ВЕСТНИК 15(3)/2014

Название:
ВЕСТНИК 15(3)/2014
Номер:
15
Год:
2014
Дата публикации на сайте:
2015-04-08 11:17:30
Полный журнал в PDF:
ДОМАШНИЕ БИБЛИОТЕКИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: ПРАКТИКИ ХРАНЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ПРОЧИТАННЫХ КНИГ
УДК: УДК 028.02
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: М. Д. Алексеевский;
Статья посвящена современным практикам собирания, хранения и систематизации книг в домашних библиотеках. Формирование семейных домашних библиотек получило широкое распространение в СССР со второй половины 1970-х гг., в настоящее время, по данным опросов крупных социологических служб, около 75–80 % жителей России имеют дома книжные собрания. Материалы фокус-групп и глубинных интервью, проведенных в декабре 2013 г. в населенных пунктах различного размера (мегаполис — Москва; областной центр — Калуга; рабочий поселок — Березайка Бологовского района Тверской области), позволяют описать и проанализировать основные принципы систематизации и хранения книг в домашних библиотеках у представителей различных социальных слоев, а также рассмотреть используемые стратегии избавления от ненужных книг в условиях, когда уничтожение или выбрасывание книги воспринимается в обществе как культурное табу.
КЛИЧ «КОММУНАРА»
УДК: УДК 070.325
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Р. А. Бушков;
Статья посвящена истории возникновения районной периодической печати в Республике Марий Эл, одним из первых изданий которой явилась газета «Коммунар», выходящая в настоящее время под названием «Край Сернурский» («Шернур вел») и являющаяся официальным средством массовой информации Сернурского муниципального района.
СООТНОШЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО И УНИВЕРСАЛЬНОГО В ПРОЗЕ О. Г. ЧЕТКАРЕВА
УДК: УДК 821.511.131
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Т. И. Зайцева;
В статье рассматривается проза современного удмуртского писателя О. Г. Четкарева в аспекте наци-онального и универсального ее содержания, выявлено их соотношение в художественной структуре произве-дений и определена специфика их проявления в образной системе и поэтике композиции.
АВТОРОЛОГИЯ (ПОНЯТИЙНО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ ОСНОВА)
УДК: УДК 82.0
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: И. П. Карпов;
Статья посвящена проблеме концептуальной целостности понятийной системы авторологии как важнейшей части современного литературоведения.
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. В. ЭЛЬГЕРА В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
УДК: УДК 821.512.111
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы:
ЛИТЕРАТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С. В. ЭЛЬГЕРА В СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ КОНТЕКСТЕ ЭПОХИ
УДК: УДК 821.512.111
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: И. Ю. Кириллова;
В статье рассматривается литературная деятельность классика чувашской литературы С. В. Эльгера. Этапы творческой биографии писателя выстраиваются с учетом социально-политического и культурного контекста эпохи. На основе аналитического обзора наиболее значимых произведений С. В. Эльгера выявляются черты его художнической индивидуальности и общая художественная стратегия его творчества.
ОБ УТРАТЕ И ТРАНСФОРМАЦИИ ОДНОГО ФОНЕТИЧЕСКОГО ЯВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ СОГЛАСНЫХ В РУССКИХ ГОВОРАХ СЕВЕРО-ВОСТОКА РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
УДК: УДК: 408.7
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: А. Г. Лаврентьева;
Статья посвящена исследованию фонетических особенностей русских диалектов северо-восточной части Республики Марий Эл. Материалом для анализа послужили русские говоры в их современном состоянии. Цель работы — проследить изменения в развитии одного фонетического явления в области согласных, а именно: прогрессивного ассимилятивного смягчения заднеязычных согласных.
СМЕНА АКСИОЛОГИЧЕСКОЙ ПАРАДИГМЫ: «ЛЕВША» Н. С. ЛЕСКОВА И «БЛОХА» Е. И. ЗАМЯТИНА
УДК: УДК 882»18»:140.8:26/28
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: И. Н. Михеева;
В работе на основе сопоставительного анализа системы персонажей двух произведений выявляется ак-сиологическая парадигма художественного миромоделирования. Их различие обосновывается сочетанием двух ценностно противопоставленных моделей мира: иерархической и субординационной. На данной основе выявляется смена концепций анализируемых произведений от Лескова к Замятину.
ХАРАКТЕРИСТИКА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ВТОРИЧНЫМ МЕТАФОРИЧЕСКИМ ЗНАЧЕНИЕМ КОЛИЧЕСТВА С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ СПОСОБА СЕМАНТИЧЕСКОЙ ДЕРИВАЦИИ
УДК: УДК 81
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Ю. Л. Нигматзянова; Е. А. Стогова;
В данной статье лексико-семантическая группа имен существительных с вторичным метафорическим значением количества в русском и английском языках охарактеризована с точки зрения способа семантической деривации. По способу семантической деривации изучаемые имена существительные относятся к семантическим дериватам метафорического образного характера, при этом под образностью понимается наличие наглядно-чувственного образа, сохранившего свою актуальность для носителей современного русского и современного английского языков.
РАЗВИТИЕ ПРЯМОЙ ФОРМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ В ТВОРЧЕСТВЕ В. ИВАНОВА
УДК: УДК 821.511.151.0
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: М. В. Рябинина;
Статья посвящена выявлению роли ключевых приемов прямой формы психологического изображения в художественной структуре марийской повести второй половины ХХ века на основе творчества прозаика В. Иванова.
О ВЛИЯНИИ РЕЧЕВОГО СУБСТАНДАРТА НА СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК
УДК: УДК 81'276.4:811.161.1
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Е. Г. Тонкова;
В данной статье рассматриваются взаимодействие и взаимоотношения русского речевого субстандарта и литературного стандарта. Автор считает, что в последние годы влияние арго на стандартный язык, особенно на язык СМИ, заметно усилилось.
ОБРЯДОВЫЕ СУЕВЕРИЯ В КУЛЬТУРЕ РУССКОГО НАРОДА
УДК: УДК 39:008(=161.1)
Раздел: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
Авторы: Е. Е. Флигинских;
В статье рассмотрена классификация обрядов Арнольда ван Геннепа. На основе данной классификации выделены суеверия, характерные для обрядов рождения, свадьбы и похорон русского народа.
ТРЕБОВАНИЯ ФГОС К ОБУЧЕНИЮ ОРФОЭПИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В СОВРЕМЕННЫХ УЧЕБНИКАХ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
УДК: УДК 801.15:373.3
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: И. Н. Андреева; Н. Т. Набиуллина;
В статье рассматриваются требования новых образовательных стандартов, понятие преемственности; проводится сопоставление различных учебников начальной школы по тому, как соблюдается преемственность в формулировке заданий, в изучении норм орфоэпии. Рассматривается толкование терминов русского языка, их формулировка разными авторами в учебниках начальной школы и среднего звена. Анализируются ошибки, допущенные при составлении некоторых учебно-методических комплексов; комментируются новые учебные пособия, их соответствие требованиям ФГОС. Предлагаются варианты решения формирования норм орфоэпии у младших школьников.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РОССИЙСКОГО ПАТРИОТИЗМА
УДК: УДК 172.15:94
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: А. Г. Бахтин;
Русский патриотизм строился на беззаветной любви и преданности к своей Родине. Российское государство являлось для ее народов воплощением защиты и справедливости. Порядок и защиту могла обеспечить только сильная монархическая власть, способная мобилизовать все имеющиеся материальные и людские ресурсы для выполнения важнейших государственных задач. В единый строй защитников Родины как равные ставились и вчерашние враги. Побеждая, Россия расширялась, но завоевание чужих земель не стало целью русского народа, в народной памяти остались только те, кто защищал Родину. Трагические события ХХ в. привели к разъединению русского народа, но русский мир, как и прежде, стремится к объединению, мучительно преодолевая возникшие трудности и политические преграды.
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА НА ДВУХУРОВНЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ
УДК: УДК 371.13:378.2
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Э. М. Воронцова; С. Н. Федорова;
Статья посвящена решению проблемы формирования информационно-коммуникативной компетентности будущих педагогов, представлена модель формирования и результаты апробации предлагаемой модели.
РАЗРАБОТКА БАНКА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО ТЕХНИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА БАКАЛАВРИАТА
УДК: УДК 378
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: И. В. Ишалина; Н. А. Юкина; Д. А. Крылов;
Рассматривается одно из направлений определения качества результатов обучения и уровня сформиро-ванности компетенций обучающихся — использование тестовых заданий. Сформулированы преимущества тестовых заданий по сравнению с традиционными формами контроля знаний студентов, проанализированы требования к их разработке. Поэтапно рассмотрена методика разработки банка тестовых заданий по техническим дисциплинам, приведены примеры по конкретной дисциплине.
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ПСИХОРЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ (ПОЛИКУЛЬТУРНЫЙ РЕГИОН)
УДК: УДК 616.89-008.434,376.1-058.264
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: И. Б. Козина; Е. Ю. Борисова; Е. П. Чернова;
Приводится анализ результатов исследования связного высказывания в пробе «Составление рассказа по серии сюжетных картин» в процессе нейропсихологической диагностики психоречевого развития детей поликультурного региона. Рассказы большинства детей содержат признаки нарушений понимания смысла серии и продуктивности рассказа, обусловленные слабостью функций правого полушария. Выраженной зависимости обнаруженных особенностей от полилингвальности не определяется.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В УСЛОВИЯХ ВУЗА
УДК: УДК 378.14:371.13
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Г. Коротков; С. И. Чупряков; В. К. Кузьмин;
В статье представлен анализ опыта работы по организации учебной практики студентов профиля «Тех-нология и экономика, технология и информатика» в педагогическом вузе. Рассмотрены цели, общие и частные задачи практики, обозначена проблематика и трудности проведения учебной практики студентов. Представлено содержание этапов практики с кратким изложением теоретических вопросов. Раскрыты возможности различных видов контроля при проведении практики.
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
УДК: УДК 378:371.134
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. Ю. Лаврентьев; Д. А. Крылов; В. А. Комелина;
В статье раскрыта необходимость и своевременность формирования конкурентоспособности будущего учителя в современных условиях модернизации российской образовательной системы. Анализ внутренней структуры позволил раскрыть сущность и дать краткую характеристику содержанию исследуемого феномена. В качестве структурных выделены такие компоненты конкурентоспособности будущего учителя, как: мо-тивационно-ценностный, нравственно-эстетический, когнитивный и деятельностно-практический. Взаимосвязь, взаимообусловленность содержательных компонентов конкурентоспособности будущего учителя характеризует системный, целостный характер исследуемого феномена.
ЗДОРОВЬЕ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СТУДЕНТОВ
УДК: УДК 378.172
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: С. А. Мухина; И. С. Зимина;
В статье дается характеристика понятий «здоровье» и «здоровый образ жизни» с позиций ценностных ориентаций человека. Рассматриваются базовые критерии, на основе которых и строится ведение здорового образа жизни. Дается анализ результатов изучения ценностных ориентаций студентов на здоровый образ жизни.
ОСВОЕНИЕ НАРЕЧИЯ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В АСПЕКТЕ РАСШИРЕНИЯ ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЫ МИРА
УДК: УДК 373.3:81
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: М. П. Сычева;
В статье предложена система работы по освоению наречия в начальной школе, способствующая рас-ширению языковой картины мира младшего школьника, повышению его коммуникативной компетенции. Описана апробированная в ходе экспериментального обучения система упражнений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ» ПРИ ИЗУЧЕНИИ ТЕМЫ «СЛОВАРИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
УДК: УДК 811.161.1’374:378
Раздел: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Авторы: Т. А. Христолюбова;
Данная статья имеет практический характер. В ней предлагаются задания (упражнения и проверочная работа в форме теста) для самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» при изучении темы «Словари русского языка», а также приводятся ответы на задания проверочной работы.