ВЕСТНИК 4 (44) 2021

Название:
ВЕСТНИК 4 (44) 2021
Номер:
4
Год:
2021
Дата публикации на сайте:
2021-12-28 13:08:51
Полный журнал в PDF:
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ МНОГОБОРИЙ В ПОДГОТОВКЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ К СЛУЖБЕ В АРМИИ
УДК: УДК 796.0–93.61/62 + 355.233.11
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Станислав Иванович Кошкин;
. Введение. В статье раскрыты педагогические аспекты использования военно-спортивных многоборий в системе физического воспитания в общеобразовательных и профессиональных образовательных орга-низациях, подготовке молодежи к службе в армии. Цель данной статьи: обобщение теоретических ис-следований и опыта практической работы по внедрению спортивных многоборий в практику патриоти-ческого воспитания и физической подготовки юношей к службе в рядах вооруженных сил Российской Федерации. Материалы и методы. Ведущим методом исследования заявленной темы является метод анализа и моделирования, позволяющие рассмотреть данную проблему как целенаправленный и организованный процесс по совершенствованию методики подготовки современной молодежи к служ-бе в армии, развитию физических и моральных качеств. Результатом исследования стал анализ педаго-гических аспектов методики использования военно-спортивных многоборий в системе подготовки обу-чающихся допризывного возраста к службе в армии. Обсуждение подтвердило значимость: практико-ориентированных исследований, систематизации работы по внедрению инновационных педагогических подходов использования военно-спортивных многоборий в практике физического воспитания, способ-ствующей эффективной подготовке юношей к службе в армии. Заключение. Обобщен практический опыт использования военно-спортивных многоборий в системе физической подготовки и патриотического воспитания юношей, формирования мотивированной готовности к службе в армии. Данная статья полез-на для педагогов по физической культуре, заместителей руководителей по воспитательной работе, со-трудников военных комиссариатов, занимающихся вопросами физического развития, патриотического воспитания и мотивированной готовности молодежи к службе в рядах вооруженных сил.
ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО САМОРАЗВИТИЯ СТУДЕНТОВ − БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
УДК: УДК 796.01.3(057.87)
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Татьяна Николаевна Петрова; Марфа Николаевна Филимонова; Инна Валериановна Воробьева;
Введение. В статье авторами представлены основные средства физического саморазвития студентов − будущих специалистов физической культуры и спорта (ФКиС) средствами вузовской спортивно ориенти-рованной среды. Целью данной статьи является раскрытие проблемы физического са¬моразвития студентов − будущих специалистов ФКиС в условиях мотивирующей спортивно ориентиро-ванной среды вуза, стимулирующей рост количественных и качественных показателей спортивной подго-товленности и определение основных средств физического саморазвития студентов − будущих специали-стов в области физической культуры и спорта. В методологическую основу данного исследования легли ведущие положения и психолого-педагогические идеи, раскрывающие стратегические ориентиры самосто-ятельной деятельности и самоорганизации обучающихся по физическому саморазвитию, мониторинги са-мообследования и самодиагностики и другое. В основу исследования положены следующие принципы: развитие учебно-профессиональной мотивации студентов; направлен-ность на физическое саморазвитие и самосовершенствование; ориентация на самостоятельный выбор сту-дентом в рамках будущей профессиональной деятельности определенного вида спорта; использование ак-тивных форм и методов физического саморазвития. Основными методами данного исследования в кон-тексте заявленной проблемы явились теоретические (традиционное изучение и философско-герменевтический анализ научно-педагогических трудов, обобщение опыта педагогической деятельности вузов России по данному направлению) и практические методы (сравнение и сопоставление, обобщение, моделирование; методы эмпирического исследования: наблюдение, структурное описание процесса физи-ческого саморазвития, социальная диагностика, анкетирование, тестирование, изучение результатов дея-тельности, тесты), методы математической обработки. Научная новизна исследования: на основе анализа теории и практики физического воспитания раскрыта проблема физического саморазвития и самосовер-шенст¬вования учащейся молодежи в условиях непрерывного профессионального образования; определе-ны основные средства физического саморазвития студентов − будущих специалистов в области физиче-ской культуры и спорта. Результаты исследования, обсуждения. По мнению авторов, для эффективного физического саморазвития студентов − будущих специалистов для сферы ФКиС необходимо, с одной сто-роны, организовать вузовскую спортивно ориентированную развивающую среду, а с другой стороны, ак-туализацию и внедрение в учебно-воспитательный процесс вуза воспитательно-образовательный потенци-ала физического саморазвития и этнопедагогического содержания народной педагогики. В заключение авторами делаются выводы о том, что основными универсальными средствами физического саморазвития студентов являются: 1) организация вузовской спортивно ориентированной среды; 2) вовлечение каждого студента в сферу эт-нической физической культуры, т.е. этноспорт, что является фактором формирования его социально-этической и физической духовно-нравственной базы и способствует самосовершенствованию и самореа-лизации в будущей профессиональной деятельности.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ НА ОСНОВЕ ЦИФРОВОГО СЛЕДА
УДК: УДК 378
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вера Ивановна Токтарова; Дина Алексеевна Семенова; Ренат Назипович Зарипов;
Введение. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования предпола-гают качественное изменение организации обучения во всех его видах и формах, в том числе в условиях электронной информационно-образовательной среды. Они также отражают и рекомендации гарантии качества высшего образования, достижение эффективности и качества образования – это важ-нейшая задача любого учебного заведения. При этом оценка должна удовлетворять таким универсаль-ным принципам, как конкретность (четкое определение критериально-оценочной базы оценивания, под-ходов к ее измерению); целостность (обеспечение полного объема требований к результатам обучения); технологичность (обоснованность методологических и технологических средств для получения оценоч-ной информации и выполнения необходимых расчетов). Цель: определение возможностей использова-ния цифрового следа при оценивании проектной деятельности студентов. Материалы и методы. Важ-нейшим аспектом оценки качества обучения является выбор методик оценивания для измерения резуль-татов обучения на различных этапах с учетом компетентностного, таксономического и квалиметриче-ского подходов. Кроме стандартных методов оценивания качества обучения нами применялись методы образовательного дата-инжиниринга, которые направлены на измерение, сбор, анализ и представление данных об обучающихся и контекстах с помощью их цифрового следа с целью понимания и оптимизации обучения и среды, в которой оно происходит, определения роли обучающегося в ко-мандной работе, его вклада, полезности, функционала и другое. Результаты исследования, обсужде-ния. Особенности оценивания проектных работ с помощью анализа цифрового следа обучающегося да-ет более детальный анализ и проекта, и членов команды проекта. Заключение. Использование цифрово-го следа обучающегося в качестве метода оценивания позволяет дифференцировать отметки обучаю-щихся в зависимости от объема и качества выполненных работ по проекту.
МАКРОКОНЦЕПТ ВЛАСТЬ В АСПЕКТЕ МОТИВИРУЮЩИХ ПРИЗНАКОВ
УДК: УДК 81`27
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Евгения Евгеньевна Демидова;
Введение. Актуальность проводимого исследования заключается в описании первопризнаков макрокон-цепта власть в аспекте его синкретичных первообразов и их сохранения в русской лингвокультуре. Цель статьи – выявление мотивирующих признаков русского макроконцепта власть. Задачи: 1. Анализ соответ-ствующих статей основного репрезентанта макроконцепта в этимологических словарях русского языка. 2. Определение полного набора мотивирующих признаков макроконцепта власть. 3. Изучение языкового ма-териала в аспекте актуализации мотивирующих признаков исследуемого макроконцепта. Научная новизна работы состоит в первом опыте обращения к мотивирующим признакам макроконцепта власть. Для до-стижения цели в статье анализируются этимологические словари русского языка. Методы и материал ис-следования. Основными методами в статье являются дескриптивный, интерпретативный, метод компо-нентного анализа словарных дефиниций. Национальный корпус русского языка (www.ruscorpora.ru) стал источником языкового материала; 12 этимологических и историко-этимологических словарей русского языка послужили источником выявления мотивирующих признаков макроконцепта власть. Основные ре-зультаты. Выявленные 20 мотивирующих признаков объединяются в 6 блоков: 1. Общественный статус (8 признаков); 2. Социальная сфера (5 признаков); 3. Державная сфера (2 признака); 4. Региональная сфера (2 признака); 5. Религиозная сфера (2 признака); 6. Имущественная сфера (1 признак). Все мотивирующие признаки сохраняют свою актуальность в русской лингвокультуре, они релевантны современному макро-концепту, т.е. переходят в статус понятийных. На это указывают иллюстративные примеры из Националь-ного корпуса русского языка. Идея власти ассоциируется с сосредоточением ее в руках мужской части населения. В этом состоит специфика восприятия власти как проявления патриархальности культуры.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ РОДСТВА В РУССКОЙ ЛИНГВОКУЛЬТУРЕ: МИРСКОЕ, САКРАЛЬНОЕ И ДЕСАКРАЛИЗОВАННОЕ (НА ПРИМЕРЕ МАКРОКОНЦЕПТА МАТЬ И КОНЦЕПТА СЫН)
УДК: УДК 81`27
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульсайра Озгонбаевна Ибраимова; Алтынай Авазбековна Касымова;
Введение. Актуальность проводимого исследования заключается в том, что обнаруживается взаимосвязь между мотивирующими признаками макроконцепта мать и его символическими признаками (‘богороди-ца’, ‘земля’, ‘племенная пчела (матка)’, ‘начало’, ‘причина’, ‘источник’) и мотивирующими признаками кон-цепта сын (‘беременность’, ‘имеющий ближайшую связь с чем-либо’, ‘младший князь (по отношению к ве-ликому князю)’, ‘потомок’, ‘ребенок/ человек’, ‘роды’, ‘рождать/ родить/ производить/ плодить’, ‘(по)рожденный’, ‘плод’, ‘происходящий от кого или от чего’; ‘(вторая) ипостась Троицы’, ‘духовный сын’). Научная новизна работы состоит в первом опыте обращения к теме концептуализации кровных взаимоот-ношений между матерью и сыном в русской лингвокультуре. Основная цель статьи – описание особенно-стей концептуализации кровного родства, а именно материнско-сыновьих взаимоотношений в русской лингвокультуре. Задачи статьи: 1) определить закрепленные сферы экспликации концептуальных призна-ков матери и сына; 2) выявить способы объективации соответствующих трем уровням когнитивных при-знаков. Методы и материал исследования. В статье используется комплекс методов лингвистического анализа: дескриптивный, интепретативный, концептуальный, метод анализа словарных дефиниций. Дан-ный набор позволяет решить поставленные авторами статьи задачи. Материал исследования взят из Наци-онального корпуса русского языка (www.ruscorpora.ru). Для двух основных репрезентантов макроконцепта мать корпус выдает 11081 контекст (10075 на слово мать и 1006 – на слово матка). Для слова сын – ос-новного репрезентанта концепта сын – корпус выдает 15878 контекстов. Заключение. Актуализация кон-цептуальных признаков матери и сына происходит на трех уровнях восприятия этой сферы жизни: 1) мирском; 2) божественном (сакральном); 3) десакрализованном (обесцененном, ироничном).
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ НЕОНОМИНАЦИИ В АНГЛОЯЗЫЧНОМ ДИСКУРСЕ
УДК: УДК 81`42:811.111
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Вероника Викторовна Катермина; Наталья Борисовна Шершнева;
Введение. Система наименований лиц по профессии и должности в любом национальном языке находит-ся в непрерывном движении и развитии: «появляются новые сферы знания и деятельности – возникают новые обозначения для лиц, активно функционирующих в этих сферах. Английские неологические еди-ницы с профессиональным компонентом формируют информационную картину мира и отражают наци-онально-культурные особенности мировосприятия и систему ценностных отношений Цель исследования – описать английские неологические единицы, называющие человека по профессиональному признаку. Научная новизна заключается в том, что исследованию подвергается класс новых лексических единиц и выделяются тематические группы. В результате предлагается классификация современных неологиче-ских единиц с профессионально ориентированным компонентом, представленных в электронных лексикографических источниках. Материалы и методы. Материалом исследования по-служили электронные лексикографические источники Cambridge Dictionaries Online Blog и Urban Dictionary. В работе применялись такие методы научного познания, как анализ литературы, обобщение опыта, классификация и дедукция. Результаты исследования, обсуждение. Анализ современного упо-требления наименований лиц по профессиональному признаку из электронных лексикографических ис-точников позволяет говорить о возникновении новых профессий в англоязычном дискурсе, что может быть связано с развитием интернет-технологий и социальных сетей; наличии отрицательной и положи-тельной оценки, представленной в компонентах как профессиональными, так и непрофессиональными но-минантами, а также метафоры как выражения оценки неономинаций по этическим и эстетическим нормам данного языкового коллектива; преимущественной реализации продуктивных словообразовательных мо-делей номинации с использованием обозначением новых понятий и предметов (сложные слова и слова-бленды); стремлении к краткости и содержательной емкости неономинаций. Заключение. Образование и существование данных лексических новаций в английском языке говорит об их значимости при отраже-нии национально-культурных особенностей мировосприятия и системы ценностных отношений.
ЭВФЕМИЗМЫ В СОВРЕМЕННОМ МАНИПУЛЯТИВНОМ ДИСКУРСЕ СМИ
УДК: УДК 800
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Маргарита Дмитриевна Лагуткина; Ирина Советовна Карабулатова;
Введение. В современном российском академическом дискурсе изучения языка средств массовой ин-формации эвфемизмы рассматриваются в качестве стилистического средства либо прагматической функ-ции. Однако, до сегодняшнего дня изучение этого явления в русском языке является только сферой, кото-рая недостаточно развита. Актуальным является анализ эвфемизмов как проемов и методов воздействия /в манипулятивном дискурсе СМИ. Цель. Статья посвящена исследованию явления эвфемизмов в современ-ном манипулятивном дискурсе СМИ и уточнению определения, функций и понимания социальной прагма-тики применения этих языковых форм в массовых коммуникациях. Материалы и методы. Статья включа-ет анализ ряда распространенных представлений об эвфемизмах и предлагает собственный взгляд на это явление в современном манипулятивном дискурсе СМИ. В данном исследовании используется историче-ский метод, сравнение и анализ академических источников, социально-прагматический функциональный взгляд на языковые явления для выявления их функций в жизни общества. Результаты исследования, об-суждения. Эвфемизмы рассматриваются как один из действенных приемов для манипуляции и непосред-ственного воздействия на сознание общества в современных СМИ. Эвфемизация тесно связана с психоло-гическими потребностями человека и анализируется на трех уровнях: архетипическом, личностном и общественно-прагматическом. Учитывая сложную внутреннюю смысловую и этимологическую структу-ру эвфемизмов, чрезвычайно широко использующихся в практике средств массовой коммуникации, акту-альным является рассмотрение этого языкового и стилистического средства в манипулятивном аспекте но-востного или политического дискурса. Заключение. Следует избегать ошибочной идентификации эвфе-мизма с редкими терминами и другими языковыми формами, которые не совпадают с ними по своим функ-циям.
ФРОНТОВАЯ ЛИРИКА УДМУРТСКОГО ПОЭТА Ф. Г. КЕДРОВА
УДК: УДК 821.511.131-14”1941/1945”.09(045)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Никифоровна Петрова;
Введение. В статье рассматривается фронтовое творчество известного удмуртского поэта и прозаика Филиппа Григорьевича Кедрова (1909–1944). Становление основных мировозренческих и поэ-тических принципов Ф. Кедрова произошло в «огненные сороковые», это и определило философские, нравственно-психологические, художественно-эстетические особенности и ценностные основы его стихо-творений. Наследие писателя, прожившего короткую, но яркую жизнь, выдержало испытание временем и вошло в золотой фонд национальной классики. К сожалению, сегодня заметен спад читательского интереса к произведениям писателей-фронтовиков. Актуальность исследования обусловлена объективной научной потребностью современного прочтения военной поэзии Ф. Кедрова, востребованной как ценностный ори-ентир и фундамент духовной жизни народа. Цель исследования: изучить идейно-художественное своеоб-разие фронтовой лирики Ф. Кедрова и ее место в истории удмуртской литературы. Материалы и методы исследования. Предмет исследования – стихотворения Ф. Кедрова, написанные в годы Великой Отечественной войны на передовой линии фронта (в боевой обстановке), с пометкой для печати «Действующая армия». В исследовании применены биографический, историко-литературный, про-блемно-эстетический методы анализа материала. Результаты исследования, обсуждения. Удмуртская ли-тература периода Великой Отечественной войны – одна из самых малоизученных областей национального литературоведения. Между тем, произведения этого периода отражают реальную историю народа на пе-реломном этапе существования страны. В результате исследования на примере творчества Ф. Кедрова по-казано, что удмуртские писатели-фронтовики, являясь непосредственными участниками боевых действий, на основе личных впечатлений воссоздали события войны, отразили чувства патриотизма и единения лю-дей разных национальностей в годы тяжелейших испытаний. Заключение. Ведущие мотивы военной поэзии Ф. Кедрова – чувство патриотизма и интернационализма, тоска по дому, преданность большой и малой Родине, мечта о победе, раздумья о дальнейшей судьбе народа. Далеко не все рукописи Ф. Кедрова военных лет обнаружены, в настоящее время автор статьи ведет активную источниковедческую работу. В статье рассматривается ряд стихотворений поэта-фронтовика, еще не введенных в научный оборот.
МИФЫ О ВРАЧЕБНЫХ ОШИБКАХ: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ И АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
УДК: УДК 81’42+81’373.2
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Елена Сергеевна Степанова;
Введение. Настоящее исследование посвящено проблеме репрезентации мифа о врачебных ошибках, ко-торые связаны с субъективностью морально-этических суждений и отсутствием механизмов объяснения возникающих проблем в лечении. Цель исследования – описать ценностно-мировоззренческие представ-ления о врачебных ошибках, бытующих в нашем лингвокультурном обществе. Поставленная цель опре-деляет задачи исследования: описать типологию мифа о врачебных ошибках; проанализировать лингви-стические способы репрезентации мифа о врачебных ошибках. Методологическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных ученых в области изучения понятий «миф» и «врачебная ошибка». Даны определения понятий «медицинский миф» и «врачебная ошибка». Под медицинским ми-фом понимается форма выражения, актуализации результатов эмоционально-ценностного освоения ми-ра, совокупности материальных и духовных условий деятельности врача в одной из знаковых систем. Врачебная ошибка детерминируется как неудачное выполнение запланированных действий, направ-ленных на достижение определенной цели терапии или неверный выбор метода лечения. Материалом для исследования послужила научно-популярная работа Даниэль Офри (Danielle Ofri) «Когда мы причи-няем вред: врач сталкивается с врачебной ошибкой» (“When We Do Harm: A Doctor Confronts Medical Er-ror”), которая анализирует причины медицинских ошибок и влияние, которое они оказывают на пациен-тов, их семьи, врачей, медсестер и других лиц, осуществляющих уход. Приоритетными методами иссле-дования мифа о врачебных ошибках для нас являются культурологический анализ, описательно-аналитический контекстуальный метод и метод сплошной выборки. Делается вывод о том, что миф о врачебной ошибке воплощает в себе существенную ценность для носителей лингвокультуры и имеет ак-сиологическую составляющую. Результаты исследования позволили нам предложить типологию мифа о врачебных ошибках, в которой систематизируются мифы о врачебных ошибках, определяющих цен-ностное отношение врача к различным составляющим медицинской деятельности. Как показал анализ, миф о врачебных ошибках имеет аксиологическую составляющую и репрезентирован с помощью языко-вых средств таких, как имплицированные сравнительные обороты, метафорические модели и преце-дентные феномены.
РЕАЛИЗАЦИЯ ЯЗЫКОВОЙ ПОЛИТИКИ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: МНОГОЯЗЫЧИЕ И ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКАМ
УДК: УДК 373.5.016:811.161.1’367
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алсу Махмутовна Туктамышова;
Введение. Статья раскрывает особенности реализации языковой политики с учетом актуальности развития навыков многоязычия, уделяя особое внимание обучению государственному (русскому языку), националь-ному (татарскому языку), а также иностранному (английскому) языку. Целью данной работы является ана-лиз влияния реализации языковой политики в Республике Татарстан (РТ) на образование коренных наро-дов/меньшинств в регионе. Вопросы, связанные с языковой политикой, очень многосторонние и требуют анализа и с точки зрения нормативно-правового обеспечения, и языкознания, и педагогики, а также взаимо-действия государственных органов с ее исполнителями. Материалы и методы. Методический задел включает в себя целый ряд законодательных актов, регулирующих реализацию языковой политики в России и РТ, уделяя особое внимание Государственной программе по сохранению, изучению и развитию государствен-ных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан (Государственная программа). Результатами анализа и обсуждения являются описание состояния языковой политики в регионе, то есть ее масштаб и размеры, приводятся законы, влияющие на языковую политику в сфере образования в Рес-публике Татарстан. Во-вторых, опираясь на опыт реализации языковой политики в других регионах и странах, предлагается сравнительно-сопоставительный анализ на примере Государственной программы. Используя теорию профессора Б. Спольски, автор проводит общий анализ языковой политики в регионе, а также, cледуя руководству по сохранению языков Л. А. Гренобля и Л. Дж. Уэйли, описывает эффектив-ность внедрения и исполнения Государственный программы. В заключение подготовлены предложения по реализации языковой политики в Республике Татарстан и других многоязычных обществах.
К ВОПРОСУ О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ СОЮЗА ШУЫСА В УДМУРТСКОМ ЯЗЫКЕ
УДК: УДК 811.511.131
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Александра Филипповна Уткина;
Введение. Сложноподчиненные предложения удмуртского языка характеризуются полифункционально-стью многих союзов и союзных слов. Однако на сегодняшний день для союза шуыса ‘чтоʼ в удмуртской лингвистике традиционно выделяется лишь его изъяснительная функция. Между тем указанная лексема может иметь набор дополнительных значений. Цель статьи – выявить функциональные возможности союза шуыса в современном удмуртском языке. Материалы и методы. Исследование проведено на ос-нове анализа примеров из художественных и фольклорных текстов, входящих в базу Национального корпуса удмуртского языка. В качестве основных методов исследования послужили метод сплошной выборки, контекстный анализ, а также описательный метод. Результаты исследования. В статье были систематизированы научные труды отечественных и зарубежных исследователей, по-священные вопросам изучения удмуртских союзов. Проведенное исследование позволило конкретизиро-вать и уточнить функции союза шуыса ‘чтоʼ. Отмечается, что в системе современного удмуртского языка союз шуыса ‘чтоʼ является полифункциональным. Заключение. На основе анализа Национального кор-пуса удмуртского языка было выявлено, что полифункциональный и постпозитивный союз шуыса ‘чтоʼ в текстах удмуртской художественной литературы употребляется в придаточных изъяснительных, определительных, целевых и причинных. Частотность употребления каждого из указанных семантиче-ских значений различна. Большинство сложноподчиненных предложений с исследуемым союзом воз-никло на базе конструкций с прямой речью, в которых шуыса замыкает синтаксическое единство, пред-ставляющее собой чужую речь. Изъяснительные сложноподчиненные предложения удмуртского языка могут быть трансформированы в простое предложение с беспослеложным отглагольным оборотом или с послеложным отглагольным оборотом.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ПОНЯТИЙНЫХ ПРИЗНАКОВ КОНЦЕПТА ВОСПИТАТЕЛЬ В СЛОВАРЯХ СИНОНИМОВ
УДК: УДК 81-114
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Марина Геннадьевна Юрченко;
Введение. Несмотря на то, что концепты педагогического дискурса привлекают внимание многих исследо-вателей, в научной литературе отсутствуют работы, посвященные исследованию понятийных признаков концепта воспитатель. Этим обусловлена научная новизна представляемой работы. Цель данной статьи: выявление и описание понятийных признаков концепта педагогического дискурса воспитатель по слова-рям синонимов. Материалы и методы. Представляемая работа основана на методике Санкт-Петербургско-Кемеровской школы, включающей поэтапное изучение структуры концепта. Дополнительно в статье используются следующие методы лингвистического анализа: описательный – прием анализа язы-ковых фактов; концептуальный – для выявления признаков, формирующих структуру концепта и интер-претативный. В качестве иллюстративных сведений был использован дискурсивный материал Националь-ного корпуса русского языка. Для определения понятийных признаков концепта воспитатель взяты сло-вари синонимов. Результаты исследования, обсуждение. Изучение словарей синонимов позволило обна-ружить 36 понятийных признаков концепта воспитатель. Одна часть этих признаков была найдена на предыдущих этапах исследования. Вторая часть понятийных признаков – новая, она включает признаки, не обнаруженные в проанализированных ранее словарях. Заключение. Как показывает анализ языкового материала, не все указанные в словарях синонимов понятийные признаки концепта воспитатель актуаль-ны для современного русского языка. Одна часть понятийных признаков иноязычного (инокультурного) происхождения не встречается в контекстах со словами, репрезентирующими изучаемый концепт. Эти по-нятийные признаки актуальны, но примеры, их объективирующие, немногочисленны. Другая часть ино-культурных понятийных признаков актуализируется в контекстах со словами-репрезентантами изучаемого концепта.
ФИЛОЛОГИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО ЗНАНИЯ
УДК:
Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Авторы:
В Марийском государственном университете продолжается подготовка специалистов по направлению 45.04.01 Филология (профиль «Филология в системе современного гуманитарного знания»). В 2021–2022 гг. по данному направлению подготовки завершают свое образование восемь человек. Среди них выпуск-ники направления 44.03.05 Педагогическое образование (профиль «Русский язык и литература») и 42.03.02 Журналистика (профиль «Журналистика и реклама»). В течение двух лет обучающиеся должны овладеть навыками самостоятельно анализировать системы языка, фольклора и литературы; осуществлять оценку, реферирование, оформление и продвижение результатов собственной научной деятельности; ре-дактировать научные публикации; совместно разрабатывать проекты в области филологии и другое. В соответствии с заявленным направлением подготовки в центре внимания магистрантов данного выпуска находятся проблемы современной филологии: мировое классическое наследие и современный мир, взаи-модействие в пространстве современной культуры разных ее типов, особенности функционирования раз-нообразных пластов русского языка и их значимость и другое. Студенты осваивают современные подходы к изучению текстов разных типов, овладевают методикой анализа сложнейших феноменов современной культуры: постмодернистских текстов, сетевой литературы, нарративов компьютерных игр и тому подоб-ное. Обучающиеся также получают возможность апробировать свои знания в процессе прохождения про-изводственных практик на базе лаборатории аналитической филологии МарГУ: знакомятся с основными направлениями научно-исследовательской деятельности опорного вуза РМЭ, с опытом работы его веду-щих специалистов, совместно с научными руководителями разрабатывают проекты, связанные с пробле-матикой выпускных квалификационных работ. При этом они ставят перед собой действительно амбициоз-ные задачи: показать, какие функции выполняют в современном обществе компьютерные игры и в каком аспекте их могут изучать филологи; что такое визуальная игра и можно ли ее считать самостоятельным жанром сетевой литературы; как актуализировать тексты произведений «забытых» авторов и обратить внимание на новые имена; способствует ли деконструкция текста успеху коммуникации. Пытаются отве-тить на вопрос, способны ли провинциальные театры отвечать на запросы современного зрителя; закре-пятся ли в арсенале мировой и отечественной литературы постмодернистские авторские стратегии и дру-гое. В очередной раз «Вестник Марийского государственного университета» знакомит читателей с кон-цепциями выпускных квалификационных работ филологов-магистрантов.
ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
УДК:
Раздел: ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ МАГИСТРАТУРЫ МАРИЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
Авторы:
В Марийском государственном университете второй год осуществляется подготовка специалистов по направлению 44.04.01 Педагогическое образование профиль «Языковое образование в области русского языка и русской литературы». В течение двух лет магистранты должны овладеть навыками проектирова-ния и реализации образовательного процесса в области языкового образования, в том числе с использованием образовательных технологий, соответствующих возрастным особенностям обу¬чающихся; реализовывать основные и дополнительные образовательные программы с использованием современных технологий в сфере непрерывного языкового образования; анализировать, систематизировать и обобщать результаты научных и научно-методических исследований по русскому языку и литературе; организовы-вать самостоятельную деятельность школьников, направленную на создание учебных проектов и тому по-добное. Основное внимание магистрантов, обучающихся по данной программе, сосредоточено на пробле-мах современного языкового образования: сочетание традиционного филологического знания с современ-ными образовательными технологиями; организация проектной и учебно-исследовательской деятельности обучающихся в области русского языка и литературы; исполь-зование технологий искусственного интеллекта в гуманитарных исследованиях и прочее. Студенты изу-чают современные подходы к преподаванию русского языка и литературы: методику организации и реали-зации дистанционного обучения, методику проектирования индивидуальных маршрутов учебно-исследовательской деятельности учащихся, технологии организации проектной деятельности учеников, современную методику организации внеурочной деятельности и создания элективных курсов и так далее. Магистранты имеют возможность пройти учебные практики на базе лаборатории компьютерной лингви-стики МарГУ: они знакомятся с основными образовательными технологиями, самостоятельно готовят ма-териалы для электронного банка научно-исследовательских и проектных находок обучающихся, в сотруд-ничестве с научными руководителями создают проекты, связанные с тематикой выпускных квалификаци-онных работ. При этом они пытаются решить актуальные для языкового образования задачи: показать, ка-кие методы, приемы и образовательные технологии помогут школьникам лучше усвоить учебный матери-ал, а также позволят генерировать идеи, которые выявят креативный потенциал учащихся 5−9-х и 10−11-х классов.
РЕЦЕНЗИЯ НА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ: ЗОЛОТОВА Т. А., ПЛОТНИКОВА Е. А., ЕФИМОВА Н. И. ТРАДИЦИИ ФОЛЬКЛОРА В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ ХХ−ХХI ВЕКОВ
УДК:
Раздел: РЕЦЕНЗИИ
Авторы: Вячеслав Алексеевич Поздеев ;
Познавательное, воспитательное, эстетиче-ское значение фольклора в современной куль-туре достаточно велико и требует осмысления и изучения. В учебно-методическом пособии «Традиции фольклора в отечественной культу-ре ХХ−ХХI веков», подготовленном профессо-ром Т. А. Золотовой, доцентами Е. А. Плотниковой, Н. И. Ефимовой, рассмат-риваются актуальные проблемы современной культурологии и фольклористики, а точнее – влияние народного творчества на разные ас-пекты профессиональной культуры в ХХ−ХХI веках. Пособие построено так, что в нем как для студентов, так и для преподавателей открыва-ется целый ряд исследований, которые состав-ляют теоретическую основу для дальнейшего изучения и исследования феномена фолькло-ризма кинематографии, литературы, а также современных текстов молодежной субкультуры. Необходимо отметить, что проблема исполь-зования традиций фольклора в литературе, ки-нематографе и молодежной культуре, а также в пространстве современного города не так ча-сто привлекала внимание исследователей; еще в меньшей степени ее составляющие были освещены в учебниках и методических посо-биях. Именно поэтому выход этой книги закры-вает большую лакуну в области методики пре-подавания тради¬ционной культуры в вузах и других учебных заведениях. Важно отметить, что все разделы пособия построены по одному рациональному принци-пу: вводная статья по определенной теме, спи-сок рекомендуемой литературы и разнообраз-ные задания, которые помогут обучающимся понять сущность феномена фольклоризма, его типы, причины и особенности обращения к фольклору представителей различных областей современной культуры. Авторы предлагают и оригинальную программу курса «Фольклор и современная культура», которая, несомненно, будет востребована преподавателями, студен-тами и магистрантами. Авторы пособия начинают с фольклоризма в кинематографии. Эта проблема осмыслялась прежде всего киноведами, а не исследователя-ми традиционной культуры. Авторы приводят целый ряд фамилий известных киноведов, за-нимавшихся изучением этой проблемы: Н. М. Зоркая, М. И. Ту¬ро¬вская, Н. Ю. Спут-ницкая, В. И. Фомин, Н. А. Хренов; комменти-руют наиболее интересные положения их ра-бот, показывают значимость обращения кино-ведов к фольклористическим трудам, в частно-сти В. Я. Проппа, а также дают ссылки на эти работы. Органичен в этот разделе и материал, свя-занный с анализом творчества известных ре-жиссеров-постановщиков сказок и фольклор-ных произведений: А. А. Роу, А. Л. Птушко, С. М. Овча¬рова. Их киносказки вошли в «золо-той» фонд советского кино, поэтому знаком-ство и разбор сценариев, режиссерских ходов, актерской игры позволяет студентам, маги-странтам, аспирантам понять художественный замысел режиссеров и особенности его реализации. Привлекают внимание и методические раз-работки традиций в современных отечествен-ных фильмах жанра фэнтези. Этот жанр мало исследован, тем более в связи с традиционной культурой и фольклором. Авторы пособия при-водят мнения ряда теоретиков кино, в частно-сти Н. Ю. Спутницкой, которые высказывают критические замечания постановщикам филь-мов-фэнтези в использовании магии и нацио-нальных сказочных традиций, а также выска-зывают свою оригинальную точку зрения по этим вопросам. Второй раздел пособия раскрывает фольк-лоризм литературы, в частности традиции сказки у многих современных писателей. Ав-торы отмечают, что «к сказке обращаются представители как элитарной (в отечественной традиции, например, Татьяна Толстая и Люд-мила Петрушевская и др.), так и мидл-литературы». Именно поэтому в пособии, по-мимо творчества Л. Пет¬рушевской, рассматри-ваются и произведения таких уже известных литераторов, как А. Га¬ниева, Е. Бабушкин, Д. Ахметшин. В сказках Л. Петрушевской, с одной сторо-ны, авторы отмечают полную реализацию «пропповской модели волшебной сказки», а с другой – раскрывается «образ детства». Так Л. Пет¬рушевская «мастерски прописывает внутренний мир ребенка», поэтому ее сказки, как бы рассказанные самими детьми, по мне-нию авторов, и делают их «настоящими». В пособии также анализируется сборник А. Ганиевой «Странные сказки». Созданные писательницей сюжеты воспроизводят совре-менную российскую действительность, но в то же время используют фольклорные модели и мотивы. Так же, как у Л. Петрушевской, у А. Га¬ниевой, главные герои сказок – дети, это усиливает восприятие «сказочности, чудесно-сти». Авторы пособия отмечают оригиналь-ность находок А. Ганиевой в заглавиях и подза-головках сказок. В них часто обозначается не-кий нравственный императив, а еще писатель-ница дает краткие авторские ремарки с дет-ским рисунком. Что касается сказок Е. Бабушкина, то в них, считают авторы пособия, часто изображается «два мира: реальный и ирреальный (волшеб-ный)». Интересно то, как сказочник использует «низкого героя», сказочные формулы и тому подобное. Отмечено, что Е. Бабушкин, один из немногих в нашей литературе, кто создает такие ситуации в сказках, когда «герои не ре-шают стоящих перед ними задач и не побеж-дают противников». Как и Е. Бабушкин, Д. Ахметшин – один из лауреатов премии «Дебют», соединяет в своих сказках элементы сказочной реальности и со-временную действительность. Авторы пособия анализируют его цикл «Короткие сказки». Для данного автора, по наблюдениям авторов, ха-рак¬терны поиски в жанре литературной сказки, подчеркнутый интерес к мистической стороне, использование мотивов сказок разных народов. Третий раздел пособия «Фольклор и моло-дежная культура» как бы объединяет и разви-вает на новом витке два предыдущих раздела. В нем рассматривается визуальная и текстовая молодежная культура, в которой «самодеятель-ные тексты», написанные по произведениям известных писателей («фанфики», «фан-фикшн»), «иллюстрируются» не только изоб-ражением, но вербальным оформлением. Авто-ры подчеркивают, что «кадры» из некоторых популярных молодежных фильмов дополняют-ся различными словесными клише. Важным выводом является то, что авторы пособия рас-крывают жанр мема как феномен современного фольклора, который, «во-первых, отвечает кри-териям фольклора, во-вторых, существует в нынешнем временном пласте, создается вслед актуальному литературному и кинематографи-ческому источнику и при помощи цифровых технологий. Важно и то, что мемы представля-ют собой новые формы бытования для тради-ционных фольклорных жанров, например, для анекдота, поскольку некоторые многочастные их формы вполне могут быть заменены нарра-тивом со смешной и неожиданной концовкой. Также мемы и фанфикшн призваны закреплять и транслировать ценности создающей их суб-культуры или сообщества. Хочется отметить, что авторы пособия как бы «закольцовывают» проблему визуально-тексто¬вого сказочного творчества ХХ−ХХI ве-ков. Настоящий этап в развитии молодежной интернет-культуры продолжает и развивает сказочные (волшебные) традиции прежних лет. Новые веяния, новые технологии требуют но-вых осмыслений моделей сказок, новых прие-мов, художественных открытий. Такие пробле-мы поможет решить программа курса «Фольк-лор и современная культура», которую предла-гают авторы книги. Курс рассчитан на 32 ака-демических часа. Содержательная сторона курса достаточно основательно проработана, выделены как основные теоретические поло-жения, так и новые современные аспекты. Например, темы «Фольклор и кинематограф», «Молодежная культура и фольклор», «Фольк-лор в пространстве современного города: типы фольклорно-этнографических памятников и музеев». В пособии авторы приводят примеры методических приемов анализа разных фольк-лорных и литературных жанров, сопоставления произведений, приемов анализа различных текстов современной культуры. В пособии, таким образом, задача подготов-ки широко эрудированного человека, специа-листа-филолога сочетается с задачей воспита-тельной, пособие расширяет горизонты чело-века, обладающего творческим мышлением.