инструмент –
путь, две конструкции, которые в пространственном значении употребляются для обозначения пути
(творительный беспредложный и по + дательный) развили значения параметра сравнения.
КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» В ДРАМЕ Н. Г. ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО «ЗОРА»
УДК: 821.161.1.
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Николаевна Сарбаш;
Предмет исследования – концепт природы в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора».
Концепт как единица творческого процесса активно исследуется в современном литературоведении, од-
нако в аспекте писательской концептосферы драматические произведения Н. Г. Гарина-Михайловского
не анализировались, чему и способствует данное исследование. Цель предпринятого исследования –
выявление концепта «природа» в драме «Зора», в семантическом поле которого проявляется главная ди-
хотомия «человек – природа». В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно-
описательный методы анализа, которые позволяют показать концепт «природа» как интегрированное
явление, включающее в себя такие его составляющие, как патриархальное сознание, национальные ми-
фологемы, этноконстанты. В статье анализируется содержательное поле концепта природы, которое свя-
зано с различными аспектами духовного плана. В драме «Зора» обозначено противостояние двух миров:
промышленной цивилизации, которую стремится «привить» в чужом краю англичанин Гарри, и мира
природно-патриархального, в полном гармонии с которым живут чуваши и красавица Зора. Эта противо-
поставленность является доминирующей в пьесе, определяющей ее идейную направленность, сюжетную
динамику, образную систему. Природа предстает в широком контексте мировидения народа, патриар-
хального сознания: в пьесе «задействованы» национальные мифологемы, языческие боги – добрый Тура
и злой Ирик. Мифологические образы народной культуры усиливают природную константу пьесы.
Национальная песня характеризует образно-фольклорное, мифологическое миропонимание чувашей
о добром и всемогущем боге, который одаривает человека всеми благами жизни. Различные грани кон-
цепта природы позволяет увидеть соотнесенность в пьесе двух песен и природного мира с жизнью глав-
ной героини. Концепт «природа» организует художественное пространство драмы и демонстрирует широкий семантический диапазон.
ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИФА О ВРАЧАХ
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Степанова;
В статье рассматриваются стереотипные репрезентации образа врача. Дано определение поня-
тию «миф о врачах». Под мифом о врачах понимается совокупность ценностно-мировоззренческих пред-
ставлений обобщенного образа врача, бытующих в лингвокультурном обществе, которые воспринима-
ются как само собой разумеющиеся. Врач (как обобщенный образ) ассоциируется с позитивным
результатом – сохранением и улучшением здоровья человека. Цель данного исследования состоит в опи-
сании ценностно-мировоззренческих представлений обобщенного образа врача, которые формируются
феноменологическими когнитивными структурами (ФКС), а в качестве лингвистических когнитивных
структур (ЛКС) выступает их собственно языковое выражение. Материалом для исследования послу-
жило автобиографическое художественное произведение Рэйчел Кларк «Ваша жизнь в моих руках: исто-
рия младшего доктора», английского врача, которая специализируется на паллиативной помощи и рабо-
тает в системе Национальной службы здравоохранения. Методы исследования. В ходе исследования
применялись культурологический анализ, предполагающий учет совокупности представлений, связан-
ных с образом врача; и описательно-аналитический контекстуальный метод – непосредственный анализ
контекста, содержащего языковые репрезентации когнитивных структур. Результаты исследования,
обсуждения. Мифы о врачах формируются стереотипами-представлениями, которые репрезентированы
с помощью различных стилистических средств и имеют аксиологическую составляющую. Аксиологиче-
ские составляющие личности каждого конкретного врача отличаются. Обобщенные характеристики об-
раза врача могут быть систематизированы в предложенной типологии профессиональных стереотипов
медицинских специалистов. Лингвистический анализ языкового материала позволил выявить стилисти-
ческие средства, которые репрезентируют типологию профессиональных стереотипов образа врача: имп-
лицированные сравнительные обороты, метафорические модели и речевые повторы.
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЮВАНА ШЕСТАЛОВА 60–80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
УДК: 821.511.143
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
Юван Шесталов стал первым профессиональным поэтом манси не случайно: он сумел не только
органически воплотить национальные образы родной культуры в свою поэзию, но и сделать их понятными
любому читателю. Созданные им образы, связанные с родной землей, служат проводниками в мир необычной
мансийской поэзии. Поэзия Ю. Шесталова удивительно гармонична и экологична. Он призывает свой родной
народ жить в гармонии с природой, хранить и беречь родную речь, культуру, традиции и обычаи. Цель
исследования – проследить эволюцию образа мира и человека в поэтическом творчестве Ювана Шесталова
60–80-х годов ХХ века. Материалы и методы. Первостепенными материалами исследования стали поэтиче-
ские произведения Ю. Шесталова, наиболее характерные для рассматриваемого периода, а также научные
публикации по проблемам литератур народов Севера. Основные методы исследования – историко-
литературный, историко-культурный и сравнительно-исторический. Результаты исследования, обсужде-
ния. В процессе исследования поэтического творчества Ю. Шесталова рассматриваемого периода выделены
три этапа его эволюции: 60-е годы, для которых характерны гармоничные отношения человека и природы
и соответствующее отражение их в поэзии, 70-е годы – попытка поэтического «синтеза» традиционного
и нового (технократического подхода к освоению Севера), 80-е годы – разрушение гармонии человека и при-
роды и призывы предотвратить экологическую катастрофу, что нашло отражение в поэме «Клич журавля».
Заключение. В результате исследования автор пришел к заключению, что эволюция образа мира и человека
в творчестве Ю. Шесталова 60–80-х годов прошлого века обусловлена не только социально-историческими
и социокультурными изменениями в обществе, но и закономерностями общероссийского литературного
процесса и особенностями творческой индивидуальности поэта.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА» / МАР. ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2018. 182 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Ангелика Молнар;
Монография Багаутдиновой Гульзады Га-
дульяновны «Искусство и художник в романах
И. А. Гончарова» (Йошкар-Ола, 2018 186 с.)
является многолетним изысканием автора
по указанной тематике. Несмотря на то, что ав-
тор монографии занимается этой научной про-
блемой около 20 лет, ее актуальность несомнен-
на, так как тема творческой личности является
сквозной в романных произведениях писателя.
Кроме того, Г. Г. Багаутдиновой обоснованно
выбран научный литературоведческий ракурс:
она не столько пишет об образе творческой лич-
ности, сколько ею реконструируются произведе-
ния, созданные Александром Адуевым-прозаи-
ком и Борисом Райским-художником.