ВЕСТНИК 2(34) 2019

Название:
ВЕСТНИК 2(34) 2019
Номер:
2
Год:
2019
Дата публикации на сайте:
2019-06-14 13:58:18
Полный журнал в PDF:
ФОРМИРОВАНИЕ ГАРМОНИЧНО РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В КОНТЕКСТЕ КРОСС-КУЛЬТУРНОГО ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ВЗАИМОСВЯЗИ УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК: 37.01
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Алина Халиловна Ахмедьянова ;
В статье представлена авторская интерпретация кросс-культурного гуманитарного образования, которая должна внедряться постепенно в систему школьного образования, как эффективная модель форми- рования гармонично развитой личности обучающегося, отвечающая требованиям нашего многонациональ- ного российского общества. Исследование проведено в Башкирском лицее № 1 города Учалы Республики Башкортостан. Цель. Выявление актуальных форм взаимодействия урочной и внеурочной деятельности в контексте кросс-культурного гуманитарного образования школы, способствующих формированию гармонично развитой личности обучающегося. Материалами и методами исследования стали: изуче- ние литературы по данной теме исследования, педагогический опыт автора данной статьи, анализ прове- денных занятий в школах, теоретическое и практическое моделирование кросс-культурного гуманитарного образования. Результат исследования показал эффективное и продуктивно-творческое взаимодействие урочных занятий по истории с деятельностью исторического кружка в контексте кросс-культурного гуманитарного образования школы. Такой процесс взаимодействия в образовательной среде школы непосредственно направлен на формирование гармонично развитой личности обучающегося путем включения обучающегося в различную созидательно-творческую деятельность, направленную непосред- ственно на этнокультурное взаимодействие, взаимообмен и на получение определенного культурного опыта, в ходе которого формируется развитое чувство толерантности, уважение и гуманные межкуль- турные отношения. В свою очередь толерантность, уважение и гуманные межкультурные отношения являются одними из главных духовно-нравственных качеств гармонично развитой личности, вырабаты- вающиеся на основе ценностей народов Российской Федерации, на основе исторических и национально- культурных традиций того или иного этноса. Следовательно, такую модель личности возможно получить лишь в образовательной среде, которая должна быть построена на основе культурно-исторического принципа, заложенного в основу кросс-культурного гуманитарного образования.
ФИЗИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ
УДК: 373.545
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Валерий Александрович Белянин; Алена Игоревна Исаева;
Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме повышения качества обучения физике учащихся средних школ. Приводится авторский подход к решению этой проблемы посредством выделе- ния из учебного материала и изучения учащимися физических ситуаций. В работе уточняется понятие физической ситуации как объекта изучения, дается анализ и направления использования физических ситуаций для организации учебного исследования учащихся по физике. Под физической ситуацией понимается система внешних условий по отношению к какому-либо выделенному субъектом физическому объекту, участвующему в одном или нескольких физических явлениях. Состояние объекта или изменение его состояния может быть описано соответствующими этим явлениям законами, в которые могут входить определенные физические величины. В статье рассмотрен содержательный аспект физической ситуации, включающий объективно существующий или субъективно выделенный объект и его окружение: явление, модель, величины, закон и физические процессы. Показано, что физическая ситуация является системным образованием, выделяемым субъектом с определенной дидактической целью, например, с целью изучения ее структуры и структурных составляющих: теорий, моделей, законов, физических величин и физических процессов. Рассмотрен конкретный пример выделения и последовательности изучения учащимися под ру- ководством учителя физической ситуации на уроке физики. В качестве объекта изучения для построения и анализа конкретной физической ситуации выбрана пружина, модель которой традиционно рассматрива- ется в физике при изучении учащимися упругих тел. Показана последовательность деятельности учителя и ученика при анализе выделенной физической ситуации «Упругость тел». Отмечается, что физические величины для описания явления деформации пружины связаны законом Гука. Процессом в данной физи- ческой ситуации выступает изменение линейных размеров объекта-пружины. Проанализирован содержа- тельный аспект физической ситуации «Упругость тел». В выводах статьи отмечено, что работу учащихся с физическими ситуациями, их выделение и анализ желательно проводить после изучения соответствую- щих тем и разделов физики, при обобщении физического материала, что позволит активизировать работу учащихся и организовать творческое сотрудничество учителя и ученика при изучении физики.
ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ
УДК: 378.881.116.11
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Юрьевна Вылегжанина;
В настоящее время говорится о необходимости перенести акценты в обучении студентов педагогических направлений с теоретической подготовки на практико-ориентированную. Проектную деятельность счи- тают одним из наиболее эффективных инструментов, формирующих у студентов конкретные практиче- ские навыки и умения и развивающих личностные качества. В статье рассматривается опыт организации проектной деятельности студентов Вятского государственного университета. Цель исследования – выявить проблемы, возникающие у студентов, занимающихся проектной деятельностью, и предложить возмож- ные пути их решения. Методы исследования: теоретические (анализ литературы по проблеме исследо- вания) и практические (опрос, наблюдение, анализ эмпирического опыта). Результаты исследования, обсуждения. Выявлен низкий уровень мотивации студентов к осуществлению проектирования. Описаны трудности, возникшие в ходе организации проектной деятельности студентов: в анализе проблемной ситуа- ции, в формулировании противоречий и проблемы, в постановке цели разных типов проектов, в определении образовательных результатов, в распределении временных ресурсов и самоконтроле. Отмечен низкий уровень креативности студентов, а также сложности в командообразовании, обусловленные субъектив- ным подходом к организации проектных групп. Предложены пути решения возникших затруднений. Полученные данные сопоставлены с оценками практики проектной деятельности студентов, описанными в научных работах последних лет. Заключение. Делаются выводы о необходимости целостного подхода к методике обучения студентов-педагогов проектной деятельности, о соблюдении принципов систематично- сти, последовательности, повышения уровня сложности проектов при накоплении соответствующего опыта; говорится об обязательности оказания методической поддержки на всех этапах проектирования, переключении ролей субъекта и объекта обучения, обязательной реализации проектов будущих педагогов.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ, РЕСУРСНОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПО УДОВЛЕТВОРЕНИЮ ЯЗЫКОВЫХ ПРАВ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
УДК: 373.1
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Лидия Геннадьевна Иксанова; Светлана Николаевна Фёдорова;
Деятельность школы как общеобразовательной организации требует полноценного организаци- онного, ресурсного и методического обеспечения для решения задач не только обучения, воспитания и раз- вития обучающихся, но и удовлетворения их языковых прав и этнокультурных потребностей. Обеспечение должно соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, нормативно-право- вым, санитарно-гигиеническим, социально-бытовым, противопожарным, антитеррористическим, проти- водиверсионным и другим требованиям. ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» обеспечивает всеми необходимыми условиями процесс осуществления образовательной де- ятельности, в том числе организационным, ресурсным и методическим обеспечением по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся. Наиболее важной проблемой на данный момент является вопрос обеспечения учебно-методическими и финансово-экономическими ресурсами деятельности образовательной организации в этом направлении. Цель исследования: теоретическая разра- ботка и экспериментальная апробация модели организационного, ресурсного и методического обеспечения деятельности образовательной организации по удовлетворению языковых прав и этнокультурных потребно- стей обучающихся в условиях национальной президентской школы. Материалы и методы. В соответствии с целями и задачами в исследовании использовались теоретические методы (системный анализ проблемы исследования, структурно-функциональный анализ образовательной среды школы, анализ образователь- ных стандартов, учебных программ, теоретическое обобщение результатов исследования), эмпирические методы (наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент), статистические методы (методы математической обработки данных). Материалами исследования послужили учебные программы, прото- колы педагогических советов, журналы выдачи аттестатов, классные журналы и другая школьная доку- ментация ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» и ГБОУ ДОД РМЭ «Национальная президентская школа искусств». Результаты, обсуждение. На основе данных мониторин- га с 2016 г. по 2019 г. по отношению обучающихся, педагогов и родителей к решению задач по удовлетво- рению языковых прав и этнокультурных потребностей обучающихся был сделан вывод о том, что органи- зационное, ресурсное и методическое обеспечение ГБОУ Республики Марий Эл «Национальная президентская школа-интернат» соответствует всем требованиям и является важным показателем перспек- тив развития школы. Заключение. На современном этапе развития поликультурного общества в условиях функционирования школ с этнокультурным составом особую значимость приобретают вопросы разра- ботки научно-методологического и методического содержания общего образования на этнокультурной и бикультурной основе, опирающегося, с одной стороны, на общечеловеческие ценности, а с другой – на национально-культурные и регионально-этнические традиции. Решение этих вопросов требует разра- ботки и внедрения эффективных механизмов управления педагогическим процессом этнокультурной направленности и полного его организационного, ресурсного и методического обеспечения.
СТРАТЕГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСРЕДСТВОМ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ: ОТ НАЦИОНАЛЬНОГО К МЕЖДУНАРОДНОМУ
УДК: 327:304.44
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Павел Сергеевич Козлов; Светлана Александровна Романова; Мария Сергеевна Романова;
Добровольчество как институт гражданского общества становится в современной России все более активным, в том числе в студенческой среде, и решает целый спектр социальных задач – от орга- низации досуга детей, подростков и молодежи, включения их в активную деятельность до оказания со- циальной помощи нуждающимся, проведения профилактики вредных привычек, заботы о бездомных животных и так далее. Разнообразны и формы волонтерской деятельности: индивидуальное доброволь- чество, работа в незарегистрированных объединениях и группах, а также в составе зарегистрированных организаций с любой формой собственности. В настоящее время важным представляется поиск стратегий взаимодействия и информационного обмена в сфере волонтерства как на национальном, так и на между- народном уровне. Цель данной статьи – показать возможность и важность включения российских доб- ровольцев в международную волонтерскую деятельность. Материалы и методы. На основе анализа научной литературы, статистических данных и сравнительного анализа деятельности российского и евро- пейского волонтерских движений, авторы показывают, что стремительные изменения, происходящие в современном социуме, требуют постоянной модернизации и в сфере добровольчества, которое становится все более мультиформатным и многоуровневым, наднациональным, его традиционные формы постоянно дополняются совершенно новыми. Результаты, обсуждение. Авторы статьи делают вывод, что для эффек- тивного развития данного вида социальной активности граждан необходимо, с одной стороны, изучение международного опыта волонтерства, имеющего длительную историю, а с другой стороны, активное включение российских добровольцев в международное волонтерское движение. Заключение. Данное утверждение приобретает особый смысл, так как в условиях продолжающейся глобализации междуна- родное сотрудничество волонтеров различных стран позволит более эффективно решать общие проблемы (например, связанные с помощью пострадавшим от стихийных бедствий в различных уголках мира), а также будет способствовать формированию положительного имиджа российского добровольчества.
ОБ ОФОРМЛЕНИИ СПИСКОВ ЛИТЕРАТУРЫ НАУЧНОГО ИЗДАНИЯ В СООТВЕТСТВИИ С ГОСТАМИ (К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ПУБЛИКАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА)
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Ольга Сергеевна Крылова; Дмитрий Александрович Крылов;
Ссылки, списки литературы, библиографические списки являются важным элементом как учебной (реферат, курсовая и дипломная работа), так и научной (статья, диссертация) работы. Опыт оформления библиографии по ГОСТу является необходимым для автора научного исследования. С 1 июля 2019 год вступает в силу новый ГОСТ-7.0.100-2018, вызывающий вопросы: что изменится в оформлении списка литературы, для кого предназначен новый ГОСТ и отменяет ли он старые? Цель: рассмотреть опти- мальные и при этом не искажающие основного предназначения библиографического списка научной работы варианты оформления по государственным стандартам по информации, библиотечному и издательскому де- лу. Цель конкретизируется в следующих задачах: разобраться в различиях действующих ГОСТов с точки зрения составителя списка литературы в научном исследовании, дать комментарии к спорным моментам действующих ГОСТов по библиографическому описанию. Методы: теоретико-методологический ана- лиз, систематизация и обобщение данных педагогической, научно-методической, нормативно-правовой литературы по исследуемой проблеме, использование комплекса взаимосвязанных теоретических методов исследования, соответствующих предмету исследования и поставленным задачам. Обсуждения. Рассматри- ваются стандарты библиотечно-издательского дела по библиографическому описанию, наиболее часто используемые в современных научных работах, освещаются спорные моменты. Выводы. Предназначение списка литературы – документально подтвердить и обосновать достоверность и точность приводимых в тексте работы фактов, статистических данных, цитат и других сведений, заимствованных из различных источников, соблюдая тем самым этику научных публикаций; показать глубину проработанности по- ставленной проблемы; предоставить читателю возможность осуществить быстрый поиск заинтересовав- шего его исследования из списка. При составлении необходимо в первую очередь ориентироваться на требования структурного подразделения, под руководством которого выполняется работа.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОНСАЛТИНГА В ВУЗЕ
УДК: 378.2
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Сергей Юрьевич Лаврентьев; Дмитрий Александрович Крылов ;
В настоящее время становление педагогического консалтинга происходит под влиянием слож- ных процессов реформирования системы образования, характерных для постиндустриального этапа разви- тия экономики, основанной на знаниях. Эти процессы определены в целевых проектах инновационного развития России до 2020 года, пространственного развития Российской Федерации до 2025 года и других. Цель статьи – на основе выявленных основных векторов развития консалтинга в России и за рубежом определить совокупность и раскрыть основной понятийный аппарат, связанный с разработкой и реализа- цией инновационных технологий педагогического консалтинга в организациях высшего образования. Материалы и методы. Исследование осуществлялось на базе факультета общего и профессионального образования ФГБОУ ВО «Марийский государственный университет». Для достижения поставленной цели были использованы теоретические методы (понятийно-терминологический анализ, контент-анализ пси- холого-педагогической, социально-экономической литературы, отражающей выявление инновационных педагогических консалтинговых технологий; функциональный анализ использования инновационных педагогических консалтинговых технологий в различных сферах). В качестве эмпирических методов исполь- зовались педагогическое наблюдение, беседа, социологический анкетный опрос с применением инноваци- онной технологии LMS Moodle. Педагогический консалтинг, в нашем понимании, – это система квалифици- рованной помощи и профессионального сопровождения при освоении личностно-профессиональных компетенций (знаний, умений и навыков) в целях удовлетворения образовательных потребностей человека, общества и государства. При обучении консультантов, репетиторов, наставников, осуществляющих педагоги- ческое консультирование, в вузе могут использоваться следующие инновационные технологии: тьюторское сопровождение проектирования индивидуальной образовательной траектории; коучинг при проведении профессионально направленных дискуссий; модерирование при проведении деловых игр; супервизия в про- цессе поиска, анализа и выработки наилучших решений через оценку альтернативных идей и действий.
РАЗВИТИЕ У СТУДЕНТОВ НАВЫКОВ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
УДК: 811.111:316.48
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Элина Ирковна Муртазина ;
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время существует необ- ходимость развития навыков разрешения конфликтов у будущих специалистов, особенно у тех из них, чья профессия связана с общением с людьми. Успешное формирование данных навыков зависит от использо- вания на занятиях по иностранному языку комплекса методов активного обучения, которые способствует активизации познавательных способностей учащихся, созданию творческой атмосферы и духу соревно- вательности, развитию ассоциативного мышления, преодолению языкового барьера. Цель: развитие у студен- тов навыков разрешения конфликтов с помощью отобранного дидактического материала, распределенного по трем модулям, и методов активного обучения, а также прослеживание динамики сформированности данных навыков. Материалы и методы. Теоретическими методами исследования являлись анализ педа- гогической литературы по диагностике поведения учащихся в конфликте и педагогическое моделирова- ние; эмпирическими методами выступали анкетирование с помощью опросника К. Томаса – Р. Килмана и наблюдение. Результаты исследования, обсуждения. Внедрение отобранного дидактического материала по теории конфликтов в форме групповой работы с использованием методов активного обучения (работы в команде, видеоматериалов, ролевой игры, мозгового штурма) способствовало постепенному усвоению студентами природы конфликтов, формированию у учащихся навыков их эффективного разрешения, повы- шению мотивации к изучению английского языка. Повторное анкетирование в конце эксперимента выявило положительную динамику развития данных навыков в экспериментальных группах, а именно: уменьшение количества студентов, выбирающих стиль «избегание», увеличение количества студентов, отдающих предпо- чтение конструктивным способам разрешения конфликтов – компромиссу и сотрудничеству. Результаты наблюдения свидетельствуют о появлении навыков самоконтроля, эмпатии и критического мышления. Заключение. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полу- ченных результатов на последующих стадиях профессионального развития студентов при совершенство- вании навыков ведения переговоров, являющихся эффективным методом разрешения конфликтов.
ОСНОВНЫЕ ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ Н. Я. БИЧУРИНА КАК УЧЕНОГО И ПРОСВЕТИТЕЛЯ (КАЗАНСКИЙ ПЕРИОД)
УДК: 929:[811+37+39](470+571)«18»Бичурин
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Эдуард Владимирович Николаев; Татьяна Николаевна Петрова;
Статья посвящена изучению этнопедагогических и социально-культурных факторов становле- ния личности Н. Я. Бичурина и формирования его мировоззрения как научного деятеля, внесшего огром- ный вклад в изучение истории и культуры стран Востока. Цель: на основе историографической литературы и архивно-документальных источников изучить этнопедагогические и социально-культурные факторы становления личности Н. Я. Бичурина и дать характеристику первого – казанского – этапа формирования его научного и социально-философского мировоззрения. В процессе исследования были решены следующие задачи: определить политические и социокультурные факторы зарождения первых новокрещенских школ и духовных семинарий на территории Среднего Поволжья и раскрыть особенности организации учебной и воспитательной работы в них, повседневного быта слушателей Казанской духовной семинарии, в кругу которых формировалась личность молодого Никиты Бичурина. Материалы и методы: рассмотрение изучаемой проблемы основывается на фактических данных дореволюционной историографии, автобио- графическом материале, на принципах историзма, описательности, объективности, на методах обобщения фактов и явлений, исторического моделирования, ретроспективного анализа исторических документов в их совокупности и взаимосвязи и в контексте общих политических и социокультурных, в том числе образо- вательно-просветительных процессов, которые позволили осуществить всесторонний целостно-системный и конкретно-исторический анализ становления и формирования личности Н. Я. Бичурина в среде повседнев- ной жизни учащихся в Свияжской новокрещенской школе и Казанской духовной семинарии во взаимосвязи с влиявшими на нее объективно-историческими условиями и субъективными факторами. Теоретическая и практическая значимость состоит в том, что результаты исследования можно использовать при создании учебных пособий о развитии школы и просвещения в Среднем Поволжье, в учебном процессе при рассмотре- нии значимости исторических личностей в развитии науки и культур, актуализации их научных и фило- софских мировоззрений для реконструкции в современной социокульурной и образовательной практике, при подготовке обобщающих трудов по отечественной истории, истории Русской православной церкви и духовного образования. Материалы работы могут быть использованы также в процессе реформирования современных духовных семинарий. Научная новизна исследования состоит, прежде всего, в актуализации просветительских и социально-философских идей Н. Я. Бичурина в контексте модернизационных процессов в системе православного образования в России и эволюции государственно-церковных отношений, современного межцивилизационного диалога культур. Заключение. Изучение автобиографических данных Н. Я. Бичурина и ретроспективный анализ его жизнедеятельности дают возможность утверждать, что становление его личности как ученого и формирование мировоззрения происходило в окружающем этнопедагогическом пространстве (микросреда: сельская семья и общинные трудовые традиции, нефор- мальные школы жизни – улица, двор, общение, совместный труд со взрослыми и др.) и культурно-образо- вательной среде (педагогическое пространство в учебных заведениях – Свияжской новокрещенской школе и Казанской духовной семинарии), где шло активное становление Никиты Бичурина как личности).
ГЕНЕЗИС СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЕЙ В АЛЖИРЕ
УДК: 377.8
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Наима Си Насер; Елена Валентиновна Кондратенко;
Проблема подготовки учителей для национальных школ является центральной для систем образования стран Магриба. В статье представлены результаты исследования развития системы профессиональной подготовки педагогов в Алжире. Целью исследования является выявление основных тенденций генезиса алжирской национальной системы непрерывного педагогического образования. Основными методами исследования являются сравнительно-исторический анализ, обобщение теории и практики развития профес- сиональной подготовки педагогов в Алжире. Авторами выделены основные этапы развития системы алжирского образования в целом, начиная с доисламского периода: доколониальный (до 1848 года), колониальный (1848–1962 гг.), деколониальный (1962–2003 гг.) и современный (с 2003 года), конкрети- зированы проблемы, определены движущие силы и детерминанты развития системы профессиональной подготовки в рамках каждого из выделенных этапов. Особое внимание уделено изменениям в системе образования Алжира, которые произошли после признания независимости страны в 1962 году. Проведен системный теоретико-методологический анализ проблемы государственной деятельности в области педаго- гического образования как основной детерминанты модернизации национальной системы образования в Алжире, выявлены социальные и управленческие характеристики данного процесса. Результатами исследования стало выявление основных тенденций развития национальной системы профессиональной подготовки алжирских педагогов на современном этапе: непрерывность образования учителей, вариа- тивность образовательных траекторий, модернизация содержания и технологий педагогического образо- вания, повышение его качества, увеличение сегмента дистанционного образования. При этом авторы подчеркивают важность достижения современного качества педагогического образования, обеспечение его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе сочетания инновационных стратегий и конструктивных традиций национального алжирского образования.
АДАПТИВНАЯ СИСТЕМА ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ МАТЕМАТИКЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АЛГОРИТМИЧЕСКИХ СХЕМ
УДК: 372.851+378.147
Раздел: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Альбина Алексеевна Темербекова;
В статье рассматривается новый подход обучения студентов – адаптивная система обучения математике с использованием алгоритмических схем, позволяющих выстраивать учебный материал в соответствии с определенным алгоритмом изучения математических объектов или их свойств. Введение. Модерниза- ция российского образования, требования Национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 года выявили комплекс проблем, связанных с профессиональной подготовкой квалифицирован- ных специалистов, в том числе математической. Одним из путей повышения качеств математической подготовки будущих специалистов на современном этапе является целенаправленное формирование алгоритмической культуры студентов, являющейся необходимым условием и средством профессиональной подготовки будущего специалиста. Использование алгоритмических схем в процессе обучения студентов вуза математике способствует развитию алгоритмической культуры и формированию профессиональной направленности будущего специалиста. Цель: определение эффективности внедрения адаптивной системы обучения студентов математике с использованием алгоритмических схем посредством оценки динамики ее развития. Материалы и методы. Для определения уровня алгоритмической культуры студен- тов как результата использования адаптивной системы обучения математике были использованы показа- тели обученности студентов вуза, способность строить алгоритмические схемы для построения мате- матических теорий, способность использовать их в учебной деятельности. Результаты исследования, обсуждения. Решение учебных задач в рамках адаптивной системы обучения с использованием алгоритми- ческих схем способствовало развитию навыков использования проектной деятельности в построении опреде- ленных алгоритмов. Анализ результатов анкетирования выявил положительную динамику уровня обученно- сти студентов в учебном процессе с использованием алгоритмических схем. Заключение. Использование адаптивной системы обучения студентов математике с помощью алгоритмических схем способствует повышению качества обучения, развитию профессиональной компетентности, что доказывает успешность проведенного эксперимента.
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ТРАДИЦИЙ ГОСТЕПРИИМСТВА В МАРИЙСКИХ ГОСТЕВЫХ ПЕСНЯХ
УДК: 398.89
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Любовь Алексеевна Абукаева;
В марийском семейно-обрядовом фольклоре в качестве особого средства организации обрядо- вых действ, связанных с приемом гостей, выступают песни. Исполнение определенной гостевой песни инициирует действия как хозяев, так и гостей, определяет их поведение. Цель данной работы – описать типовые ситуации гостевания, репрезентированные в текстах марийских гостевых песен, выявить функ- ции песен. Материалы и методы. В качестве объекта исследования выступают тексты песен, собран- ные автором статьи в 1989–2019 гг. Для достижения поставленной цели использовались описательный метод, а также контекстологический анализ и элементы сравнительно-сопоставительного метода. Результаты исследования, обсуждения. Гостевые песни мари на сегодняшний день продолжают функ- ционировать, играя роль своеобразного способа общения. Как вид социокультурной коммуникации и как результат и продукт творческой деятельности и импровизации, гостевая песня организует диалог, кото- рый строится по своим законам. Встреча гостей (с благодарностью за приезд = приход), их угощение (вплоть до порядка подачи блюд), благодарность гостей (за приглашение и радушный прием), встречное приглашение в гости, проводы гостей по установленному порядку – основные типовые ситуации фольк- лорной коммуникации, нашедшие отражение в гостевых песнях восточных мари. Тексты песен отличаются высокой степенью информативности и дают полное представление о марийских традициях гостеприимства. Гостевые песни представляют собой мегатекстовые образования и функционируют как единое дискур- сивное целое. Они и сопровождают ситуации приема гостей, и могут сами определять ход событий, свя- занных с приемом гостей, а также поведение гостей и хозяев. Кроме того, рисуя картину определенного фрагмента приема гостей, песня позволяет исполнителю выразить свои чувства, переживания, пожелания.
РИТМООБРАЗУЮЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЗДАНИЯ ПОРТРЕТОВ ПЕРСОНАЖЕЙ В «ЛИТЕРАТУРНОМ ВЕЧЕРЕ» И. А. ГОНЧАРОВА
УДК: 821.161.1
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Гульзада Гадульяновна Багаутдинова;
И. А. Гончаров является признанным «живописцем» русской литературы, классиком портрет- ных описаний. Средства создания портрета различны, а исследование ритмообразующих факторов как способа создания литературного портрета достаточно немногочисленны. В стихотворной речи ритм воз- никает преимущественно на уровне формы (метр, рифма, строфа). Ритм художественной прозы создают повторы на разных уровнях содержания и формы художественного произведения. Цель: выявить неко- торые ритмообразующие средства создания портретов персонажей в «Литературном вечере» Гончарова. Материалы и методы. Предметом исследования является позднее произведение писателя, позволяю- щее выявить некоторые закономерности, присущие малой и романной прозе Гончарова. Основные мето- ды исследования – историко-генетический и типологический. Результаты исследования, обсуждения. Изучение ритма как способа создания портретов персонажей – наименее изученный аспект поэтики Гон- чарова. Научная новизна статьи определяется исследованием ритмообразующих факторов в создании не- которых портретов в «Литературном вечере» Гончарова. Заключение. Писатель сосредоточивает внима- ние на изображении акустической, визуализированной, аудиальной детали или подробности. Уникальную роль в создании портрета играет интертекст и ритм. Ритмообразующие средства в создании портретных описаний различны: ритм возникает как на уровне семантической, метатекстуальной соотне- сенности одного персонажа с другим, так и создается лексическими, грамматическими повторами.
ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО МОКША-МОРДОВСКОГО СЕЛА БАХИЛОВО НА САМАРСКОЙ ЛУКЕ
УДК: 94(09)(=16/=43)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Николай Валерьевич Беленов;
Настоящая работа посвящена введению в научный оборот и этимологизации географических названий, составляющих топонимическое пространство мокша-мордовского села Бахилово на Самарской Луке. Данная тематика ранее не являлась объектом специальных исследований, что определяет актуаль- ность представленной статьи. Цель исследования. Введение в научный оборот и анализ мокша- мордовской топонимии окрестностей села Бахилово на Самарской Луке, на основании характерных осо- бенностей местного мокша-мордовского говора, своеобразной географической лексики и этнической ис- тории бахиловской мордвы. Материалы и методы. Лексический материал для исследования собирался автором в ходе экспедиций 2017–2018 годов, в ходе которых использовался полевой метод сбора данных. При интерпретации собранного материала использовался этимологический и семантический анализ, структурно-сопоставительный и ареальный методы. Результаты исследования, обсуждения. Проведен- ные исследования показали, что бахиловский говор мокша-мордовского языка в результате процессов замещения коренного населения приезжим, обрусения и естественной убыли, пострадал сильнее, чем другие самаролукские говоры мокша-мордовского языка – торновский и шелехметский. Вместе с тем, в среде как мокша-мордовского, так и иноэтничного населения села пока еще сохраняется мокша-мордовская топо- нимическая номенклатура, хотя процессы деэтимологизации и переосмысления мокшанских названий на основе созвучия со словами русского языка дают о себе знать (смотрите ниже народную этимологию топонимов Пачкарайка и Пичкужу). Проведенные исследования позволили ввести в научный оборот новые данные по топонимической номенклатуре бахиловской мордвы, а также уточнить форму и этимологизацию ряда ранее известных топонимов: на основе характеристических особенностей бахиловского говора мокша- мордовского языка и бытующей в нем географической терминологии. Заключение. Собранные и представ- ленные в данной работе материалы по топонимической номенклатуре окрестностей мокша-мордовского села Бахилово на Самарской Луке составят надежную базу для дальнейших этноисторических и этно- языковых исследований бахиловской мордвы.
СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЙ СТИЛЬ Г. Н. АЙГИ (В КОНТЕКСТЕ СУЖДЕНИЙ О СТИЛЕ Ж. БЮФФОНА, Ш. БОДЛЕРА)
УДК: 821.512.111(092)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Галина Алексеевна Ермакова; Марина Петровна Савирова; Надежда Ивановна Якимова; Ольга Геннадиевна Владимирова;
В статье рассматриваются особенности творчества Г. Н. Айги, поэта из Чувашии, оставившего заметный след во всей отечественной литературе ХХ века, а также и в мировой культуре. Цель данной работы – на основе анализа перекликающихся суждений о стиле Г. Айги, французского поэта Шарля Бодлера, уче- ного-натуралиста Жоржа Луи Лекларка де Бюффона, а также поэтического творчества Г. Айги определить особенности его художественного стиля. Представляет интерес и то, что Г. Н. Айги, изящно сочетая сло- ва, придавая им глубокий смысл, репрезентирует окружающую действительность, человека, при этом художник слова, используя новую ритмическую разработку, свободный стих, не повторяет готовых ре- шений, а создает свой оригинальный стиль. Поэт, рассуждая о тайне бытия, утверждает мысль о единстве человека и природы. Актуальность исследования заключается и в том, что прозревающее видение мира Г. Айги необходимо сегодняшнему обществу, оно помогает человеку осмыслить себя, свое место в этом мире. Исследование художественного стиля Г. Айги и Ш. Бодлера через специфику представления мотива «природа» позволяет глубже раскрыть смысловое пространство его произведений, представить его в русле синтеза живописца и художника слова, создавшего удивительные полотна и прозаические миниатюры. В качестве материала исследования были использованы стихотворения Г. Айги и публицистические тексты Ш. Бодлера, Ж. Бюффона и Г. Айги, интересные авторам статьи в контексте изучения стиля индивиду- ально-художественного творчества. В ходе написания данной статьи были задействованы такие методы и приемы, как анализ, синтез, сравнение и аналогии, обобщение и абстракция, идеосемантический, мо- тивный и контекстный анализы. Основной научный вывод статьи: стиль Г. Айги смысловообразующий, он определяется идеей Природы; его творчество – это «новая поэзия» («айгизм»), синтезирующая в себе чер- ты реализма, модернизма, романтизма, символизма; это всевидение, всеслышанье, всечувствование; основа стиля художника – движение мысли. Через мотив «тишины» поэту удалось представить как значимые ментальные качества чувашского этноса – «лучезарное спокойствие», чистоту души, так и признак иного мира – символ неземной сущности. Обладая духовным видением, его сознание способно было выходить за пределы социальной и психологической сфер, создавать конструкции, где через земное мыслилось вечное.
ГИДРОЛАНДШАФТНАЯ ЛЕКСИКА КОМИ-ПЕРМЯЦКОГО ЯЗЫКА
УДК: 811.511.132’237:556
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Анатолий Николаевич Ракин ;
Ландшафтная лексика относится к основному словарному фонду любого естественного языка. Она пред- назначена для номинации как природных географических объектов, так и антропогенных, возникших в результате человеческой деятельности. В соответствии с субстанциональными признаками (вода, земля) в составе ландшафтной лексики можно разграничить две макросистемы – гидроландшафтную лексику и лексику суши. Каждый из этих компонентов имеет свою внутреннюю структуру, которые различаются друг от друга как по составу, так и количественными показателями. Лексика суши коми-пермяцкого язы- ка, например, состоит из следующих разрядов: рельефноландшафтная лексика с тремя подсистемами: обозначения возвышенностей (вывтас «возвышенность», керöс «гора», мыльк «холм»), лексика равнин- ного ландшафта (волькытiн «равнина», отаин «долина», кушин «поляна»), лексика низменного ланд- шафта (увтас «низменность», лажмытiн «низина», гöп «впадина»); обозначения лесного ландшафта (вöр «лес», яг «бор», рас «роща»); обозначения лугового ландшафта (видз «луг», йöнöд «сырой луг», луд «пастбищный луг»); обозначения болотного ландшафта (нюр «болото», нитша нюр «моховое болото», арай «топь»). Предметом лингвистического анализа в статье является гидронимическая лексика коми- пермяцкого языка, которая не относится к категории собственных имен существительных, а является нарицательными словами и содержится в словарях общеупотребительной лексики. Исходя из предметно- понятийного содержания номинативных единиц в работе выделяются и рассматриваются две категории гидронимов. Одна из них является системообразующей или доминантной, она представляет собой обо- значения основных типов водных объектов данной территории. Вторая группа сосредоточена вокруг доминантных единиц и выступает по отношению к ним внутрисистемными образованиями. Основу гид- роландшафтной лексики коми-пермяцкого языка составляют обозначения исконного происхождения. Начало формирования иноязычного компонента относится к общепермской эпохе, большинство не исконных названий являются поздними заимствованиями, проникшими из русского языка. Другие типы заимство- ваний (прибалтийско-финские, обско-угорские, самодийские, тюркские) здесь отсутствуют.
СПЕЦИФИКА ХУДОЖЕСТВЕННО-ДОКУМЕНТАЛЬНОГО МЕТАЖАНРА И ТИПЫ ЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЯЗЫЧНОЙ ПРОЗЕ БЕЛАРУСИ
УДК: 82-3:778.534(476)
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Светлана Викторовна Романова;
В статье рассматривается специфика художественно-документального метажанра и типы его функциони- рования в современной русскоязычной прозе Беларуси. Активное распространение художественно- документальных форм в творчестве русскоязычных авторов Беларуси на рубеже ХХ–ХХI веков определяет актуальность их изучения. Внимание исследователей к природе сложных синтетических образований, обеспечивающих «надыдейное» повествование, обусловливает интерес к проблеме метажанра. Цель – опре- делить своеобразие художественно-документального метажанра и типы его функционирования в совре- менной русскоязычной прозе Беларуси. В результате исследования нами было выявлено, что специфика художественно-документального метажанра проявляется в фикциональной способности текста преобра- зовывать двухмерность повествования в новую метареальность, при которой художественная организация и достоверность изображаемого находят выражение в построении авторского мирообраза. В зависимости от соотношения формально-содержательных признаков в творческой системе русскоязычных авторов Беларуси предлагается условно выделять три типа функционирования художественно-документального метажанра, в которых фактуальное содержание превышает фикциональное, фактуальное – находится в органическом синтезе с фикциональным, фикциональное – выступает основой повествования.
ЛЕКСЕМЫ, ОБОЗНАЧАЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АПОТРОПЕЙНОЙ МАГИИ, В РУССКИХ, МАРИЙСКИХ И АНГЛИЙСКИХ СУЕВЕРИЯХ
УДК: 81`37
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Екатерина Евгеньевна Флигинских;
Суеверия, несущие в себе опыт поколений, всегда играли важную роль в обрядах перехода. Выделяют несколько типов суеверий, один из самых распространенных – это обережные суеверия. Такие суеверия предписывают, что нужно сделать, чтобы обеспечить защиту. В состав защитных суеверий вхо- дят элементы, имеющие апотропейный характер. Целью данной статьи является сравнение обрядовых народных суеверий русского, марийского и английского языков, содержащих элемент апотропейной магии. Материалы и методы. Материалом для сравнения послужили суеверия из сборников на трех языках, описания традиций и обрядов в книжных изданиях и интернет-источниках, рассказывающие о таких обрядах перехода, как беременность, роды, свадьба и похороны. Результаты исследования, обсуждения. В ходе исследования было выделено четыре группы апотропейных элементов: 1) названия животных и растений, 2) элементы антропогенного характера (одежда, украшения, пища, предметы бы- та), 3) элементы стихии (огонь, вода, металл), 4) цвета и звуки. Заключение. В результате исследования были сделаны следующие выводы. Наибольшее число упоминаний предметов апотропейного характера приходится на марийский язык и на такие обряды перехода, как рождение ребенка и свадьба. Были выде- лены апотропейные элементы, универсальные и уникальные для трех исследуемых языков.
ЛИРИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ПУШКИНА КАК СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ОБРАЗА ПОЭТА В БЕЛЛЕТРИЗОВАННОЙ БИОГРАФИИ И. А. НОВИКОВА «ПУШКИН В ИЗГНАНИИ»
УДК: 82-3
Раздел: ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Цзинна Чжан;
В настоящей статье рассматриваются тексты поэтических произведений А. С. Пушкина, включенные в беллетризованную биографию И. А. Новикова «Пушкин в изгнании». Популярность бел- летризованной биографии в XX веке, обращение писателей к данному жанру объясняется его актуально- стью в период изменений в обществе, необходимостью опоры на идеалы прошлого. Беллетризованная биография писателя как особый жанр отчасти раскрывает особенности эпохи; использование художест- венного домысла помогает реконструировать жизнь героя в ее непрерывном развитии. Цель: обозначить роль лирических текстов А. С. Пушкина для понимания образа поэта в дилогии И. А. Новикова. Материалы и методы. В исследовании применяются методы анализа, синтеза, а также интертекстуальный подход. Предметом исследования являются тексты лирических произведений А. С. Пушкина, включенные в белле- тризованную биографию «Пушкин в изгнании». Результаты исследования, обсуждения. Взаимодейст- вие автора и героя в беллетризованной биографии проявляется в отборе документальных материалов; с помощью интуиции, образного восприятия действительности биограф стремится раскрыть истинную сущность своего героя-писателя. Создавая образ поэта в дилогии, И. А. Новиков активно использует тек- сты лирических произведений А. С. Пушкина. Автор представляет героя как цельную личность, поэтому рассматривает жизнь поэта в годы ссылки в тесной связи с его творчеством в этот период. Заключение. Новиков подробно воссоздает процесс создания стихотворений, показывает, как формируется гений Пушкина. Лирические тексты иллюстрируют эмоциональное состояние героя, отражают его впечатле- ния, переживания. Наделенный особым мировосприятием, герой Новикова изображает окружающую его действительность в опоэтизированном, преображенном виде.
СОЦИАЛЬНО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОТКРЫТОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДЕЖИ
УДК: 37.04
Раздел: Современные стратегии развития образования: от проектов к результатам
Авторы: Лариса Сергеевна Пастухова;
В статье предложен подход к социально-проектной деятельности молодежи как к открытому воспитатель- ному пространству развития гражданских качеств молодежи. Актуальность такой постановки вопроса про- диктована авторским опытом реализации молодежных социальных проектов в институциональных и не- институциональных формах работы с детьми и молодежью и анализом его результатов. Материалы статьи основаны на анализе многолетнего опыта проведения Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования, направленных на социально-экономическое разви- тие российских территорий «Моя страна – моя Россия» (2003–2019 гг.), Конкурса по выявлению лучшего педагогического опыта, направленного на формирование гражданской идентичности обучающихся (2017).