ВЕСТНИК 2(30) 2018

Название:
ВЕСТНИК 2(30) 2018
Номер:
2
Год:
2018
Дата публикации на сайте:
2018-06-08 08:53:04
Полный журнал в PDF:
О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ РОСТЕ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК: 378.046.4
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Аркадьевна Ганаева; Светлана Викторовна Масловская;
В данной статье рассматривается проблема профессионального роста руководителя образовательной ор- ганизации в системе дополнительного профессионального образования. Обосновывается идея о том, что подготовка руководителей образовательных организаций к работе в быстро меняющихся условиях требует концептуальной и технологической проработки. Целью исследования становится обоснование организа- ционных условий профессионального роста руководителя образовательной организации в системе допол- нительного профессионального образования. Основными методами исследования выступают: теоретиче- ский анализ исследуемой проблемы; анализ результатов входной диагностики и итоговой аттестации руководителей образовательных организаций в системе дополнительного профессионального образования. В статье затрагивается тема определения требований к современному руководителю образовательной органи- зации. В статье раскрываются «новые» контексты развития системы дополнительного профессионального об- разования. Особое внимание уделено определению требований к компетентности и квалификации менедже- ров образования, связанное с модернизационными процессами, происходящими в системе российского образования, а также изменениями в статусах образовательной организации. Основное внимание в работе ав- торы акцентируют на определении путей совершенствования деятельности организации дополнительного профессионального образования, как важнейшего фактора развития человеческого капитала при непосредст- венной реализации основных принципов непрерывного образования (образования в течение жизни). В статье анализируется логика смены организационных моделей системы современного дополнительного профессио- нального образования во времени представлена тремя стадиями ее развития: традиционная модель; модель дефицита; посттехнократическая модель. Авторы приходят к выводу, что посттехнократическая модель явля- ется наиболее эффективной при проектировании системы дополнительного профессионального образования руководителей образовательных организаций и основывается на мотивации к постоянному повышению уров- ня профессиональной компетентности; регулярности оценки профессиональной компетентности; важности включения в план развития образовательной организации возможностей для профессионального роста специ- алистов; совпадение потребностей образовательной организации и личностного роста работников.
КАТЕГОРИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ГОТОВНОСТЬ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ» В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
УДК: 159.9.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Александровна Деминцева; Елена Валентиновна Кондратенко;
Введение. В данной статье изложена историческая справка о возникновении понятия «здоровый образ жизни», раскрыто понятие «готовность». Анализ понятия «готовность к здоровому образу жизни» рас-сматривается как сложное интегративное понятие, определяющее важнейшую задачу государства. В статье четко дана структура готовности к здоровому образу жизни, которая рассматривается через призму взаимосвязанных компонентов. Рассмотрены критерии готовности человека к здоровому образу жизни и их взаимосвязь с компонентами готовности. Определены уровни формирования готовности к здоровому образу жизни. Проблемой формирования готовности к здоровому образу жизни студентов занимались Б. А. Ашмарин, В. К. Бальсевич, Г. Ю. Беляев, Г. А. Вайник, Т. И. Волков, М. Я. Виленский, В. З. Коган, К. А. Коновцева, E. H. Кудрявцева, A. B. Мартыненко, Л. В. Нестерова, В. А. Панин, О. В. Рахман, B. C. Фо-мина и другие. Материалы и методы. Исследование основано на теоретическом анализе научных ис-точников по проблеме исследования. Результаты исследования. Проведенный анализ позволил выяс-нить, что формирование здорового образа жизни осуществляется по трем составляющим, характеризующим уровень развития общества: социальный, инфраструктурный и личностный. Критерии готовности человека к здоровому образу жизни включают в себя мотивационный, когнитивный, деятельностный и аксиологический компоненты. Каждому критерию соответствует определенный показатель, который выражается в совокупности умений, знаний и жизненных ценностей. Были выделены уровни сформированности готовности к здоровому образу жизни: алгоритмический, эвристичекий и креативны и определена их взаимосвязь с обучением в вузе. Обсуждение и заключение. Категориальный анализ понятия «готовность к здоровому образу жизни» проведенный нами, позволяет установить его междисциплинарный характер, сущностную связь с такими психологическими понятиями, как «установка», «потребность», «готовность». Процесс формирования готовности к здоровому образу жизни носит многоуровневый характер, что требует конкретизации уровней и критериев ее сформированности.
ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ КАК ВИД ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
УДК: 331
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Зарина Камилевна Кондратенко; Наталья Геннадьевна Арзамасцева;
Введение. В настоящее время профориентационное консультирование может осуществляться как со взрослыми, так и с детьми различных возрастов. Работу по профессиональному консультированию в системе образования осуществляют школьные психологи, специалисты отделов трудоустройства, центры занятости населения и кадровые агентства, а также различные центры профконсультирования и специализированные консультационные службы. Профориентационное консультирование помогает решить такие проблемы индивидуальной занятости, как выбор профессии; определение профиля профес-сионального обучения и другие. Цель. Исследовать виды и формы профориентационного консультиро-вания в образовательном учреждении и предложить пути совершенствования данного вида услуг в рамках психологического консалтинга. Материалы и методы. Для достижения поставленной цели используются такие методы, как изучение и теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, анализ интервью и анкетных опросов, проведенных в Марийском государственном университете, методы сбора и обработки данных, сравнительно-исторический метод. Результаты исследования, обсуждения. Результаты исследования показали, что прохождение первичной профессиональной ориентации будущих специалистов происходит в основном в рамках школы и семьи, причем для большинства студентов в возрасте до 18 лет. В качестве источников информации о будущей профессии более половины опрошенных назвали новости радио, телевидения, интернет-ресурсы. После проведения экспресс-консультации с опрошенными студентами на факультете удается сформировать позитивное отношение большинства студентов к будущей профессии, представление о будущей профессии изменилось в лучшую сторону у 66 % респондентов. Заключение. Условиями достижения положительных результатов профориентационного консультирования в образовательном учреждении являются: реализация личностного подхода; непрерывность профориентационного консультирования в ходе процесса «выбор профессии – обучение – трудоустройство» (выбор школьниками будущей профессии и учебного заведения, осведомленность о возможностях будущего трудоустройства); создание педагогически обоснованных условий для целевой профориентационной работы, включая индивидуальное и коллективное профориентационное консультирование, встречи с работодателями, разработку соответствующих программ практик и учебных планов, практико-ориентированных стажировок.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ АЭРОБНЫХ ТРЕНИРОВОК У СТУДЕНТОВ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Петровна Лопатина; Бороухина Елена Витальевна;
Физическое воспитание студентов состоит из двух частей: учебные занятия по физической культуре, в соответствии с требованиями ФГОС; самостоятельные занятия по программе физического совершенст-вования. Предпочтительными направлениями самостоятельных аэробных физических тренировок у сту-дентов являются оздоровительно-рекреационное, профессионально-прикладное, спортивное, которые зависят от того, какие цели и задачи приходится решать в конкретных условиях. Актуальность проблемы состоит в том, что для активизации творческого и двигательного потенциалов у студентов необходимы самостоятельные тренировки, на основе комплексов аэробных упражнений, что способствует развитию самостоятельных навыков организации индивидуального физического воспитания. Научная новизна исследования заключается в том, что впервые был проведен сравнительный анализ самостоятельных аэробных тренировочных занятий у студентов нескольких учебных групп в течение учебного года Ма-рийского государственного университета. Материалом для исследований послужили результаты объек-тивного тестирования показателей силы и выносливости у студентов 1-х и 2-х курсов педагогического института МарГУ. В соответствии с методикой исследования были сформированы 2 группы студентов-юношей и 2 группы студенток-девушек, для которых были составлены программы индивидуальных тре-нировок, рассчитанные на учебный год. Перед началом эксперимента и по его окончании замерялись показатели физической силы и выносливости. В контрольные группы входили студенты, проходящие курс «Физическая культура», в соответствии с требованиями ФГОС, без дополнительных занятий. Целью исследования явилось изучение эффективности самостоятельных аэробных тренировок у студентов, организованных по индивидуальным планам, для формирования устойчивых навыков самостоятельной работы по физическому совершенст¬вованию. В конце учебного года проводилась оценка физической работоспособности студентов с использованием степ-теста PWC170 в модификации В. Л. Карпмана. В дополнение к степ-тесту, для оценки уровня физического развития студентов применялась формула адаптационного потенциала (АП), которая позволяет обеспечить высокую точность путем измерения частоты сердечных сокращений (ЧСС) и величины артериального давления в покое и после нагрузки. На основании проведенных исследований были сделаны выводы.
ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ СПО
УДК: 377.5
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Надежда Николаевна Максютова;
Новые требования к результатам обучения требуют от преподавателя СПО сформированной информационно-педагогической компетентности. Структура преподавательского коллектива учреждений СПО неоднородна и включает преподавателей, ведущих общеобразовательные дисциплины, общепрофессиональные дисциплины, мастеров производственного обучения, а также педагогов дополнительного образования, которые далеко не всегда владеют навыками работы с информационно-коммуникационными технологиями. Целью данной статьи является анализ процесса формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО. Можно говорить о том, что явно выделяются две основные проблемы, связанные с формированием у преподавателей СПО информационной и педагогической компетентностей: отсутствие базовой подготовки или дополнительного профессионального образования в области ИКТ и педагогики. Данный тезис был подтвержден в результате мониторинга, проведенного на базе ГБПОУ «Волгоградский техникум энергетики и связи». Были выделены структурные и функциональные компоненты информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО, а также был сделан вывод о том, что сущность данного конструкта заключается не только в способности работать с информацией, но и в умении эффективно применять ее в процесс педагогической деятельности. В результате исследования были выделены этапы и уровни формирования информационно-педагогической компетентности преподавателя СПО. Основная задача заключается в последовательном повышении компетентности и опережающем уровне педагогического мастерства. Оптимизация процесса формирования информационно-педагогической компетентности преподавателей СПО может быть обеспечена при со-блюдении определенных условии: информационно-педагогическая компетентность преподавателя СПО будет рассматриваться как интегративное качество личности в единстве компонентов: мотивационного, когнитивного, деятельностного и рефлексивно-оценочного; будут максимально реализованы возможно-сти дополнительного образования и использованы внутренние ресурсы учреждения. В качестве средств могут быть использованы мастер-классы, курсы и конкурсы профессионального мастерства.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
УДК: 371.14(470.344)
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Геннадьевна Михуткина; Светлана Геннадьевна Игнатьева;
В статье отражен опыт реализации программ повышения квалификации учителей начальных классов Чувашской Республики. Представлены рекомендации по использованию разных форм повышения ква-лификации (очная, очно-заочная, дистанционная, сетевая модель, стажировка), по определению соотно-шения инновационных и традиционных форм, вариативных и инвариантных моделей повышения квали-фикации. Вариантов и форм много. Главное – компетентно выбрать программу и своевременно пройти курсы. С 2013 года повышение квалификации предлагается проходить через каждые 3 года. По всем формам работы каждого преподавателя приоритет отдается интерактивным практико-ориентированным методам обучения. Одна из проблемных тем «Новые формы – новые возможности: электронные образо-вательные ресурсы в начальной школе», определенная для работы с учителями на курсах повышения квалификации, занимает особое место в образовательной деятельности учреждения. Современное обра-зование немыслимо без современных средств и новых форм обучения. Особое место среди них отводится электронным образовательным ресурсам. Использование электронных образовательных ресурсов в начальной школе – это предоставление творческой среды для реализации образовательной деятельности. Электронный образовательный ресурс в начальной школе является готовым инструментом для активного участия обучающихся в развитии формирования универсальных учебных действий, для развития планируемых результатов. В наше время учитель должен не только научить школьника учиться, но и воспитать личность, ориентированную на саморазвитие. Использование информационно-коммуникативных технологий в учебной деятельности – требование современной методики и ориентация на интересы и возможности учащихся. ИКТ-технологии призваны, прежде всего, улучшить качество образования, по-высить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний, поэтому в нормативных документах определены требования и к учителям, что «…должны владеть ИКТ-ком-петентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности)».
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ ФСИН РОССИИ
УДК: 372.881.161.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Васильевна Никитина;
Статья посвящена проблеме формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов, обучающихся в вузах Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Целью данной статьи является выделение педагогических условий, способствующих реализации модели формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Для реализации исследовательских задач использовались следующие методы исследования: анализ и обобщение педагогической, методической литературы по проблеме работы; классификация; обобщение педагогического опыта, моделирование. Результаты. Автор рассматривает педагогические условия реализации программы формирования профессиональной коммуникативной компетенции курсантов вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Автор предлагает формировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов на протяжении всего обучения в ведомственном вузе поэтапно, комплексно, с использованием специально разработанных интерактивных методов обучения, которые отражают специфику будущей профессии и моделируют ситуации профессиональной коммуникации. Основываясь на опыте работы Пермского института Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации, автор особое внимание уделяет особенностям профессиональной коммуникативной компетенции в зависимости от профиля деятельности сотрудников уголовно-исполнительной системы: «Организация охраны и конвоирования в уголовно-исполнительной системе», «Организация режима в уголовно-исполнительной системе», «Кинология». Кроме того, важную роль в формировании данной компетенции играет организация самообразования курсантов, а также повышение коммуникативной подготовки профессорско-преподавательского и командного состава вузов Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации. Заключение. Реализация рассмотренных педагогических условий позволит в рамках образовательного процесса в ведомственном вузе сформировать профессиональную коммуникативную компетенцию курсантов.
ДИАГНОСТИКА СФОРМИРОВАННОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО И КАДАСТРЫ (УРОВЕНЬ БАКАЛАВРИАТА)
УДК: 378.04
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Владимировна Раскачкина ;
Введение. Формирование профессиональных ценностей студентов занимает важное место в процессе становления конкурентоспособной личности и относится к числу основных задач, стоящих перед учре-ждениями высшего образования. Данное обстоятельство актуализируется тем, что в настоящее время интерес для общества и работодателя на рынке труда представляет выпускник вуза, который эффективно выполняют свои профессиональные функции, отличаясь при этом высокой восприимчивостью, социально-профес¬сиональной мобильностью, готовностью к развитию профессиональных ценностей. Цель: изучение состояния сформированности профессиональных ценностей у студентов направления подготовки 21.03.02 – Землеустройство и кадастры (уровень бакалавриата). Методы: включенное наблюдение, анкетирование, тестирование, индивидуальные и групповые беседы. Научная новизна исследования: раскрыты сущность, содержание и структура профессиональных ценностей студентов; определены критерии, показатели и уровни сформированности профессиональных ценностей студентов. Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы исследования позволяют осмыслить и реализовать эффективный процесс формирования профессиональных ценностей у студентов. Результаты исследования: анализ показателей уровней сформированности ценностного критерия профессиональных ценностей показал, что и в контрольной и в экспериментальной группах средний уровень сформированности показателей ценностного критерия профессиональных ценностей преобладает при умении сотрудничать и общаться в коллективе; ответственности за порученное дело. Способность к профессиональному и личностному развитию занимает средний уровень у экспериментальной группы и низкий уровень у контрольной группы. Способность ставить перед собой и коллегами амбициозные цели занимает высокий уровень у экспериментальной группы и средний уровень у контрольной группы. Также анализ показал, что у студентов и контрольной, и экспериментальной групп недостаточно развита способность согласовывать собственные интересы с интересами других людей. Анализ показателей уровней сформированности когнитивного критерия профессиональных ценностей показал, что в обеих группах преобладает низкий уровень в стремлении к интеллектуальному развитию; к познанию научных достижений, а также низкий уровень проявления эрудиции и общей культуры. Анализ показателей по уровням сформированности деятельностного критерия профессиональных ценностей показал, что практически по всем показателям преобладает низкий уровень сформированности. Исключением является способность осваивать и реализовывать инновационные технологии. Заключение: следовательно, можно констатировать, что сформированность показателей ценностного критерия профессиональных ценностей – на среднем уровне, в то время как показатели сформированности когнитивного и деятельностного критериев профессиональных ценностей развиты недостаточно.
ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОТКРЫТЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В НЕПРЕРЫВНОМ ЮРИДИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ
УДК: 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Леонидовна Сабирова ;
Введение. Непрерывное образование является одной из современных идей в образовании. В связи с этим подготовка юристов-бакалавров имеет в большей степени прикладные цели. Непрерывное образование стало целью, к которой идут школа, вуз, общество, личность. Важнейшим условием, обеспечивающим реализацию этого вектора развития образования, является цифровизация (дигитализация) образования, предполагающая перевод всех видов информации (текстовой, аудиовизуальной), использующейся в об-разовательном процессе, в цифровую форму. Цель. Выявить проблемы использования открытых образо-вательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании и предложить пути решения выявленных проблем. Материалы и методы. Методологическую основу исследования составляют концепции о са-моразвивающейся личности, о механизмах персонализации, самореализации, субъектной активности личности, концепции системного подхода к анализу педагогических явлений и процессов; теория применения личностно ориентированного и культурологического подходов в образовании, совокупность методологических подходов к непрерывной профессиональной подготовке специалистов юридического профиля, идеи компетентностного подхода в высшем профессиональном образовании. Результаты исследования, обсуждения. Исследование подтверждает вывод о том, что работодатели обращают особое внимание на наличие в резюме юристов дополнительных сертификатов и других подтверждающих документов прохождения программ дополнительного образования, обучающих курсов, программ повышения квалификации, характеризующих непрерывное юридическое образование и показывающих компетентность специалиста. Анализ открытых образовательных ресурсов показывает, что наибольшей популярностью пользуются программы, курсы и дисциплины, разработанные для представителей юридического сообщества с целью развития непрерывного юридического образования. Заключение. К основным проблемам использования открытых образовательных ресурсов в непрерывном юридическом образовании относятся такие проблемы, как не-достаточные умения и навыки использования ПК и интернет-ресурсов среди юристов старшего поколения; отсутствие достаточного внимания к значимости получения новых знаний через дополнительное образование посредством открытых информационных ресурсов; отсутст¬вие материальных и временных ресурсов для обучения с использованием онлайн-курсов. Для решения указанных проблем автором предлагается: повысить стимулы самообразования для юристов-профессионалов посредством информирования в социальных сетях о требованиях, предъявляемым современными работодателями; для студентов-юристов учитывать прохождение подобных онлайн-курсов в портфолио для последующего поощрения; предоставить гражданам возможность бесплатного прохождения онлайн-курсов посредством выхода в Интернет через библиотеки.
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
УДК: 373.23
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Григорьевна Тавстуха; Людмила Юрьевна Шавшаева;
Введение. Актуализируется проблема педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старшего дошкольного возраста, значимая в свете реализации Федеральных государственных образовательных стандартов. Целевые ориентиры, прописанные для этапа завершения дошкольного образования, предполагают адекватное проявление чувств воспитанниками, возможность использования речи для их выражения, способность учесть чувства других людей. Цель исследования: выявить возможности педагогического сопровождения формирования эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации. Материалы и методы. В ходе теоретического анализа определены понятия «эмоциональный интеллект старшего дошкольника», «педагогическое сопровождение» в контексте заявленной проблемы исследования; обозначены особенности процессной модели формирования исследуемого феномена; выявлены необходимые педагогические условия. Реализовывались следующие методы педагогического исследования: диагностические (анкетирование, тестирование); прогностические (экспертные оценки, самооценка); обсервационные (прямое и косвенное наблюдение, самонаблюдение); моделирование (метод модельных конструкций); праксиметрические (изучение и обобщение опыта работы педагогов). Результаты исследования. По итогам проведения исследования отмечено повышение уровня сформированности знаний детей старшего дошкольного возраста своих эмоций, эмоций взрослого и сверстников, осмысления эмоциональных состояний; направленности на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; умений выражать эмоции, сочувствовать, сопереживать, содействовать, осуществлять эмоциональную саморегуляцию. Обсуждение и заключения. Осуществление диагностического, просветительского, консультативного, тренингового направлений, обеспечивающих индивидуальную направленность процесса формирования эмоционального интеллекта детей; проектирование и реализация парциальной образовательной программы, обеспечивающей учет возрастных особенностей формирования эмоционального интеллекта воспитанников; реализация технологий фасилитации взаимодействия родителей старших дошкольников и педагогов дошкольной образовательной организации в процессе формирования исследуемого феномена, обусловливающее благоприятное эмоциональное взаимодействие в семье способствовали повышению уровня сформированности эмоционального интеллекта старших дошкольников в дошкольной образовательной организации.
«ТЕППИНГ-ТЕСТ» КАК МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ СВЕТОЦВЕТОВОЙ СРЕДЫ НА КАЧЕСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ТЕХНИЧЕСКИХ ВУЗОВ
УДК: 378.016:006
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Равиль Рафисович Шириев; Рафина Рафкатовна Закиева;
Cистема гарантии качества высшего профессионального образования является своевременной, актуальной и острой проблемой для любого технического вуза. Конкуретоспособность вуза на рынке образовательных услуг, приоритеты государственной политики в сфере образования, становление массовой высшей школы, процесс формирования европейского образовательного пространства – все это способствует необходимо¬сти продвижения, развития и внедрения новых методов и средств в профессиональной подготовке студентов. Метод «Теппинг-тест» предназначен для определения свойств нервной системы по психомоторным пока¬за¬телям обучающихся. Целью исследования явилось усовершенствование и адаптация метода «Теппинг-тест», обоснование применения в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Объектом для ис¬следования явилась методология тестирования в профессиональной подготовке студентов технических вузов. Предметом исследования – возможность применения метода «Теппинг-тест» в качестве средства диагностики влияния аудиторного освещения на качество внутривузовского обучения. Задачей исследования явилась оценка влияния светодиодного освещения на зрительную работоспособность в сравнении с люминесцентным и естественным. Гипотезы: 1) метод «Теппинг-тест» применим для оценки степени воздействия светоцветовой среды на качество профессиональной подготовки студентов технических вузов; 2) спектральные особенности излучения источников света оказывают влияние на психомоторную деятельность студентов технических вузов. В данной статье приведены результаты исследований влияния светодиодных светильников при разных цветовых температурах светового потока на работоспособность и эмоциональное состояние человека, от которых зависит эффективность учебного процесса. В результате проведенной работы в ФГБОУ ВО «КГЭУ» сравнительный анализ данных с применением статистических методов не позволил выявить достоверный сдвиг в результатах тестирования, что доказало несостоятельность классической техники проведения тестирования, однако было доказано, что более качественное освещение способствует росту успеваемости студентов. С целью снижения вероятности возникновения ошибок при тестировании, нами создан прототип мобильного приложения, максимально приближенное к описанному экспресс-тесту, но лишенное многих недостатков устаревшей методики.
ПСИХОСОМАТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТРЕВОЖНОСТИ У ЛИЦ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ
УДК: 616.891:616.379-008.64
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элеонора Анатольевна Лоскутова;
Введение. Сахарный диабет является одним из наиболее распространенных в настоящее время хро¬ни-ческих заболеваний человека. Поскольку данное заболевание не может быть полностью излечено, актуальность приобретают вопросы повышения качества жизни больных с сахарным диабетом. В психо¬ло¬гическом контексте это может быть связано с оптимизацией эмоциональных состояний пациентов. В частности – со снижением тревожности. Цель – изучение уровня тревожности лиц с сахарным диабетом в психосоматическом аспекте. Материалы и методы. Основу исследования проблемы психосоматического аспекта тревожности лиц с сахарным диабетом составляет аналитический обзор материалов теоретических и практических исследований, касающихся проблем тревожности диабетических больных, а также проведенное эмпирическое исследование взаимосвязи уровня выраженности тревожности и тревожного типа реагирования на болезнь пациентов с диабетом различной степени тяжести. Результаты исследования, обсуждения. В статье определен круг проблем, касающихся тревожности больных сахарным диабетом. Проведено эмпирическое исследование с участием 60 пациентов, показавшее, что были обнаружены достоверные различия по уровню выраженности тревожного типа реагирования на болезнь, ситуативной тревожности, личностной тревожности и уровня тревоги между группами больных с легкой и тяжелой формой сахарного диабета (1 и 3 ста¬дии), а также по уровню проявления ситуативной тревожности больных с легкой и средней формой (1 и 2 стадии), и по уровню тревоги больных со средней и тяжелой формами (2 и 3 стадии) сахарного диабета. Заключение. Проведенное исследование позволило эмпирически зафиксировать и статистически подтвердить рост тревожности в связи с увеличением тяжести заболевания у больных сахарным диабетом.
ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕНДЕНЦИИ К МАКИАВЕЛЛИЗМУ И ПСИХИЧЕСКОЙ РИГИДНОСТИ СТУДЕНТОВ
УДК: 616.891:616.379-008.64
Раздел: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Викторовна Слотина; Юлия Сергеевна Недошивина;
Статья посвящена актуальной проблеме исследования психологических особенностей студенческого возраста. Актуальность обусловлена все возрастающим год от года потоком студентов, а также снижением общего уровня высшего образования в нашей стране. Целью нашего исследования стал анализ особенностей тенденции к макиавеллизму и психической ригидности студентов в гендерном аспекте. Мы выдвинули следующие гипотезы: студенты с высоким уровнем макиавеллизма характеризуются более высоким уровнем ригидности, а также для них более характерен маскулинный тип гендерной самоидентификации. В своей работе мы использовали методику измерения макиавеллизма личности Р. Кристи и Ф. Гейз в апробации В. В. Знакова, гендерную самоидентификацию мы исследовали при помощи «Полоролевого опросника» С. Бэм, а для выявления психической ригидности студентов – «Томский опросник ригидности» Г. В. Залевского. Выявлено, что уровень макиавеллизма выше у юношей, чем у девушек. В гендерном аспекте была обнаружена отрицательная связь между уровнем макиавеллизма и маскулинностью. Доминирующий тип гендерной самоидентификации студентов – андрогинный. При этом студенты с андрогинным и маскулинным типами гендерной идентичности характеризуются высоким уровнем макиавеллизма. Полученные в исследовании различия продемонстрировали некоторые особенности психической ригидности и гендерной идентичности студентов с разным уровнем макиавеллизма. Мы предполагаем, что диагностика уровня макиавеллизма и ригидности студентов на разных этапах обучения в вузе поможет выстроить эффективную программу психологического сопровождения студентов с целью выявления и коррекции склонностей и тенденции к макиавеллизму.
РЕЧЕВОЕ ПОРТРЕТИРОВАНИЕ ПОДРОСТКА В ЛИТЕРАТУРНОМ СЦЕНАРИИ СЕРГЕЯ СОЛОВЬЕВА «СТО ДНЕЙ ПОСЛЕ ДЕТСТВА»
УДК: 82
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Аркадьевна Артемьева;
В статье рассматривается литературный сценарий Сергея Соловьева «Сто дней после детства» (1975), и объектом исследования является кинодраматургический образ. Цель исследования – анализ способов создания речевого портрета советского школьника старшего возраста в литературном тексте. В ходе ис-следования был выявлен ведущий принцип создания речевого портрета – насыщение интертекстуальны-ми связями и отсылками к текстам классической русской литературы, которые входят в традиционный круг чтения подростка. Это выражается, с одной стороны, в активном использовании героями-подрост-ками книжной лексики и фразеологии для демонстрации глубокого знакомства с литературной классикой, с другой – в постоянной игре с теми литературными образами и мифами, с которыми мог быть знаком советский подросток и которые оказали на него значительное влияние (наиболее важные из их числа – «Герой нашего времени» и «Маскарад» М. Ю. Лермонтова, «Митина любовь» и «Солнечный удар» И. А. Бунина, миф о Байроне). В результате исследования делаются выводы о том, насколько правомер-но включить литературный сценарий Сергея Соловьева «Сто дней после детства» в ряд русских класси-ческих произведений литературы о нравственном развитии молодого героя, а также о круге чтения фор-мирующейся личности. Этот факт обосновывает изучение данного кинодраматургического текста как самостоятельного литературного произведения. Также исследование доказывает, что Сергею Соловьеву удалось создать особый тип кинодраматургических образов, который необходимо учитывать при составлении типологии образов подростков в советской и российской кинодраматургии в целом.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ СУБКУЛЬТУРА ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ РАБОТНИКА ЛЕСНОЙ ОТРАСЛИ
УДК: 81’276.6:630-051
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эльзара Василовна Гафиятова;
Представленное исследование нацелено на выявление специфики профессиональной культуры лесного хозяйства как одного из вариантов реализации русской национальной культуры. В полном соответствии с современной лингвистической парадигмой и основными принципами антропоцентризма, функциона-лизма, эспланаторности показано, что в профессиональном языке отражены как праксеологическая, так и ментальная составляющие профессиональной культуры. В качестве инструмента реконструкции куль-туры использован тезаурус языковой личности, манифестируемый в вербально-семантической сети язы-ка и маркированный социальным и профессиональным опытом профессиональной языковой личности, а также ценностными ориентирами, присущими изучаемой социокультурной общности. В основу предлагаемой авторской типологии профессиональной культуры лесного хозяйства положены четыре критерия: язык; вид деятельности; специализация; дискурс. Взаимозависимость профессиональной субкультуры и профессиональной деятельностью продемонстрирована на ряде примеров кодифицированного и неко-дифицированного вариантов профессионального подъязыка. Кодифицированный вариант объективиру-ется в номенах и терминах, используемых в высоком регистре коммуникации. Некодифицированный ва-риант профессионального языка эксплицирован в низком регистре коммуникации в профессионализмах и жаргонизмах. Как дискурсобразующее сообщество профессиональное сообщество лесного хозяйства генерирует тексты, соответствующие профессиональным и этнокультурным нормам, стандартам и стереотипам. Типичными типами текстов, в которых реализуется язык лесного хозяйства, являются нормативно-юридические тексты, научные, инструктивно-поучительные тексты (учебники) и осведомляющие тексты (в кодифицированном стандарте), а также анекдот, песня, загадка (в некодифицированном субстандарте). Доказано, что культура профессиональной языковой личности определяется в первую очередь наличием специального образования и периодом социализации в профессиональном сообществе.
ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ МОТИВА ТИШИНЫ В ПРОЗАИЧЕСКИХ МИНИАТЮРАХ АНАТОЛИЯ МИТТОВА
УДК: 821.512.111(092)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Алексеевна Ермакова; Надежда Ивановна Якимова;
Данная статья посвящена рассмотрению прозаических миниатюр А. Миттова. Авторы через анализ отдельных миниатюр предоставляют возможность познакомиться с особенностями национальной культуры чувашского народа, глубже познать мировидение данного этноса. Поскольку работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке литературоведения, лингвокультурологии, философии, искусствознания, то и методы применяются соответственно исходя из арсенала указанных направлений. Исследование нацелено на решение следующих основных задач, а именно: 1) рассмотрение миниатюр в плоскости фи-лософии и традиционного чувашского мировидения; 2) осмысление мотива тишины в творчестве Анатолия Миттова как значимоего отсутствующего, то есть пространства, представляющего сакральное; 3) выявление семантической наполненности указанного мотива. Результаты исследования позволяют сделать общий вывод: творцу через мотив «тишины» удалось представить как значимые ментальные качества чувашского этноса – «лучезарное спокойствие», чистоту души, так и признак иного мира – символ неземной сущности, сознание художника способно было выходить за пределы социальной и психологической сфер, создавать конструкции, где через земное мыслится вечное. Проблема связи художника через мотив тишины с макрокосмосом весьма сложная, по этой причине отдельные умозаключения, выдвинутые нами, могут быть неоднозначными, спорными, требующими дальнейшего толкования.
РАССКАЗ В. БОЯРИНОВОЙ «ПОЯС» КАК АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЕ ПОВЕСТВОВАНИЕ
УДК: 821.511.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лариса Вячеславовна Калашникова; Раисия Алексеевна Кудрявцева;
Введение. Предмет исследования – поэтика рассказа марийского писателя Веры Бояриновой «Пояс». Актуальность поставленной проблемы определяется ее коррелированностью с изучением истории и со-временного состояния поэтики марийской литературы, остро востребованным в настоящее время в реги-ональной филологической науке. Цель данной статьи – выявление в данном произведении признаков ав-тобиографического повествования. Материалы и методы. Метод исследования структурно-семан¬тичес-кий. В статье в связи с выявлением жанровых определителей автобиографического произведения проанализированы следующие уровни и аспекты структуры рассказа В. Бояриновой «Пояс»: форма по-вествования, образная структура и система субъектов речи и сознания (в плане их привязанности к авто-биографической событийной и психологической канве произведения), способы их представления / изоб-ражения, стилевая организация повествования. Результаты исследования, обсуждения. Исследование призвано уточнить и дополнить имеющуюся типологию марийского рассказа второй половины ХХ века. Автобиографический рассказ – как жанровая разновидность марийского рассказа вообще и лирического (субъективного) рассказа в частности – до настоящего времени остается неизученным. В статье доказы-вается, что рассказ В. Бояриновой «Пояс» является автобиографическим повествованием. В нем изобра-жены достоверные события; представлены перволичная форма повествования и яркий образ персонифи-цированного повествователя, тождественного автору; сопряженный с ним ключевой образ (Овдаки), который становится завязкой повествовательной канвы и к жизненной истории которого ретроспективно обращается повествователь, является частью реальной биографии самого повествующего; повествование субъективно-экспрессивное, отличается лиризмом и драматизмом; стилистика повествования соотносится с особенностями речи самого автора.
ВАЛЕНТИН КОЛУМБ И АЛЕКСАНДР СЫЧЁВ: ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННОЕ ВИДЕНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
УДК: 82
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Игорь Петрович Карпов ;
Цель исследования – выяснение авторского хронотопического видения мира и человека в поэзии ма-рийского поэта Валентина Колумба и русского поэта Александра Сычёва. Авторское хронотопическое видение является одной из парадигматических констант сравнительного исследования оригинальных и переводных текстов. Авторский хронотоп связан с интенциальным содержанием авторского сознания. Он отражает естественное пространственно-временное соотнесение человека с его топосами места рож-дения (места действия), ландшафта малой родины, отечества, планеты, космоса. Материалом исследо-вания являются стихотворения Валентина Колумба и Александра Сычёва. Автор исследования использует метод авторологического анализа, в пределах которого автор рассматривается как субъект литературно-художественной деятельности, а литературно-художественное произведение как словесно-образная объективация экзистенциальных сил писателя. Автор пришел к выводам, что в поэзии Вален-тина Колумба и Александра Сычёва объективируется сознание семейно-родовое, историческое, социально-политическое, планетарно-космическое, характерное для советской литературы 1960–1970-х годов. Это сознание в поэзии Валентина Колумба реализуется в следовании марийской устно-поэтической традиции. В поэзии Александра Сычёва авторское сознание реализуется в русской книжно-поэтической традиции. В том и другом случае следование традициям проявляется в национальных стереотипах, закрепленных в образах, в самом характере сравнений одних реалий с другими.
ВОЛЖСКИЙ ТРАВЕЛОГ XIX ВЕКА: ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ И ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Людмила Николаевна Сарбаш;
В статье анализируется идейно-художественная специфика волжского травелога и отмечаются актуаль-ные проблемы его исследования. Выявлены атрибутивные признаки травелога: Волга как неизменный и значимый пространственно-временной локус, объективность и документальность описываемого «факта», рассказчик-повествователь как постоянный фокус изображения, этнографизм и фольклоризм как характерные особенности поэтики. Волжский травелог представляет определенную типологическую общность, и в этом аспекте наиболее плодотворными являются методы структурно-описательный, позволяющий выявить доминантные признаки «путешествия по Волге», и сравнительно-сопоставительный – соотнесе-ние литературных явлений, компаративистский анализ художественного текста. В исследовании опреде-лено: хронотоп пути, пространственно-географический топос Волги является структурообразующим началом «путешествия по Волге», этнография Волги – значимый элемент идейно-художественной орга-низации травелога. Инонациональные явления в их этнически-этнографическом и конфессиональном проявлении – предмет изображения в волжском травелоге: свадебные и погребальные обряды мордвы, татарские праздники, немецкий уклад жизни и калмыцкий мир на нижней Волге – буддийские храмы и богослужение, обряды. Мифология и фольклор древней Волги – песни, исторические сказания, легенды и предания русского и нерусских поволжских народов – значимы в художественной системе травелога: русские легенды о Дятловых горах, о «Стерляжьем Царе», Светлояре, о святом Алексее и старце Макарии, марийские о Верховном боге Юмо, калмыцкие о священной горе Богдо, чувашские о Киремети. Русские и иноэтнические фольклорные источники, раскрывая историческую память поволжских народностей, не только расширяют границы изображаемых явлений, но и усложняют художественную систему траве-лога, представляя изображение в соединении документального, этнически-этнографического и художест¬венно-образного осмысления. Установлено, что изображение инонациональных миров – одна из нарративных стратегий волжского травелога.
ТЕКСТУАЛЬНЫЕ ПЕРЕКЛИЧКИ ПОВЕСТЕЙ О. В. ВОЛКОВА «ПОД КОНЕМ», «В КОНЦЕ ТРОПЫ» И РОМАНА «ПОГРУЖЕНИЕ ВО ТЬМУ»
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Яна Александровна Юферева;
Введение. Статья посвящена исследованию влияния ранней повести О. В. Волкова «Под конем» на поэтику его более поздних произведений – повести «В конце тропы» и романа «Погружение во тьму». Цель: определить, в чем проявилась генетическая общность произведений О. Волкова «Под конем», «В конце тропы», «Погружение во тьму». Материалы и методы. Исследование проведено на материале впервые опубликованной в 2001 году, после смерти автора, повести «Под конем» и более известных произведений писателя (повести «В конце тропы» и романа «Погружение во тьму»). Использован сопоставительный и биографический методы. Результаты исследования, обсуждения: генетическая общность повестей «Под конем», «В конце тропы» и мемуарного романа «Погружение во тьму» определила целый комплекс перекличек, текстуальных и сюжетных заимствований, близость проблематики произведений. Помимо структурных и текстуальных перекличек, произведения объединяет общее мемуарное начало и единство лирического субъекта. Заключение. Неопубликованная при жизни автора повесть «Под конем», явившаяся основой для повести «В конце тропы» и романа «Погружение во тьму», не имеет самостоятельной художествен-ной ценности. Она представляет интерес для текстологического исследования более поздних произведе-ний писателя, важна как первый опыт обращения О. Волкова к теме лагеря, как ранний опыт работы с крупной эпической формой.
МАГИСТРАТУРА «ФИЛОЛОГИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»: ИТОГИ И ПЕРСПЕКТИВЫ
УДК:
Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Авторы:
В 2018 году по данному направлению подготовки завершают свое образование в МарГУ двенадцать человек. Среди них не только студенты-бакалавры, продолжающие обучение по этой специальности (8), но и педагоги-словесники (3), культурологи (1); выпускники российских вузов и вузов стран СНГ (Узбе-кистан). В центре внимания обучающихся и их наставников – проблемы современной филологии: разви-тия отечественной и зарубежной культуры и литературы, особенностей функционирования русского языка, его места в социуме, укрепления авторитета в мировом пространстве. Студенты освоили совре-менные подходы к изучению текстов разных типов, овладели методикой анализа сложнейших феноменов современной культуры: постмодернистских текстов, сетевой литературы, субкультурного молодежного творчества и т. п. Обучающиеся также получили возможность апробировать свои знания в процессе прохождения практик в лучших образовательных учреждениях города и республики; познакомились с основными направлениями деятельности опорного вуза РМЭ, каковым является в настоящее время МарГУ, с опытом работы его ведущих специалистов. Сегодня «Вестник Марийского государственного университета» знакомит читателей с концепциями выпускных квалификационных работ магистрантов*.
ОТКРЫТИЕ ИМЕННОЙ АУДИТОРИИ В. А. КОМЕЛИНОЙ В РАМКАХ ПРАЗДНОВАНИЯ 87-ЛЕТИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РМЭ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: Д. А. Крылов;
История высшего профессионального образова¬ния в Республике Марий Эл начинает свой отсчет с 22 мая 1931 года – именно в этот день, согласно постановлению Совета народных комиссаров РСФСР № 588, был создан Марийский агропединститут, преобразованный затем в Марийский педагогический институт имени Н. К. Крупской, а позднее вошедший в состав Марийского государственного университета. 22 мая 2018 года Марийский государственный университет празднует 87-летие системы высшего образования Республики Марий Эл, а также день рождения Педагогического института. В рамках торжественных мероприятий в учебно-лаборатор¬ном корпусе Педагогического института была открыта аудитория имени профессора Валентины Александровны Комелиной, доктора педагогических наук, проработавшего в университете более 40 лет, главного редактора (2015–2017) научного журнала «Вестник Марийского государственного университета». В. А. Комелина внесла огромный и неоценимый вклад в подготовку педагогических и научно-пе¬дагогических кадров вуза и республики: более 30 лет руководила кафедрой теории и методики технологии и профессионального образования, почти 20 лет была председателем диссертационного совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание уче¬ной степени доктора наук, являлась основателем и руководителем научно-педагогической школы «Формирование профессионально-педа¬го-гичес¬кой культуры специалиста». Стены данной современной мультимедийной аудитории выбраны не случайно: именно здесь Валентина Александровна читала лекции, отвечала на вопросы, проводила консультации, принимала государственные экзамены у студентов – бака-лавров и магистрантов; принимала кандидатский минимум у соискателей и аспирантов и именно здесь заседал экспертный совет диссовета под председательством В. А. Комелиной, который рекомендовал соискателей и аспирантов к защите диссертации. Теперь каждое занятие, проводимое в этой аудитории, станет своеобразной данью памяти этому выдающемуся человеку, и аудитория имени Комелиной Валентины Александровны сбережет для будущих поколений студентов и преподавателей университета память о видном ученом, прекрасном педагоге и замечательном человеке, Человеке с большой буквы.
РЕДАКЦИЯ НАУЧНЫХ ЖУРНАЛОВ МАРГУ ПРИНЯЛА УЧАСТИЕ В МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы: О. С. Крылова;
24–27 апреля 2018 г. в Москве состоялась 7-я Международная научно-практическая конференция «Научное издание международного уровня – 2018: редакционная политика, открытый доступ, научные коммуникации». Организаторами выступили: Министерство образования и науки Российской Федерации; НП «НЭИКОН»; Ассоциация научных редакторов и издателей (АНРИ); Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (Финуниверситет), издательство Elsevier, Нидерланды; Компания Clarivate Analytics, США; Научная электронная библиотека eLIBRARY.RU; Российская академия народного хозяйства и государст¬венной службы при Президенте РФ. Конференция является ежегодной и самой значимой в своем сегменте из существующих по количеству и качеству представляемого контента, уровню организации и востребованности научно-издательским сооб¬щест¬вом. Марийский государственный университет принимает участие в этой конференции с самого ее основания. В ходе мероприятия обсуждались задачи, поставленные перед редакционно-издательским и на¬учным сообществом Минобрнауки РФ и другими заинтересованными министерствами и ведом-ствами, и наметились пути их решения. Докладчиками были руководители российских министерств и ведомств, российские и зарубежные редакторы и издатели ведущих издательств, создатели международных и российских наукометрических баз данных, представители зарубежных ассоциаций и ресурсов, создатели обучающих и редакторских международных платформ и другие представители научного и издательского сообщества. В течение 4-х дней проходила интенсивная, активная работа нескольких параллельных секций. Большой отклик получило выступление Г. О. Еременко (OOO «Научная электронная библиотека», г. Москва). «РИНЦ и Science Index: стратегии развития». На конференции было объяв¬лено об исключении из РИНЦа свыше 8000 сборников материалов заочных конференций и отмечено, что процесс исключения будет продолжен. Сотрудники НЭБ подчеркивают, что процедура включения материалов в РИНЦ теперь будет значительно усложнена, так как основной целью своей деятельности теперь система считает не только учет научного материала, но и избавление от «наукообразного мусора». Также на конференции внимание уделялось вопросам этики, деятельности COPE: кодексу, международным стандартам и лучшим практикам по этике научных публикаций. Подчеркивалась важность соблюдения этических норм всеми участниками процесса публикации научной статьи (автор – редактор – рецензент) и приводились негативные примеры последствий их несоблюдения: внесение авторов в базы ретракций , исключения журналов из баз данных, понижение научной репутации рецензента. Спикеры продемонстрировали развитие Publons – сервиса для рецензентов, постепенно набирающего популярность и в России. Также говорилось о значимости открытой науки и открытого доступа, под-черкивалась важность присвоения DOI журналам и научным работам. Немаловажно, чтобы DOI идентифицировал издателя . Завершилась конференция собранием членов Ассоциации научных редакторов и издателей России, членом которой с 2017 года является и Марийский государственный университет.
ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ ВЛАДИМИР ПУТИН НАГРАДИЛ ПРОФЕССОРА ЧЛЕНА РЕДКОЛЛЕГИИ ЖУРНАЛА «ВЕСТНИК МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» Т. А. ЗОЛОТОВУ
УДК:
Раздел: ХРОНИКА СОБЫТИЙ
Авторы:
Профессору кафедры русского языка, литературы и журналистики историко-филоло¬гичес¬кого факультета Марийского государственного университета Татьяне Золотовой объявлена бла¬годарность Президента России Владимира Путина за заслуги в научной и педагогической деятельности, подготовку квалифицированных специалистов. Соответст¬вующее распоряжение было подписано 4 мая 2018 года. Вручать награду Татьяне Аркадьевне в торжественной обстановке будет полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. Сфера научных интересов Татьяны Аркадьевны связана с традиционной (фольклорной) культурой, историей и теорией русской литературы, молодежной культурой, ма-тематическими методами в филологии. Коллектив редакции и члены редколлегии поздравляют Татьяну Аркадьевну с заслуженной наградой.