ВЕСТНИК 3(39) 2020

Название:
ВЕСТНИК 3(39) 2020
Номер:
3
Год:
2020
Дата публикации на сайте:
2020-09-23 09:57:43
Полный журнал в PDF:
МОДУЛЬНОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ МЕДИЦИНСКОЙ ИНФОРМАТИКИ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
УДК: 378.095
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльвира Михайловна Воронцова;
В статье изложено модульное преподавание дисциплины «Информатика. Медицинская информатика» в высшем учебном заведении и рассмотрен опыт преподавания в ФГБОУ ВО «Марийский государствен- ный университет». В процессе изучения теоретических дисциплин на 1-м курсе будущий врач должен научиться применять современные методы научного познания, цифровые компетенции, решать профес- сиональные задачи с использованием информационных технологий. Описано использование обучающи- мися электронной образовательной среды Moodle, которое обеспечивает оперативное получение профес- сионально значимой образовательной информации через Интернет в любое время и через любые устройства. В курсе «Информатика. Медицинская информатика» больше внимания необходимо уделять изучению конкретных задач с помощью соответствующих прикладных программ, которые позволят эф- фективно подготовить будущих врачей для решения задач к использованию информационных техноло- гий при обработке медицинской информации в информационных системах; к разработке и внедрению в современную медицинскую практику информационных технологий; к введению отчетной документа- ции в медицинских и научных организациях с использованием информационных технологий; к органи- зации и планированию работ медицинского персонала, которые являются проводниками идей информа- тизации здравоохранения. Особое внимание уделяется дополнительным навыкам и приемам подготовки медицинской документации, специфике статистических таблиц, сопровождению научных докладов ил- люстративным презентационным материалам, защите данных, освоению медицинских ресурсов в сети Интернет для поиска профессиональной информации по отдельным разделам медицинских знаний, вводу и представлению медицинских данных, штрих-кодированию информации, вводу и обработке гра- фических изображений в медицине и здравоохранении, медицинской информационной системе «Медиа- лог», медицинской информации в информационной поисковой системе «Гарант», которая содержит многочисленные ссылки на действующие законодательные акты, нормативные документы системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
УДК: 373.3
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Аида Чингизовна Талыпова; Ильгиз Миргалимович Синагатуллин; Олеся Геннадьевна Калашникова;
Формирование элементов информационной грамотности у младших школьников – одна из первостепенных вопросов преподавания в начальной школе согласно программным требованиям. По результатам проведения специального анализа выбранных предметов для 1–4 классов можно отме-тить наличие отдельного раздела, предусматривающего освоение учениками работы с текстами, в кото-рых есть рисунки, таблицы, схемы, диаграммы. Также здесь предполагается освоение простейших навы-ков чтения сведений, приведенных с использованием наглядно-символической формы. Как раз за счет работы с наиболее простыми заданиями обеспечивается плавный переход к выполнению более сложных задач. Возникает необходимость рассмотрения в начальной ступени обучения методов структурирова-ния, анализа и оценки информации, применение которых требует умения проводить вычисления и уме-ния представлять информацию числами, визуализировать ее в таблицах, диаграммах, графиках. В дан-ной статье рассмотрены два направления формирования информационной грамотности обучающихся в на¬чальной школе. Уточнен комплекс умений и содержание материала по каждому направлению: «Чте-ние. Работа с текстом» и «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся». На основе анализа пси-холого-педагогической литературы, систематизации и обобщения опыта работы учителей начальных классов были указаны недочеты в формулировках заданий и предрооставления разных форм информа-ции. Авторы учебников, учителя часто опускают эти вопросы, т. к. не считают их необходимыми, и как следствие – не формируется правильный подход к чтению соответствующей информации. На основе вышеизложен-ного определены исходные положения и предложены дополнительные задания, повышающие уровень информационной грамотности младших школьников.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПУБЛИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВУЗА
УДК: 378.12
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов; Евгения Сергеевна Бахтина;
Рассматривается совершенствование системы формирования публикационной компетентно- сти у преподавателей вуза в процессе их профессиональной деятельности. Данная проблема является одной из наиболее актуальных и востребованных в теории и практике высшего образования, и одним из эффективных путей ее решения авторы видят использование метода моделирования, предполагая построе- ние такой системы, которая функционировала бы аналогично исследуемому процессу. Цель статьи – выявить и охарактеризовать основные структурные компоненты (цель, задачи, принципы, педагогические условия, направления, содержание, формы, методы, средства и результат) модели формирования публи- кационной компетентности у преподавателей современного вуза. Материалы и методы. Для достиже- ния цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно- методической, специальной литературы по проблемам компетентностного подхода в образовании, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретроспективы результатов исследований трудов зарубежных практиков, концептуально-теоретическое описание передовых методов управления научной деятельностью и систематизация практического опыта оценки качества научно- образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих научных журналов, контент анализ информационно- консультационных веб-сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления научной деятельностью в образовании, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. Рассмотре- ны особенности и специфика функционирования основных структурных компонентов модели: целей и задач, принципов, содержания, форм и методов. Подчеркнуто, что представленная модель имеет единый неделимый характер, так как все структурные компоненты взаимосвязаны, взаимозависимы и функционируют для достижения заданного конечного результата – повышение эффективности форми- рования публикационной компетентности у преподавателей в условиях современного вуза.
МЕТОДИКИ СПОРТИВНОГО ОТБОРА НА ОСНОВЕ КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ПЕРСПЕКТИВНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
УДК: 796.386.796.015
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Геннадий Михайлович Николаев; Светлана Николаевна Федорова;
На протяжении длительного времени вопрос о своевременном выявлении у детей и подрост- ков склонности к определенным видам двигательной деятельности не подвергался подробному изуче- нию, хотя, несомненно, потребность в этом была. Именно этой потребностью объясняется интерес ис- следователей к проблеме отбора и подготовки спортивного резерва. Уже с 50-х годов XX в. тренеры и работники физкультуры и спорта, выступая на страницах спортивных изданий, говорят о необходимо- сти усовершенствования системы отбора, повышения его качества и эффективности, преодоления труд- ностей, связанных с отсутствием методологических подходов к учету акселерационного процесса в современном мире и так далее. Эти вопросы сохранили свою актуальность до сих пор. Цель исследо- вания – выявить и охарактеризовать методики спортивного отбора наиболее одаренных детей для заня- тий игровыми видами спорта. Материалы и методы: исследование основано на теоретическом анализе научно-методической и специальной литературы по проблеме, а также опыте работы тренеров по игро- вым видам спорта с использованием различных методов спортивного отбора. Результаты исследова- ния, обсуждения: в статье обобщаются данные теоретических и экспериментальных работ по проблеме отбора детей для занятий игровыми видами спорта. Характеризуются тесты и диагностические методики, при помощи которых можно выявить уровень развития тех или иных способностей и качеств юных спортсменов. Особое внимание обращается на метод реакции на движущийся объект (РДО) по оценке предрасположенности юных спортсменов к занятиям игровыми видами спорта. Заключение. Результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что разработанная методика может быть использована для отбора и выявления наиболее одаренных спортсменов для занятий игровыми видами спорта.
ВЛИЯНИЕ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА НА ОБРАЗОВАНИЕ
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алиса Александровна Стенищева;
В современном мире по мере изменения демографии, социальных условий, политических обстоятельств остро стоит вопрос о создании условий для развития мультикультурной личности с целью воспитания социальной сплоченности и толерантности к другим национальностям. Достичь данной цели призвано мультикультурное образование, которое, в свою очередь, основано на равенстве социальной справед- ливости. Основными методами данного исследования являются: теоретический анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ взаимосвязи таких понятий как муль- тикультурализм и поликультуризма. Компоненты, необходимые для образования мультикультурализма в педагогике – это уменьшение предрассудков, расширение возможностей образовательной и социальной культуры. Педагогическая проблематика мультикультурализма, главным образом, сталкивается с вопросами социокультурной, языковой и психологической адаптации иноэтничных детей, сопро- вождения детей-мигрантов в многокультурной образовательной среде, в связи с чем определяются прин- ципы мультикультурности в образовании, исследуются особенности профессиональной подготовки мультикультурного учителя для работы с иноэтничными детьми, разрабатываются научно-теоретические и практические аспекты организации учебно-воспитательной работы с учащимися-мигрантами в сов- ременной школе. Немаловажным становится понимание, что из себя представляет мультикультурный человек и чем он отличается от «обычных» людей, на каком этапе происходит определение и отсле- живание условий, при которых культурная идентичность превращается в мультикультурную. Данные аспекты требуют особого внимания, поскольку они связаны с усилиями по урегулированию конфликтов в существующем обществе. Потенциально мультикультурный стиль может образоваться и проявляться в любом обществе или культуре, которые сталкиваются с новыми взглядами, другим образом жизни. Произошедшие изменения в самом начале 2020 г., связанные с пандемией коронавируса, всколыхнули оживление потребностей в сохранении собственной и коллективной культурной самобытности. Наряду с дезориентацией, появляются новые возможности для того, чтобы осознать свою индивидуальность и идентичность человеческого рода в целом. Возможно, именно сейчас зарождается новый тип индивида, который является частью сообщества граждан, которые хотят видеть мир единым и чувствуют себя как нечто целое со всеми его частями.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ АДАПТИВНОЙ СИСТЕМЫ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
УДК: 378.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Светлана Николаевна Федорова;
В статье рассматривается проблема оценки эффективности адаптивной системы обучения, характеризующейся приспособлением к конкретным условиям процесса обучения в зависимости от кри- териев, направленных на совершенствование и улучшение качества обучения. Цель данной статьи – теоретическое обоснование алгоритма использования диагностического инструментария для оценки эф- фективности адаптивной системы математической подготовки студентов в условиях электронной ИОС вуза. Материалы и методы. Материалами исследования послужили научные работы, в которых рас- сматривались вопросы диагностики и оценки уровня математической подготовки студентов в ада- птивных системах обучения с использованием информационно-коммуникационных средств. В иссле- довании были использованы теоретические, эмпирические и математические методы. Результаты исследования. Система оценки эффективности адаптивной системы математической подготовки студен- тов представлена нормативно-организационными, психолого-педагогическими, программно-техничес- кими, коммуникативными, кадровыми критериями. Каждый критерий был раскрыт через конкретные показатели, которые в дальнейшем измерялись и оценивались. Для ранжирования выделенных групп критериев / непосредственно самих критериев в группе / соответствующих критериям параметров в раз- работанном диагностическом инструментарии был использован метод анализа иерархий (МАИ) Саати. Заключение. Разработанный диагностический инструментарий позволяет проводить мониторинг резуль- тативности математической подготовки студентов вуза в контексте электронного обучения. Рационально выстроенная диагностика результативности математической подготовки в рамках разработанной модели ориентирована на улучшение учебного процесса путем определения пробелов в математической подготовке студентов и дальнейшей коррекции процесса обучения.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНСАЛТИНГ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ: ТРАДИЦИИ И ИННОВАЦИИ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Леонидовна Шабалина; Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов;
Современный период реформирования всей системы профессионального образования харак- теризуется растущей конкуренцией между учебными заведениями различных форм собственности, а из- менения во внешней социально-экономической среде обусловили необходимость педагогического кон- сультирования в области внедрения инноваций в образовательную деятельность вузов. Цель статьи – проанализировать и охарактеризовать основные традиционные и инновационные походы становления управленческого консалтинга в контексте развития научного менеджмента. Материалы и методы. Для до- стижения цели научного исследования был использован комплекс: теоретических методов: изучение научно-методической, специальной литературы по проблемам управленческого консалтинга в образова- тельных организациях, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики высшего образования, сравнительный анализ и обобщение в области исторической ретро- спективы результатов исследований трудов зарубежных практиков-консультантов, концептуально- теоретическое описание передовых методов управления инновационной деятельностью и систематиза- ция практического опыта оценки качества образовательного процесса современного вуза; эмпирических методов исследования: изучение правовых материалов и аналитических отчетов ведущих консалтинго- вых агентств занимающихся вопросами коучинга персонала, контент анализ информационно- консультационных веб сайтов отечественных и зарубежных образовательных организаций, российской и зарубежной педагогической научной литературы по проблемам управления инновациями в образова- нии, представленной в электронной библиотечной системе. Результаты исследования. В исторической ретроспективе эволюцию управленческой деятельности можно проследить через развитие следующих этапов научного менеджмента: школа научного управления; теория административного управления; школа «человеческих отношений»; теория организации как социальной системы; теория ограниченной рациональности и бихевиористская теория принятия решений; школа количественных оценок; систем- ный и ситуационный подходы в менеджменте; концепция стратегического менеджмента; теория органи- зационной культуры и другое. Заключение. Таким образом, для совершенствования процесса професси- ональной подготовки студентов в современном вузе, вышеизложенные положения позволяют отнести к ведущим тенденции инновационного, вариативного, открытого развития образовательного консалтинга
УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ПОНЯТИЙ «ЮМОР», «САТИРА» И «КОМИЧЕСКОЕ» ДАГЕСТАНСКИМИ ШКОЛЬНИКАМИ
УДК: 82-7.09:111.852
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Саидат Хизбулаевна Яхияева; Лариса Владимировна Березина; Зарема Набиевна Исаева;
В данной статье рассматриваются такие понятия, как «комическое», «юмор», «сатира». Рассмотрен уро- вень восприятия дагестанскими школьниками юмористических, сатирических произведений через приз- му их эстетического и комического содержания. Описано не выделявшееся ранее в национальной науч- ной традиции понятие «комическое». Цель: посредством конкретного анализа уточнить распрост- раненные формалистические представления о содержании комического в юмористических произ- ведениях М. Зощенко в силу принадлежности сатиры и юмора к одной категории. Материалы и методы. В исследовании используются данные опроса в средних школах № 7, № 3 г. Махачкалы, Республиканском многопрофильном лицее (РМЛИ ДОД) и в сельских школах Республики Дагестан для выявления уровня знаний, обучающихся по русской литературе, проведя беседы на тему сатирико-юмо- ристических произведений для устранения трудностей тематики. Методами исследования явились изучение научной литературы, обобщающий и аналитический методы. Результаты исследования, обсуждение. Изучение особенностей восприятия обучающимися национальных школ Дагестана сатири- ко-юмористических произведений М. Зощенко поможет учителю определить наиболее эффективные ме- тоды и приемы развития у школьников уровня восприятия понятий «юмор», «сатира» и «комическое». Заключение. Проблема изучения сатирико-юмористических произведений, их художественной специфи- ки, требует своего разрешения независимо от степени сложности изучаемого произведения, психологических особенностей восприятия их школьниками.
ФУНКЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ МАРИЙСКИХ ГОСТЕВЫХ ПЕСЕН
УДК: 398.89
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
Анализ гостевых песен мари с позиций лингвофольклористики позволяет обнаружить взаимо- обусловленность и взаимосвязанность текстов песен и ритуалов и обрядов приема гостей. Функциониро- вание обрядовых песен мари определяется их местом и функцией в обряде. Цель данной работы – осу- ществить анализ функций, особенностей употребления и целей исполнения марийских гостевых песен. Материалы и методы. Объектом исследования являются марийские обряды гостеприимства и тексты гостевых песен. Материалы исследования были собраны автором статьи в 1989–2019 гг., к анализу также привлечены материалы фольклорных экспедиций Марийского государственного университета. В работе нашли применение текстоцентрический и антропоцентрический подходы, описательный метод, контек- стологический анализ. Результаты исследования, обсуждения. При определении функций гостевых песен следует учитывать, что в их составе выделяются те, что связаны с обрядами, и песни, которые либо не имели такой связи изначально, либо с течением времени утратили ее. Аккумулятивная функция госте- вой песни сводится к хранению информации, культурных кодов. Эстетическую функцию гостевых песен следует рассматривать с двух позиций: эстетизация быта; гостевая песня как образец народного поэти- ческого творчества, выразительности, богатства марийского языка. Регулятивная функция гостевой пес- ни в контексте обрядов гостеприимства сводится к тому, что песнями сопровождаются значимые момент приема гостей. При антропоцентрическом подходе следует выделить эмотивную и катарсическую функции. Гостевая песня играет роль индикатора и регулятора отношений между членами этнической общности. Гостевые песни способствуют приобщению подрастающего поколения к традициям своего народа. В них заложены социальные нормы, ценности, которые усваиваются не только отдельной личностью, но и этни- ческим сообществом в целом. Заключение. Функции гостевых песен переплетаются, тесно взаимодейству- ют. В зависимости от жанровой разновидности песни на первый план выдвигается та или иная функция.
ТЕОРИЯ ОБЪЕКТИВНОГО ЗНАНИЯ И КОГНИТИВНАЯ ТЕОРИЯ ЯЗЫКА: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
УДК: 81-13
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Константин Иванович Бринев; Надежда Николаевна Шпильная;
В центре российской когнитивной лингвистики находится проблема «язык и познание», ее решение связано с признанием субъективности знания и языка. Такой подход восходит к когнитивной теории языка Дж. Лакоффа. Однако при таком подходе затруднительно ответить на вопрос о возможности научного знания как объективного знания. Следовательно, когнитивная теория языка является неудовлетвори- тельной и нуждается в критическом обсуждении. Цель статьи – обсудить статус научного знания и знания в языке на фоне принятой под воздействием работ Дж. Лакоффа теории языка в когнитивной лингвистике. Результаты исследования, обсуждения. Критическая оценка когнитивной теории языка Дж. Лакоффа, про- возглашающей субъективность знания, закрепленного в языке, показывает ее противоречивость и, как следствие, неудовлетворительность. Признание Дж. Лакоффом категорий базового уровня привилегиро- ванным источником познания не выдерживает критики, в силу того, что расширение возможностей вос- приятия в категориях базового уровня не может осуществляться для согласованности опытного и научного знания, так как научное знание связано с подтверждением гипотезы об устройстве мира. В работе фор- мулируется идея о том, что в языке представлено объективное теоретическое знание. Исходной посыл- кой такого подхода является положение, согласно которому объективное научное знание возможно толь- ко в силу объективности знания, зафиксированного в языке. На основе критики ключевого положения когнитивной лингвистики о приоритете опыта в познании действительности в статье обосновывается, что язык включает в себя гипотезу об устройстве мира. Заключение. Представленный в статье анализ показы- вает необходимость пересмотра концепции соотношения языка и знания с точки зрения понятия объективной истины (истины как соответствия фактам) и с точки зрения депсихологизации языкового знания.
ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЛАНДШАФТА
УДК: 81
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алия Ринатовна Исмагилова; Марина Ивановна Солнышкина; Ольга Геннадьевна Палутина;
Изучение вопросов лингвистических ландшафтов является актуальным на сегодняшний день, так как в современном мире, в котором активно разворачивается процесс глобализации, лингвистический ландшафт ярко демонстрирует предпочитаемые населением языки-номинации. Цель: определить ино- язычные языки-доминанты эргонимов, которые являются индикаторами социальных процессов и отра- жают стремление населения к сохранению языковой и национальной идентичности или наоборот, стрем- ление к унификации культур и языков. Материалы и методы: материалом исследования в данной статье явился 221 эргоним коммерческих объектов, представленных иноязычными наименованиями. Основными методами исследования выступили количественный анализ и элементы компонентного ана- лиза лексических единиц. Результаты исследования: анализ данных эргонимов позволяет выявить наиболее предпочтительные для номинации иностранные языки, таким образом, позволяя прогнозиро- вать, какие социальные процессы могут оказывать влияние на общество. Результаты исследования пока- зали, что языком-доминантом наименований коммерческих объектов является английский язык. Итак, можно отметить, что лингвистический ландшафт г. Казани подвержен влиянию процесса вестернизации. Заключение: сохранение национальной идентичности означает сохранение языка, культуры, традиций и истории своего народа. Таким образом, иноязычные заимствования, с одной стороны, могут быть рас- смотрены как источники обогащения языков, а с другой стороны, как факторы, стирающие языковые и культурные грани. Процесс глобализации и его последующее влияние на лингвистический ландшафт происходит как результат расширения культурных контактов. Одним из наиболее заметных процессов, происходящих в настоящее время, является процесс вестернизации, который определяется влиянием преимущественно западных языков и культур.
БЕСПРЕДЛОЖНЫЕ И ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНЫЕ КОНСТРУКЦИИ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ПРОТОТИП И ПАРАМЕТР СРАВНЕНИЯ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ: КОГНИТИВНО-ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД
УДК: 81'22
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марика Ашотовна Калюга;
Данная статья посвящена анализу средств обозначения прототипа и параметра сравнения в русском языке таких, как беспредложный творительный падеж и предложно-падежные конструкции против + родительный, перед + творительный, в + винительный, на + винительный, с + творительный и по + дательный. Цель: проанализировать роль концептуальных метафор в развитии значений прототипа и параметра сравнения у беспредложного творительного падежа и других синонимичных предложно- падежных конструкций. Актуальность исследования обусловлена тем, что беспредложные и предлож- но-падежные конструкции анализируются в рамках такого перспективного и разрабатываемого в совре- менной науке направления, как когнитивная лингвистика. Теоретической базой исследования послужили положения теории концептуальной метафоры, согласно которой производные значения падежей и пред- логов развились из более конкретных, пространственных, значений путем метафорического переноса. Результаты исследования, обсуждения. Продемонстрирована роль концептуальных метафор в разви- тии значений прототипа и параметра сравнения. Заключение. Показано, что на основании метафоры сходство – близость прототип сравнения понимается как конечный пункт движения или как участник движения навстречу. Соответственно, предложно-падежные конструкции в + винительный и на + вини- тельный, которые в пространственном значении обозначают конечный пункт движения, и конструкция с + творительный, которая служит для обозначения отношений совместного действия (например, дви- жения навстречу), развили значение прототипа сравнения. Метафорическое понимание сопоставления / противопоставления как расположения рядом или напротив также объясняет употребление против + роди- тельный и перед + творительный для обозначения прототипа сравнения. Параметр сравнения метафори- чески понимается как инструмент, с помощью которого что-то сравнивается, а инструмент в свою очередь концептуализируется как путь. На основании метафор параметр сравнения – инструмент и инструмент – путь, две конструкции, которые в пространственном значении употребляются для обозначения пути (творительный беспредложный и по + дательный) развили значения параметра сравнения.
КОНЦЕПТ «ПРИРОДА» В ДРАМЕ Н. Г. ГАРИНА-МИХАЙЛОВСКОГО «ЗОРА»
УДК: 821.161.1.
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Николаевна Сарбаш;
Предмет исследования – концепт природы в драме Н. Г. Гарина-Михайловского «Зора». Концепт как единица творческого процесса активно исследуется в современном литературоведении, од- нако в аспекте писательской концептосферы драматические произведения Н. Г. Гарина-Михайловского не анализировались, чему и способствует данное исследование. Цель предпринятого исследования – выявление концепта «природа» в драме «Зора», в семантическом поле которого проявляется главная ди- хотомия «человек – природа». В работе используются сравнительно-сопоставительный и структурно- описательный методы анализа, которые позволяют показать концепт «природа» как интегрированное явление, включающее в себя такие его составляющие, как патриархальное сознание, национальные ми- фологемы, этноконстанты. В статье анализируется содержательное поле концепта природы, которое свя- зано с различными аспектами духовного плана. В драме «Зора» обозначено противостояние двух миров: промышленной цивилизации, которую стремится «привить» в чужом краю англичанин Гарри, и мира природно-патриархального, в полном гармонии с которым живут чуваши и красавица Зора. Эта противо- поставленность является доминирующей в пьесе, определяющей ее идейную направленность, сюжетную динамику, образную систему. Природа предстает в широком контексте мировидения народа, патриар- хального сознания: в пьесе «задействованы» национальные мифологемы, языческие боги – добрый Тура и злой Ирик. Мифологические образы народной культуры усиливают природную константу пьесы. Национальная песня характеризует образно-фольклорное, мифологическое миропонимание чувашей о добром и всемогущем боге, который одаривает человека всеми благами жизни. Различные грани кон- цепта природы позволяет увидеть соотнесенность в пьесе двух песен и природного мира с жизнью глав- ной героини. Концепт «природа» организует художественное пространство драмы и демонстрирует широкий семантический диапазон.
ЛИНГВОКОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МИФА О ВРАЧАХ
УДК: 811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Степанова;
В статье рассматриваются стереотипные репрезентации образа врача. Дано определение поня- тию «миф о врачах». Под мифом о врачах понимается совокупность ценностно-мировоззренческих пред- ставлений обобщенного образа врача, бытующих в лингвокультурном обществе, которые воспринима- ются как само собой разумеющиеся. Врач (как обобщенный образ) ассоциируется с позитивным результатом – сохранением и улучшением здоровья человека. Цель данного исследования состоит в опи- сании ценностно-мировоззренческих представлений обобщенного образа врача, которые формируются феноменологическими когнитивными структурами (ФКС), а в качестве лингвистических когнитивных структур (ЛКС) выступает их собственно языковое выражение. Материалом для исследования послу- жило автобиографическое художественное произведение Рэйчел Кларк «Ваша жизнь в моих руках: исто- рия младшего доктора», английского врача, которая специализируется на паллиативной помощи и рабо- тает в системе Национальной службы здравоохранения. Методы исследования. В ходе исследования применялись культурологический анализ, предполагающий учет совокупности представлений, связан- ных с образом врача; и описательно-аналитический контекстуальный метод – непосредственный анализ контекста, содержащего языковые репрезентации когнитивных структур. Результаты исследования, обсуждения. Мифы о врачах формируются стереотипами-представлениями, которые репрезентированы с помощью различных стилистических средств и имеют аксиологическую составляющую. Аксиологиче- ские составляющие личности каждого конкретного врача отличаются. Обобщенные характеристики об- раза врача могут быть систематизированы в предложенной типологии профессиональных стереотипов медицинских специалистов. Лингвистический анализ языкового материала позволил выявить стилисти- ческие средства, которые репрезентируют типологию профессиональных стереотипов образа врача: имп- лицированные сравнительные обороты, метафорические модели и речевые повторы.
ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА МИРА И ЧЕЛОВЕКА В ПОЭТИЧЕСКОМ ТВОРЧЕСТВЕ ЮВАНА ШЕСТАЛОВА 60–80-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА
УДК: 821.511.143
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Руслан Зинатуллович Хайруллин;
Юван Шесталов стал первым профессиональным поэтом манси не случайно: он сумел не только органически воплотить национальные образы родной культуры в свою поэзию, но и сделать их понятными любому читателю. Созданные им образы, связанные с родной землей, служат проводниками в мир необычной мансийской поэзии. Поэзия Ю. Шесталова удивительно гармонична и экологична. Он призывает свой родной народ жить в гармонии с природой, хранить и беречь родную речь, культуру, традиции и обычаи. Цель исследования – проследить эволюцию образа мира и человека в поэтическом творчестве Ювана Шесталова 60–80-х годов ХХ века. Материалы и методы. Первостепенными материалами исследования стали поэтиче- ские произведения Ю. Шесталова, наиболее характерные для рассматриваемого периода, а также научные публикации по проблемам литератур народов Севера. Основные методы исследования – историко- литературный, историко-культурный и сравнительно-исторический. Результаты исследования, обсужде- ния. В процессе исследования поэтического творчества Ю. Шесталова рассматриваемого периода выделены три этапа его эволюции: 60-е годы, для которых характерны гармоничные отношения человека и природы и соответствующее отражение их в поэзии, 70-е годы – попытка поэтического «синтеза» традиционного и нового (технократического подхода к освоению Севера), 80-е годы – разрушение гармонии человека и при- роды и призывы предотвратить экологическую катастрофу, что нашло отражение в поэме «Клич журавля». Заключение. В результате исследования автор пришел к заключению, что эволюция образа мира и человека в творчестве Ю. Шесталова 60–80-х годов прошлого века обусловлена не только социально-историческими и социокультурными изменениями в обществе, но и закономерностями общероссийского литературного процесса и особенностями творческой индивидуальности поэта.
РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ Г. Г. БАГАУТДИНОВОЙ «ИСКУССТВО И ХУДОЖНИК В РОМАНАХ И. А. ГОНЧАРОВА» / МАР. ГОС. УН-Т. ЙОШКАР-ОЛА, 2018. 182 С.
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Ангелика Молнар;
Монография Багаутдиновой Гульзады Га- дульяновны «Искусство и художник в романах И. А. Гончарова» (Йошкар-Ола, 2018 186 с.) является многолетним изысканием автора по указанной тематике. Несмотря на то, что ав- тор монографии занимается этой научной про- блемой около 20 лет, ее актуальность несомнен- на, так как тема творческой личности является сквозной в романных произведениях писателя. Кроме того, Г. Г. Багаутдиновой обоснованно выбран научный литературоведческий ракурс: она не столько пишет об образе творческой лич- ности, сколько ею реконструируются произведе- ния, созданные Александром Адуевым-прозаи- ком и Борисом Райским-художником.