ВЕСТНИК 2(34) 2019
- Название:
- ВЕСТНИК 2(34) 2019
- Номер:
- 2
- Год:
- 2019
- Дата публикации на сайте:
- 2019-06-14 13:58:18
- Полный журнал в PDF:
Содержание всего 20
ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КОНТЕКСТЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алина Халиловна Ахмедьянова ;
В статье представлена авторская интерпретация кросс-культурного гуманитарного образования,
которая должна внедряться постепенно в систему школьного образования, как эффективная модель форми-
рования гармонично развитой личности обучающегося, отвечающая требованиям нашего многонациональ-
ного российского общества. Исследование проведено в Башкирском лицее № 1 города Учалы Республики
Башкортостан. Цель. Выявление актуальных форм взаимодействия урочной и внеурочной деятельности
в контексте кросс-культурного гуманитарного образования школы, способствующих формированию
гармонично развитой личности обучающегося. Материалами и методами исследования стали: изуче-
ние литературы по данной теме исследования, педагогический опыт автора данной статьи, анализ прове-
денных занятий в школах, теоретическое и практическое моделирование кросс-культурного гуманитарного
образования. Результат исследования показал эффективное и продуктивно-творческое взаимодействие
урочных занятий по истории с деятельностью исторического кружка в контексте кросс-культурного
гуманитарного образования школы. Такой процесс взаимодействия в образовательной среде школы
непосредственно направлен на формирование гармонично развитой личности обучающегося путем
включения обучающегося в различную созидательно-творческую деятельность, направленную непосред-
ственно на этнокультурное взаимодействие, взаимообмен и на получение определенного культурного
опыта, в ходе которого формируется развитое чувство толерантности, уважение и гуманные межкуль-
турные отношения. В свою очередь толерантность, уважение и гуманные межкультурные отношения
являются одними из главных духовно-нравственных качеств гармонично развитой личности, вырабаты-
вающиеся на основе ценностей народов Российской Федерации, на основе исторических и национально-
культурных традиций того или иного этноса. Следовательно, такую модель личности возможно получить
лишь в образовательной среде, которая должна быть построена на основе культурно-исторического
принципа, заложенного в основу кросс-культурного гуманитарного образования.
ФИЗИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
УДК: 373.545
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Александрович Белянин; Алена Игоревна Исаева;
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества обучения физике
учащихся средних школ. Приводится авторский подход к решению этой проблемы посредством выделе-
ния из учебного материала и изучения учащимися физических ситуаций. В работе уточняется понятие
физической ситуации как объекта изучения, дается анализ и направления использования физических
ситуаций для организации учебного исследования учащихся по физике. Под физической ситуацией
понимается система внешних условий по отношению к какому-либо выделенному субъектом физическому
объекту, участвующему в одном или нескольких физических явлениях. Состояние объекта или изменение
его состояния может быть описано соответствующими этим явлениям законами, в которые могут входить
определенные физические величины. В статье рассмотрен содержательный аспект физической ситуации,
включающий объективно существующий или субъективно выделенный объект и его окружение: явление,
модель, величины, закон и физические процессы. Показано, что физическая ситуация является системным
образованием, выделяемым субъектом с определенной дидактической целью, например, с целью изучения
ее структуры и структурных составляющих: теорий, моделей, законов, физических величин и физических
процессов. Рассмотрен конкретный пример выделения и последовательности изучения учащимися под ру-
ководством учителя физической ситуации на уроке физики. В качестве объекта изучения для построения
и анализа конкретной физической ситуации выбрана пружина, модель которой традиционно рассматрива-
ется в физике при изучении учащимися упругих тел. Показана последовательность деятельности учителя
и ученика при анализе выделенной физической ситуации «Упругость тел». Отмечается, что физические
величины для описания явления деформации пружины связаны законом Гука. Процессом в данной физи-
ческой ситуации выступает изменение линейных размеров объекта-пружины. Проанализирован содержа-
тельный аспект физической ситуации «Упругость тел». В выводах статьи отмечено, что работу учащихся
с физическими ситуациями, их выделение и анализ желательно проводить после изучения соответствую-
щих тем и разделов физики, при обобщении физического материала, что позволит активизировать работу
учащихся и организовать творческое сотрудничество учителя и ученика при изучении физики.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
УДК: 378.881.116.11
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Юрьевна Вылегжанина;
В настоящее время говорится о необходимости перенести акценты в обучении студентов педагогических
направлений с теоретической подготовки на практико-ориентированную. Проектную деятельность счи-
тают одним из наиболее эффективных инструментов, формирующих у студентов конкретные практиче-
ские навыки и умения и развивающих личностные качества. В статье рассматривается опыт организации
проектной деятельности студентов Вятского государственного университета. Цель исследования – выявить
проблемы, возникающие у студентов, занимающихся проектной деятельностью, и предложить возмож-
ные пути их решения. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследо-
вания) и практические (опрос, наблюдение, анализ эмпирического опыта). Результаты исследования,
обсуждения. Выявлен низкий уровень мотивации студентов к осуществлению проектирования. Описаны
трудности, возникшие в ходе организации проектной деятельности студентов: в анализе проблемной ситуа-
ции, в формулировании противоречий и проблемы, в постановке цели разных типов проектов, в определении
образовательных результатов, в распределении временных ресурсов и самоконтроле. Отмечен низкий
уровень креативности студентов, а также сложности в командообразовании, обусловленные субъектив-
ным подходом к организации проектных групп. Предложены пути решения возникших затруднений.
Полученные данные сопоставлены с оценками практики проектной деятельности студентов, описанными
в научных работах последних лет. Заключение. Делаются выводы о необходимости целостного подхода
к методике обучения студентов-педагогов проектной деятельности, о соблюдении принципов систематично-
сти, последовательности, повышения уровня сложности проектов при накоплении соответствующего
опыта; говорится об обязательности оказания методической поддержки на всех этапах проектирования,
переключении ролей субъекта и объекта обучения, обязательной реализации проектов будущих педагогов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, РЕСУРСНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: 373.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Геннадьевна Иксанова; Светлана Николаевна Фёдорова;
Деятельность школы как общеобразовательной организации требует полноценного организаци-
онного, ресурсного и методического обеспечения для решения задач не только обучения, воспитания и раз-
вития обучающихся, но и удовлетворения их языковых прав и этнокультурных потребностей. Обеспечение
должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, нормативно-право-
вым, санитарно-гигиеническим, социально-бытовым, противопожарным, антитеррористическим, проти-
водиверсионным и другим требованиям. ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская
школа-интернат» обеспечивает всеми необходимыми условиями процесс осуществления образовательной де-
ятельности, в том числе организационным, ресурсным и методическим обеспечением по удовлетворению
языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Наиболее важной проблемой на данный
момент является вопрос обеспечения учебно-методическими и финансово-экономическими ресурсами
деятельности образовательной организации в этом направлении. Цель исследования: теоретическая разра-
ботка и экспериментальная апробация модели организационного, ресурсного и методического обеспечения
деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребно-
стей обучающихся в условиях национальной президентской школы. Материалы и методы. В соответствии
с целями и задачами в исследовании использовались теоретические методы (системный анализ проблемы
исследования, структурно-функциональный анализ образовательной среды школы, анализ образователь-
ных стандартов, учебных программ, теоретическое обобщение результатов исследования), эмпирические
методы (наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент), статистические методы (методы
математической обработки данных). Материалами исследования послужили учебные программы, прото-
колы педагогических советов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы и другая школьная доку-
ментация ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» и ГБОУ ДОД РМЭ
«Национальная президентская школа искусств». Результаты, обсуждение. На основе данных мониторин-
га с 2016 г. по 2019 г. по отношению обучающихся, педагогов и родителей к решению задач по удовлетво-
рению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся был сделан вывод о том, что органи-
зационное, ресурсное и методическое обеспечение ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная
президентская школа-интернат» соответствует всем требованиям и является важным показателем перспек-
тив развития школы. Заключение. На современном этапе развития поликультурного общества в условиях
функционирования школ с этнокультурным составом особую значимость приобретают вопросы разра-
ботки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной
и бикультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой –
на национально-культурные и регионально-этнические традиции. Решение этих вопросов требует разра-
ботки и внедрения эффективных механизмов управления педагогическим процессом этнокультурной
направленности и полного его организационного, ресурсного и методического обеспечения.
СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО К МЕЖДУНАРОДНОМУ
УДК: 327:304.44
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Павел Сергеевич Козлов; Светлана Александровна Романова; Мария Сергеевна Романова;
Добровольчество как институт гражданского общества становится в современной России все
более активным, в том числе в студенческой среде, и решает целый спектр социальных задач – от орга-
низации досуга детей, подростков и молодежи, включения их в активную деятельность до оказания со-
циальной помощи нуждающимся, проведения профилактики вредных привычек, заботы о бездомных
животных и так далее. Разнообразны и формы волонтерской деятельности: индивидуальное доброволь-
чество, работа в незарегистрированных объединениях и группах, а также в составе зарегистрированных
организаций с любой формой собственности. В настоящее время важным представляется поиск стратегий
взаимодействия и информационного обмена в сфере волонтерства как на национальном, так и на между-
народном уровне. Цель данной статьи – показать возможность и важность включения российских доб-
ровольцев в международную волонтерскую деятельность. Материалы и методы. На основе анализа
научной литературы, статистических данных и сравнительного анализа деятельности российского и евро-
пейского волонтерских движений, авторы показывают, что стремительные изменения, происходящие
в современном социуме, требуют постоянной модернизации и в сфере добровольчества, которое становится
все более мультиформатным и многоуровневым, наднациональным, его традиционные формы постоянно
дополняются совершенно новыми. Результаты, обсуждение. Авторы статьи делают вывод, что для эффек-
тивного развития данного вида социальной активности граждан необходимо, с одной стороны, изучение
международного опыта волонтерства, имеющего длительную историю, а с другой стороны, активное
включение российских добровольцев в международное волонтерское движение. Заключение. Данное
утверждение приобретает особый смысл, так как в условиях продолжающейся глобализации междуна-
родное сотрудничество волонтеров различных стран позволит более эффективно решать общие проблемы
(например, связанные с помощью пострадавшим от стихийных бедствий в различных уголках мира),
а также будет способствовать формированию положительного имиджа российского добровольчества.
ОБ ОФОРМЛЕНИИ СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОГО ИЗДАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТАМИ (К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПУБЛИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА)
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов;
Ссылки, списки литературы, библиографические списки являются важным элементом
как учебной (реферат, курсовая и дипломная работа), так и научной (статья, диссертация) работы. Опыт
оформления библиографии по ГОСТу является необходимым для автора научного исследования. С 1 июля
2019 год вступает в силу новый ГОСТ-7.0.100-2018, вызывающий вопросы: что изменится в оформлении
списка литературы, для кого предназначен новый ГОСТ и отменяет ли он старые? Цель: рассмотреть опти-
мальные и при этом не искажающие основного предназначения библиографического списка научной работы
варианты оформления по государственным стандартам по информации, библиотечному и издательскому де-
лу. Цель конкретизируется в следующих задачах: разобраться в различиях действующих ГОСТов с точки
зрения составителя списка литературы в научном исследовании, дать комментарии к спорным моментам
действующих ГОСТов по библиографическому описанию. Методы: теоретико-методологический ана-
лиз, систематизация и обобщение данных педагогической, научно-методической, нормативно-правовой
литературы по исследуемой проблеме, использование комплекса взаимосвязанных теоретических методов
исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам. Обсуждения. Рассматри-
ваются стандарты библиотечно-издательского дела по библиографическому описанию, наиболее часто
используемые в современных научных работах, освещаются спорные моменты. Выводы. Предназначение
списка литературы – документально подтвердить и обосновать достоверность и точность приводимых
в тексте работы фактов, статистических данных, цитат и других сведений, заимствованных из различных
источников, соблюдая тем самым этику научных публикаций; показать глубину проработанности по-
ставленной проблемы; предоставить читателю возможность осуществить быстрый поиск заинтересовав-
шего его исследования из списка. При составлении необходимо в первую очередь ориентироваться
на требования структурного подразделения, под руководством которого выполняется работа.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В ВУЗЕ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов ;
В настоящее время становление педагогического консалтинга происходит под влиянием слож-
ных процессов реформирования системы образования, характерных для постиндустриального этапа разви-
тия экономики, основанной на знаниях. Эти процессы определены в целевых проектах инновационного
развития России до 2020 года, пространственного развития Российской Федерации до 2025 года и других.
Цель статьи – на основе выявленных основных векторов развития консалтинга в России и за рубежом
определить совокупность и раскрыть основной понятийный аппарат, связанный с разработкой и реализа-
цией инновационных технологий педагогического консалтинга в организациях высшего образования.
Материалы и методы. Исследование осуществлялось на базе факультета общего и профессионального
образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для достижения поставленной цели
были использованы теоретические методы (понятийно-терминологический анализ, контент-анализ пси-
холого-педагогической, социально-экономической литературы, отражающей выявление инновационных
педагогических консалтинговых технологий; функциональный анализ использования инновационных
педагогических консалтинговых технологий в различных сферах). В качестве эмпирических методов исполь-
зовались педагогическое наблюдение, беседа, социологический анкетный опрос с применением инноваци-
онной технологии LMS Moodle. Педагогический консалтинг, в нашем понимании, – это система квалифици-
рованной помощи и профессионального сопровождения при освоении личностно-профессиональных
компетенций (знаний, умений и навыков) в целях удовлетворения образовательных потребностей человека,
общества и государства. При обучении консультантов, репетиторов, наставников, осуществляющих педагоги-
ческое консультирование, в вузе могут использоваться следующие инновационные технологии: тьюторское
сопровождение проектирования индивидуальной образовательной траектории; коучинг при проведении
профессионально направленных дискуссий; модерирование при проведении деловых игр; супервизия в про-
цессе поиска, анализа и выработки наилучших решений через оценку альтернативных идей и действий.
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК: 811.111:316.48
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина ;
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует необ-
ходимость развития навыков разрешения конфликтов у будущих специалистов, особенно у тех из них,
чья профессия связана с общением с людьми. Успешное формирование данных навыков зависит от использо-
вания на занятиях по иностранному языку комплекса методов активного обучения, которые способствует
активизации познавательных способностей учащихся, созданию творческой атмосферы и духу соревно-
вательности, развитию ассоциативного мышления, преодолению языкового барьера. Цель: развитие у студен-
тов навыков разрешения конфликтов с помощью отобранного дидактического материала, распределенного
по трем модулям, и методов активного обучения, а также прослеживание динамики сформированности
данных навыков. Материалы и методы. Теоретическими методами исследования являлись анализ педа-
гогической литературы по диагностике поведения учащихся в конфликте и педагогическое моделирова-
ние; эмпирическими методами выступали анкетирование с помощью опросника К. Томаса – Р. Килмана
и наблюдение. Результаты исследования, обсуждения. Внедрение отобранного дидактического материала
по теории конфликтов в форме групповой работы с использованием методов активного обучения (работы
в команде, видеоматериалов, ролевой игры, мозгового штурма) способствовало постепенному усвоению
студентами природы конфликтов, формированию у учащихся навыков их эффективного разрешения, повы-
шению мотивации к изучению английского языка. Повторное анкетирование в конце эксперимента выявило
положительную динамику развития данных навыков в экспериментальных группах, а именно: уменьшение
количества студентов, выбирающих стиль «избегание», увеличение количества студентов, отдающих предпо-
чтение конструктивным способам разрешения конфликтов – компромиссу и сотрудничеству. Результаты
наблюдения свидетельствуют о появлении навыков самоконтроля, эмпатии и критического мышления.
Заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полу-
ченных результатов на последующих стадиях профессионального развития студентов при совершенство-
вании навыков ведения переговоров, являющихся эффективным методом разрешения конфликтов.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Н. Я. БИЧУРИНА КАК УЧЕНОГО И ПРОСВЕТИТЕЛЯ (КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД)
УДК: 929:[811+37+39](470+571)«18»Бичурин
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эдуард Владимирович Николаев; Татьяна Николаевна Петрова;
Статья посвящена изучению этнопедагогических и социально-культурных факторов становле-
ния личности Н. Я. Бичурина и формирования его мировоззрения как научного деятеля, внесшего огром-
ный вклад в изучение истории и культуры стран Востока. Цель: на основе историографической литературы
и архивно-документальных источников изучить этнопедагогические и социально-культурные факторы
становления личности Н. Я. Бичурина и дать характеристику первого – казанского – этапа формирования
его научного и социально-философского мировоззрения. В процессе исследования были решены следующие
задачи: определить политические и социокультурные факторы зарождения первых новокрещенских школ
и духовных семинарий на территории Среднего Поволжья и раскрыть особенности организации учебной
и воспитательной работы в них, повседневного быта слушателей Казанской духовной семинарии, в кругу
которых формировалась личность молодого Никиты Бичурина. Материалы и методы: рассмотрение
изучаемой проблемы основывается на фактических данных дореволюционной историографии, автобио-
графическом материале, на принципах историзма, описательности, объективности, на методах обобщения
фактов и явлений, исторического моделирования, ретроспективного анализа исторических документов в их
совокупности и взаимосвязи и в контексте общих политических и социокультурных, в том числе образо-
вательно-просветительных процессов, которые позволили осуществить всесторонний целостно-системный
и конкретно-исторический анализ становления и формирования личности Н. Я. Бичурина в среде повседнев-
ной жизни учащихся в Свияжской новокрещенской школе и Казанской духовной семинарии во взаимосвязи
с влиявшими на нее объективно-историческими условиями и субъективными факторами. Теоретическая
и практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно использовать при создании
учебных пособий о развитии школы и просвещения в Среднем Поволжье, в учебном процессе при рассмотре-
нии значимости исторических личностей в развитии науки и культур, актуализации их научных и фило-
софских мировоззрений для реконструкции в современной социокульурной и образовательной практике,
при подготовке обобщающих трудов по отечественной истории, истории Русской православной церкви и
духовного образования. Материалы работы могут быть использованы также в процессе реформирования
современных духовных семинарий. Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в актуализации
просветительских и социально-философских идей Н. Я. Бичурина в контексте модернизационных процессов
в системе православного образования в России и эволюции государственно-церковных отношений,
современного межцивилизационного диалога культур. Заключение. Изучение автобиографических данных
Н. Я. Бичурина и ретроспективный анализ его жизнедеятельности дают возможность утверждать, что
становление его личности как ученого и формирование мировоззрения происходило в окружающем
этнопедагогическом пространстве (микросреда: сельская семья и общинные трудовые традиции, нефор-
мальные школы жизни – улица, двор, общение, совместный труд со взрослыми и др.) и культурно-образо-
вательной среде (педагогическое пространство в учебных заведениях – Свияжской новокрещенской школе
и Казанской духовной семинарии), где шло активное становление Никиты Бичурина как личности).
ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В АЛЖИРЕ
УДК: 377.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наима Си Насер; Елена Валентиновна Кондратенко;
Проблема подготовки учителей для национальных школ является центральной для систем образования
стран Магриба. В статье представлены результаты исследования развития системы профессиональной
подготовки педагогов в Алжире. Целью исследования является выявление основных тенденций генезиса
алжирской национальной системы непрерывного педагогического образования. Основными методами
исследования являются сравнительно-исторический анализ, обобщение теории и практики развития профес-
сиональной подготовки педагогов в Алжире. Авторами выделены основные этапы развития системы
алжирского образования в целом, начиная с доисламского периода: доколониальный (до 1848 года),
колониальный (1848–1962 гг.), деколониальный (1962–2003 гг.) и современный (с 2003 года), конкрети-
зированы проблемы, определены движущие силы и детерминанты развития системы профессиональной
подготовки в рамках каждого из выделенных этапов. Особое внимание уделено изменениям в системе
образования Алжира, которые произошли после признания независимости страны в 1962 году. Проведен
системный теоретико-методологический анализ проблемы государственной деятельности в области педаго-
гического образования как основной детерминанты модернизации национальной системы образования
в Алжире, выявлены социальные и управленческие характеристики данного процесса. Результатами
исследования стало выявление основных тенденций развития национальной системы профессиональной
подготовки алжирских педагогов на современном этапе: непрерывность образования учителей, вариа-
тивность образовательных траекторий, модернизация содержания и технологий педагогического образо-
вания, повышение его качества, увеличение сегмента дистанционного образования. При этом авторы
подчеркивают важность достижения современного качества педагогического образования, обеспечение
его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе
сочетания инновационных стратегий и конструктивных традиций национального алжирского образования.
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СХЕМ
УДК: 372.851+378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Алексеевна Темербекова;
В статье рассматривается новый подход обучения студентов – адаптивная система обучения математике
с использованием алгоритмических схем, позволяющих выстраивать учебный материал в соответствии
с определенным алгоритмом изучения математических объектов или их свойств. Введение. Модерниза-
ция российского образования, требования Национальной доктрины образования Российской Федерации
до 2025 года выявили комплекс проблем, связанных с профессиональной подготовкой квалифицирован-
ных специалистов, в том числе математической. Одним из путей повышения качеств математической
подготовки будущих специалистов на современном этапе является целенаправленное формирование
алгоритмической культуры студентов, являющейся необходимым условием и средством профессиональной
подготовки будущего специалиста. Использование алгоритмических схем в процессе обучения студентов
вуза математике способствует развитию алгоритмической культуры и формированию профессиональной
направленности будущего специалиста. Цель: определение эффективности внедрения адаптивной
системы обучения студентов математике с использованием алгоритмических схем посредством оценки
динамики ее развития. Материалы и методы. Для определения уровня алгоритмической культуры студен-
тов как результата использования адаптивной системы обучения математике были использованы показа-
тели обученности студентов вуза, способность строить алгоритмические схемы для построения мате-
матических теорий, способность использовать их в учебной деятельности. Результаты исследования,
обсуждения. Решение учебных задач в рамках адаптивной системы обучения с использованием алгоритми-
ческих схем способствовало развитию навыков использования проектной деятельности в построении опреде-
ленных алгоритмов. Анализ результатов анкетирования выявил положительную динамику уровня обученно-
сти студентов в учебном процессе с использованием алгоритмических схем. Заключение. Использование
адаптивной системы обучения студентов математике с помощью алгоритмических схем способствует
повышению качества обучения, развитию профессиональной компетентности, что доказывает успешность
проведенного эксперимента.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА В МАРИЙСКИХ ГОСТЕВЫХ ПЕСНЯХ
УДК: 398.89
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
В марийском семейно-обрядовом фольклоре в качестве особого средства организации обрядо-
вых действ, связанных с приемом гостей, выступают песни. Исполнение определенной гостевой песни
инициирует действия как хозяев, так и гостей, определяет их поведение. Цель данной работы – описать
типовые ситуации гостевания, репрезентированные в текстах марийских гостевых песен, выявить функ-
ции песен. Материалы и методы. В качестве объекта исследования выступают тексты песен, собран-
ные автором статьи в 1989–2019 гг. Для достижения поставленной цели использовались описательный
метод, а также контекстологический анализ и элементы сравнительно-сопоставительного метода.
Результаты исследования, обсуждения. Гостевые песни мари на сегодняшний день продолжают функ-
ционировать, играя роль своеобразного способа общения. Как вид социокультурной коммуникации и как
результат и продукт творческой деятельности и импровизации, гостевая песня организует диалог, кото-
рый строится по своим законам. Встреча гостей (с благодарностью за приезд = приход), их угощение
(вплоть до порядка подачи блюд), благодарность гостей (за приглашение и радушный прием), встречное
приглашение в гости, проводы гостей по установленному порядку – основные типовые ситуации фольк-
лорной коммуникации, нашедшие отражение в гостевых песнях восточных мари. Тексты песен отличаются
высокой степенью информативности и дают полное представление о марийских традициях гостеприимства.
Гостевые песни представляют собой мегатекстовые образования и функционируют как единое дискур-
сивное целое. Они и сопровождают ситуации приема гостей, и могут сами определять ход событий, свя-
занных с приемом гостей, а также поведение гостей и хозяев. Кроме того, рисуя картину определенного
фрагмента приема гостей, песня позволяет исполнителю выразить свои чувства, переживания, пожелания.
РИТМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТОВ ПЕРСОНАЖЕЙ В «ЛИТЕРАТУРНОМ ВЕЧЕРЕ» И. А. ГОНЧАРОВА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
И. А. Гончаров является признанным «живописцем» русской литературы, классиком портрет-
ных описаний. Средства создания портрета различны, а исследование ритмообразующих факторов как
способа создания литературного портрета достаточно немногочисленны. В стихотворной речи ритм воз-
никает преимущественно на уровне формы (метр, рифма, строфа). Ритм художественной прозы создают
повторы на разных уровнях содержания и формы художественного произведения. Цель: выявить неко-
торые ритмообразующие средства создания портретов персонажей в «Литературном вечере» Гончарова.
Материалы и методы. Предметом исследования является позднее произведение писателя, позволяю-
щее выявить некоторые закономерности, присущие малой и романной прозе Гончарова. Основные мето-
ды исследования – историко-генетический и типологический. Результаты исследования, обсуждения.
Изучение ритма как способа создания портретов персонажей – наименее изученный аспект поэтики Гон-
чарова. Научная новизна статьи определяется исследованием ритмообразующих факторов в создании не-
которых портретов в «Литературном вечере» Гончарова. Заключение. Писатель сосредоточивает внима-
ние на изображении акустической, визуализированной, аудиальной детали или подробности.
Уникальную роль в создании портрета играет интертекст и ритм. Ритмообразующие средства в создании
портретных описаний различны: ритм возникает как на уровне семантической, метатекстуальной соотне-
сенности одного персонажа с другим, так и создается лексическими, грамматическими повторами.
ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОКША-МОРДОВСКОГО СЕЛА БАХИЛОВО НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ
УДК: 94(09)(=16/=43)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Николай Валерьевич Беленов;
Настоящая работа посвящена введению в научный оборот и этимологизации географических
названий, составляющих топонимическое пространство мокша-мордовского села Бахилово на Самарской
Луке. Данная тематика ранее не являлась объектом специальных исследований, что определяет актуаль-
ность представленной статьи. Цель исследования. Введение в научный оборот и анализ мокша-
мордовской топонимии окрестностей села Бахилово на Самарской Луке, на основании характерных осо-
бенностей местного мокша-мордовского говора, своеобразной географической лексики и этнической ис-
тории бахиловской мордвы. Материалы и методы. Лексический материал для исследования собирался
автором в ходе экспедиций 2017–2018 годов, в ходе которых использовался полевой метод сбора данных.
При интерпретации собранного материала использовался этимологический и семантический анализ,
структурно-сопоставительный и ареальный методы. Результаты исследования, обсуждения. Проведен-
ные исследования показали, что бахиловский говор мокша-мордовского языка в результате процессов
замещения коренного населения приезжим, обрусения и естественной убыли, пострадал сильнее, чем другие
самаролукские говоры мокша-мордовского языка – торновский и шелехметский. Вместе с тем, в среде как
мокша-мордовского, так и иноэтничного населения села пока еще сохраняется мокша-мордовская топо-
нимическая номенклатура, хотя процессы деэтимологизации и переосмысления мокшанских названий
на основе созвучия со словами русского языка дают о себе знать (смотрите ниже народную этимологию
топонимов Пачкарайка и Пичкужу). Проведенные исследования позволили ввести в научный оборот новые
данные по топонимической номенклатуре бахиловской мордвы, а также уточнить форму и этимологизацию
ряда ранее известных топонимов: на основе характеристических особенностей бахиловского говора мокша-
мордовского языка и бытующей в нем географической терминологии. Заключение. Собранные и представ-
ленные в данной работе материалы по топонимической номенклатуре окрестностей мокша-мордовского
села Бахилово на Самарской Луке составят надежную базу для дальнейших этноисторических и этно-
языковых исследований бахиловской мордвы.
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ СТИЛЬ Г. Н. АЙГИ (В КОНТЕКСТЕ СУЖДЕНИЙ О СТИЛЕ Ж. БЮФФОНА, Ш. БОДЛЕРА)
УДК: 821.512.111(092)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Алексеевна Ермакова; Марина Петровна Савирова; Надежда Ивановна Якимова; Ольга Геннадиевна Владимирова;
В статье рассматриваются особенности творчества Г. Н. Айги, поэта из Чувашии, оставившего заметный
след во всей отечественной литературе ХХ века, а также и в мировой культуре. Цель данной работы –
на основе анализа перекликающихся суждений о стиле Г. Айги, французского поэта Шарля Бодлера, уче-
ного-натуралиста Жоржа Луи Лекларка де Бюффона, а также поэтического творчества Г. Айги определить
особенности его художественного стиля. Представляет интерес и то, что Г. Н. Айги, изящно сочетая сло-
ва, придавая им глубокий смысл, репрезентирует окружающую действительность, человека, при этом
художник слова, используя новую ритмическую разработку, свободный стих, не повторяет готовых ре-
шений, а создает свой оригинальный стиль. Поэт, рассуждая о тайне бытия, утверждает мысль о единстве
человека и природы. Актуальность исследования заключается и в том, что прозревающее видение мира
Г. Айги необходимо сегодняшнему обществу, оно помогает человеку осмыслить себя, свое место в этом
мире. Исследование художественного стиля Г. Айги и Ш. Бодлера через специфику представления мотива
«природа» позволяет глубже раскрыть смысловое пространство его произведений, представить его в русле
синтеза живописца и художника слова, создавшего удивительные полотна и прозаические миниатюры.
В качестве материала исследования были использованы стихотворения Г. Айги и публицистические тексты
Ш. Бодлера, Ж. Бюффона и Г. Айги, интересные авторам статьи в контексте изучения стиля индивиду-
ально-художественного творчества. В ходе написания данной статьи были задействованы такие методы
и приемы, как анализ, синтез, сравнение и аналогии, обобщение и абстракция, идеосемантический, мо-
тивный и контекстный анализы. Основной научный вывод статьи: стиль Г. Айги смысловообразующий,
он определяется идеей Природы; его творчество – это «новая поэзия» («айгизм»), синтезирующая в себе чер-
ты реализма, модернизма, романтизма, символизма; это всевидение, всеслышанье, всечувствование; основа
стиля художника – движение мысли. Через мотив «тишины» поэту удалось представить как значимые
ментальные качества чувашского этноса – «лучезарное спокойствие», чистоту души, так и признак иного
мира – символ неземной сущности. Обладая духовным видением, его сознание способно было выходить
за пределы социальной и психологической сфер, создавать конструкции, где через земное мыслилось вечное.
ГИДРОЛАНДШАФТНАЯ ЛЕКСИКА КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА
УДК: 811.511.132’237:556
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Ракин ;
Ландшафтная лексика относится к основному словарному фонду любого естественного языка. Она пред-
назначена для номинации как природных географических объектов, так и антропогенных, возникших
в результате человеческой деятельности. В соответствии с субстанциональными признаками (вода, земля)
в составе ландшафтной лексики можно разграничить две макросистемы – гидроландшафтную лексику
и лексику суши. Каждый из этих компонентов имеет свою внутреннюю структуру, которые различаются
друг от друга как по составу, так и количественными показателями. Лексика суши коми-пермяцкого язы-
ка, например, состоит из следующих разрядов: рельефноландшафтная лексика с тремя подсистемами:
обозначения возвышенностей (вывтас «возвышенность», керöс «гора», мыльк «холм»), лексика равнин-
ного ландшафта (волькытiн «равнина», отаин «долина», кушин «поляна»), лексика низменного ланд-
шафта (увтас «низменность», лажмытiн «низина», гöп «впадина»); обозначения лесного ландшафта
(вöр «лес», яг «бор», рас «роща»); обозначения лугового ландшафта (видз «луг», йöнöд «сырой луг», луд
«пастбищный луг»); обозначения болотного ландшафта (нюр «болото», нитша нюр «моховое болото»,
арай «топь»). Предметом лингвистического анализа в статье является гидронимическая лексика коми-
пермяцкого языка, которая не относится к категории собственных имен существительных, а является
нарицательными словами и содержится в словарях общеупотребительной лексики. Исходя из предметно-
понятийного содержания номинативных единиц в работе выделяются и рассматриваются две категории
гидронимов. Одна из них является системообразующей или доминантной, она представляет собой обо-
значения основных типов водных объектов данной территории. Вторая группа сосредоточена вокруг
доминантных единиц и выступает по отношению к ним внутрисистемными образованиями. Основу гид-
роландшафтной лексики коми-пермяцкого языка составляют обозначения исконного происхождения.
Начало формирования иноязычного компонента относится к общепермской эпохе, большинство не исконных
названий являются поздними заимствованиями, проникшими из русского языка. Другие типы заимство-
ваний (прибалтийско-финские, обско-угорские, самодийские, тюркские) здесь отсутствуют.
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МЕТАЖАНРА И ТИПЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ БЕЛАРУСИ
УДК: 82-3:778.534(476)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Викторовна Романова;
В статье рассматривается специфика художественно-документального метажанра и типы его функциони-
рования в современной русскоязычной прозе Беларуси. Активное распространение художественно-
документальных форм в творчестве русскоязычных авторов Беларуси на рубеже ХХ–ХХI веков определяет
актуальность их изучения. Внимание исследователей к природе сложных синтетических образований,
обеспечивающих «надыдейное» повествование, обусловливает интерес к проблеме метажанра. Цель – опре-
делить своеобразие художественно-документального метажанра и типы его функционирования в совре-
менной русскоязычной прозе Беларуси. В результате исследования нами было выявлено, что специфика
художественно-документального метажанра проявляется в фикциональной способности текста преобра-
зовывать двухмерность повествования в новую метареальность, при которой художественная организация
и достоверность изображаемого находят выражение в построении авторского мирообраза. В зависимости
от соотношения формально-содержательных признаков в творческой системе русскоязычных авторов
Беларуси предлагается условно выделять три типа функционирования художественно-документального
метажанра, в которых фактуальное содержание превышает фикциональное, фактуальное – находится
в органическом синтезе с фикциональным, фикциональное – выступает основой повествования.
ЛЕКСЕМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АПОТРОПЕЙНОЙ МАГИИ, В РУССКИХ, МАРИЙСКИХ И АНГЛИЙСКИХ СУЕВЕРИЯХ
УДК: 81`37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Евгеньевна Флигинских;
Суеверия, несущие в себе опыт поколений, всегда играли важную роль в обрядах перехода.
Выделяют несколько типов суеверий, один из самых распространенных – это обережные суеверия. Такие
суеверия предписывают, что нужно сделать, чтобы обеспечить защиту. В состав защитных суеверий вхо-
дят элементы, имеющие апотропейный характер. Целью данной статьи является сравнение обрядовых
народных суеверий русского, марийского и английского языков, содержащих элемент апотропейной
магии. Материалы и методы. Материалом для сравнения послужили суеверия из сборников на трех
языках, описания традиций и обрядов в книжных изданиях и интернет-источниках, рассказывающие
о таких обрядах перехода, как беременность, роды, свадьба и похороны. Результаты исследования,
обсуждения. В ходе исследования было выделено четыре группы апотропейных элементов: 1) названия
животных и растений, 2) элементы антропогенного характера (одежда, украшения, пища, предметы бы-
та), 3) элементы стихии (огонь, вода, металл), 4) цвета и звуки. Заключение. В результате исследования
были сделаны следующие выводы. Наибольшее число упоминаний предметов апотропейного характера
приходится на марийский язык и на такие обряды перехода, как рождение ребенка и свадьба. Были выде-
лены апотропейные элементы, универсальные и уникальные для трех исследуемых языков.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОЭТА В БЕЛЛЕТРИЗОВАННОЙ БИОГРАФИИ И. А. НОВИКОВА «ПУШКИН В ИЗГНАНИИ»
УДК: 82-3
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Цзинна Чжан;
В настоящей статье рассматриваются тексты поэтических произведений А. С. Пушкина,
включенные в беллетризованную биографию И. А. Новикова «Пушкин в изгнании». Популярность бел-
летризованной биографии в XX веке, обращение писателей к данному жанру объясняется его актуально-
стью в период изменений в обществе, необходимостью опоры на идеалы прошлого. Беллетризованная
биография писателя как особый жанр отчасти раскрывает особенности эпохи; использование художест-
венного домысла помогает реконструировать жизнь героя в ее непрерывном развитии. Цель: обозначить роль
лирических текстов А. С. Пушкина для понимания образа поэта в дилогии И. А. Новикова. Материалы
и методы. В исследовании применяются методы анализа, синтеза, а также интертекстуальный подход.
Предметом исследования являются тексты лирических произведений А. С. Пушкина, включенные в белле-
тризованную биографию «Пушкин в изгнании». Результаты исследования, обсуждения. Взаимодейст-
вие автора и героя в беллетризованной биографии проявляется в отборе документальных материалов;
с помощью интуиции, образного восприятия действительности биограф стремится раскрыть истинную
сущность своего героя-писателя. Создавая образ поэта в дилогии, И. А. Новиков активно использует тек-
сты лирических произведений А. С. Пушкина. Автор представляет героя как цельную личность, поэтому
рассматривает жизнь поэта в годы ссылки в тесной связи с его творчеством в этот период. Заключение.
Новиков подробно воссоздает процесс создания стихотворений, показывает, как формируется гений
Пушкина. Лирические тексты иллюстрируют эмоциональное состояние героя, отражают его впечатле-
ния, переживания. Наделенный особым мировосприятием, герой Новикова изображает окружающую его
действительность в опоэтизированном, преображенном виде.
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ
УДК: 37.04
Раздел: Современные стратегии развития образования: от проектов к результатам
Авторы: Лариса Сергеевна Пастухова;
В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как к открытому воспитатель-
ному пространству развития гражданских качеств молодежи. Актуальность такой постановки вопроса про-
диктована авторским опытом реализации молодежных социальных проектов в институциональных и не-
институциональных формах работы с детьми и молодежью и анализом его результатов. Материалы
статьи основаны на анализе многолетнего опыта проведения Всероссийского конкурса молодежных
авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое разви-
тие российских территорий «Моя страна – моя Россия» (2003–2019 гг.), Конкурса по выявлению лучшего
педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017).